СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана с целью формирования учащегося как личности, способной  к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"»


2018 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации

  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ

  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).

  4. Примерной и авторской программы О. Холодовой «Юным умникам и умницам».

  5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ Лопатинской СОШ


Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.

Задачи:

- сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;

- способствовать возникновению потребности в нравственном самосовершенствовании;

развивать:

- мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно - логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);

- воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);

- внимание (произвольное и непроизвольное);

- память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;

- мотивацию к познанию окружающего мира.

- прививать навыки культурного поведения;

- помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.

формирование здорового образа жизни.


Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом занятие по программе в 1 классе проводится 1 час в неделю. Общее количество часов в год – 33 часа.

На занятия во 2,3,4 классах отводится в год 34 часа из расчета 1 час в неделю

УМК

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Методическое пособие для 1,2,3,4 классов.


2

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2011 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей»

Рабочие тетради в 2-х частях.

Отличительными особенностями программы являются:

1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.

2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.

4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Умники и умницы.»


Личностные результаты

Обучающиеся будут:


    • принимать одноклассников, помогать им, принимать помощь от взрослого и сверстников;


  • чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности;


  • определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)

Обучающиеся получат возможность :

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.


Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:


Обучающиеся научатся:

      • Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.


      • Проговаривать последовательность действий.


      • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.


    • Учиться работать по предложенному учителем плану.


    • Учиться отличать верно, выполненное задание от неверного.


    • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Обучающиеся получат возможность :

-Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

-Проговаривать последовательность действий .

-Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

-Учиться работать по предложенному учителем плану.

-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.



Познавательные УУД:


Обучающиеся научатся:

    • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного


  • помощью учителя.


    • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в рабочей тетради.


    • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.


    • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.


    • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.


    • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).



Обучающиеся получат возможность :

-Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

-Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

-Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).



Коммуникативные УУД:


Обучающиеся научатся:

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации;


  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • соблюдать корректность в высказываниях;


  • задавать вопросы по существу;

  • использовать речь для регуляции своего действия;


  • умение осуществить анализ результатов;

  • умение оценивать промежуточные и конечные результаты


Обучающиеся получат возможность :

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Читать и пересказывать текст.

-Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

-Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты:

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии


-

Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»


  1. класс (33 ч)


Графический диктант (12 ч)


Рисование графических фигур - отличный способ разработки мелких мышц руки ребёнка, интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся на умении красиво писать и логически мыслить.


На данном этапе занятия ребята сначала выполняют графический рисунок под диктовку учителя, а затем заштриховывает его косыми линиями, прямыми линиями, «вышивают» фигурку крестиком или просто закрашивают. Штриховка не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но развивает мелкие мышцы пальцев и кисти руки ребёнка.


При регулярном выполнении таких упражнений ребёнок начинает хорошо владеть карандашом, у него появляется устойчивое, сосредоточенное внимание, воспитывается трудолюбие, усидчивость.


Графические диктанты - это и способ развития речи, так как попутно ребята составляют небольшие рассказики, учат стихи, загадки, овладевают выразительными свойствами языка. Поэтому в процессе работы с графическими диктантами развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, формируются внимание, глазомер, зрительная память ребёнка, аккуратность, фантазия, общая культура, активизируются творческие способности.


Тренировка внимания (5 ч)


Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности


  • заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд упражнений, направленных на развитие произвольного внимания детей, объёма внимания, его устойчивости, переключения и распределения.


Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути.


Тренировка слуховой памяти (4 ч)


  • рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у них увеличивается объём слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.


Тренировка зрительной памяти (4 ч)


силу возрастных особенностей первоклассников им предлагаются в основном те задания, выполнение которых предполагает использование практических действий. На первых порах работы с заданиями можно допускать угадывание ответа, решения, но тут же постараться подвести учащихся к обоснованию ответа. При работе над такими заданиями очень важна точная и целенаправленная постановка вопросов, выделение главного звена при рассуждении, обоснование выбранного решения. Как правило, это делает учитель, опираясь на ответы детей и давая точное и лаконичное разъяснение. Очень важно, чтобы пояснения, даваемые учителем, постепенно сокращались с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенной задачи.


    • курс включены упражнения на развитие и совершенствование зрительной памяти. Выполняя эти задания, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приёмы, облегчающие запоминание. В результате таких упражнений учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины


  • определения.


Поиск закономерностей (4 ч)


Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены упражнения, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов


  • правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать.


Задания по перекладыванию спичек (4 ч)


Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:


  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;


  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;


  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.



  1. класс (34 ч)


Задания повышенной сложности (5 ч)


Методы и приёмы организации деятельности второклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.


Большое внимание, как и в первом классе, уделяется проверке самостоятельно выполненных заданий, их корректировке, объяснению причин допущенных ошибок, обсуждению различных способов поиска и выполнения того или иного задания.


Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.


Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.


  • каждым занятием задания усложняются: увеличивается объём материала, наращивается темп выполнения заданий, сложнее становятся выполняемые рисунки.

Логически-поисковые задания (5 ч)

Во 2 классе предлагаются задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.



Тренировка внимания (5 ч)


Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.


Тренировка слуховой памяти (5 ч)


Также во втором классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.


Тренировка зрительной памяти (5 ч)


Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.


Поиск закономерностей (5 ч)


  • целях развития логического мышления учащимся предлагаются задачи, при решении которых им необходимо самостоятельно производить анализ, синтез, сравнение, строить дедуктивные умозаключения.


Способность ребёнка анализировать проявляется при разборе условий задания и требований к нему, а также в умении выделять содержащиеся в условиях задачи данные и их отношения между собой.


Способность рассуждать проявляется у детей в их возможности последовательно выводить одну мысль из другой, одни суждения из других, в умении непротиворечиво распределять события во времени.


Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)


  • рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.


  1. класс (34 ч)


Задания повышенной сложности (5 ч)


Курс РПС в 3 классе, продолжая и углубляя общие линии этого направления, заложенные в первых двух классах, имеет и свои особенности.


Одна из таких особенностей - смещение акцента на усиление роли логически-поисковых заданий и логических задач для развития мышления учащихся. Это, конечно, не означает отсутствия материала для целенаправленного развития других познавательных процессов, но удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает, а сами задания становятся более разнообразными как по содержанию, так и по форме их представления.

Методы и приёмы организации деятельности третьеклассников на занятиях по РПС в большей степени, чем для первоклассников, ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей.

Нестандартные задачи (5 ч)


Умение ориентироваться в тексте задачи - важный результат и важное условие общего развития ученика. Но тех задач, которые имеются в школьных учебниках, недостаточно. Очень важно приучать ребят решать и нестандартные задачи, тематика которых не является сама по себе объектом изучения. Нужно воспитывать в детях любовь к красоте логических рассуждений. Задачи, предлагаемые в этом разделе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.


Тренировка внимания (5 ч)


Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.


Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трех ходовые задачи.


Тренировка слуховой памяти (5 ч)


Также в третьем классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребёнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.


Тренировка зрительной памяти (5 ч)


Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.


  • детей, в процессе выполнения заданий, увеличивается объѐм зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.


Поиск закономерностей (5 ч)


Задания из области математики будут перемежаться с заданиями из области русского языка или музыки: ребусами, кроссвордами и так далее. Такое чередование заданий способствует развитию гибкости мышления, заставляет находить оригинальные, нестандартные способы выхода из затруднительных ситуаций. Это весьма важно, поскольку при выполнении таких заданий ребёнок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо решает типовые задачи, может почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Ведь решение логически-поисковых задач опирается на поисковую активность и сообразительность ребѐнка.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)


  • рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.


  1. класс (34 ч)


Задания повышенной сложности (5 ч)


Курс РПС в 4 классе продолжает развивать и тренировать основные психические механизмы, лежащие в основе познавательных способностей детей. Но так как учащиеся занимаются по этому курсу четвёртый год, все больше внимания теперь уделяется логически-поисковым, частично-поисковым задачам. Большое внимание уделяется решению нестандартных задач.


Выполняя логически-поисковые задания, которые обеспечивают преемственность перехода от простых формально-логических действий к сложным, от заданий на репродукцию и запоминание - к истинно творческим, дети учатся производить анализ и синтез, сравнение и классификацию, строить индуктивные и дедуктивные умозаключения. Только тогда можно рассчитывать на то, что ошибки в выполнении умственных действий или исчезнут, или будут сведены к минимуму, а процесс мышления школьника будет отвечать щелям и задачам обучения.


Нестандартные задачи (5 ч)


Решение нестандартных задач формирует познавательную (активность, мыслительные


  • исследовательские умения, привычку вдумываться в слово. Большинство задач не имеет однозначного решения. Это способствует развитию гибкости, оригинальности и широты мышления - то есть развитию творческих способностей у детей.


Тренировка внимания (5 ч)


Материал, включенный в рабочие тетради, ставит своей целью совершенствование различных сторон внимания и увеличение объема произвольного внимания детей. Однако уровень трудности заданий значительно возрастает.


Тренировка слуховой памяти (5 ч)


Также в четвертом классе вводится большое количество разнообразных занимательных заданий и упражнений, в процессе выполнения которых у ребѐнка не только формируются лингвистические знания, умения и навыки, но одновременно вырабатывается и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств, таких как: словесно-логическое мышление, внимание, память, воображение, наблюдательность, речевые способности. Эти упражнения воспитывают у учащихся познавательный интерес к родному языку.


Тренировка зрительной памяти (5 ч)


Для развития внимания и зрительной памяти в каждое занятие включен зрительный диктант.


Поиск закономерностей (5 ч)


Частично-поисковая задача содержит такой вид задания, в процессе выполнения которого учащиеся, как правило, самостоятельно или при незначительной помощи учителя открывают для себя знания и способы их добывания.


К конкретным частично-поисковым задачам относятся, например, такие задания, как

нахождение закономерностей, нахождение принципа группировки и расположения приведѐнных слов, цифр, явлений; подбор возможно большего количества примеров к какому-либо положению; нахождение нескольких вариантов ответа на один и тот же вопрос; нахождение наиболее рационального способа решения; усовершенствование какого-либо задания и другие.


Так как большинство школьных задач решается по определенному алгоритму, зачастую приводимому учителем в готовом виде, то в одних случаях возникает ситуация бездумного, автоматического подхода учащихся к их решению, в других - растерянность при встрече с задачей, имеющей необычное, нестандартное условие. Вот почему удельный вес заданий на развитие мышления заметно возрастает в 4 классе, а сами задания становятся более разнообразными и трудными.


Задания по перекладыванию спичек. Ребусы (4 ч)


Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:


  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;


  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;


  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);


  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;


  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;


  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построе ние заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;


  • складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует и работа с изографами (слова


записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идёт речь) и числографами (предмет изображен с помощью чисел).


  • рабочие тетради включены задания на преобразование и перестроение фигур и предметов (задания с использованием спичек); на отгадывание изографов, на разгадывание ребусов.


Формы организации:


  • по количеству детей, участвующих в занятии, — преимущественно коллективная (1, 2-й год обучения), групповая, индивидуальная;


  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: тренинг, практикум, семинар, фестиваль;


  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.


Виды деятельности: игровая, познавательная.


На занятиях предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.


На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Главное здесь не в том, чтобы выделить тех, кто выполнил задание верно, и конечно, никак не в том, чтобы указать на детей, допустивших ошибки. А в том, чтобы дети узнали, как задание выполнить верно и, главное, почему другие варианты скорее всего ошибочны. Поэтому, выясняя с детьми правильность выполнения задания, не следует ограничиваться лишь упоминанием, что «так неверно», а нужно пояснить: «...задание надо было выполнить так потому, что...». Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у разных детей, а именно: у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается плохо за счет слабо развитых психических процессов (например, памяти, внимания) самооценка повышается. У детей же чьи учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью, происходит снижение завышенной самооценки.


Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.


Занятие - интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа- диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий.





Раздел III. Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Умники и умницы» с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы


Содержание

учебного

Тема раздела

Количество

п/п

предмета



часов



1 класс 33 часа


1

Развитие восприятия


Графический диктант

12




Тренировка внимания

5

2

Развитие памяти


Тренировка слуховой памяти

4




Тренировка зрительной памяти

4

3

Развитие мышления


Поиск закономерностей

4




Задания по перекладыванию

4




спичек



2 класс 34 часа

4

Развитие мышления


Задания


повышенной

5




сложности






Логически-поисковые задания

5

5

Развитие памяти


Тренировка внимания

5




Тренировка слуховой памяти

5




Тренировка зрительной памяти

5

6

Развитие речи


Поиск закономерностей

5

7

Развитие внимания


Задания

по

перекладыванию

4




спичек. Ребусы





3 класс 34 часа



8

Развитие мышления


Задания


повышенной

5




сложности



9

Развитие речи


Нестандартные задачи

5

10

Развитие памяти


Тренировка внимания

5




Тренировка слуховой памяти

5




Тренировка зрительной памяти

5

11

Развитие мышления


Поиск закономерностей

5

12

Развитие внимания


Задания

по

перекладыванию

4




спичек. Ребусы





4 класс 34 часа



13

Развитие мышления


Задания


повышенной

5




сложности



14

Развитие речи


Нестандартные задачи

5

15

Развитие внимания


Тренировка внимания

5

16

Развитие памяти


Тренировка слуховой памяти

5




Тренировка зрительной памяти

5

17

Развитие мышления


Поиск закономерностей

5




Задания

по

перекладыванию

4




спичек. Ребусы




Тематическое планирование.

1 класс

п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и

мышления. Графический диктант (вводный урок).

Демонстрировать

Целенаправленное осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Объяснять значение слов и выражений.

Выполнять задания творческого и поискового

характера.

Демонстрировать способность переключать,

распределять внимание

Объяснять закономерности.

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Кенгуру».

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Корабль».


5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Самолет».Викторина

6

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Жираф». Конкурс


7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. КВН

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Носорог». Проект

Называтьпредметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать,

Объяснять закономерности.

Составлять

Выполнять задания творческого и поискового

действий в измененных условиях.

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Собака». Викторина


10

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

Конкурс

11

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Ящерица». Блиц-опрос

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Лошадь». Проект

13

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Робот». Викторина

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. Конкурс

Описывать признаки предметов

предметы по их признакам.

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Олень». Проект


Выделять существенные признаки предметов.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Рыба». Блиц-опрос



Сравнивать между собой предметы, явления.

17

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». КВН

Описывать признаки предметов

предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Курица». Проект


19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Пеликан». Викторина


20

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Осел». КВН


21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. Творческий проект



Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Выявлять закономерности и

аналогии.

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Журавль». Конкурс


23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Гусь». Викторина


24

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». Блиц-

опрос


25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

Проект


26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант«Петух». КВН


27

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Цветок». Конкурс




28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. Викторина




29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Космический корабль». Проект

Выявлять закономерности и проводить

аналогии.


30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Рак». Блиц-опрос




31

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и

мышления на конец учебного года.Конкурс




32 - 33

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Итоговое игровое занятие.

КВН













Тематическое планирование.

2 класс


п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и

мышления. Графический диктант (вводный урок).

Демонстрировать

Целенаправленное осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Объяснять значение слов и выражений.

Выполнять задания творческого и поискового

характера.

Демонстрировать способность переключать,

распределять внимание

Объяснять закономерности.

2

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Кенгуру».

3

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Кот».

4

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Корабль».


5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Самолет».Викторина

6

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Жираф». Конкурс


7

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. КВН

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Носорог». Проект

Называтьпредметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать,

Объяснять закономерности.

Составлять

Выполнять задания творческого и поискового

действий в измененных условиях.

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Собака». Викторина


10

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Верблюд».

Конкурс

11

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Ящерица». Блиц-опрос

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Лошадь». Проект

13

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Робот». Викторина

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. Конкурс

Описывать признаки предметов

предметы по их признакам.

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Олень». Проект


Выделять существенные признаки предметов.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Рыба». Блиц-опрос



Сравнивать между собой предметы, явления.

17

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Баран». КВН

Описывать признаки предметов

предметы по их признакам.

Выделять существенные признаки предметов.

Сравнивать между собой предметы, явления.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Курица». Проект


19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант

«Пеликан». Викторина


20

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Осел». КВН


21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. Творческий проект



Обобщать, делать несложные выводы.

Классифицировать явления, предметы.

Определять последовательность событий.

Выявлять закономерности и

аналогии.

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Журавль». Конкурс


23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Гусь». Викторина


24

Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант «Козел». Блиц-

опрос


25

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант «Слон».

Проект


26

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант«Петух». КВН


27

Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Цветок». Конкурс




28

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Графический диктант. Викторина




29

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант «Космический корабль». Проект

Выявлять закономерности и проводить

аналогии.


30

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант

«Рак». Блиц-опрос


31

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и

мышления на конец учебного года.Конкурс


32 - 34

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Итоговое игровое занятие.

КВН











Тематическое планирование.

3 класс

п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и

мышления.

Демонстрировать

Целенаправленное осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Объяснять значение слов и выражений.

Выполнять задания творческого и поискового

характера.

Демонстрировать способность переключать,

распределять внимание

Объяснять закономерности.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

3

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

6

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс


Называть предметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать,

Объяснять закономерности.

Составлять

Выполнять задания творческого и поискового

действий в измененных условиях.

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

8

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. КВН

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Блиц-опрос.

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. КВН


12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Проект

Описывать признаки предметов

предметы по их признакам.

13

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения

решать нестандартные задачи. Конкурс

Выделять существенные признаки предметов.

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Сравнивать между собой предметы, явления.

15

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос


Демонстрировать целенаправленное и осмысленное

наблюдение. Выделять закономерности, завершать

схемы.

Объяснять значение слов и выражений. Выполнять

задания творческого и поискового характера.


16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи. Проект

17

Тренировка внимания. Совершенствование умения решать нестандартные задачи.

18.

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос

Демонстрировать способность переключать,

распределять внимание

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-

следственные связи.

Называтьпредметы по описанию.

Объяснять значение слов и выражений.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-

следственные связи. Выделять закономерности,

завершать схемы.

20

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения

решать нестандартные задачи. Конкурс

21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

22

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения

решать нестандартные задачи. Проект

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи. Блиц-опрос

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. КВН

Называть предметы по описанию.

26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций.

Развитие умения решать нестандартные задачи. Викторина

Объяснять значение слов и выражений.

Называтьпредметы по описанию.

Объяснять значение слов и выражений. Составлять

загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

Выполнять задания творческого и поискового

характера, применять знания и способы действий в

измененных условиях.

27

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения

решать нестандартные задачи. Викторина

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления.

Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

29

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения

решать нестандартные задачи. КВН

30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций.

Нестандартные задачи. Проект


Демонстрировать способность переключать,

распределять внимание

Планировать решение задачи.

Действовать по заданному и самостоятельно

составленному плану решения задачи.

Называть предметы по описанию.

Объяснять значение слов и выражений. Составлять

загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос

32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Викторина


34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. КВН


Тематическое планирование.

4 класс

п/п

Тема

Основные виды учебной деятельности

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Демонстрировать

Целенаправленное осмысленное наблюдение.

Выделять закономерности, завершать схемы.

Объяснять значение слов и выражений.

Выполнять задания творческого и поискового

характера.

Демонстрировать способность переключать,

распределять внимание

Объяснять закономерности.

2

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи.

3


Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

4

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

5

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи.

6

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. КВН

7

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Называтьпредметы по описанию.

Демонстрировать способность переключать,

Объяснять закономерности.

Составлять

Выполнять задания творческого и поискового

действий в измененных условиях. Описывать признаки предметов предметы по их признакам. Выделять существенные признаки предметов. Сравнивать между собой предметы, явления.


8

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

9

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Викторина

10

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос.

11

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. КВН

12

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

13

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос.

Демонстрировать целенаправленное и осмысленное

наблюдение.

14

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Выделять закономерности, завершать

схемы.


15

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Викторина

Объяснять значение слов и выражений.

16

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Проект

Выполнять

задания творческого и поискового характера.


17

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. КВН

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание


18

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-

следственные связи.


19

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

Называть предметы по описанию.


20

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Проект

Объяснять значение слов и выражений.


21

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Анализировать ситуацию, устанавливать причинно-

следственные связи.

22

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Викторина

Выделять закономерности, завершать схемы.

23

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. КВН

Называть предметы по описанию.

24

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос

Объяснять значение слов и выражений.

25

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Проект

Называть предметы по описанию.


26

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Викторина

Объяснять значение слов и выражений.

27

Развитие логического мышления. Поиск закономерностей. Развитие умения решать нестандартные задачи. Конкурс

Составлять загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

28

Совершенствование воображения. Развитие наглядно-образного мышления. Задания по перекладыванию спичек. Ребусы.

Выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

29

Развитие быстроты реакции. Задания повышенной сложности. Развитие умения решать нестандартные задачи. Проект

Демонстрировать способность переключать, распределять внимание

Планировать решение задачи.


30

Развитие концентрации внимания. Совершенствование мыслительных операций. Нестандартные задачи. Конкурс

Действовать по заданному и самостоятельно cоставлен-

ному плану решения задачи.

31

Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Викторина

Называть предметы по описанию.


32

Тренировка слуховой памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Блиц-опрос

Объяснять значение слов и выражений.

33

Тренировка зрительной памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие умения решать нестандартные задачи. Проект

Составлять

загадки, небольшие рассказы, сочинять сказки.

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. КВН