Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Раисинская средняя школа»
Новосибирской области Убинского района
«Рассмотрено» на заседании МО учителей эстетико-оздоровительного и естественно-научного цикла Протокол № _______ от«____» 2021г. | | «Согласовано» Заместитель директора по ВР _______________ «___» 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности «Веселый каллиграф»
для начального общего образования
Срок освоения программы 1 год ( 1 класс)
Составитель:
учитель ИЗО
Гусакова М.В.
2021
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Весёлый каллиграф» составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. №273-ФЗ.
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
3. Инструктивное письмо от 21.05.2015 г. «Об организации внеурочной деятельности» № 03-20-2057/15-00
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.
Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.
Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Актуальность данного курса. Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.
Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам.
Новизна. Письмо называют “базовым“ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе. Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.
Данная программа построена в трёх направлениях: развитие ручной умелости; развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку); развитие графического умения через выполнение несложных (веселых) заданий и упражнений, которые помогут ребенку в постановке ровного , красивого почерка в твердой руке. Ручная умелость также развивается в процессе выполнения поделок с помощью инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т.д.). Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе. Развитие графических умений формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.
Цель - развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки; отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
Задачи:
Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.
Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.
Отличительные особенности данной программы:
Основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются. Большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей. Отличительной особенностью программы «Веселый каллиграф» является развитие познавательных способностей через задания не учебного характера в виде игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу.
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 1 класс — 33 ч. в год. Продолжительность занятий 30 мин.
Формы и режим занятий:
практические занятия;
беседы;
викторины;
настольные, дидактические игры;
демонстрация фильмов и видеороликов.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.
I. Планируемые результаты.
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметные результаты освоения курса.
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания;
выполнять практические задания на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;
внимательно выполнять задания на постановку руки ;
четко и аккуратно выполнять задания в индивидуальном для каждого ученика темпе;
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста; 2) при письме по памяти; 3) под диктовку учителя;
В процессе освоения данного курса обучающиеся научатся:
правильно держать ручку при письме;
ориентироваться в тетради;
фиксировать границу и величину элементов;
запоминать конфигурацию букв;
знать и уметь выполнять разные виды штриховки;
при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков;
уметь по фрагментам продолжить узор;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия.
самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
Штрихуем, пишем основные элементы букв
Знакомство с основным алгоритмом штриховки. Штриховка «Утки», «Солнце». Штриховка наклонными линиями «Домик», «Ель». Штриховка вертикальными линиями «Клоун», «Слон». Штриховка слева-направо «Пирамидки», «Снеговик». Обводка контура предметов и их штриховка. Штриховка предметов элементами крючка с секретом. Штриховка предметов элементами букв с «качалочкой» и «клюшкой». Штриховка предметов элементами букв полуовалами и овалами. Письмо элементов букв в тетради по образцам учителя. Задания могут меняться.
Пишем буквы и их соединения
Письмо всех прописных и строчных букв русского алфавита. Поиск буквы в ряду других букв, сравнение. Практические занятия по каллиграфии с элементами игр, отработка написания букв, элементов, соединений букв.
Пишем слова и предложения с изученными буквами
Упражнения в каллиграфическом написании слов (списывание). Упражнения в каллиграфическом написании слов (письмо под диктовку). Списывание с печатного текста с соблюдением всех правил каллиграфии. Письмо под диктовку с соблюдением всех правил каллиграфии. Работа над наиболее трудными элементами написания букв, соединений.. Итоговое мероприятие «Мы просто, молодцы!»
III. Тематическое планирование.
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
| Штрихуем, пишем основные элементы букв | 9 часов |
1 | Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики) | 1ч. |
2 | Знакомство с высотой больших и малых элементов, их изображение в строчке на одинаковом расстоянии. | 1ч. |
3 | Развитие мелкой моторики руки путём обведения овальных линий, штриховки и раскрашивания рисунков. Облака, цветочки и др. | 1ч. |
4 | По грибы по ягоды на машине. (обведение рисунков по контуру). Заполнение цветом. | 1ч. |
5 | Юный строитель. Домики. Башни. Замки. (вертикальная, горизонтальная и наклонная штриховка) | 1ч. |
6 | Забавные мордашки клоунов. (рисование с использованием элементов букв) | 1ч. |
7 | Обведи меня по точкам (безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры) | 1ч. |
8 | Сказочный город (все виды штриховок и обводок) | 1ч. |
9 | Делай как я (повторение заданных фигур, узора). Наряжаем елочку | 1ч. |
| Пишем буквы и их соединения | 16 час |
10 | Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху) | 1ч. |
11 | В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой) | 1ч. |
12 | Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал) | 1ч. |
13 | Умелые ручки (лепка элементов букв из раскатанных колбасок, складывание знакомых букв) | 1ч. |
14 | В гостях у Айболита (сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э) | 1ч. |
15 | Ледяной город (сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ) | 1ч. |
16 | Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т) | 1ч. |
17 | А что у Вас? (сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я) | 1ч. |
18 | Храбрый заяц (сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё) | 1ч. |
19 | Волшебный клубочек (сравнительные характеристики элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б) | 1ч. |
20 | Веселый жук (сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж) | 1ч. |
21 | Мы ученики (сравнительные характеристики элементов букв У, Ч) | 1ч. |
22 | Точка, точка, запятая (работа по клеточкам) | 1ч. |
23 | Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики элементов букв Н, К) | 1ч. |
24 | Эти странные буквы (сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ) | 1ч. |
25 | Забавные мордашки (рисование с использованием элементов букв) | 1ч. |
| Пишем слова и предложения с изученными буквами | 8 часов |
26 | Весёлая азбука | 1ч. |
27 | Весёлая азбука | 1ч. |
28 | Алфавит. | 1ч. |
29 | Упражнение в письме под диктовку. | 1ч. |
30 | Списывание с печатного текста. | 1ч. |
31 | Письмо под диктовку. | 1ч. |
32 | Списывание с печатного текста. | 1ч. |
33 | Мы просто, молодцы! (итоговое занятие) | 1ч. |