Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области
«Донской педагогический колледж»
УТВЕРЖДЕНО
На педагогическом совете
ГБПОУ РО «ДПК»
«16» февраля 2019 г.
Протокол №__________________
Директор____________________
(Пискунов Пётр Иванович)
(ФИО)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Геометрия вокруг нас»
Для обучающихся 1-х классов
Автор программы: Пастухова Екатерина
Лукьяновна
Возраст детей: 6,5-8 лет
Срок реализации: 1 год
Ростов-на- Дону
2019г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Геометрия вокруг нас» (далее - Программа) составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и на основе программы факультативного курса «Занимательная математика» Е.Э.Кочуровой.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В основе методов и средств обучения лежит деятельностный подход. Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание факультатива «Геометрия вокруг нас» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Цель и задачи курса «Геометрия вокруг нас»
Цель: формирование всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой математических знаний и умений, идейно-нравственных, культурных и этических принципов, норм поведения, которые складываются в ходе учебно-воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе:
а) обучение деятельности - умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда,
б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств, эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности,
в) формирование картины мира.
Задачи:
Обучающие:
знакомство детей с основными геометрическими понятиями,
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин,
обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе,
сформировать умение учиться.
формирование умения следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий,
обучение различным приемам работы с бумагой,
применение знаний, полученных на уроках природоведения, труда, рисования и других, для создания композиций с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
развитие внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения,
развитие мелкой моторики рук и глазомера,
развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей,
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
воспитание интереса к предмету «Геометрия»,
расширение коммуникативных способностей детей,
формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков.
Общая характеристика факультативного курса.
Факультативный курс «Геометрия вокруг нас» входит во внеурочную деятельность по общеинтеллектуальному направлению развития личности школьника.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Курс «Геометрия вокруг нас» рассчитан на 33 часа в год в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 30-35 минут.
Требования к уровню подготовки учащихся
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
- ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
- анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
- составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
- выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Предметные результаты:
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Универсальные учебные действия:
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту(алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Календарно - тематическое планирование курса «Геометрия вокруг нас»
1 класс – 33 часа
№ | Дата проведения | Наименование темы занятий | Количество часов | Типы и виды занятий | Наименование самостоятельной работы |
1 | 02.09.2019 | Математика – царица наук | 1 | | |
2 | 09.09.2019 | Как люди научились считать | 1 | | |
3 | 16.09.2019 | Интересные приёмы устного счёта | 1 | | |
4 | 23.09.2019 | Решение занимательных задач в стихах | 1 | | |
5 | 30.09.2019 | Игра «Муха» ( «муха» перемещается по командам на игровом поле) | 1 | | |
6 | 7.10.2019 | Учимся отгадывать ребусы | 1 | | |
7 | 14.10.2019 | Числа – великаны. Коллективный счёт. | 1 | | |
8 | 21.10.2019 | Проектная деятельность «Спутники планет» | 2 | | |
9 | 28.10.2019 | Проектная деятельность «Спутники планет» | | | |
10 | 4.11.2019 | Решение ребусов и логических задач. | 1 | | |
11 | 11.11.2019 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | | |
12 | 18.11.2019 | Загадки – смекалки | 1 | | |
13 | 25.11.2019 | Игра «Знай свой разряд» | 1 | | |
14 | 2.12.2019 | Практикум «Подумай и реши» | 2 | | |
15 | 9.12.2019 | Практикум «Подумай и реши» | | | |
16 | 16.12.2019 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | | |
17 | 23.12.2019 | Решение нестандартных задач. | 1 | | |
18 | 13.01.2020 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | 2 | | |
19 | 20.01.2020 | Проектная деятельность «Газета любознательных» | | | |
20 | 27.01.2020 | Проектная деятельность «солнце – обыкновенный жёлтый шарик» | 2 | | |
21 | 03.02.2020 | Проектная деятельность «солнце – обыкновенный жёлтый шарик» | | | |
22 | 10.02.2020 | 27 Математические горки | 2 | | |
23 | 17.02.2020 | 28 Математические горки | | | |
24 | 24.02.2020 | 29-30 Наглядная алгебра | 2 | | |
25 | 02.03.2020 | 31-32 Наглядная алгебра | | | |
26 | 09.03.2020 | 33 Решение логических задач | 1 | | |
27 | 16.03.2020 | Игра «У кого какая цифра» | 1 | | |
28 | 23.03.2020 | Знакомьтесь: Архимед! | 1 | | |
29 | 23.03.2020 | Задачи с многовариантными решениями | 2 | | |
30 | 30.03.2020 | Задачи с многовариантными решениями | | | |
31 | 06.04.2020 | Задачи с многовариантными решениями | 1 | | |
32 | 13.04.2020 | Знакомьтесь: Пифагор! | 1 | | |
33 | 20.04.2020 | Математический КВН. | 1 | | |
Список литературы
В. Г. Житомирский, Л. Н. Шеврин «Путешествие по стране геометрии». М., « Педагогика-Пресс», 1994
Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по наглядной геометрии», М., «ВАКО», 2004
Волина В. Праздник числа (Занимательная математика для детей): Книга для учителей и родителей. – М.: Знание, 1994. – 336 с.
Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., «Просвещение», 1990
Шадрина И.В. Методические рекомендации к комплекту рабочих тетрадей. 1-4 классы.- М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение математике в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2003
Шадрина И.В. Обучение геометрии в начальных классах. Пособие для учителей, родителей, студентов педвузов. – М. «Школьная Пресса». 2002
Волкова С.И., Пчёлкина О.Л. Математика и конструирование. Пособие для учащихся 3 класс.- М. «Просвещение», 2012
Шадрина И.В. Решаем геометрические задачи. 3 класс. Рабочая тетрадь. – М. «Школьная Пресса». 2003