Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку
«Занимательный русский язык».
Планируемые результаты.
1-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметые результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
2-й класс
Личностные результаты:
осознавать роль языка и речи в жизни людей;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
3-4-й классы
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
1 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Путешествие по стране слов | Слова-названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета. | Игры, занятия, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр. |
2 | Путешествие по стране звуков и букв | Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Алфавит. Названия букв в алфавите | Игры, занятия, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр. |
3 | Предложение и текст | Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста. Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам. Интонационная законченность предложения. | Игры, занятия, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр. |
4 | Секреты орфографии | Раздельное написание слов; перенос слов по слогам без стечения согласных; большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов); написание слов из словаря; большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце | Игры, занятия, конкурсы | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр. |
2 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Путешествие по стране слов | Слова, обозначающие предмет, действие предмета, признак предмета. | Игры, занятия, исследовательская работа, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
2 | Путешествие по стране звуков и букв | Звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие, парные и непарные. | Игры, занятия, исследовательская работа конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
3 | Предложение и текст | Тема, главная мысль текста, тип текста; главные члены предложения. Текст - монолог и диалог. | Игры, занятия, исследовательская работа конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
4 | Секреты орфографии | Слова с безударными гласными и парными звонкими или глухими согласными в корне, с непроизносимыми согласными в корне. мягкость согласных с помощью буквы Ь Звук [й’] между согласным и гласным сочетанием букв ЬЕ, ЬЁ, ЬЮ, ЬЯ, ЬИ. | Игры, занятия, исследовательская работа конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
3 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Путешествие по стране слов | Состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное, предлог. | Игры, занятия, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
2 | Путешествие по стране звуков и букв | Звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие, парные и непарные. | Игры, занятия, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
3 | Предложение и текст | Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); простое и сложное предложение; | Игры, занятия, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр. |
4 | Секреты орфографии | Слова с безударными гласными, звонкими и глухими согласными звуками в корнях слов, разделительные мягкий и твёрдый знаки, непроизносимые согласные звуки, удвоенные согласные в корне, мягкий знак (ь) после шипящих в конце существительных женского рода, не с глаголами; раздельное написание предлогов со словами; знаки препинания в конце предложения и при перечислении). | Игры, занятия, конкурсы | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
4 КЛАСС
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности |
1 | Путешествие по стране слов | Состав слова: корень, приставку, суффикс, окончание. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, глагол, имя числительное, предлог. | Игры, исследовательская работа занятия, конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
2 | Путешествие по стране звуков и букв | Звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, парные и непарные, звонкие и глухие, парные и непарные. | Игры, занятия, исследовательская работа конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
3 | Предложение и текст | Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое); члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства); простое и сложное предложение; сложносочинённые, бессоюзные и сложноподчинённые предложения; | Игры, занятия, исследовательская работа конкурсы. | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
4 | Секреты орфографии. | безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением (непроверяемые по списку слов); звонкие и глухие согласные в корне; разделительные ь и ъ знаки; не с глаголами; раздельное написание непроизводных предлогов с последующим словом и слитное написание приставок; ударные падежные окончания имён существительных и имён прилагательных; ударные личные окончания глаголов; ь после шипящих на конце имён существительных; гласные после шипящих и ц; правописание непроизносимых согласных; правила переноса слов с одной строки на другую; знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); знаки препинания между однородными членами при перечислении, при употреблении союзов а, но. | Игры, занятия, исследовательская работа конкурсы | Выполнение тренировочных упражнений и дидактических игр, поиск информации из разных источников. |
3. Тематическое планирование
Наименование темы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Путешествие по стране слов | 7 ч | 9 ч | 10 ч | 9 ч |
Путешествие по стране звуков и букв | 9 ч | 8 ч | 9 ч | 8 ч |
Предложение и текст | 7 ч | 6 ч | 6 ч | 9 ч |
Секреты орфографии | 10 ч | 11 ч | 9 ч | 8 ч |
| 33 ч | 34 ч | 34 ч | 34 ч |