СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" для 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности для 1 класса.Также календарно-тематическое планирование и КИМЫ.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Учись учиться" для 1 класса»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Рассмотрено

на МО учителей начальных классов

протокол №__________

от «__29__»___08________20 г.

Руководитель МО

_________________________

«Средняя общеобразовательная школа №35»

«Утверждаю»

директор МАОУ СОШ №35

________________________



Приказ №_________

от «____»___________20 г.

«Согласовано»

на МС школы

протокол №___________

от «_29___»_08____20 г.

Руководитель МС

_________________________









Рабочая программа по

внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления

«Учись учиться»

(наименование учебного предмета/курса)

1 класс__ ___________

(ступень образования/класс)_2020-2021 уч.год_____________

(срок реализации программы)

Составлена на основе ___программы Языкановой Е.В.

(наименование программы) Программу составила: Лобанова О.И.

(Ф.И.О. учителя составившего программу)

2020 г.

г. Улан-Уд

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Учись учиться» составлена в соответствии со следующими документами

1.Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015

2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 №1897

3. Закон Республики Бурятия от 13 декабря 2013 года №240-V

"Об образовании в Республики Бурятия"

4. Примерная ООП ООО

5 Программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы»;

6.Авторская программа «Учись учиться» Языкановой Е.В.

Главной задачей обучения детей является достижение оптимального общего психологического развития каждого ребенка. Система предполагает одновременное развитие всех составляющих психической сферы детей. Благодаря этому дидактические и методические принципы направлены на максимальную активизацию собственной познавательной деятельности детей. Эффективность учебного процесса в значительной мере определяется степенью сформированности различных сторон и особенностей познавательной деятельности школьников, и, прежде всего, их мышления.
Основными логическими приемами формирования понятий являются анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация, классификация. Мышление по правилам — логическое — лежит в основе решения математических, грамматических, физических и многих других видов задач, с которыми дети сталкиваются в школе. Вместе с тем верно и то, что сами эти задачи выступают условием развития такого мышления.
Практика показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по разным учебным предметам. Но даже если просто решать подряд каждый день три-четыре задачи, то и в этом случае время не будет потрачено зря, и усилия не пропадут даром, потому что приобретается самое главное в мыслительной деятельности — умение управлять собой в проблемных ситуациях.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам, складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить или обсудить, что-то с чем-то сопоставить и кого-то с кем-то рассудить.
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Учись учиться» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче.

Появление курса связано с тем, что:

  • в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;

  • анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;

  • конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.

Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.

Курс включает 135 занятий: одно занятие в неделю, 33-34 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Актуальность выбора определена следующими факторами:

на основе диагностических фактов у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

  • соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

  • содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:

  • определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

  • в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;

  • достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

  1. развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

  2. развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  3. развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

  4. формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

  5. развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

  6. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  7. формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.


Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Формы занятий:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.



Режим занятий:
Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут.

Виды деятельности: игровая, познавательная.

Система занятий по курсу позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления;

  • формирование и развитие общеучебных умений и навыков.


Развивающий аспект

  • создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения;

  • способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.


Воспитывающий аспект воспитание системы межличностных отношений;


Основные принципы распределения материала:

1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

2) принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне;

3) принцип «от простого - к «сложному»: задания постепенно усложняются;

4) увеличение объема материала;

5) наращивание темпа выполнения заданий;

6) смена разных видов деятельности.


Таким образом, достигается основная цель обучения - расши­рение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально­го развития.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих УУД:

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

  • Проговаривать последовательность действий.

  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

  • Учиться работать по предложенному учителем плану.

  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Читать и пересказывать текст.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе являются формирование следующих умений.

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

  • выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.


Контроль и оценка планируемых результатов.

В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель­ности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьни­ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой­стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор­мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со­циальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значе­ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной сре­де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в са­мостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру­гих, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязатель­но положительно к нему настроены, юный человек действи­тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко­торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик по Асмолову А.Г.(методики «Незавершённая сказка», «Оцени поступок», «Моральная дилемма», «Кто я?», уровни описания оценки познавательного интереса, сформированности целеполагания, развития контроля, оценки)


В 1 классе возможно достижение результатов первого уровня и частично второго.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

  • Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по программе стартовой диагностики УУД первоклассников Афанасьевой Н.А., Коптяевой О.Н., Малухиной Н.В. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

  • Текущий:

    • прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

    • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

    • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

    • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

  • Итоговый контроль в формах

  • тестирование;

  • практические работы;

  • творческие работы учащихся;

  • контрольные задания.

  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:


  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;


  • поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;


  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;


  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).


Также показателем эффективности занятий по данному курсу являются данные, которые учитель на протяжении года заносил в таблицы, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.



Содержание курса

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.









Тематическое планирование кружка «Учись учиться» 1 класс


№ п\п

Раздел, тема

Кол-во часов

Базовые знания

Планируемые результаты

Виды деятельности

Конт-роль



Основные предметные умения

УУД

1.

Введе-ние в программу


учащиеся научатся:

-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;

- увеличить скорость и гибкость мышления;

- выделять существенные признаки и закономерности предметов;

- сравнивать предметы, понятия;

- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;

- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;

- концентрировать, переключать своё внимание;

развивать свою память;

- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;

- уметь копировать, различать цвета, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;

- самостоятельно выполнить задания;

- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;

- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;
- находить несколько способов решения задач;

- работать в группе.

делать умозаключения из двух суждений, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность простых действий;

делить слова на слоги, находить однокоренные слова, решать задачи, раскодировать слова;

отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков, решать задачи на логику;

называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на смекалку;

точно выполнять действия под диктовку, работать с толковым словарём, работать с изографами, уникурсальными фигурами;

уметь подобрать фразеологизмы; измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия (сложение и/или вычитание);

заполнять магические квадраты размером 3×3;

находить число перестановок не более чем из трёх элементов.

описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

выделять существенные признаки предметов;

сравнивать между собой предметы, явления;обобщать, делать несложные выводы;

классифицировать явления, предметы;

определять последовательность событий;

судить о противоположных явлениях;

давать определения тем или иным понятиям;

определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

выявлять функциональные отношения между понятиями;

выявлять закономерности и проводить аналогии.



Личностные

• понятие о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

• правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;

• анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

• налаживать контакт с людьми

• правильно взаимодействовать с партнерами

• выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.


Метапредметные

Регулятивные УУД:

• овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

• учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

• строить речевое высказывание в устной форме

• концентрировать, переключать своё внимание

Познавательные УУД:

• уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

• выделять существенные признаки и закономерности предметов

• развить вербально-логическое мышление

•учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

•улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти

Коммуникативные УУД:

•учиться работать в паре и в группе

•выполнять различные роли

•слушать и понимать речь других ребят

•осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий.

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).



Осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Диагностика

2.

Развивающие занятия


30ч

Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями. Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слов Упражнения на развитие мышления (процессы синтеза)..

Упражнения на развитие вербально – смыслового анализа. Упражнения на развитие быстроты реакции. Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти. Упражнения на развитие мыслительной операции анализ через синтез.

Вставить слова по аналогии.

Восстановить слова из частей.

Развивать быстроту реакции.

Рисовать фигуру по образцу.

Находить лишнее слово.

Дописывать пословицу.

Нарисовать фигуру по образцу.

Соединить половинки слов.

Восстановить слова из частей.

Развивать быстроту реакции.

Рисовать фигуру по образцу.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-следственные связи.

Рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации.

Выделять существенные признаки и закономерности предметов.

Нарисовать фигуру по образцу.

Логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации.

Работать по образцу. Решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.

Находить пару.

Находить общее название.

Нарисовать фигуру по образцу.

Находить лишнее слово

Концентрировать, переключать своё внимание.

Развивать свою память.

Нарисовать фигуру по образцу.


Находить общее название.

Восстановить слова.

Определять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем логических задач.


3.

Подведение итогов

Итоговая диагностика и тестирование Выставка-конкурс «Лучшая книга»..



.Учиться работать по предложенному учителем плану.


Итого-вая диагностика



Содержание программы

Раздел 1. Введение в программу

Занятие 1.1 Вводное занятие.

Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

Занятие 1.2 Вводное занятие.

Начальная диагностика и тестирование.

Раздел 2. Развивающие занятия.

Занятие 2.1 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Допиши по аналогии», «Раздели на группы», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.2 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

«Найди слово в слове», «Шифровальщик», «Повтори фигуру».

Занятие 2.3 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Вставь слово», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.4 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови порядок», «Нарисуй по точкам», «Найди слова».

Занятие 2.5 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Соедини половинки слов», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.6 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Замени одним словом», «Найди лишнее слово», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.7 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Замени одним словом», «Найди общее название», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.8 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Восстанови слова», «Выбери правильный ответ», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.9 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Подчеркни «наоборот», «Вставь числа», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.10 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Найди общее название», «Шифровальщик», «Нарисуй по точкам».

Занятие 2.11 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Найди лишнее слово», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.12 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «»Допиши «наоборот», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.13 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Найди лишнее слово», «Восстанови слова», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.14 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Продолжи ряд слов», «Соедини половинки слов», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.15 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.16 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Допиши «наоборот», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.17 Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

«Выбери правильный ответ», «Найди слово в слове», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.18 Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

«Найди слова», «Найди лишнее слово», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.19 Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

«Выбери правильный ответ», «Найди общее название», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.20 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Вставь по аналогии», «Допиши по аналогии», «Нарисуй такую же фигуру».

Занятие 2.21 Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

«Найди лишнее слово», «Раздели на группы», «Раскрась картинку».

Занятие 2.22 Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

«Тренируй внимание», «Соедини половинки слов», «Раскрась картинку».

Занятие 2.23 Упражнения на развитие внимания.

«Тренируй внимание», «Найди пару», «Раскрась картинку».

Занятие 2.24 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Подчеркни «наоборот», «Найди слова», «Раскрась картинку».

Занятие 2.25 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Преврати одни слова в другие», «Составь слова», «Раскрась картинку».

Занятие 2.26 Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

«Выбери правильный ответ», «Найди слова», «Раскрась картинку».

Занятие 2.27 Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

«Собери слова», «Шифровальщик», «Раскрась картинку».

Занятие 2.28 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «Соедини выражения», «Раскрась картинку».

Занятие 2.29 Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

«Допиши по аналогии», «Вставь числа», «Раскрась картинку».

Занятие 2.30 Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

«Найди пару», «Найди слова», «Раскрась картинку».

Раздел 3. Подведение итогов.

Занятие 3.1 Итоговая диагностика и тестирование.

Занятие 3.2. Выставка-конкурс «Лучшая книга».


Список литературы

1. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. 1 класс: Рабочая тетрадь. М.: Росмэн, 2002.

2. Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

3. Волшебные картинки. – ИП Бурдина С.В. г. Киров, 2005

4. Голубина Т.С. Чему научит клеточка. – М.: Издательство «Мозаика-Синтез», 2001

5. Кочурова Е.Э. Дружим с математикой: Рабочая тетрадь для учащихся 2 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2007

6. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Часть 2. ИП Бурдина С.В. г. Киров

7. Тетрадь для рисования. Развитие творческих= способностей. Часть 1, 2. / Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В –КОГУП «Кировская областная типография», 2005

8. Холодова О. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6 – 7 лет) / Методическое пособие, 1 класс. Курс «РПС». – 3-е изд. – М.: Росткнига, 2007

9. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. 1000 упражнений для подготовки к школе. ООО «Издательство Астрель», 2007

10. Ундзенкова А.В., Колтыгина Л.С. ГРАФЕМИКА. – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2006



Календарно-поурочное планирование внеурочной деятельности

«Учись учиться» 1 класс



п/п

Дата

Фактически

Тема занятия

Кол-во часов

Примечание

1



Введение в программу.

Вводное занятие. Знакомство с программой и обучением. Инструктаж по технике безопасности.

1


2.



Вводное занятие. Начальная диагностика и тестирование.

1



3.



Развивающие занятия.

Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1


4.



Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1


5



Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1


6.



Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1


7.



Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


8.



Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1


9.



Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


10



Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1


11



Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1


12.



Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


13



Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1


14.



Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1


15.



Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1


16.



Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


17.



Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1


18



Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


19



Упражнения на развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия.

1


20



Упражнения на развитие способности к классификации, абстрагированию.

1


21



Упражнения на развитие понятийного мышления (умение обобщать).

1


22



Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1


23



Упражнения на развитие умения классифицировать предметы и слова.

1


24



Упражнения на развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта.

1


25



Упражнения на развитие внимания.

1


26



Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1


27



Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1


28.



Упражнения на развитие зрительно-моторной координации.

1


29.



Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти.

1


30



Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1


31



Упражнения на развитие умения устанавливать связи между понятиями.

1


32



Упражнения на развитие умения владеть операциями анализа и синтеза.

1



33



Подведение итогов

Итоговая диагностика и тестирование.

1


34



Выставка-конкурс «Лучшая книга».

1






Контрольно –измерительные материалы







Методика Пьерона Рузера

Оценка: Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок. 
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками. 
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Методика «Изучение логической и механической памяти» у младших школьников

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд:

  • кукла – играть

  • курица – яйцо

  • ножницы – резать

  • лошадь – сани

  • книга – учитель

  • бабочка – муха

  • снег – зима

  • лампа – вечер

  • щетка – зубы

  • корова – молоко

Второй ряд:

  • жук – кресло

  • компас – клей

  • колокольчик – стрела

  • синица – сестра

  • лейка – трамвай

  • ботинки – самовар

  • спичка – графин

  • шляпа – пчела

  • рыба – пожар

  • пила – яичница

Порядок исследования. Ученику сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому десять пар слов первого ряда (интервал между парой – пять секунд). После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.



Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент смысловой памяти C=B/A

Количество слов второго ряда (А)

Количество запомнив-
шихся слов (В)

Коэффициент механической памяти C=B/A

 

 

 

 

 

 



Методика "Аналогии"Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления.

Инструкция

На демонстративном плакате (или на доске) представлен пример задачи, аналогичной тем, которые вам предстоит решать. В левой части каждого задания одно под другим расположены два слова, которые находятся в определенном логическом отношен и и. Справа контрольное слово , а под чертой - 5 вариантов отв е та. Вам необходимо выбрать одно из эт и х пяти, которое находитс я в такой же логической связи с контрольным, как и левая пара слов.

Например:

Шофер

Летчик

Автомобиль

А) Трактор

Б) Самолет

В) Велосипед

Г) Дом

Д) Небо

 

В данном случае правильный ответ - « Б» (Самолет). На регистрационном листе следует знаком « х» отметить ответ: 1-Б. На работу отводится 5 минут. У кого есть вопросы? »

 

Для оценки используется количество правильных ответов, которое по таблице переводится в баллы.

Бежать

Стоять

Кричать

А) Молчать

Б) Шептать

В) Шуметь

Г) Звать

Д) Плакать

Паровоз

Вагоны

Конь

А) Конюх

Б) Лошадь

В) Ехать

Г) Телега

Д) Конюшня

Театр

Зритель

Библиотека

А) Полки

Б) Книги

В) Читатель

Г) Букинист

Д) Читать

Железо

Кузнец

Дерево

А) Строгать

Б) Пила

В) Лесник

Г) Столяр

Д) Доски

Пароход

Пристань

Поезд

А) Депо

Б) Вокзал

В) Рельсы

Г) Шпалы

Д) Купе

Машина

Мотор

Яхта

А) Мачта

Б) Киль

В) Корма

Г) Плыть

Д) Парус

Нога

Костыль

Глаза

А) Зрение

Б) Очки

В) Слезы

Г) Голова

Д) Веки

Иголка

Острие

Бритва

А) Сталь

Б) Металл

В) Лезвие

Г) Царапина

Д) Резать

Музыка

Оркестр

Пение

А) Хор

Б) Театр

В) Солист

Г) Сцена

Д) Певец

Коровы

Стадо

Волки

А) Звери

Б) Лес

В) Охота

Г) Стая

Д) Хищники

Фильм

Экран

Опера

А) Театр

Б) Артист

В) Трагедия

Г) Сцена

Д) Пение

Рожь

Поле

Яблоня

А) сажать

Б) яблоки

В) растить

Г) урожай

Д)сад

Гора

Пещера

Дерево

А) Корень

Б) Дупло

В) Крона

Г) Лес

Д) Ствол

Дом

Этажи

Лестница

А) Перила

Б) Лифт

В) Подъем

Г) Ступени

Д) Ходить


Число

Цифры

Слово

А) Фраза

Б) Буквы

В) Читать

Г) Рассказ

Д) Книга

Болезнь

Лечение

Поломка

А) Мастер

Б) Делать

В) Ремонт

Г) Деталь

Д) Смазка

Прохлада

Мороз

Голубой

А) Вечер

Б) Небо

В) Теплый

Г) Синий

Д) Лунный

Враг

Недруг

Рынок

А) Купить

Б) Площадь

В) Торговец

Г) Базар

Д) Магазин

Малина

Ягода

Физика

А) Ученик

Б) Вакуум

В) Ученый

Г) Лекции

Д) Наука

Растение

Семя

Утка

А) Летать

Б) Мясо

В) Перо

Г) Плавать

Д) Яйцо

Ель

Дуб

Стол

А) Мебель

Б) Шкаф

В) Гарнитур

Г) Ваза

Д) Скатерть

Год

Весна

Жизнь

А) Радость

Б) Учеба

В) Юность

Г) Любовь

Д) Свет

Глава

Роман

Квартира

А) Кухня

Б) Комната

В) Дверь

Г) Дом

Д) Балкон

Голод

Тощий

Труд

А) Добрый

Б) Пища

В) Усилие

Г) Усталый

Д) Плата

Понедельник

Среда

Воскресенье

А) Четверг

Б) Суббота

В) Вторник

Г) Среда

Д) Пятница

Утро

Ночь

Зима

А) Мороз

Б) Январь

В) Снег

Г) Осень

Д) Месяц

Шар

Круг

Куб

А) Тело

Б) Фигура

В) Конус

Г) Призма

Д) Квадрат

Пожар

Поджог

Арест

А) Камера

Б) Милиция

В) Суд

Г) Кража

Д) Юрист

Коза

Животное

Хлеб

А) Обед

Б) Пища

В) Батон

Г) Есть

Д) Тарелка

Лицо

Зеркало

Голос

А) Микрофон

Б) Диктор

В) Запись

Г) Эхо

Д) Слышать













Зрительно моторная координация. Тест Бендера

Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера.

стимульный материал

Лист бумаги с геометрическими фигурами, расположенными в опреде­ленном порядке и в определенной ориентации.

Инструкция

Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.

Проведение теста

Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последо­вательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый по­вторяет, что на этом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.

Для исследования зрительно-моторной координации применяется тест Бендера.

стимульный материал

Лист бумаги с геометрическими фигурами, расположенными в опреде­ленном порядке и в определенной ориентации.

Инструкция

Скопируй, пожалуйста, эти рисунки. Постарайся выполнить задание как можно точнее, разместив все три фигуры, которые тебе надо срисовать, на одном листе бумаги.

Проведение теста

Детям дают лист белой бумаги и карандаш. После инструкции последо­вательно предъявляют все три схемы геометрических фигур. Взрослый по­вторяет, что на этом листочке надо будет нарисовать еще две схемы. После окончания работы одну схему убирают и ребенку предъявляют следующую.






Анализ результатов

При оценке результатов подсчитывают количество баллов, набранных ребенком при рисовании каждой фигуры. Фигура 1 — правильный ромб -2 балла, размеры фигур приблизительно одинаковые - 2 балла; обе фигуры соприкасаются углами или почти соприкасаются — 1 балл. Фигура 2 — гори­зонтальная ось проходит через все три вершины - 2 балла; есть хотя бы два четких угла — 2 балла; число элементов правильное - 2 балла; расстояние между элементами одинаковое - 2 балла. Фигура 3 — у внешней фигуры все утлы правильные - 2 балла. Внешняя фигура расположена горизонтально -1 балл; внутренняя фигура лежит посредине большой — 1 балл; внутренняя фигура соприкасается с внешней вверху и внизу - 1 балл. Максимальное общее количество баллов, которое может набрать ребенок при копировании всех трех фигур, — 18. В норме дети должны набрать не меньше 10-11 баллов.Если ребенок набрал 7-9 баллов, координация зрения и движения руки у него сформирована недостаточно. У детей, набравших меньше 6 баллов, можно предположить нарушение зрительно-моторной или пространственной коор­динации, другие интеллектуальные нарушения.





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!