Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Безводнинская » средняя школа.
Рассмотрена на Утверждена
Заседании педагогического совете директором школы
Протокол №1 от Приказ № 131
30 августа 2021 г. 31августа 2021г.
Учебная рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Почемучки»
направление: общеинтеллектуальное
ФГОС НОО-начальная школа
для учащихся 3 классов
на 2021 - 2022 учебный год
Составитель:
Кристин Людмила Николаевна
(1-я квалификационная категория)
2021-2022 учебный год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
ФГОС начального общего образования. Приказ МО России « 177785 от 22.12.2009г.»
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения
Учебный план образовательного учреждения на 2021 / 2022учебный год
Положение о рабочей программе МБОУ Безводнинская СШ
Тип, вид классов. Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа рассчитана на реализацию в общеобразовательных классах в течение 4-х учебных лет ( возраст 6,5-10 лет).
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на четыре года обучения из расчёта1 час в неделю.
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 34 часа;
3 год обучения – 34 часа;
4 год обучения – 34 часа;
Итого – 135 часов.
Форма и режим занятий:
групповая работа;
экскурсии;
классные часы;
Беседы, викторины, КВН;
Коллективные творческие дела;
Смотры-конкурсы, выставки;
Экскурсии, поездки, походы;
Трудовые дела;
Тренинги
Наблюдение учащихся за событиями в посёлке, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
Ролевые игры
Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, видеороликов.
Акции: «Покормим птиц»
Составление проектов
Конкурсы рисунков.
Место курса в учебном плане:
В соответствии с учебным планом на курс «Почемучка» отводится 34 часов по 1 занятия в неделю. Занятия курса организованы по принципу добровольности, с применением безотметочной системы оценивания.
Программа курса «Почемучка» предназначена для учащихся 1-4 классов, интересующихся познавательной деятельностью, и направлена на формирование у обучающихся умения поставить цель и организовать её достижение, а также креативных качеств: гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.
Работа осуществляется в следующих формах: экскурсии в природу, наблюдения, игры, викторины, конкурсы, поисковые и научные исследования, постановка и решение проблемных вопросов, практические и творческие работы, презентация проектных работ (2 класс), презентация проектов (3 – 4 классы).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа обеспечивает достижение учащимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащегося будут сформированы:
• чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие,
• установка на здоровый образ жизни.
Учащийся получит возможность для формирования:
• выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• устойчивого учебно - познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Учащийся получит возможность научиться:
• преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия,
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Учащийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно - следственных связей.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
• задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
В результате изучения курса учащийся научится:
• различать объекты и явления живой и неживой природы;
• описывать сравнивать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
• проводить несложные наблюдения в природе;
• использовать естественнонаучные тексты и различные справочные издания с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека,
• использовать знания о способах охраны природы и бережного к ней отношения в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности в школе;
• оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах.
Учащийся получит возможность научиться:
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту и в природе.
• осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
• ориентироваться в событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• реализовывать личный опыт в экологических инициативах, проектах;
• использовать моральные и правовые принципы, нормы и правила экологически грамотного отношения к окружающей природе в реальном поведении.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 раздел – «Введение» (1 – 4 классы)
Обзор основных тем курса. Романтика научного поиска, радость путешествий и открытий. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
2 раздел – « Про зелёные леса и лесные чудеса » (1-2 класс)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой. Очень познавательными являются рассказы о жизни растений и животных в лесу. Дети узнают об основных обитателях леса: белке, зайце, лосе, о хищниках – волке и лисе, знакомятся с некоторыми лесными растениями и грибами, учатся различать съедобные и несъедобные грибы.
3 раздел – « Знакомые незнакомцы » (1 класс)
В этом разделе программы дети учатся общаться с нашими братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу.
4 раздел - «Дом, где мы живём » (1 класс)
В этом разделе дети знакомятся с названием и расположением материков, с природными зонами. Ученики совершат заочное путешествие от Северного полюса до экватора, познакомятся с животным миром этих природных зон, с условиями жизни и занятиями людей.
5 раздел - «Тайны природы » (1 класс)
Этот раздел программы познакомит обучающихся с необычными растениями, экзотическими животными и необычными свойствами растений.
6 раздел - «Уголок природы » (1 класс)
Существует народная примета, которая утверждает, что комнатные растения успешно развиваются только в том доме, где мир в семье, добрые отношения между людьми. Поэтому вечнозелёный подоконник, обилие зелени в комнате, в классе, букеты цветов в горшочках – хорошая характеристика атмосферы, царящей в помещении. Дети знакомятся с миром комнатных растений, учатся ухаживать за ними. Также в этом разделе дети получают первоначальные знания об аквариумных рыбках, об условиях их содержания.
Раздел «Уголок природы» изучается блоками в течение всего учебного года.
7 раздел – «Жили-были динозавры» (1 класс)
В этом разделе обучающиеся узнают, кто из динозавров был самым большим или самым маленьким, самым смышлёным или самым глупым; как выглядели детёныши динозавров; умели ли динозавры бегать, летать или плавать. Ученики узнают, как учёные обрабатывают окаменевшие останки динозавров и собирают из них целые скелеты.
8 раздел – «Эти удивительные животные» (2-3 классы)
Этот раздел программы познакомит обучающихся с животными, населяющими нашу планету. В природе всё тесно связано между собой. И человек, который сам часть Природы, тоже связан с окружающей средой: с землёй, с реками, воздухом и всеми живущими вокруг другими существами. Увы, в наши дни почти нет таких животных, которым не угрожало бы вымирание по вине людей. Человек должен знать и любить природу, знать животных, которые живут на нашей планете, их повадки, привычки, образ жизни для того, чтобы не причинять природе вред, чтобы она как можно меньше страдала от нашего вмешательства. Зоопарк и как место сохранения и размножения редких видов животных.
9 раздел – «Загадки растений» (2, 4 классы)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой.
10 раздел – «Планета насекомых» (2, 4 классы)
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием и многочисленностью насекомых, их ролью в природе и жизни человека.
11 раздел – «Планета Земля» (3 класс)
В этом разделе учащиеся узнают о том, как менялся облик Земли на протяжении её долгой истории, отчего происходят извержения вулканов, выяснят, что находится под землёй и что происходит на океанском дне.
12 раздел – «Экологическая тревога» (3 - 4 классы)
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природе. В ребёнка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определённых жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий её богатства. Создание красной книги класса Нижегородской области.
13 раздел – «Путешествуем по планете» (3 – 4 классы)
Этот раздел программы познакомит учащихся с животным и растительным миром Африки, Австралии, Антарктиды и Евразии, Южной и Северной Америки с охраняемыми природными территориями: заповедниками, заказниками, национальными парками.
14 раздел – «Тайны за горизонтом» (4 класс)
Этот раздел программы познакомит учащихся с историей географических открытий. Учащиеся узнают о географических открытиях в древности, о путешествиях Марко Поло, об экспедициях Д. Кука, о покорении Северного и Южного полюса, об открытиях русских путешественников.
15 раздел – «Загадки под водой и под землёй» (4 класс)
В этом разделе учащиеся узнают о том, как изучают подводный мир и загадочный мир пещер, о китах, дельфинах и акулах, об истории открытия гигантского кальмара, о морских цветах, звёздах, ежах и других живых «чудесах».
16 раздел – «Тайны камней» (4 класс)
Этот раздел программы познакомит учащихся с разнообразием камней. Учащиеся узнают о роли кремня в жизни первобытного человека. О применении алмаза в ювелирном искусстве и технике, о знаменитых бриллиантах, узнают загадки янтаря и жемчуга, познакомятся с обыкновенным чудом – солью.
17 раздел – «Заключение» (1- 4 классы)
Что учащиеся узнали и чему научились за год.
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34часов)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Колич. | Дата |
1 | Про зелёные леса и лесные чудеса (6 часов) | часов | План | Факт. |
1 | 1 | Вводное занятие. Почемучкины вопросы. | Беседа, диагностика, викторина. | 1 | | |
2 | 2 | Почему говорят: лес – наше богатство? Лесные загадки. | Экскурсия. | 1 | | |
3 | 3 | В гостях у Лесовичка. Кто живёт в лесу? | Просмотр фильма, беседа. | 1 | | |
4 | 4 | В гостях у Лесовичка. Что растёт в лесу? | Беседа, игра. | 1 | | |
5 | 5 | Экологическая игра «Лукошко грибника» | Практическая работа. | 1 | | |
6 | 6 | Путешествие в осень. | Экскурсия в природу. | 1 | | |
5 | Уголок природы (2 часа) | |
7 | 1 | Царство комнатных растений. | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
8 | 2 | Растения – чужестранцы. | Экскурсия в библиотеку. | 1 | | |
2 | Знакомые незнакомцы (7 часов) | 1 | | |
9 | 1 | Кошки рядом с нами. | Экскурсия. | 1 | | |
10 | 2 | Кошки в дикой природе. | Просмотр фильма, беседа. | 1 | | |
11 | 3 | Собаки рядом с нами | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
12 | 4 | Собаки рядом с нами. | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
13 | 5 | Домашние любимцы. | Экскурсия. | 1 | | |
14 | 6 | Пернатые друзья. | Экскурсия. | 1 | | |
15 | 7 | Творческая работа «Мы и домашние животные». | Практическая работа. | 1 | | |
5 | Уголок природы (2 часа) | | | |
16 | 1 | Аквариум. Мир за стеклянным берегом. | Экскурсия. | 1 | | |
17 | 2 | Водное царство живого уголка. | Просмотр фильма, беседа. | 1 | | |
3 | Дом, где мы живём (7 часов) | | | |
18 | 1 | Путешествие в зиму. | Экскурсия в природу. | 1 | | |
19 | 2 | Почему у глобуса «белая шапка»? | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
20 | 3 | Что такое тундра? | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
21 | 4 | Что такое тайга? | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
22 | 5 | Какое поле самое – самое большое? | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
23 | 6 | Пустыня – это там, где совсем пусто? | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
24 | 7 | Где живёт крокодил? | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
4 | Тайны природы (3 часа) | | | |
25 | 1 | Необычные растения. | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
26 | 2 | Экзотические животные. | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | |
27 | 3 | Растения лечат. | Экскурсия в аптеку. | 1 | | |
5 | Уголок природы (7 часов) | | | |
28 | 1 | Путешествие в весну . | Экскурсия в природу. | 1 | | |
29 | 2 | Озеленение пришкольного участка | Практическая работа. Проект «Озеленение пришкольного участка» | 1 | | |
30 | 3 | День Земли. Устный журнал «Зелёный наряд нашей планеты». | Беседа. | 1 | | |
31 | 4 | Красная книга природы. | Работа с источниками информации | 1 | | |
32 | 5 | Красная книга природы Нижегородской области. | Работа с источниками информации | 1 | | |
33 | 6 | Экскурсия на Волгу. | Экскурсия | 1 | | |
34 | 7 | Итоговое занятие. Что мы узнали и чему научились в первом классе. | Презентация для родителей. Оценка достижений. | 1 | | |
Приложение 2
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс (34часов)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Колич. | Дата | |
1 | «Введение» (2 часов) | часов | План | Факт. | |
1 | 1 | Вводное занятие. Что такое экология? | Беседа, диагностика( викторина). | 1 | | | |
| 2 | Мир вокруг. | Экскурсия во двор школы. | 1 | | | |
2 | Эти удивительные животные (21 часов) | | | | |
| 1 | Заяц –«Длинное ухо» | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | | |
| 2 | «Лиса Патрикеевна» | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | | |
| 3 | Волк-хищник | Просмотр видеоролика. Разгадывание загадок. Беседа. Рисуем животное. | 1 | | | |
| 4 | Хозяин леса- медведь | Просмотр видеоролика. Разгадывание ребусов. Беседа. | 1 | | | |
| 5 | Любознательный зверек –белка. | Просмотр видеоролика. Разгадывание сценок . Беседа | 1 | | | |
| 6 | Куница-охотник на белок. | Просмотр видеоролика. Беседа, рисуем куницу. | 1 | | | |
| 7 | Лесной красавец-лось. | Просмотр видеоролика. Беседа. Рисуем животное. | 1 | | | |
| 8 | Сердитый недотрога –еж | Просмотр видеоролика. Беседа. Разгадывание загадок. | 1 | | | |
| 9 | Подземный житель-крот | Просмотр мультфильмов о кроте. Беседа | 1 | | | |
| 10 | Всеядное животное- барсук | Просмотр видеоролика. Беседа. Разгадывание загадок | 1 | | | |
| 11 | Бобр- строитель. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | | |
| 12 | Запасливый бурундук. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | | |
| 13 | Дикий кабан. Родственник домашним свиньям. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | | |
| 14 | Мышка –норушка. | Просмотр видеоролика. Разгадывание загадок. Беседа | 1 | | | |
| 15 | Рысь- родственник кошки. | Просмотр видеоролика. Беседа | 1 | | | |
| 16 | Соболь-дорогой» зверек. | Просмотр видеоролика. Беседа | 1 | | | |
| 17 | Тигр. Большая кошка нашей планеты. | Просмотр видеоролика. Разгадывание ребусов. Беседа | 1 | | | |
| 18 | Косуля. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | | |
| 19 | Олень-«Красавец леса» | КВН – игра. | 1 | | | |
| 20 | Дикие животные | Практическая работа. Защита проектов о животных. | 1 | | | |
| 21 | Зоопарк. | Экскурсия. | 1 | | | |
3 | «Планета Земля». ( 3 часа) | | | | |
| 1 | История происхождения Земли. | Видеофильм о происхождении Земли. Беседа. | 1 | | | |
| 2 | Вулканы, их происхождение. | Просмотр фильма, беседа. | 1 | | | |
| 3 | Происхождение Мирового океана. | Работа с источниками информации, беседа. | 1 | | | |
4 | Экологическая тревога. (4 часа) | | | | |
| 1 | Правила поведения на природе. | Экскурсия в лес. Составление памятки правил поведения в лесу. | 1 | | | |
| 2 | Исчезающие «Лекарственные растения» | Практическая работа. Игра по лекарственным растениям. | 1 | | | |
| 3 | «Сбережем наш лес!» | Конкурс рисунков «Давай сбережем лес!» | 1 | | | |
| 4 | «Красная книга Нижегородской области». | Практическая работа. Защита проектов. | 1 | | | |
5 | Путешествие по планете. ( 3часа) | | | | |
| 1 | Растительность и животный мир Южной и Северной Америки. | Просмотр фильма. Беседа. | 1 | | | |
| 2 | Растительность и животный мир Австралии и Антарктиды | Беседа. Конкурс рисунков о животных мира. | 1 | | | |
| 3 | Растительность и животный мир Евразии. | КВН о животном и растительном мире Земли. | 1 | | | |
6 | «Заключение» (1 час) | | | | |
| 1 | Чему мы научились и что мы узнали за год. | Викторина. | 1 | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4класс (34часов)
№ п/п | Тема занятия | Форма проведения | Колич. | Дата |
1 | «Введение» (2 часов) | часов | План | Факт. |
1 | 1 | Введение. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. | Беседа, диагностика,(викторина). | 1 | | |
| 2 | Мир вокруг. | Экскурсия на природу. | 1 | | |
2 | Загадки растений(5часов) | | | |
| 1 | Состав растений их строение и разнообразие. | Создание и составление эмблемы «Берегите цветок!» | 1 | | |
| 2 | Лекарственные растения(подорожник, крапива и.т. д) | Просмотр видеоролика про подорожник, крапиву, беседа. | 1 | | |
| 3 | Лекарственное растение (шиповник, облепиха) | Беседа, Просмотр видеоролика | 1 | | |
| 4 | Лекарственное растение(изучение растений своей местности6чебрец, мать –и- мачиха, ромашка, лопух, мята, иван-чай) | Экскурсия на природу( изучение местных растений) | 1 | | |
| 5 | Лекарственные растения | Викторина- игра «Лекарственные растения мое родины!» | 1 | | |
3 | Экологическая тревога (4 часа) | | | |
| 1 | Лекарственные растения Нижегородской области. | Беседа, Просмотр видеоролика | 1 | | |
| 2 | Лекарственные растения Нижегородской области | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 3 | Лекарственные растения занесенные в Красную книгу Нижегородской области | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 4 | Лекарственные растения занесенные в Красную книгу Нижегородской области | Практическая работа .Проекты «Лекарственные растения Нижегородской области» | 1 | | |
4 | Планета насекомых ( 8часов) | | | |
| 1 | Мир насекомых. | Просмотр видео фильма, беседа. | 1 | | |
| 2 | Самые необычные пауки(Строение и виды пауков).Их роль в жизни человека. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | | |
| 3 | Муравей- насекомое трудовик. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 4 | Пчелы, кто они и их роль в жизни человека. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 5 | Мухи и комары, слепни. Их разнообразие и роль в природе. | Просмотр видеофильма, беседа. | 1 | | |
| 6 | Бабочки их разнообразие и роль в природе. | Практическая работа. Конкурс рисунков « Насекомые» | 1 | | |
| 7 | 10 самых необычных насекомых мира | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 8 | Насекомые их роль в природе и жизни человека . | КВН | 1 | | |
5 | Путешествие по планете. ( 8часов) | | | |
| 1 | Необыкновенные животные и растения Евразии. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 2 | Что такое с охраняемые природные территории: заповедник, заказник, национальный парк. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 3 | Самые большие заповедники России. | Просмотр видеофильма , беседа | 1 | | |
| 4 | Необыкновенные животные и растения Южной и Северной Америки. | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 5 | Йеллоустонский национальный парк Северная Америка. | Беседа, просмотр видеофильма. | 1 | | |
| 6 | Необыкновенные животные и растения Австралии | Викторина- игра «Путешествие по континентам». | 1 | | |
| 7 | Национальные парки Австралии. | Беседа, просмотр видеофильма. | 1 | | |
| 8 | Необыкновенные животные и растения Африки | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
6 | Тайны за горизонтом(2часа) | | | |
| 1 | Известные путешественники земли, их открытия | Работа с источниками информации, беседа | 1 | | |
| 2 | Известные путешественники земли, их открытия | Практическая работа. Работа с картой | 1 | | |
7 | Загадки под водой и под землей (2 часа) | | | |
| 1 | Марианская впадина, его тайны и необыкновенные обитатели | Просмотр видеофильма , беседа | 1 | | |
| 2 | Тайны океана, его тайны и обитатели. | Просмотр видеофильма , беседа | 1 | | |
8 | Тайны камней (2 часа) | | | |
| 1 | Вот они, какие камни… | Практическая работа. Работа с коллекцией камней | 1 | | |
| 2 | Вот они, какие камни… | Просмотр видеофильма , беседа | 1 | | |
9 | Заключение (1 час) | | | |
| 1 | Что узнали, чему научились за год. | Беседа | 1 | | |
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Персональный компьютер.
Мультемедийный проектор.
Интерактивная доска.
Магнитная доска.
Лупа.
Компас.
Коллекция полезных ископаемых.
Гербарии культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения).
Аудиозаписи.
Видеофильмы:
Большое путешествие вглубь океанов. 2009г.
Ребятам о зверятах. ВВС. 2006г.
Твои весёлые друзья зверята. ВВС. 2011г.
Кто и как в лесу живёт. Учебный фильм для начальных классов.
Загадочные кошки. ВВС. 2002г.
Мультипедия домашних животных. (Уроки тётушки Совы). http://bit.ly/195HRWy
Прогулки с динозаврами. ВВС. 2013г.
Планета Земля. ВВС. 2006г.
Африка. ВВС. 2013г.
Экспедиция в Антарктиду. 2009г.
Бабочки. 2010г.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Российской Федерации – М.: Просвещение, 2011. – 48с. – (Стандарты второго поколения).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/сост. Савинов. – 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011г. – 204с. (Стандарты второго поколения).
Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Григорьев Д.В., Степанов П. В.. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлённого дня. 1 – 2 классы. Москва. «ВАКО». 2011г.
Гайдина Л., Кочергина А. Группа продлённого дня. 3 – 4 классы. Москва. «ВАКО». 2012г.
ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ
http://www.ecosystema.ru/ Экологический центр «Экосистема».
http://www.what-this.ru/ Детская энциклопедия « WHAT THIS».
http://www.apus.ru Портал о живой природе.
http://www.zooclub.ru/ Энциклопедия о животных.
http://lifeplanet.org/ Образовательно-энциклопедический портал «Живая планета».
http://unnaturalist.ru/ Юный натуралист.
http://www.geo.ru ГЕОлёнок. Детский географический журнал.
http://zateevo.ru/ Детский сайт Затеево.
20