МБОУ СШ 39 город Смоленск
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Занимательная математика»
по внеурочной деятельности.
Направление: общеинтеллектуальное
Класс (возраст): 7 класс
Срок реализации: 1 год
Учитель
Рассмотрено на заседании МО ______________________
Протокол № _____от «____» _____________2019г.
Руководитель__________________
Принята на заседании Педагогического Совета
Протокол №______ от «____»_____________2019г.
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по математике «Магия математики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Программа рассчитана на 1год (34 часа) и предназначена для учащихся 7 классов общеобразовательной школы.
Главная цель изучения курса - формирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, организовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, применять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов. Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наиболее эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проектной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля обучения в старшей школе.
Программа содержит все необходимые разделы и соответствует современным требованиям, предъявляемым к программам внеурочной деятельности. Может быть рекомендована как рабочая программа для внеурочной деятельности для учащихся 7 класса, обучающихся в режиме ФГОС.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жизненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни.
Цель курса:
^ формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
^ обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою
деятельность, оценить результаты своего труда;
^ формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих
способностей, познавательных мотивов деятельности;
^ обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии
собственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
Задачи:
^ создание условий для реализации математических и коммуникативных способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
^ формирование у подростков навыков применения математических
знаний для решения различных жизненных задач;
^ расширение представления подростков о школе, как о месте
реализации собственных замыслов и проектов;
^ развитие математической культуры школьников при активном применении математической речи и доказательной риторики.
Общая характеристика учебного предмета, курса
В основу программы курса легла современная концепция преподавания математики: составление проектов, игра «Математический бой», другие игровые формы занятий, различные практические занятия, геометрическое конструирование, моделирование, дизайн. В курсе присутствуют темы и
задания, которые стимулируют учащихся к проведению несложных обоснований, к поиску тех или иных закономерностей. Все это направлено на развитие способностей детей к применению математических знаний в различных жизненных ситуациях.
Место курса в учебном плане
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 34 часа в год. Программа рассчитана на подростков 7 класса.
Формирование УУД на каждом этапе подготовки и проведения внеурочных занятий по математике
Личностные:
^ установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
^ построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых
принципов поведения; ^ реализация образа Я (Я-концепции), включая самоотношение и
самооценку;
^ нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе. Регулятивные:
^ определение образовательной цели, выбор пути ее достижения;
^ рефлексия способов и условий действий; самоконтроль и самооценка; критичность;
^ выполнение текущего контроля и оценки своей деятельности;
сравнивание характеристик запланированного и полученного продукта;
^ оценивание результатов своей деятельности на основе заданных
критериев, умение самостоятельно строить отдельные индивидуальные
образовательные маршруты. Коммуникативные:
^ планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками —
определение цели, способов взаимодействия;
^ контроль и оценка своей деятельности, обращение по необходимости за
помощью к сверстникам и взрослым;
^ формирование умения коллективного взаимодействия. Познавательные:
^ умение актуализировать математические знания, определять границы своего знания при решении задач практического содержания;
^ умение оперировать со знакомой информацией; формировать обобщенный способ действия; моделировать задачу и ее условия, оценивать и корректировать результаты решения задачи. Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
в личностном направлении:
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при применение математических знаний для решения конкретных жизненных задач;
в метапредметном направлении:
умение видеть математическую задачу в конспекте проблемной ситуации в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера; 3) в предметном направлении:
умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
Содержание программы
| Название темы | часов | Формирование УУД |
познавательные | регулятивные | коммуникативные |
1 | За страницами учебника алгебры | 11 | -сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания; ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения той или иной задачи . делать выводы на основе обобщения знаний. | анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, развивать навыки оценки и самоанализа | аргументировать свою позицию , учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения; контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. |
2 | Решение нестандартных задач | 5 | анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины); искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы; | конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи; объяснять выполняемые и выполненные действия; воспроизводить способ решения задачи; оценивать предъявленное готовое решение задачи | участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи; |
3 | Геометриче ская мозаика | 7 | выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже; анализировать расположение деталей исходной конструкции; составлять фигуры из частей, сравнивать и группировать факты и явления; определять причины событий. | выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции; сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием | осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом. |
4 | Окно в историческое прошлое | 5 | -строить речевые высказывания в устной и письменной форме; -уметь работать с различными источниками информации | определять цель работы; планировать этапы её выполнения, оценивать полученный результат; выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, проводить сравнение объектов. | -воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. строить эффективное взаимодействие с одноклассниками при выполнении совместной работы. |
5 | Конкурсы , игры | 6 | -строить речевые высказывания; - владеть общим приемом решения задач; - уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом; - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий | - оценивать правильность выполнения действий; -находить и исправлять ошибки, объяснять их причины; - выстраивать аргументацию при доказательстве и диалоге; - выбирать рациональный способ вычислений и поиска решений | - уметь работать в режиме диалога; - уметь сопоставлять полученные математические знания со своим жизненным опытом; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
Календарно-тематическое планирование 34 часа , 1 занятие в неделю
| дата | Тема занятия | Краткое содержание |
1 | | 1.Математика в жизни человека 2. Фокус с разгадыванием чисел | Рассказ учителя . Игра : отгадывание даты рождения |
2 | | Системы счисления. Почему нашу запись называют десятичной? | Рассказ учителя и просмотр презентации. |
3 | | 1.Проценты простые. Решение задач 2. Развитие нумерации на Руси | Беседа. Практикум решения Сообщение учеников |
4 | | Решение олимпиадных задач прошлых лет. | Решение нестандартных задач для подготовки к школьному этапу олимпиады Задачи из международных конкурсов «Кенгуру», «Олимпус». |
5 | | Решение олимпиадных задач |
6 | | Задачи на разрезание и складывание фигур | Познакомить учащихся с разнообразием задач на разрезание и складывание фигур. Изготовление моделей для практических упражнений |
7 | | Как появилась алгебра? | Элементарная алгебра — раздел алгебры, который изучает самые базовые понятия. Обычно изучается после изучения основных понятий арифметики. В арифметике изучаются числа и простейшие (+, −, ×, ÷) действия с ними. В алгебре числа заменяются на переменные (a, b, c, x, y и так далее). |
8 | | Решение текстовых задач | |
9 | | Игры - головоломки и геометрические задачи. | Предварительный подбор задач и их решение |
10 | | Весёлый час. Задачи в стихах | О занимательных и смешных фактах математики. Проектная работа «Задачи в стихах» |
11 | | . 1 Решение типовых текстовых задач. Разбор, анализ, методы решения задач. | Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнений |
12 | | 1 Решение типовых текстовых задач 2.Выпуск математического бюллютеня .Пословицы, поговорки, загадки, в которых встречаются числа. | Решение задач на составление уравнения. Практикум-исследование решения задач на составление уравнений |
13 | | 1.Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим» Геометрическая задача – фокус « Продень монетку». 2.шуточные вопросы по геометрии | Оптико-геометрические иллюзии - зрительные иллюзии, за счет которых происходит искажение пространственных соотношений признаков воспринимаемых объектов. |
14 | | 1.Задачи на составление уравнений 2.Математический кроссворд | Разгадывание и составление кроссвордов |
15 | | .Выпуск математического бюллетеня «Геометрические иллюзии «Не верь глазам своим»» | Решение задач в командах. Подготовка газеты по группам |
16 | | Модуль числа. Уравнения со знаком модуля | Повторить понятие модуль числа. Изучить правило снятия модуля. |
17 | | Решение уравнений со знаком модуля | Решение уравнений, содержащих модуль. Поиск корней |
18 | | Киоск математических развлечений | Решение занимательных задач. |
19 | | График линейных функций с модулем | Разработка плана построения графика линейной функции при наличии знака модуля, показать простоту решения уравнения с модулем с помощью графика , составление кусочно-линейной функции. |
20 | | График линейных функций с модулем |
21 | | Линейные неравенства с двумя переменными |
22 | | 1.Задание функции несколькими формулами |
23 | | Преобразование алгебраических выражений. Формулы сокращенного умножения | Показать , что используя формулы сокращенного умножения можно раскладывать многочлены на множители, что, в свою очередь, нужно для решения уравнений, сокращения сложных выражений и решения ряда других задач. |
24 | | Интеллектуальный марафон | Командные соревнования |
25 | | Урок решения одной геометрической задачи на доказательство | Решение одной задачи различными способами. Развитие аналитической и исследовательской деятельности. Выбор наиболее рационального способа. |
26 | | Выпуск экспресс-газеты по разделам: приемы быстрого счета, заметки по истории математики; биографические миниатюры; математический кроссворд | Работа по группам: подбор материала, обсуждение. (подготовить заранее) |
27 | | 1.Что такое - Геометрия на клетчатой бумаге. Формула Пика. 2 . Математический бюллетень: Георг Александр Пик | Решение задач на вычисление площади многоугольника с помощью клетчатой бумаги, способом перекраивания и способом достройки. Формула Пика. Проектная работа. Презентация |
28 | | Тайна « золотого сечения» | “Золотое сечение” – это такое деление целого на две неравные части, при котором целое так относится к большей части, как большая к меньшей. Деление отрезка на части в отношении равном “золотому сечению”. Проектная работа. Презентация |
29 | | Урок решения одной геометрической задачи на доказательство | Решение одной задачи различными способами. Развитие аналитической и исследовательской деятельности |
30 | | Геометрические головоломки. Пентамино. Танграм | «Пента» - пять. Игра состоит из плоских фигурок, каждая из которых состоит из 5 квадратов……и 7 «хитроумных фигур» |
31 | | «Дурацкие» вопросы | Задачи на сообразительность |
32 | | Системы линейных неравенств с двумя переменными | Решение неравенств с двумя переменными |
33 | | «Математическая карусель» | Блиц игра с участием 3-х команд |
34 | | Итоговое занятие | |
Используемая литература:
А.В. Спивак, «Математический кружок 6-7 классы», изд. МЦНМО Москва, 2011;
Ф.Ф. Нагибин, «Математическаяя шкатулка», М. «Просвещение», 1988
И.Ф. Шарыгин, «Наглядная геометрия», М. «Дрофа», 2001
В.В. Козлов, «Математика 6», М. «Русское слово», 2013
Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Занимательная геометрия. Ростов на Дону: ЗАО «Книга», 2005.
Интернет-ресурсы
1. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
2. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 3. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.