1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. 3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. 7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности). |
-
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет: -
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства; -
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -
различать/выделять явление из общего ряда других явлений; -
выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий; -
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям; -
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия; -
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; -
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации; -
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности; -
выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ; -
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными. -
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет: -
обозначать символом и знаком предмет и/или явление; -
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; -
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления; -
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения; -
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией; -
Смысловое чтение. Обучающийся сможет: -
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); -
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; -
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; -
резюмировать главную идею текста; -
преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научно-популярный, информационный); -
критически оценивать содержание и форму текста. -
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей, справочников, открытых источников информации и электронных поисковых систем. Обучающийся сможет: -
определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы; -
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками; -
формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска; -
соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности. |
-
Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет: -
определять возможные роли в совместной деятельности; -
играть определенную роль в совместной деятельности; -
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы); -
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации; -
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; -
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль; -
критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его; -
выделять общую точку зрения в дискуссии; -
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; -
организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); -
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет: -
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства; -
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности; -
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; -
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; -
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; -
создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств; -
использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей; -
оценивать эффективность коммуникации после ее завершения. -
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся сможет: -
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ; -
использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации; -
выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.; -
использовать информацию с учетом этических и правовых норм; -
создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. |