СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие творческих способностей младших школьников, обучение практическим навыкам.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умелые ручки"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Бурлинская средняя общеобразовательная школа»

Бурлинского района Алтайского края











Рабочая программа

по внеурочной деятельности для 1 класса

«Умелые ручки»

на 2019 – 2020 учебный год

(общеинтеллектуальное направление)





Составитель: учитель начальных классов

Фомкина Татьяна Александровна



  1. с.Бурла, 2019 г.

Пояснительная записка

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество - это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет проведение занятий внеурочной деятельностью. Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

На основе предложенных  для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

Программа разработана на основе примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования под редакцией В. А. Горского, А. А. Тимофеева, Д. В. Смирнова и др., примерных программ по учебным предметам  начальной школы для  занятий кружка по декоративно-прикладному творчеству в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения,  в связи с введением внеурочной деятельности в учебный план начальной школы.

Программа способствует:

 -развитию разносторонней личности ребенка;

 -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

-формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в    жизни;

 -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

 -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

 -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы

Цели работы:

1. Развитие творческих способностей младших школьников, детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

2. Обеспечение дополнительных знаний по технологии, изобразительному искусству.

3. Воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого      человека, любви к родному краю и себе.

   

 Задачи:

1.Развивать воображение и фантазию, внимание, память, терпение, трудолюбие, интерес к истории родного края, его культуре.

2.Учить  изготавливать поделки и сувениры с использованием различных материалов: ткани, меха, бумаги, картона, пластилина, бросового и природного материала.

3.Учить выполнять работу коллективно, развивать проектные способности младших школьников.

4.Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, гордость за свой выполненный труд.

Планируемые результаты освоения учащимися программы курса «Умелые ручки»

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

*интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

*познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

*адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


Обучающийся получит возможность для формирования:

*внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

*выраженной познавательной мотивации;

*устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

*планировать свои действия;

*осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

*адекватно воспринимать оценку учителя;

*различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

*проявлять познавательную инициативу;

*самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

*допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

*учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

*формулировать собственное мнение и позицию;

*договариваться, приходить к общему решению;

*соблюдать корректность в высказываниях;

*задавать вопросы по существу;

*контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

*учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

*владеть монологической и диалогической формой речи;

*осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

*осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

*высказываться в устной и письменной форме;

*анализировать объекты, выделять главное;

*осуществлять синтез (целое из частей);

*проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

*устанавливать причинно-следственные связи;

*строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

*осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

*осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

*использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

*развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

*расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

*познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

*использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

*познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

*совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

*оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

*достичь оптимального для каждого уровня развития;

*сформировать навыки работы с информацией.


Место учебного курса «Умелые ручки» в плане внеурочной деятельности.

Преподавание курса «Умелые ручки» рассчитано на учащихся начальной школы 1-го класса, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

Задания практический занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.






Сроки  реализации программы

Возраст учащихся – 7- 8 лет

Количество обучаемых – 25 человек

 Программа рассчитана на 1 год (33 учебные недели по 1 часу в неделю).


Организация деятельности  младших школьников

на занятиях основывается на следующих принципах:

                *принцип  деятельности;

                *принцип вариативности;

                *принцип творчества.

Основные формы организации деятельности на занятиях:

                *коллективная;

                *индивидуальная;

                *групповая.

Формы контроля знаний

      Чтобы помочь ребёнку справиться с большой и трудной задачей познания, необходимо руководствоваться в работе определёнными принципами:

                *необходимо постоянно поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать что-то;

                *исключить отрицательную оценку и результатов его действий;

                *сравнивать результаты ребёнка только с его собственными, а не с результатами других детей.


Оценка деятельности учащихся происходит по следующим критериям:

           *качество выполнения изучаемых на занятии приёмов, операций и работы в целом;

           *степень самостоятельности;

           *уровень творческой деятельности.

Форма итоговой отчётности учащихся:

1)    «Праздник осени» - выставка поделок, рисунков.

2)    Праздник «Мама – солнышко моё» - подарки, газета.

3)    Украшение класса к новому году – поделки, рисунки.

4)    «Зимняя сказка» - выставка рисунков, поделок.

5)    «Весенняя капель» - подарки, поделки, газета.

6)    Творческий отчёт о занятиях «Умелые ручки».



Содержание курса внеурочной деятельности

Вводное занятие – 1 ч.

Техника безопасности при работе с инструментами и принадлежностями на занятиях кружка «Умелые ручки». Организация рабочего места во время занятий


Работа с природным  материалом – 6 ч.

Технология  и способы заготовки природных материалов. Художественные приёмы изготовления поделок и картин из природных материалов. Соединять части в единое целое,  организовать рабочее место.  Анализировать последовательность действий при изготовлении игрушек. Игрушки из природного материала. Изготовление игрушек по замыслу детей с использованием пластилина. Композиции из природного материала. Колорит в композиции.


Работа с пластическими материалами - 8 ч.

Пластические свойства пластилина, умение делить на части.  Способы лепки. Холодные и теплые  цвета. Смешивание пластилина. Новый цвет. Инструменты для лепки. Организация рабочего места. Сравнение с наглядным материалом. Соединение деталей и придание формы из пластилина. Объемные изделия из пластилина. Приёмы выполнения эскизов. Эстетическое оформление работы. Фигурки животных, человека. Декоративное панно  и рамки из пластилина. Рисуем пластилином «Пластилиновая живопись».


Аппликация и моделирование, рисование (16ч)

1)Работа с бумагой – 8 ч.

Правила пользования инструментами. Способы складывания бумаги. Работа по выкройкам, шаблонам. Организация рабочего места. Правила работы с  бумагой и картоном, карандашом и линейкой. Составление композиции. Правила чтения схем (простейших). Декоративное оформление готового изделия. Плетение ковриков и цветных закладок для книг. Аппликация. Изготовление подарков к праздникам.

2)Нетрадиционные техники ИЗО - 8ч.

Рисование ватными палочками; - рисование пальчиками; - рисование ладошками; - каплерисование; - пальцевая живопись.


Проектные творческие работы учащихся – 2 ч.

«Новогодние игрушки для ёлки»

Выставка творческих работ «Умелые ручки»




Календарно – тематическое планирование 1 класс

Тема

Материалы

Сроки

Примечание

1 Вводное занятие. Инструктаж ТБ. (1 ч.)



Аппликация и моделирование, рисование (16ч.)



1

Аппликация из кусочков цветной бумаги. Рисование солью.

Цветная бумага, соль, картон, краски, клей.



2

Волшебные узоры

Дымковская игрушка - рисование ватными палочками

Альбом, краски, ватные палочки.



3

Волшебные узоры

Хохломская роспись - рисование ватными палочками

Альбом, краски, ватные палочки.



4

Плетение коврика из цветных полосок.

Цветная бумага, картон



5

Панно (коллективная работа)

- рисование пальчиками
- рисование ладошками

Цветная бумага, краски, ватман.



6

Аппликация с дорисовыванием

Рисунки с использованием геометрических фигур.

Альбом, краски, геометрические фигурки.



7

Рисование нетрадиционным методом. Листопад - отпечатки листьев

Картон, краски, сухие листья



8

Рисование нетрадиционным методом. Рисование расческой.

Картон, краски, расчёска



9

Рисование восковыми мелками.Радуга.

Картон, восковые мелки



10

Объёмная аппликация из бумажных полосок (Солнышко)

Цветная бумага, клей



11

Рисование набрызгом.

Альбом, краски, щёточка



12

Рисование манкой.

Салфетки, картон, манка, клей, краски.



13

«Цветные капельки»

Картон, краски, пипетка.



14

«Цветные капельки»

Картон, краски, пипетка.



15

Объёмная аппликация. Елочка.

Гофрированная бумага, цветная бумага, картон



16

Объёмная аппликация. Новогодняя игрушка.

Цветная бумага, клей.



Работа с пластическими материалами (8 ч.)



1

Рисование пластилином. Снеговик.

Пластилин, картон



2

Рисование пластилином. Пейзаж.

Пластилин, картон



3

Рисование пластилином. Деревья.

Пластилин, картон



4

Лепка героев сказки «Колобок»

Пластилин, картон



5

Рисование вилочкой «Тюльпаны»

Пластилин, картон, вилочка



6

Коллективная работа «Красота»

Пластилин, картон



7

Лепка из солёного теста.

Солёное тесто



8

Лепка из солёного теста. Ваза.

Солёное тесто



Работа с природным материалом (6 ч.)



1

Изготовление аппликации из засушенных листьев и цветов. Осенний натюрморт.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка



2

Пальцевая живопись

Рисование на темы: «Цветы на клумбе», «Ветка рябины», «Кисть винограда»

Картон, краски



3

Аппликация из природных материалов на картоне.

Засушенные цветы, листья, ракушки, камни, стружка



4

Коллективная работа «Дерево дружбы».

Ватман, краски



5

Мозаика из камешков

Картон, камешки, клей



6

Мозаика из семян

Картон, семена, пластилин.




Проектные творческие работы( 2 ч.)




1

«Новогодние игрушки для ёлки»




2

Выставка творческих работ «Умелые ручки»





Итого

33 часа




Учебное оборудование:

  • Материалы и инструменты: природный материал, пластилин, дощечка для лепки, цветной картон, цветная бумага, клей, ножницы, пуговицы, различные измерительные инструменты

  • Технические средства (проектор, ноутбук, принтер, сканер)

  • Учебные (столы, доска)

  • Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы по проектной технологии, декоративно-прикладному искусству

Список литературы

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС. Издательство «Просвещение»

  2. Ковалева Г. С.  Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2-х частях

  3. Ковалева Г.С.  Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования

  4. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «БСОШ»

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Издательство "Просвещение"

  6. Алексеев Л.В. Внеклассные занятия по лепке в школе

  7. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор  / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов