Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 44» города Курска
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Школьная Риторика»
(общеинтеллектуальное направление)
5 -6 класс
Разработала Фролова Яна Юрьевна
учитель русского языка и литературы
2016-2017 уч.год
Планируемые результаты освоения программы
Исходя из целей данной программы, планируется достижение следующих метапредметных результатов:
познавательные УУД:
Регулятивные УУД:
Коммуникативные УУД:
Помимо метапредметных, планируется достижение личностных результатов: овладение навыками адаптации в различных жизненных ситуациях, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
Достижение планируемых результатов освоения программы.
Уровень | Получение представлений | Воспроизведение операций | Формирование навыков и умений | Получение опыта самостоятельного действия |
Характеристика уровня | Ученик знаком с программным материалом. | Ученик может выполнять учебное действие по алгоритму. | Ученик может выполнять действия, алгоритм которых изучен, но содержание и условия выполнения новые. | Ученик способен проявлять продуктивную активность, применяя изученную информацию для решения жизненных задач. |
Виды деятельности | Беседа, упражнение, игра-соревнование на скорость и качество выполнения. | Ролевая игра, викторина, олимпиада, выполнение самостоятельного задания по выбору примеров, действие по аналогии. | Проект, исследование, презентация результатов самостоятельной работы, ролевая игра со сложным сценарием, дискуссия, дебаты. |
|
Содержание учебного предмета
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Его задача – формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением
Это практикоориентированные занятия, выполняющие важный социальный заказ – учат успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика – самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи – обучение умелой, искусной, а точнее – эффективной речи. Поэтому в центре риторики – обучение эффективному общению, общающийся человек.
Этим в значительной мере отличается данный курс школьной риторики, который называется «Риторикой общения», от других речеведческих курсов. Этим же определяется как содержание школьной риторики, так и методы ее преподавания.
Программа входит в раздел учебного плана «Внеурочной деятельности», имеет общеинтеллекутальную направленность.
Учебная нагрузка определена из расчета 1 часа в неделю в школе и вне ее. Всего 34 часа, продолжительность одного занятия 40 минут.
Форма организации занятий – «Школа развития речи».
Программа "Риторика" дает возможность школьникам познакомиться с особенностями общения, коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.
Объем учебного времени, отводимого на изучение риторики с 5-го по 9-й класс, - 1 ч в неделю. Общий объем учебного времени составляет 170ч.
Формы проведения занятий: беседы, праздничные мероприятия, конкурсы, круглые столы, игры, "устные журналы", выполнение и защита проектов.
Формы подведения итогов:
Круглый стол: «Правила общение – правила моей жизни»
Эффективное общение – это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана. Например: я прошу о чем-то (практическая коммуникативная задача) и получаю то, о чем я прошу. Я хочу разделить горе человека, утешить его (коммуникативная задача духовного плана), и мне это удается.
В сущности, в классической риторике всегда имелась в виду эффективность речи, когда давались рекомендации, как следует готовиться к выступлению, учитывать аудиторию и устанавливать с нею контакт, как реализовывать свой замысел, оценить свою речь и т.д
В разработанной нами программе можно выделить два смысловых блока:
– первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
– второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной риторикой которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Кратко охарактеризуем содержание каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой (коммуникативной) ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок – «Речевые жанры» – дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие – речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Мы имеем в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д.
Понятие речевого жанра конкретизирует содержание работы по риторике, т.к. называет тот вид высказывания, которому следует учить. Для нас это – дидактическая единица, которая во многом определяет методику обучения: знакомство с образцами конкретного жанра, осмысление его особенностей с точки зрения сферы употребления, адресата, коммуникативных задач и т.д.; анализ типичных недочетов в структуре и речевом оформлении данного жанра; создание его отдельных фрагментов (частей); и, наконец, самостоятельное создание жанра на предложенную тему.
Основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
Если основная цель курса риторики – обучать эффективному общению, то школьная риторика – предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на формирование риторических умений;
– большое место занимают так называемые инструментальные знания – о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.);
– понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
– первые (У–1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
– вторые (У–2) – с умением общаться – в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Курс школьной риторики должен вестись так, чтобы вызвать у учеников размышления о том, что такое взаимопонимание, контакт между людьми, как важно владеть словом в современном мире, о том, какое это бесценное богатство.
Методы и приемы преподавания
Курс риторики в школе – сугубо практический. Если мы действительно хотим научить эффективному общению, т.е. такому общению, при котором говорящий достигает своей коммуникативной задачи – убедить, утешить, склонить к какому-нибудь действию и т.д., то на уроках риторики дети должны как можно больше сами говорить и писать.
Большая часть времени уделяется практике.
Конечно, на уроках риторики имеют место и такие методы и приемы преподавания, как вступительное и заключительное слово учителя, беседа и т.д. Однако на уроках риторики особое место занимают специфические приемы работы, а именно:
– риторический анализ устных и письменных текстов, речевой ситуации;
– риторические задачи;
– риторические игры.
Риторический анализ формирует группу умений У–1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Обсуждение этих вопросов позволяет сказать не только то, ЧТО и КАК сказал РИТОР, но и в какой мере ему удалось решить свою коммуникативную задачу, т.е. насколько его речь была эффективной.
Риторические задачи формируют группу умений У–2. Эти задачи основываются на определении всех значимых компонентов речевой ситуации:
– кто говорит – пишет (адресант);
– почему (причина, мотив);
– для чего, зачем (задача высказывания);
– что – о чем (содержание высказывания);
– как (в устной или письменной форме, в каком стиле и жанре и т.д.);
– где (место, где происходит общение, расстояние между общающимися, если это важно);
– когда (время, когда происходит общение, – сейчас, в прошлом; время, отведенное для общения, если это важно).
Риторические умения | Понятийные и инструментальные знания |
Общение |
У–1. Определять основные компоненты коммуникативной (речевой) ситуации. У–1. Восстанавливать и описывать речевую ситуацию на основе текста рисунка, фрагмента фильма. | Чему учит риторика. Что такое общение? Речевая ситуация. Кто говорит (пишет, слушает, читает)? – Кому? Коммуникативная задача. Что? Как? |
Виды общения |
У–1. Определять вид общения (по количеству общающихся и по средствам общения). У–1. Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации. | По количеству общающихся: один – один; один – группа; один – много. Общение словесное – несловесное. Кому? Коммуникативная задача. Что? Как? |
У–1. Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость. | Вежливость. В чем она состоит. Вежливо – невежливо – грубо. |
У–2. Овладеть этикетными средствами вежливости в таких ситуациях, как просьба, отказ, комплимент, спор. | Этикетный диалог. Вежливый отказ. Комплименты. Спор, но не ссора. |
У–2. Вести этикетный диалог. | Этикетные диалоги. |
Речевая деятельность |
У–1. Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего. У–1. Определять вид слушания и приемы слушания. У–1. Критически оценивать слушание собеседников. | Слушание. Правила для слушающего. Рефлексивное и нерефлексивное слушание. Значение установки. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания. |
У–1. Оценивать соответствие чтения заданий установке. У–1. Определять вид чтения, уровень владения читательскими действиями. | Чтение и его суть. Значение установки. Виды чтения. |
У–1. Находить коммуникативные недочеты. У–1. Различать условные обозначения коммуникативных нарушений. У–2. Исправлять тексты по условным обозначениям редактора. У–2. Обозначать в «чужом» тексте коммуникативные недочеты. | Письмо. Правка текста. Виды правки. (Зачеркни ненужное. Добавь нужное. Замени слова и выражения. Измени последовательность.) |
У–1. Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа. У–2. Распределять дыхание. | Голос, каким он может быть. |
У–2. Произносить скороговорки и рассказывать докучные сказки. У–2. Регулировать громкость голоса, выделять главные по смыслу слова. | Скороговорки. Докучные сказки. Кричалки. |
Качества речи |
У–1. Находить отклонения от норм в устной и письменной речи. У–1. Искоренять ошибки в своей собственной речи. У–1. Определять коэффициент лексического богатства речи. У–1. Определять нарушения в точности речи. | Правильная речь. Надо – нельзя. Правильно – неправильно – допустимо. Человек и нормы языка. Нормативные словари. Ортология. Хорошая речь. Богатство языка и богатство речи. Точность как коммуникативное качество речи. Разные виды точности. |
Речевые жанры |
У–1. Определять замысел текста, характеризовать, в какой мере удалось его реализовать. | Текст. Смысловая цельность и связность текста. Замысел, как он воплощается. Тема и микротема. Типы заголовков. Ключевые слова, словосочетания и предложения. Вступительный и заключительный абзацы. |
У–1. Анализировать исходный текст для пересказа (устного и письменного, подробного и краткого). У–2. Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей. | Вторичные тексты. Пересказы, подробные и краткие. Степень сжатия текста. |
У–2. Составлять объявления устные и письменные. | Речь деловая. Объявление устное и письменное. |
У–2. Придумывать сказочные истории и рассказывать их. | Речь художественная. Сказочные истории. |
У–2. Рассказывать о случаях. | Речь. разговорная. Рассказ о себе. |
Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Характеристика деятельности учающихся |
УУД |
Общение |
Что такое риторика? | 1 | Давать определение риторики как науки, которая учит успешному общению. Называть адресанта, адресата высказывания. Характеризовать успешность высказывания (с точки зрения достижения задачи взаимодействия). Оценивать уместность использования словесных и несловесных средств в риторических заданиях. Называть свои речевые роли в разных ситуациях общения. | - личностные ( развитие рефлексии) -познавательные ( информационные, формально-логические умения); - коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться); - регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения) |
Общение. Умеешь ли ты общаться. | 2 | Приводить примеры важности общения в жизни людей . Разыгрывать этикетные диалоги приветствия, прощания, благодарности, извинения. | - личностные ( осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера); - регулятивные ( целеполагание и целедостижение) -коммуникативные ( умение работать в команде) |
Речевые роли. | 2 | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства. Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить. Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | - личностные ( развитие рефлексси) - познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, ) - коммуникативные ( умение работать в команле) |
Коммуникативная задача. | 1 | |
Виды общения. | 2 | Анализировать примеры общения, когда слово по-разному влияет на людей, их мысли, чувства . Объяснять, что словом можно влиять на людей – поднять настроение, огорчить, утешить. Объяснять, что с помощью слова можно договариваться об организации игры, совместной работы. | - личностные ( развитие рефлексии) - познавательные ( умение работать с понятиями) - регулятивные ( развитие произвольности, способности к самооценке) - коммуникативные ( командное взаимодействие, аргументация)
|
Словесное и несловесное общение. | 3 | Называть средства словесного и несловесного общения, объяснять их значение при устном общении. Демонстрировать уместное использование изученных словесных и несловесных средств при решении риторических задач. Оценивать уместность использования словесных и несловесных форм прощания в разных ситуациях. | - личностные ( развитие рефлексии) - познавательные ( умение работать с суждениями и умозаключениями) - коммуникативные ( командное взаимодействие, аргументация) |
Путешествие по стране «Общение». | 2 | - личностные ( развитие рефлексии) -познавательные ( информационные, формально-логические умения); - коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться); - регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения) |
Речевое дыхание | 2 | Знать виды дыхания: поверхностное, ключичное, грудное, смешанное (диафрагматическое), речевое. | - личностные ( развитие рефлексси) - познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, ) - коммуникативные ( умение работать в команле) |
Главный секрет Демосфена. | 3 | - личностные ( развитие рефлексси) - познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, ) - коммуникативные ( умение работать в команле) |
Твой голос. Свойства голоса. | 2 | Оценивать уместность использования громкости, темпа устной речи в разных ситуациях . Демонстрировать уместное использование громкости, темпа в некоторых высказываниях: скороговорках, чистоговорках, считалках и т.д. | - личностные ( осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера); - регулятивные ( целеполагание и целедостижение) -коммуникативные ( умение работать в команде) |
Кто и как слушает. Правила слушания. | 2 | |
Великие ораторы. | 2 | Называть задачи слушания. Формулировать свою задачу как слушателя в конкретной ситуации. Демонстрировать уместное использование сигналов внимательного слушателя. Демонстрировать использование приёмов слушания, эффективных в предложенных риторических задачах. Оценивать свои особенности как слушателя. | - личностные ( развитие рефлексии) -познавательные ( информационные, формально-логические умения); - коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться); - регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения) |
Речь правильная и хорошая. | 2 | Называть несловесные средства общения . Оценивать уместность использования несловесных средств общения: громкости, темпа тона, мимики, взгляда, жестов, позы в разных ситуациях. Демонстрировать уместное использование изученных несловесных средств при решении риторических задач.Понятие нормы литературного языка. Грамматические, лексические нарушения норм. Правильная речь. Языковые средства, символизирующие богатство речи. Тавталогия. | - личностные ( осознание своих чувств, понимание ценности поддержки, умения чувствовать состояние партнера); - регулятивные ( целеполагание и целедостижение) -коммуникативные ( умение работать в команде) |
Речь без ошибок. | 2 | - личностные ( развитие рефлексси) - познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, ) - коммуникативные ( умение работать в команле) |
Богатство речи. | 1 | - личностные ( развитие рефлексси) - познавательные ( целеполагание, способность ставить цели, ) - коммуникативные ( умение работать в команде) |
Точность речи. | 1 | - личностные ( развитие рефлексии) -познавательные ( информационные, формально-логические умения); - коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться); - регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения) |
|
Учимся читать и редактировать. | 1 | Называть виды речевой деятельности. Различать устную и письменную речь. Анализировать роль различных выделений в учебных текстах. Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план . Объяснять, зачем нужно исправлять текст. Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.). Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами. | - личностные ( развитие рефлексии) -познавательные ( информационные, формально-логические умения); - коммуникативные ( достижение согласия,умение договариваться); - регулятивные ( умение ставить кель и искать пути ее решения) |
Учимся писать и редактировать. | 1 | |
Образ оратора. | 1 | | |
|
Будьте вежливы! Что вы знаете о вежливости? | 1 | Давать определение вежливости. Анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных ситуациях . Оценивать соответствие вежливых слов добрым делам. | |
Вежливый отказ. | 1 | Приводить примеры ситуаций, в которых можно согласиться или отказать в выполнении просьбы . Называть слова, которыми можно выразить согласие или отказ. Называть словесные и несловесные средства, смягчающие отказ. Оценивать степень вежливости отказа. Моделировать этикетный диалог: просьба–согласие–ответ на согласие. Моделировать этикетный диалог: просьба–отказ–ответ на отказ. |
Обращение. Выражение просьбы. | 1 | Моделировать уместные средства обращения при решении риторических задач. | |
Давайте говорить друг другу комплименты. | 1 | Уметь определять положительные оценки собеседника. Знать, что такое комплимент, языковые средства создания комплиментов. |
Речевые жанры | |
Понятие о тексте.Первичные тексты.Вторичные тексты. | 2 | Различать текст и набор предложений. Определять тему текста. Объяснять роль заголовка. Озаглавливать текст.Определять тему и основную мысль текста. Озаглавливать текст. Выделять опорные слова в тексте. Моделировать текст (устный ответ) по записанным ранее опорным словам. |
| | |
Объявление. | 1 | Знать определение «объявление». Уметь самостоятельно составлять правильно объявление.Характерные особенности объявлений. Виды объявлений. Структура объявлений. Положительные и неудачные образцы объявлений. |
Что такое рассказ? | 1 | Анализировать типичную структуру рассказа. Рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни. |
Записать свой рассказ. | 1 |
Спор или ссора. | 1 | Знать понятие |
Сочиняем сказки. | 1 | Знать понятие «сказка».1) Научить детей придумывать волшебные сказки, сказочные истории, т.е. создавать тексты, отличающиеся своеобразным содержанием, |
| | |
Календарно-тематическое планирование курса «Школьная риторика»
5 класс
№ | Название раздела или темы | Название темы занятия | Форма организации занятия | Виды деятельности | Кол-во часов на изучение темы | Кол-во часов |
1 | 2 | 4 | 7 | | 3 | 5 |
| Общение | | | | 9 | |
1. | | Что такое риторика? | Игра | Игровая | | 1 |
2. | | Общение. Умеешь ли ты общаться. | Практикум | Составление диалогов | | 1 |
3. | | Речевые роли. | Игра | Игровая | | 1 |
4. | | Коммуникативная задача. | Беседа | Монолог, диалог. | | 1 |
5. | | Виды общения. | Практикум | Составление текстов разных стилей. | | 1 |
6- 7. | | Словесное и несловесное общение. | Игра | Игровая. | | 2 |
8- 9. | | Путешествие по стране «Общение». | Конкурс | Игровая. | | 2 |
| Речевая деятельность | | | | 6 | |
10. | | Речевой дыхание. | Практикум | | | 1 |
11. | | Главный секрет Демосфена. | Практикум | Коммуникативная. | | 1 |
12. | | Твой голос. Свойства голоса. | Беседа | | | 1 |
13. | | Скороговорки и докучные сказки. | Конкурс | Игровая. | | 1 |
14. | | Кто и как слушает. Правила слушания. | Практикум | Диалог. | | 1 |
15. | | «Великие ораторы». | Ролевая игра | Игровая. | | 1 |
| Качества речи | | | | 6 | |
16. | | Речь правильная и хорошая. | Практикум | Публичное выступление. | | 1 |
17. | | Речь без ошибок. | Практикум | Составление текстов. | | 1 |
18. | | Богатство речи. | Практикум | Составление текстов. | | 1 |
19. | | Точность речи. | Практикум | Составление текстов. | | 1 |
20. | | Учимся читать и редактировать. | Практикум | Активное чтение. | | 1 |
21. | | «Я – редактор!» | Ролевая игра | Игровая. | | 1 |
| Этикет | | | | 5 | |
22. | | Будь вежлив! Что вы знаете о вежливости? | Беседа | Монолог, диалог. | | 1 |
23. | | Обращение. Выражение просьбы | Практикум | Диалог. | | 1 |
24. | | Давайте говорить друг другу комплименты | Игра | Игровая. | | 1 |
25. | | Учимся слушать и читать. | Практикум | Активное чтение. | | 1 |
26. | | «Ежели вы вежливы» | Ролевая игра | Игровая. | | 1 |
| Речевые жанры | | | | 8 | |
27- 28. | | Понятие о тексте Первичные и вторичные тексты. | Практикум | Составление текстов. | | 2 |
29. | | Объявление. | Практикум | Составление текстов устных и письменных. | | 1 |
30. | | Что такое рассказ? | Беседа | Диалог. | | 1 |
31. | | Спор или ссора? | Практикум | Диалог. | | 1 |
32. | | Сочиняем сказки. | Конкурс | Игровая. | | 1 |
33- 34. | | Круглый стол: «Правила общение – правила моей жизни» | Круглый стол | Беседа. | | 2 |
Календарно -тематическое планирование курса «Школьная риторика»
6 класс
№ | Название раздела или темы | Название темы занятия | Форма организации занятия | Виды деятельности | Кол-во часов на изучение темы | Кол-во часов |
1 | 2 | 4 | 7 | | 3 | 5 |
| Тексты и речевые жанры | | | | 3 | |
1. | | Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста. | Игра | Игровая | | 1 |
2. | | Что значит изобретать речь? | Практикум | Составление диалогов | | 1 |
3. | | Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров. | Игра | Игровая | | 1 |
| Вторичные тексты | | | | 7 | 1 |
4 | | Вторичные тексты. | Беседа | Составление текстов разных стилей. | | 1 |
5 | | Понятие о пересказе | Практикум. | Игровая. | | 1 |
6 | | Подробный и краткий пересказ. | Игра. | Игровая. | | 1 |
7 | | Понятие об аннотации. | | | | |
8 | | Что такое отзыв. Понятие рецензии. | Беседа. | | | 1 |
| Объявление | | | | 2 | 1 |
9 | | Объявление. Что? Где? Когда? Секреты устных объявлений. | Практикум. | Составление объявлений. | | 1 |
10 | | Письменные объявления. Что такое афиша? | Практикум. | Составление афиши. | | 1 |
| Рассказы | | | | 4 | |
11 | | Рассказы. Невыдуманные рассказы. | Беседа | Диалог. | | 1 |
12 | | Выдуманные истории. | Конкурс | Игровая | | 1 |
13 | | Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. | Практикум | Публичное выступление. | | 1 |
14. | | Учимся слушать рассказы одноклассников. | Ролевая игра. | Публичное выступление | | 1 |
| Сказки и притчи | | | | 5 | |
15 | | Сказочная страна. Её особенности. | Практикум | Составление текстов. | | 1 |
16 | | Сказочные действия, герои, язык | Практикум | Активное чтение. | | 1 |
17 | | Сочини свою сказку. | Практикум | Составление сказок | | 1 |
18 | | Конкурс на лучшую сказку собственного сочинения. | Конкурс. | Игровая | | 1 |
19 | | Понятие о притче. Уместность её использования. | Практикум. | Монолог, диалог. | | 1 |
| Личное письмо | | | | 5 | |
20 | | Особенности писем. Кто стучится в дверь ко мне? | Ролевая Игра | Игровая. | | 1 |
21 | | Письмо-поздравление. Письмо-просьба. | Практикум | Активное чтение. | | 1 |
22. | | Учимся писать письма. SMS-этикет. Электронное письмо. | Практикум | Составление текстов. | | 1 |
23. | | Образцы писем из литературных произведений. | Беседа | | | 1 |
24. | | Как оформить открытку | Практикум | Составление текстов. | | 1 |
25. | | Чья открытка лучше? Почему… | Конкурс | Составление текстов устных и письменных. | | 1 |
| Интервью | | | | | |
26. | | Особенности интервью. Как подготовиться к интервью | Ролевая игра | Диалог. | | 1 |
27-28 | | Как подготовить вопросы для интервью. | Практикум | Составление вопросов. | | 2 |
| Репортаж | | | | | 2 |
29. | | Что такое репортаж? | Практикум | Составление репортажа | | 1 |
30. | | Пишем репортажи о школьных делах. | Беседа. | | | 1 |
31 | | Устные репортажи. | Практикум | Публичное выступление | | 1 |
32 | | Конкурс рассказов «Случай из моей жизни» | Конкурс | Игровая. | | 1 |
33 | | Обсуждение рассказов и праздника. | | | | 1 |
34 | | Рефлексия. | | | | 1 |
Литература
Вербовая Н.Н. Искусство речи. - М., 1977.
Волков А.А. Основы риторики. М., 1996.
Горшков А.И. Русская словесность. М., 1995.
Граудина Л.К. О современной концепции отечественной риторики и культуре речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996. С. 152-177.
Грудцына Л.Г. Риторические игры на уроках риторики, русского языка, литературы, внеклассного чтения. М.: Флинта:Наука, 1998.
Грудцына Н.Г. Азбука общения: Книга для учащихся. Самара, 1994.
Кнебель М.О. Слово о творчестве актера. - М., 1964.
Культура русской речи и эффективность общения. - М., 1996.
Леонарди Е.И. Дикция и орфография. - М., 1987.
Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.: «Академия», 2002.
Максаков А.И. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. - М., 1979.
Михальская А.К. Основы риторики. 10-11 классы. - М.: «Дрофа», 1996.
Михальская А.К. Как учить риторике: Метод.рекомендации к учебному пособию для 10-11 классов «Основы риторики: Мысль и слово». М., 1996.
Педагогическое речеведение: словарь-справочник \Под ред. Т.А.Ладыженской и В.Н.Мещерякова. М.: Флинта: Наука, 1998.
Программа по риторике. 5-11 классы. Т.А.Ладыженская // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа – М.: Баласс, 2010.
Развитие речи. Школьная риторика: 5 класс: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. В 2 частях. Ладыженская Т.А., Вершинина Г.Б., Выборнова В.Ю. и др.; Под ред. Т.А.Ладыженской. М.: Баласс, 2013.
Скворцов Л.И. Культура русской речи. Словарь-справочник. - М.: Издательство «Знание», 1995
Смелкова З.С. Азбука общения: Книга для преподавателя риторики в школе. Самара, 1994.
Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж, 1996.
Шевченко Н.В. Основы риторики. Дидактический материал для учителей начальной школы. Саратов: ОАО «Издательство «Лицей», 2002.
Школьная риторика: 5 класс: Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской. М.: «С-инфо», «Баласс», 2010.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. - Л., 1969.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР Скрыпова И.Н.