МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ
ЗАХАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ПРОГРАММА внеурочной деятельности
секции «Богатырь»
7 класс.
Барсанова Анатолия Степановича, высшая квалификационная категория
учитель физической культуры
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол и волейбол– одни из самых зрелищных и захватывающих игр. Баскетбол зародился в Америке, и поэтому не удивительно, что самый эффектный баскетбол можно увидеть на играх Национальной Баскетбольной Ассоциации. Баскетбол является и в России одной из популярных спортивных игр. Прогресс баскетбола наблюдается ежегодно. В стране открываются специализированные отделения по баскетболу в ДЮСШ, СДЮСШОР, направленные как на развитие массового детско-юношеского направления в спорте, так и на спорт высших достижений. Существуют и проблемы развития баскетбола, волейбола- одна из которых – повышение качества учебно – тренировочного процесса в образовательных школах. Эта тенденция обусловлена высокими требованиями к двигательной и функциональной подготовленности учащихся школ, основы которой должны закладываться с детского и юношеского возраста.
Данная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности является адаптированной учебной программой по баскетболу и волйболу для общеобразовательных школ. Повышение количества двигательных единиц (ДЕ) детей осуществляется организацией в режиме дня качественного учебно-тренировочного процесса.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 7 класса и реализуется на основе следующих документов:
Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Закона Московской области от 27.07.2013 года № 94/213-ОЗ «Об образовании» (принят постановлением Мособлдумы от 11.07.2013 года № 17/59-П);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в действующей редакции от 31.01.2012 г. №2);
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (в действующей редакции от 01.02.2012 г.№ 5);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 №5); Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г.№1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (в действующей редакции от 29.12.2014 №2);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»; Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Письмом Министерства образования Московской области от 12.09.2012 № 9542-08о/07. Методические рекомендации «Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Московской области в рамках ведения ФГОС начального общего образования»; Приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40936); Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676); Приказа министра образования Московской области от 22.05.2015 № 2704 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в плановом режиме в общеобразовательных организациях в Московской области»;
Приказа министра образования Московской области от 19.05.2015 № 2677 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в опережающем режиме в муниципальных общеобразовательных организациях в Московской области»;
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказом министра образования Московской области от 23.04.2023 № 1172 «Об утверждении учебного плана для государственных образовательных организаций Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области, муниципальных образовательных организаций в Московской области и частных образовательных организаций в Московской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования на 2023 – 2024 учебный год»; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (в действующей редакции от 25.12.2013 № 3), в ред. изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 №81;
Учебного плана МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы на 2023-2024 учебный год;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях 31.03.2014г. №253 с внесенными изменениями, утвержденными приказами Министерства образования и науки РФ от 28.12.2015 г. №1529, от 08.06.2015 г. №576, от 26.01.2016 г. № 38 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»; учебных пособий, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Образовательной программы МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы;
Положения о рабочей программе педагога МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы;
Письма Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Управления образования Администрации Одинцовского муниципального района №3645 от 16.08.2023 г. «Об организации учебной и внеучебной деятельности обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Одинцовского муниципального района в 2023-24 учебном году по триместровой системе обучения»;
Приказа МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы от 28.08.2023 г. №139 «О режиме работы МБОУ Захаровской средней общеобразовательной школы на 2023-20247-Б класс учебном году»;
Баскетбол и Волейбол – командный вид спорта. Участие в соревнованиях помогает юным игрокам совершенствоваться в мастерстве. Однако реализация физических качеств должна осуществляться в зависимости от возрастных особенностей. Это положение непосредственно связано с индивидуализацией подготовки юных игроков Этап начальной подготовки – это «фундамент» физкультурно - спортивной деятельности юного игрока. Работа направлена на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники баскетбола и волейбола.
цель
- создание условий для удовлетворения потребности ребенка двигательной активности через занятия баскетболом и волейболом.
- сформировать и систематизировать теоретические знания и практические умения и навыки.
ЗАДАЧИ ПРОГАММЫ
- Отбор способных к занятиям баскетболом и волейболом детей.
- Формирование стойкого интереса к занятиям.
- Всестороннее гармоническое развитие физических способностей, укрепление здоровья, закаливание организма.
- Воспитание специальных способностей (гибкости, быстроты, ловкости) для успешного овладения навыками игры.
- Обучение основным приемам техники игры и тактическим действиям.
- Привитие навыков соревновательной деятельности
Воспитывать чувство ответственности, коллективизма, уважения к партнеру и сопернику.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы необходимы:
- Спортивный зал для занятий баскетболом и волейболом
- Спортивный инвентарь волейбольные мячи и сетка (кольца для баскетбола, конструкции баскетбольные, мячи баскетбольные, сетки баскетбольные, стойки, маты, скакалки, гимнастические скамейки).
- Спортивная форма для занимающихся (костюмы спортивные тренировочные, кроссовки , футболки, майки, шорты).
В области воспитания:
- адаптация ребенка к жизни в социуме, его самореализация;
- развитие коммуникативных качеств;
- формирование морально-волевых качеств.
В области физического воспитания:
- потребность в здоровом и активном образе жизни;
- стремление к физическому совершенствованию;
- стремление к овладению основами техники и тактики игры в баскетбол.
Результаты работы в данной деятельности отслеживаются в наблюдениях за работоспособностью, мотивацией, посещаемостью занятий обучающимися, динамикой роста индивидуальных и групповых показателей физической подготовленности обучающихся.
Содержание курса
Общее представление об игре с помощью словесных и наглядных методов.
Техника и тактика игры: пионербол
Организационно-воспитательные мероприятия.
Инструктаж и соблюдение техники безопасности по правилам поведения в спортивном зале, в раздевалках, на улице, в автобусах. Техника пожарной безопасности и действия в чрезвычайных ситуациях. Общие и родительские собрания. Проведение соревнований «Веселые старты», Новогодних праздников и т.п. Посещение турниров и матчей с участием спортсменов групп спортивного совершенствования.
Психологическая подготовка.
Психологическая подготовка юных спортсменов состоит из общепсихологической подготовки (круглогодичной), психологической подготовки к соревнованиям и управления нервно-психологическим восстановлением учащихся.
Общая психологическая подготовка предусматривает формирование личности спортсмена и межличностных отношений, развитие спортивного интеллекта, специализированных психических функций и психомоторных качеств.
Психологическая подготовка к соревнованиям состоит из двух разделов: общая психологическая подготовка к соревнованиям, которая проводится в течение всего года, и специальная психологическая подготовка к выступлению на конкретных соревнованиях.
В процессе управления нервно-психическим восстановлением снимается нервно-психическое напряжение, восстанавливается психическая работоспособность после тренировок, соревновательных нагрузок, развивается способность к самостоятельному восстановлению.
1V. МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Повышение объема и интенсивности тренировочных нагрузок характерно для современного спорта. Спортивные игры являются не стандартными, ситуационными физическими упражнениями переменной мощности. При этом в баскетболе в результате непрерывной и интенсивной деятельности у игроков формируются характерные для каждого амплуа нейрогуморальные механизмы срочной и долговременной адаптации, обеспечивающей быстрое переключение функций, направленных на достижение максимального игрового результата.
Поэтому контроль за функциональной подготовленностью с использованием медико-биологических методов как наиболее объективных, должен применяться для всех спортсменов. Использование их на различных этапах и в периоды подготовки позволит объективно оценить функциональное состояние баскетболистов и на основе этих показателей вносить коррективы в планирование учебно-тренировочного процесса.
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Цели и задачи медико-биологического контроля
При любой форме физкультурно-оздоровительной работы очень важен систематический медицинский контроль. Ведь уровень здоровья и функциональное состояние организма – важное условие определения адекватного двигательного режима для каждого человека и оценки его эффективности.
Цель медико-биологического контроля: определение рационального двигательного режима, адекватного анатомо-физиологическим и клиническим особенностям определенных возрастных групп; сохранение и укрепление здоровья спортсменов, на основе использования средств и методов физического воспитания.
Задачи медико-биологического контроля:
- Определение показаний и противопоказаний к занятиям баскетболом;
- Обоснование рациональных режимов учебно-тренировочного процесса баскетболистов;
- Систематическое наблюдение за физическим и психо-эмоциональным состоянием баскетболистов;
- Обучение спортсменов самоконтролю в процессе занятий;
- Санитарно-гигиенический надзор за местами и условиями проведения учебно-тренировочных занятий баскетболистов;
- Медицинское обеспечение соревнований по баскетболу;
- Санитарно-просветительская работа по вопросам рационального использования средств занятий баскетболом , профилактике травм и заболеваний, питания, режима отдыха и т.д.
- Ведение медицинской документации.
Структура и формы медико-биологического контроля.
Основа медико-биологического контроля – диспансерный метод – мониторинг, который подразумевает проведение регламентированных форм врачебного контроля вне зависимости от субъективных ощущений спортсмена.
Сущность мониторинга- активное выявление функциональных или органических патологических состояний организма.
Врачебно-педагогический контроль.
Задача – определение уровня здоровья, физической работоспособности и подготовленности спортсмена после завершения определенного этапа подготовки.
Срочный контроль.
Задача – оценка адекватности физической нагрузки функциональному состоянию спортсмена. В процессе тренировки анализируется:
- внешние признаки утомления;
- динамика ЧСС;
- масса тела.
Цели и задачи врачебно-педагогического контроля.
Цель – оценка воздействия на организм тренировочных или лечебно-оздоровительных нагрузок; установление уровня тренированности; коррекция УТЗ.
Задачи:
- изучения соответствия условий занятий согласно гигиеническим и физиологическим нормам;
- изучение соответствия средств и систем тренировки ее задачам и функциональным возможностям занимающихся;
- оценка общей и специальной тренированности;
- текущее и перспективное планирование УТЗ;
- выбор и оценка педагогических( оптимальное построение микро, мезо и макроциклов), психологических( психорегуляция, аутогенная тренировка и т.д.) и медицинских средств восстановления( витаминизация, сауна, массаж, рациональное питание).
Формы врачебно-педагогического контроля.
- плотность учебно-тренировочного занятия;
- самоконтроль;
-ведение дневника спортсмена
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Учебное издание.
Матвеев А.П Палехова Е.С.
Физическая культура 10-11 кл.
Учебник для учащихся редактор О.В Силантьев.
ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «Вентана Граф» 2015г.
- Волейбол. Гандбол. Баскетбол: Организация и проведение соревнований по упрощенным правилам/ В.Ф. Мишенькина, О.С. Шалаев, И.А. Сучков; под общей ред. Г.Я.Соколова.- Омск: СибГАФК, 1998.-60 с.
- Волков Л.В., Теория и методика детского и юношеского спорта. «Олимпийская литература», 2004
- Подвижные игры. Практический материал: Учебное пособие для студентов вузов физической культуры.-М.: СпортакадемПресс, 2002.-279 с.
- Физкультура. Методика преподавания, спортивные игры/Серия «Книга для учителя».-ростов н/Д: «Феникс», 2003.-256 с.
-
Тематическое планирование
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечание |
17час |
| | | пионербол | Терминология пионербола. Стойка и передвижения игрока передача мяча из различных положений Развитие координационных качеств Прием мяча из различных положений и разной высотой. Нападение,защита Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Правила соревнований передача мяча из различных положений нападение, защита | Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: Адекватно оценивать свои действия и действия партнеров, сохранять заданную цель. Познавательные: Давать передачу волейбольным мячом, производить нападающий удар, играть в защите и нападении. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
№ урока | Дата проведения урока | Тема урока | Виды деятельности учащихся | Планируемые результаты | Примечание |
17час |
| | | Волейбол | Терминология волейбола. Стойка и передвижения игрока передача мяча из различных положений Развитие координационных качеств Прием мяча из различных положений и разной высотой. Нападение,защита Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Правила соревнований передача мяча из различных положений нападение, защита | Коммуникативные: Эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации, устанавливать рабочие отношения. Регулятивные: Адекватно оценивать свои действия и действия партнеров, сохранять заданную цель. Познавательные: Давать передачу волейбольным мячом, производить нападающий удар, играть в защите и нападении. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сочувствия другим людям, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | |
Итого 34 часа |