Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «3» Приложение к ООП НОО (содержательный раздел) Программа курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 1-4 класса Содержание 1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»………………………………………………………………………3 2.Содержание курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»………………………………………………………………………5 3. Тематическое планирование……………………………………………17 | | |
Программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению «Умники и умницы»
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», Москва 2013г.
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования.
Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках общеинтеллектуального направления. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на четыре года обучения.
Цель программы: ознакомить учащихся с основами мыслительных процессов (интеллектуальная компетентность), помочь сформировать и развить познавательные процессы учащихся на основе системы развивающих занятий.
Занятия курса «Умники и умницы» направлены на становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности.
Задачи программы:
развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Умники и умницы»
Метапредмеными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
2.Содержание курса «Умники и умницы»
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы-описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Форма проведения занятий.
Занятия проводятся в групповой форме.
Возраст детей: 6,5 – 11 лет
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе:
«Мозговая гимнастика » (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут).
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Веселая переменка (3-5 минут).
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
Построение предметных картинок, штриховка (15 минут).
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
Рекомендуемая модель занятий во 2 классе:
1. «Мозговая гимнастика» (2-3 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (15 минут)
4. Веселая переменка (3-5 минут)
5. Логически-поисковые и творческие задания (10-15 минут)
Во 2 классе предлагаются задачи логического характера с целью совершенствования мыслительных операций: умения делать заключения из двух суждений, умения сравнивать, делать обобщения, устанавливать закономерности. Вводятся текстовые задачи из комбинаторики.
Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать
В занятия включаются задания «на группировку». Общий смысл таких задач заключается в поиске общих и отличительных признаков у различных предметов.
Рекомендуемая модель занятий в 3 классе:
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
Рекомендуемая модель занятий в 4 классе
1. «Мозговая гимнастика» (2 минуты)
2. Разминка (3-5 минут)
3. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, - памяти, внимания, воображения (10 минут)
4. Гимнастика для глаз (1-2 минуты)
5. Логически – поисковые задания (10 минут)
6. Веселая переменка (2-3 минуты)
7. Нестандартные задачи (10-15 минут)
Задачи, предлагаемые на этом этапе, различаются не только по содержанию, но и по сложности. На каждом занятии обязательно проводится коллективное обсуждение решения задачи.
3.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Учебно – тематический план
В 1 классе
Номер блока | Название блока | Количество часов | Основные характеристики деятельности учащихся. |
1 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 6 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
2 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 6 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объёма устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
3 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 6 | Тренировать слуховую память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
4 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 4 | Тренировать зрительную память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
5 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
6 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 4 | Дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого; Вычерчивать уникальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); Выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации; Выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; Делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур. |
7 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
Во 2 классе
Номер блока | Название блока | Количество часов | Основные характеристики деятельности учащихся. |
1 | Развитие концентрации внимания. | 7 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. |
2 | Тренировка внимания. | 6 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объёма устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
3 | Тренировка слуховой памяти. | 4 | Тренировать слуховую память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
4 | Тренировка зрительной памяти. | 5 | Тренировать зрительную память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
5 | Развитие логического мышления. | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
6 | Совершенствование воображения. | 4 | Дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого; Вычерчивать уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); Выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации; Выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; Делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур. Разгадывать ребусы. |
7 | Развитие быстроты реакции | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
В 3 классе
Номер блока | Название блока | Количество часов | Основные характеристики деятельности учащихся. |
1 | Развитие концентрации внимания. | 6 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. |
2 | Тренировка внимания. | 5 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объёма устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
3 | Тренировка слуховой памяти. | 5 | Тренировать слуховую память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
4 | Тренировка зрительной памяти. | 5 | Тренировать зрительную память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
5 | Развитие логического мышления. | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
6 | Совершенствование воображения. | 5 | Дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого; Вычерчивать уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); Выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации; Выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; Делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур. Разгадывать ребусы. |
7 | Развитие быстроты реакции | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
В 4 классе
Номер блока | Название блока | Количество часов | Основные характеристики деятельности учащихся. |
1 | Развитие концентрации внимания. | 6 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объём устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Уметь договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща. |
2 | Тренировка внимания. | 5 | Тренировать способность переключать, распределять внимание, увеличивать объёма устойчивости, концентрации внимания. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
3 | Тренировка слуховой памяти. | 5 | Тренировать слуховую память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Преобразовывать информацию из одной формы в другую Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
4 | Тренировка зрительной памяти. | 5 | Тренировать зрительную память, точность и быстроту запоминания, увеличивать объёма памяти, качество воспроизведения материала. Проявлять интерес к изучаемому предмету. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. Сравнивать между собой предметы, явления. Обобщать, делать несложные выводы. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. |
5 | Развитие логического мышления. | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
6 | Совершенствование воображения. | 5 | Дорисовывать несложные композиции из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения. Выбирать фигуры нужной формы для восстановления целого; Вычерчивать уникурсальные фигуры (фигуры, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); Выбирать пары идентичных фигур сложной конфигурации; Выделять из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка; Делить фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; Складывать и перекладывать спички с целью составления заданных фигур. Разгадывать ребусы. |
7 | Развитие быстроты реакции | 4 | Уметь находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам. Давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Слушать и понимать речь других. Учиться давать оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Уметь отвечать на поставленные учителем вопросы. |
Тематическое планирование
1 класс
Номер занятия | Тема занятия | Количество часов | Цель занятия |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант | 1 | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Учить ориентироваться на листе. |
2 | Развитие концентрации внимания. Графический диктант. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Учить ориентироваться на листе. |
3 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Тренировать внимания. Развивать мышление Учить ориентироваться на листе. |
4 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Тренировать слуховую память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
5 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
6 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
7 | Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Совершенствовать воображение. |
8 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
9 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
10 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
11 | Развитие слуховой памяти. Развитие мышления. | 1 | Развивать слуховую память. Развивать мышление. |
12 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
13 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
14 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Совершенствовать воображение. |
15 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
16 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графические диктанты | 1 | Развивать концентрацию внимания. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
17 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
18 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Развивать слуховую память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
19 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. | 1 | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
20 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
21 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Совершенствовать воображение. |
22 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
23 | Развитие концентрации внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Развивать концентрацию внимания. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
24 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
25 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Развивать слуховую память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
26 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 1 | Тренировать зрительную память. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
27 | Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. | 1 | Развивать аналитические способности. Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
28 | Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 1 | Совершенствовать воображение |
29 | Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | Развивать логическое мышление. Совершенствовать мыслительные операции Учить ориентироваться на листе. |
30 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
31 | Тренировка внимания. Развитие мышления. Графические диктанты. | 1 | Тренировать внимание. Развивать мышление. Учить ориентироваться на листе. |
32 | Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 1 | Тренировать слуховую память, развивать мышление, Совершенствовать мыслительные операции. Учить ориентироваться на листе. |
33 | Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 2 | Выявить уровень познавательных способностей на конец года. Учить ориентироваться на листе. |
2 класс
Номер занятия | Тема занятия | Количество часов | Цель занятия |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
2 | Развитие концентрации внимания | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
3 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
6 | Развитие логического мышления. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
7 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
8 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
10 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
11 | Развитие слуховой памяти. | 1 | . Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
12 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
13 | Развитие логического мышления. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
14 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
15 | Развитие быстроты реакции | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
17 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивиать аналитические способности и способности рассуждать. |
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
20 | Развитие логических способностей. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
21 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
22 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
24 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
26 | Тренировка зрительной памяти | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
27 | Развитие логического мышления | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
28 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
29 | Развитие быстроты реакции | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
30 | Тренировка концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
31 | Тренировка внимания.. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
33 | Совершенствование воображения | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур |
34 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года |
3 класс
Номер занятия | Тема занятия | Количество часов | Цель занятия |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
2 | Развитие концентрации внимания | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
3 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
6 | Развитие логического мышления. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
7 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
8 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
10 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
11 | Развитие слуховой памяти. | 1 | . Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
12 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
13 | Развитие логического мышления. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
14 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
15 | Развитие быстроты реакции | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
17 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
20 | Развитие логических способностей. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
21 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
22 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
24 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
26 | Тренировка зрительной памяти | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
27 | Развитие логического мышления | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
28 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
29 | Развитие быстроты реакции | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
30 | Тренировка концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
31 | Тренировка внимания.. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
33 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
34 | Развитие логического мышления | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
4 класс
Номер занятия | Тема занятия | Количество часов | Цель занятия |
1 | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 1 | Выявить уровень развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. |
2 | Развитие концентрации внимания | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
3 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
4 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
5 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
6 | Развитие логического мышления. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
7 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
8 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
9 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
10 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
11 | Развитие слуховой памяти. | 1 | . Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
12 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
13 | Развитие логического мышления. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
14 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
15 | Развитие быстроты реакции | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
16 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
17 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
18 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
19 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
20 | Развитие логических способностей. | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
21 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
22 | Развитие быстроты реакции. | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
23 | Развитие концентрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
24 | Тренировка внимания. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
25 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
26 | Тренировка зрительной памяти | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
27 | Развитие логического мышления | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
28 | Совершенствование воображения. | 1 | Совершенствовать воображение. Развивать наглядно-образное мышление. Обучать правилам разгадывания ребусов. Учить складывать и перекладывать спички для получения заданного образца геометрических фигур.. |
29 | Развитие быстроты реакции | 1 | Развивать логическое мышление, скорость мыслительных операций. Совершенствовать мыслительные операции. |
30 | Тренировка концетрации внимания. | 1 | Развивать концентрацию внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
31 | Тренировка внимания.. | 1 | Тренировать внимания. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать.. |
32 | Тренировка слуховой памяти. | 1 | Тренировать слуховую память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
33 | Тренировка зрительной памяти. | 1 | Тренировать зрительную память. Совершенствовать мыслительные операции. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |
34 | Развитие логического мышления | 1 | Обучать поиску закономерностей. Развивать аналитические способности и способности рассуждать. |