ТИПЫ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ
Задачи на нахождение суммы
В вазе 3 белых и 2 розовых гвоздики. Сколько всего гвоздик в вазе?
Б




. – 3 г.
Р. – 2 г. ? г.
3 + 2 = 5 (г.)
Ответ: 5 гвоздик в вазе.
Во дворе было 3 мальчика. К ним пришли ещё 2 мальчика. Сколько мальчиков стало во дворе?
Б



ыло – 3 м.
Пришли – 2 м.
Стало – ? м.
3 + 2 = 5 (м.)
Ответ: 5 мальчиков стало во дворе.
В пакете лежали 3 зелёных , 2 жёлтых яблока, а красных яблок столько сколько зелёных и жёлтых яблок вместе. Сколько красных яблок лежало в пакете?
З




. – 3 яб.
Ж. – 2 яб. К. - ? яб.
3 + 2 = 5 (яб.)
Ответ: 5 яблок в пакете.
Задачи на нахождение остатка
Н






а тарелке было 5 персиков. 3 персика съели. Сколько персиков осталось на тарелке?
Было – 5 п.
Съели – 3 п.
Осталось – ? п.
5 – 3 = 2 (п.)
Ответ: 2 персика осталось на тарелке.
Задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц
Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько маленьких подосиновиков нашёл Антон?
Б





. – 5 п.
М






. –? п., на 2 п. больше
Рассуждай так: На 2 больше, это значит столько же сколько и больших подосиновиков и ещё 2.Значит надо к 5 прибавить ещё два.
5 + 2 = 7 (п.)
Ответ: 7 маленьких подосиновиков нашёл Антон.
У



Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше. Сколько кукол у Ани?
И
р. – 5 к.
А
н. –? к., на 2 к. меньше







Рассуждай так: На 2 меньше, это значит столько же сколько и кукол у Иры, но без 2. Значит надо от 5 отнять два.
5 – 2 = 3(к.)
Ответ: 3 куклы у Ани.
Задачи на разностное сравнение
У



Вики 5 тетрадей, а у Марины 2 тетради. На сколько больше тетрадей у Вики, чем у Марины? (На сколько меньше тетрадей у Марины, чем у Вики?)
В
. – 5 т.
М
. – 2 т. на ? т.
Рассуждай так: Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.
5 – 2 = на 3(т.)
Ответ: на 3 тетради больше у Вики, чем у Марины
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого
В



саду было 6 роз. Из них 4 красные, а остальные розовые. Сколько розовых роз было в саду?
К




. – 4 р.
Р. – ? р. 6 р.
6 – 4 = 2 (р.)
Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Ответ: 2 розовые розы цвели в саду.
У Саши 6 самолётиков. Когда мама купила ему ещё несколько самолётиков, у него их стало 10. Сколько самолётиков купили Саше?
Было – 6 с.
Купили - ? с.
Стало – 10 с.
10 – 6 = 4 (с.)
Рассуждай так: чтобы найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Ответ: 4 самолётика купили Саше.
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
В саду были розы. 4 розы срезали, и осталось ещё 3 розы Сколько роз было в саду?
Было –? р.
Срезали – 4 р.
Осталось – 3 р.
3 + 4 = 7 (р.)
Рассуждай так: Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Ответ: 7 роз цвели в саду.
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
В саду цвели 7 роз. Несколько роз срезали, и осталось ещё 3 розы Сколько роз срезали в саду?
Цвели –7 р.
Срезали – ? р.
Осталось – 3 р.
7 – 3 = 4 (р.)
Рассуждай так: Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность
Ответ: 4 розы срезали в саду.
Задачи на умножение
В одном наборе 3 ручки. Сколько ручек в 7 наборах?
1н.- 3 р.
7н. - ? р.
Рассуждай так: 3 ручки повторяются 7 раз, значит,
3 • 7 = 21(р.)
Ответ: 21 ручка в 7 наборах.
Задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз
Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько маленьких подосиновиков нашёл Антон?
Б
. – 6 п.
М
. –? п., в 2 раза. больше
6 • 2 = 12(п.)
Ответ: 12 маленьких подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Ани?
И
р. – 6 к.
А
н. –? к., в 2 раза меньше
6 : 2 = 3(к.)
Ответ: 3 куклы у Ани.
Задачи на деление по содержанию и на равные части
18 апельсинов раздали детям по 3 штуки каждому. Сколько детей получили апельсины?
1 р.— Зап.
? д. —18 ап.
18:3 = 6 (д.)
Ответ: 6 детей получили апельсины.
18 апельсинов раздали 6 детям поровну. Сколько апельсинов получил каждый ребёнок?
6 д.—18 ап.
1 р. — ? ап.
18:6 = 3(ап.)
Ответ: 3 апельсина получил каждый ребёнок.
Задачи на кратное сравнение
В
одной вазе 6 яблок, в другой вазе 3 яблока. Во сколько раз в первой вазе яблок больше, чем во второй? (Во сколько раз во второй вазе меньше яблок, чем в первой?)
I – 6 яб. Во ? раз
II – 3 яб
Рассуждай так: Чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, надо большее число разделить на меньшее:
6:3 = в 2(р.)
Ответ: в 2 раза больше яблок в первой вазе, чем во второй (в 2 раза меньше яблок во второй вазе, первой).
Задачи с косвенными вопросами
В одной книжке 10 картинок. Это на 3 картинки меньше, чем во второй книжке. Сколько картинок во второй книжке?
I
– 10 к., это на 3 к. меньше
I
I – ? к.
Рассуждай так: Если в первой книжке на 3 картинки меньше, то во второй книжке на 3 картинки больше:
10 + 3 = 13 (к.)
Проверяю: в одной книжке 10 картинок, а другой 13. В первой книжке на 3 картинки меньше. Верно.
Ответ: 13 картинок во второй книжке.
В одной книжке 10 картинок. Это на 3 картинки больше, чем во второй книжке. Сколько картинок во второй книжке?
I
– 10 к., это на 3 к. больше
II – ? к.
Р
ассуждай так: Если в первой книжке на 3 картинки больше, то во второй книжке на 3 картинки меньше:
10 - 3 = 7 (к.)
Проверяю: в одной книжке 10 картинок, а другой 7. В первой книжке на 3 картинки больше. Верно.
Ответ: 7 картинок во второй книжке.
У Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи. Сколько машинок у Серёжи?
В
. – 4 м., это в 2 раза меньше
С. – ? к.
Р
ассуждай так: Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.
4 • 2 = 8(м.)
Проверяю: у Валеры 4 машинки, у Серёжи 8 машинок. У Валеры машинок в 2 раза меньше. Верно.
Ответ: 8 машинок у Серёжи.
У
Валеры 4 машинки. Это в 2 раза больше, чем у Серёжи. Сколько машинок у Серёжи?
В. – 4 м., это в 2 раза больше
С
. – ? к.
Рассуждай так: Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.
4 : 2 = 2(м.)
Проверяю: у Валеры 4 машинки, у Серёжи 2 машинки. У Валеры машинок в 2 раза больше. Верно.
Ответ: 2 машинки у Серёжи.
Задачи на цену, количество и стоимость
Килограмм яблок стоит 30 рублей. Сколько стоят 3 кг яблок?
Ц
ена Количество Стоимость
30 руб. 3 кг ? руб.
Ст = Ц • К
30 • 3 = 90 (руб.)
Ответ: 90 рублей заплатили за 3 кг яблок.
За 3 кг слив заплатили 60 рублей. По какой цене покупали сливы?
Ц
ена Количество Стоимость
? руб. 3 кг 60 руб.
Ц = Ст : К
60 : 3 = 20 (руб.)
Ответ: 20 рублей стоит 1 кг слив.
Килограмм груш стоит 20 рублей. Сколько груш купили, если за покупку заплатили 60 рублей?
Ц
ена Количество Стоимость
20 руб. ? кг 60 руб.
К = Ст : Ц
60 : 20 = 3 (кг)
Ответ: 3 кг груш купили.
Задачи нахождение числа по доле и доли по числу.
В книге 90 страниц. Дедушка прочитал 1/3 часть книги. Сколько страниц прочитал дедушка?
Вся кн. – 90 стр.
1/3 кн. - ? стр.
Рассуждай так: Чтобы найти долю числа, надо число разделить на знаменатель и умножить на числитель.
60 : 3 • 1 = 20 (стр.)
Ответ: 20 страниц прочитал дедушка.
Длина ¼ верёвки составляет 8 метров. Определи длину всей верёвки.
¼ в . – 8м
Вся в. - ? м
Рассуждай так: Чтобы найти число по доле, надо число разделить на числитель и умножить на знаменатель.
8: 1 • 4 = 32 (м)
Ответ: 32 метра длина всей верёвки.
ТИПЫ СОСТАВНЫХ ЗАДАЧ
Задачи на нахождение суммы
Антон нашёл 5 больших подосиновиков, а маленьких на 2 больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?
Б

. – 5 п.
М
. –? п., на 2 п. больше ? п.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл мы знаем. Надо найти сколько маленьких.
1)5 + 2 = 7 (п.) – маленьких
2) 5 + 7 = 12 (п.)
5 + (5 + 2) = 12 (п.)
Ответ: 12 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 5 кукол, а у Ани на 2 куклы меньше, чем у Ани, а у Светы кукол столько, сколько их у Иры и Ани вместе Сколько кукол у Светы?
И

р. – 5 к.
А
н. –? к., на 2 к. меньше С. - ? к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько кукол у Светы, нужно знать, сколько кукол у Иры и Ани вместе. Сколько кукол у Иры мы знаем. Нужно узнать, сколько кукол у Ани.
1)5 – 2 = 3(к.) – у Ани
2) 5 + 3 = 8 (к.)
5 + (5 – 2) = 8 (к.)
Ответ: 8 кукол у Светы.
Антон нашёл 6 больших подосиновиков, а маленьких в 2 раза больше. Сколько всего подосиновиков нашёл Антон?
Б

. – 6 п.
М
. –? п., в 2 раза больше ? г.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько всего подосиновиков нашёл Антон, нужно знать, сколько больших и маленьких подосиновиков он нашёл. Сколько больших подосиновиков он нашёл мы знаем Надо найти сколько маленьких.
1) 6 • 2 = 12(п.)– маленьких
2) 6 + 12 = 18 (п.)
6 + 6 • 2 = 18 (п.)
Ответ: 18 подосиновиков нашёл Антон.
У Иры 6 кукол, а у Ани в 2 раза меньше. Сколько кукол у Иры и Ани вместе?
И

р. – 6 к.
А
н. –? к., в 2 раза меньше ? к.
Рассуждай так: Чтобы узнать сколько всего кукол Иры и Ани вместе, нужно знать, сколько кукол у Иры и сколько кукол у Ани. Сколько кукол у Иры мы знаем Надо найти сколько кукол у Ани.
1) 6 : 2 = 3(к.) у Ани
2) 6 + 3 = 9 (к.)
6 + 6 : 2 = 9 (к.)
Ответ: 9 кукол у Иры и Ани вместе.
У
Валеры 4 машинки. Это в 2 раза меньше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?
В
. – 4 м., это в 2 раза меньше ? м.
С
. – ? к.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза меньше, то у Серёжи их в 2 раза больше.
1) 4 • 2 = 8(м.) у Серёжи
2) 4 + 8 = 12 (м.)
4 + 4 • 2 = 12 (м.)
Ответ: 12 машинок у мальчиков.
У
Валеры 4 машинки. Это в 2 раза больше, чем у Серёжи. Сколько машинок у мальчиков?
В
. – 4 м., это в 2 раза больше ? м.
С
. – ? к.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько машинок у мальчиков, надо выяснить, сколько машинок у каждого мальчика. Сколько машинок у Валеры, известно. Надо узнать, сколько машинок у Серёжи, а потом узнать, сколько машинок у мальчиков. Если у Валеры машинок в 2 раза больше, то у Серёжи их в 2 раза меньше.
1) 4 : 2 = 2(м.) у Серёжи
2) 4 + 2 = 6 (м.)
4 + 4 : 2 = 6(м.)
Ответ: 6 машинок у мальчиков.
Задачи на нахождение остатка
Во дворе были 7 девочек и 9 мальчиков, 3 мальчика ушли. Сколько детей осталось во дворе?
Б
ыло Ушли Осталось
Д
. – 7 ч. ? ч.
М. – 9 ч. 3 ч. ? ч.
1 способ
О
сталось Было
1) Сколько детей было во дворе?
7 +9 = 16 (р.)
2) Сколько детей осталось во дворе?
16-3 = 13 (р.)
(7+ 9)-3 = 13 (р.)
2 способ
О
сталось детей Осталось мальчиков
1) Сколько мальчиков осталось во дворе?
9-3 = 6(м.)
2) Сколько детей осталось во дворе?
6 + 7 = 13 (д.)
7+ (9-3) = 13 (д.)
Ответ: 13 детей остались во дворе
Во дворе гуляли 16 ребят. Сначала домой ушли 6 девочек, а потом 3 мальчика. Сколько ребят осталось во дворе?
Г
уляли Ушли Осталось
1
6 чел. Д. – 6 чел. ? чел.
М. – 3 чел. ? чел.
1 способ
О
сталось Ушло
1) Сколько ребят ушло домой?
6 + 3 = 9 (чел.)
2) Сколько ребят осталось во дворе?
16-9 = 7 (чел.)
16-(6 + 3) = 7 (чел.)
2 способ
О
сталось детей Осталось после девочек
1) Сколько детей осталось во дворе, после того как ушли девочки?
16-6 = 10 (чел.)
2) Сколько детей осталось во дворе?
10- 3 = 7 (чел.)
16-6-3 = 7 (чел.)
Ответ: 7 ребят, остались во дворе
У Вали в одной коробке 8 ручек, во второй на 2 ручки больше. 10 ручек Валя подарила Сколько ручек осталось у Вали?
Б

ыло Подарила Осталось
I
– 8 р.
I
I - ? р., на 2 р. больше ? р. 10 р. ? р.
О
сталось Было II
Чтобы узнать, сколько ручек осталось у Вали, надо мать, сколько всего было ручек, и сколько ручек 'она подарила. Сколько ручек подарила Валя, мы знаем. Чтобы узнать, Сколько ручек было, нужно знать, сколько ручек в каждой коробке. Сколько ручек в первой коробке, мы знаем. Узнаем, сколько ручек во второй коробке. 1) 8 + 2 = 10 (р.) — во второй коробке
2) 8 + 10 = 18 (р.) -- было
3) 18 – 10 = 8 (р.)
(8 + (8+2)) – 10 = 8 (р.)
Ответ: 8 ручек осталось.
У Вали в двух коробках по 8 ручек, 10 ручек Валя подарила. Сколько ручек осталось у Вали?
Было — 2 к. по 8 р.
Подарила —10 р.
Осталось—? р.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько ручек осталось у Вали, надо знать, сколько ручек было, и сколько она их подарила. Сколько ручек Валя подарила, известно. Узнаем, сколько ручек было у Вали.
1) 8 • 2 =16 (р.) — было у Вали
2) 16 – 10 = 6 (р.)
8 • 2-10 = 6 (р.)
Ответ: 6 ручек осталось у Вали.
Задачи на нахождение третьего слагаемого
Три девочки собирали грибы. Первая нашла 5 грибов, вторая 3. Сколько грибов нашла третья девочка, если всего они собрали 10 грибов?
I
– 5 г.
II – 3 г. 10 г.
III - ? г.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько грибов нашла третья девочка, необходимо знать, сколько грибов нашли вместе первая и вторая девочка.
1) 5 + 3 = 8 (г.) — нашли I и II девочки вместе
2) 10 – 8 = 2 (г.)
10 – ( 5+3) = 2 (г.)
Ответ: 2 гриба нашла третья девочка
Задачи на нахождение вычитаемого
У хомяка было 6 земляных и 4 грецких орехов. Хомяк сгрыз несколько орехов, у него осталось 7 орехов. Сколько орехов сгрыз хомяк?

Было Сгрыз Осталось
З
. – 6 ор.
Г. – 4 ор. ? ор. ? ор. 7 ор.
С
грыз Было
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько орехов сгрыз хомяк, знать, сколько у него их было и сколько осталось. Сколько осталось орехов, мы знаем. Необходимо узнать, всего было орехов
1)6 + 4 = 10 (ор.) —было у хомяка
2)10-7 = 3(ор.)
(6+4)-7 = 3(ор.)
Ответ: 3 ореха сгрыз хомяк.
У причала стояло 8 катеров. Утром ушло в море 3 катера. Сколько катеров ушло в море днём, если вечером осталось 4 катера?
С

тояло Ушло Осталось
8 к. Ут. – 3 к. ? к. 4 к.
Д. - ? к.
У
шло Днём Ушло Всего
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько катеров ушло в море днём, надо знать, сколько катеров было, ушло и осталось. Сколько было и осталось катеров, мы знаем. Чтобы знать, сколько катеров ушло в море днём, надо знать, сколько всего катеров ушло в море.
1)8 – 4 = 4(к.) — ушло в море
2)4 – 3 = 1 (к.)
(8 – 4) – 3 = 1 (к.)
Ответ: 1 катер ушёл в море днём
В вазе было 3 красных и 6 зелёных яблок, Когда мама жила в вазу ещё несколько яблок, в вазе стало 12 яблок. Сколько яблок мама положила в вазу?
Б

ыло Положила Осталось
К. – 3 яб. ? яб. ? яб. 12 яб.
З. – 6 яб.
Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько яблок мама положила в вазу нужно знать, сколько яблок было и стало в вазе. Сколько стало яблок, мы знаем. Необходимо узнать, сколько яблок было в вазе
1) 3 + 6 =9 (яб.) — было в вазе,
2)12-9 = 3(яб.)
12 – (3 + 6) = 3 (яб.)
Ответ:
3 яблока мама положила в вазу
У хомяка было 4 стручка гороха по 6 горошин в каждом стручке. Когда несколько горошин хомяк съел, у него осталось 7 горошин. Сколько горошин съел хомяк?
Было- 4 с. по 6 г.
Съел —? г.
Осталось -7 г.
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько горошин съел хомяк, надо знать, сколько у него было и осталось горошин. Сколько осталось горошин, известно. Надо узнать, сколько было горошин у хомяка.
1)6 • 4 = 24 (г.) - было
2) 24-7 =17(г.)
6 • 4-7= 17 (г.)
Ответ: 17 горошин съел хомяк.
Задачи на нахождение уменьшаемого
У хомяка были орехи. Когда хомяк сгрыз 6 земляных орехов и 4 грецких ореха, то у него осталось 7 орехов. Сколько орехов было у хомяка?
Б

ыло Сгрыз Осталось
? ор. З. – 6ор. ? ор. 7ор.
Г. – 4 ор.
Б
ыло Сгрыз
Рассуждай так:
Чтобы узнать, сколько орехов было у. хомяка, необходимо знать, сколько он сгрыз и сколько у него осталось орехов. Сколько осталось орехов, мы знаем. Надо узнать, сколько всего орехов он сгрыз. 6 + 4 = 10 (ор.) — сгрыз
10 + 7 = 17 (ор.)
(6 + 4) +7 = 17 (ор.) Ответ:
17 орехов было у хомяка У причала стояли катера. Утром в море ушло 3 катера. Сколько катеров было в море у причала, если вечером осталось 8 больших и 4 маленьких катера? Б



ыло Ушло Осталось
? к. 3к. Б. – 8 к. ? к.
М. – 4 к.
Б
ыло Осталось Рассуждай так: Чтобы узнать, сколько катеров было у причала, надо знать, сколько катеров ушло и сколько осталось. Сколько
в море ушло катеров, мы знаем. Необходимо узнать, сколько всего катеров осталось у причала.
1)8 + 4 = 12 (к.) осталось у причала
2)12 + 3 = 15 (к.)
(8+4) + 3 = 15 (к.)
Ответ: 15 катеров было у причала
В вазе были яблоки. Когда мама положила в вазу ещё 3 красных яблока и 6 зелёных яблок, в вазе стало 12 яблок. Сколько яблок было в вазе?
Б

ыло Положила Стало
? яб. К. – 3 яб. ? яб. 12 яб.
З. – 6 яб.
Б
ыло Положила Рассуждай так:
Чтобы узнать, сколько яблок было в вазе, надо знать, сколько яблок положила мама и сколько их стало в вазе. Сколько стало яблок, мы знаем. Надо узнать, сколько всего яблок положила мама в вазу 1)3 + 6 = 9 (яб.) — положила мама
2)12-9=3(яб.)
12 – (3 + 6) = 3 (яб.)
Ответ: 3 яблока было в вазе
Бригаде строителей надо отремонтировать комнаты. После того как они отремонтировали 6 трёхкомнатных квартир, им осталось отремонтировать ещё 12 комнат. Сколько комнат надо отремонтировать строителям?
Надо отремонтировать—? ком.
Отремонтировали - 6 кв. по 3 ком.
Осталось-12 ком.
Н
адо отремонтировать Отремонтировали
Рассуждай так: Чтобы определить, сколько комнат надо отремонтировать строителям, надо знать, сколько они отремонтировали и сколько им осталось отремонтировать комнат. Сколько комнат осталось отремонтировать, известно. Требуется узнать, сколько они отремонтировали комнат.
1) 3 • 6 = 18 (к.) — отремонтировали
2) 18 + 12 = 30 (к.)
3 • 6+ 12 = 30 (к.)
Ответ: 30 комнат надо отремонтировать строителям.
10