МБОУ “ИСАДСКАЯ СОШ”
Согласовано:
Заместитель директора
по воспитанию
МБОУ ˮИсадская СОШˮ
__________ В. Н. Лавренова
Утверждаю:
Директор
МБОУ ˮИсадская СОШˮ
_______Н. В, Шаров
« 30» августа 2019 г.
« 30» августа 2019
Программа
внеурочной деятельности
в 8 - 9 классах
«Истогрия русской культуры»
Учитель: Устименко Татьяна Николаевна
с. Исады
2019-2020 уч. год
Пояснительная записка.
Авторская программа внеурочной деятельности «История русской культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Программа предназначена для организации внеурочной деятельности в 8 классе.
Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу позволяющую осветить особенности развития русской культуры.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих практических задач:
освоение систематизированных знаний об истории как науки и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории русской культуры;
овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач.
Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:
- системность и последовательность занятий: 1 раз в неделю; обеспечение преемственности обучения;
- научность: соблюдение логики изложения материала в соответствии
развития современных научных знаний;
- прочность знаний: завершение каждой темы итоговым занятием, которое должно закрепить полученные знания и навыки;
- доступность: от легкого к трудному, от простого к сложному, от неизвестного к известному, использование методов соответствующих данному возрасту детей и их развитию;
- наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ, дополнительной научной и справочной литературы, ИКТ;
- деятельностный подход: использование проблемного материала, постановка проблемы, поиск решения проблемы с учителем и самостоятельно;
- активность и сознательность: понимаются цели и задачи учеником, ученик обучается самоанализу и самооценке, думает и действует самостоятельно.
Методы реализации программы:
1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; работа с текстами, иллюстрирование исторических сюжетов).
2.Словесный (чтение исторических источников с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя).
3. Практический (организация продуктивной деятельности учащихся).
Описание места курса в учебном плане.
Количество учебных часов по рабочей программе – 1 час в неделюв течение 2 учебных лет, 70 часов в год. Программа является предметной, она дает возможность получения дополнительных научных знаний для изучения курса истории.
Актуальность заключается в подготовке обучающихся к жизни в современном обществе. Курс строится на материале истории России, поможет восполнить пробелы предыдущей подготовки ученика, даёт возможность ученику проявить себя. Предмет истории культуры имеет своё содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных её сфер – истории науки и техники, быта, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. По отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой и взаимодействии всех её областей. Исследования культуры по отдельным отраслям являются важнейшим материалом изучения историко-культурного процесса в целом. При рассмотрении научно-технической, нравственно-идейной, художественной сферы деятельности человека для историка важно выявить и показать социальные аспекты истории культуры, роль народа, деятельность интеллигенции в этом процессе. Важное место в содержании курса отводится знакомству с известными деятелями науки, выдающимися изобретателями, писателями, поэтами, художниками, чьи имена вошли в историческую память человечества.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Личностными результатами изучения курса внеурочной деятельности «История русской культуры» в основной школе являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, культуры своего народа, своего края; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
3) формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
4) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Метапредметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе являются:
1) умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
2) умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
3) умение работать в группе — владение навыками самопрезентации, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; умение слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, в том числе в ситуации столкновения интересов; умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
4) формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий как инструментальной основы развития регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, включая совершенствование навыков решения социально и личностно значимых проблем, способности к сотрудничеству и саморегуляции; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности в основной школе является следующая система знаний и умений:
- ключевые понятия культурно-исторической эпохи;
- владеть элементами исследовательской работы, связанной с поиском, отбором, анализом, обобщением материала, выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- выявлять культурную доминанту исторического времени через специфику картины мира и системы ценностей;
- классифицировать исторические события через культурный опыт, биографию человека;
- определять культурно-исторические эпохи в истории России через ведущие формы культурного творчества;
- определять стилевые особенности памятников отечественной литературы и искусства, сопоставлять имена крупнейших деятелей культуры с контекстом данной культурно-исторической эпохи;
- систематизировать полученные знания (составлять аннотации, рецензии, схемы, таблицы и т.д.);
- представлять результаты своей деятельности в форме исторического эссе, рецензии, презентации, тезисов, реферата и т.п.
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Основное содержание
Тема 1. Источники по истории и культуре России (2 часа).
Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.
Тема 2. Культура Древней Руси. (4 часа)
Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности. Древнерусские монастыри как центры культуры.
Древнерусские храмы. Мозаика, фрески.
Тема3. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (4часа).
Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития )Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств).
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения».
Тема 4. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 ч.).
Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества.
Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.
Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах.
Тема5. Культура России XVII века (5 ч.).
Особенности русской традиционной культуры. Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы.
Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.
Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства.
Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия.
Тема 6. Российская культура XVIII века (12 ч.).
Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств.
Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли
Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский.
Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.
Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба.
Памятники культуры Рязанского края
Тема 7. Российская культура XIX века (ч.).
Развитие научных знаний. Наука. Географические открытия. Вклад рязанцев в исследование мира. Русская медицина. Н.Пирогов.
«Золотой век» русской литературы. Религиозные искания А.С. Пушкина. Литературное наследие декабристов. Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Михаил Виноградов. Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. Скульптуры И. Мартоса и П. Клодта.
Религиозная мысль в первой половине XIX в. Филарет Дроздов. Серафим Саровский.
Теория официально народности. Наследие Феофана затворника
Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. Достижения русской науки. Сокровищница мировой культуры – произведения литературы и искусства. Жизнь народа в творчестве художников – передвижников. «Могучая кучка». Становление и развитие русской оперы. Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. Монументальная скульптура
Тема 8. Русская культура рубежа веков.
Понятие «культура Серебряного века» и ее хронологические рамки, мировоззренческие истоки. Открытия российских ученых. Достижения гуманитарных наук. Формирование русской философской школы. И. Ильин., Н. Бердяев, П Флоренский, П. Сорокин.
«Русские сезоны». «Мир искусства»
Поиски и открытия в литературе. Символизм как новое миропонимание и новая поэзия. Философские и литературные объединения интеллигенции.
Художественный язык модерна. Идеология нового театра. Роль меценатства в культурной жизни России конца XIX - начала XX в.
Тематическое планирование в 8 классе
№ п/п | Тема урока | содержание | Дата планир | Дата фактич |
Тема 1. Источники по истории и культуре России (2 часа). | |
1-2 | Источники по истории и культуре России | Историография, научно-популяр-ная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исто-рической мысли в России. В.Н.Та-тищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соло-вьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской историчес-кой науки. | | |
Тема 2. Культура Древней Руси. (4 часа) |
3-4 | Культура как один из факторов образования древнерусской народности. | Христианская культура и язычес-кие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культу-ра древней Руси как один из фак-торов образования древнерусской народности. Происхождение сла-вянской письменности. Древне-русские монастыри как центры культуры. | | |
5-6 | Зодчество и живопись в Древней Руси. | Древнерусские храмы. Мозаика, фрески. | | |
Тема3. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (4часа). |
7 - 8 | Культура домонгольской Руси. | Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональ-ные особенности культурного развития )Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств. ) | | |
9-10 | Культура русских земель в конце XIII –середине XV века. | Культурное развитие русских зе-мель и княжеств в конце XIII- сере-дине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского наро-дов. Москва как центр развития культуры великорусской народ-ности. Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Созда-ние русского иконостаса. Древне-русская литература: летописи, жития, сказания и «хождения». | | |
Тема 4. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 ч.). |
11-12 | Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства. | Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения само-державия. «Ренессансные» тен-денции в русском искусстве. Но-вые формы зодчества. | | |
13-15 | Памятники архитектуры и живописи XV-XVI веков. | Перестройка Кремля в Москве. Ус-пенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Пок-ровский собор (храм Василия Бла-женного). Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. | | |
16-17 | Развитие «книжного дела». | Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. | | |
Тема5. Культура России XVII века (5 ч.). |
19 | Особенности русской традиционной культуры. | Особенности русской традицион-ной культуры. Формирование национального самосознания. Уси-ление светских элементов в рус-ской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. | | |
20 | Архитектура. | Обновление принципов градо-строительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарыш-кинское барокко). Теремной дво-рец Кремля. Дворец в селе Коло-менском. | | |
21-22 | Русская живопись семнадцатого века. | Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Уша-ков. Расцвет ювелирного и декора-тивно-прикладного искусства. | | |
23 | Грамотность и школы. | Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славя-но- греко-латинская академия. | | |
Тема 6. Российская культура XVIII века (12 ч.). |
24-26 | Влияние западноевропейской культуры на русскую. | Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просвети-тельской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Про-копович, Н.И. Новиков, А.Н.Ради-щев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонви-зин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского уни-верситета. И.И.Шувалов, М.В.Ло-моносов, И.И.Бецкой. Деятель-ность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. | | |
27-28 | Русская архитектура и скульптура восемнадцатого века. | Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульп-туре восемнадцатого века. Архи-текторы А.Д.Захаров, А.Н.Ворони-хин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. | | |
29-30 | Живопись восемнадцатого века. | Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Ле-вицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин. | | |
31 | Зарождение профессионального театра. | Ф.Г.Волков. Развитие музыкаль-ного искусства. Быт и нравы дворянства: русская усадьба. | | |
32-33 | Культура Рязанского края | Памятники культуры Рязанского края | | |
34-35 | Подведение итогов | Защита творческих работ | | |
Тематическое планирование в 9 классе
№ п/п | Тема урока | содержание | Дата планир | Дата фактич |
Тема 1. Источники по истории и культуре России (2 часа). | |
1-2 | Формирование рус-ской национальной культуры во вто-рой половине XVIII – начале XIX вв. | Мировоззренческие и худо-жественные истоки русского классицизма. Петербургский и московский классицизм | | |
3-4 | Золотой век русской литературы | Творческие искания писателей Пушкинской эпохи | | |
5 | Пророк | Религиозное мировоззрение Пушкина. | | |
6 | Литературное наследие декабристов | В. Кюхельбекер, Н. Бестужев, А. Бестужев – Марлинский, К. Рылеев, И. Пущин. | | |
7 | «Для кисти русской первый день…» | Творчество и жизненный путь К. Брюллова | | |
8 – 9 | Русские типы Петра Боклевского | Жизнь и творчество П. М. Боклевского. | | |
10 - 11 | Русская наука первой половины 19 в. | Развитие научных знаний. Географические открытия. | | |
12 | В. Головнин | Вклад рязанцев в исследование мира. | | |
13 | Н. Пирогов | Русская медицина. Н.Пирогов. | | |
14-15 | Русская музыка первой половины 19 в. | Героико-патриотические, национальные сюжеты в музыке. Михаил Виноградов. | | |
16-17 | Классицизм московский и петербургский | Монументальные ансамбли Петербурга, стиль русского ампира в Москве. | | |
18-19 | Запечатлённая Россия | Интерес к человеческой личности, к жизни простых людей в живописи. Россия XIX столетия в изобразительном искусстве. | | |
20-21 | Религиозная мысль в первой половине XIX в. | Филарет Дроздов. Серафим Саровский. Теория официально народности. Наследие Феофана затворника | | |
22-23 | Русские меценаты | Частное коллекционирование - феномен русского меценатства. | | |
24-25 | Русская наука второй половины 19 в. | Достижения русской науки. | | |
26 | Она переводила Андерсена | Жизнь и творчество анны Ганзен. | | |
27-28 | «Могучая кучка» и другие | «Могучая кучка». Становление и развитие русской оперы. | | |
29-30 | Архитектура второй половины 19 в. | Эклектика и неорусский стиль в архитектуре: возврат к национальным традициям. | | |
31-33 | Работа над проектами и творческими отчетами | | | |
34-35- резерв | | | | |