ТОГАОУ «Котовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
Программа внеурочной деятельности
по социальному направлению
для обучающихся с ЗПР 1 класса
«Азбука дорожного движения»
на 2017-2018 учебный год
Программу составила учитель начальных классов Т.Ф. Тафинцева
2017-2018 г.
Пояснительная записка
Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах''. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа “Азбука дорожного движения это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях: знакомство с историей ПДД, развитие практических навыков и применение их в реальной жизни.
Программа создана с учетом особенностей младшего школьного возраста. Способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше научатся дети культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Общая характеристика программы:
Цель программы:
Задачи программы:
Образовательные:
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на реализацию в 1-4 классах для обучающихся с ЗПР.
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта 1 часа в неделю в каждом классе.
Итого – 33 часа в год в 1 классе.
Формы и методы работы обучения учащихся Правилам дорожного движения очень разнообразны:
тематические занятия
практические занятия в «городках безопасности»
беседы
конкурсы
соревнования
викторины на лучшее знание правил дорожного движения
настольные, дидактические, ролевые и подвижные игры
экскурсии
демонстрация фильмов и видеороликов
беседы с инспекторами дорожного движения
Основные методы проведения занятий:
словесные:
наглядные:
практические:
практические занятия в «городках безопасности», игровые занятия, конкурсы, соревнования и викторины.
Содержание программы 1 года обучения “Азбука дорожной безопасности”
Улица полна неожиданностей
Безопасность на улице. Наш город, микрорайон, где мы живём.
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах?
Как правильно переходить дорогу.
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Сигналы (жесты) регулировщика Дорожные знаки Светофор и его сигналы
Пешеходный переходы, их виды и правила пользования
Это должны знать все.
Где можно играть? Движение пешеходов и машин. Наиболее безопасный путь в школу и домой
Мы – пассажиры
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный. Пассажирский транспорт города.
Правила поведения в общественном пассажирском транспорте.
А знаешь ли ты?
А знаешь ли ты, что колесо может и умеет? А знаешь ли ты, из чего сделана машина?
А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин?
Обобщающее занятие
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Ты - пешеход и пассажир»»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Форма подведения итогов: тестирование, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Учащиеся должны знать:
элементы дороги и их назначение.
что такое пешеходный переход обозначения переходов.
правила пользования переходами.
правила перехода проезжей части дороги вне зоны видимости пешеходного перехода или перекрестка.
что такое перекресток.
значение сигналов светофора, правила перехода проезжей части по этим сигналам.
значение предупредительных сигналов
правила поведения пешехода на тротуаре.
правила пользования городским маршрутным транспортом и другими видами транспорта.
правила перехода через железнодорожные пути.
Учащиеся должны уметь:
определять места перехода через проезжую часть.
переходить через проезжую часть дороги под наблюдением и в сопровождении взрослого.
обращаться за помощью к взрослым в случаях затруднений при переходе дороги, если уронил какой-либо предмет на проезжую часть и т. п.
пользоваться безопасной дорогой в школу, кружок, магазин и т. п.
ориентироваться на дороге и определять опасные ситуации в темное время суток.
Календарно-тематическое планирование
по программе внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения»
№ п/п | | Тема занятия | Форма организации деятельности. | Количество часов |
|
Ауд. | Внеауд |
| | Путешествие в историю ПДД (3 часа) | |
1 | 07.09 | Откуда появились ПДД | Просмотр видеоролика Беседа. Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах. | 1 | | |
2 | 14.09 | Кто ввел первые ПДД в нашей стране | | 1 | |
3 | 21.09 | Тест: «Первые правила дорожного движения». | 1 | |
| | Дорога, что ты расскажешь о себе? (4 часа) | |
4 | 28.01 | Что значит слово “дорога | Опасные ситуации при переходе дороги. Просмотр видеороликов, викторина | 1 | |
5 | 05.10 | Правила поведения на дороге | 1 | |
6 | 12.10 | Визы перекрестков | | 1 |
7 | 19.10 | Практическое занятие. Выход на улицы города» | | 1 |
| | «Тротуар, что это такое?» (2 часа) | |
8 | 26.10 | Что значит слово «тротуар | Беседа, просмотр видеоролика | 1 | |
9 | 09.11 | Практическое занятие. Выход на тротуары Города. | | 1 |
| | В гости к Светофору Светофорычу (4 часа) | |
10 | 16.11 | История возникновения светофора | Правила перехода Просмотр видеоролика Ролевые игры Экскурсия на ближайший к школе регулируемый перекресток. | 1 | |
11 | 23.11 | Визы светофоров | | 1 |
12 | 23.11 | Придумай сказку о Светофоре Светофорыче | 1 | |
13 | 30.11 | Знание видов светофоров и их сигналов | | 1 |
| | На дороге постовой, а кто он такой (2 часа) | |
14 | 07.12 | История появления на дорогах постовых | Беседа, просмотр видеоролика | 1 | |
15 | 14.12 | Практическое занятие. Наблюдение за работой ГИББД на улицах города | | 1 |
| | Транспорт - каким ты быт раньше (2 часа) | |
16 | 21.12 | Каким был первый транспорт | Просмотр видеоролика | | 1 |
17 | 11.01 | Что такое «Огненная тележка»?» | Конкурс поделок «Транспорт прошлого» | 1 | |
| | «Веселый пешеход» (3 часа) | |
18 | 18.01 | Движение группами | Составление схемы безопасного движения в школу | | 1 |
19 | 25.01 | Викторина «Азбука дорог». | 1 | |
20 | 01.02 | Мы идём в школу | 1 | |
| | «Мой друг - велосипед» (3 часа) | |
21 | 08.02 | История появления велосипеда | Просмотр видеоролика | 1 | | |
22 | 15.02 | Правила движения на велосипеде | Беседа | | 1 |
23 | 22.02 | Создание буклета «Юный велосипедист, запомни!» | Тест: «Знание правил движения на велосипеде». | 1 | |
Современный транспорт(3 часа)
24 | 29.02 | Визы транспорта | | 1 | |
25 | 07.03 | Правила поведения в транспорте. | Игровое мероприятие «Я пассажир». | | 1 |
26 | 14.03 | Железная дорога | | 1 | |
| | «Что такое ДТП?» (2 часа) |
27 | 28.03 | Причины возникновения ДТП | Выход на улицу города с сотрудниками ГИББД Создание буклета «Помни, пешеход!». | 1 | |
28 | 04.04 | Государственная инспекция безопасности дорожного движения | | 1 | |
| | «В стране дорожных знаков». |
29 | 11.04 | История возникновения дорожных знаков | Просмотр видеоролика | 1 | |
30 | 18.04 | Дорожные знаки и их группы | Конкурс рисунков. | 1 | |
31 | 25.04 | Я знаток дорожных знаков | Игра «Угадай, какой знак» | | 1 |
32 | 02.05 | Я с дорогой дружу | Викторина | 1 | |
33 | 16.05 | Обобщение по ПДД | Викторина | 1 | |
34 | 23.05 | Итоговое занятие. “Школа пешехода”. | | 1 | |
Всего: 34 часа | 22 | 12 |
Программный материал будет пройден в полном объёме в количестве 34 часов, 1 час праздник (09.5)
Литература:
“Безопасность на улицах и дорогах”. 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
“Безопасность на улицах и дорогах”. Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Методическое пособие для учителей 1–4-х классов. Безопасность на улицах и дорогах. Р.П. Бабина, Москва 2006.
Материалы газеты “Добрая дорога детства”.
Правила дорожного движения. – М., НИП 2005.
Почемучка.– М.: Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах.\Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. – Казань, 1995.
“Советы дяди Степы”. 1–4-й класс, Р.П.Бабина.
Энциклопедия “Все обо всем”.