СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления»

ТИПЫ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ


Задачи на нахождение суммы

В вазе 3 белых и 2 розовых гвоздики. Сколько всего гвоздик в вазе?


Б. – 3 г.

Р. – 2 г. ? г.


3 + 2 = 5 (г.)

Ответ: 5 гвоздик в вазе.


Во дворе было 3 мальчика. К ним пришли ещё 2 мальчика. Сколько мальчиков стало во дворе?

Было – 3 м.

Пришли – 2 м.

Стало? м.

3 + 2 = 5 (м.)

Ответ: 5 мальчиков стало во дворе.


В пакете лежали 3 зелёных , 2 жёлтых яблока, а красных яблок столько сколько зелёных и жёлтых яблок вместе. Сколько красных яблок лежало в пакете?

З. – 3 яб.

Ж. – 2 яб. К. - ? яб.

3 + 2 = 5 (яб.)

Ответ: 5 яблок в пакете.


Задачи на нахождение остатка

На тарелке было 5 персиков. 3 персика съели. Сколько персиков осталось на тарелке?

Было – 5 п.

Съели – 3 п.

Осталось? п.

5 – 3 = 2 (п.)

Ответ: 2 персика осталось на тарелке.


Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц

Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько маленьких подосиновиков нашёл Антон?

Б. – 5 п.

М. –? п., на 2 п. больше


Рассуждай так: На 2 больше, это значит столько же сколько и больших подосиновиков и ещё 2.Значит надо к 5 прибавить ещё два.

5 + 2 = 7 (п.)

Ответ: 7 маленьких подосиновиков нашёл Антон.


У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше. Сколько кукол у Ани?

Ир. – 5 к.

Ан. –? к., на 2 к. меньше



Рассуждай так: На 2 меньше, это значит столько же сколько и кукол у Иры, но без 2. Значит надо от 5 отнять два.

5 – 2 = 3(к.)

Ответ: 3 куклы у Ани.


Задачи на разностное сравнение

У Вики 5 тетрадей, а у Марины 2 тетради. На сколько больше тетрадей у Вики, чем у Марины? (На сколько меньше тетрадей у Марины, чем у Вики?)

В. – 5 т.

М. – 2 т. на ? т.




Рассуждай так: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

5 – 2 = на 3(т.)

Ответ: на 3 тетради больше у Вики, чем у Марины


Задачи на нахождение неизвестного слагаемого

В саду было 6 роз. Из них 4 красные, а остальные розовые. Сколько розовых роз было в саду?

К. – 4 р.

Р. – ? р. 6 р.

6 – 4 = 2 (р.)

Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Ответ: 2 розовые розы цвели в саду.


У Саши 6 самолётиков. Когда мама купила ему ещё несколько самолётиков, у него их стало 10. Сколько самолётиков купили Саше?

Было – 6 с.

Купили - ? с.

Стало – 10 с.

10 – 6 = 4 (с.)

Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.

Ответ: 4 самолётика купили Саше.


Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого

В саду были розы. 4 розы срезали, и осталось ещё 3 розы Сколько роз было в саду?

Было? р.

Срезали – 4 р.

Осталось – 3 р.

3 + 4 = 7 (р.)

Рассуждай так: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.

Ответ: 7 роз цвели в саду.


Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого

В саду цвели 7 роз. Несколько роз срезали, и осталось ещё 3 розы Сколько роз срезали в саду?

Цвели –7 р.

Срезали? р.

Осталось – 3 р.

7 – 3 = 4 (р.)

Рассуждай так: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность

Ответ: 4 розы срезали в саду.


Задачи на умножение

В одном наборе 3 ручки. Сколько ручек в 7 наборах?

1н.- 3 р.

7н. - ? р.

Рассуждай так: 3 ручки повторяются 7 раз, значит,

3 • 7 = 21(р.)

Ответ: 21 ручка в 7 наборах.


Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз

Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько маленьких подосиновиков нашёл Антон?

Б. – 6 п.

М. –? п., в 2 раза. больше

6 • 2 = 12(п.)

Ответ: 12 маленьких подосиновиков нашёл Антон.


У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Ани?

Ир. – 6 к.

Ан. –? к., в 2 раза меньше

6 : 2 = 3(к.)

Ответ: 3 куклы у Ани.


Задачи на деление по содержанию и на равные части

18 апельсинов раздали детям по 3 штуки каждому. Сколько детей получили апельсины?

1 р.— Зап.

? д. —18 ап.

18:3 = 6 (д.)

Ответ: 6 детей получили апельсины.


18 апельсинов раздали 6 детям поровну. Сколько апельсинов получил каждый ребёнок?

6 д.—18 ап.
1 р. — ? ап.

18:6 = 3(ап.)

Ответ: 3 апельсина получил каждый ребёнок.


Задачи на кратное сравнение

В одной вазе 6 яблок, в другой вазе 3 яблока. Во сколько раз в первой вазе яблок больше, чем во второй? (Во сколько раз во второй вазе меньше яблок, чем в первой?)

I – 6 яб. Во ? раз

II – 3 яб

Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее:

6:3 = в 2(р.)

Ответ: в 2 раза больше яблок в первой вазе, чем во второй (в 2 раза меньше яблок во второй вазе, первой).


Задачи с косвенными вопросами

В одной книжке 10 картинок. Это на 3 картинки меньше, чем во второй книжке. Сколько картинок во второй книжке?

I – 10 к., это на 3 к. меньше

II – ? к.

Рассуждай так: Если в первой книжке на 3 картинки меньше, то во второй книжке на 3 картинки больше:

10 + 3 = 13 (к.)

Проверяю: в одной книжке 10 картинок, а другой 13. В первой книжке на 3 картинки меньше. Верно.

Ответ: 13 картинок во второй книжке.


В одной книжке 10 картинок. Это на 3 картинки больше, чем во второй книжке. Сколько картинок во второй книжке?

I – 10 к., это на 3 к. больше

II – ? к.

Рассуждай так: Если в первой книжке на 3 картинки больше, то во второй книжке на 3 картинки меньше:

10 - 3 = 7 (к.)

Проверяю: в одной книжке 10 картинок, а другой 7. В первой книжке на 3 картинки больше. Верно.

Ответ: 7 картинок во второй книжке.


У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи. Сколько машинок у Серёжи?

В. – 4 м., это в 2 раза меньше

С. – ? к.

Рассуждай так: Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.

4 • 2 = 8(м.)

Проверяю: у Валеры 4 машинки, у Серёжи 8 машинок. У Валеры машинок в 2 раза меньше. Верно.

Ответ: 8 машинок у Серёжи.


У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза больше, чем у Серёжи. Сколько машинок у Серёжи?

В. – 4 м., это в 2 раза больше

С. – ? к.

Рассуждай так: Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.

4 : 2 = 2(м.)

Проверяю: у Валеры 4 машинки, у Серёжи 2 машинки. У Валеры машинок в 2 раза больше. Верно.

Ответ: 2 машинки у Серёжи.

Задачи на цену, количество и стоимость


Килограмм яблок стоит 30 рублей. Сколько стоят 3 кг яблок?

Цена Количество Стоимость

30 руб. 3 кг ? руб.


Ст = Ц • К

30 • 3 = 90 (руб.)

Ответ: 90 рублей заплатили за 3 кг яблок.


За 3 кг слив заплатили 60 рублей. По какой цене покупали сливы?

Цена Количество Стоимость

? руб. 3 кг 60 руб.


Ц = Ст : К

60 : 3 = 20 (руб.)

Ответ: 20 рублей стоит 1 кг слив.


Килограмм груш стоит 20 рублей. Сколько груш купили, если за покупку заплатили 60 рублей?

Цена Количество Стоимость

20 руб. ? кг 60 руб.


К = Ст : Ц

60 : 20 = 3 (кг)

Ответ: 3 кг груш купили.


Задачи нахождение числа по доле и доли по числу.

В книге 90 страниц. Дедушка прочитал 1/3 часть книги. Сколько страниц прочитал дедушка?

Вся кн. – 90 стр.

1/3 кн. - ? стр.

Рассуждай так: Чтобы найти долю числа, надо число разделить на знаменатель и умножить на числитель.

60 : 3 • 1 = 20 (стр.)

Ответ: 20 страниц прочитал дедушка.


Длина ¼ верёвки составляет 8 метров. Определи длину всей верёвки.

¼ в . – 8м

Вся в. - ? м

Рассуждай так: Чтобы найти число по доле, надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.

8: 1 • 4 = 32 (м)

Ответ: 32 метра длина всей верёвки.

ТИПЫ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ

Задачи на нахождение суммы

Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?

Б. – 5 п.

М. –? п., на 2 п. больше ? п.


Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл мы знаем. Надо найти сколько маленьких.

1)5 + 2 = 7 (п.) – маленьких

2) 5 + 7 = 12 (п.)

5 + (5 + 2) = 12 (п.)

Ответ: 12 подосиновиков нашёл Антон.


У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше, чем у Ани, а у Светы кукол столько, сколько их у Иры и Ани вместе Сколько кукол у Светы?

Ир. – 5 к.

Ан. –? к., на 2 к. меньше С. - ? к.

Рассуждай так: Чтобы узнать сколько кукол у Светы, нужно знать, сколько кукол у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Иры мы знаем. Нужно узнать, сколько кукол у Ани.

1)5 – 2 = 3(к.) – у Ани

2) 5 + 3 = 8 (к.)

5 + (5 – 2) = 8 (к.)

Ответ: 8 кукол у Светы.


Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?

Б. – 6 п.

М. –? п., в 2 раза больше ? г.

Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл мы знаем Надо найти сколько маленьких.

1) 6 • 2 = 12(п.)– маленьких

2) 6 + 12 = 18 (п.)

6 + 6 • 2 = 18 (п.)

Ответ: 18 подосиновиков нашёл Антон.


У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Иры и Ани вместе?

Ир. – 6 к.

Ан. –? к., в 2 раза меньше ? к.

Рассуждай так: Чтобы узнать сколько всего кукол Иры и Ани вместе, нужно знать, сколько кукол у Иры и сколько кукол у Ани. Сколько кукол у Иры мы знаем Надо найти сколько кукол у Ани.

1) 6 : 2 = 3(к.) у Ани

2) 6 + 3 = 9 (к.)

6 + 6 : 2 = 9 (к.)

Ответ: 9 кукол у Иры и Ани вместе.


У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?

В. – 4 м., это в 2 раза меньше ? м.

С. – ? к.

Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.

1) 4 • 2 = 8(м.) у Серёжи

2) 4 + 8 = 12 (м.)

4 + 4 • 2 = 12 (м.)

Ответ: 12 машинок у мальчиков.


У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза больше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?

В. – 4 м., это в 2 раза больше ? м.

С. – ? к.

Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.

1) 4 : 2 = 2(м.) у Серёжи

2) 4 + 2 = 6 (м.)

4 + 4 : 2 = 6(м.)

Ответ: 6 машинок у мальчиков.


Задачи на нахождение остатка

Во дворе были 7 девочек и 9 мальчиков, 3 мальчика ушли. Сколько детей осталось во дворе?

Было Ушли Осталось

Д. – 7 ч. ? ч.

М. – 9 ч. 3 ч. ? ч.


1 способ

Осталось Было

1) Сколько детей было во дворе?

7 +9 = 16 (р.)

2) Сколько детей осталось во дворе?

16-3 = 13 (р.)

(7+ 9)-3 = 13 (р.)

2 способ

Осталось детей Осталось мальчиков

1) Сколько мальчиков осталось во дворе?

9-3 = 6(м.)

2) Сколько детей осталось во дворе?

6 + 7 = 13 (д.)

7+ (9-3) = 13 (д.)

Ответ: 13 детей остались во дворе


Во дворе гуляли 16 ребят. Сначала домой ушли 6 девочек, а потом 3 мальчика. Сколько ребят осталось во дворе?

Гуляли Ушли Осталось

16 чел. Д. – 6 чел. ? чел.

М. – 3 чел. ? чел.


1 способ

Осталось Ушло

1) Сколько ребят ушло домой?

6 + 3 = 9 (чел.)

2) Сколько ребят осталось во дворе?

16-9 = 7 (чел.)

16-(6 + 3) = 7 (чел.)

2 способ

Осталось детей Осталось после девочек

1) Сколько детей осталось во дворе, после того как ушли девочки?

16-6 = 10 (чел.)

2) Сколько детей осталось во дворе?

10- 3 = 7 (чел.)

16-6-3 = 7 (чел.)

Ответ: 7 ребят, остались во дворе

У Вали в одной коробке 8 ручек, во второй на 2 ручки больше. 10 ручек Валя подарила Сколько ручек оста­лось у Вали?

Было Подарила Осталось

I – 8 р.

II - ? р., на 2 р. больше ? р. 10 р. ? р.


Осталось Было II

Чтобы узнать, сколько ручек осталось у Вали, надо мать, сколько всего было ручек, и сколько ручек 'она подари­ла. Сколько ручек подарила Валя, мы знаем. Чтобы узнать, Сколько ручек было, нужно знать, сколько ручек в каждой коробке. Сколько ручек в первой коробке, мы знаем. Узнаем, сколько ручек во второй коробке.

1) 8 + 2 = 10 (р.) — во второй коробке

2) 8 + 10 = 18 (р.) -- было

3) 18 – 10 = 8 (р.)

(8 + (8+2)) – 10 = 8 (р.)

Ответ: 8 ручек осталось.


У Вали в двух коробках по 8 ручек, 10 ручек Валя подарила. Сколько ручек осталось у Вали?

Было — 2 к. по 8 р.

Подарила —10 р.

Осталось—? р.

Рассуждай так: Чтобы определить, сколько ручек осталось у Вали, надо знать, сколько ручек было, и сколько она их подарила. Сколько ручек Валя подарила, известно. Узнаем, сколько ручек было у Вали.

1) 8 • 2 =16 (р.) — было у Вали

2) 16 – 10 = 6 (р.)

8 • 2-10 = 6 (р.)

Ответ: 6 ручек осталось у Вали.


Задачи на нахождение третьего слагаемого

Три девочки собирали грибы. Первая нашла 5 грибов, вторая 3. Сколько грибов нашла третья девочка, если всего они собрали 10 грибов?

I – 5 г.

II – 3 г. 10 г.

III - ? г.

Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько грибов нашла третья девочка, необходимо знать, сколько грибов нашли вместе первая и вторая девочка.

1) 5 + 3 = 8 (г.) — нашли I и II девочки вместе

2) 10 – 8 = 2 (г.)

10 – ( 5+3) = 2 (г.)

Ответ: 2 гриба нашла третья девочка


Задачи на нахождение вычитаемого

У хомяка было 6 земляных и 4 грецких орехов. Хомяк сгрыз несколько орехов, у него осталось 7 орехов. Сколько орехов сгрыз хомяк?

Было Сгрыз Осталось

З. – 6 ор.

Г. – 4 ор. ? ор. ? ор. 7 ор.


Сгрыз Было

Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько орехов сгрыз хомяк, знать, сколько у него их было и сколько осталось. Сколько осталось орехов, мы знаем. Необходимо узнать, всего было орехов

1)6 + 4 = 10 (ор.) —было у хомяка

2)10-7 = 3(ор.)

(6+4)-7 = 3(ор.)

Ответ: 3 ореха сгрыз хомяк.


У причала стояло 8 катеров. Утром ушло в море 3 ка­тера. Сколько катеров ушло в море днём, если вечером осталось 4 катера?

Стояло Ушло Осталось

8 к. Ут. – 3 к. ? к. 4 к.

Д. - ? к.

Ушло Днём Ушло Всего

Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько катеров ушло в море днём, надо знать, сколько катеров было, ушло и осталось. Сколько было и осталось катеров, мы знаем. Чтобы знать, сколько кате­ров ушло в море днём, надо знать, сколько всего катеров ушло в море.

1)8 – 4 = 4(к.) — ушло в море

2)4 – 3 = 1 (к.)

(8 – 4) – 3 = 1 (к.)

Ответ: 1 катер ушёл в море днём


В вазе было 3 красных и 6 зелёных яблок, Когда мама жила в вазу ещё несколько яблок, в вазе стало 12 яблок. Сколько яблок мама положила в вазу?

Было Положила Осталось

К. – 3 яб. ? яб. ? яб. 12 яб.

З. – 6 яб.

Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько яблок мама положила в вазу нужно знать, сколько яблок было и стало в вазе. Сколько стало яблок, мы знаем. Необходимо узнать, сколько яблок было в вазе

1) 3 + 6 =9 (яб.) — было в вазе,

2)12-9 = 3(яб.)

12 – (3 + 6) = 3 (яб.)

Ответ: 3 яблока мама положила в вазу


У хомяка было 4 стручка гороха по 6 горошин в каждом стручке. Когда несколько горошин хомяк съел, у него осталось 7 горошин. Сколько горошин съел хомяк?

Было- 4 с. по 6 г.

Съел —? г.

Осталось -7 г.

Рассуждай так: Чтобы определить, сколько горошин съел хомяк, надо знать, сколько у него было и осталось горошин. Сколько осталось горошин, известно. Надо узнать, сколько было горошин у хомяка.

1)6 • 4 = 24 (г.) - было

2) 24-7 =17(г.)

6 • 4-7= 17 (г.)

Ответ: 17 горошин съел хомяк.


Задачи на нахождение уменьшаемого

У хомяка были орехи. Когда хомяк сгрыз 6 земляных орехов и 4 грецких ореха, то у него осталось 7 орехов. Сколько орехов было у хомяка?

Было Сгрыз Осталось

? ор. З. – 6ор. ? ор. 7ор.

Г. – 4 ор.

Было Сгрыз

Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько орехов было у. хомяка, необходи­мо знать, сколько он сгрыз и сколько у него осталось орехов. Сколько осталось орехов, мы знаем. Надо узнать, сколько всего орехов он сгрыз.
  1. 6 + 4 = 10 (ор.) — сгрыз

  2. 10 + 7 = 17 (ор.)

(6 + 4) +7 = 17 (ор.) Ответ: 17 орехов было у хомяка У причала стояли катера. Утром в море ушло 3 катера. Сколько катеров было в море у причала, если вечером осталось 8 больших и 4 маленьких катера? Было Ушло Осталось

? к. 3к. Б. – 8 к. ? к.

М. – 4 к.

Было Осталось Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько катеров было у причала, надо знать, сколько катеров ушло и сколько осталось. Сколько в море ушло катеров, мы знаем. Необходимо узнать, сколько всего катеров осталось у причала.

1)8 + 4 = 12 (к.) осталось у причала

2)12 + 3 = 15 (к.)

(8+4) + 3 = 15 (к.)

Ответ: 15 катеров было у причала


В вазе были яблоки. Когда мама положила в вазу ещё 3 красных яблока и 6 зелёных яблок, в вазе стало 12 яблок. Сколько яблок было в вазе?

Было Положила Стало

? яб. К. – 3 яб. ? яб. 12 яб.

З. – 6 яб.

Было Положила Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько яблок было в вазе, надо знать, сколько яблок положила мама и сколько их стало в вазе. Сколько стало яблок, мы знаем. Надо узнать, сколько всего яблок положила мама в вазу

1)3 + 6 = 9 (яб.) — положила мама

2)12-9=3(яб.)

12 – (3 + 6) = 3 (яб.)

Ответ: 3 яблока было в вазе

Бригаде строителей надо отремонтировать комнаты. После того как они отремонтировали 6 трёхкомнатных квартир, им осталось отремонтировать ещё 12 комнат. Сколько комнат надо отремонтировать строителям?

Надо отремонтировать—? ком.

Отремонтировали - 6 кв. по 3 ком.

Осталось-12 ком.

Надо отремонтировать Отремонтировали

Рассуждай так: Чтобы определить, сколько комнат надо отремонти­ровать строителям, надо знать, сколько они отремонти­ровали и сколько им осталось отремонтировать комнат. Сколько комнат осталось отремонтировать, известно. Требуется узнать, сколько они отремонтировали комнат.

1) 3 • 6 = 18 (к.) — отремонтировали

2) 18 + 12 = 30 (к.)

3 • 6+ 12 = 30 (к.)

Ответ: 30 комнат надо отремонтировать строи­телям.





10