Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майминская средняя общеобразовательная школа №2»
649100, Республика Алтай, с. Майма, ул. Ленина, 56
Тел. 8 (38844) 22-1-79, E-mail: [email protected]
Программа внеурочной деятельности
«Уроки психологического здоровья»
для первоклассников
Педагог-психолог: Семенцова Дарья Васильевна
с. Майма
2
020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
По определению Всемирной организации здравоохранения (1991), здоровье характеризуется «состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов». Всемирная организация здравоохранения наряду с определением понятия «здоровье» предлагает определение понятия «психическое здоровье», подразумевающее отсутствие выраженных психических расстройств, наличие определенного ресурса, позволяющего преодолевать неожиданные стрессы и затруднения, а также «сохранять равновесие между человеком и окружающим миром, гармония между ним и обществом».
Актуальность программы. В последние годы среди заболеваемостей детей школьного возраста ведущее место занимают нарушения нервно-психического здоровья детей. Серьезную угрозу для здоровья школьника представляют факторы, присущие современному обществу: гиподинамия, повышенная стрессогенность, информационные перегрузки и пр. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, более 80% учеников начальной школы испытывают сильное функциональное и эмоциональное напряжение, которое негативно отражается на психическом здоровье школьника и, как следствие, на его социальной адаптации.
На первых этапах школьного обучения ребёнок сталкивается с большим количеством трудностей. Основная причина возникновения их у первоклассников – это резкое изменение требований к нему по сравнению с дошкольным детством.
Эти трудности настолько существенны, что в первые недели школьной жизни организм ребёнка работает в таком же режиме, как организм космонавта, находящегося в состоянии невесомости. Поэтому для успешной адаптации важна психологическая готовность ребёнка к школьному обучению.
Мониторинг психологического здоровья первоклассников нашей школы выявил следующие проблемы. Из 61 обучающихся, поступивших в 1 класс нашей школы (2019/20 уч.г.), 66 % уч-ся психологически готовы к обучению в школе, их адаптация прошла успешно. Трудности в адаптации имеют 34% обучающихся. По сравнению с прошлыми годами мы наблюдаем увеличение количества детей с трудностями в адаптации.
Преподавание программы внеурочной деятельности «Уроки психологического здоровья для первоклассников» в МБОУ «Майминская СОШ №2» осуществляется в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования РФ, Министерства образования и науки Республики Алтай:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования);
Приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29.06.2011) (далее - СанПиН 2.4.2. 2821-10);
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении стандарта профессиональной деятельности «педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;
Письмо МО РФ, департамента государственной политики в сфере защиты прав детей от 02.03.2016 г. № 07-871 «О психологической службе образования в Российской Федерации»;
Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 14.12.2017;
План мероприятий по реализации Концепции развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года от 11 мая 2018 г.;
Учебный план МБОУ МСОШ №2;
Календарный учебный график.
Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у первоклассника, сохранение и укрепление его психологического здоровья.
Обучающие задачи:
сформировать у детей общие представления о своем психологическом здоровье, взаимосвязи психического и физического здоровья, необходимости сохранения собственного душевного благополучия;
научить детей понимать себя, овладевать умениями распознавать свое настроение, эмоциональное состояние, называть его и выражать приемлемыми способами, эффективно организовывать свой день, выбирать занятия по вкусу, поддерживать и укреплять позитивные чувства, снимать утомление, предупреждать негативные эмоции;
получать положительные эмоции от творческого самовыражения, воплощения творческого замысла.
Развивающие задачи:
формировать ценностное отношение школьника к своему психологическому здоровью;
развивать у обучающихся: навыки самоанализа и рефлексии, расширять представление о себе, своих возможностях и способностях, коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействуют друг с другом в учебных и внеучебных ситуациях, самостоятельно находят выход из конфликтных ситуаций;
формировать ценностное отношение к своим талантам и способностям, показывать преимущества развивающегося человека.
Воспитательные задачи:
приобщать обучающегося к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условиям духовно-нравственного развития человека.
Целевая аудитория: обучающиеся I классов, с низкой или вероятно низкой социальной адаптацией к новым условиям, имеющие низкую познавательную мотивацию, плохо владеющие навыками самостоятельности, эмоционально-импульсивные.
Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы МБОУ «Майминская средняя общеобразовательная школа№2».
Срок реализации программы: один учебный год.
Длительность программы: 34 ч., одно занятие в неделю. Каждый раздел программы рассчитан на одну учебную четверть. Занятия проводятся с группой обучающихся в количестве до 20 человек.
Форма проведения занятий: урок с элементами психологического тренинга.
На занятиях используются методы работы:
тематическое рисование,
дидактические игры,
психологические игры и упражнения,
работа с направленным воображением,
общение в круге,
этюды на выражение эмоций и чувств.
Программа предполагает самостоятельную или коллективную работу школьника в индивидуальной рабочей тетради на печатной основе. Это повышает интерес ребенка к занятиям, активизирует его творческий потенциал, развивает навыки рефлексии, способствует закреплению информации, полученной на занятии и использованию ее в реальной жизни. Опыт, получаемый ребенком на занятиях, анализируется и осмысливается дома. Некоторые задания в тетради предусматривают совместную работу детей и родителей, что позволяет родителям стать активными участниками реализации программы, помогает им осознать свой вклад в психологическое здоровье ребенка. Эта тетрадь по окончании занятий дает достаточно полное представление о личности ребенка и может перейти в его портфолио.
Планируемые результаты
В результате реализации программы обучающиеся получают знания о том:
что такое психологическое здоровье, почему о нем нужно заботиться;
как правильно организовать свой день, приготовить домашнее задание;
как интересно и с пользой для здоровья провести свободное от занятий время;
содержание внутреннего мира человека: его эмоции, чувства, мысли, переживания, интересы и способности;
о многообразии мира профессий, их содержании и социальной значимости;
спектр своих интересов и способностей.
В результате реализации программы обучающиеся овладевают умениями:
оценить свой режим дня с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, самостоятельно корректировать несоответствия;
самостоятельно справиться с отрицательными эмоциями, утомлением, плохим настроением;
адекватно реагировать на действия и предложения, потенциально опасные для жизни и здоровья.
Личностные результаты реализации программы:
будет сформирован: выраженный интерес к своему психическому здоровью, эмоциональному благополучию, устойчивая позитивная осознанная самооценку;
обогащение чувственный опыта обучающихся;
повышается уровень психологической адаптации к новой социальной ситуации, уровень творческого воображения, способность к реализации творческого замысла.
Метапредметные результаты реализации программы:
обучающийся получит возможность развития общеучебных навыков: умения самостоятельно организовать свою учебную работу, умения осознанно называть и объяснять события внутреннего мира, навыки эффективного взаимодействия со сверстниками в учебной ситуации;
проявлять позитивное отношение к саморазвитию, самопознанию и самоизменению.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется посредством:
получения обратной связи от обучающихся на занятиях;
анализа письменных работ, тестов, рисунков учеников в рабочей тетради;
анкетирования родителей и педагогов о состоянии психологического здоровья ребенка.
Требования специалистам, для реализации программы
Для эффективной реализации программы необходим педагог-психолог со специальностью в области образования. Специалист может занимать данную должность только при условии наличия у него высшего по направлению "Педагогика и психология".
Основные должностные обязанности психолога:
Обеспечение благоприятных условий для развития, обучения и социализации обучающихся.
Выявление причин возникновения проблемных ситуаций между учениками.
Оказание психологической помощи детям, которые в этом нуждаются.
Участие в разработке развивающих и коррекционных программ.
Контроль образовательного процесса.
Консультирование педагогов и родителей по вопросам развития, социализации и адаптации детей.
Анализ творческих и образовательных достижений детей, их успеваемости.
Оценка эффективности работы педагогов.
Полный перечень прописывается в профессиональном стандарте «Педагог-психолог в сфере образования».
Факторы, влияющие на достижение результатов программы
Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:
Кабинет педагога-психолога, для групповых коррекционно-развивающих занятий;
Комната для снятия психологической нагрузки в школе;
Компьютер, интерактивная доска, проектор, цветной принтер.
Календарно-тематическое планирование
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Дата проведения | Отметка о выполнении |
| Кто я такой? | 8 | | |
| Вводное занятие. Знакомство | 1 | | |
| Моё имя | 1 | | |
| Моя внешность | 1 | | |
| Как я себя ценю? | 1 | | |
| Какой у меня характер? | 1 | | |
| Вселенная и я! | 1 | | |
| Моя семья – моя опора! | 1 | | |
| Как я себя чувствую в школе? | 1 | | |
| II. Я — ученик | 8 | | |
| Режим дня | 2 | | |
| Делаем домашнее задание | 2 | | |
| Как справиться с усталостью? | 1 | | |
| Мой класс, мои друзья | 2 | | |
| Не легкий путь к знаниям! С Новым годом! | 1 | | |
| III. Мой богатый внутренний мир. | 10 | | |
| Мир эмоций и чувств | 1 | | |
| Как научиться понимать и выражать эмоции? | 1 | | |
| Как справиться со страхом? | 1 | | |
| Как справиться со злостью? | 1 | | |
| Любопытство и любознательность | 1 | | |
| Поговорим об эмоциях | 1 | | |
| Что такое настроение? | 1 | | |
| Цвет и настроение | 1 | | |
| Как справиться с плохим настроением? | 1 | | |
| Человек — часть природы | 1 | | |
| IV. Мои способности | 8 | | |
| Какими бывают привычки? | 1 | | |
| На что способен мой мозг? | 1 | | |
| Воображариум | 1 | | |
| О, спорт, ты – мир! | 1 | | |
| Все профессии важны! | 1 | | |
| Итоговое занятие | 1 | | |
| Праздник психологического здоровья | 1 | | |
| Индивидуальная диагностика | 1 | | |
| Всего | 34 | | |
Каждое занятие включает в себя:
приветствие;
разминку; упражнения, направленные на повышение активности учеников, настроя их на совместную деятельность;
рефлексию предыдущего занятия, обсуждение домашнего задания;
беседу по основной теме занятия;
выполнение заданий в печатной тетради по теме занятия;
игры и упражнения на снятие физического и эмоционального утомления, релаксацию;
рефлексию текущего занятия;
ритуал прощания.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема | Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Раздел I. Кто я такой? |
Вводное занятие. Знакомство. | Знакомство с участниками занятий. Знакомство с кабинетом психологии. Обсуждение поговорки «В здоровом теле — здоровый дух». Психология — наука о душе. Для чего нужен психолог в школе? В каких случаях можно прийти к школьному психологу? Содержание занятий. Принятие правил работы на занятиях. Сплочение группы. Формирование первичных навыков самоанализа. Практическая работа. Упражнение «Приветствие с жестом». Задание в тетради: «Нарисуй, где у человека расположена душа? Как она выглядит? Что содержит в себе?». Работа с плакатом «Правила нашей группы». Выбор ритуала приветствия и прощания. Подарки на память. Домашнее задание: Узнай у родителей историю своего имени. Кто назвал тебя твоим именем? Почему? Что означает твое имя? Какие известные люди носили твое имя? Принести свою фотографию для вклеивания в Дневник психологического здоровья. | Знакомятся с психологом, друг с другом в набранной группе, с понятием «Психология». Создают и принимают ряд правил для работы в группе. Формируют общие представления о своем психологическом здоровье, взаимосвязи психического и физического здоровья, необходимости сохранения собственного душевного благополучия. |
Моё имя. | Углубление знакомства. Беседа о значении имени человека. Практическая работа. Приветствие «Снежный ком». Упр. «Визитная карточка». Упр. «Продолжи предложение: Я люблю, когда меня называют...». Упражнения на релаксацию «Выжимаем сок», «Насос». | Осознают значимость своего имени, своей уникальности. Развивают навыки самопознания, принятия себя. Знакомятся с историей своего имени. |
Моя внешность. | Практическая работа. Упр. «Поздороваться разными частями тела». Упр. «Зеркало». Упр. «Автопортрет», «Узнай автора». Упр. «Перестроения». Релаксационные упражнения «Холодно — жарко», «Спящий котенок», «Штанга». Упр. «Комплименты». | Осознают значимость своей уникальности и уникальности других. Развивают навыки самопознания, принятия себя и других. |
Как я себя ценю? | Практическая работа: Приветствие «Здравствуй, я рад тебя видеть, потому что…». Работа в тетради: тест «Лесенка», «Выбери задание». Упр. «Ладошка». Упр. «Моечная машина». Упр. «Пожелания себе». Домашнее задание: упр. «Ладошка» (дополнить и обсудить вместе с родителями). | Развивают навыки самоанализа и рефлексии, расширяют представление о себе, о своих возможностях и способностях. |
Какой у меня характер? | Сильные и слабые стороны характера. Воспитание характера. Практическая работа. Приветствие «Половинка к половинке». Упр. «Узнай автора» (по домашнему заданию). Упр. с мячом «Говори наоборот» (черты характера), «Назови похожее». Игра «Узнай по описанию». Релаксационные упражнения «Солнечный зайчик», «Бабочка». Работа в тетради: сильные и слабые стороны характера. Упр. «Добрые пожелания». Домашнее задание: вместе с родителями написать 10 своих положительных качеств, черт характера. | Знакомятся с понятиями «характер», «черты характера». Учатся понимать сильные и слабые стороны характера. |
Вселенная и я! | Практическая работа. Упр. с мячом «Продолжи предложение: Я люблю… Мне нравится… У меня хорошо получается…». Упр. «Пересаживания». Релаксация «Волшебная прогулка». Работа в тетради: нарисуй то, что увидел в путешествии. Работа в тетради: «Моя вселенная». Игра «Узнай автора». Домашнее задание: закончить упражнение в тетради вместе с родителями. Принести любимые семейные фотографии. | Знакомятся с содержанием богатого внутреннего мира каждой личности. Учатся выделять спектр своих интересов и способностей. |
Моя семья – моя опора! | Практическая работа. Упр. «Моем окна». Презентация семейных фотографий. Работа в тетради: кинетический рисунок семьи. Продолжи предложение «Мой дом самый… Моя семья самая… Моя мама самая…». Релаксация «Путешествие в детство». Пожелания своей семье. | Узнают и делятся ценностями и традициями своей семьи, яркими воспоминаниями детства. Поддерживают и укрепляют позитивные чувства, снимают утомление, предупреждают негативные эмоции. |
Как я себя чувствую в школе? | Практическая работа. Приветствие доброй улыбкой. Упр. «Что изменилось?». Упр. с мячом «Что в школе самое-самое…». Работа в тетради: анкета «Комфортность в школе». Рис. «Я в школе». Презентация работ. Разминка «Спина к спине, нос к носу…». Игра «Узнай по рукам…». Релаксация «Нарисуем твой портрет». Пожелания на каникулы. | Дают оценку своему самочувствию в школе. Составляют пожелания: «Каким я хочу себя видеть после каникул?» |
Раздел II. Я — ученик |
Режим дня. | Обсуждаем режим дня. «Делу — время, потехе — час». Как правильно, с пользой для здоровья организовать свой день, чтобы все успеть. Почему необходимо соблюдать режим дня. Рекомендованный режим дня первоклассника. Обсуждение режима дня первоклассника. Помогает ли соблюдение режима дня учиться. Чтение и обсуждение стихотворения Д. Родари «Династия лентяев» в переводе С.Я. Маршака. Практическая работа. Приветствие с жестом. Расскажи, как провел каникулы. Работа в тетради: «Закодируй слово». Разминка «Урок-перемена». Работа в тетради: «Составляем режим дня». Упр. «Ваню в школу провожать, надо нам поколдовать». Комплекс кинезиологических упражнений: «Ухо–нос», «Лягушка», «Шаги Буратино», «Перекрестные движения». Психогимнастика «Покажи...» (что делаешь утром, днем, вечером). Релаксация «Колокольчик». Пожелания. Домашнее задание: доделать вместе с родителями «Режим дня». В течение недели отмечать выполнение/невыполнение намеченного распорядка дня. Отметить цветом степень напряженности каждого режимного момента. | Знакомятся с понятием «Режимом дня» и для чего он нужен. Учатся навыкам эффективно организовывать свой день, выбирать занятия по вкусу. |
Делаем домашнее задание. | Правила выполнения домашней работы. Организация рабочего места. Отдых во время выполнения домашней работы. Практическая работа. Расскажи, что нового, интересного произошло с тобой со времени последнего занятия. Комплекс кинезиологических упражнений «Колечко», «Замок», «Зеркальное рисование». Домашнее задание: обсудить с родителями правила выполнения домашней работы. Во время выполнения домашней работы повторять комплекс кинезиологических упражнений. | Формируют представление об организации рабочего места при выполнении домашнего задания. Узнают о приемах рационального отдыха во время выполнения домашних заданий. Разрабатывают правила выполнения домашнего задания. |
Как справиться с усталостью? | Практическая работа. Психогимнастика «Сбрось усталость», «Гора с плеч», «Штанга». Игра «Валеология (здоровый сон)». Разминка «День–ночь». Релаксация «Волшебный сон». | Знакомятся с рядом правил «Как правильно отдыхать после умственной нагрузки?», «Правила здорового сна». Узнают об активном и пассивном отдыхе и их значимости. |
Мой класс, мои друзья. | Практическая работа. Разминка «Найди свое стадо». Рисование «Мой класс». Презентация рисунков. Упр. «Кто за спиной?». Упр. «Опиши друга». Релаксация «Липнущий палец». Пожелания классу. | Развивают коммуникативные навыки учащегося, умение понимать другого человека, сотрудничать, взаимодействовать друг с другом. |
Не лёгкий путь к знаниям! С Новым годом! | Подводим итоги календарного года: какие важные события произошли, что изменилось, чему научились, как изменился внутренний мир, за какие достижения можно себя похвалить. Практическая работа. Работа в тетради. Игра-путешествие «Трудный путь к знаниям». Анкета «Комфортность в школе». Новогодние пожелания самому себе. Игра «Подарки». Домашнее задание: поздравить с Новым годом своих близких и родных. Вместе с родителями составить свой режим дня на каникулах. | Развивают навыки самоанализа и рефлексии, расширяют представления о себе, своих возможностях и способностях. |
Раздел III. Мой внутренний мир |
Мир эмоций и чувств. | Что такое эмоции и чувства? Для чего они нужны человеку? Какие бывают эмоции и чувства? Эмоции в школе. Практическая работа. Упражнение с мячом «Мои чувства в школе» (Продолжи предложение: я злюсь, когда...; я радуюсь, когда...; я боюсь, когда...; я горжусь, когда...). Работа в тетради «Соедини рисунки и слова». Упр. «Назови эмоцию». Разминка «Море волнуется...» (вариант с «фигурами эмоций»). Релаксация «Волшебная прогулка». | Знакомятся с понятиями «Эмоции» и «Чувства», учатся различать эти понятия. Поддерживают и укрепляют позитивные чувства, снимают утомление, предупреждают негативные эмоции. |
Как научиться понимать и выражать эмоции? | Практическая работа. Разминка «Кто больше? (назовет эмоций)». Этюды на выражение эмоций. Игры «Узнай эмоцию», «Разговор иностранцев». Работа в тетради: «Назови чувство». Психогимнастика «Покажи (уставшие ножки, любопытные глазки, злые ручки)». Невербальные пожелания. Домашнее задание: понаблюдать за окружающими людьми. Постараться по мимике и жестам людей определять их эмоции и чувства. | Знакомятся со средствами эмоциональной выразительности: мимика, жесты, позы. Знакомятся с понятием «Интонация». Учатся выражать и называть свои эмоции, понимать друг друга без слов. |
Как справиться со страхом? | Чтение и обсуждение стихотворения Н. Павловой «Я один остался дома». Практическая работа. Конкурс «боюсек». Работа в тетради: нарисуй свой страх. Психогимнастика «Тропический ливень». Игра «Жмурки». Домашнее задание: расспросить родителей об их страхах, о том, как у них получается справляться со своими страхами. Найти поговорки и пословицы о страхе. | Обсуждают для чего человеку необходимо чувство страха? Рассказывают о своих страхах. Учатся навыкам борьбы со страхами. |
Как справиться со злостью? | Практическая работа. Работа в тетради «Назови добрых и злых сказочных героев». Стихотворение «Дом с колокольчиком». Сюжетно-ролевые игры «Жужа», «Помогаю маме избавиться от «сердиток», «Мусорное ведро». Разминка «Замороженные». Психогимнастика «Выжимаем сок», «Насос и мяч», «Мешочек гнева», «Я — лев», «Возьми себя в руки». Домашнее задание: придумать вместе с родителями свои способы избавиться от злости и раздражения. В случае раздражения и злости повторять упражнения «Выжимаем сок», «Мешочек гнева». | Создают ситуации, в которых дети испытывают злость, раздражение. Осознают как это негативное чувство влияет на наше здоровье. Учатся методам как справиться со злостью и раздражением. |
Любопытство и любознательность. | Чем отличается любопытство от любознательности? Почему нельзя нарушать строгие запреты? Что может произойти, если из любопытства или скуки нарушить строгий запрет взрослых (попробовать незнакомое вещество, взять в руки незнакомый предмет, заговорить с незнакомым человеком и др.). Правила поведения при обнаружении незнакомого предмета. Практическая работа. Упр. «Что изменилось у соседа...». Упр. «Коробочка». Упр. «Найди эмоции». Разминка «Разведчики». Домашнее задание: обсудить с родителями, почему нельзя нарушать строгие запреты. Проговорить, какие строгие запреты есть в вашей семье. | Знакомятся с понятиями «Любопытство» и «Любознательность». Учатся адекватно реагировать на действия и предложения, потенциально опасные для жизни и здоровья. |
Поговорим об эмоциях. | Слова «полезные» и «вредные» для здоровья. Слова, которые могут ранить, и слова, которые способны «лечить» душу. Обсуждаем выражение «черные мысли». Практическая работа. Приветствие «Я рад тебя видеть, потому, что…» Работа в тетради «Найди слова». Игра «Подумай о...» Игра «Комплименты». Домашнее задание: вместе с родителями найти слова и мысли, полезные и вредные для нашего душевного здоровья. | Осознают значимость как мысли и слова влияют на наше самочувствие. Выделяют «полезные» и «вредные» слова. Рассуждают о том, как влияют мысли на наше настроение, эмоции? |
Что такое настроение? | Какое бывает настроение. От чего зависит настроение. Практическая работа. Упр. «На что похоже настроение». Упр. «Продолжи предложение: мне грустно, когда…». Работа в тетради: «Цветок моего настроения». Разминка «Говори наоборот». Домашнее задание: в течение недели отмечать свое настроение, утром (до уроков), днем (после учебных занятий), вечером (в конце дня). | Знакомятся с понятием «Настроение» и его видами. Формируют выраженный интерес к своему эмоциональному благополучию. |
Цвет и настроение. | Как цвет (нашей одежды, помещения) влияет на наше настроение. Как можно использовать цвет для коррекции настроения. Практическая работа. «Какого цвета настроение?». Работа в тетради «Раскрась два рисунка». Дефиле. Разминка «Дотронься до…». Релаксация «Солнечный зайчик». Упр. «Передай настроение по кругу». Невербальные подарки. Домашнее задание: принести любимую игрушку. | Узнают влияние цвета на настроение человека. Знакомятся с методами цветотерапии. |
Как справиться с плохим настроением? | Читаем и обсуждаем стихотворение Н. Павловой «Плохое настроение». Как боролись с плохим настроением сказочные герои (ослик Иа-Иа, Винни-пух и др.). Кому можно рассказать о плохом настроении. Практическая работа. Подари улыбку. Работа в тетради «Цветок настроения». Упр. «Замороженные», «Комната смеха». Домашнее задание: придумать способы, как справиться с плохим настроением, записать в тетрадь. Принести фотографию домашнего животного. | Анализируют какие события вызывают плохое настроение. Составляют способы борьбы с плохим настроением. |
Человек — часть природы. | Природа и настроение. Наши домашние животные. Практическая работа. На что похоже настроение. Работа в тетради: «Природа и настроение», «Нарисуй свое домашнее животное». Психогимнастика «Найди свое стадо», «Покажи животное». Релаксация «Сосулька», «Спящий котенок». Пожелания на каникулы. | Рассказывают о своих домашних питомцах, какой за ними необходим уход, какие эмоции они вызывают. Обсуждают как влияют домашние питомцы на наше настроение. |
Раздел IV. Мои способности |
Какими бывают привычки? | Обсуждение поговорки «Скучен день до вечера, если делать нечего». Практическая работа. Работа в тетради: «Полезные и вредные для здоровья занятия». Игра «Хорошо–плохо». Игра «Я умею — я люблю». Релаксация «Мой успех». Домашнее задание: вместе с родителями дополнить перечень своих вредных и полезных для здоровья умений, привычек. Подумать вместе, как можно избавиться от своих вредных привычек. Спросить у родителей, какие полезные и вредные для здоровья занятия есть в их взрослой жизни. | Знакомятся с понятием «Привычки». Учатся различать вредные и полезные привычки. Развивают и поддерживают полезные привычки, учатся навыкам борьбы с вредными для здоровья привычками. |
На что способен мой мозг? | Практическая работа. Разминка «Ты луна, я звезда». Поздороваться, используя разные слова. Упр. «Не пропусти». Тест «Пиктограммы». Тест «Мышление» (обобщение, исключение лишнего). Тест «Найди слова». Разминка «Мяч за спиной». Релаксация «Колокольчик». | Расширяют знания и представления о себе, своих возможностях и способностях. |
Воображариум. | Развитие творческого воображения через практическую работу. Практическая работа. Разминка «Считалочка». Рисунок «Несуществующее животное». Презентация рисунков. Развитие творческого воображения: упр. «Необычное использование предметов». Упр. «Ситуации». Домашнее задание: придумать другие решения ситуаций в тетради. Обсудить с родителями. | Повышают уровень творческого воображения, способность к реализации творческого замысла. |
О, спорт, ты – мир! | Практическая работа. Работа в тетради: «Олимпийские виды спорта». «Веселая олимпиада»: упр. «Повтори движения», «Цапля», «Футболисты», «Я знаю...» (5 эмоций, черт характера), «Кто дальше», «Попади в цель», «Кулачки». Релаксация «Штанга». Домашнее задание: выполнить задание в тетради вместе с родителями. Расспросить о тех видах спорта, которые не знакомы. Узнать у родителей, какими видами спорта они занимались, кто из родственников, знакомых занимается спортом. Каких результатов они добились в спорте? Подумать, каким видом спорта ты можешь заниматься в школе, поселке. | Формируют выраженный интерес к физическому здоровью. Знакомятся с разными видами спорта. Осознают роль физических упражнений в психологическом здоровье человека. |
Все профессии важны! | Разнообразный мир профессий. Современные профессии. Профессии будущего. Как правильно выбрать занятие по вкусу: хочу+могу+надо. Профессии нашего города и поселка. Практическая работа. Упр. «Профессия на букву», «Кто делает?», «Чей предмет?», «Загадай загадку». Разминка «Покажи движения». Релаксация «Путешествие в будущее». Работа в тетради: нарисуй себя в будущем. Презентация рисунков. Пожелания. Домашнее задание: расспросить родителей об их профессиях, содержании профессии, пути к профессии, положительных и отрицательных сторонах профессии. Составить кроссворд, используя слова и понятия из курса «Уроки психологического здоровья». Родителям заполнить итоговую анкету. | Знакомятся с разнообразием профессий и их значимостью. Проявляют позитивное отношение к саморазвитию, самопознанию и самоизменению. Учатся выбирать правильно занятия «по душе». |
Итоговое занятие. | Практическая работа. Упр. «Что изменилось». Анкета «Комфортность в школе». Работа в тетради «Веселый экзамен»: «Реши кроссворд», «Кто больше?», «Найди слова», «Шифровка». | Подводят итог: Чему научились за учебный год? Какие изменения замечаем у себя и товарищей? |
Праздник психологического здоровья. | Практическая работа. Награждение победителей (всех детей в разных номинациях) сладкими призами. Рисунки-пожелания друг другу на лето. Чаепитие. Обратная связь. | Развивают коммуникативные навыки, сотрудничают и взаимодействуют друг с другом. |
Индивидуальная диагностика. | При необходимости проводится индивидуальная психолого-педагогическая диагностика (С.Д. Забрамная, О.В. Боровник) по запросу родителей, классных руководителей. | Родители получают индивидуальную психолого-педагогическую консультацию. |
Список используемой литературы:
Безруких М.М., Макеева А.Г. Все цвета, кроме черного. Учусь понимать себя. — М.: Вентана-Граф, 2002.
Битянова М.Р. Профессия — школьник: Программа формирования индивидуального стиля познавательной деятельности у младших школьников. — М.: Генезис, 2000.
Кривцова С.В. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе. — М.: Генезис, 2002.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Изд-во «Академия развития», 1996.
Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. — М.: ООО «Этрол», ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2005.
Родионов В.А. Материалы курса «Психология здоровья школьника: технология работы». — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2010.
23