СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Точка роста"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности "Точка роста" разработана  для работы со слабоуспевающими учащимися

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Точка роста"»

Министерство образования Омской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Крутинская средняя общеобразовательная школа №2»

Крутинского муниципального района

Омской области













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ТОЧКА РОСТА»


Направление: интеллектуальное

Возраст обучающихся: 10-13 лет

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 17















Разработчик: Мукашова С.М.













Крутинка 2018

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья:

- занятия спортом;

- какими либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель и задачи программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка


ПРОГРАММА НАПРАВЛЕНА НА УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ:


Учащихся: получение полного и среднего образования;

выбор формы получения образования.



Родителей: в создании наиболее комфортных условии обучения своего ребенка;

в стабилизации отношении в семье: смягчение конфликтных ситуаций в школе.



Школы: решение социально-педагогических и психологических проблем детей и подростков;




ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ НА УРОКЕ


Этапы_урока


Акценты в обучении



В процессе

контроля знаний

учащихся

  1. Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  2. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  3. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, опорными схемами, таблицами и др.

  4. Подбадривание, похвала, стимулирование оценкой


В процессе контроля за усвоением

знаний учащимися


1. Специально контролировать усвоение вопросов, обычно

вызывающих у учащихся затруднения.


2. Тщательно анализировать у систематизировать ошибки,
допускаемые учащимися в устных ответах, письменных

работах, концентрировать внимание на их устранение.


3. Контролировать усвоение материала учениками.
пропустившими предыдущие уроки.


4. По окончании изучения темы или раздела обобщить итоги

усвоения основных понятий, законов, правил, умений,

навыков учащихся, выявлять причины отставания.

При изложении

нового материала

  1. Поддерживать интерес к усвоению темы.


  1. Частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного
    материала.


  1. Привлечение к высказыванию предложений при
    проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.


  1. Обязательно проверять в ходе урока степень
    понимания учащимися основных элементов излагаемого материала.

  2. Стимулировать вопросы со стороны уч-ся при затруднениях в усвоении учебного материала.


  1. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной

работы

учащихся на

уроке.

1. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение из сложных

заданий ряда простых.


2. Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее,

напоминание приема и способа выполнения. Указание на

необходимость актуализировать то или иное правило.


3. Инструктирование о рациональных путях выполнения

заданий, требованиях к их оформлению.


4. Стимулирование самостоятельных действий. Более

тщательный контроль за их деятельностью, указание на

ошибки, систематическая проверка, исправление ошибок.


5. Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее

Существенным разделам материала, стремясь меньшим

числом упражнений, но поданных в определенной системе

достичь большего эффекта. Включать в содержание

самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок,

допущенных при ответах и письменных работах.


6. Инструктировать о порядке выполнения работы.


7. Стимулировать постановку вопросов к учителю при

затруднениях в самостоятельной заботе.


8. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно

развивать их самостоятельность.


9. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном

темпе и осуществлять контроль.

При

организации

самостоятельной

работы вне

класса.

  1. Выбор для групп учащихся наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.


  1. Более подробное объяснение последовательности выполнения заданий. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.


  1. Обеспечить для неуспевающих в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих наибольшие затруднения.


  1. Систематически давать домашнее задание по работе над ошибками.


  1. Четко инструктировать уч-ся о порядке выполнения домашней работы, понимать степень понимания этих инструкций слабоуспевающими учащимися.


  1. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учащихся.




ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ УЧЕНИКУ

ПОСЛЕ УРОКОВ


Для работы по программе используются пособия Ахременковой Л. А.

«К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык.» 5 - 9 классы, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, выпущенное издательством «Просвещение»

Книга рекомендована для работы с учащимися, имеющими пробелы в знаниях по русскому языку.

Нетрадиционная методика, показавшая высокую эффективность, а главное, доступность как для одаренных детей, так и для испытывающих определенные трудности в обучении, позволяет учащимся быстро усвоить и закрепить правила русской орфографии и пунктуации.



Тематическое планирование

5 класс

Занятие 1. Безударные гласные. Проверяемые согласные в корне слова . Состав слова


Занятие 2. Непроизносимые согласные в корне слова.

Непроверяемые гласные и согласные. Части речи. Имя существительное.


Занятие 3. Буквы и, у, а после шипящих. Склонение имён существительных.


Занятие 4. Мягкий знак в середине слов. Имя прилагательное. Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед союзами что, где, когда, а, но, да.


Занятие 5. О-Ё после шипящих в корне слова. Местоимения.


Занятие 6. Употребление ь на конце существительных после шипящих. Глагол.


Занятие 7. Краткие прилагательные с основой на шипящую. Учимся ставить знаки препинания. Запятые между однородными членами. Обобщающие слова


Занятие 8. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов.


Занятие 9. Буквы о—ё после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.


Занятие 10. Не с глаголами. Разбираем по членам предложения.

Главные и второстепенные члены предложения (подлежащее, сказуемое, дополнение, определение, обстоятельство).


Занятие 11.Учимся ставить знаки препинания.

Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными именем существительным.

Обращение. Запятые при слове пожалуйста.


Занятие 12. Чередование гласных а—о в корнях -лаг лож-,раст-ращ,-рос, клан-клон,-гар-гор


Занятие 13. Чередование гласных а—о в корнях -зар- зор-, -кас- кос-, -равн -роен-.

Учимся ставить знаки препинания.

Прямая речь. Сложное предложение.


Занятие 14. Мягкий знак в середине слов в сочетаниях зн, сн, нт, cm, зд.

Учимся ставить знаки препинания.

Запятые перед что, где, когда, который и между однородными членами. Обобщающие слова. Обращения.




Занятие 15. Непроизносимые согласные в корне слова.

Учимся ставить знаки препинания. Диалог.

Разбираем слова по составу. Спряжение глаголов.



Занятие 16. Существительные на -ия, -ие, -ий.

Склонение имён прилагательных.

Морфологический разбор имени существительного.

Морфологический разбор имени прилагательного.



Занятие 17. Буквы и—ы после ц.

Повторение. Основные правила орфографии.




6 класс



Занятие 1. Безударные гласные, непроизносимые и плохо слышимые согласные в корне.

Корень, окончание, основа, приставка, суффикс.

Правописание слов с двойными согласными, непроверяемыми гласными и согласными.

Имя существительное.


Занятие 2. Гласные после шипящих и ц. О—ё после шипящих и ц.

Учимся ставить знаки препинания. Однородные члены предложения.


Занятие 3. Разделительные твердый и мягкий знаки.

Мягкий знак на конце слов после шипящих.


Занятие 4. Корни с чередующимися гласными -лаг- — -лож-, -раст- — -ращ- — -рос-, -гар- — гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-. Корни с чередованием и—е (бир- — -бер-, -дир- дер- и др.). Корни с чередующимися гласными -кас- — -кос-, -равн- — -ровн-.


Занятие 5. Корни с чередующимися гласными -скак- — -скоч-, -мак- — -мок-(-моч-), -плав- — -плов- — -плыв-.

Чередование -я-(-а-) — -им-(-ин-) в корнях.

Учимся ставить знаки препинания. Запятые перед словами что, если, потому что, чтобы, где, когда, который, хотя, кроме, куда.


Занятие 6. Гласные и согласные в приставках. Приставки рас- — рос- (раз- — роз-).

Приставки при- — пре-. И—ы после приставок на согласную.



Занятие 7. Слова с корнями пол-, полу-.

Разбираем по членам предложения. Главные и второстепенные члены предложения.

Тире между подлежащим и сказуемым.


Занятие 8. Суффиксы -ушк-, -ышк- и др. Суффиксы -чик-, -щик- в словах, обозначающих профессии людей. . Суффиксы -ий-, -ец-. Суффиксы -ек-, -ик- или -чик-. Суффиксы -ищ-, -ещ-. Суффиксы -ин-к-, -енк- и -ен-к-.



Занятие 9. Учимся ставить знаки препинания. Обращение. Вводные слова. Прямая речь.

Не с именами существительными. Имя прилагательное. Одно и два н в именах прилагательных


Занятие 10. Имена прилагательные качественные, относительные, притяжательные

Суффиксы -к-, -ск- в именах прилагательных.

Степени сравнения имен прилагательных.


Занятие 11. Одно и два н в именах прилагательных.

Не с полными и краткими прилагательными. Сложные прилагательные.

Учимся ставить знаки препинания. Сложное предложение.

Занятие 12. Глагол. Наклонение глаголов.

Спряжение глаголов. Безударные окончания глаголов I и II спряжения.

Окончания глаголов повелительного наклонения

Занятие 13. Переходные и непереходные глаголы.

Суффиксы глаголов -ова-, -ева- и -ива-, -ыва- . Не с глаголами.

Безличные глаголы.


Занятие 14. Местоимение. Разряды местоимений.

Дефис в неопределенных местоимениях с частицами кое-, -либо, -то, -нибудь

Не и ни в отрицательных местоимениях. Наречие. Диалог.

Обобщаем и повторяем.



Занятие 15. Числительные количественные, порядковые.

Числительные простые, сложные, составные. Правописание числительных. Сложные слова с числительными. Правописание порядковых числительных.



Занятие 16. Чередование гласных в корнях -лаг- — -лож-, -рост- — -рощ -рос-, корни с чередованием е—и, -кас- — -кос-, -гар- — -гор-, -клан- — -клон-, -зар- — -зор-, -равн- — -роен-, -скач- — -скоч-, -мак- — -мок- (моч), -плав- — -плов- — -плыв-.


Занятие 17. Правописание не со всеми частями речи. Не или ни в отрицательных местоимениях. Состав слова. Части речи. Члены предложения.

Найдите «ошибки» в тексте «Детство Темы».




7 класс


Занятие 1. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова.

Непроизносимые и плохо слышимые согласные. Двойные согласные.


Занятие 2. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Чередование гласных в корне слова. Чередование согласных в корне слова. Гласные и, а, у после шипящих и ц. о-ё после шипящих.


Занятие 3. Приставки на с-з, приставки раз-(рас-) — -роз-(рос-), приставки при- — пре-. Гласные ы-и после приставок.

Учимся ставить знаки препинания . Запятая перед а, но, да, что, чтобы, потому что, если, где, когда, который, кроме, хотя, куда.


Занятие 4. Окончания имен существительных (на -ия, -мя, -ие, -ий, прилагательных, числительных)

Занятие 5. Окончания глаголов (спряжение). Суффиксы глаголов. Учимся ставить знаки препинания. Тире между подлежащим и сказуемым. Простые предложения в составе сложного.

Занятие 6. Твердый знак после приставок и в сложных словах. Мягкий знак в середине слова и на конце слов после шипящих. Учимся ставить знаки препинания . Однородные члены. Обобщающие слова.


Занятие 7. Одно и два н в существительных, полных и кратких прилагательных.


Занятие 8. Не с глаголами, существительными, прилагательными, местоимениями.

Не и ни для передачи отрицания. Не и ни для усиления утверждения.


Занятие 9. Дефис в сложных словах и в словах с корнем пол-. Соединительные гласные в сложных словах. Учимся ставить знаки препинания . Обращение. Вводные слова. Прямая речь. Диалог.


Занятие 10. Причастие. Окончания причастий. Причастный оборот.

Действительное и страдательное причастия настоящего и прошедшего времени.


Занятие 11. Н в кратких причастиях. Отличие кратких причастий от кратких прилагательных.

Одно и два н в причастиях и отглагольных прилагательных. Не с полными и краткими причастиями. Учимся ставить знаки препинания . Обособление причастных оборотов.


Занятие 12. Деепричастие совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот.

Не с деепричастиями. Учимся ставить знаки препинания . Обособление деепричастий и деепричастных оборотов.


Занятие 13. Наречие. О и е на конце наречий после шипящих. Отличие наречий от кратких прилагательных.Наречия с приставками из-, до-, с- и в-, на-, за-. Не и ни в отрицательных наречиях. Не с наречиями на –о.


Занятие 14. Дефис в наречиях на -ому (ему), -цки, -ски, -ьи; в наречиях с частицами кое-, -либо, то, -нибудь; в сложных наречиях; в наречиях, образованных от числительных. Мягкий знак на конце наречий после шипящих.


Занятие 15. Предлог. Дефис в предлогах. Производные предлоги.

Отличие производных предлогов от существительных с предлогами.


Занятие 16. Союз. Союзы сочинительные и подчинительные. Союзы чтобы, тоже, также. Союзы зато, итак, притом.

Учимся ставить знаки препинания . Повторение. Обособленные члены предложения.


Занятие 17. Частицы ли(лъ), бы(б), же(ж). Дефис в частицах кое-, -либо, -то, -нибудь, -ка, -тка, де-, -с. Междометие. Утвердительные и отрицательные слова да, нет . Повторение и обобщение.


Используемая литература

Ахременкова Л. А. «К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык.» 5 - 9 классы, пособие для учащихся общеобразовательных учреждений, выпущенное издательством «Просвещение»


  1. Бабайцева В. В., Чеснокова Л. Д. Русский язык: Теория.Учебник для 5 — 9 классов. М. 1992 и сл.

  2. Шмелев А.Д.,Флоренская Э.А. ,Савчук Л.О. Русский язык: Учебник для Учащихся 5-7 классов.-М.: Вентана-Граф,2014.-400 с.

  3. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык: Справочник для учащихся. Под ред. Н. М. Шанского. М. 1984 и сл.

  4. Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Часть 1. Пособие для подготовки к аттестации за курс основной школы. Краснодар. 2008.

  5. Гриценко Р. М. Разноаспектный анализ текста. Часть 2. Пособие для подготовки к ЕГЭ по рус-скому языку. Краснодар. 2008.

  6. Гриценко Р. М., Николаевская Е. Л. Готовимся к ЕГЭ. Русский язык: Задания. Модели выполне-ния. Рекомендации. Краснодар. 2005, 2006.

  7. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В., Лекант П. П. Краткий справочник по современному русскому языку. /Под ред. П. П. Леканта. М. 1991.

  8. Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. М. 2005.

  1. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке (любое издание).

  2. Русский язык. Полный справочник школьника и абитуриента. / Сост.М. Е. Булаева. М. 2005.

  3. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Русский язык. 9 класс./ В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, А. О. Татур. М. 2007.

  4. Сенина Н. А. и др. Русский язык. 9 класс. Подготовка к аттестации. Ростов н/Д. 2008.

  5. Тимошенко Т. Е. Работа над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С. М. 2008.

  6. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5 — 9 классы. М. 2002.





Приложение



Памятка учителю в работе со слабоуспевающими учащимися

  1. Верь в способности любого ученика и старайся передать эту веру ему. Радуйся каждому шагу вперёд своего воспитанника.

  2. Помни что для слабоуспевающих необходим период вживания в материал. Не торопи его. Научись ждать успеха ученика.

  3. Начав работать со слабыми на их уровне, помни, что через короткое время их группа расколется. В свою очередь, на способных, средних и слабых. Способные быстрее воспринимают, начинают быстро прогрессировать в учении, средние тянутся к способным. Слабым нужна постоянная помощь.

  4. Многократное повторение основного материала- один из приемов работы со слабыми учащимися. Нужно понимать, что нет отдельного урока. Каждый урок- это продолжение предыдущих, он вносит свою лепту в изучаемую тему. Если учитель на тему, состоящую из 15-20 уроков, отобрал главные вопросы, то при ежедневном повторении к последним урокам все учащиеся их усвоят.

  5. Не нужно гнать за обилием излагаемого материала. Умейте выбирать главное, изложить его, повторить и закрепить.

  6. Не следует понимать примитивно работу со слабоуспевающими. Дело не только в знаниях. При обучении таких учеников идет постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению, формирование общеучебных умений и навыков. Методика работы со слабоуспевающими будет меняться по мере развития учащихся.

  7. Общение – главная составляющая любой методики, не наладив общения со слабыми, не получить результатов обучения.

  8. Научись управлять классом. При изложении материала все должны слушать, не писать. Изложил часть материала, закрепи его, дал записать и приступай к следующей дозе материала. Деятельность учащихся на уроке должна быть разнообразной, например, 3-4 минуты ученики внимательно слушают материал; 2-3 – закрепляют, проговаривая главное; 3-4 – переписывают с доски и т. п. Все это дополняется демонстрациями, самостоятельной работой и т.п.

  9. Научись привлекать сильных учащихся к обучению слабых. При этом выигрывают все стороны: сильные закрепляют знания, слабые учатся, а учитель получает доступ к наиболее слабым. Самым неэффективным является момент, когда у доски работает один учащийся. Научись строить процесс обучения путем сочетания фронтальной организации класса с индивидуальной помощью каждому.

  10. У слабоуспевающих плохо развито абстрактное мышление, лучше – нагляднообращеное. Ищи образ в изучаемом материале. Привлекай к изложению такие занимательные средства, которые воздействовали бы на эмоции, чувства, интерес к учению (музыке, поэзию, живопись, слайды, образный показ).

  11. Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.

  12. Организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору.

  13. На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.

  14. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

  15. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

  16. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

  17. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.

  18. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

  19. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

  20. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки.



Кроме этих основных правил существуют ещё и некоторые другие, а именно: не ставь оценку ученику, пока не научишь его. Помни, что есть ученики (их немного), которые не всё могут освоить. Не убивай оценками в них человека.