муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 72»
Утверждено приказом
№ от
Директор школы С.В. Курбанова Согласовано
Руководитель ШМО _____________
Протокол № 1 от г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Учимся создавать проекты»
для учащихся______________________
(класс, возраст)
20 - 20 учебный год
учителя Нефедкиной Е.С.
г. Ярославль
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Учимся создавать проекты» реализуется в рамках общеинтеллектуального направления и предназначена для учащихся 1-4 классов. Группа формируется по запросам родителей, учителей и желанию самих детей. Программа рассчитана на 1 час в неделю. Программа включает в 1-м классе - 33 занятия, во 2 – 4 классах - по 34 занятия за учебный год. В 4 классе - индивидуальное сопровождение проектов обучающихся.
Цель и задачи
Цель - создание условий для активизации личностного потенциала обучающихся через проектную деятельность.
Задачи:
знакомство с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
формирование навыков творческого мышления; формирование опыта выполнения самостоятельной творческой работы, оценки своей деятельности;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыка самоопределения, реализации собственного проекта
Планируемые результаты
Личностные результаты:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
Познавательные УУД
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные УУД
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Предметные результаты:
использование начальных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
владение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ
Результаты первого уровня:
школьник приобретает знания о проектной технологии, об алгоритме построения проекта и о правилах публичного выступления перед знакомой аудиторией под руководством учителя.
Результаты второго уровня:
школьник получает опыт создания собственного проекта и публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Содержание
Этапы работы | Содержание | Виды деятельности | Организационные формы |
1. Подготовка | Проведение вводной беседы с целью: – формирования первичного представления об изучаемом объекте; – формирования интереса к данной теме; – создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности | Познавательная | Беседа |
2 этап. Организация проектной и исследовательской работы | Актуализация знаний 1. Выбор темы и целей проекта 2. Определение количества участников проекта, состава группы. Обсуждение темы с учителем, получение при необходимости дополнительной информации, постановка цели. Плановые работы 1. Определение источников информации. 2. Планирование способов сбора и анализа информации. 3. Планирование итогового продукта (формы представления) Продукт: – отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов); – фильм, макет, сборник и др.; – конференция, праздник и т.п. 4. Выработка критериев оценки результатов работы. 5. Распределение обязанностей среди членов команды Выработка плана действий (как можно это сделать?). 6.Определение основных методов: – прочитать в книге; – понаблюдать; – посмотреть в Интернете; – задать вопросы родителям, специалистам; – подумать самостоятельно; – посмотреть по телевизору и т.п. 7.Формулировка задач. Высказывание предположений, определение сроков работы. Сбор информации, решение промежуточных задач. Анализ информации. Формулировка выводов. 8.Оформление результата. | Познавательная, проблемно-ценностное общение, исследовательская, художественное и техническое творчество | Беседа, анкетирование, экскурсии, проведение экспериментов. Проведение исследований. Фиксирование информации различными способами: запись, рисунок, схема, изображение символами, закладки. |
3 этап. Представление готового продукта (презентация) | Представление результата работы в разнообразных формах. Знакомство с готовой работой, ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов | Познавательная, проблемно-ценностное общение, игровая | Сообщение, презентация, инсценировки, викторины, выставки |
4 этап. Оценка результатов работы | Участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок. Оценивание усилий учащихся, качества использования источников, потенциала продолжения работы по выбранному направлению. | Познавательная, проблемно-ценностное общение | Беседа |
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Тема |
Дата | |
1 | | Вводное занятие. Диагностика учащихся. Маршрутные листы проектной деятельности. Т Б |
2 | | Экскурсия по школе. Создание проектной работы «Школа в будущем». |
3 | | Старт проекта по технологии «Пластилиновая страна». |
4 | | Работа над проектом «Наша речь» по литературному чтению. |
5 | | Выставка рисунков на тему «Школа в будущем». |
6 | | Создание коллажа из детских работ по изобразительному искусству «Красная, желтая страны». |
7 | | Создание коллективной работы «Теремок» из пластилина. |
8 | | Выставка детского рисунка «Наша школа». |
9 | | Занятие «Напиши другу рисуночное письмо». |
10 | | Создание коллективного панно из бумажной мозаики. |
11 | | Выставка работ из природных материалов «Мастерская природы». |
12 | | Просмотр презентации по теме «История одежды» в ходе работы над проектом по окружающему миру. |
13 | | Выступления учащихся с проектными работами по теме «Одежда» (окружающий мир). |
14 | | Проект по изобразительному искусству «Где живет искусство». Просмотр открыток и презентации. |
15 | | Выставка рисунков на тему «Музыка в красках». |
16 | | Проект учащихся по теме «Любимое число, планирование работы. |
17 | | Отчет учащихся по проекту по теме «Любимое число». |
18 | | Создание творческих работ из пластилина по теме «Любимое число». Создание проектных работ по теме «Сказочные герои» по изобразительному искусству. |
19 | | Выставка рисунков на тему «Сказочные герои» по изобразительному искусству. |
20 | | Создание проектных работ по технологии по теме «Страна волшебных ножниц». |
21 | | Просмотр презентации на тему «Сказочные герои». |
22 | | Выставка проектных работ по технологии по теме «Страна волшебных ножниц». |
23 | | Работа над проектом «Азбука». Создание «фруктовой», «овощной», «цветочной» и других азбук. |
24 | | Проведение опытов и просмотр презентаций в ходе работы над проектом «Растения». |
25 | | Работа над проектом по изобразительному искусству «Народное искусство». Роспись матрешки и глиняной игрушки. |
26 | | Работа над проектом по математике по теме «Симметрия». Выступления учащихся «Симметрия вокруг нас». Создание бумажных гирлянд с орнаментом из симметричных фигур». |
27 | | Работа над проектом по технологии по теме «Волшебное оригами». Оригами в традициях народов мира. Изготовление подарков в технике «оригами». |
28 | | Проект по литературному чтению «Загадки, сказки, скороговорки». Праздник-конкурс загадок, считалок, скороговорок. |
29 | | Проект по русскому языку «Русский язык – твой помощник». Участие в играх «Веселый наборщик» и «Поле чудес». Создание записной книжки с телефонами друзей. |
30 | | Создание коллективной творческой работы «Моя Красная книга» в ходе работы над проектом «Растения» по окружающему миру. |
31 | | Работа над проектом по изобразительному искусству «Дизайн». Дизайн одежды, мебели, книг, открыток, интерьера. Разработка дизайна игрушек. |
32 | | Изготовление поделок «Наш зоопарк» (животные из бумаги) в ходе работы над проектом по технологии «Волшебное оригами». |
33 | | Оформление выставки проектных работ обучающихся совместно с родителями и учителями. |
2 класс
№ п/п | Дата | Тема |
|
1 | | Вводное занятие. Знакомство с техникой безопасности. Диагностика учащихся. Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. |
2 | | Выбор темы проекта. Ты проектант. Планирование и создание проекта по литературному чтению «Устное народное творчество», подготовка к сбору информации, ориентировочное планирование этапов работы над проектами. |
3 | | Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями. Сбор и фиксация информации по проекту «Устное народное творчество» в форме книжки, мини-энциклопедии, картотеки и др. |
4 | | Выбор помощников в работе над проектом по окружающему миру «Знание-сила». Подготовка к сбору материала по выбранным направлениям проекта: «Ученые древности», «Великие изобретения», «Как изобрели радио и телефон», «Ученые России, их жизнь и творчество». |
5 | | Этапы работы над проектом по теме «Знание-сила». Сбор и фиксация информации в рабочей тетради, просмотр видеофильмов по проекту. |
6 | | Знакомство с понятием «актуальность темы проекта» в ходе работы над проектом по русскому языку «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать». Подготовка к сбору материала по проекту. |
7 | | Создание и решение проблемной ситуации. Работа с источниками информации по теме «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать». Сбор и фиксация информации в рабочей тетради, групповая и индивидуальная формы работы. |
8 | | Выработка гипотезы-предположения при работе с проектом по литературному чтению «Устное народное творчество». |
9 | | Знакомство с темой и целью проекта по математике «Свойства площади». Подготовка к сбору материала по проекту, планирование исследовательской работы. |
10 | | Задачи проекта. Подготовка презентации проекта по окружающему миру «Знание-сила». |
11 | | Сбор информации для проекта .Посещение библиотеки, исследовательская работа по нахождению истоков слов, выражений с помощью словарей, справочников, интернета в ходе работы над проектом по русскому языку: «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать». |
12 | | Интервью как форма работы над проектом «Знание-сила» по окружающему миру. Демонстрация стенда «Великие изобретения», выставка детских рисунков и поделок, сочинений на тему: «Самая интересная наука», прослушивание сообщений об ученых и их изобретениях. |
13 | | Обработка информации. Отбор информации, значимой для проекта по литературному чтению «Устное народное творчество», выставка детских рисунков, поделок, конкурс знатоков загадок, песен, скороговорок. |
14 | | Знакомство с понятиями «макет», «поделка». Создание продукта проекта по русскому языку «Хорошо уметь читать, свои мысли выражать». Выставка рисунков, фотографий, показ слайдов по теме проекта. Прослушивание сообщений учащихся. |
15 | | Знакомство с темой проекта по окружающему миру «Мы живем в космосе». Подготовка к сбору материала по выбранным направлениям проекта: « Все о Луне», «Солнечная система», « Голубая планета», «Космические исследования». Поиск, сбор информации по теме проекта с использованием различных источников. |
16 | | Тест «Чему ты научился?» Поиск, сбор информации по теме проекта «Мы живем в космосе» с использованием различных источников. Изучение научно - познавательной литературы по теме и обработка информации. |
17 | | Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщения) по проекту «Свойства площади» (математика). Выставка рисунков, головоломок. |
18 | | Творческая работа - проведение исследования по проекту «Мы живем в космосе». Посещение музея «Космос». Презентация, оформление творческого отчёта о результатах исследования. |
19 | | Значимость компьютера в создании проектов. Работа по созданию продуктов проектной деятельности по литературному чтению (проект «Устное народное творчество»)в форме презентации. |
20 | | Знаком ли ты с компьютером? Знакомство с темой проекта по математике «Вычислительные машины». Показ видеофильма по теме проекта. Подготовка к сбору материала. |
21 | | Посещение Планетария в ходе работы над проектом «Мы живём в космосе». |
22 | | Создание поздравительной открытки для друга в ходе работы над проектом «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать». |
23 | | Совмещение текста выступления с показом презентации при работе над проектом по математике «Вычислительные машины», создание математических тренажёров из картона. |
24 | | Играем в ученых. Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта. Выступления учащихся с сообщениями по теме проекта «Мы живём в космосе», выставка рисунков и фотографий. |
25 | | Работа с тестом «Советы проектанту». Создание загадок для малышей в ходе работы над проектом «Хорошо уметь писать, свои мысли выражать». |
26 | | Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки. Планирование работы над проектом «Жизнь леса», экскурсия в лес. |
27 | | Просмотр фильмов о лесе в ходе работы над проектом «Жизнь леса», анализ справочной литературы, обучение основам самоанализа. |
28 | | Подготовка инсценировки сказок в ходе работы над проектом «Устное народное творчество». |
29 | | Конкурс проектно-исследовательской деятельности, экскурсия в кабинет информатики в ходе работы над проектом «Вычислительные машины». |
30 | | Подготовка сообщений по теме «Жизнь леса»: «Какие бывают леса», «Что даёт лес», «Охрана леса человеком», «Животные и растения», создание рисунков. |
31 | | Пробное выступление перед аудиторией -презентация проекта «Устное народное творчество», инсценировка сказок, конкурс знатоков народных сказок. |
32 | | Презентация проекта «Жизнь леса», прослушивание сообщений учащихся, выставка рисунков. Самоанализ – рефлексия после выступления перед аудиторией. |
33 | | Планирование работы над проектом по теме «Наши питомцы», показ видеофильма и фотографий. Выбор тем сообщений: «Аквариумные рыбки», «Пернатые питомцы», «Всё о кошках», «Всё о собаках». |
34 | | Выступления учащихся с презентациями проектов перед обучающимися начальной школы. |
3 класс
№ п/п | Дата | Тема |
|
1 | | Вводное занятие. Диагностика учащихся. Знакомство с техникой безопасности Повторение правил работы с проектом. |
2 | | Планирование работы над проектом «Вычисление периметра многоугольника». |
3 | | Планирование работы над проектом по русскому языку по теме « Проводники наших мыслей и чувств». |
4 | | Планирование работы над проектом по литературному чтению по теме « Народные сказки». |
5 | | Начало работы над проектом по окружающему миру по теме « Освоение воздушного пространства человеком» |
6 | | Организация выставки книг в ходе работы над проектом « Народные сказки». |
7 | | Реализация проекта « Освоение воздушного пространства человеком», викторина. |
8 | | Работа над проектом по математике, вычисление периметра прямоугольника. |
9 | | Работа над проектом по русскому языку «Проводники наших мыслей и чувств». Выполнение заметок в газету. |
10 | | Участие в малой конференции по теме «Народные сказки». |
11 | | Практическое занятие по измерению длины фигур. |
12 | | Изготовление модели парашюта в ходе работы над проектом «Освоение воздушного пространства человеком». |
13 | | Реализация проекта « Проводники наших мыслей и чувств». |
14 | | Реализация проекта « Народные сказки». |
15 | | Планирование работы над проектом «Строим слова и предложения». |
16 | | Создание математических тренажеров. |
17 | | Планирование работы над проектом «Сохраним мир живой природы». |
18 | | Отчет по проекту «Народные сказки», создание сборника творческих работ. |
19 | | Построение геометрических фигур из кубиков. |
20 | | Работа над альбомом заданий « Морфология». Сбор материала. |
21 | | Начало работы над проектом «Человек», целеполагание. |
22 | | Начало работы над проектом « Авторские сказки. |
23 | | Прослушивание проектных работ, просмотр презентаций по теме «Сохраним мир живой природы». |
24 | | Выступления учащихся по теме проекта « Морфология». |
25 | | Работа над проектом по математике, построение из кубиков геометрических фигур, вычисление объема. |
26 | | Начало работы над проектом « Весна пришла». |
27 | | Выступления по проекту « Человек» (Тема: физкультура и спорт ). |
28 | | Подготовка к работе над проектом «Создаем художественный журнал». |
29 | | В «Круглом царстве – государстве», практическая работа с циркулем . |
30 | | Конкурс чтецов, выставка детских рисунков по теме « Весна пришла». |
31 | | Планирование работы над проектом « Человек в обществе». Подготовка к фестивалю народной одежды и национальной кухни. |
32 | | Выступления с итогами работы над проектом «Создаем художественный журнал». |
33 | | Выступления по проекту « Человек в обществе», создание макета « Как жили наши предки». |
34 | | Презентация проектных работ на предметных неделях, Дне науки. |
4 класс
№ п/п | Дата | Тема |
1 | | Вводное занятие. Диагностика учащихся. Повторение правил работы с проектом. Повторение правил техники безопасности. |
2 | | Старт проекта по русскому языку «Говорим и пишем правильно», планирование работы, исследовательская деятельность. |
3 | | Начало работы над проектом по окружающему миру «Культурное наследие Древней Руси», планирование работы. |
4 | | Проект «Культурное наследие Древней Руси», автобусная экскурсия «Храмы Ярославля». |
5 | | Выступления учащихся, показ презентаций, инсценировок по проекту «Говорим и пишем правильно». |
6 | | Планирование проектной деятельности по литературному чтению по теме «Любимые мифы и сказки». |
7 | | Устное выступление о древнерусском зодчестве, создание макета древнерусского храма. Проект «Культурное наследие Древней Руси». |
8 | | Создание памяток и плакатов по проекту «Говорим и пишем правильно». |
9 | | Старт работы над проектом «Мегаполис» (город будущего), планирование работы по конструированию из разных материалов. |
10 | | Выставка книг, просмотр мультфильмов и фильмов по теме «Любимые мифы и сказки». |
11 | | Старт проекта по математике по теме «Длина и её измерение», планирование работы. |
12 | | Выставка работ из разных материалов по проекту «Мегаполис». |
13 | | Оформление стенда по теме «Что меньше всего? Что больше всего?» в ходе работы над проектом «Длина и её измерение». |
14 | | Проект «Виды и жанры изобразительного искусства», презентация, викторина по теме. Экскурсия в музей древнерусской живописи («Культурное наследие Древней Руси»). |
15 | | Устное выступление о рукописных книгах Древней Руси, создание макета страницы древнерусской книги |
16 | | Планирование работы над проектом по окружающему миру «Город и горожане 19 века». |
17 | | Викторина по теме «Что мы знаем о единицах длины?» в ходе работы над проектом «Длина и её измерение». |
18 | | Устные выступления, показ презентаций о моде и кухне 19 века в ходе работы над проектом по окружающему миру «Город и горожане 19 века». |
19 | | Посещение спектакля в театре по теме проекта «Любимые мифы и сказки». |
20 | | Проект «Виды и жанры изобразительного искусства», просмотр презентаций о декоративных изделиях из керамики, металла, стекла, создание декоративных изделий из пластилина и других материалов. |
21 | | Создание эскизов, рисунков, макетов костюмов горожан 19 века в ходе работы над проектом «Город и горожане 19 века». |
22 | | Постановка проблемы, опыт - исследование «Определение средней длины шага учащихся класса» в ходе проекта по математике по теме «Длина и её измерение». |
23 | | Знакомство с миром народного искусства, презентация в ходе работы над проектом «Виды и жанры изобразительного искусства». Планирование тем выступлений учащихся. |
24 | | Выступления учащихся, презентации проектных работ по теме проекта «Виды и жанры изобразительного искусства» (Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.) |
25 | | Создание иллюстраций, организация выставки книг на тему «Моя любимая книга». |
26 | | Экскурсия по улицам Ярославля «Путешествие в 19 век» в ходе работы над проектом «Город и горожане 19 века». |
27 | | Планирование работы над проектом «По местам боевой славы», сбор фотографий, книг, плакатов по теме. Посещение музея боевой славы. |
28 | | Создание фотоальбома, стенда «Мой город, край во время Великой Отечественной войны» в ходе работы над проектом «По местам боевой славы». |
29 | | Планирование работы над проектом, сбор материала по теме «Страна модельеров», работа с текстильными материалами. |
30 | | Планирование работы над проектом «Части речи», сбор материала. |
31 | | Планирование, проектных заданий по теме «Информационные технологии» (по предмету «Технология»). |
32 | | Вечер памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». Использование навыков, полученных в ходе подготовки проектных заданий по теме «Информационные технологии». |
33 | | Выступления учащихся по результатам работы над проектом «Части речи» с использованием навыков, полученных в ходе подготовки проектных заданий по теме «Информационные технологии». |
34 | | Подведение итогов работы над проектом по теме «Страна модельеров», показ презентаций, мастер-классы, выступления учащихся с использованием навыков, полученных в ходе подготовки проектных заданий по теме «Информационные технологии». |
Итоги реализации программы
Итогом реализации станет следующее:
1 класс. Оформление выставки проектных работ обучающимися совместно с родителями и учителями. (Поделки, плакаты, рисунки, макеты, тематические сообщения);
2-3 класс. Презентация проектных работ на предметных неделях, школьном Дне науки, выступление перед обучающимися начальной школы. Участие обучающихся в конкурсах и олимпиадах по различным направлениям.
4 класс. Защита собственного проекта перед аудиторией, в рамках открытого мероприятия для родителей по внеурочной деятельности «Семейный бал».
Критерии для определения результатов занятий:
вовлеченность обучающихся в занятия (количественный состав и его сохранность в течение учебного года, сформированность активной позиции учеников на занятиях);
продуктивность занятий (умение выполнять элементы на двух уровнях сложности);
удовлетворенность участников внеурочной деятельности (учителя, обучающихся, родителей или законных представителей) занятиями, желание продолжать их.
Приемы и методы изучения: практические работы, наблюдение, портфолио, анкетирование
Материально-техническое обеспечение программы: рабочие тетради, интерактивная доска, канцелярские принадлежности.