СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа внеурочной деятельности "Веселый каллиграф"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа расчитана на постановку руки во время письма.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Веселый каллиграф"»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Раисинская средняя школа»

Новосибирской области Убинского района



«Рассмотрено»

на заседании МО учителей

эстетико-оздоровительного

и естественно-научного цикла
Протокол № _______

от«____» 2021г.



«Согласовано»

Заместитель директора по ВР

_______________

«___» 2021г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Веселый каллиграф»

для начального общего образования

Срок освоения программы 1 год ( 1 класс)






Составитель:

учитель ИЗО

Гусакова М.В.




2021

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлый каллиграф» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.

Рабочая программа   составлена на основе следующих документов:

1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373); 

3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Актуальность данного курса. Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам.

Новизна. Письмо называют “базовым“ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.

Данная программа построена в трёх направлениях: развитие ручной умелости; развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку); развитие графического умения через выполнение несложных (веселых) заданий и упражнений, которые помогут ребенку в постановке ровного , красивого почерка в твердой руке. Ручная умелость также развивается в процессе выполнения поделок с помощью инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т.д.). Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе. Развитие графических умений формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.

Цельразвивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки; отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.

Задачи:

  • Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.

  • Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.

  • Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

  • Формировать внимание и контроль за собственными действиями.

  • Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.

  • Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.

Отличительные особенности данной программы:

Основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются. Большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей. Отличительной        особенностью           программы     «Веселый каллиграф»         является          развитие познавательных способностей через задания не учебного характера в виде игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.  

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год. Продолжительность занятий 30 мин.

Формы и режим занятий:

практические занятия;

беседы;

викторины;

настольные, дидактические игры;

демонстрация фильмов и видеороликов.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.

I. Планируемые результаты.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Предметные результаты освоения курса.

  • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;

  • выполнять практические задания на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

  • внимательно выполнять задания на постановку руки ;

  • четко и аккуратно выполнять задания в индивидуальном для каждого ученика темпе;

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;

В процессе освоения данного курса обучающиеся научатся:

  • правильно держать ручку при письме;

  • ориентироваться в тетради;

  • фиксировать границу и величину элементов;

  • запоминать конфигурацию букв;

  • знать и уметь выполнять разные виды штриховки;

  • при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;

  • уметь по фрагментам продолжить узор;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятий;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ.

II. Содержание курса внеурочной деятельности

Штрихуем, пишем основные элементы букв

Знакомство с основным алгоритмом штриховки. Штриховка «Утки», «Солнце». Штриховка наклонными линиями «Домик», «Ель». Штриховка вертикальными линиями «Клоун», «Слон». Штриховка слева-направо «Пирамидки», «Снеговик». Обводка контура предметов и их штриховка. Штриховка предметов элементами крючка с секретом. Штриховка предметов элементами букв с «качалочкой» и «клюшкой». Штриховка предметов элементами букв полуовалами и овалами. Письмо элементов букв в тетради по образцам учителя. Задания могут меняться.

Пишем буквы и их соединения

Письмо всех прописных и строчных букв русского алфавита. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. Практические занятия по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв.

Пишем слова и предложения с изученными буквами

Упражнения в каллиграфическом написании слов (списывание). Упражнения в каллиграфическом написании слов (письмо под диктовку). Списывание с печатного текста с соблюдением всех правил каллиграфии. Письмо под диктовку с соблюдением всех правил каллиграфии. Работа над наиболее трудными элементами написания букв, соединений.. Итоговое мероприятие «Мы просто, молодцы!»





III. Тематическое планирование.

Тема занятия

Кол-во

часов


Штрихуем, пишем основные элементы букв

9 часов

1

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

1ч.

2

Знакомство с высотой больших и малых элементов, их изображение в строчке на одинаковом расстоянии.

1ч.

3

Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания рисунков. Облака, цветочки и др.

1ч.

4

По грибы по ягоды на машине. (обведение рисунков по контуру). Заполнение цветом.

1ч.

5

Юный строитель. Домики. Башни. Замки. (вертикальная, горизонтальная и наклонная штриховка)

1ч.

6

Забавные мордашки клоунов. (рисование с использованием элементов букв)

1ч.

7

Обведи меня по точкам (безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

1ч.

8

Сказочный город (все виды штриховок и обводок)

1ч.

9

Делай как я (повторение заданных фигур, узора). Наряжаем елочку

1ч.


Пишем буквы и их соединения

16 час

10

Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)

1ч.

11

В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)

1ч.

12

Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)

1ч.

13

Умелые ручки (лепка элементов букв из раскатанных колбасок, складывание знакомых букв)

1ч.

14

В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э)

1ч.

15

Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)

1ч.

16

Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т)

1ч.

17

А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я)

1ч.

18

Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё)

1ч.

19

Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)

1ч.

20

Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж)

1ч.

21

Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч)

1ч.

22

Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)

1ч.

23

Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К)

1ч.

24

Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ)

1ч.

25

Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв)

1ч.


Пишем слова и предложения с изученными буквами

8 часов

26

Весёлая азбука

1ч.

27

Весёлая азбука

1ч.

28

Алфавит.

1ч.

29

Упражнение в письме под диктовку.

1ч.

30

Списывание с печатного текста.

1ч.

31

Письмо под диктовку.

1ч.

32

Списывание с печатного текста.

1ч.

33

Мы просто, молодцы! (итоговое занятие)

1ч.