СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» для первоклассников

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья» для первоклассников»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майминская средняя общеобразовательная школа №2»

649100, Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 56

Тел. 8 (38844) 22-1-79, E-mail: [email protected]








Программа внеурочной деятельности

«Уроки психологического здоровья»

для первоклассников


Педагог-психолог: Семенцова Дарья Васильевна















с. Майма

2 020 – 2021 учебный год

Пояснительная записка

По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «здоровье» предлагает определение понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения, а также «сохранять равновесие между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом».

Актуальность программы. В последние годы среди заболеваемостей детей школьного возраста ведущее место занимают нарушения нервно-психического здоровья детей. Серьезную угрозу для здоровья школьника представляют факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, более 80% учеников начальной школы испытывают сильное функциональное и эмоциональное напряжение, которое негативно отражается на психическом здоровье школьника и, как следствие, на его социальной адаптации.

На первых этапах школьного обучения ребёнок сталкивается с большим количеством трудностей. Основная причина возникновения их у первоклассников – это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.

Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм ребёнка работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Поэтому для успешной адаптации важна психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.

Мониторинг психологического здоровья первоклассников нашей школы  выявил следующие проблемы. Из 61 обучающихся, поступивших в 1 класс нашей школы (2019/20 уч.г.),  66 % уч-ся психологически готовы к обучению в школе, их адаптация прошла успешно. Трудности в адаптации имеют 34% обучающихся. По сравнению с прошлыми годами  мы наблюдаем увеличение количества детей с трудностями в адаптации.

Преподавание программы внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья для первоклассников» в МБОУ «Майминская СОШ №2» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Республики Алтай:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);

  3. Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;

  4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);

  5. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении стандарта профессиональной деятельности «педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

  6. Письмо МО РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;

  7. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14.12.2017;

  8. План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.;

  9. Учебный план МБОУ МСОШ №2;

  10. Календарный учебный график.

Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у первоклассника, сохранение и укрепление его психологического здоровья.

Обучающие задачи:

  • сформировать у детей общие представления о своем психологическом здоровье, взаимосвязи психического и физического здоровья, необходимости сохранения собственного душевного благополучия;

  • научить детей понимать себя, овладевать умениями распознавать свое настроение, эмоциональное состояние, называть его и выражать приемлемыми способами, эффективно организовывать свой день, выбирать занятия по вкусу, поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции;

  • получать положительные эмоции от творческого самовыражения, воплощения творческого замысла.

Развивающие задачи:

  • формировать ценностное отношение школьника к своему психологическому здоровью;

  • развивать у обучающихся: навыки самоанализа и рефлексии, расширять представление о себе, своих возможностях и способностях, коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействуют друг с другом в учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельно находят выход из конфликтных ситуаций;

  • формировать ценностное отношение к своим талантам и способностям, показывать преимущества развивающегося человека.

Воспитательные задачи:

  • приобщать обучающегося к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условиям духовно-нравственного развития человека.

Целевая аудитория: обучающиеся I классов, с низкой или вероятно низкой социальной адаптацией к новым условиям, имеющие низкую познавательную мотивацию, плохо владеющие навыками самостоятельности, эмоционально-импульсивные.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа№2».

Срок реализации программы: один учебный год.

Длительность программы: 34 ч., одно занятие в неделю. Каждый раздел программы рассчитан на одну учебную четверть. Занятия проводятся с группой обучающихся в количестве до 20 человек.

Форма проведения занятий: урок с элементами психологического тренинга.

На занятиях используются методы работы:

  • тематическое рисование,

  • дидактические игры,

  • психологические игры и упражнения,

  • работа с направленным воображением,

  • общение в круге,

  • этюды на выражение эмоций и чувств.

Программа предполагает самостоятельную или коллективную работу школьника в индивидуальной рабочей тетради на печатной основе. Это повышает интерес ребенка к занятиям, активизирует его творческий потенциал, развивает навыки рефлексии, способствует закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и осмысливается дома. Некоторые задания в тетради предусматривают совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать активными участниками реализации программы, помогает им осознать свой вклад в психологическое здоровье ребенка. Эта тетрадь по окончании занятий дает достаточно полное представление о личности ребенка и может перейти в его портфолио.


Планируемые результаты

В результате реализации программы обучающиеся получают знания о том:

  • что такое психологическое здоровье, почему о нем нужно заботиться;

  • как правильно организовать свой день, приготовить домашнее задание;

  • как интересно и с пользой для здоровья провести свободное от занятий время;

  • содержание внутреннего мира человека: его эмоции, чувства, мысли, переживания, интересы и способности;

  • о многообразии мира профессий, их содержании и социальной значимости;

  • спектр своих интересов и способностей.

В результате реализации программы обучающиеся овладевают умениями:

  • оценить свой режим дня с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, самостоятельно корректировать несоответствия;

  • самостоятельно справиться с отрицательными эмоциями, утомлением, плохим настроением;

  • адекватно реагировать на действия и предложения, потенциально опасные для жизни и здоровья.

Личностные результаты реализации программы:

  • будет сформирован: выраженный интерес к своему психическому здоровью, эмоциональному благополучию, устойчивая позитивная осознанная самооценку;

  • обогащение чувственный опыта обучающихся;

  • повышается уровень психологической адаптации к новой социальной ситуации, уровень творческого воображения, способность к реализации творческого замысла.

Метапредметные результаты реализации программы:

  • обучающийся получит возможность развития общеучебных навыков: умения самостоятельно организовать свою учебную работу, умения осознанно называть и объяснять события внутреннего мира, навыки эффективного взаимодействия со сверстниками в учебной ситуации;

  • проявлять позитивное отношение к саморазвитию, самопознанию и самоизменению.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется посредством:

  • получения обратной связи от обучающихся на занятиях;

  • анализа письменных работ, тестов, рисунков учеников в рабочей тетради;

  • анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического здоровья ребенка.

Требования специалистам, для реализации программы

Для эффективной реализации программы необходим педагог-психолог со специальностью в области образования. Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего по направлению "Педагогика и психология".

Основные должностные обязанности психолога:

  • Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации обучающихся.

  • Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учениками.

  • Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.

  • Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.

  • Контроль образовательного процесса.

  • Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.

  • Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.

  • Оценка эффективности работы педагогов.

Полный перечень прописывается в профессиональном стандарте «Педагог-психолог в сфере образования».

Факторы, влияющие на достижение результатов программы

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

  • Кабинет педагога-психолога, для групповых коррекционно-развивающих занятий;

  • Комната для снятия психологической нагрузки в школе;

  • Компьютер, интерактивная доска, проектор, цветной принтер.


Календарно-тематическое планирование


Название раздела, темы

Кол-во часов

Дата проведения

Отметка о выполнении


  1. Кто я такой?

8




Вводное занятие. Знакомство

1




Моё имя

1




Моя внешность

1




Как я себя ценю?

1




Какой у меня характер?

1




Вселенная и я!

1




Моя семья – моя опора!

1




Как я себя чувствую

в школе?

1




II. Я — ученик

8




Режим дня

2




Делаем домашнее задание

2




Как справиться

с усталостью?

1




Мой класс, мои друзья

2




Не легкий путь к знаниям!

С Новым годом!

1




III. Мой богатый внутренний мир.

10




Мир эмоций и чувств

1




Как научиться понимать

и выражать эмоции?

1




Как справиться со страхом?

1




Как справиться со злостью?

1




Любопытство и любознательность

1




Поговорим об эмоциях

1




Что такое настроение?

1




Цвет и настроение

1




Как справиться с плохим настроением?

1




Человек — часть природы

1




IV. Мои способности

8




Какими бывают привычки?

1




На что способен мой мозг?

1




Воображариум

1




О, спорт, ты – мир!

1




Все профессии важны!

1




Итоговое занятие

1




Праздник психологического здоровья

1




Индивидуальная диагностика

1




Всего

34




Каждое занятие включает в себя:

  • приветствие;

  • разминку; упражнения, направленные на повышение активности учеников, настроя их на совместную деятельность;

  • рефлексию предыдущего занятия, обсуждение домашнего задания;

  • беседу по основной теме занятия;

  • выполнение заданий в печатной тетради по теме занятия;

  • игры и упражнения на снятие физического и эмоционального утомления, релаксацию;

  • рефлексию текущего занятия;

  • ритуал прощания.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности обучающихся

Раздел I. Кто я такой?

Вводное занятие. Знакомство.

Знакомство с участниками занятий. Знакомство с кабинетом психологии. Обсуждение поговорки «В здоровом теле — здоровый дух». Психология — наука о душе. Для чего нужен психолог в школе? В каких случаях можно прийти к школьному психологу? Содержание занятий. Принятие правил работы на занятиях. Сплочение группы. Формирование первичных навыков самоанализа.

Практическая работа. Упражнение «Приветствие с жестом». Задание в тетради: «Нарисуй, где у человека расположена душа? Как она выглядит? Что содержит в себе?». Работа с плакатом «Правила нашей группы». Выбор ритуала приветствия и прощания. Подарки на память.

Домашнее задание: Узнай у родителей историю своего имени. Кто назвал тебя твоим именем? Почему? Что означает твое имя? Какие известные люди носили твое имя? Принести свою фотографию для вклеивания в Дневник психологического здоровья.

Знакомятся с психологом, друг с другом в набранной группе, с понятием «Психология».

Создают и принимают ряд правил для работы в группе.

Формируют общие представления о своем психологическом здоровье, взаимосвязи психического и физического здоровья, необходимости сохранения собственного душевного благополучия.

Моё имя.

Углубление знакомства. Беседа о значении имени человека.

Практическая работа. Приветствие «Снежный ком». Упр. «Визитная карточка». Упр. «Продолжи предложение: Я люблю, когда меня называют...». Упражнения на релаксацию «Выжимаем сок», «Насос».

Осознают значимость своего имени, своей уникальности.

Развивают навыки самопознания, принятия себя.

Знакомятся с историей своего имени.

Моя внешность.


Практическая работа. Упр. «Поздороваться разными частями тела». Упр. «Зеркало». Упр. «Автопортрет», «Узнай автора». Упр. «Перестроения». Релаксационные упражнения «Холодно — жарко», «Спящий котенок», «Штанга». Упр. «Комплименты».

Осознают значимость своей уникальности и уникальности других.

Развивают навыки самопознания, принятия себя и других.


Как я себя ценю?

Практическая работа: Приветствие «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что…». Работа в тетради: тест «Лесенка», «Выбери задание». Упр. «Ладошка». Упр. «Моечная машина». Упр. «Пожелания себе». Домашнее задание: упр. «Ладошка» (дополнить и обсудить вместе с родителями).

Развивают навыки самоанализа и рефлексии, расширяют представление о себе, о своих возможностях и способностях.

Какой у меня характер?

Сильные и слабые стороны характера. Воспитание характера.

Практическая работа. Приветствие «Половинка к половинке». Упр. «Узнай автора» (по домашнему заданию). Упр. с мячом «Говори наоборот» (черты характера), «Назови похожее». Игра «Узнай по описанию». Релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Бабочка». Работа в тетради: сильные и слабые стороны характера. Упр. «Добрые пожелания».

Домашнее задание: вместе с родителями написать 10 своих положительных качеств, черт характера.

Знакомятся с понятиями «характер», «черты характера».

Учатся понимать сильные и слабые стороны характера.


Вселенная и я!

Практическая работа. Упр. с мячом «Продолжи предложение: Я люблю… Мне нравится… У меня хорошо получается…». Упр. «Пересаживания». Релаксация «Волшебная прогулка». Работа в тетради: нарисуй то, что увидел в путешествии. Работа в тетради: «Моя вселенная». Игра «Узнай автора».

Домашнее задание: закончить упражнение в тетради вместе с родителями. Принести любимые семейные фотографии.

Знакомятся с содержанием богатого внутреннего мира каждой личности.

Учатся выделять спектр своих интересов и способностей.

Моя семья – моя опора!

Практическая работа. Упр. «Моем окна». Презентация семейных фотографий. Работа в тетради: кинетический рисунок семьи. Продолжи предложение «Мой дом самый… Моя семья самая… Моя мама самая…». Релаксация «Путешествие в детство». Пожелания своей семье.

Узнают и делятся ценностями и традициями своей семьи, яркими воспоминаниями детства.

Поддерживают и укрепляют позитивные чувства, снимают утомление, предупреждают негативные эмоции.

Как я себя чувствую в школе?


Практическая работа. Приветствие доброй улыбкой. Упр. «Что изменилось?». Упр. с мячом «Что в школе самое-самое…». Работа в тетради: анкета «Комфортность в школе». Рис. «Я в школе». Презентация работ. Разминка «Спина к спине, нос к носу…». Игра «Узнай по рукам…». Релаксация «Нарисуем твой портрет». Пожелания на каникулы.

Дают оценку своему самочувствию в школе.

Составляют пожелания: «Каким я хочу себя видеть после каникул?»

Раздел II. Я — ученик

Режим дня.

Обсуждаем режим дня. «Делу — время, потехе — час». Как правильно, с пользой для здоровья организовать свой день, чтобы все успеть. Почему необходимо соблюдать режим дня. Рекомендованный режим дня первоклассника. Обсуждение режима дня первоклассника. Помогает ли соблюдение режима дня учиться. Чтение и обсуждение стихотворения Д. Родари «Династия лентяев» в переводе С.Я. Маршака.

Практическая работа. Приветствие с жестом. Расскажи, как провел каникулы. Работа в тетради: «Закодируй слово». Разминка «Урок-перемена». Работа в тетради: «Составляем режим дня». Упр. «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать». Комплекс кинезиологических упражнений: «Ухо–нос», «Лягушка», «Шаги Буратино», «Перекрестные движения». Психогимнастика «Покажи...» (что делаешь утром, днем, вечером). Релаксация «Колокольчик». Пожелания.

Домашнее задание: доделать вместе с родителями «Режим дня». В течение недели отмечать выполнение/невыполнение намеченного распорядка дня. Отметить цветом степень напряженности каждого режимного момента.

Знакомятся с понятием «Режимом дня» и для чего он нужен.

Учатся навыкам эффективно организовывать свой день, выбирать занятия по вкусу.

Делаем домашнее задание.

Правила выполнения домашней работы. Организация рабочего места. Отдых во время выполнения домашней работы.

Практическая работа. Расскажи, что нового, интересного произошло с тобой со времени последнего занятия. Комплекс кинезиологических упражнений «Колечко», «Замок», «Зеркальное рисование».

Домашнее задание: обсудить с родителями правила выполнения домашней работы. Во время выполнения домашней работы повторять комплекс кинезиологических упражнений.

Формируют представление об организации рабочего места при выполнении домашнего задания. Узнают о приемах рационального отдыха во время выполнения домашних заданий.

Разрабатывают правила выполнения домашнего задания.


Как справиться с усталостью?

Практическая работа. Психогимнастика «Сбрось усталость», «Гора с плеч», «Штанга». Игра «Валеология (здоровый сон)». Разминка «День–ночь». Релаксация «Волшебный сон».

Знакомятся с рядом правил «Как правильно отдыхать после умственной нагрузки?», «Правила здорового сна».

Узнают об активном и пассивном отдыхе и их значимости.

Мой класс, мои друзья.


Практическая работа. Разминка «Найди свое стадо». Рисование «Мой класс». Презентация рисунков. Упр. «Кто за спиной?». Упр. «Опиши друга». Релаксация «Липнущий палец». Пожелания классу.

Развивают коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом.

Не лёгкий путь к знаниям! С Новым годом!

Подводим итоги календарного года: какие важные события произошли, что изменилось, чему научились, как изменился внутренний мир, за какие достижения можно себя похвалить.

Практическая работа. Работа в тетради. Игра-путешествие «Трудный путь к знаниям». Анкета «Комфортность в школе». Новогодние пожелания самому себе. Игра «Подарки».

Домашнее задание: поздравить с Новым годом своих близких и родных. Вместе с родителями составить свой режим дня на каникулах.

Развивают навыки самоанализа и рефлексии, расширяют представления о себе, своих возможностях и способностях.


Раздел III. Мой внутренний мир

Мир эмоций и чувств.

Что такое эмоции и чувства? Для чего они нужны человеку? Какие бывают эмоции и чувства? Эмоции в школе.

Практическая работа. Упражнение с мячом «Мои чувства в школе» (Продолжи предложение: я злюсь, когда...; я радуюсь, когда...; я боюсь, когда...; я горжусь, когда...). Работа в тетради «Соедини рисунки и слова». Упр. «Назови эмоцию». Разминка «Море волнуется...» (вариант с «фигурами эмоций»). Релаксация «Волшебная прогулка».

Знакомятся с понятиями «Эмоции» и «Чувства», учатся различать эти понятия.

Поддерживают и укрепляют позитивные чувства, снимают утомление, предупреждают негативные эмоции.

Как научиться понимать и выражать эмоции?

Практическая работа. Разминка «Кто больше? (назовет эмоций)». Этюды на выражение эмоций. Игры «Узнай эмоцию», «Разговор иностранцев». Работа в тетради: «Назови чувство». Психогимнастика «Покажи (уставшие ножки, любопытные глазки, злые ручки)». Невербальные пожелания.

Домашнее задание: понаблюдать за окружающими людьми. Постараться по мимике и жестам людей определять их эмоции и чувства.

Знакомятся со средствами эмоциональной выразительности: мимика, жесты, позы. Знакомятся с понятием «Интонация».

Учатся выражать и называть свои эмоции, понимать друг друга без слов.

Как справиться со страхом?

Чтение и обсуждение стихотворения Н. Павловой «Я один остался дома».

Практическая работа. Конкурс «боюсек». Работа в тетради: нарисуй свой страх. Психогимнастика «Тропический ливень». Игра «Жмурки».

Домашнее задание: расспросить родителей об их страхах, о том, как у них получается справляться со своими страхами. Найти поговорки и пословицы о страхе.

Обсуждают для чего человеку необходимо чувство страха?

Рассказывают о своих страхах. Учатся навыкам борьбы со страхами.

Как справиться со злостью?

Практическая работа. Работа в тетради «Назови добрых и злых сказочных героев». Стихотворение «Дом с колокольчиком». Сюжетно-ролевые игры «Жужа», «Помогаю маме избавиться от «сердиток», «Мусорное ведро». Разминка «Замороженные». Психогимнастика «Выжимаем сок», «Насос и мяч», «Мешочек гнева», «Я — лев», «Возьми себя в руки».

Домашнее задание: придумать вместе с родителями свои способы избавиться от злости и раздражения. В случае раздражения и злости повторять упражнения «Выжимаем сок», «Мешочек гнева».

Создают ситуации, в которых дети испытывают злость, раздражение.

Осознают как это негативное чувство влияет на наше здоровье.

Учатся методам как справиться со злостью и раздражением.

Любопытство и любознательность.

Чем отличается любопытство от любознательности? Почему нельзя нарушать строгие запреты? Что может произойти, если из любопытства или скуки нарушить строгий запрет взрослых (попробовать незнакомое вещество, взять в руки незнакомый предмет, заговорить с незнакомым человеком и др.). Правила поведения при обнаружении незнакомого предмета.

Практическая работа. Упр. «Что изменилось у соседа...». Упр. «Коробочка». Упр. «Найди эмоции». Разминка «Разведчики».

Домашнее задание: обсудить с родителями, почему нельзя нарушать строгие запреты. Проговорить, какие строгие запреты есть в вашей семье.

Знакомятся с понятиями «Любопытство» и «Любознательность».

Учатся адекватно реагировать на действия и предложения, потенциально опасные для жизни и здоровья.

Поговорим об эмоциях.

Слова «полезные» и «вредные» для здоровья. Слова, которые могут ранить, и слова, которые способны «лечить» душу. Обсуждаем выражение «черные мысли».

Практическая работа. Приветствие «Я рад тебя видеть, потому, что…» Работа в тетради «Найди слова». Игра «Подумай о...» Игра «Комплименты».

Домашнее задание: вместе с родителями найти слова и мысли, полезные и вредные для нашего душевного здоровья.

Осознают значимость как мысли и слова влияют на наше самочувствие.

Выделяют «полезные» и «вредные» слова.

Рассуждают о том, как влияют мысли на наше настроение, эмоции?

Что такое настроение?

Какое бывает настроение. От чего зависит настроение.

Практическая работа. Упр. «На что похоже настроение». Упр. «Продолжи предложение: мне грустно, когда…». Работа в тетради: «Цветок моего настроения». Разминка «Говори наоборот».

Домашнее задание: в течение недели отмечать свое настроение, утром (до уроков), днем (после учебных занятий), вечером (в конце дня).

Знакомятся с понятием «Настроение» и его видами.

Формируют выраженный интерес к своему эмоциональному благополучию.

Цвет и настроение.

Как цвет (нашей одежды, помещения) влияет на наше настроение. Как можно использовать цвет для коррекции настроения.

Практическая работа. «Какого цвета настроение?». Работа в тетради «Раскрась два рисунка». Дефиле. Разминка «Дотронься до…». Релаксация «Солнечный зайчик». Упр. «Передай настроение по кругу». Невербальные подарки.

Домашнее задание: принести любимую игрушку.

Узнают влияние цвета на настроение человека.

Знакомятся с методами цветотерапии.

Как справиться с плохим настроением?

Читаем и обсуждаем стихотворение Н. Павловой «Плохое настроение». Как боролись с плохим настроением сказочные герои (ослик Иа-Иа, Винни-пух и др.). Кому можно рассказать о плохом настроении.

Практическая работа. Подари улыбку. Работа в тетради «Цветок настроения». Упр. «Замороженные», «Комната смеха».

Домашнее задание: придумать способы, как справиться с плохим настроением, записать в тетрадь. Принести фотографию домашнего животного.

Анализируют какие события вызывают плохое настроение.

Составляют способы борьбы с плохим настроением.


Человек — часть природы.

Природа и настроение. Наши домашние животные.

Практическая работа. На что похоже настроение. Работа в тетради: «Природа и настроение», «Нарисуй свое домашнее животное». Психогимнастика «Найди свое стадо», «Покажи животное». Релаксация «Сосулька», «Спящий котенок». Пожелания на каникулы.

Рассказывают о своих домашних питомцах, какой за ними необходим уход, какие эмоции они вызывают.

Обсуждают как влияют домашние питомцы на наше настроение.

Раздел IV. Мои способности

Какими бывают привычки?

Обсуждение поговорки «Скучен день до вечера, если делать нечего».

Практическая работа. Работа в тетради: «Полезные и вредные для здоровья занятия». Игра «Хорошо–плохо». Игра «Я умею — я люблю». Релаксация «Мой успех».

Домашнее задание: вместе с родителями дополнить перечень своих вредных и полезных для здоровья умений, привычек. Подумать вместе, как можно избавиться от своих вредных привычек. Спросить у родителей, какие полезные и вредные для здоровья занятия есть в их взрослой жизни.

Знакомятся с понятием «Привычки».

Учатся различать вредные и полезные привычки.

Развивают и поддерживают полезные привычки, учатся навыкам борьбы с вредными для здоровья привычками.

На что способен мой мозг?


Практическая работа. Разминка «Ты луна, я звезда». Поздороваться, используя разные слова. Упр. «Не пропусти». Тест «Пиктограммы». Тест «Мышление» (обобщение, исключение лишнего). Тест «Найди слова». Разминка «Мяч за спиной». Релаксация «Колокольчик».

Расширяют знания и представления о себе, своих возможностях и способностях.


Воображариум.

Развитие творческого воображения через практическую работу.

Практическая работа. Разминка «Считалочка». Рисунок «Несуществующее животное». Презентация рисунков. Развитие творческого воображения: упр. «Необычное использование предметов». Упр. «Ситуации».

Домашнее задание: придумать другие решения ситуаций в тетради. Обсудить с родителями.

Повышают уровень творческого воображения, способность к реализации творческого замысла.

О, спорт, ты – мир!


Практическая работа. Работа в тетради: «Олимпийские виды спорта». «Веселая олимпиада»: упр. «Повтори движения», «Цапля», «Футболисты», «Я знаю...» (5 эмоций, черт характера), «Кто дальше», «Попади в цель», «Кулачки». Релаксация «Штанга».

Домашнее задание: выполнить задание в тетради вместе с родителями. Расспросить о тех видах спорта, которые не знакомы.

Узнать у родителей, какими видами спорта они занимались, кто из родственников, знакомых занимается спортом. Каких результатов они добились в спорте? Подумать, каким видом спорта ты можешь заниматься в школе, поселке.

Формируют выраженный интерес к физическому здоровью.

Знакомятся с разными видами спорта.

Осознают роль физических упражнений в психологическом здоровье человека.

Все профессии важны!

Разнообразный мир профессий. Современные профессии. Профессии будущего. Как правильно выбрать занятие по вкусу: хочу+могу+надо. Профессии нашего города и поселка.

Практическая работа. Упр. «Профессия на букву», «Кто делает?», «Чей предмет?», «Загадай загадку». Разминка «Покажи движения». Релаксация «Путешествие в будущее». Работа в тетради: нарисуй себя в будущем. Презентация рисунков. Пожелания.

Домашнее задание: расспросить родителей об их профессиях, содержании профессии, пути к профессии, положительных и отрицательных сторонах профессии. Составить кроссворд, используя слова и понятия из курса «Уроки психологического здоровья». Родителям заполнить итоговую анкету.

Знакомятся с разнообразием профессий и их значимостью.

Проявляют позитивное отношение к саморазвитию, самопознанию и самоизменению.

Учатся выбирать правильно занятия «по душе».

Итоговое занятие.

Практическая работа. Упр. «Что изменилось». Анкета «Комфортность в школе». Работа в тетради «Веселый экзамен»: «Реши кроссворд», «Кто больше?», «Найди слова», «Шифровка».

Подводят итог: Чему научились за учебный год? Какие изменения замечаем у себя и товарищей?


Праздник психологического здоровья.


Практическая работа. Награждение победителей (всех детей в разных номинациях) сладкими призами. Рисунки-пожелания друг другу на лето. Чаепитие. Обратная связь.

Развивают коммуникативные навыки, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом.

Индивидуальная диагностика.

При необходимости проводится индивидуальная психолого-педагогическая диагностика (С.Д. Забрамная, О.В. Боровник) по запросу родителей, классных руководителей.

Родители получают индивидуальную психолого-педагогическую консультацию.

Список используемой литературы:


Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя. — М.: Вентана-Граф, 2002.

Битянова М.Р. Профессия — школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. — М.: Генезис, 2000.

Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. — М.: Генезис, 2002.

Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Изд-во «Академия развития», 1996.

Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. — М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.

Родионов В.А. Материалы курса «Психология здоровья школьника: технология работы». — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010.


23