СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности (социального направления) обучающихся 2(2019-2020 уч.г.) -3 классов (2020-2021 уч.г.) «Весёлый Светофорик»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности (социального направления) обучающихся 2(2019-2020 уч.г.) -3 классов (2020-2021 уч.г.) «Весёлый Светофорик»»

Муниципальное бюджетное

Общеобразовательное учреждение

Татарская школа

имени В. А. Матросова

Монастырщинского района

Смоленской области

(филиал Раёвская школа)




Утверждаю директор школы

_____Л.В.Евсеенкова приказ №___

от «__» _______2019г




Программа внеурочной деятельности

(социального направления)

обучающихся 2(2019-2020 уч.г.) -3 классов (2020-2021 уч.г.)

«Весёлый Светофорик»





Количество часов по программе: 64

Срок реализации программы: 2 года

Учитель начальных классов: Гуркова Л. В.










д. Раёвка



Пояснительная записка

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.

Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий своих действий.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа «Весёлый Светофорик» предусматривает успешное усвоение учащимися правил дорожного движения, истории возникновения правил дорожного движения, способствует выработке умений и навыков ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять свои знания. Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.

Данная программа реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей во внеурочное время. В ней даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни.


Цель Программы

Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.

Задачи Программы

Обучающие (предметные):

- изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;

- изучение различных транспортных средств и их особенностей;

- обучение навыкам безопасного поведения на дорогах;

- обучение простейшим приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- изучение форм пропаганды безопасности движения.


Развивающие:

- развитие творческих и мыслительных способностей детей;

- развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей;

- развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


Воспитательные:

- повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;

- воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости.




Организация занятий

Проведение занятий первого года обучения рассчитано на учеников 3 класса, второго года обучения на учеников 4 класса, третьего года обучения на учеников 5 класса, которые изучают правила дорожного движения по 10-ти часовой программе на классных часах, начиная с 1 класса. Предложенные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся. Педагог постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.

Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части, выход в параллельные, младшие и частично старшие классы благодаря разнообразным формам работы. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, изготовлением наглядного материала. Социальная работа проводится путём знакомства широких масс учеников с изученным на занятиях материалом по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах путём проведения агитационных коллективных творческих дел, оформления стенгазет, листовок.

Работу с сотрудниками ГИБДД можно рассматривать как пропедевтическую работу по профориентации.

Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на занятии и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам. В специальном блоке дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка листовок, стенгазет развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение выступлений перед детскими коллективами позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся.


Требования к результатам обучения учащихся к концу обучения

Предметные результаты к концу первого года обучения

Учащиеся должны знать:

- атрибуты своего отряда;
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- все виды светофоров, сигналы светофора и их значение;

- основные группы дорожных знаков и их назначение;

- виды транспорта в городе Омске;

- основные исторические моменты по возникновению дорожных знаков, разметки, светофора, автомобиля, профессии регулировщика;
- правила перехода проезжей части;
- правила пользования пассажирским транспортом;

- сигналы регулировщика для пешеходов;

- виды разметки;

- правила дорожного движения для велосипедистов;

- виды травм;

- состав автомобильной аптечки.


Учащиеся должны уметь:

- распознавать знаки регулирования дорожного движения в микрорайоне гимназии, другие основные знаки;

- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на остановку;

- уметь подавать сигнал остановки и поворота, двигаясь на велосипеде;

- накладывать простейшие повязки, шины, транспортировать пострадавшего до машины на «стульчике» из рук;

- расшифровывать аббревиатуры «ПДД», «ДТП», «ГИБДД»;

- пояснять, чем занимаются сотрудники ГИБДД.


Предметные результаты к концу второго года обучения

Учащиеся должны знать:

- основные по­нятия и терми­ны ПДД;
- обязанности пешеходов при движении по тротуару и переходе проезжей части;
- правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним дви­жением, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток;

- знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам;

- правила перехода дороги при движении на остановку и после вы­хода из трамвая;

- правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузо­виком, заказным автобусом, жд транспортом, метро;

- что такое остановочный и тормозной путь;

- значение предупредительных сигналов для водителей и пе­шеходов;

- как и когда можно получить права на вождение;

- где и с какой скоростью ездить.


Учащиеся должны уметь:

- правильно ходить по тротуару с друзьями, братом, сестрой, по­жилыми людьми, переходить проезжую часть, проезжать в разных видах транспорта;

- распознавать знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам;

- пояснять назначение номера машины;

- объяснять действия при появлении спецмашин

- пояснять особенности работы водителей и сотрудников ГИБДД;

- уметь пояснять сигналы, подаваемые машинами;

- пояснять ответственность за езду без прав, в нетрезвом виде, за превышение скорости, неправильную стоянку;

- приводить примеры опасных ситуаций при переходе дороги и анализировать причины их возникновения.


Предметные результаты к концу третьего года обучения

Учащиеся должны знать:

- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;

- правила перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;

- правила перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;

- правила перехода железной дороги. 

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;

- переходить железнодорожные пути;

- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;

- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.


Личностные результаты к концу первого-второго года обучения

- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;

- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;

- осознанно выполнять Правила дорожного движения;

- осознавать ответственное отношение к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.


Личностные результаты к концу третьего года обучения

- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.


Воспитанник получит возможность для формирования:

- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;

- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся каждого года обучения:

- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;

- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);

- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;

- самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.


Регулятивные УУД к концу первого-второго года обучения

- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.


Регулятивные УУД к концу третьего года обучения

- определять цель деятельности;

- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;

- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.


Воспитанник получит возможность научиться:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.


Познавательные УУД к концу первого-второго года обучения

- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах;

- анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах;

- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

- самостоятельного искать, анализировать и отбирать информацию в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий.


Познавательные УУД к концу третьего года обучения

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.


Воспитанник получит возможность научиться:

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.


Коммуникативные УУД к концу первого-второго года обучения

- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;

- выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте, выступлении на сцене;

- держаться на сцене.


Коммуникативные УУД к концу третьего года обучения

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- задавать вопросы.


Воспитанник получит возможность научиться:

- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


1 год обучения.

Всего часов по программе первого года обучения 30 (1ч\нед.).

Распределение программного материала

«Что такое ЮИД» - 2 ч,

«Город, в котором мы живем» - 2 ч,

«Добрая Дорога Детства» - 2 ч,

«Мой приятель светофор» - 2 ч,

«Как разговаривает дорога» - 2 ч,

«Путешествие в историю» - 2 ч,

«И пассажиром быть непросто»-2ч

«Волшебная палочка» - 2 ч,

«Полосатая жизнь» - 2 ч,

«Дорожные ловушки» - 2 ч,

«Веломашина» - 2 ч,

«Доктор Пилюлькин приглашает» - 2 ч,

«В гостях у ГИБДД» - 2 ч,

«Чему мы научились» - 2 ч,

Резерв – 2 ч.

В течение курса 2 проверочные работы.


Четверть

Тема

Количество часов

1

«Что такое ЮИД»

2

2

«Город, в котором мы живем»

2

3

«Добрая Дорога Детства»

2

4

«Мой приятель светофор»

2

5

«Как разговаривает дорога»

2

6

«Путешествие в историю»

2

7

«И пассажиром быть непросто»

2

8

«Волшебная палочка»

2

9

«Полосатая жизнь»

2

10

«Дорожные ловушки»

2

11

«Веломашина»

2

12

«Доктор Пилюлькин приглашает»

2

13

«В гостях у ГИБДД»

2

14

«Чему мы научились»

2

15

Резерв

2

Итого


30


2 год обучения.

Всего часов по программе второго года обучения 34 (1ч\нед.).


Распределение программного материала:

«Основные правила пове­дения пешеходов» - 4 ч,

«Добрая Дорога Детства» - 2 ч,

«И пассажиром быть непросто» - 2 ч,

«Автомобиль и велосипед» - 2 ч,

«Дорожный знак на новогодней ёлке» - 1 ч,

«Игры на улице» - 3 ч,

«Дорожные профессии» - 1 ч,

«Что такое ДТП? - 2 ч,

«Олимпиада по правилам дорожного движения» - 1 ч,

«Дорожные ловушки» - 3 ч,

«Следи за родителями - 1 ч,

«Чему мы научились» - 3 ч,

«Резерв» – 2 ч.

В течение курса 2 проверочные работы.



Планирование по четвертям

Четверть

Тема

Количество часов

1

«Основные правила пове­дения пешеходов»

5

2

Добрая Дорога Детства»

3

3

«И пассажиром быть непросто»

3

4

«Автомобиль и велосипед»

3

5

«Дорожный знак на новогодней ёлке»

1

6

«Игры на улице»

4

7

«Дорожные профессии»

1

8

«Что такое ДТП?»

2

9

Тестирование по правилам дорожного движения

1

10

«Дорожные ловушки»

3

11

«Следи за родителями»

1

12

Чему мы научились»

4

13

«Резерв»

3

Итого


34


Примерный список литературы для учителя

Научная и художественная литература

Астахов П.А. Детям о праве. - М.: Эксмо, 2010.

Бурей Л.Е. Методические рекомендации по обучению школьников правилам безопасности дорожного движения. – Омск: Омская областная типография, 1973.

Васина О.Ю. Организация работы школ по предупреждению ДДТТ. – Омск: Лео, 1999.

Воронова Е.А. Красный, жёлтый, зелёный. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение, 1991.

Дмитрук В.Д. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов на Дону: Феникс, 2008.

Дорохов А. Зелёный…Жёлтый…Красный! – М.: Детская литература, 1975.

Извекова Н.А. Правила дорожного движения. 2,3 класс. – Москва: Просвещение, 1988.

Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. – Новосибирск: Сиб.унив.изд., 2006.

Курцев П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся – Москва: Просвещение, 1988.

Маршак С.Я. Светофор. – Киев: Весёлка, 1981.

Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Методическое пособие для инспектора по пропаганде. – Омск: Омскбланкиздат, 2007.

Новак Е.Ф. Методические рекомендации по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. – Омск: Областная типография, 1979.

Носов Н.Н. Рассказы. – М: Детская литература, 1998.

Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения. 4-6 класс. – М.: Просвещение, 1977.

Осеева В.А. Рассказы. – М: Детская литература, 1998.

Правила дорожного движения Российской Федерации (любое издание последних лет).

Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель светофор. – М.: Детская литература, 1975.

Ромадин М. Машины на нашей улице. – М.: Малыш, 1986.

Ромадин М. Машины спешат на помощь. – М.: Малыш, 1986.

Рублях В.Э. Правил дорожного движения 7-8 класс. – М.: Просвещение,1981.

Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста. – М.: Просвещение, 1992.

Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1989.

Фролова Т.А. Красный, жёлтый, зелёный. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1976.

Черненко Г. Как пролётка автомобилем стала. – М.: Малыш, 1991.


Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007.

Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. – Волгоград: Учитель, 2007.

Отдельные плакаты по правилам дорожного движения