Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Березовка » Энгельсского района Саратовской области |
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ « СОШ с.Березовка» __________ И.Л.Колесникова «29» августа 2018 г. | | «Утверждаю» Директор МОУ» СОШ с. Березовка» _________ О.А.Филатов от «1» сентября 2018г. |
Программа
внеурочной деятельности
социального направления
Кружок
«Я познаю мир»
(1-4 класс)
Курилова
Елена Владимировна,
учитель начальных классов
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № __
от «__» ___________ 2018
2018-2021 г.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
целостности окружающей среды, направленный на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
междисциплинарности, который предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа курса «Я познаю мир» строится с учетом приобретенных базовых знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи.
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» (для1-4классов) А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан образовательная система «Школа 2100» Москва: «Баласс» 2011г, допущенной Министерством образования.
1.2.Цель: расширение знаний, повышение экологической грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
1.3. Задачи:
Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
Изучение природы родного края.
Развитие познавательного интереса учащихся к природе
Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Программа «Я познаю мир» рассчитана на 4 года обучения в объеме 135 часов: 1 класс – 33 часа в год, 2-4 классы – 34 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю. Наполняемость группы – от 15 человек.
1.4. Планируемые результаты
1 класс:
Личностными результатами изучения программы «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы «Я познаю мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
2 класс:
Личностные результаты :
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
3 класс:
Личностные результаты:
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
4 класс:
Личностные результаты:
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Коммуникативные УУД:
Предметные результаты 1-2 класс
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
3- 4 класс
оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно;
доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
| Название темы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
1 | Как мы понимаем друг друга | 5ч | | | |
2 | Как мы узнаём, что перед нами | 2ч | | | |
3 | Времена года | 4ч | | | |
4 | Как ты узнаёшь мир | 3ч | | | |
5 | Твоя семья и друзья | 3ч | | | |
6 | Что нас окружает | 7ч | | | |
7 | Живые обитатели планеты | 8ч | | | |
8 | Итоговое занятие | 1ч | | | |
9 | Наша планета | | 22 ч. | | |
10 | Земля -наш общий дом | | 12 ч | | |
11 | Вещество и энергия | | | 3 ч | |
12 | Оболочка планеты | | | 4 ч | |
13 | Экологическая система | | | 4 ч | |
14 | Круговорот веществ | | | 5 ч | |
15 | Твои родные и твоя Родина | | | 3 ч | |
16 | Времена Древней Руси | | | 13 ч | |
17 | Современная Россия | | | 2 ч | |
18 | Как работает организм человека | | | | 7 ч |
19 | Рукотворная природа | | | | 8 ч |
20 | Человек и его внутренний мир | | | | 3 ч |
21 | Человек в мире людей | | | | 3 ч |
22 | Человек и прошлое человечества | | | | 4 ч |
23 | Человек и многоликое человечество | | | | 9 ч |
| Итого | 33ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Первый год обучения
Как мы понимаем друг друга.( 5ч)
Знакомство детей с учителем и между собой. Знакомство с программой. Школьные правила вежливости.
Практические занятия: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах; составление режима дня.
Как мы узнаём, что перед нами (1 ч.)
Предметы и их признаки. Различение предметов по признакам.
Времена года (4 ч.)
Приметы осени. Листопад.
Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель.
Приметы весны. Весеннее снеготаяние. Вскрытие рек. Начало сокодвижения – признак весны.
Приметы лета. Отражение времен года в пейзажной живописи, музыке, художественной литературе.
Как ты узнаёшь мир (2 ч.)
Органы чувств человека.
Память – хранилище опыта. Ум.
Твоя семья и друзья (3 ч.)
Твоя семья и её состав.
Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье. Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Значение общения в жизни человека.
Что нас окружает( 6 ч.)
Город (село) и его особенности.
Взаимосвязь людей разных профессий.
Зависимость человека от природы.
Три состояния воды.
Живые обитатели планеты (8 ч.)
Растения, грибы, животные, человек – живые организмы.
Сходство растений и животных.
Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.
Собаки – помощники человека. Происхождение и породы собак.
Знакомство с назначением различных частей тела человека.
Правила поведения в природе.
Бережное отношение к окружающему миру.
КТД (3 ч.)
Конкурсные и развлекательные программы.
Свойства предметов, их части и действия с ними.
Книга хранит знания и опыт людей.
Правила безопасного поведения на улице.
Итоговое занятие. (1 ч.)
Игра «Поле чудес»
2 класс
Наша планета Земля (22 ч)
Мир живой и неживой природы. Почему день сменяется ночью? Почему бывает лето?
Где живут белые медведи и слоны? Прозрачный невидимка (воздух). Создание проекта «Солнечная система» Путешествие по карте России. Адрес на глобусе и карте.
Проект «Моя страна» Путешествие по материкам и океанам. Куда текут реки?
Как рождаются горы? Моря и острова Обитатели морей.
Земля – наш общий дом (12 ч )
Великий круговорот жизни. Путешествие по природным зонам. Красная книга. Жизнь леса. Хрупкая природа степей и пустынь. Где растут тропические леса. Жизнь в горах. Путешествуем по Европе. Страны Африки и Америки. Австралия. Антарктида. Моя Родина – Россия. Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» 3 класс |
ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ (3 ч) |
Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? |
Энергия. Что происходит при превращении энергии. |
Интеллектуальная игра «Умники и умницы» Оболочка планеты, охваченная жизнью (4 ч) |
Живая оболочка планеты. О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. |
Солнце - как источник энергии. КВН «Планета загадок» |
|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ( 4 ч) |
Цепи питания. |
Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. |
Лесные заморочки. Игра «Детектив» |
Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». |
ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ (5 ч ) |
Растения и их роль на Земле .Экскурсия. |
О братьях наших меньших. |
Рыбы и их многообразие. |
Час эрудитов «Птичьи имена». |
Проект «Сохраним красоту природы» |
ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА( 3 ч) |
Человек и его корни. Родословное древо семьи. |
Моя Родина – Россия! |
Путешествие в прошлое. История моей Родины. |
ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИИ СССР (13 ч) |
Откуда пошла земля Русская! |
Ледовое побоище. |
Слово о полку Игореве. |
Московское государство. |
Московский Кремль. |
Смутное время в России. |
Преобразования Петра I |
Екатерина Великая |
Михаил Васильевич Ломоносов |
Отечественная война 1812 года. |
Император Александр II |
Времена Советской власти и СССР. |
Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» |
СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ (2ч) |
Российская Федерация Проект «Сохраним историю родного края» 4 класс |
КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА (7ч) |
Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. |
Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. |
Опора тела и движение |
Наше питание |
О дыхании и вреде курения. |
Органы чувств человека. |
Диспут «Тело человека и охрана здоровья» |
РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА (8ч) |
Растения и животные на службе у человека. |
Изобретение рычага и колеса и их применение |
Свойства воды и воздуха и их использование человеком. |
Как человек использует горные породы и минералы |
Как обрабатывают металлы. |
Невидимая сила |
Человек проникает в тайны природы |
Экологический проект «Земля – планета жизни» |
ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР (3ч) |
Как стать личностью? |
Эмоции и чувства |
Как настроение? |
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ (3ч) |
|
Почему возникают конфликты? |
Совесть. |
Путешествие по правам человека. |
ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (4ч) |
Добро и зло в Первобытном мире |
Мир средневековых цивилизаций |
Технические достижения эпохи Нового времени |
21 век |
ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (4ч) |
« В некотором царстве, в тридевятом государстве…» |
Мы не похожи, ну и что же? |
Пути духовных исканий. Выставка работ «Дети разных народов» |
|
ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО (5ч) |
Что такое деньги. |
Почему разные страны помогают друг другу? |
Сказки разных народов |
Глобальные проблемы |
Проект «Моё человечество» |
4. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО_МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ № п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Библиотечный фонд. (для учителя) | 1 | Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу! | 1 | 2 | Т.И.Жукова. Часы занимательной зоологии. | 1 | 3 | Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей. | 1 | 4 | Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие. | 1 | 5 | Л.Экономов. Мир наших чувств | 1 | 6 | Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя. | 1 | 7 | А.А.Воскрушев. О.А.Бурсий. Мир человека | | Библиотечный фонд. (для учеников) | 1 | Гэнери А. Я познаю мир Детская энциклопедия. Растения | 1 | 2 | Губанов И.А. и др. Популярная энциклопедия растений | 1 | 3 | Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева | 1 | 4 | Леокум А. Скажи мне, почему…? Детская энциклопедия | 1 | 5 | Леокум А. Все обо всем Популярная энциклопедия для детей | 1 | 6 | Онегов А.С. Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы | 1 | 7 | Петров В.В. Из жизни зеленого мира Пособие для учащихся | 1 | 8 | Петров В.В. Цветы. Моя первая книга о природе | 1 | 9 | Плешаков А.А. Зеленые страницы Книга для учащихся начальных классов | 1 | |
5. Календарно- тематическое планирование 1 класс Дата | № | Название темы | всего | Коррект | | | Как мы понимаем друг друга | 5ч | | | 1 | Вводное занятие. Как мы будем учиться. Устав школы. | 1 | | | 2-3 | Школьные правила вежливости. Как вести себя в школе. (Презентация о школе) | 2 | | | 4 | Режим дня школьника. Занятость во внеурочное время. (Презентация о школе искусств) | 1 | | | 5 | Ты – ученик. Классный коллектив. Выставка фотографий уч-ся | 1 | | | | Как мы узнаём, что перед нами | 2ч | | | 6 | Что за словом? Игра «Предметы и их признаки» | 1 | | | 7 | Путешествие в Угадайку. КТД Конкурс загадок | 1 | | | | Времена года | 4ч | | | 8 | Осенние посиделки. Выставка плодов садов и огородов «Осенняя ярмарка» | 1 | | | 9 | Зимушка-зима. Конкурс стихов русских поэтов о зиме. | 1 | | | 10 | Пробуждение Земли. Праздник встречи Весны. Масленица. | 1 | | | 11 | Весёлое лето. Концерт. Презентация «Кто где отдыхал» | 1 | | | | Как ты узнаёшь мир | 3ч | | | 12 | Глаза – главные помощники человека. Игра «Угадай на ощупь» | 1 | | | 13 | Память и ум – помощники человека. Игра «Угадай что изменилось» | 1 | | | 14 | Жить – с книгою дружить. КТД Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | | | | Твоя семья и друзья | 3ч | | | 15 | Наша дружная семья. Мои обязанности в семье. Семейная презентация. | 1 | | | 16 | Что окружает нас дома? Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | | | 17 | Без друга в жизни туго. Мои друзья | 1 | | | | Что нас окружает | 7ч | | | 18 | Мой город Тольятти. Достопримечательности города. Презентация. История города Тольятти. | 1 | | | 19 | Мы – пешеходы. Улицы и дороги нашего города. | 1 | | | 20 | Что такое профессия? Какие бывают профессии? Выступление агитбригад по защите профессий. | 1 | | | 21 | Из чего что сделано? | 1 | | | 22 | Водица-царица. (Три состояния воды) Загадки о воде. | 1 | | | 23 | Транспорт. Мы – пассажиры. Сюжетно-ролевая игра «Как вести себя в общественном транспорте» | 1 | | | 24 | Мой путь от дома до школы. Составление схемы безопасного пути из дома до школы. КТД | 1 | | | | Живые обитатели планеты | 8ч | | | 25 | Живое и неживое. Жизнь животных и растений. Вымирающие организмы. | 1 | | | 26 | Какие бывают растения? Какие бывают животные? | 1 | | | 27 | Виртуальное путешествие по зоопарку. | 1 | | | 28 | Домашние любимцы и комнатные растения. Презентация о домашних животных | 1 | | | 29 | Собака – верный друг человека. Просмотр фильма «Белый Бим черное ухо» | 1 | | | 30 | Строение тела человека. | 1 | | | 31 | Правила поведения в природе. | 1 | | | 32 | Земля – наш общий дом. История Земли. | 1 | | | | Итоговое занятие | 1ч | | | 33 | Итоговое занятие Игра «Поле чудес» | 1 | | 2-й класс Дата | | Тема | Кол-во | Коррект | | | НАША ПЛАНЕТА | 22 ч | | | 1. | Мир живой и неживой природы. | 1 | | | 2. | Вещи и вещества. Разнообразие веществ. | 1 | | | 3. | Как без часов определить время суток? Народная мудрость. | 1 | | | 4. | Форма Земли. | 1 | | | 5. | О чём рассказывает Глобус. Глобус и карта. | 1 | | | 6. | Викторина «Занимательная география» | 1 | | | 7. | Звёзды, созвездия, планеты. Презентация. | 1 | | | 8. | Земное притяжение. | 1 | | | 9. | Почему день сменяется ночью? | 1 | | | 10. | Почему бывает лето? | 1 | | | 11. | Где живут белые медведи и слоны? | 1 | | | 12. | Прозрачный невидимка (воздух) | 1 | | | 13. | Создание проекта «Солнечная система» | 1 | | | 14. | Виртуальное путешествие по карте России. | 1 | | | 15. | Адрес на глобусе и карте. | 1 | | | 16. | Что обозначают на карте с помощью цвета? | 1 | | | 17. | Путешествие по материкам и океанам. Поверхность океана. Глубины океана. | 1 | | | 18. | Куда текут реки? Коралловые рифы. Берега. | 1 | | | 19. | Как рождаются горы? Жизнь в горном климате. Изолированная жизнь. | 1 | | | 20. | Моря и острова. Жизнь на островах. | 1 | | | 21. | Обитатели морей. Рыбы. | 1 | | | 22. | Проект «Моя страна» | 1 | | | | ЗЕМЛЯ – НАШ ОБЩИЙ ДОМ | 12 ч | | | 23. | Великий круговорот жизни. | 1 | | | 24. | Путешествие по природным зонам. | 1 | | | 25. | Красная книга. Странички из Красной книги по Самарской области. | 1 | | | 26. | Жизнь леса. Лесная подстилка. | 1 | | | 27. | Хрупкая природа степей и пустынь. Выживание при засухе. | 1 | | | 28 | Где растут тропические леса. | 1 | | | 29. | Жизнь в горах. | 1 | | | 30. | Путешествуем по Европе. | 1 | | | .31 | Страны Африки и Америки. | 1 | | | 32. | Австралия. Антарктида. Арктика. | 1 | | | 33. | Моя Родина – Россия. | 1 | | | 34. | Земля – наш общий дом. Проект «Всемирная выставка» | 1 | | | | ИТОГО: | 34 | | 3-й класс Дата | | Тема | Кол-во | Коррект | | | ВЕЩЕСТВО И ЭНЕРГИЯ | 3 ч | | | 1. | Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое? | 1 | | | 2. | Энергия. Что происходит при превращении энергии. | 1 | | | 3. | Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | 1 | | | | ОБОЛОЧКА ПЛАНЕТЫ, ОХВАЧЕННАЯ ЖИЗНЬЮ | 4 ч | | | 4. | Живая оболочка планеты. | 1 | | | 5. | О тех, кто всех кормит, всех поедает, всё убирает. | 1 | | | 6. | Солнце - как источник энергии. | 1 | | | 7. | КВН «Планета загадок» | 1 | | | | ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 4 ч | | | | 8. | Цепи питания | 1 | | | 9. | Различные экосистемы и их обитатели. Экскурсия. | 1 | | | 10. | Лесные заморочки. Игра «Детектив» | 1 | | | 11. | Игра – турнир по экологии «Что, где, когда?». | 1 | | | | ЖИВЫЕ УЧАСТНИКИ КРУГОВОРОТА ВЕЩЕСТВ | 5 ч | | | 12. | Растения и их роль на Земле Экскурсия. | 1 | | | 13. | О братьях наших меньших. | 1 | | | 14. | Рыбы и их многообразие. | 1 | | | 15. | Час эрудитов «Птичьи имена». | 1 | | | 16. | Проект «Сохраним красоту природы» | 1 | | | | ТВОИ РОДНЫЕ И ТВОЯ РОДИНА | 3 ч | | | 17. | Человек и его корни. Родословное древо семьи | 1 | | | 18. | Моя Родина – Россия! | 1 | | | 19 | Путешествие в прошлое. История моей Родины. | 1 | | | | ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ, МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ, СОВЕТСКОЙ РОССИИ И СССР | 13 ч | | | 20 | Откуда пошла земля Русская! | 1 | | | 21 | Ледовое побоище. | 1 | | | 22 | Слово о полку Игореве. | 1 | | | 23 | Московское государство. | 1 | | | 24 | Московский Кремль. | 1 | | | 25 | Смутное время в России. | 1 | | | 26 | Преобразования Петра I | 1 | | | 27 | Екатерина Великая | 1 | | | 28 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | | | 29 | Отечественная война 1812 года. | 1 | | | 30 | Император Александр II | 1 | | | 31 | Времена Советской власти и СССР. | 1 | | | 32 | Выставка рисунков «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны.» | 1 | | | | СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ | 2 ч | | | 33. | Российская Федерация | 1 | | | 34 | Проект «Сохраним историю родного края» | 1 | | | | Итого | 34 ч | | 4-й класс Дата | | Тема | Кол-во | Коррект | | | КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА | 7 ч | | | 1. | Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. | 1 | | | 2. | Кожа и ее роль. Узоры на ладонях и пальцах. | 1 | | | 3 | Опора тела и движение | 1 | | | 4 | Наше питание. Как правильно питаться? | 1 | | | 5. | О дыхании и вреде курения. | 1 | | | 6. | Органы чувств человека. | 1 | | | 7. | Диспут «Тело человека и охрана здоровья» | 1 | | | | РУКОТВОРНАЯ ПРИРОДА | 8 ч | | | 8. | Растения и животные на службе у человека. | 1 | | | 9. | Изобретение рычага и колеса и их применение | 1 | | | 10. | Свойства воды и воздуха и их использование человеком. | 1 | | | 11 | Как человек использует горные породы и минералы | 1 | | | 12 | Как обрабатывают металлы. | 1 | | | 13 | Невидимая сила | 1 | | | 14 | Человек проникает в тайны природы | 1 | | | 15 | Экологический проект «Земля – планета жизни» | 1 | | | | ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР | 3 ч | | | 16 | Как стать личностью? | 1 | | | 17 | Эмоции и чувства | 1 | | | 18 | Как настроение? | 1 | | | | ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ЛЮДЕЙ | 3 ч | | | 19 | Почему возникают конфликты? | 1 | | | 20 | Совесть и честь. | 1 | | | 21 | Путешествие по правам человека. | 1 | | | | ЧЕЛОВЕК И ПРОШЛОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | 4 ч | | | 22 | Добро и зло в Первобытном мире | 1 | | | 23 | Мир средневековых цивилизаций | 1 | | | 24 | Технические достижения эпохи Нового времени | 1 | | | 25 | 21 век | 1 | | | | ЧЕЛОВЕК И МНОГОЛИКОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 4 ч | | | 26 | « В некотором царстве, в тридевятом государстве…» | 1 | | | 27 | Мы не похожи, ну и что же? | 1 | | | 28 | Пути духовных исканий. | 1 | | | 29 | Выставка работ «Дети разных народов» | 1 | | | | ЧЕЛОВЕК И ЕДИНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО | 5 ч | | | 30 | Что такое деньги. Деньги разных стран. | 1 | | | 31 | Почему разные страны помогают друг другу? | 1 | | | 32 | Сказки разных народов | 1 | | | 33 | Глобальные проблемы | 1 | | | 34 | Проект «Моё человечество» | 1 | | | | ИТОГО: | 34 | | |
|
17