Программа разработана в соответствии с государственной образовательной политикой и современными нормативными документами в сфере образования, такими как: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Актуальность программы
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными и наиболее ценными являются леса.
Лес испытывает разнообразное влияние со стороны человека: вырубка, туризм, загрязнение атмосферы… это вмешательство нельзя остановить. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинить лесу наименьший вред. А для этого надо знать как можно больше о жизни леса.
Адресат программы
Для обучения по Программе принимаются учащиеся в возрасте 11-16 лет. На занятиях учащиеся получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии, экологии и другим естественным наукам; приобретают практические навыки в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий; знакомятся с профессиональной деятельностью работников лесного хозяйства.
Объём и срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Недельная нагрузка – 4 часа, 36 недель, итого 144 часов.
Цели и задачи
Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Цель Программы достигается путем решения ряда обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Образовательные задачи:
Закреплять и развивать системы понятий по лесоведению, законы и закономерности, природоохранные умения и навыки.
Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований, практические умения по экспериментальной работе.
Развивающие задачи:
Развивать умения системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у обучающихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.
Формирование профессиональной ориентации школьников.
Формы организации образовательного процесса
1. Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы, игровые формы подачи материала, поиск и обработка информации с использованием ИТК).
2. Практические занятия (практические работы по обработке собранного материала, работа с гербариями, определителями, интеллектуальные марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, КВНы).
3. Экскурсии (в лес, в лесничество, лесхоз по изучению охраняемых территорий и т.д.).
4. Занятия по созданию исследовательских и коллективных проектов.
Материально-техническое оснащение
Для успешной реализации Программы необходимы:
Учебный кабинет, отвечающий требованиям СанПиНа
Рабочее место педагога
Столы, стулья для учащихся
Стеллажи
Комплекс необходимого оборудования:
Наименование
Количество
Мультимедиа проектор Acer X1273
1
3D-принтер Picaso
1
Ноутбук ASUS K551LN
1
Мышь Genius
1
Демонстрационное оборудование (проектор, интерактивная доска, экран для проектора).
Планируемые результаты освоения программы
По итогам освоения образовательной Программы учащиеся приобретут следующие результаты:
1
Предметные результаты:
- основные понятия о лесе и лесоводстве;
- причины нарушения лесных экосистем;
- последствия нарушения окружающей среды;
- роль биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере;
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- представителей царств живой природы;
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Метапредметные результаты:
- умение проводить наблюдения, измерения, опыты;
- постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя;
- составление плана выполнения учебной задачи;
- систематизация и обобщение разных видов информации;
- использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельная подготовка сообщений;
- участие в совместной деятельности.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- познавательных интересов и мотивов к обучению;
- навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Учебный план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Введение
4
2
6
2
Общее понятие о лесе
12
16
28
3
Леса планеты Земля
16
14
30
4
Проблемы лесопользования
24
10
34
5
Влияние человека на состояние лесов
18
10
28
6
Будущее лесов
14
4
18
Итого
88
56
144
Содержание программы
Раздел 1.Введение . Что изучается в курсе « Лес и человек» (6 часов).
Что изучается в курсе « Лес и человек». Игра «Лес – источник чудес».
Раздел 2. Лес и его структура (28 часов)
Знакомство с профессиями леса. Выпуск стенгазеты «День работника леса». Акция «Чистый лес». Конкурс рисунков «Сохраним лес от пожаров». Фотоконкурс «Вот и осень пришла». Акция развешивания кормушек «Синичкин день».Уход за лесными культурами на территории школы. Конкурс творческих работ «Экомарафон».
Практические работы (18 ч.).
Практическая работа «Описание компонентов леса».
Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками».
Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария».
Раздел 3. Лес как часть биосферы (30 часов)
Экскурсия в горнотаежнаю станцию им. В.Л. Комарова. Лес и климат. Лес и тепло. Трудовой десант «Чистая улица». Викторина «Лес и насекомые» Игра «Лес и фауна. Красная книга Приморского края». Правила сбора грибов и ягод.Сбор семян и плодов древесных и кустарниковых пород.Вечер для учащихся начальных классов «Войди в лес другом».
Практические работы (14 ч.).
Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу».
Практическая работа «Представители наиболее опасных вредителей леса».
Практическая работа «Определение видов животных по следам».
Практическая работа «Определение птиц по строению гнезда».
Раздел 4. Проблемы лесопользования (34 часов)
Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения пришкольной территории. Экологическая игра «Лес – наш друг». Акция «Пернатый новосел». Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений и животных Приморского края. Экскурсия в лес. Весенние явления в жизни леса. Изготовление и развешивание кормушек для птиц. Чистка и ремонт старых гнездовий. Оформление альбомов: «Птицы – друзья человека», «Лесоохранные знаки».
Практические работы (10 ч.).
Практическая работа «Дом для пернатых друзей».
Раздел 5. Влияние человека на состояние лесов (28 часов)
Лес и пожары. Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу. Викторина «Лесной многоэтажный дом». Экологическая игра «Лес – наш друг». Посевы на питомнике (ПГСХА), посадка лесных культур.Уход за лесными культурами на территории школы.Изготовление и развешивание кормушек для птиц.Викторина «Зоологическая столовая». Игра «Путешествие в лес».
Практические работы (10 ч.).
Практическая работа «Способы тушения природных пожаров».
Практическая работа «Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом».
Практическая работа «Рубки ухода за лесом».
Раздел 6. Будущее лесов (18 часов)
Традиционное использование лесов. Круглый стол: «Лес и гражданское общество»
Викторина: «Экологические проблемы России и нашего региона». Игра-путешествие «Берегите лес». Викторина «Лесные тропы». Игра «Лес – источник чудес». Конкурс «Марш парков». Конкурс рисунков «Экоград».
Практические работы (4 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
- Сбор семян и плодов древесных и кустарниковых пород.
- Уход за лесными культурамина территории школы.
- Озеленение территории школы.
- Природоохранная акция «Ёлочка, живи!»
- Конкурс рисунков «Сохраним лес от пожаров».
- Выпуск стенгазеты «День работника леса».
- Экскурсия в лес, конкурс букетов – композиции из лесных материалов, сбор коллекций семян для класса.
- Вечер для учащихся начальных классов «Войди в лес другом».
- Фотоконкурс «Вот и осень пришла».
- Практическое занятие «Кто оставил след?».
- Посевы на питомнике, посадка лесных культур.
Игры, акции и викторины
- Игра-путешествие «Берегите лес».
- Викторина «Лесные тропы».
- Игра «Лес – источник чудес».
- Акция «Чистый лес».
- Акция «Синичкин день».
- Викторина «Лес и насекомые».
- Экологическая игра «Лес – наш друг».
- Викторина «Зоологическая столовая».
- Викторина «Лесной многоэтажный дом».
- Игра «Путешествие в лес».
Примерная тематика исследовательских работ
1. Определение видового разнообразья деревьев и кустарников в лесном сообществе.
2. Составление комплексной характеристики лесов своей местности.
3. Разнообразие побегов и листьев лесных растений Уссурийских лесов.
4. Типы повреждений растений насекомыми и микроорганизмами.
5. Редкие виды растений, занесенные в Красную книгу.
6. Изучение цепей питания в лесном сообществе.
7.Охрана леса от пожаров и лесонарушений.
8.Вредители леса и меры борьбы с ними.
9.Лесные звери и птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы.
10.Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. 11.Определение птиц в лесу по голосам и внешнему виду.
12.Редкие исчезающие животные и растения.
13. Фенологические наблюдения за деревьями, кустарниками и травянистой растительностью.
Список литературы:
1.Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах / Н.А. Аксенова, Г.А. Ремизов, А.Т. Ромашова. – М. :Агропромиздат, 1985. – 95 с.
2.Атрохин В.Г. Лесоводство : учеб. / В.Г. Атрохин. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М. :Агропромиздат, 1989. – 398 с.
Боголюбов А.С. Оценка жизненного состояния хвойного подроста «Экосистема», 2002г.
3.Ваганов Е.А. Анализ роста дерева по структуре годичных колец / Е.А. Ваганов, И.А. Терсков. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1977. – 94 с. : ил.
4.Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей : (Кормодобывание и его биоценот. значение) / Д.В. Владышевский; АН СССР. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1980. – 260 с.
5.Заровный Г.М. Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению / Г.М. Заровный. – М. : Просвещение, 1976. – 127 с.
6.Кофман Г.Б. Рост и форма деревьев / Г.Б. Кофман. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1986. – 209 с.: ил
Мариковский П.И. Следы животных / П.И. Мариковский. – М. : Лесная промышленность, 1970. – 74 с.
7.Мелехов И.С. Рубки главного пользования / И.С. Мелехов.- 2-е изд. – М. : Лесная промышленность, 1966. – 372 с.
8.Красная книга Приморского края: Животные. – Владимировка, 2017. – 81 с.
9.Лесной кодекс Российской Федерации.
10.Приходько О.Ю. Экологическое воспитание школьников путем развития движения школьных лесничеств в Приморском крае /Природа без границ. Владивосток: ВГУЭС,2015. – С.196-197.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности школьного лесничества «Друзья природы»»
Разработка авторской программы
Программа внеурочной деятельности школьного лесничества
«Друзья природы»
Программа разработана
учителем географии МБОУ СОШ № 6
Труш Э.Э.
Ссылка на электронный ресурс:
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с государственной образовательной политикой и современными нормативными документами в сфере образования, такими как: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Концепция развития дополнительного образования детей //Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам //Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 №1008; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года //Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
Актуальность программы
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Среди природных ресурсов нашей планеты самыми распространенными и наиболее ценными являются леса.
Лес испытывает разнообразное влияние со стороны человека: вырубка, туризм, загрязнение атмосферы… это вмешательство нельзя остановить. Но всем надо стремиться к тому, чтобы причинить лесу наименьший вред. А для этого надо знать как можно больше о жизни леса.
Адресат программы
Для обучения по Программе принимаются учащиеся в возрасте 11-16 лет. На занятиях учащиеся получают дополнительные знания по основам лесохозяйственных дисциплин, биологии, экологии и другим естественным наукам; приобретают практические навыки в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, проведения лесохозяйственных мероприятий; знакомятся с профессиональной деятельностью работников лесного хозяйства.
Объём и срок реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения. Недельная нагрузка – 4 часа, 36 недель, итого 144 часов.
Цели и задачи
Цель программы - расширение и углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии, развитие экологического мышления, воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, вовлечение детей в практическую природоохранную деятельность.
Цель Программы достигается путем решения ряда обучающих, развивающих и воспитательных задач:
Образовательные задачи:
Закреплять и развивать системы понятий по лесоведению, законы и закономерности, природоохранные умения и навыки.
Формировать и развивать умения планирования и организации экспериментальных исследований, практические умения по экспериментальной работе.
Развивающие задачи:
Развивать умения системного анализа, вероятностного мышления и прогнозирования результатов эксперимента.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у обучающихся сознательную ответственность за установление гармоничного взаимодействия между природой и обществом, за реализацию себя как личности и индивидуальности.
Формирование профессиональной ориентации школьников.
Формы организации образовательного процесса
1. Теоретические занятия (беседы, лекции, рассказы, игровые формы подачи материала, поиск и обработка информации с использованием ИТК).
2. Практические занятия (практические работы по обработке собранного материала, работа с гербариями, определителями, интеллектуальные марафоны, конкурсы сочинений, листовок по темам, КВНы).
3. Экскурсии (в лес, в лесничество, лесхоз по изучению охраняемых территорий и т.д.).
4. Занятия по созданию исследовательских и коллективных проектов.
Материально-техническое оснащение
Для успешной реализации Программы необходимы:
Учебный кабинет, отвечающий требованиям СанПиНа
Рабочее место педагога
Столы, стулья для учащихся
Стеллажи
Комплекс необходимого оборудования:
Наименование
Количество
Мультимедиа проектор Acer X1273
1
3D-принтер Picaso
1
Ноутбук ASUS K551LN
1
Мышь Genius
1
Демонстрационное оборудование (проектор, интерактивная доска, экран для проектора).
Планируемые результаты освоения программы
По итогам освоения образовательной Программы учащиеся приобретут следующие результаты:
1
Предметные результаты:
- основные понятия о лесе и лесоводстве;
- причины нарушения лесных экосистем;
- последствия нарушения окружающей среды;
- роль биогенных элементов и органических веществах в живых организмах, биосфере;
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- представителей царств живой природы;
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям.
Метапредметные результаты:
- умение проводить наблюдения, измерения, опыты;
- постановка учебных задач самостоятельно и под руководством учителя;
- составление плана выполнения учебной задачи;
- систематизация и обобщение разных видов информации;
- использование дополнительных источников информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельная подготовка сообщений;
- участие в совместной деятельности.
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к обучению;
- познавательных интересов и мотивов к обучению;
- навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Учебный план
№ п/п
Название раздела
Количество часов
Теория
Практика
Всего
1
Введение
4
2
6
2
Общее понятие о лесе
12
16
28
3
Леса планеты Земля
16
14
30
4
Проблемы лесопользования
24
10
34
5
Влияние человека на состояние лесов
18
10
28
6
Будущее лесов
14
4
18
Итого
88
56
144
Содержание программы
Раздел 1.Введение . Что изучается в курсе « Лес и человек» (6 часов).
Что изучается в курсе « Лес и человек». Игра «Лес – источник чудес».
Раздел 2. Лес и его структура (28 часов)
Знакомство с профессиями леса. Выпуск стенгазеты «День работника леса». Акция «Чистый лес». Конкурс рисунков «Сохраним лес от пожаров». Фотоконкурс «Вот и осень пришла». Акция развешивания кормушек «Синичкин день».Уход за лесными культурами на территории школы. Конкурс творческих работ «Экомарафон».
Практические работы (18 ч.).
Практическая работа «Описание компонентов леса».
Практическая работа «Зеркало природы. Поделки из природного материала своими руками».
Практическая работа «Правила сбора и монтировки гербария».
Раздел 3. Лес как часть биосферы (30 часов)
Экскурсия в горнотаежнаю станцию им. В.Л. Комарова. Лес и климат. Лес и тепло. Трудовой десант «Чистая улица». Викторина «Лес и насекомые» Игра «Лес и фауна. Красная книга Приморского края». Правила сбора грибов и ягод.Сбор семян и плодов древесных и кустарниковых пород.Вечер для учащихся начальных классов «Войди в лес другом».
Практические работы (14 ч.).
Практическая работа «Метеорологические наблюдения в лесу».
Практическая работа «Представители наиболее опасных вредителей леса».
Практическая работа «Определение видов животных по следам».
Практическая работа «Определение птиц по строению гнезда».
Раздел 4. Проблемы лесопользования (34 часов)
Древесные и кустарниковые породы для искусственных лесных насаждений и озеленения пришкольной территории. Экологическая игра «Лес – наш друг». Акция «Пернатый новосел». Выпуск листовок, газет, аншлагов по защите редких растений и животных Приморского края. Экскурсия в лес. Весенние явления в жизни леса. Изготовление и развешивание кормушек для птиц. Чистка и ремонт старых гнездовий. Оформление альбомов: «Птицы – друзья человека», «Лесоохранные знаки».
Практические работы (10 ч.).
Практическая работа «Дом для пернатых друзей».
Раздел 5. Влияние человека на состояние лесов (28 часов)
Лес и пожары. Создание листовок и буклетов против пожаров в лесу. Викторина «Лесной многоэтажный дом». Экологическая игра «Лес – наш друг». Посевы на питомнике (ПГСХА), посадка лесных культур.Уход за лесными культурами на территории школы.Изготовление и развешивание кормушек для птиц.Викторина «Зоологическая столовая». Игра «Путешествие в лес».
Практические работы (10 ч.).
Практическая работа «Способы тушения природных пожаров».
Практическая работа «Правила посадки растений, работа с посадочным инструментом».
Практическая работа «Рубки ухода за лесом».
Раздел 6. Будущее лесов (18 часов)
Традиционное использование лесов. Круглый стол: «Лес и гражданское общество»
Викторина: «Экологические проблемы России и нашего региона». Игра-путешествие «Берегите лес». Викторина «Лесные тропы». Игра «Лес – источник чудес». Конкурс «Марш парков». Конкурс рисунков «Экоград».
Практические работы (4 ч.).
Согласно разделу, практические работы и экскурсии по количеству часов, разрабатываются руководителями школьного лесничества.
- Сбор семян и плодов древесных и кустарниковых пород.
- Уход за лесными культурамина территории школы.
- Озеленение территории школы.
- Природоохранная акция «Ёлочка, живи!»
- Конкурс рисунков «Сохраним лес от пожаров».
- Выпуск стенгазеты «День работника леса».
- Экскурсия в лес, конкурс букетов – композиции из лесных материалов, сбор коллекций семян для класса.
- Вечер для учащихся начальных классов «Войди в лес другом».
- Фотоконкурс «Вот и осень пришла».
- Практическое занятие «Кто оставил след?».
- Посевы на питомнике, посадка лесных культур.
Игры, акции и викторины
- Игра-путешествие «Берегите лес».
- Викторина «Лесные тропы».
- Игра «Лес – источник чудес».
- Акция «Чистый лес».
- Акция «Синичкин день».
- Викторина «Лес и насекомые».
- Экологическая игра «Лес – наш друг».
- Викторина «Зоологическая столовая».
- Викторина «Лесной многоэтажный дом».
- Игра «Путешествие в лес».
Примерная тематика исследовательских работ
1. Определение видового разнообразья деревьев и кустарников в лесном сообществе.
2. Составление комплексной характеристики лесов своей местности.
3. Разнообразие побегов и листьев лесных растений Уссурийских лесов.
4. Типы повреждений растений насекомыми и микроорганизмами.
5. Редкие виды растений, занесенные в Красную книгу.
6. Изучение цепей питания в лесном сообществе.
7.Охрана леса от пожаров и лесонарушений.
8.Вредители леса и меры борьбы с ними.
9.Лесные звери и птицы. Основные закономерности действия экологических факторов на живые организмы.
10.Определение вредителей и болезней леса. Взаимоотношения живых организмов. 11.Определение птиц в лесу по голосам и внешнему виду.
12.Редкие исчезающие животные и растения.
13. Фенологические наблюдения за деревьями, кустарниками и травянистой растительностью.
Список литературы:
1.Аксенова Н.А. Фенологические наблюдения в школьных лесничествах / Н.А. Аксенова, Г.А. Ремизов, А.Т. Ромашова. – М. :Агропромиздат, 1985. – 95 с.
2.Атрохин В.Г. Лесоводство : учеб. / В.Г. Атрохин. – 2-е изд., перераб. и доп.. – М. :Агропромиздат, 1989. – 398 с.
Боголюбов А.С. Оценка жизненного состояния хвойного подроста «Экосистема», 2002г.
3.Ваганов Е.А. Анализ роста дерева по структуре годичных колец / Е.А. Ваганов, И.А. Терсков. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1977. – 94 с. : ил.
4.Владышевский Д.В. Экология лесных птиц и зверей : (Кормодобывание и его биоценот. значение) / Д.В. Владышевский; АН СССР. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1980. – 260 с.
5.Заровный Г.М. Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению / Г.М. Заровный. – М. : Просвещение, 1976. – 127 с.
6.Кофман Г.Б. Рост и форма деревьев / Г.Б. Кофман. – Новосибирск : Наука, Сибирское отделение, 1986. – 209 с.: ил
Мариковский П.И. Следы животных / П.И. Мариковский. – М. : Лесная промышленность, 1970. – 74 с.
7.Мелехов И.С. Рубки главного пользования / И.С. Мелехов.- 2-е изд. – М. : Лесная промышленность, 1966. – 372 с.
8.Красная книга Приморского края: Животные. – Владимировка, 2017. – 81 с.
9.Лесной кодекс Российской Федерации.
10.Приходько О.Ю. Экологическое воспитание школьников путем развития движения школьных лесничеств в Приморском крае /Природа без границ. Владивосток: ВГУЭС,2015. – С.196-197.