СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности «Учимся создавать проект» реализуется в рамках общеинтеллектуального  направления и предназначена для учащихся 1-4 классов. Группа формируется по запросам родителей, учителей и желанию самих детей. Программа  рассчитана на 1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Учимся создавать проекты"»

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 72»



Утверждено приказом

№ от

Директор школы С.В. Курбанова Согласовано


Руководитель ШМО _____________

Протокол № 1 от г.









Рабочая программа

курса внеурочной деятельности


«Учимся создавать проекты»



для учащихся______________________

(класс, возраст)


20 - 20 учебный год




учителя Нефедкиной Е.С.










г. Ярославль

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления и предназначена для учащихся 1-4 классов. Группа формируется по запросам родителей, учителей и желанию самих детей. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Программа включает в 1-м классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год. В 4 классе - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.

Цель и задачи

Цель - создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.


Задачи:

  • знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта;

  • развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

  • формирование навыков творческого мышления; формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности;

  • формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

  • формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта

Планируемые результаты


Личностные результаты:

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Познавательные УУД

  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Предметные результаты:

  • использование начальных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;

  • умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

  • владение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ


Результаты первого уровня:

  • школьник приобретает знания о проектной технологии, об алгоритме построения проекта и о правилах публичного выступления перед знакомой аудиторией под руководством учителя.


Результаты второго уровня:

  • школьник получает опыт создания собственного проекта и публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Содержание

Этапы работы

Содержание

Виды деятельности

Организационные формы

1. Подготовка

Проведение вводной беседы с целью:

– формирования первичного представления об изучаемом объекте;

– формирования интереса к данной теме;

– создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности

Познавательная

Беседа

2 этап. Организация проектной и исследовательской работы

Актуализация знаний

1. Выбор темы и целей проекта

2. Определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели.

Плановые работы

1. Определение источников информации.

2. Планирование способов сбора и анализа информации.

3. Планирование итогового продукта (формы представления)

Продукт:

– отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов);

– фильм, макет, сборник и др.;

– конференция, праздник и т.п.

4. Выработка критериев оценки результатов работы.

5. Распределение обязанностей среди членов команды Выработка плана действий (как можно это сделать?).

6.Определение основных методов:

– прочитать в книге;

– понаблюдать;

– посмотреть в Интернете;

– задать вопросы родителям, специалистам;

– подумать самостоятельно;

– посмотреть по телевизору и т.п.

7.Формулировка задач. Высказывание предположений, определение сроков работы. Сбор информации, решение промежуточных задач. Анализ информации. Формулировка выводов.

8.Оформление результата.

Познавательная, проблемно-ценностное общение, исследовательская, художественное и техническое творчество

Беседа, анкетирование, экскурсии, проведение экспериментов. Проведение исследований. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки.

3 этап. Представление готового продукта (презентация)

Представление результата работы в разнообразных формах. Знакомство с готовой работой, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов

Познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая

Сообщение, презентация, инсценировки, викторины, выставки

4 этап. Оценка результатов работы

Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок.

Оценивание усилий учащихся, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению.

Познавательная, проблемно-ценностное общение

Беседа

Тематическое планирование

1 класс

п/п

Тема

Дата


1


Вводное занятие. Диагностика учащихся. Маршрутные листы проектной деятельности. Т Б

2


Экскурсия по школе. Создание проектной работы «Школа в будущем».

3


Старт проекта по технологии «Пластилиновая страна».

4


Работа над проектом «Наша речь» по литературному чтению.

5


Выставка рисунков на тему «Школа в будущем».

6


Создание коллажа из детских работ по изобразительному искусству «Красная, желтая страны».

7


Создание коллективной работы «Теремок» из пластилина.

8


Выставка детского рисунка «Наша школа».

9


Занятие «Напиши другу рисуночное письмо».

10


Создание коллективного панно из бумажной мозаики.

11


Выставка работ из природных материалов «Мастерская природы».

12


Просмотр презентации по теме «История одежды» в ходе работы над проектом по окружающему миру.

13


Выступления учащихся с проектными работами по теме «Одежда» (окружающий мир).

14


Проект по изобразительному искусству «Где живет искусство». Просмотр открыток и презентации.

15


Выставка рисунков на тему «Музыка в красках».

16


Проект учащихся по теме «Любимое число, планирование работы.

17


Отчет учащихся по проекту по теме «Любимое число».

18


Создание творческих работ из пластилина по теме «Любимое число». Создание проектных работ по теме «Сказочные герои» по изобразительному искусству.

19


Выставка рисунков на тему «Сказочные герои» по изобразительному искусству.

20


Создание проектных работ по технологии по теме «Страна волшебных ножниц».

21


Просмотр презентации на тему «Сказочные герои».

22


Выставка проектных работ по технологии по теме «Страна волшебных ножниц».

23


Работа над проектом «Азбука». Создание «фруктовой», «овощной», «цветочной» и других азбук.

24


Проведение опытов и просмотр презентаций в ходе работы над проектом «Растения».

25


Работа над проектом по изобразительному искусству «Народное искусство». Роспись матрешки и глиняной игрушки.

26


Работа над проектом по математике по теме «Симметрия». Выступления учащихся «Симметрия вокруг нас». Создание бумажных гирлянд с орнаментом из симметричных фигур».

27


Работа над проектом по технологии по теме «Волшебное оригами». Оригами в традициях народов мира. Изготовление подарков в технике «оригами».

28


Проект по литературному чтению «Загадки, сказки, скороговорки». Праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок.

29


Проект по русскому языку «Русский язык – твой помощник». Участие в играх «Веселый наборщик» и «Поле чудес». Создание записной книжки с телефонами друзей.

30


Создание коллективной творческой работы «Моя Красная книга» в ходе работы над проектом «Растения» по окружающему миру.

31


Работа над проектом по изобразительному искусству «Дизайн». Дизайн одежды, мебели, книг, открыток, интерьера. Разработка дизайна игрушек.

32


Изготовление поделок «Наш зоопарк» (животные из бумаги) в ходе работы над проектом по технологии «Волшебное оригами».

33


Оформление выставки проектных работ обучающихся совместно с родителями и учителями.


2 класс

п/п

Дата

Тема


1


Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Диагностика учащихся. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения.

2


Выбор темы проекта. Ты проектант. Планирование и создание проекта по литературному чтению «Устное народное творчество», подготовка к сбору информации, ориентировочное планирование этапов работы над проектами.

3


Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Сбор и фиксация информации по проекту «Устное народное творчество» в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др.

4


Выбор помощников в работе над проектом по окружающему миру «Знание-сила». Подготовка к сбору материала по выбранным направлениям проекта: «Ученые древности», «Великие изобретения», «Как изобрели радио и телефон», «Ученые России, их жизнь и творчество».

5


Этапы работы над проектом по теме «Знание-сила».

Сбор и фиксация информации в рабочей тетради, просмотр видеофильмов по проекту.

6


Знакомство с понятием «актуальность темы проекта» в ходе работы над проектом по русскому языку «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать». Подготовка к сбору материала по проекту.

7


Создание и решение проблемной ситуации. Работа с источниками информации по теме «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать». Сбор и фиксация информации в рабочей тетради, групповая и индивидуальная формы работы.

8


Выработка гипотезы-предположения при работе с проектом по литературному чтению «Устное народное творчество».

9


Знакомство с темой и целью проекта по математике «Свойства площади». Подготовка к сбору материала по проекту, планирование исследовательской работы.

10


Задачи проекта. Подготовка презентации проекта по окружающему миру «Знание-сила».

11


Сбор информации для проекта .Посещение библиотеки, исследовательская работа по нахождению истоков слов, выражений с помощью словарей, справочников, интернета в ходе работы над проектом по русскому языку: «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать».

12


Интервью как форма работы над проектом «Знание-сила» по окружающему миру. Демонстрация стенда «Великие изобретения», выставка детских рисунков и поделок, сочинений на тему: «Самая интересная наука», прослушивание сообщений об ученых и их изобретениях.

13


Обработка информации. Отбор информации, значимой для проекта по литературному чтению «Устное народное творчество», выставка детских рисунков, поделок, конкурс знатоков загадок, песен, скороговорок.

14


Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Создание продукта проекта по русскому языку «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать». Выставка рисунков, фотографий, показ слайдов по теме проекта. Прослушивание сообщений учащихся.

15


Знакомство с темой проекта по окружающему миру «Мы живем в космосе». Подготовка к сбору материала по выбранным направлениям проекта: « Все о Луне», «Солнечная система», « Голубая планета», «Космические исследования». Поиск, сбор информации по теме проекта с использованием различных источников.

16


Тест «Чему ты научился?» Поиск, сбор информации по теме проекта «Мы живем в космосе» с использованием различных источников. Изучение научно - познавательной литературы по теме и обработка информации.

17


Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщения) по проекту «Свойства площади» (математика). Выставка рисунков, головоломок.

18


Творческая работа - проведение исследования по проекту «Мы живем в космосе». Посещение музея «Космос». Презентация, оформление творческого отчёта о результатах исследования.

19


Значимость компьютера в создании проектов. Работа по созданию продуктов проектной деятельности по литературному чтению (проект «Устное народное творчество»)в форме презентации.

20


Знаком ли ты с компьютером? Знакомство с темой проекта по математике «Вычислительные машины». Показ видеофильма по теме проекта. Подготовка к сбору материала.

21


Посещение Планетария в ходе работы над проектом «Мы живём в космосе».

22


Создание поздравительной открытки для друга в ходе работы над проектом «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать».

23


Совмещение текста выступления с показом презентации при работе над проектом по математике «Вычислительные машины», создание математических тренажёров из картона.

24


Играем в ученых. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Выступления учащихся с сообщениями по теме проекта «Мы живём в космосе», выставка рисунков и фотографий.

25


Работа с тестом «Советы проектанту». Создание загадок для малышей в ходе работы над проектом «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать».

26


Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Планирование работы над проектом «Жизнь леса», экскурсия в лес.

27


Просмотр фильмов о лесе в ходе работы над проектом «Жизнь леса», анализ справочной литературы, обучение основам самоанализа.

28


Подготовка инсценировки сказок в ходе работы над проектом «Устное народное творчество».

29


Конкурс проектно-исследовательской деятельности, экскурсия в кабинет информатики в ходе работы над проектом «Вычислительные машины».

30


Подготовка сообщений по теме «Жизнь леса»: «Какие бывают леса», «Что даёт лес», «Охрана леса человеком», «Животные и растения», создание рисунков.

31


Пробное выступление перед аудиторией -презентация проекта «Устное народное творчество», инсценировка сказок, конкурс знатоков народных сказок.

32


Презентация проекта «Жизнь леса», прослушивание сообщений учащихся, выставка рисунков. Самоанализ – рефлексия после выступления перед аудиторией.

33


Планирование работы над проектом по теме «Наши питомцы», показ видеофильма и фотографий. Выбор тем сообщений: «Аквариумные рыбки», «Пернатые питомцы», «Всё о кошках», «Всё о собаках».

34


Выступления учащихся с презентациями проектов перед обучающимися начальной школы.



3 класс

п/п

Дата

Тема


1


Вводное занятие. Диагностика учащихся. Знакомство с техникой безопасности Повторение правил работы с проектом.

2


Планирование работы над проектом «Вычисление периметра многоугольника».

3


Планирование работы над проектом по русскому языку по теме « Проводники наших мыслей и чувств».

4


Планирование работы над проектом по литературному чтению по теме « Народные сказки».

5


Начало работы над проектом по окружающему миру по теме « Освоение воздушного пространства человеком»

6


Организация выставки книг в ходе работы над проектом « Народные сказки».

7


Реализация проекта « Освоение воздушного пространства человеком», викторина.

8


Работа над проектом по математике, вычисление периметра прямоугольника.

9


Работа над проектом по русскому языку «Проводники наших мыслей и чувств». Выполнение заметок в газету.

10


Участие в малой конференции по теме «Народные сказки».

11


Практическое занятие по измерению длины фигур.

12


Изготовление модели парашюта в ходе работы над проектом «Освоение воздушного пространства человеком».

13


Реализация проекта « Проводники наших мыслей и чувств».

14


Реализация проекта « Народные сказки».

15


Планирование работы над проектом

«Строим слова и предложения».

16


Создание математических тренажеров.

17


Планирование работы над проектом «Сохраним мир живой природы».

18


Отчет по проекту «Народные сказки», создание сборника творческих работ.

19


Построение геометрических фигур из кубиков.

20


Работа над альбомом заданий « Морфология». Сбор материала.

21


Начало работы над проектом «Человек», целеполагание.

22


Начало работы над проектом « Авторские сказки.

23


Прослушивание проектных работ, просмотр презентаций по теме «Сохраним мир живой природы».

24


Выступления учащихся по теме проекта « Морфология».

25


Работа над проектом по математике, построение из кубиков геометрических фигур, вычисление объема.

26


Начало работы над проектом « Весна пришла».

27


Выступления по проекту « Человек» (Тема: физкультура и спорт ).

28


Подготовка к работе над проектом «Создаем художественный журнал».

29


В «Круглом царстве – государстве», практическая работа с циркулем .

30


Конкурс чтецов, выставка детских рисунков по теме « Весна пришла».

31


Планирование работы над проектом « Человек в обществе». Подготовка к фестивалю народной одежды и национальной кухни.

32


Выступления с итогами работы над проектом

«Создаем художественный журнал».

33


Выступления по проекту « Человек в обществе», создание макета « Как жили наши предки».

34


Презентация проектных работ на предметных неделях, Дне науки.

4 класс

п/п

Дата

Тема

1


Вводное занятие. Диагностика учащихся. Повторение правил работы с проектом. Повторение правил техники безопасности.

2


Старт проекта по русскому языку «Говорим и пишем правильно», планирование работы, исследовательская деятельность.

3


Начало работы над проектом по окружающему миру «Культурное наследие Древней Руси», планирование работы.

4


Проект «Культурное наследие Древней Руси», автобусная экскурсия «Храмы Ярославля».

5


Выступления учащихся, показ презентаций, инсценировок по проекту «Говорим и пишем правильно».

6


Планирование проектной деятельности по литературному чтению по теме «Любимые мифы и сказки».

7


Устное выступление о древнерусском зодчестве, создание макета древнерусского храма. Проект «Культурное наследие Древней Руси».

8


Создание памяток и плакатов по проекту «Говорим и пишем правильно».

9


Старт работы над проектом «Мегаполис» (город будущего), планирование работы по конструированию из разных материалов.

10


Выставка книг, просмотр мультфильмов и фильмов по теме «Любимые мифы и сказки».

11


Старт проекта по математике по теме «Длина и её измерение», планирование работы.

12


Выставка работ из разных материалов по проекту «Мегаполис».

13


Оформление стенда по теме «Что меньше всего? Что больше всего?» в ходе работы над проектом «Длина и её измерение».

14


Проект «Виды и жанры изобразительного искусства», презентация, викторина по теме. Экскурсия в музей древнерусской живописи («Культурное наследие Древней Руси»).

15


Устное выступление о рукописных книгах Древней Руси, создание макета страницы древнерусской книги

16


Планирование работы над проектом по окружающему миру «Город и горожане 19 века».

17


Викторина по теме «Что мы знаем о единицах длины?» в ходе работы над проектом «Длина и её измерение».

18


Устные выступления, показ презентаций о моде и кухне 19 века в ходе работы над проектом по окружающему миру «Город и горожане 19 века».

19


Посещение спектакля в театре по теме проекта «Любимые мифы и сказки».

20


Проект «Виды и жанры изобразительного искусства», просмотр презентаций о декоративных изделиях из керамики, металла, стекла, создание декоративных изделий из пластилина и других материалов.

21


Создание эскизов, рисунков, макетов костюмов горожан 19 века в ходе работы над проектом «Город и горожане 19 века».

22


Постановка проблемы, опыт - исследование «Определение средней длины шага учащихся класса» в ходе проекта по математике по теме «Длина и её измерение».

23


Знакомство с миром народного искусства, презентация в ходе работы над проектом «Виды и жанры изобразительного искусства». Планирование тем выступлений учащихся.

24


Выступления учащихся, презентации проектных работ по теме проекта «Виды и жанры изобразительного искусства» (Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.)

25


Создание иллюстраций, организация выставки книг на тему «Моя любимая книга».

26


Экскурсия по улицам Ярославля «Путешествие в 19 век» в ходе работы над проектом «Город и горожане 19 века».

27


Планирование работы над проектом «По местам боевой славы», сбор фотографий, книг, плакатов по теме. Посещение музея боевой славы.

28


Создание фотоальбома, стенда «Мой город, край во время Великой Отечественной войны» в ходе работы над проектом «По местам боевой славы».

29


Планирование работы над проектом, сбор материала по теме «Страна модельеров», работа с текстильными материалами.

30


Планирование работы над проектом «Части речи», сбор материала.

31


Планирование, проектных заданий по теме «Информационные технологии» (по предмету «Технология»).

32


Вечер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». Использование навыков, полученных в ходе подготовки проектных заданий по теме «Информационные технологии».

33


Выступления учащихся по результатам работы над проектом «Части речи» с использованием навыков, полученных в ходе подготовки проектных заданий по теме «Информационные технологии».

34


Подведение итогов работы над проектом по теме «Страна модельеров», показ презентаций, мастер-классы, выступления учащихся с использованием навыков, полученных в ходе подготовки проектных заданий по теме «Информационные технологии».

Итоги реализации программы

Итогом реализации станет следующее:

  • 1 класс. Оформление выставки проектных работ обучающимися совместно с родителями и учителями. (Поделки, плакаты, рисунки, макеты, тематические сообщения);

  • 2-3 класс. Презентация проектных работ на предметных неделях, школьном Дне науки, выступление перед обучающимися начальной школы. Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах по различным направлениям.

  • 4 класс. Защита собственного проекта перед аудиторией, в рамках открытого мероприятия для родителей по внеурочной деятельности «Семейный бал».

Критерии для определения результатов занятий:

  • вовлеченность обучающихся в занятия (количественный состав и его сохранность в течение учебного года, сформированность активной позиции учеников на занятиях);

  • продуктивность занятий (умение выполнять элементы на двух уровнях сложности);

удовлетворенность участников внеурочной деятельности (учителя, обучающихся, родителей или законных представителей) занятиями, желание продолжать их.


Приемы и методы изучения: практические работы, наблюдение, портфолио, анкетирование


Материально-техническое обеспечение программы: рабочие тетради, интерактивная доска, канцелярские принадлежности.