СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Школьная риторика" 5 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Школьная риторика" разработана с учетом ФГОС ООО и направлена на развитие коммуникативной коптенции учащихся. 

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Школьная риторика" 5 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 44» города Курска






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Школьная Риторика»



(общеинтеллектуальное направление)

5 -6 класс













Разработала Фролова Яна Юрьевна

учитель русского языка и литературы






2016-2017 уч.год



Планируемые результаты освоения программы

Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:

  1. познавательные УУД:

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

  1. Регулятивные УУД:

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации;

  1. Коммуникативные УУД:

  • умением слушать собеседника, вести диалог и аргументировать свою точку зрения;


Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;


Достижение планируемых результатов освоения программы.

Уровень

Получение

представлений

Воспроизведение

операций

Формирование

навыков и

умений

Получение опыта самостоятельного действия

Характеристика уровня

Ученик знаком с программным материалом.

Ученик может выполнять учебное действие по алгоритму.

Ученик может выполнять действия, алгоритм которых изучен, но содержание и условия выполнения новые.

Ученик способен проявлять продуктивную активность, применяя изученную информацию для решения жизненных задач.

Виды

деятельности

Беседа, упражнение, игра-соревнование на скорость и качество выполнения.

Ролевая игра, викторина, олимпиада, выполнение самостоятельного задания по выбору примеров, действие по аналогии.

Проект, исследование, презентация результатов самостоятельной работы, ролевая игра со сложным сценарием, дискуссия, дебаты.










Содержание учебного предмета



Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением

Это практикоориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.

Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.

Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который называется «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.

Программа входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», имеет общеинтеллекутальную направленность.

Учебная нагрузка определена из расчета 1 часа в неделю в школе и вне ее. Всего 34 часа, продолжительность одного занятия 40 минут.

Форма организации занятий – «Школа развития речи».

Программа "Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики с 5-го по 9-й класс, - 1 ч в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170ч.

Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов.

Формы подведения итогов:

Круглый стол: «Правила общение – правила моей жизни»




Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.

В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д

В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:

– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;

– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.

Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.

Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.

Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.

Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.

Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.

В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.

Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;

– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);

понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.

Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:

– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);

– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.

Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.

Методы и приемы преподавания

Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.

Большая часть времени уделяется практике.

Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:

– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;

– риторические задачи;

– риторические игры.

Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:

• что сказал говорящий (пишущий);

• что хотел сказать (написать);

• что сказал (написал) ненамеренно.

Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.

Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:

кто говорит – пишет (адресант);

почему (причина, мотив);

для чего, зачем (задача высказывания);

что – о чем (содержание высказывания);

как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);

где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);

когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).



Риторические умения

Понятийные и инструментальные знания

Общение

У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации.
У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма.

Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

Виды общения

У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения).
У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.

По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное.
Кому? Коммуникативная задача. Что? Как?

У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.

Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо.

У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор.

Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты.
Спор, но не ссора.

У–2. Вести этикетный диалог.

Этикетные диалоги.

Речевая деятельность

У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
У–1. Определять вид слушания и приемы слушания.
У–1. Критически оценивать слушание собеседников.

Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания.

У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке.
У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями.

Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения.

У–1. Находить коммуникативные недочеты.
У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора.
У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты.

Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.)

У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
У–2. Распределять дыхание.

Голос, каким он может быть.

У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки.
У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова.

Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки.

Качества речи

У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи.
У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи.
У–1. Определять нарушения в точности речи.

Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология.
Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности.

Речевые жанры

У–1.
Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать.

Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы.

У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого).
У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.

Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста.

У–2. Составлять объявления устные и письменные.

Речь деловая. Объявление устное и письменное.

У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их.

Речь художественная. Сказочные истории.

У–2. Рассказывать о случаях.

Речь. разговорная. Рассказ о себе.











Наименование раздела/темы

Кол-во часов

Характеристика

деятельности учающихся



УУД

Общение

Что такое риторика?

1

Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению.

Называть адресанта, адресата высказывания.

Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия).

Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях.

Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения.

- личностные ( развитие рефлексии)

-познавательные ( информационные, формально-логические умения);

- коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться);

- регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения)

Общение. Умеешь ли ты общаться.

2

Приводить примеры важности общения в жизни людей .

Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения.

- личностные ( осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера);

- регулятивные ( целеполагание и целедостижение)

-коммуникативные ( умение работать в команде)

Речевые роли.


2

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства.

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

- личностные ( развитие рефлексси)

- познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, )

- коммуникативные ( умение работать в команле)

Коммуникативная задача.

1


Виды общения.

2

Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства .

Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить.

Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы.

- личностные ( развитие рефлексии)

- познавательные ( умение работать с понятиями)

- регулятивные ( развитие произвольности, способности к самооценке)

- коммуникативные ( командное взаимодействие, аргументация)




Словесное и несловесное общение.

3

Называть средства словесного и несловесного общения, объяснять их значение при устном общении.

Демонстрировать уместное использование изученных словесных и несловесных средств при решении риторических задач.

Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях.

- личностные ( развитие рефлексии)

- познавательные ( умение работать с суждениями и умозаключениями)

- коммуникативные ( командное взаимодействие, аргументация)

Путешествие по стране «Общение».

2

- личностные ( развитие рефлексии)

-познавательные ( информационные, формально-логические умения);

- коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться);

- регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения)

Речевое дыхание


2

Знать виды дыхания: поверхностное, ключичное, грудное, смешанное (диафрагматическое), речевое.

- личностные ( развитие рефлексси)

- познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, )

- коммуникативные ( умение работать в команле)

Главный секрет Демосфена.


3

- личностные ( развитие рефлексси)

- познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, )

- коммуникативные ( умение работать в команле)

Твой голос. Свойства голоса.


2

Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях .

Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д.

- личностные ( осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера);

- регулятивные ( целеполагание и целедостижение)

-коммуникативные ( умение работать в команде)

Кто и как слушает. Правила слушания.

2


Великие ораторы.


2

Называть задачи слушания.

Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации.

Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя.

Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах.

Оценивать свои особенности как слушателя.

- личностные ( развитие рефлексии)

-познавательные ( информационные, формально-логические умения);

- коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться);

- регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения)

Речь правильная и хорошая.


2

Называть несловесные средства общения .

Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях.

Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.Понятие нормы литературного языка. Грамматические, лексические нарушения норм. Правильная речь. Языковые средства, символизирующие богатство речи. Тавталогия.

- личностные ( осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера);

- регулятивные ( целеполагание и целедостижение)

-коммуникативные ( умение работать в команде)

Речь без ошибок.


2

- личностные ( развитие рефлексси)

- познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, )

- коммуникативные ( умение работать в команле)

Богатство речи.


1

- личностные ( развитие рефлексси)

- познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, )

- коммуникативные ( умение работать в команде)

Точность речи.

1

- личностные ( развитие рефлексии)

-познавательные ( информационные, формально-логические умения);

- коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться);

- регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения)














Учимся читать и редактировать.


1

Называть виды речевой деятельности.

Различать устную и письменную речь.

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план .

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.


- личностные ( развитие рефлексии)

-познавательные ( информационные, формально-логические умения);

- коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться);

- регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения)

Учимся писать и редактировать.


1






Образ оратора.

1




Будьте вежливы! Что вы знаете о вежливости?

1

Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях .

Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам.


Вежливый отказ.

1

Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы .

Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ.

Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ.

Оценивать степень вежливости отказа.

Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие.

Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ.

Обращение. Выражение просьбы.

1

Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач.


Давайте говорить друг другу комплименты.

1

Уметь определять положительные оценки собеседника. Знать, что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов.

Речевые жанры


Понятие о тексте.Первичные тексты.Вторичные тексты.

2

Различать текст и набор предложений.

Определять тему текста.

Объяснять роль заголовка.

Озаглавливать текст.Определять тему и основную мысль текста.

Озаглавливать текст.

Выделять опорные слова в тексте.

Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам.





Объявление.

1

Знать определение «объявление». Уметь самостоятельно составлять правильно объявление.Характерные особенности объявлений. Виды объявлений. Структура объявлений. Положительные и неудачные образцы объявлений.

Что такое рассказ?


1

Анализировать типичную структуру рассказа.

Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни.

Записать свой рассказ.


1

Спор или ссора.


1

Знать понятие 

Сочиняем сказки.



1

Знать понятие «сказка».1) Научить детей придумывать волшебные сказки, сказочные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся своеобразным содержанием, 














Календарно-тематическое планирование курса «Школьная риторика»

5 класс




Название раздела или темы


Название темы занятия


Форма организации занятия


Виды деятельности

Кол-во часов на изучение темы


Кол-во часов

1

2

4

7


3

5


Общение




9


1.


Что такое риторика?

Игра

Игровая


1

2.




Общение. Умеешь ли ты общаться.

Практикум


Составление диалогов



1


3.


Речевые роли.

Игра

Игровая


1

4.




Коммуникативная задача.

Беседа


Монолог, диалог.



1


5.


Виды общения.

Практикум

Составление текстов разных стилей.


1

6-

7.



Словесное и несловесное общение.

Игра


Игровая.



2


8-

9.



Путешествие по стране «Общение».

Конкурс


Игровая.



2




Речевая

деятельность






6




10.


Речевой дыхание.

Практикум



1


11.



Главный секрет Демосфена.

Практикум


Коммуникативная.



1


12.




Твой голос. Свойства голоса.

Беседа





1


13.




Скороговорки и докучные сказки.

Конкурс


Игровая.



1


14.




Кто и как слушает. Правила слушания.

Практикум


Диалог.



1


15.


«Великие ораторы».

Ролевая игра

Игровая.


1



Качества

речи






6




16.




Речь правильная и хорошая.

Практикум


Публичное выступление.



1


17.


Речь без ошибок.

Практикум

Составление текстов.


1

18.


Богатство речи.

Практикум

Составление текстов.


1

19.


Точность речи.

Практикум

Составление текстов.


1

20.




Учимся читать и редактировать.

Практикум


Активное чтение.



1


21.


«Я – редактор!»

Ролевая игра

Игровая.


1


Этикет




5


22.






Будь вежлив! Что вы знаете о вежливости?

Беседа



Монолог, диалог.




1



23.


Обращение. Выражение просьбы

Практикум

Диалог.



1

24.


Давайте говорить друг другу комплименты

Игра

Игровая.


1

25.




Учимся слушать и читать.

Практикум


Активное чтение.



1


26.




«Ежели вы вежливы»

Ролевая игра


Игровая.



1




Речевые жанры






8



27-

28.





Понятие о тексте Первичные и вторичные тексты.

Практикум



Составление текстов.


2



29.


Объявление.

Практикум

Составление текстов устных и письменных.


1

30.


Что такое рассказ?

Беседа

Диалог.


1

31.


Спор или ссора?

Практикум

Диалог.


1

32.


Сочиняем сказки.

Конкурс

Игровая.


1


33-

34.





Круглый стол: «Правила общение – правила моей жизни»


Круглый стол

Беседа.


2



































Календарно -тематическое планирование курса «Школьная риторика»

6 класс





Название раздела или темы


Название темы занятия


Форма организации занятия


Виды деятельности

Кол-во часов на изучение темы


Кол-во часов

1

2

4

7


3

5


Тексты и речевые жанры




3


1.


Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.

Игра

Игровая


1

2.




Что значит изобретать речь?

Практикум


Составление диалогов



1


3.


Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.

Игра

Игровая


1



Вторичные тексты





7


1


4


Вторичные тексты.

Беседа

Составление текстов разных стилей.


1

5



Понятие о пересказе

Практикум.

Игровая.



1


6



Подробный и краткий пересказ.

Игра.


Игровая.



1



7



Понятие об аннотации.







8


Что такое отзыв. Понятие рецензии.

Беседа.



1



Объявление





2

1


9




Объявление. Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений.

Практикум.

Составление объявлений.



1


10




Письменные объявления. Что такое афиша?

Практикум.


Составление афиши.



1




Рассказы





4



11


Рассказы. Невыдуманные рассказы.

Беседа

Диалог.


1

12



Выдуманные истории.


Конкурс


Игровая


1


13




Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ.

Практикум


Публичное выступление.



1


14.


Учимся слушать рассказы одноклассников.

Ролевая игра.

Публичное выступление


1


Сказки и притчи




5


15


Сказочная страна. Её особенности.

Практикум

Составление текстов.


1

16




Сказочные действия, герои, язык

Практикум


Активное чтение.



1


17


Сочини свою сказку.

Практикум

Составление сказок


1

18


Конкурс на лучшую сказку собственного сочинения.

Конкурс.

Игровая


1

19






Понятие о притче. Уместность её использования.

Практикум.


Монолог, диалог.




1




Личное письмо




5



20


Особенности писем. Кто стучится в дверь ко мне?

Ролевая Игра

Игровая.


1

21




Письмо-поздравление. Письмо-просьба.

Практикум


Активное чтение.



1


22.




Учимся писать письма. SMS-этикет. Электронное письмо.

Практикум

Составление текстов.



1



23.


Образцы писем из литературных произведений.


Беседа



1

24.




Как оформить открытку

Практикум



Составление текстов.


1



25.


Чья открытка лучше? Почему…

Конкурс

Составление текстов устных и письменных.


1


Интервью






26.


Особенности интервью. Как подготовиться к интервью

Ролевая игра

Диалог.


1

27-28


Как подготовить вопросы для интервью.

Практикум

Составление вопросов.


2




Репортаж






2





29.


Что такое репортаж?

Практикум

Составление репортажа


1

30.


Пишем репортажи о школьных делах.

Беседа.



1

31


Устные репортажи.

Практикум

Публичное выступление


1

32


Конкурс рассказов «Случай из моей жизни»

Конкурс

Игровая.


1

33


Обсуждение рассказов и праздника.




1

34


Рефлексия.




1





























Литература

  1. Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.

  2. Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.

  3. Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.

  4. Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 152-177.

  5. Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 1998.

  6. Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.

  7. Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.

  8. Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.

  9. Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.

  10. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.

  11. Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.

  12. Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.

  13. Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М., 1996.

  14. Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.

  15. Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.

  16. Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.

  17. Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995

  18. Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.

  19. Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.

  20. Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.

  21. Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.

  22. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР Скрыпова И.Н.