Муниципальное бюджетное
Общеобразовательное учреждение
Татарская школа
имени В. А. Матросова
Монастырщинского района
Смоленской области
(филиал Раёвская школа)
Утверждаю директор школы
_____Л.В.Евсеенкова приказ №___
от «__» _______2019г
Программа внеурочной деятельности
(социального направления)
обучающихся 2(2019-2020 уч.г.) -3 классов (2020-2021 уч.г.)
«Весёлый Светофорик»
Количество часов по программе: 64
Срок реализации программы: 2 года
Учитель начальных классов: Гуркова Л. В.
д. Раёвка
Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети.
Это происходит потому, что учащиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий своих действий.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Поэтому программа «Весёлый Светофорик» предусматривает успешное усвоение учащимися правил дорожного движения, истории возникновения правил дорожного движения, способствует выработке умений и навыков ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применять свои знания. Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип участника дорожного движения, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому программа по пропаганде правил безопасного движения на дорогах детей – это программа работы на перспективу. Чем раньше мы научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Данная программа реализует социально-педагогическую направленность, предусматривает дополнительное обучение и воспитание детей во внеурочное время. В ней даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников на примерах из повседневной жизни.
Цель Программы
Формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дороге.
Задачи Программы
Обучающие (предметные):
- изучение Правил дорожного движения, истории из создания в России и за рубежом;
- изучение различных транспортных средств и их особенностей;
- обучение навыкам безопасного поведения на дорогах;
- обучение простейшим приёмам оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
- изучение форм пропаганды безопасности движения.
Развивающие:
- развитие творческих и мыслительных способностей детей;
- развитие навыков ораторского искусства, артистических способностей;
- развитие потребности активного участия в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Воспитательные:
- повышение общего уровня культуры участников дорожного движения;
- воспитание чувства ответственности за себя и товарищей, дисциплинированности, находчивости.
Организация занятий
Проведение занятий первого года обучения рассчитано на учеников 3 класса, второго года обучения на учеников 4 класса, третьего года обучения на учеников 5 класса, которые изучают правила дорожного движения по 10-ти часовой программе на классных часах, начиная с 1 класса. Предложенные занятия помогут детям систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей. Детей младших классов трудно привлечь к предмету только тем, что им это нужно будет в дальнейшем для нормальной жизни в обществе. Эти перспективы для младшего школьника не играют ведущей роли. Поэтому программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся. Педагог постоянно акцентирует внимание учащихся на том, что безоговорочное выполнение ПДД - это условие сохранения себе и окружающим жизни, а также показатель уровня воспитания и культуры взаимоотношений между участниками дорожного движения.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части, выход в параллельные, младшие и частично старшие классы благодаря разнообразным формам работы. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах и в транспорте. Практическая часть заключается в работе учащихся над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, изготовлением наглядного материала. Социальная работа проводится путём знакомства широких масс учеников с изученным на занятиях материалом по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах путём проведения агитационных коллективных творческих дел, оформления стенгазет, листовок.
Работу с сотрудниками ГИБДД можно рассматривать как пропедевтическую работу по профориентации.
Учащийся должен иметь отдельную тетрадь, с которой он работает на занятии и дома: зарисовывает знаки и разметку, виды пешеходных переходов, записывает конкретные правила и т.д. Во время ответов дети должны не только рассказывать сами правила, но и приводить примеры использования этих правил при передвижении по улицам и дорогам. В специальном блоке дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает учащимся понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают детям увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД. Подготовка листовок, стенгазет развивает у детей творческое мышление, самостоятельность и инициативность. Проведение выступлений перед детскими коллективами позволяет вести пропаганду по предупреждению ДТП среди учащихся.
Требования к результатам обучения учащихся к концу обучения
Предметные результаты к концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
- атрибуты своего отряда;
- все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
- все виды светофоров, сигналы светофора и их значение;
- основные группы дорожных знаков и их назначение;
- виды транспорта в городе Омске;
- основные исторические моменты по возникновению дорожных знаков, разметки, светофора, автомобиля, профессии регулировщика;
- правила перехода проезжей части;
- правила пользования пассажирским транспортом;
- сигналы регулировщика для пешеходов;
- виды разметки;
- правила дорожного движения для велосипедистов;
- виды травм;
- состав автомобильной аптечки.
Учащиеся должны уметь:
- распознавать знаки регулирования дорожного движения в микрорайоне гимназии, другие основные знаки;
- применять на практике основные правила перехода проезжей части;
- выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на остановку;
- уметь подавать сигнал остановки и поворота, двигаясь на велосипеде;
- накладывать простейшие повязки, шины, транспортировать пострадавшего до машины на «стульчике» из рук;
- расшифровывать аббревиатуры «ПДД», «ДТП», «ГИБДД»;
- пояснять, чем занимаются сотрудники ГИБДД.
Предметные результаты к концу второго года обучения
Учащиеся должны знать:
- основные понятия и термины ПДД;
- обязанности пешеходов при движении по тротуару и переходе проезжей части;
- правила перехода проезжей части с двусторонним и односторонним движением, если в зоне видимости отсутствуют пешеходный переход или перекресток;
- знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам;
- правила перехода дороги при движении на остановку и после выхода из трамвая;
- правила безопасного поведения при пользовании маршрутным такси, легковым автомобилем, мотоциклом, велосипедом, грузовиком, заказным автобусом, жд транспортом, метро;
- что такое остановочный и тормозной путь;
- значение предупредительных сигналов для водителей и пешеходов;
- как и когда можно получить права на вождение;
- где и с какой скоростью ездить.
Учащиеся должны уметь:
- правильно ходить по тротуару с друзьями, братом, сестрой, пожилыми людьми, переходить проезжую часть, проезжать в разных видах транспорта;
- распознавать знаки дорожного движения для водителей, которые нужно знать пешеходам;
- пояснять назначение номера машины;
- объяснять действия при появлении спецмашин
- пояснять особенности работы водителей и сотрудников ГИБДД;
- уметь пояснять сигналы, подаваемые машинами;
- пояснять ответственность за езду без прав, в нетрезвом виде, за превышение скорости, неправильную стоянку;
- приводить примеры опасных ситуаций при переходе дороги и анализировать причины их возникновения.
Предметные результаты к концу третьего года обучения
Учащиеся должны знать:
- что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
- правила перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
- правила перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
- правила перехода железной дороги.
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
- переходить железнодорожные пути;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Личностные результаты к концу первого-второго года обучения
- оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека;
- объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;
- в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить;
- осознанно выполнять Правила дорожного движения;
- осознавать ответственное отношение к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.
Личностные результаты к концу третьего года обучения
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Воспитанник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на культуру как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся каждого года обучения:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь);
- понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
- самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Регулятивные УУД к концу первого-второго года обучения
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения;
- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Регулятивные УУД к концу третьего года обучения
- определять цель деятельности;
- учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
- навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера.
Воспитанник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные УУД к концу первого-второго года обучения
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах;
- анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
- самостоятельного искать, анализировать и отбирать информацию в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий.
Познавательные УУД к концу третьего года обучения
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.
Воспитанник получит возможность научиться:
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД к концу первого-второго года обучения
- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
- уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться;
- выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте, выступлении на сцене;
- держаться на сцене.
Коммуникативные УУД к концу третьего года обучения
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Воспитанник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции мнения других людей;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
1 год обучения.
Всего часов по программе первого года обучения 30 (1ч\нед.).
Распределение программного материала
«Что такое ЮИД» - 2 ч,
«Город, в котором мы живем» - 2 ч,
«Добрая Дорога Детства» - 2 ч,
«Мой приятель светофор» - 2 ч,
«Как разговаривает дорога» - 2 ч,
«Путешествие в историю» - 2 ч,
«И пассажиром быть непросто»-2ч
«Волшебная палочка» - 2 ч,
«Полосатая жизнь» - 2 ч,
«Дорожные ловушки» - 2 ч,
«Веломашина» - 2 ч,
«Доктор Пилюлькин приглашает» - 2 ч,
«В гостях у ГИБДД» - 2 ч,
«Чему мы научились» - 2 ч,
Резерв – 2 ч.
В течение курса 2 проверочные работы.
Четверть | Тема | Количество часов |
1 | «Что такое ЮИД» | 2 |
2 | «Город, в котором мы живем» | 2 |
3 | «Добрая Дорога Детства» | 2 |
4 | «Мой приятель светофор» | 2 |
5 | «Как разговаривает дорога» | 2 |
6 | «Путешествие в историю» | 2 |
7 | «И пассажиром быть непросто» | 2 |
8 | «Волшебная палочка» | 2 |
9 | «Полосатая жизнь» | 2 |
10 | «Дорожные ловушки» | 2 |
11 | «Веломашина» | 2 |
12 | «Доктор Пилюлькин приглашает» | 2 |
13 | «В гостях у ГИБДД» | 2 |
14 | «Чему мы научились» | 2 |
15 | Резерв | 2 |
Итого | | 30 |
2 год обучения.
Всего часов по программе второго года обучения 34 (1ч\нед.).
Распределение программного материала:
«Основные правила поведения пешеходов» - 4 ч,
«Добрая Дорога Детства» - 2 ч,
«И пассажиром быть непросто» - 2 ч,
«Автомобиль и велосипед» - 2 ч,
«Дорожный знак на новогодней ёлке» - 1 ч,
«Игры на улице» - 3 ч,
«Дорожные профессии» - 1 ч,
«Что такое ДТП? - 2 ч,
«Олимпиада по правилам дорожного движения» - 1 ч,
«Дорожные ловушки» - 3 ч,
«Следи за родителями - 1 ч,
«Чему мы научились» - 3 ч,
«Резерв» – 2 ч.
В течение курса 2 проверочные работы.
Планирование по четвертям
Четверть | Тема | Количество часов |
1 | «Основные правила поведения пешеходов» | 5 |
2 | Добрая Дорога Детства» | 3 |
3 | «И пассажиром быть непросто» | 3 |
4 | «Автомобиль и велосипед» | 3 |
5 | «Дорожный знак на новогодней ёлке» | 1 |
6 | «Игры на улице» | 4 |
7 | «Дорожные профессии» | 1 |
8 | «Что такое ДТП?» | 2 |
9 | Тестирование по правилам дорожного движения | 1 |
10 | «Дорожные ловушки» | 3 |
11 | «Следи за родителями» | 1 |
12 | Чему мы научились» | 4 |
13 | «Резерв» | 3 |
Итого | | 34 |
Примерный список литературы для учителя
Научная и художественная литература
| Астахов П.А. Детям о праве. - М.: Эксмо, 2010. |
| |
| Бурей Л.Е. Методические рекомендации по обучению школьников правилам безопасности дорожного движения. – Омск: Омская областная типография, 1973. |
| Васина О.Ю. Организация работы школ по предупреждению ДДТТ. – Омск: Лео, 1999. |
| Воронова Е.А. Красный, жёлтый, зелёный. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. |
| Гоголева М.И. Основы медицинских знаний учащихся. – М.: Просвещение, 1991. |
| Дмитрук В.Д. Правила дорожного движения для школьников. – Ростов на Дону: Феникс, 2008. |
| Дорохов А. Зелёный…Жёлтый…Красный! – М.: Детская литература, 1975. |
| Извекова Н.А. Правила дорожного движения. 2,3 класс. – Москва: Просвещение, 1988. |
| Коган М.С. Правила дорожные знать каждому положено. – Новосибирск: Сиб.унив.изд., 2006. |
| Курцев П.А. Медико-санитарная подготовка учащихся – Москва: Просвещение, 1988. |
| Маршак С.Я. Светофор. – Киев: Весёлка, 1981. |
| Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Методическое пособие для инспектора по пропаганде. – Омск: Омскбланкиздат, 2007. |
| Новак Е.Ф. Методические рекомендации по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. – Омск: Областная типография, 1979. |
| Носов Н.Н. Рассказы. – М: Детская литература, 1998. |
| Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения. 4-6 класс. – М.: Просвещение, 1977. |
| Осеева В.А. Рассказы. – М: Детская литература, 1998. |
| Правила дорожного движения Российской Федерации (любое издание последних лет). |
| Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель светофор. – М.: Детская литература, 1975. |
| Ромадин М. Машины на нашей улице. – М.: Малыш, 1986. |
| Ромадин М. Машины спешат на помощь. – М.: Малыш, 1986. |
| Рублях В.Э. Правил дорожного движения 7-8 класс. – М.: Просвещение,1981. |
| Рыбин А.Л. Дорожная азбука велосипедиста. – М.: Просвещение, 1992. |
| Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 1989. |
| Фролова Т.А. Красный, жёлтый, зелёный. – Новосибирск: Западно-Сибирское книжное издательство, 1976. |
| Черненко Г. Как пролётка автомобилем стала. – М.: Малыш, 1991. |
| Шевченко Г.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. 4 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2007. Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе. – Волгоград: Учитель, 2007. |
Отдельные плакаты по правилам дорожного движения