Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Риторика" 4 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторского курса «Риторика повседневного и делового общения» для 4 класса (авторы Т.А. Ладыженская, Н.В. Ладыженская и др) по образовательной системе «Школа 2100». Данный УМК, «Детская риторика в рассказах и рисунках», рекомендованный МО РФ и науки, входит в федеральный перечень учебников на 2014-2015 учебный год.
Изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».
Цели обучения
В результате изучения риторики реализуются следующие цели:
Обучение речи и эффективному общению младших школьников в разных ситуациях;
Развитие коммуникативных умений и решение различных коммуникативных задач;
Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации);
Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
Воспитание и присвоение младшим школьникам системы ценностей.
СТРУКТУРА КУРСА I части
№ п\п | Основные темы | Количество часов | Примечания |
1 | Общение | 3 | |
2 | Учимся говорить | 3 | |
3 | Слушаем, вдумываемся | 1 | |
4 | Учимся читать, писать | 2 | |
5 | Вежливое общение | 4 | |
6 | Итоговые задачи и игры | 1 | |
СТРУКТУРА КУРСА II части
№ п\п | Основные темы | Количество часов | Примечания |
1 | Разные тексты | 2 | |
2 | Правильная речь | 2 | |
3 | Правила успешного пересказа | 3 | |
4 | Поздравляю тебя… Вас | 3 | |
5 | Учись объяснять и доказывать | 3 | |
6 | Что общего – чем отличаются | 2 | |
7 | Подведем итоги | 1 | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | № урока | Тема урока | Количество часов | Виды и формы контроля |
Тема: «Наука риторика» (3 часа). |
18.09.13 | 1 | Общение: устное и письменное. | 1 | |
25.09.13 | 2 | Речевая ситуация. | 1 | |
16.10.13 | 3 | С какой целью? Зачем? | 1 | |
Тема: «Учимся говорить» (3 часа). |
23.10.13 | 4 | Неподготовленная речь | 1 | |
30.10.13 | 5 | Подготовленная речь, приемы подготовки | 1 | |
06.11.13 | 6 | Похвала (комплимент) | 1 | |
Тема: «Слушаем, вдумываемся» (1 час). |
|
13.11.13 | 7 | Слушаем, вдумываемся | 1 | |
|
Тема: «Учимся читать, писать» (2 часа). |
27.11.13 | 8 | Читаем учебные тексты | 1 | |
04.12.13 | 9 | Учимся писать, редактировать | 1 | |
Тема: «Вежливое общение» (4 часа). |
11.12.13 | 10 | Что такое вежливость | 1 | |
18.12.13 | 11 | Вежливо, невежливо, грубо | 1 | |
25.12.13 | 12 | Добрые дела- добрые слова | 1 | |
15.01.14 | 13 | А ты вежлив? Проверь себя | 1 | |
22.01.14 | 14 | Итоговые задачи и игры (1 час). | 1 | |
| | Всего часов в I части | 14 | |
Тема: «Разные тексты» (2 часа). |
29.01.14 | 15 | Тексты разные нужны | 1 | |
05.02.14 | 16 | Диалог и монолог | 1 | |
Тема: «Правильная речь» (2часа). |
12.02.14 | 17 | Пиши правильно! | 1 | |
26.02.14 | 18 | Произноси правильно! | 1 | |
Правила успешного пересказа (3 часа). |
05.03.14 | 19 | Пересказ | 1 | |
12.03.14 | 20 | Цитата в пересказе | 1 | |
19.03.14 | 21 | Кратко о книге | 1 | |
Поздравляю тебя…Вас (3 часа). |
26.03.14 | 22 | Поздравляю Кого? С чем? Как? | 1 | |
09.04.14 | 23 | Желаю Кому? Чего? Как? | 1 | |
16.04.14 | 24 | С днем рождения! С Новым годом! С праздником 8 Марта! | 1 | |
Тема: «Учись объяснять и доказывать» (3 часа). |
23.04.14 | 25 | Рассуждение. Вывод в рассуждении | 1 | |
30.04.14 | 26 | Правило в доказательстве | 1 | |
07.05.14 | 27 | Цитата в доказательстве | 1 | |
Тема: «Что общего – Чем отличаются (2 часа). |
14.05.14 | 28 | Сравни и скажи. Правила сравнения. | 1 | |
21.05.14 | 29 | Как строятся сравнительные тексты | 1 | |
28.04.14 | 30 | Тема: «Подведем итоги» 1 час. |
Всего в I части 16 часов |
Итого 30 часов |