Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Киришский лицей имени Героя Российской Федерации Александра Соколова»
«Утверждена»
Директор лицея ____________ С.А. Павлова
Приказ №_____ от «_____»______________ г.
Программа внеурочной деятельности
«Секреты творчества»
Общекультурное направление внеурочной деятельности
Для обучающихся 7-8-х классов
Разработано
методическим объединением
учителей социальных наук
МОУ «Киришский лицей»
2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Секреты творчества» ориентирована на старших подростков (обучающиеся 7-8-х классов) и составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования ФГОС ОО, а также ориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
Цель: приобщить обучающихся лицея к творческой деятельности через знакомство с картинами художников.
Задачи:
Вовлечение обучающихся в социальный проект «Секреты творчества»
Организация работы группы в сети интернет «Секреты творчества» и ВКмессенджере.
Организация и проведение творческих мастер-классов среди обучающихся лицея согласно плану с октября по март учебного года.
Развитие навыков социально-продуктивной деятельности.
Формирование социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков обучающихся.
Стимулирование и поддержка социально значимой деятельности - руководства процессом обучения творчеству.
Создание условий и благоприятной обстановки для творческой самореализации детей, подростков.
Программа рассчитана на 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (1 час в неделю).
Программой предусматривается проведение теоретических и практических занятий, тематических бесед-мастер-классов. Занятия в социальном проекте имеет познавательное, воспитательное и развивающее значение.
На занятиях выделяется время для формирования у обучающихся умений самостоятельно работать с популярной литературой по изобразительному искусству.
Практические занятия организуются по индивидуальным заданиям таким образом, чтобы характер работ вызывал у ребят познавательный интерес, способствовал их развитию. Задания подбираются с учетом индивидуальной подготовленности и способностей ребенка; по форме они должны быть занимательными и требующими для их решения определенных умений.
Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Организация и внедрение социального проекта «Секреты творчества» посредством внеурочной деятельности позволит решить важнейшие социальные проблемы: приобщение как можно большего количества детей творческой деятельности, а современные технологии «превратить» в союзников и помощников на этом творческом пути.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий. Внеурочные занятия проводятся в формах, отличных от урока (беседы, встречи, организация работы по классам, организация и проведение творческих мастер-классов-бесед и т.п.)
Основные разделы/модули программы
№ | Тема | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных, активных занятий |
| Вводное занятие, что мы будем делать на занятиях. | 1 | 1 | |
| Разработка плана работы по проведению творческих мастер-классов среди обучающихся лицея. | 1 | 1 | |
| Организация и проведение творческих мастер-классов в октябре | 2 | 1 | |
| Проведение мастер-класса в начальной школе в октябре | 2 | 1 | 1 |
| Организация и проведение творческих мастер-классов в ноябре | 2 | 1 | |
| Проведение мастер-класса в начальной школе в ноябре | 2 | 1 | 1 |
| Организация и проведение творческих мастер-классов в декабре | 2 | 1 | |
| Проведение мастер-класса в начальной школе в декабре | 2 | 1 | 1 |
| Организация и проведение творческих мастер-классов в январе | 2 | 1 | |
| Проведение мастер-класса в начальной школе в январе | 2 | 1 | 1 |
| Организация и проведение творческих мастер-классов в феврале | 2 | 1 | |
| Проведение мастер-класса в начальной школе в феврале | 2 | 1 | 1 |
| Организация и проведение творческих мастер-классов в марте | 2 | 1 | |
| Проведение мастер-класса в начальной школе в марте | 2 | 1 | 1 |
| Организация социологического опроса | 2 | 1 | |
| Проведение социологического опроса | 2 | 1 | 1 |
| Анализ работы | 2 | 1 | |
| Итоговое занятие. | 2 | 1 | |
Итого | 34 | | |
Распределение часов по разделам
№ раздела | Название разделов | Количество часов в разделе |
1 | «Секреты творчества» | 34 часа |
Всего | 34 часа |
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате обучающиеся 7-8-х классов должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Знания и умения, полученные в процессе работы, обеспечивают достижение следующих результатов:
Первый уровень результатов
-формирование устойчивого интереса к творчеству, к изучению картин художников;
-развитие художественно-образного мышления детей.
-проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей.
-нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на занятиях в объединении.
Результатом практической деятельности по программе можно считать следующее:
повышенная социальная активность членов социального проекта, их готовность принять личное участие в улучшении плана работы
активная вовлеченность обучающихся и педагогических работников лицея к творческой деятельности.
положительные изменения в сознании участников проекта, повышение уровня общей культуры личности
наличие у членов проектной группы сформированных навыков коллективной работы по подготовке и реализации собственными силами реального социально полезного дела
формирование положительного имиджа лицея
Формой контроля на занятиях в объединении является: ежемесячное проведение мастер-классов среди обучающихся и педагогических работников лицея, размещение фотоотчетов в сети Интернет (группе вконтакте, ВКмессенджеое), обсуждение работы с точки зрения их содержания, выразительности, практичности, творческого подхода, оригинальности очно и дистанционно.
Занятия способствуют достижению следующих планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Киришский лицей»:
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью внеурочной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения;
- оценивать усваиваемое содержание материала исходя из личностных ценностей;
-ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
-устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занятии;
- формулировать задачи;
- работать по предложенному плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе дополнительного материала;
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки в характере сделанных ошибок.
- совместно с педагогом и другими ребятами давать оценку своей деятельности на занятии;
-осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в специальной литературе;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ дополнительного учебного материала;
-проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
-сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно
строить свое общение со сверстниками и взрослыми;
- формировать собственное мнение и позицию.
Второй уровень результатов
-учебно –познавательный интерес к творчеству;
-воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие навыков сотрудничества в творческой деятельности.
-развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии.
-освоение способов решения проблем поискового характера.
-развитие способности оригинально мыслить самостоятельно решать творческие задачи.
-развитие мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении.
-формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида творческой деятельности на другой, с одного вида на другое;
Третий уровень результатов
Самоорганизация деятельности. Приобретение опыта в выполнении творческих заданий по определенным темам. Участие в подготовке, организации и проведении мастер-классов-бесед для обучающихся начальной школы.
Проверка и оценка знаний и умений
Оценка знаний и умений, полученных в ходе изучения занятий по программе кружка, осуществляется посредством контроля после завершения каждой отдельной темы занятий в конце года. Оценивается умение ставить и решать познавательные и практические задачи, умение выполнять самостоятельно практическую работу (мастер-классы-беседы) и её анализировать. Проверка может быть в форме индивидуального или группового анализа-опроса, очного или дистанционного ежемесячно, в виде проведенных мастер-классов-бесед и отзывов, полученных по итогам их реализации, или выполнения исследовательского проекта в рамках промежуточной аттестации по итогам года. При условии проверки в форме анализа-опроса оценивание работы может проводиться по балловой системе. Это проставление баллов в индивидуальной карточке обучающихся, по итогам которой, за каждые набранные 5 баллов по итогам подготовки и проведения мастер-классов, выставляется отметка «5» в журнал по предмету изобразительное искусство. Это дает возможность каждому ребенку стремиться к изучению нового материала, к тому, чтобы активно посещать занятия, а так же аккуратно выполнять свою работу. При условии выполнения исследовательского проекта в рамках промежуточной аттестации по итогам года оценка выставляется согласно определенным критериям, разработанным и утвержденным ОО.
Примерное содержание занятий
Тематическая цельность программы и осуществляемый по ней учебно-воспитательный процесс обеспечивает достижение обучающих, общеобразовательных, воспитательных развивающих целей в их неразрывном единстве; расширяет творческий опыт обучающихся, развивает необходимые навыки и умения. На занятиях дети совместно с педагогом разрабатывают план мероприятий по приобщению обучающихся к творческой деятельности, организуют и проводят творческие мастер-классы-беседы среди обучающихся лицея согласно плану с октября по март учебного года.
Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности
Методическая литература:
Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/)
Группа ВК «Картины с историей», «Мировая живопись»
Изобразительное искусство. Жемчугова П.П. (сер. "Иллюстрированный словарик школьника") (2006, 128с.)
Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей», М.,1998
Лендрет Г.Л. «Игровая терапия: искусство отношений» М., 1994
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. «Ступеньки к творчеству»
Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.-
Социальные проекты (http://vse-temu.org/new-socialnye-proekty-v-shkole-temy-primery-sut-socialnogo-proekta-cel-socialnogo-proekta.html)
Энциклопедический словарь юного художника.-М.,1983
Яковлева Е.Л. «Методические рекомендации учителя по развитию творческого потенциала учащихся» М., 1998