Муниципальное образовательное учреждение
Глебовская основная общеобразовательная школа
Переславского муниципального района Ярославской области
Согласована на заседании МО № протокола _____ от «___»____________20 __г. | | Утверждена директором школы ____________________________ (ФИО) № приказа _____ от «___»_____________20__г. |
Рабочая программа
Внеурочной деятельности « Выбор профессии »
в 9 классе.
Автор Лялин А.В.
2019 - 2020
Пояснительная записка
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей.
Практическая значимость этого вопроса для всех участников образовательного процесса возрастает в связи с реализацией Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Переход к профильному обучению предполагает организацию предпрофильной подготовки, которая включает в себя систему педагогической, психологической, информационной поддержки учащихся основной школы, содействует их самоопределению по завершению основного общего образования.
Настоящая программа предназначена для профориентации учащихся 9 – х классов. Базируется на четырёх направлениях профконсультационной работы: информационное, диагностическое, консультационное и тренинговое.
Данный курс основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации "Мои профессиональные намерения”», Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии» и В.В. Сивковой – «Профессиональное самоопределение».
Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда, а так же сориентировать учащихся в выборе будущей профессии.
Основные задачи курса:
1. Определить интересы, склонности и способности учащихся в области профессиональной деятельности;
2. Научить стратегии выбора профессии;
3. Научить навыкам самопрезентации;
4. Сформировать у учащихся положительное отношение к труду;
5. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий»;
6. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии;
7. Научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
Элективный курс « Выбор профессии » состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.
Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.
Общее количество часов – 34.
Ожидаемые результаты:
1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
3. принятие учащимися предварительного решения о профессиональном выборе;
4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.
По окончании курса учащиеся должны знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние современного рынка труда, пути получения профессии.
Основная форма контроля – зачет.
Выбор профессии основывается на соотнесении возможностей, способностей интересов подростка с оценкой состояния общественных потребностей в работниках тех или иных специальностей. Однако социальный опыт юношей и девушек ограничен. Им трудно сопоставить свои возможности и способности с требованиями, предъявляемыми к определенным видам трудовой деятельности.
Проведение целенаправленной профориентационной работы с молодежью необходимо начинать как можно раньше. Это особенно актуально сейчас, когда осуществляется переход к профильной школе.
Основными составляющими процесса самоопределения на этапе предпрофильной подготовки школьников являются получение знаний :
О себе и своих возможностях;
О мире профессий;
Соотнесение знаний о себе и о мире профессиональной деятельности.
Предпрофильная подготовка школьников направлена на активизацию внутренних психологических ресурсов личности, с тем, чтобы, включаясь в профессиональную деятельность, подросток мог в полной мере реализовать себя в будущей профессии.
Профориентационная программа для предпрофильной подготовки школьников должна активизировать процесс формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению включает в себя:
Положительное отношение к трудовой деятельности;
Потребность в осуществлении профессиональных намерений с учетом своих возможностей;
Сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений.
Таким образом, психологическая готовность состоит из мотивационного, познавательного, эмоционального и волевого компонентов, которые изменяются в зависимости от возраста.
Программа создана на основе изучения профориентационных программ Е.А. Климова, С.Н. Чистяковой, Г.В. Резапкиной. Она рассчитана на учащихся 9 класса. Тесты и задания подобраны с учетом особенностей восприятия школьников этого возраста. Изучение курса научно обосновано тем положением, что обращенность в будущее является главной чертой старшеклассника.
Новизна предлагаемого подхода состоит в том, что необходимо проделать большую научно-практическую работу: проанализировать ресурсы (интересы, склонности, способности и т.д.), особенности избираемой профессии, осознать потенциальные несоответствия и оценить возможность или невозможность коррекции этих несоответствий. Новизна программы позволяет подростку по новому осмыслить учебную деятельность, значение и возможность применения полученных знаний на практике, определить круг своих будущих профессиональных интересов, сориентироваться в мире профессий и, в итоге составить личный профессиональный план.
^ Цель занятий: формирование у учащихся ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Задачи:
Развитие интереса к проблеме выбора профессии, ознакомление с многообразием мира профессий
Способствовать формированию потребностей в профессиональном самоопределении
Способствовать формированию профессионального самосознания, осознанного профессионального намерения и пути продолжения образования
Способствовать подготовке к реализации профессионального намерения.
В ходе изучения курса учащиеся должны:
Познакомиться с описанием большого количества профессий
Изучить свои интересы, склонности, способности
Постараться определиться с наиболее соответствующей и привлекательной профессией
Определиться с профилем дальнейшего обучения.
Методические средства:
Лекция
Встречи и наблюдение
Тестирование
Деловые и ролевые игры
Групповое обсуждение
Экскурсии
Основной целью данной программы является - формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе — будущей профессии;
расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации;
обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности применительно к реализации себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
обучить планированию профессиональной карьеры; показать механизм выбора профессии; определить оптимальный вариант, при котором желания и возможности максимально приближены друг к другу;
сформировать отношение старшеклассника к себе как субъекту будущей профессии;
овладеть умением анализировать профессию; изучить требования профессии к человеку;
получить опыт соотнесения требований профессии с собственными интересами и возможностями.
Мотивация обучающихся к деятельности достигается через использование следующих методов: активная лекция, поисковая беседа, самодиагностика, деловая игра, практическая работа с элементами тренинга и др.
Общая характеристика курса.
Предпрофильная подготовка, профильное обучение предусматривают проведение целенаправленной работы с учащимися по их профессиональному самоопределению. Причем важно, чтобы профильное обучение не ограничилось специализированной подготовкой в вузы, а позволило бы «не потерять» часть детей, которые нуждаются в большей степени в подготовке к производительному труду в промышленности, в сельском хозяйстве.
Элективный курс «Выбор профессии» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Программа содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора школьников.
Данный курс позволяет учащимся осознать многообразие мира профессий, ответственность каждого за построение своего профессионального пути, возможности развития человека в профессиональной деятельности.
Курс «Выбор профессии» предназначен для учащихся 9-х классов входит в региональный компонент учебного плана школы на 2013 - 2014 учебный год, соответствует задачам профессионального просвещения.
Курс рассчитан на 34 часов, включает в себя теоретические и практические занятия.
Содержание программы
№ | Название темы или курса | Основное содержание учебного курса | Кол-во часов. |
1. | Введение | Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие личного профессионального плана. | 1 |
2. | Труд и профессия. | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Классификация профессий. Формула профессии. Типы профессий. Понятие профессиограммы. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. | 4. |
3. | Психология личности | Способности. Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Жизненное и профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. | 4 |
4. | Мир профессий | Понятие профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: содержание, характер, процесс и условия труда. Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии. Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». | 14. |
5. | Профессиональное самоопределение | Проблема выбора профессии. Факторы, влияющие на выбор профессии в современных условиях «хочу» - «могу» - «надо» - «выбираю». Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Частичная профпригодность. Понятие компенсации. Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» — «могу» — «надо» | 7. |
6. | Подготовка к будущей карьере. | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры. Профессиональный рост (построение карьеры по вертикали и горизонтали). Понятие штатного расписания и должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личностного профессионального плана. | 4. |
Календарно-тематическое планирование курса « Выбор профессии » в 9 классе.
№ п/п | Тема урока | Основное содержание по теме | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля, вид самостоятельной работы | Дата проведения |
1 | Вводное занятие. Многообразие мира профессий. Понятие профессии, специальности и должности. Отличия профессий. Характеристика профессий. Профориетационная анкета «Ориентация». | Знакомство с курсом | | | |
2 | Представление о себе и выборе профессии Профориетационная анкета . | Дискуссия о взаимосвязи знаний о себе и успешности деятельности человека | | Вопросы | |
3 | Интересы, склонности в профессиональном выборе | Раскрытие понятий: профессиональные намерения, интересы, склонности. | Выявлять отличия интересов от склонностей | Вопросы | |
4 | Формула выбора профессии. Знакомство с подходом Климова Е.А. Самый надежный способ выбора профессии. | Изучение понятия профессиональная пригодность | Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья при выборе профессии | Вопросы | |
5 | Практическое занятие | Работа в группах «Критерии профессиональной пригодности» | Иметь представление о требованиях к состоянию здоровья для соискателей на различные профессии | Вопросы | |
6 | Понятие Профессиограмма, ПВК | Изучение понятий профессиональной пригодности и профессионально важных качеств | Выявлять различия между ПП и ПВК | вопросы | |
7 | Мотивы выбора профессии. Понятие «мотив». Факторы успешности профессиональной деятельности, профессионально важные качества человека и профессиональная пригодность. | Изучение свойств НС, их взаимосвязь с индивидуальными особенностями поведения человека, значение в профессиональной деятельности | Иметь представление о влиянии типов НС на проф.деятельность. | Вопросы | |
8 | Профессиональный тип личности. Опросник профессиональной направленности личности Голланда. | | | Вопросы | |
9 | Темперамент в профессиональной деятельности | Изучение понятия темперамент, его типы и свойства Особенности проявления темперамента в различных видах профессиональной деятельности | Уметь различать виды темперамента Иметь представление об особенностях проявления темперамента в разной профессиональной деятельности | Вопросы | |
10 | Практическое занятие по теме Темперамент | Тестирование с целью определения типа темперамента | Уметь охарактеризовать свой тип темперамента | Вопросы | |
11 | Практическое занятие по пройденному материалу. Характер в профессиональной деятельности | Обобщение пройденного материала, работа в группах Формирование характера, черты характера в профессиональной деятельности | Определять разницу между ПИ, ПС, ПВК, а также между типами темперамента Влиянии характера на профессиональную деятельность | Практическое задания Вопросы | |
12 | Классификация профессий. Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – человек». Основные требования к профессионалу. | Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей | Уметь описывать свои способности и склонности | Вопросы Тестирование | |
13 | Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – техника». Основные требования к профессионалу. | Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей | Уметь описывать свои способности и склонности | Вопросы Тестирование | |
14 | Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – природа». Основные требования к профессионалу. | Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей | Уметь описывать свои способности и склонности | Вопросы | |
15 | Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – знаковая система». Основные требования к профессионалу. | Тестирование с целью определения преобладающих способностей и склонностей | Уметь описывать свои способности и склонности | Вопросы | |
16 | Характеристика и особенности профессиональной деятельности в профессиях типа «человек – художественный образ». Основные требования к профессионалу. | | | Вопросы | |
17 | Проблема выбора профессии. | | | Практическое задание | |
18 | Возможности личности в профессиональной деятельности. Практическое занятие по пройденному материалу | Обобщение пройденного материала, работа в группах | Иметь представление о типах эмоциональных состояний, способностях и типах поведения в конфликтных ситуациях | Вопросы | |
19 | Многообразие мира профессий. Современные профессии. Современные тенденции на рынке труда. | Раскрыть возможности развития и самоутверждения личности в профессиональном труде | Иметь представление о многообразии и изменчивости мира профессий | Вопросы | |
20 | Практическое занятие по теме Многообразие мира профессий | Обсуждение подготовленных рефератов | Иметь представление о истории развития некоторых профессий | Вопросы | |
21 | Профконсультационный час. Урок-экскурсия на одно из предприятий города. | Индивидуальное, групповое профориентационное консультирование | Индивидуальный план выбора профессии | Беседа | |
22 | Социальные проблемы труда, потребности рынка труда в кадрах. | Сформировать представление учащихся об основных психологических проф. деятельности | Иметь представление о содержании и характере труда . Уметь анализировать профессиональную деятельность | вопросы | |
23 | Система профессионального образования. | | | Вопросы | |
24 | Человек на рынке труда. Встреча со специалистами Переславского ЦЗН. | Дать представление о социально-экономических условиях профессионального труда | Иметь представление о современном рынке труда и его требованиями к профессионалу | Вопросы | |
25 | Изучение рынка труда г.Переславля-Залесского и Переславского района. | Дать представление о наиболее востребованных и перспективных профессиях в регионе | Иметь представление о тенденциях Московском рынке труда | Вопросы | |
26 | Система профессионального образования. Выбор учебного заведения. | | Иметь представление о многообразии мира профессий | Беседа | |
27 | Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. | | Индивидуальный план выбора профессии | Беседа | |
28 | Понятие карьеры. Этапы построения карьеры.Профессиональный рост. | Дать определение понятию карьера, изучить виды карьеры | Иметь представление о видах карьеры | Вопросы | |
29 | Профкарьера и здоровье | Изучение понятия профессиональной пригодности | Иметь представление о влиянии профессиональной деятельности на состояние здоровья человека | Вопросы | |
30 | Поиск работы. Собеседование, телефонные переговоры . Основы делового стиля | Основные правила подготовки к собеседованию и телефонным переговорам .Изучить основные законы делового стиля | Иметь представление о основных правилах ведения переговоров.Знать основы делового стиля в одежде | Вопросы | |
31 | Резюме, виды и правила составления | Определить цели составления резюме, виды и правила написания | Понимать цели составления резюме | Вопросы | |
32 | Построение личного профессионального плана. | | | Вопросы | |
33 | Трудовое законодательство. | Индивидуальное, групповое консультирование | Знакомство с ТК РФ. | Беседа | |
34 | Подведение итогов | Обобщение материала | Оперировать основными понятиями по пройденному курсу | Беседа | |
Результаты освоения выпускниками основной школы элективного курса «Выбор профессии»
1. Расширение знаний о мире профессий, активизация способности к самостоятельному поиску недостающей информации.
2. Коррекция притязаний и самооценки в направлении адекватного уровня, самоактуализация на основе изучения способностей и возможностей личности.
3. Приобретение опыта постановки жизненных и профессиональных целей с учетом реальных условий, запроса социума.
4. Приобретение опыта гибкого подхода к ситуации профессионального выбора на основе составления плана-схемы индивидуального профессионального маршрута с учетом возможных изменений в жизни.
Программно –методический обеспечение.
Для учителя:
Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению. Под ред. /Чистяковой С.Н., Журкина А.Я.- М., 1997.
Климов В.А. развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1999.
Коломинский Я.Л. Человек: психология.- М., 1986.
Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики.- М., 1984.
Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, с. 28-30.
Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи.- М., 1993.
Резапкина Г.В. Я и моя профессия.- М., 2004.
9. Е.А. Климов. « Как выбрать профессию». Издательство «Просвещение» М., 1990 год.
10. Т.В. Черникова. «Профориентация старшеклассников» Издательство «Учитель». Волгоград 2006 год.
11. Ярославский областной центр занятости населения Учебно-методический центр профориентации и профобучения высвобождаемых работников и незанятого населения.
« Основы выбора профессии». Ярославль, 2012 год
12. Справочник специальностей, доступных для обучения на территории Ярославской области. ООО «Центр корпоративных программ», 2013 год
Для учащихся:
Климов Е.А. Как выбирать профессию.- М., 1990.
Моя профессиональная карьера (пособие для учащихся). -М., 1993.
Пекелис В.Д. Как найти себя.- М., 1989.
Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии.- М., 2003.
Буклеты из Переславского ЦЗН.
Материально-техническое обеспечение обеспечение/
1.Диск «Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия.»
2. Медиа – презентации по соответствующей тематике.
3. Медиаресурсы на CD – диске об образовательных учреждениях СПО и ВПО Ярославской области.
4. Интерактивные тесты.