Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №_1_ от «30» августа 2016г. | | Утверждено: приказ № 1-258 от «31» августа 2016г. Директор школы ___________(В.В. Милонов) |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Учимся решать задачи»
для 1-4 классов
Составитель:
Ермоленко Е .А,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
Личностные результаты:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Сопоставлять полученный (промежуточный,итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
2 класс
Личностными результатами изучения курса во 2 классе является формирование следующих умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве;
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД :
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
проговаривать последовательность действий.
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
учиться работать по предложенному учителем плану.
учится отличать верно выполненное задание от неверного.
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
делать предварительный отбор источников информации.
добывать новые знания: находить ответы на вопросы.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей; находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей.
Коммуникативные УУД:
донести свою позицию до других.
слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам.
сравнивать между собой предметы и явления
выделять существенные признаки предметов
обобщать, делать несложные выводы
классифицировать явления и предметы
определять последовательность событий
судить о противоположных явлениях
давать определения тем или иным понятиям
3 класс
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Сопоставлять полученный (промежуточный,итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Содержание: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.
4 класс
Личностными результатами изучения курса «Учусь решать задачи» является формирование следующих умений:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
- учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи;
- готовность целенаправленно использовать математические знания, умения и навыки в учебной деятельности и в повседневной жизни;
- способность осознавать и оценивать свои мысли, действия и выражать их в речи, соотносить результат действия с поставленной целью;
- способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
У ученика могут быть сформированы:
- внутренней позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
- устойчивого познавательного интереса к новым общим способам решения задач
- адекватного понимания причин успешности или неуспешности учебной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Учусь решать задачи» является формирование следующих учебных действий.
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- принимать и сохранять учебную задачу и активно включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
– осознавать познавательную задачу, целенаправленно слушать (учителя, одноклассников), решая её;
– находить в тексте необходимые сведения, факты и другую информацию, представленную в явном виде;
– самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач;
– ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
– обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
– осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
– устанавливать аналогии;
– владеть общим приёмом решения задач;
– применять разные способы фиксации информации (словесный, схематичный и др.), использовать эти способы в процессе решения учебных задач;
– понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; переводить её в словесную форму.
Все выпускники получат возможность научиться:
– осуществлять поиск необходимой информации в дополнительных доступных источниках (справочниках, учебно-познавательных книгах и др.);
– создавать модели и схемы для решения задач и преобразовывать их;
– делать небольшие выписки из прочитанного для практического использования;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
– осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
– проводить сравнение и классификацию математического материала, самостоятельно выбирая основания для этих логических операций.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
- участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и т. д.);
- выражать в речи свои мысли и действия;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер видит и знает, а что нет;
- задавать вопросы;
- осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения.
- использовать речь для регуляции своего действия.
Ученик получит возможность научиться:
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своего действия;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в совместной деятельности;
- начинать диалог, беседу, завершать их, соблюдая правила вежливости;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- инициировать совместную деятельность, распределять роли, договариваться с партнёрами о способах решения возникающих проблем;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.
Предметными результатами изучения курса «Учусь решать задачи» является формирование следующих умений:
– анализировать задачу, устанавливать зависимостьмежду величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи; определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбордействий;
– решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в 2–4 действия);
– оценивать правильность хода решения и реальностьответа на вопрос задачи;
– решать задачи на нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина, треть, четверть, пятая, десятая части);
– решать задачи в 3–4 действия;
– находить разные способы решения задач;
– совершенствовать умения решения задач на нахождение площади, периметра прямоугольника; на увеличение\уменьшение единиц в несколько раз; на разностное сравнение; на нахождение цены, количества, стоимости;
- умение записывать условие задачи в виде таблицы;
- умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.
- представлять условие задачи в виде рисунка, модели, схемы, таблицы, математической записи;
- умение сопоставлять схему с условием задачи, выражением;
- выбирать наиболее удобный способ для записи условия и обосновывать его;
- осуществлять переход от одной формы представления к другой;
- по условию подбирать, составлять вопросы;
- составлять задачи по определённой теме;
- разбивать текст задачи на смысловые части и анализировать каждую часть;
- составлять задания по решённой задаче.
2.Содержание курса внеурочной деятельности
1 класс (33 часа)
Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающего такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Решение поставленной задачи предполагается осуществить через формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих способность учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию.
Плодотворным материалом для развития универсальных учебных действий в курсе математики начальных классах являются текстовые задачи. Традиционно к ним относят задачи, которые требуют выбора арифметических действий и выполнения вычислений для ответа на поставленный в задаче вопрос. Однако новая парадигма начального образования, направленная на социальное, познавательное, коммуникативное и информационное развитие младших школьников не только требует овладения общим умением решать арифметические задачи, но и значительно расширяет содержание самого понятия «текстовая задача». Анализ современных учебников по математике для начальных классов позволяет констатировать, что наряду с арифметическими (текстовыми) задачами в них включены логические, комбинаторные, геометрические, ситуационные задачи, требующие от ученика умения интегрировать знания не только из различных разделов начального курса математики, но и из различных учебных предметов.
При анализе ситуаций, описанных в логических задачах, младшие школьники овладевают умением искать и выделять необходимую информацию, приобретают опыт смыслового чтения и анализа объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков. На этапе поиска решения развиваются такие универсальные учебные действия как установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности. Последнее особенно актуально, так как во многих логических задачах разработка способа действия, плана или алгоритма решения является основной целью. Этот аспект важен и для включения информационного направления в начальный курс математики. Именно через решение логических задач в начальном курсе математики можно естественным образом формировать элементы информационной культуры: познакомить учащихся со способами обработки информации и наглядными формами её представления в виде таблиц, графов, схем, блок-схем и других моделей.
У младших школьников решение логических задач вызывает большой интерес, но большинство учителей начальных классов и даже учителей математики испытывают трудности, которые связаны с организацией деятельности учащихся в процессе решения логических задач. При этом многие учителя убеждены в том, что логические задачи доступны лишь «развитым», «способным» к математике детям, так как именно эти задачи включаются в олимпиады, а в учебниках они обычно отмечены « звёздочкой» или помещаются под рубрикой «для смекалистых».
Действительно, разработка методики обучения решению логических задач дело непростое, так как многие из них являются эвристическими, то есть имеют уникальный способ решения, не типичный для других задач. Однако ориентация на общий способ деятельности и вооружение учащихся (и учителя тоже) различными способами моделирования процесса решения логических задач позволяет решить проблему и использовать логические задачи для формирования универсальных способов действий: личностных, познавательных, рефлексивных в процессе обучения математике.
Анализ опыта обучения решению логических задач младших школьников позволил выделить следующие наиболее универсальные модели процесса рассуждений:
таблицы;
граф-схемы;
блок-схемы.
Цель данного пособия заключается в помощи учителю начальных классов по организации деятельности учащихся при работе с тетрадью «Учимся решать логические задачи» (1-2 классы). С этой целью процесс решения каждой логической задачи разбивается на систему дополнительных заданий, посильных младшим школьникам и направленных на знакомство с различными способами решения логических задач и оформлением процесса рассуждений. Выполняя предлагаемые задания, ребёнок не только имеет возможность самостоятельно решить логические задачи, но и научиться обобщённым, универсальным способам их решения.
Под логическими обычно понимают такие задачи, которые решаются преимущественно на основе рассуждений. Поэтому для того, чтобы научить детей решать логические задачи, необходимо научить школьников рассуждать. Умения рассуждать основано на знании и умении оперировать логическими операциями и правилами рассуждений (построения умозаключений).
Подобранные в тетради задачи знакомят младших школьников с основным способом решения логических задач – методом рассуждений, который состоит в построении цепочки обоснованных последовательных умозаключений, а также с наглядными способами представления (моделирования) процесса рассуждений:
В пособии имеются логические задачи, знакомящие младших школьников с исследовательским методом решения, основанном на выдвижении и проверке всевозможных гипотез.
Организуя деятельность учащихся по решению логических задач из тетради «Учимся решать логические задачи. 1-2 классы», учитель может воспользоваться примерным планированием внеурочных занятий.
-
| «Истина». «Ложь». |
2 | Знакомство с таблицей. |
3 | Построение истинных высказываний. |
4 | Работа с графической моделью. |
5 | Работа с схематической моделью |
6 | Решение логических задач табличным способом. |
7 | Работа с ложными высказываниями. |
8 | Работа с ложными высказываниями. |
9 | Отрицание высказывания. |
10 | Моделирование как способ решения логических задач. |
11 | Установление истинности /ложности высказываний. |
12 | Решение логических задач методом исключения |
13 | Работа с текстовой и графической информацией. |
14 | Построение цепочки умозаключений. |
15 | Построение цепочки умозаключений. |
16 | Графическая и табличная интерпретация текста |
17 | Выдвижение гипотез. |
18 | Построение умозаключений |
19 | Самостоятельная работа |
20 | Построение цепочки рассуждений |
21 | Построение цепочки рассуждений |
22 | Планирование действий. Наглядное представление процессов. |
23 | Составление линейного алгоритма |
24 | Решение логических задач исследовательским методом. |
25 | Решение логических задач различными способами. |
26 | Решение логических задач на пространственные отношения |
27 | Решение логических задач через выдвижение гипотез. |
28 | Наглядное представление текстовых данных. |
29 | Наглядное представление текстовых данных. |
30 | Нахождение логических ошибок в рассуждениях. |
31 | Нахождение логических ошибок в рассуждениях. |
32 | Составление логических задач |
33 | Составление логических задач |
2 класс (34 часа)
| Темы | Характеристика деятельности обучающихся |
1 2 3-4 5-6 7 8 9 10 11-12 13 14- 15 16 17 18- 19 20 21 22 23 24- 25 26 27- 28 29 30 31- 32 33 34 | «Истина». «Ложь». Знакомство с таблицей. Построение истинных высказываний. Работа с графической моделью. Работа со схематической моделью. Решение логических задач табличным способом. Работа с ложными высказываниями. Отрицание высказывания. Моделирование как способ решения логических задач. Установление истинности/ложности высказываний. Решение логических задач методом исключения. Работа с текстовой и графической информацией. Построение цепочки умозаключений. Графическая и табличная интерпретация текста Выдвижение гипотез. Построение умозаключений Самостоятельная работа Построение цепочки рассуждений Планирование действий. Наглядное представление процессов. Составление линейного алгоритма. Решение логических задач исследовательским методом. Решение логических задач различными способами. Решение логических задач на пространственные отношения Решение логических задач через выдвижение гипотез. Наглядное представление текстовых данных. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. | Знать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый» «только»; приемы сравнения; отличия характерных признаков от существенных; отличия существенных признаков от несущественных; правила классификации; приемы классификации. Уметь различать смысл слов «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»; узнавать предмет по заданным признакам; сравнивать между собой объекты, выделяя их признаки и свойства; выявлять изменения, происходящие с объектами и устанавливать зависимости между ними; выделять характерные признаки для упорядочивания объектов; выделять существенные признаки предметов; использовать простейшие предметные, знаковые, графические модели и преобразовывать их в соответствии с содержанием задания (задачи); аргументировать свою точку зрения; на примере конкретных выражений делать обобщение, вывод; делить объекты на классы по заданному основанию; выбирать основание для классификации; знания с уроков логики применять и на других предметах; решать логических задач различными способами: сопоставление данных, с помощью схем и таблиц, с помощью графов, перебор возможных вариантов. |
3 класс (68 часов)
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического факультатива должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы факультатива, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Содержание программы:
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приемы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
5-6.Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
Учимся отгадывать ребусы.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
11-12. Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши.
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных»
Решение нестандартных задач.
Решение олимпиадных задач.
Решение задач международной игры «Кенгуру»
Математические горки.
Наглядная алгебра.
Решение логических задач.
Игра «У кого какая цифра»
Знакомьтесь: Архимед!
Задачи с многовариантными решениями.
Знакомьтесь: Пифагор!
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
Задачи с многовариантными решениями.
Математический КВН
Математика – царица наук.
Как люди научились считать.
Интересные приемы устного счёта.
Решение занимательных задач в стихах.
Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
Учимся отгадывать ребусы.
Числа-великаны. Коллективный счёт.
42-43.Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
44.Решение ребусов и логических задач.
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
Загадки- смекалки.
Игра «Знай свой разряд».
Обратные задачи.
Практикум «Подумай и реши.
Задачи с изменением вопроса.
Проектная деятельность «Газета любознательных»
49-50. Решение нестандартных задач.
51-52. Решение олимпиадных задач.
Решение задач международной игры «Кенгуру»
Математические горки.
Наглядная алгебра.
56-57.Решение логических задач.
Игра «У кого какая цифра»
Знакомьтесь: Архимед!
60-61. Задачи с многовариантными решениями.
Знакомьтесь: Пифагор!
63-64.Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
65-66.Задачи с многовариантными решениями.
67-68. Математический КВН
4 класс (34 часа)
В начальном курсе математики особое место отводится простым (опорным) задачам. Умение решать такие задачи − фундамент, на котором строится работа с более сложными задачами.
В ходе решения опорных задач учащиеся усваивают смысл арифметических действий, связь между компонентами и результатами действий, зависимость между величинами и другие вопросы.
Работа с текстовыми задачами является очень важным и вместе с тем весьма трудным для детей разделом математического образования. Процесс решения задачи является многоэтапным: он включает в себя перевод словесного, текста на язык математики (построение математической модели), математическое решение, а затем анализ полученных результатов. Работе с текстовыми задачами следует уделить достаточно много времени, обращая внимание детей на поиск и сравнение различных способов решения задачи, построение математических моделей, грамотность изложения собственных рассуждений при решении задач.
Учащихся следует знакомить с различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим и практическим; с различными видами математических моделей, лежащих в основе каждого метода; а также с различными способами решения в рамках выбранного метода.
Решение текстовых задач даёт богатый материал для развития и воспитания учащихся.
Краткие записи условий текстовых задач – примеры моделей, используемых в начальном курсе математики. Метод математического моделирования позволяет научить школьников:
а) анализу (на этапе восприятия задачи и выбора пути реализации решения);
б) установлению взаимосвязей между объектами задачи, построению наиболее целесообразной схемы решения;
в) интерпретации полученного решения для исходной задачи;
г) составлению задач по готовым моделям и др.
Понятие «текстовая задача». Структура задачи.
Понятие «текстовая задача», определение и математические средства и методы ее решения. Основные особенности текстовых задач. Модели задач и ее структура (условие задачи; вопрос). Ответ на вопрос: «Что значит решить задачу».
Классификация задач.
Группы задач по выбранному основанию: по числу действий, которые необходимо выполнить для решения задачи; по соответствию числа данных и искомых; по фабуле задачи, по способам решения и др. Простые и составные задачи.
Этапы решения задачи и приемы их выполнения.
Анализ содержания задачи. Поиск пути решения задачи и составление плана ее решения. Осуществление плана решения задачи. Проверка решения задачи.
Знакомство с приемами решения задачи: представление той жизненной ситуации, которая описана в задаче; постановка специальных вопросов и поиск ответов на них; «переформулирование » задачи; моделирование ситуации, описанной в задаче, с помощью реальных предметов, предметных или графических моделей и др.
Моделирование в процессе решения текстовых задач.
Определение модели и процесса моделирования. Что значит математическая модель.
Применение арифметического способа к решению задач разного типа. Оформление решения по действиям с пояснениями.
Математическая модель задачи с одним неизвестным. Основные операции, которые производятся при составлении уравнения с одним неизвестным по условию задачи.
Моделирование, приёмы, этапы решения задач на сложение и вычитание многозначных чисел.
Моделирование, приёмы, этапы решения задач на умножение и деление многозначных чисел.
Моделирование, приёмы, этапы решения задач на нахождение неизвестного по двум разностям.
Моделирование, приёмы, этапы решения задач на приведение к единице и пропорциональное деление.
Задачи на движение
Знакомство с разнообразными видами задач на движение. Работа с формулой s = vt. Построение вспомогательной графической модели задачи. Простые задачи на движение. Задачи на движение в одном направлении и в обратном направлении. Задачи на встречное движение. Задачи на противоположное движение. Задачи на движение вдогонку. Задачи на движение с отставанием. Работа с формулами, рисунками, таблицами с краткой записью задачи.
Задачи на определение цены, количества, стоимости.
Задачи на нахождение площади, периметра, объёма.
Работа с формулами S = a * b, P = (a + b)*2, V = a*b*c
Задачи с дробями
Задачи на нахождение доли по числу. Задачи на нахождение числа по его доле.
Содержание |
№ | Содержание компонента приёма |
1-3 | Текстовые задачи . Решение логических задач. |
4 | Задачи на нахождение доли по числу |
5 | Задачи на нахождение числа по его доле |
6-7 | Задачи на нахождение доли по числу и числа по его доле |
8-10 | Задачи на нахождения площади и периметра |
11-14 | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям |
15-17 | Задачи на пропорциональное деление |
18-19 | Задачи разных видов Решение олимпиадных задач |
20-22 | Задачи на определение цены, количества, стоимости Решение олимпиадных задач |
23-27 | Задачи на движение |
28-30 | Решение задач при помощи уравнений Решение олимпиадных задач |
31-32 | Задачи на нахождение площади и периметра |
33-34 | Проверь себя. Мои достижения |
Приложение№1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова»
города Рыльска Курской области.
Принято на заседании педагогического совета протокол №1 от «31» августа 2017г. | | Утверждено: приказ №1-118 от «31» августа2017г. Директор школы ___________(В.В. Милонов) |
Календарно-тематическое
планирование
внеурочной деятельности
«Учимся решать задачи»
для 4 класса
Составитель:
Ермоленко Е.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2017-2018 учебный год
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол. Час. | Дата | Планируемые результаты занятия |
План. | Факт. |
| Формируемые умения/ личностные качества (планируемые результаты обучения) | | | | Личностные 1.Развитие морально - этических качеств личности, адекватных полноценной математической деятельности. 2.Осознание личностного смысла учения и интерес к изучению математики. 3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке своих действий и волевая саморегуляция. 4.Спокойное отношение к ошибке как к рабочей ситуации, вера в свои силы. |
-
| «Истина». «Ложь». | 1 | | | Учатся анализировать тексты. Знакомятся с понятиями: «ложно», «истинно», «верно», «неверно. |
2 | Знакомство с таблицей. | 1 | | | Учатся строить истинные высказывания, делать выводы, учиться оценивать истинность и ложность высказываний. Знакомятся с табличным способом решения логических задач. |
3 | Построение истинных высказываний. | 1 | | | Учатся строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру |
4 | Работа с графической моделью. | 1 | | | Учатся соотносить текстовое описание с картинкой, устанавливают соответствия между текстом и иллюстрацией. Формируют умение иллюстрировать текстовые описания |
5 | Работа с схематической моделью | 1 | | | Знакомятся с графической моделью. Учатся соотносить текстовые описания и графические модели, устанавливать соответствие между текстом и схемой. |
6 | Решение логических задач табличным способом. | 1 | | | 10 Учатся табличному способу решения логических задач. Учится устанавливать соответствие между элементами множеств по логическому условию. Формируют умение оценивать истинность и ложность высказываний по заданным условиям. |
7 | Работа с ложными высказываниями. | 1 | | | Знакомятся с операцией отрицания. Обучаются построению отрицаний высказываний, выводов. Учатся на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний. |
8 | Работа с ложными высказываниями. | 1 | | | Знакомятся с операцией отрицания. Обучаются построению отрицаний высказываний, выводов. Учатся на основе установления соответствий между картинкой и текстовым описанием оценивать истинность высказываний. |
9 | Отрицание высказывания. | 1 | | | Обучаются решению логических задач табличным способом. Формируют умения делать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. |
10 | Моделирование как способ решения логических задач. | 1 | | | Учатся построению графической модели по текстовому условию логической задачи. Знакомятся с графическим способом решения логических задач. |
11 | Установление истинности /ложности высказываний. | 1 | | | Учатся оценивать истинность высказываний по графическому условию. Формируют умения достраивать графические модели по логическому условию. |
12 | Решение логических задач методом исключения | 1 | | | Формирование умения решать логические задачи табличным способом на основе построения отрицаний |
13 | Работа с текстовой и графической информацией. | 1 | | | Формируют умения устанавливать соответствие между текстом и графическими схемами. Продолжают формировать умения построения истинных высказываний. |
14 | Построение цепочки умозаключений. | 1 | | | Учатся строить умозаключения по предложенной схеме, делают выводы из данных условий, проверяют правильность решения логической задачи табличным способом. |
15 | Построение цепочки умозаключений. | 1 | | | Учатся строить умозаключения по предложенной схеме, делают выводы из данных условий, проверяют правильность решения логической задачи табличным способом. |
16 | Графическая и табличная интерпретация текста | 1 | | | Знакомятся с графическим и табличным способами представления информации. Учатся делать выводы по табличным данным. Учатся оценивать истинность высказываний и их отрицаний. |
17 | Выдвижение гипотез. | 1 | | | Формируют умения решать логические задачи способом выдвижения и оценки всевозможных гипотез. |
18 | Построение умозаключений | 1 | | | Формируют умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учатся анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. |
19 | Самостоятельная работа | 1 | | | Самостоятельно решают логические задачи |
20 | Построение цепочки рассуждений | 1 | | | Отработка умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализируют высказывания со связкой «если…, то…». Делают правильные выводы. |
21 | Построение цепочки рассуждений | 1 | | | Отработка умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений, анализируют высказывания со связкой «если…, то…». Делают правильные выводы. |
22 | Планирование действий. Наглядное представление процессов. | 1 | | | Знакомятся с логическими задачами на перевозки и табличной формой записи решения задач. Учатся строить модель процесса перевозки. |
23 | Составление линейного алгоритма | 1 | | | Формируют умения решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формируют умения решать логические задачи на основе построения отрицаний. |
24 | Решение логических задач исследовательским методом. | 1 | | | Знакомятся с понятием «гипотеза». Учатся выдвигать и проверять гипотезы. Знакомятся со способом решения логических задач на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез. |
25 | Решение логических задач различными способами. | 1 | | | Формируют умения решать логические задачи способом построения цепочки умозаключений и табличным способом. |
26 | Решение логических задач на пространственные отношения | 1 | | | Учатся решать логические задачи на пространственные отношения между предметами табличным и графическим способами. Формируют умения оценивать истинность высказываний на основе построения умозаключений из условий. |
27 | Решение логических задач через выдвижение гипотез. | 1 | | | Формируют умения решать логические задачи на основе выдвижения и анализа всевозможных гипотез |
28 | Наглядное представление текстовых данных. | 1 | | | Формируют умения соотносить графические модели с текстовым условием, учатся решать логические задачи графическим способом. Учатся построению умозаключений. |
29 | Наглядное представление текстовых данных. | 1 | | | Формируют умения соотносить графические модели с текстовым условием, учатся решать логические задачи графическим способом. Учатся построению умозаключений. |
30 | Нахождение логических ошибок в рассуждениях. | 1 | | | Учатся находить ошибки в рассуждениях |
31 | Нахождение логических ошибок в рассуждениях. | 1 | | | Учатся находить ошибки в рассуждениях |
32 | Составление логических задач | 1 | | | Учатся составлять логические задачи. |
33 | Составление логических задач | 1 | | | Учатся составлять логические задачи. |
Итого: | 33 часа |
2 класс
№ | Тема и цель занятия | Кол-во часов | Дата | Основные виды деятельности обучающихся |
| |
1 | «Истина». «Ложь». . | 1 | | | Формируют умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учатся анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. |
2 | Построение истинных высказываний. | 1 | | | Формируют умения решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формируют умения решать логические задачи на основе построения отрицаний. |
3 | Работа с графической моделью. | 1 | | | Работа со схематической моделью. |
4 | Решение логических задач табличным способом. | 1 | | | Учатся составлять логические задачи. |
5 | Работа с ложными высказываниями. | 2 | | | Формируют умения решать логические задачи на перевозки способом перебора и анализа всевозможных действий на каждом этапе; формируют умения решать логические задачи на основе построения отрицаний. |
6 | Отрицание высказывания. | 2 | | | Учатся в выдвижении гипотез. |
7 | Моделирование как способ решения логических задач. | 1 | | | Учатся моделировать решения логических задач. |
8 | Установление истинности/ложности высказываний. | 1 | | | Учатся находить ошибки в рассуждениях |
9 | Решение логических задач методом исключения. | 3 | | | Учатся решать логические задачи методом исключения. |
10 | Работа с текстовой и графической информацией. | 1 | | | Тренируются работать с текстовой и графической информацией. |
11 | Построение цепочки умозаключений. | 2 | | | Учатся в построении цепочки умозаключений. |
12 | Графическая и табличная интерпретация текста | 1 | | | Учатся в выдвижении гипотез. |
13 | Выдвижение гипотез. | 1 | | | Учатся в выдвижении гипотез. |
14 | Построение умозаключений. Самостоятельная работа | 1 | | | Учатся находить ошибки в рассуждениях |
15 | Построение цепочки рассуждений | 2 | | | Учатся моделировать решения логических задач. |
16 | Планирование действий. Наглядное представление процессов. | 1 | | | Учатся моделировать решения логических задач. |
17 | Составление линейного алгоритма. | 2 | | | Учатся составлять линейный алгоритм для решения логических задач. |
18 | Решение логических задач исследовательским методом. | 2 | | | Учатся решать логических задач исследовательским методом. |
19 | Решение логических задач различными способами. | 1 | | | Учатся составлять логические задачи. |
20 | Решение логических задач на пространственные отношения | 3 | | | Учатся составлять логические задачи. |
21 | Решение логических задач через выдвижение гипотез. | 2 | | | Учатся составлять логические задачи. |
22 | Наглядное представление текстовых данных. Нахождение логических ошибок в рассуждениях. | 1 | | | |
23 | Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | | | коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе |
Итого: | 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№ | Наименование тем курса | Виды деятельности обучающихся | Кол. часов | Дата |
План. | Факт. |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | решение теста -кроссворда | 1 | 05.09 | |
2-3 | Как люди научились считать. | Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 2 | 06.0912.09 | |
4-5 | Интересные приемы устного счёта. | Устный счёт | 2 | 13.0919.09 | |
6-7 | Решение занимательных задач в стихах. | Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | 2 | 20.0926.09 | |
8-10 | Упражнения с многозначными числами (класс млн.) | работа с алгоритмами | 3 | 27.09 03.1004.10 | |
11 | Учимся отгадывать ребусы. | составление математических ребусов | 1 | 10.10 | |
12-13 | Числа-великаны. Коллективный счёт. | решение теста -кроссворда | 2 | 11.1017.10 | |
14-15 | Упражнения с многозначными числами | работа с алгоритмом | 2 | 18.1024.10 | |
16 | Решение ребусов и логических задач. | самостоятельная работа | 1 | 25.10 | |
17-19 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | составление схем, диаграмм | 3 | 07.11 08.1114.11 | |
20-21 | Загадки- смекалки. | составление загадок, требующих математического решения | 2 | 15.1121.11 | |
22 | Игра «Знай свой разряд». | работа с таблицей разрядов | 1 | 22.11 | |
23-24 | Обратные задачи. | работа в группах «Найди пару» | 2 | 28.1129.11 | |
25-26 | Практикум «Подумай и реши». | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | 2 | 05.1206.12 | |
27-28 | Задачи с изменением вопроса. | инсценирования задач | 2 | 12.1213.12 | |
29 | «Газета любознательных». | проектная деятельность | 1 | 19.12 | |
30-31 | Решение нестандартных задач. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 2 | 20.1209.01 | |
32 | Решение олимпиадных задач. | решение заданий повышенной трудности | 1 | 10.01 | |
33-34 | Решение задач международной игры «Кенгуру» | решение заданий повышенной трудности | 2 | 16.01 17.01 | |
35 | Школьная олимпиада | решение заданий повышенной трудности | 1 | 23.01 | |
36 | Игра «Работа над ошибками» | работа над ошибками олимпиадных заданий | 1 | 24.01 | |
37-38 | Математические горки. | решение задач на преобразование неравенств | 2 | 30.01 31.01 |
|
39-40 | Наглядная алгебра. | работа в группах: инсценирование | 2 | 06.02 07.02 | |
41-42 | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | 2 | 13.02 14.02 | |
43 | Игра «У кого какая цифра» | творческая работа | 1 | 20.02 | |
44-45 | Знакомьтесь: Архимед! | работа с энциклопедиями и справочной литературой | 2 | 21.02 27.02 | |
46-47 | Задачи с многовариантными решениями. | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 2 | 28.02 06.03 | |
48-49 | Знакомьтесь: Пифагор! | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 2 | 07.0313.03 | |
50-52 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | 3 | 14.03 20.0321.03 | |
53-55 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | 3 | 03.04 04.04 10.04 | |
56-58 | Задачи с многовариантными решениями. | индивидуальная работа | 3 | 11.04 17.04 18.04 | |
59-60 | Математический КВН | работа в группах | 2 | 24.04 25.04 | |
61-62 | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | составление знаковых систем | 2 | 02.05 08.05 | |
63-65 | Задачи с многовариантными решениями. | Работа в парах по решению задач | 3 | 15.0516.05 22.05 | |
66 | Решение логических задач. | схематическое изображение задач | 1 | 23.05 | |
67-68 | Защита проектов по математике | | 2 | 29.05 30.05 | |
Итого: | 68 часа |
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Планируемые результаты занятия | Дата (1 группа) | Дата (2 группа) |
План. | Факт. | План. | Факт. |
1 2 3 | Текстовые задачи . Решение логических задач. | 1 1 1 | Понятие «текстовая задача», определение и математические средства и методы ее решения. Основные особенности текстовых задач. Модели задач и ее структура (условие задачи; вопрос). Ответ на вопрос: «Что значит решить задачу». Формируют умения решать логические задачи на основе построения цепочки умозаключений. Учатся анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 05.09 12.09 19.09 | | 07.09 14.09 21.09 | |
4 | Задачи на нахождение доли по числу | 1 | Классификация задач. Группы задач по выбранному основанию: по числу действий, которые необходимо выполнить для решения задачи; по соответствию числа данных и искомых; по фабуле задачи, по способам решения и др. Простые и составные задачи. составление схем, диаграмм | 26.09 | | 28.09 | |
5 | Задачи на нахождение числа по его доле | 1 | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 03.10 | | 05.10 | |
6 7 | Задачи на нахождение доли по числу и числа по его доле | 1 1 | Схематическое изображение задач | 10.10 17.10 | | 12.10 19.10 | |
8 9 10 | Задачи на нахождения площади и периметра | 1 1 1 | Решение задач на установление причинно-следственных отношений | 24.10 07.11 14.11 | | 26.10 09.11 16.11 | |
11 12 13 14 | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям | 1 1 1 1 | Работа в парах по решению задач | 21.11 28.11 05.12 12.12 | | 23.11 30.11 07.12 14.12 | |
15 16 17 | Задачи на пропорциональное деление | 1 1 1 | Составление знаковых схем | 19.12 26.12 16.01 | | 21.12 11.01 18.01 | |
18 19 | Задачи разных видов Решение олимпиадных задач | 1 1 | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 23.01 30.01 | | 25.01 01.02 | |
20 21 22 | Задачи на определение цены, количества, стоимости Решение олимпиадных задач | 1 1 1 | Учатся анализировать высказывания со связкой «если…, то…» и делать правильные выводы. | 06.02 13.02 20.02 | | 08.02 15.02 22.02 | |
23 24 25 26 27 | Задачи на движение | 1 1 1 1 1 | Схематическое изображение задач | 27.02 06.03 15.03 22.03 05.04 | | 01.03 13.03 20.03 03.04 10.03 | |
28 29 30 | Решение задач при помощи уравнений Решение олимпиадных задач | 1 1 1 | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 12.04 19.04 26.04 | | 17.04 24.04 03.05 | |
31 32 | Задачи на нахождение площади и периметра | 1 1 | Решение задач на установление причинно-следственных отношений | 08.05 15.05 | | 10.05 17.05 | |
33 34 | Проверь себя. Мои достижения | 1 1 | Индивидуальная работа, работа над ошибками олимпиадных заданий .проверка и контродь знаний | 22.05 29.05 | | 24.05 31.05 | |
Итого: | 68 часов |