СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся с ЗПР 1 класса «Азбука дорожного движения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучение правил доржного движения.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по социальному направлению для обучающихся с ЗПР 1 класса «Азбука дорожного движения»»


ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»







Программа внеурочной деятельности

по социальному направлению

для обучающихся с ЗПР 1 класса


«Азбука дорожного движения»


на 2017-2018 учебный год






















Программу составила учитель начальных классов Т.Ф. Тафинцева



2017-2018 г.



Пояснительная записка


Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа “Азбука дорожного движения это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной  жизни.

Программа создана с учетом особенностей младшего школьного возраста. Способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.

В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.





Общая характеристика программы:



Цель программы: 

  • формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Задачи программы:


Образовательные:

  • формирование у обучающихся устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД;

  • привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

  • обучение школьников ПДД;

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;

  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;

  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.


Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа рассчитана на реализацию в 1-4 классах для обучающихся с ЗПР.


Сроки реализации программы:

Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 часа в неделю в каждом классе.

Итого – 33 часа в год в 1 классе.

Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:

  • тематические занятия

  • практические занятия в «городках безопасности»

  • беседы

  • конкурсы

  • соревнования

  • викторины на лучшее знание правил дорожного движения

  • настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры

  • экскурсии

  • демонстрация фильмов и видеороликов

  • беседы с инспекторами дорожного движения

Основные методы проведения занятий:

словесные:

  • устное изложение, беседы с разбором и анализом дорожного происшествия;

наглядные:

  • показ иллюстраций, картин, схем, табличек по правилам дорожного движения;

практические:

  • практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.



Содержание программы 1 года обучения “Азбука дорожной безопасности”

Улица полна неожиданностей

Безопасность на улице. Наш город, микрорайон, где мы живём.

Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?

Как правильно переходить дорогу.

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

Сигналы (жесты) регулировщика Дорожные знаки Светофор и его сигналы

Пешеходный переходы, их виды и правила пользования

Это должны знать все.

Где можно играть? Движение пешеходов и машин. Наиболее безопасный путь в школу и домой

Мы – пассажиры

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный. Пассажирский транспорт города.

Правила поведения в общественном пассажирском транспорте.

А знаешь ли ты?

А знаешь ли ты, что колесо может и умеет? А знаешь ли ты, из чего сделана машина?

А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?

Обобщающее занятие

Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности

Формирование универсальных учебных действий

Личностные

  • принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

  • уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие;

  • этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;

  • способность к самооценке;

  • начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.

Метапредметные

  • навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

  • умение ставить и формулировать проблемы;

  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

  • установление причинно-следственных связей;

Регулятивные

  • использование речи для регуляции своего действия;

  • адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

  • умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

  • умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;

Коммуникативные

В процессе обучения дети учатся:

  • работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • ставить вопросы;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться и приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».

Уча­щиеся должны знать:

  • эле­менты до­роги и их на­зна­че­ние.

  • что та­кое пе­ше­ход­ный пе­ре­ход обо­зна­че­ния пе­ре­хо­дов.

  • пра­вила поль­зо­ва­ния пе­ре­хо­дами.

  • пра­вила пе­ре­хода про­ез­жей части до­роги вне зоны ви­ди­мо­сти пе­ше­ход­ного пе­ре­хода или пе­ре­кре­стка.

  • что та­кое пе­ре­кре­сток.

  • зна­че­ние сиг­на­лов све­то­фора, пра­вила пе­ре­хода про­ез­жей части по этим сиг­на­лам.

  • зна­че­ние пре­ду­пре­ди­тель­ных сиг­на­лов

  • пра­вила по­ве­де­ния пе­ше­хода на тро­туаре.

  • пра­вила поль­зо­ва­ния го­род­ским мар­шрут­ным транс­пор­том и дру­гими ви­дами транс­порта.

  • пра­вила пе­ре­хода че­рез же­лез­но­до­рож­ные пути.

Уча­щиеся должны уметь:

  • оп­ре­де­лять места пе­ре­хода че­рез про­ез­жую часть.

  • пе­ре­хо­дить че­рез про­ез­жую часть до­роги под на­блю­де­нием и в со­про­во­ж­де­нии взрос­лого.

  • об­ра­щаться за по­мо­щью к взрос­лым в слу­чаях за­труд­не­ний при пе­ре­ходе до­роги, если уро­нил ка­кой-либо пред­мет на про­ез­жую часть и т. п.

  • поль­зо­ваться безо­пас­ной до­ро­гой в школу, кру­жок, ма­га­зин и т. п.

  • ори­ен­ти­ро­ваться на до­роге и оп­ре­де­лять опас­ные си­туа­ции в тем­ное время су­ток.































































































Календарно-тематическое планирование

по программе внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»

п/п


Тема занятия


Форма организации

деятельности.

Количество

часов




Ауд.

Внеауд



Путешествие в историю ПДД (3 часа)


1

07.09

Откуда появились ПДД

Просмотр видеоролика Беседа.

Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах.

1



2

14.09

Кто ввел первые ПДД в нашей стране


1


3

21.09

Тест: «Первые правила дорожного движения».

1




Дорога, что ты расскажешь о себе? (4 часа)


4

28.01

Что значит слово “дорога

Опасные ситуации при переходе дороги. Просмотр видеороликов, викторина

1


5

05.10

Правила поведения на дороге

1


6

12.10

Визы перекрестков


1

7

19.10

Практическое занятие. Выход на улицы города»


1



«Тротуар, что это такое?» (2 часа)


8

26.10

Что значит слово «тротуар

Беседа, просмотр видеоролика

1


9

09.11

Практическое занятие. Выход на тротуары

Города.


1



В гости к Светофору Светофорычу (4 часа)


10

16.11

История возникновения светофора

Правила перехода

Просмотр видеоролика

Ролевые игры

Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток.

1


11

23.11

Визы светофоров


1

12

23.11

Придумай сказку о Светофоре Светофорыче

1


13

30.11

Знание видов светофоров и их сигналов


1



На дороге постовой, а кто он такой (2 часа)


14

07.12

История появления на дорогах постовых

Беседа,


просмотр видеоролика

1


15

14.12

Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИББД на улицах города


1



Транспорт - каким ты быт раньше (2 часа)


16

21.12

Каким был первый транспорт

Просмотр видеоролика


1

17

11.01

Что такое «Огненная тележка»?»

Конкурс поделок «Транспорт прошлого»

1




«Веселый пешеход» (3 часа)


18

18.01

Движение группами

Составление схемы безопасного движения в школу


1

19

25.01

Викторина «Азбука дорог».

1


20

01.02

Мы идём в школу

1




«Мой друг - велосипед» (3 часа)



21

08.02

История появления велосипеда

Просмотр видеоролика

1



22

15.02

Правила движения на велосипеде

Беседа


1

23


22.02


Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!»

Тест: «Знание правил движения на велосипеде».

1


Современный транспорт(3 часа)

24

29.02

Визы транспорта


1


25

07.03

Правила поведения в транспорте.

Игровое мероприятие «Я пассажир».


1

26

14.03

Железная дорога


1




«Что такое ДТП?» (2 часа)

27

28.03

Причины возникновения ДТП

Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД

Создание буклета «Помни, пешеход!».

1


28

04.04

Государственная инспекция безопасности дорожного движения


1




«В стране дорожных знаков».

29

11.04

История возникновения дорожных знаков

Просмотр видеоролика

1


30

18.04

Дорожные знаки и их группы

Конкурс рисунков.

1


31

25.04

Я знаток дорожных знаков

Игра «Угадай, какой знак»


1

32

02.05

Я с дорогой дружу

Викторина

1


33

16.05


Обобщение по ПДД

Викторина


1


34

23.05

Итоговое занятие. “Школа пешехода”.


1


Всего: 34 часа

22

12



Программный материал будет пройден в полном объёме в количестве 34 часов, 1 час праздник (09.5)


















Литература:

  1. “Безопасность на улицах и дорогах”. 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.

  2. “Безопасность на улицах и дорогах”. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.

  3. Методическое пособие для учителей 1–4-х классов. Безопасность на улицах и дорогах. Р.П. Бабина, Москва 2006.

  4. Материалы газеты “Добрая дорога детства”.

  5. Правила дорожного движения. – М., НИП 2005.

  6. Почемучка.– М.: Педагогика, 1987.

  7. Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.

  8. “Советы дяди Степы”. 1–4-й класс, Р.П.Бабина.

  9. Энциклопедия “Все обо всем”.