СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности" для 3 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс "Уроки нравственности" способствует духовно-нравственному развитию личности ребенка и его творческих способностей.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности" для 3 класса»

Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» по духовно-нравственному направлению разработана для обучающихся 3 В класса и направлена на духовно-нравственное воспитание школьников. Основой построения программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности являются следующие документы:

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

  • Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

  • Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ "Школа № 84".

В названии курса внеурочной деятельности «Уроки нравственности» слово «урок» употреблено не в значении формы организации занятий с детьми, а как «нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего» (из словаря С.И. Ожегова).

Курс «Уроки нравственности» способствует созданию условий для духовно-нравственного развития личности ребёнка, самовоспитания и развития его творческих способностей. Он ориентирует ребенка на освоение моральных норм в процессе активного творческого познания, как окружающего мира, так и своего внутреннего, духовного мира.

Данный курс органично включается в систему духовно-нравственного воспитания на уровне начального общего образования, предполагает тесную взаимосвязь с учебными предметами (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство и др.), с внеурочной деятельностью детей и семейным воспитанием.

Курс внеурочной деятельности "Уроки нравственности в 3 В классе в соответствии с расписанием внеурочной деятельности и годовым календарным графиком рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся по одному часу в неделю.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Ожидаемые результаты и способы определения результативности

Занятия по программе должны обеспечить формирование личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию личностных УУД: нравственно-этических знаний, присвоение обучающимися ценностных ориентаций, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и начального опыта самостоятельного ответственного поведения и общественного взаимодействия в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Первый уровень результатов – приобретение младшими школьниками социальных знаний и первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни:

- социальные роли, права и обязанности человека, школьника, семьянина, товарища, гражданина России, жителя планеты Земля;

- начальные представления о моральных нормах, принятых в обществе и нравственном поведении;

- представления о нравственных, душевных качествах человека; богатстве души, внутренней красоте человека;

- правила вежливого общения со сверстниками и взрослыми, правила дружной честной игры, правила работы в группе;

- названия эмоций и чувств, их выражения с помощью мимики и жестов, способы управления своим настроением;

- представление о важности правильных, добрых мыслей в жизни человека и всего человечества;

- особенности культур разных народов нашей страны, духовные основы различных традиционных религий;

- представление о смысле человеческой жизни.

Второй уровень результатов – получение младшими школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом:

- переживание ребенком чувства принадлежности к своему классу, школе, семье, Родине, планете Земля;

- принятие ребенком права каждого человека быть уникальной личностью;

- принятие ценностных ориентаций - общечеловеческих ценностей (Земля, Родина, семья, труд, знания, культура, мир, человек), национальных, семейных, духовных ценностей;

- уважительное и заботливое отношение к членам семьи;

- добросовестное, ответственное отношение к труду, школьным и домашним обязанностям;

- первоначальный опыт эстетических переживаний, способность к постижению красоты в природе и социуме, стремление творить прекрасное;

- эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, к себе;

- потребность и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

- неравнодушное отношение к успехам и жизненным проблемам других людей, сочувствие человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- активное отношение к негативным проявлениям в детском коллективе;

- осознание зависимости счастья человека от его внутреннего мира, стремление к духовному обогащению;

- уважительное отношение к традиционным религиям.

Третий уровень результатов – получение младшими школьниками опыта самостоятельного ответственного поведения, общественного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками:

- опыт взаимодействия и сотрудничества со сверстниками в парах, группах на принципах уважения, доверия, взаимопомощи; становление у детей коммуникативных навыков;

- соблюдение правил культурного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- нравственно-этический опыт взаимодействия с родителями и значимыми взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- проявления социальной заботы о других людях и окружающей действительности;

- первоначальный опыт участия в общественно полезной, природоохранительной деятельности совместно с родителями;

- опыт познания своего внутреннего мира, самосовершенствования.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным и может осуществляться каждым ребенком в индивидуальном темпе.

Ведущим способом определения воспитательных результатов курса «Уроки нравственности» является метод наблюдения педагога за детьми в ходе занятия, а также задания диагностического характера, регулярно проводимые педагогом непосредственно в ходе занятия в игровой форме или в виде творческих заданий, связанных с рисованием, другими видами творческой деятельности. О результативности могут свидетельствовать творческие виды работ (выставки детского творчества, конкурсы на лучший рисунок, поделку, продукты совместной с родителями проектной и исследовательской деятельности) и анкетирование родителей.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3 класс

Раздел «Я в мире эмоций и чувств»

Эмоциональный портрет класса как совокупность эмоций и чувств каждого члена класса. Преобладающие чувства коллектива. Ответственность каждого за благоприятный микроклимат класса. Чувство эмпатии. Приемы снятия психомышечного напряжения. Умения управления негативными эмоциями. Моделирование проблемных ситуаций.

Расширение представлений о «палитре чувств» (удивление, испуг, горе). Позитивные и негативные чувства. Осознание возможности изменения собственных чувств. Определение эмоциональных состояний одноклассников по внешним признакам.

Чувства любви, радости, ласки к родителям, другим членам семьи. Радость общения. Осознанное проявление доброжелательности, внимания к близким, знакомым и незнакомым людям в повседневной жизни. Понятие «любящее сердце», «милое сердце», «чистое сердце». Что значит любить? Любить – отдавать, любить – служить. Что мешает любви? (зависть, недоверие, жадность, ложь). Правила взращивания, воспитания доброго, любящего сердца.

Понятия «боль», «физическая боль», «душевная боль», их соотнесение. Эмоциональное благополучие – чувство уверенности и защищенности. Способы избавления от душевной боли. Социальные нормы поведения. Моделирование поведенческих ситуаций.

Чувства, эмоциональные состояния, присущие одинокому человеку. Душевная боль одиночества. Различение эмоционального состояния другого человека. Оказание помощи одинокому человеку (сочувствия, поддержки, помощи).

Понятия «искренность», «искренность чувств». Важность проявления искренних чувств людей при общении. Искреннее отношение к другим людям. Проявление искренности в поступках. Желание научиться управлять своими эмоциями, поведением.

Раздел «Какой Я?»

Добрые слова, добрые дела. Доброта истинная (отзывчивость, забота, взаимопомощь, помощь в беде). Добро во благо других. Черты доброго человека. Добро созидает, а зло разрушает. Проявления доброты в щедрости. Щедрый человек – милостивый, милосердный на помощь, заботу. Значение пословицы: «Не хвались серебром, хвались добром».

Для чего трудится человек. Труд – источник жизни человека. Труд – дело, требующее усилий, стараний, упорства, настойчивости, силы воли. Что такое трудолюбие. Как стать трудолюбивым человеком? Лень и праздность – две беды. Значение пословицы: «Делу – время, потехе – час».

Что такое честность, правдивость. Почему нельзя обманывать. Возможные последствия правдивых и лживых поступков. Как относятся к правдивым людям. Честность и справедливость по отношению к себе. Как вести себя, чтобы быть честным и правдивым? Значение пословицы: «Правда любит свет, а ложь тьму».

Осознание ребенком своих талантов. Талант и труд. Развитие природных задатков. Как различить в себе таланты? Рассказы детей о талантах членов своих семей, и каким из этих талантов они хотели бы научиться. Пословица «У каждого – свой талант».

Человек – существо разумное. Он думает, мыслит, размышляет. Умение думать правильно, позитивно, о добром. Мысли добрые и злые. Сила мысли. Умею ли я думать?

Когда так говорят: «разговор по душам», «греет душу», «добрая душа», «душа в пятках», «душа болит», «душевный человек», «душевная боль». Ощущения, которые испытывает человек во время душевной боли. Как успокоить, как вылечить свою душу?

Самовоспитание. Осознание сильных и слабых сторон своей души. Пример жизни Сергия Радонежского. Содержание понятия «воздержание». Сдерживаться – ограничивать себя в плохих поступках, жить по правилам добрых дел. Стремление к самосовершенствованию. Запись в личном дневнике: «Каким я хочу быть?» Внутренняя установка «Я хочу быть … (сдержанным)».

Раздел «Я живу среди людей»

Понятия «ссора», «конфликт». Ответственность человека за применение физической силы по отношению к другому человеку. Недопустимость драк, личных оскорблений, унижения чувства достоинства человека. Способы разрешения конфликтных ситуаций среди детей. Осознание важности примирения. Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Как сохранить добрые отношения?»

Обида. Причины обид: несправедливое отношение, оскорбление, применение силы к человеку. Прощение словом, сердцем. Прощая других людей, мы освобождаем себя от обиды, злости, жестокости, а «обидчика» – от чувства вины. Замечаем ли мы, как обижаем, раним близких людей? Значение пословицы «Тому тяжело, кто помнит зло».

Понятия «верность», «верный друг». Умею ли я сохранять верность? Предательство – измена. В каких случаях мы предаем самих себя, свою честь. Как удержать себя от измены? Значение пословицы: «Открыть тайну, погубить верность». Рассказы родителей о верных друзьях детства.

Верность данному слову. Обязательность выполнения данного обещания. Человек должен стараться держать свое слово и чувствовать ответственность за исполнение. Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Дал слово – держи».

Осмысление последствий своего поступка по отношению к окружающим. Чувства, которые испытает человек, когда поступил хорошо (плохо). Осознание и раскаяние по поводу плохого поступка. Избегание ситуаций, при которых можно причинить вред другим.

Понятие «бескорыстность». Бескорыстность добрых поступков. Радость оттого, что совершил добрый поступок не на показ, а от души, по зову сердца. Стремление совершать бескорыстные добрые дела.

Понятие «настоящий мужчина». Речь и поведение настоящего мужчины. Выдержка, спокойствие, сила, справедливость как признак мужского достоинства. Вежливое обращение к родителям, учителю, девочке, младшей сестре и брату, соседу по парте. Тональность разговора: сдержанность, правдивость, доброжелательность. Поступки «настоящего мужчины».

Понятия «красота», «внешняя красота», «внутренняя красота» человека. Источник духовной красоты в душе человека. Добро, милосердие во благо других: помочь нуждающимся, утешить обиженного, ободрить печального, произнести добрые слова. Красив тот, кто совершает красивые добрые поступки. Стремление к самосовершенствованию и гармонии по принципам красоты.

Размышление и запись в личном дневнике на тему: «Мой самый хороший поступок. Мой самый плохой поступок».

Раздел «Я живу на Земле»

Добрый мир природы. Учимся видеть красоту окружающего мира. Земля – «голубая жемчужина Вселенной». Любование красотой природы.

На балу у красавицы Флоры. Многообразие представителей растительного мира. Цветовая гамма растительного мира. Красота растений в любое время года. Польза растений и их роль в жизни человека. Бережное и заботливое отношение человека к миру растений.

В гостях у госпожи Фауны. Разнообразие и красота животных. Порядок, существующий в мире животных (приспособляемость и закон выживания). Связь мира животных с миром растений. Ответственность человека за сохранение животного мира на Земле.

Путешествие в подземное царство. Недра Земли. Подземные богатства. Минеральное царство – кладовая Земли. Гармония и красота подземного царства.

Человек и природа едины. Человек является частью природы, частью планеты Земля. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Понятие «здоровье планеты» (красота, богатства природы, мирная жизнь). Ответственность человека за судьбу и здоровье нашей планеты.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


3 В класс

Раздел «Я в мире эмоций и чувств»

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Маски эмоций.

1

 01.09

2

Палитра чувств.

1

 08.09

3

Палитра чувств.

1

 15.09

4

Любовь.

1

 22.09

5

Радость.

1

 29.09

6

Физическая и душевная боль.

1

 06.10

7

Чувства одинокого человека.

1

 13.10

8

Искренность чувств.

1

 20.10

9

Диалоги о хороших манерах, добре и зле.

1

 27.10

Раздел «Какой Я?»

10

Я добрый и отзывчивый.

1

 10.11

11

Я трудолюбивый и настойчивый.

1

 17.11

12

Я честный и справедливый.

1

 24.11

13

Чем я талантлив?

1

 01.12

14

Умею ли я правильно думать?

1

 08.12

15

Когда болит моя душа.

1

 15.12

16

Урок молчания и думания «Каким я хочу быть?». Запись в личном дневнике.

1

 22.12

Раздел «Я живу среди людей»

17

Ссора и конфликт.

1

 29.12

18

Урок размышления. Как сохранить добрые отношения?

1

 12.01

19

Умею ли я прощать?

1

 19.01

20

Умею ли я сохранять верность?

1

 26.01

21

Урок размышления. Дал слово – держи.

1

 02.02

22

Ответственность за поступки.

1

 09.02

23

Бескорыстность добрых поступков.

1

 16.02

24

Кто такой настоящий мужчина и как им стать?

1

 02.03

25

Красив тот, кто красиво поступает.

1

 09.03

26

Урок молчания и думания. Мой самый хороший поступок. Мой самый плохой поступок. Запись в личном дневнике.

1

 16.03

Раздел «Я живу на Земле»

27

Добрый мир природы.

1

 06.04

28

На балу у красавицы Флоры.

1

 13.04

29

На балу у красавицы Флоры.

1

 20.04

30

В гостях у госпожи Фауны.

1

 27.04

31

В гостях у госпожи Фауны.

1

 04.05

32

Путешествие в подземное царство.

1

 11.05

33

Путешествие в подземное царство.

1

 18.05

34

Итоговое занятие с родителями «Мы ответственны за планету Земля».

1

 25.05