СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 5 класса

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития личностных качеств школьника.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Тайны русского языка» для 5 класса»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



внеурочной деятельности

«Тайны русского языка»

для 5 класса







Содержание



  1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности _____________

  2. Содержание курса внеурочной деятельности____________________

  3. Тематическое планирование __________________________________

















































Рабочая программа рассчитана на 34 часа (34 учебные недели по 1 часу в неделю).

I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствоватьдругим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.



II. Содержание курса внеурочной деятельности

1 год обучения (34ч)

Организационное занятие.(1ч)

Учитель знакомит учащихся с целью и задачами, с методикой проведения занятий, с примерным планом работы. Распределяются обязанности среди детей.

Раздел1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

Тема 1.1. Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

Тема 1.2. Для чего используют звуковые повторы в речи.

Тема 1.3. Какова роль интонации в устной речи

Тема1.4. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает»

В данном разделе рассматривают заявленные темы, на занятиях используются интерактивные тренажеры, практические занятия проводятся в игровой форме.

Раздел 2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (7 ч)

Тема 2.1. О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

Тема 2.2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

Тема 2.3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

Тема 2.4Этимология слов. Работа со словарями

Тема 2.5 Сказочные превращения.

Тема 2.6 Презентация творческой работы.

Изучаются подробно темы, используя шарады, в завершении этого раздела учащиеся рекламируют свои творческие работы, используя средства массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

Раздел3.

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

Тема3.1. Зачем нужно знать алфавит

Тема3.2. В чём секрет правописания морфем

Тема3.3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

Тема3.4. Не пером пишут – умом. Тайны письма.

Тема3.5. Бенефис знаний.

Проводятся исследования данных тем, учащиеся. Используя тексты художественных произведений, аргументируют свои ответы, делают выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

Тема 4.1. На какие группы делится словарный состав русского языка

Тема 4.2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

Тема 4.3. О чём рассказывают фразеологизмы

Тема 4.4 Фразеология в художественных произведениях. Лабораторная работа.

Изучается специализированная литература по этимологии слов, работают со словарями, изучают языковые средства выразительности, исследуют художественные произведения.

Раздел5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

Тема5.1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

Тема5.2. В чём секрет глагола и его форм.

Тема5.3. Как отличать грамматические омонимы.

Тема5.4. Какими бывают предложения.

Тема5.5 Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

Развивая кругозор и интеллект, дети получают знания из области морфологии и синтаксиса, даются задания повышенной трудности, для любознательных. На последнем занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Раздел 6

Речевой этикет.(2 ч)

Тема 6.1 Правила речевого этикета.

Тема 6.2 Формулы речевого этикета.

Рассматривается специфика русского речевого этикета и техника реализации этикетных форм.

Раздел 7

Обобщающее занятие(2ч)

Тема 7.1 Аукцион знаний.

Подводится итог знаний и навыков, полученных за год занятий в кружке, выбирается самый эрудированный и интеллектуальный школьник

занятии проводится мониторинг, подтверждающий знания. Умения и навыки, которые получили дети на занятиях.

Формы проведения занятий

  • лекции;

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

  • анализ и просмотр текстов;

  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;

  • теоретическая;

  • практическая.

Основные методы и технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • развивающее обучение;

  • технология обучения в сотрудничестве;

  • коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника





III. Тематическое планирование



№ п/п

Разделы

Кол-во часов

Презентация

Лабораторная работа

Мониторинг проверки знаний

1

Организационное занятие.

1




1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

7




2

Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология)

7

1



3

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

5




4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

5


1


5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

5



1

6

Речевой этикет.

2






7

Обобщающее занятие.

2






Итого

34

1

1

1









Календарно-тематическое планирование



Тема

Теория

Практика


Дата

Коррекция



1.

Организационное занятие

1




Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.) (7 ч)

2-3.

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

1



4-5.

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

1



6-7.

Какова роль интонации в устной речи.

1

1



8.

Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает- собирает».

1




Загадки русского словообразования.

( Морфемика. Словообразование. Этимология) (6 ч)

9.

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

0,5

0,5



10.

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов.

0,5

0,5



11.

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

0,5

0,5



12.

Этимология слов. Работа со словарями

0,5

0,5



13.

Сказочные превращения.

0,5

0,5



14.

Презентация творческой работы.

1




Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация) (5ч)

15.

Зачем нужно знать алфавит

0,5

0,5



16.

В чём секрет правописания морфем

0,5

0,5



17.

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

0,5

0,5



18.

Не пером пишут – умом. Тайны письма.

0,5

0,5



19.

Бенефис знаний.

0,5

0,5



Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология) (5 ч)

20.

На какие группы делится словарный состав русского языка

0,5

0,5



21.

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

0,5

0,5



22.

О чём рассказывают фразеологизмы.

0,5

0,5



23.

Фразеология в художественных произведениях.

0,5

0,5



24.

Лабораторная работа.

0,5

0,5



Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.) (6ч)

25.

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

0,5

0,5



26.

В чём секрет глагола и его форм.

0,5

0,5



27.

Как отличать грамматические омонимы.

0,5

0,5



28.

Какими бывают предложения.

0,5

0,5



29-30.

Грамматике учиться всегда пригодится. Мониторинг проверки знаний.

1

1



Речевой этикет.(2 ч)

31.

Правила речевого этикета.

0,5

0,5



32.

Формулы речевого этикета.

1




Обобщающее занятие. (2ч)

33.

Аукцион знаний

1




34.

Аукцион знаний

1





Итого часов

34