1. Пояснительная записка
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6. 10.2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009 г., регистрационный номер 15785) с изменениями (утверждены приказами Минобрнауки России от 26.11.2010г. № 1241, зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2011 г., регистрационный номер 19707, от 22.09.2011 г. №2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011 г., регистрационный номер 22540);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»,
Образовательной программы ООО МОУ Новоуренской СШ (Утверждена приказом директора школы № 96 от 30.08.19)
Место курса в плане внеурочной деятельности
На занятия отводится 1 час в неделю в рамках внеурочной деятельности, предусмотренной ФГОС ООО, в год 34 часа
Цель внеурочной деятельности:
укрепление здоровья детей и формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Повысить уровень двигательной активности детей через специально организованную игровую деятельность – подвижные игры.
2. Дать представления о факторах, оказывающих влияние на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; влиянии эмоционального состояния на здоровье;
3. Обучить правилам личной гигиены и формировать мотивацию для гигиенического поведения, здоровой и безопасной жизни.
4. Продолжить работу по профилактике вредных привычек, привитие полезных навыков и привычек.
5. Развивать навыки общения и взаимодействия обучающихся через совместную игровую и творческую деятельность.
2. Личностные и метапредметные результаты
Личностным результатом является
- осознание роли и значения занятий физическими упражнениями и подвижными играми для укрепления здоровья;
- самостоятельное использование изученных видов упражнений и игр в
повседневной жизни;
- умение сделать выбор самому или при поддержке других участников группы и
педагога;
- воспитание воли, выдержки, развитие таких личностных качеств, как отношение к
самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Метапредметные результаты достигаются путем формирования у обучающихся универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
- умение определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения (этические нормы);
- умение работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя на занятии
Коммуникативные УУД:
- умение слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика),
- первоначальные умения работы в парах и малых группах, подчиняться правилам игры.
3. Учебно-тематический план курса внеурочной деятельности
«Здоровей-ка»
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
Я в школе и дома (6 ч) |
1 | Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим. | 1 | - | 1 |
2 | Класс – не улица, ребята, и запомнить это надо. Безопасность в школе. | 1 | 1 | - |
3 | Школа и моё настроение. | 1 | - | 1 |
4 | Что такое дружба? | 1 | 1 | - |
5 | Делу – время, потехе – час. | 1 | 1 | - |
6 | День Здоровья «Здоровье береги смолоду!» | 1 | - | 1 |
Питание и здоровье (4 ч) |
7 | Здоровая пища для всей семьи. Секреты здорового питания. Рацион питания. | 1 | - | 1 |
8 | Богатырская силушка. Питательные вещества для роста и развития организма. | 1 | - | 1 |
9 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. | 1 | 1 | - |
10 | Культура питания и эмоциональное состояние. | 1 | 1 | - |
Моё здоровье в моих руках (6 ч) |
11 | Почему некоторые привычки называются вредными. | 1 | 1 | - |
12 | Учусь говорить «Нет». | 1 | | 1 |
13 | Нужные и ненужные тебе лекарства. Домашняя аптечка. | 1 | 1 | - |
14 | Ослепительная улыбка. | 1 | 1 | - |
15 | Плоскостопие. Что это? | 1 | 1 | - |
16 | Компьютерная и телефонная мания. | 1 | - | 1 |
Чтоб забыть про докторов (4 ч) |
17 | Час здоровья. «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься!» | 1 | - | 1 |
18 | Мы за Здоровый Образ Жизни! | 1 | - | 1 |
19 | Лесная аптека | 1 | 1 | |
20 | Что ты знаешь про свой организм? | 1 | - | 1 |
Я и моё ближайшее окружение (7 ч) |
21 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | 1 | 1 | - |
22 | Учусь взаимодействовать. Правила общения. | 1 | - | 1 |
23 | О чём говорят выразительные движения. | 1 | - | 1 |
24 | Мой характер. Учусь оценивать себя сам. | 1 | 1 | - |
25 | Учусь сопротивляться давлению. | 1 | - | 1 |
26 | Я становлюсь увереннее. | 1 | - | 1 |
27 | Спеши делать добро. Сказка «Волшебная страна Пушистия». | 1 | 1 | - |
Вот и стали мы на год взрослей (7 ч) |
28 | Дорожные знаки. | 1 | - | 1 |
29 | Пешеходная азбука. Перекрёсток. | 1 | 1 | - |
30 | «Островок безопасности». Что это? | 1 | 1 | - |
31 | Загадки «пустынной» улицы. Двор тоже улица. | 1 | - | 1 |
32 | Двухколёсный друг. Правила для велосипедистов. | 1 | 1 | - |
33 | Умеете ли вы вести ЗОЖ? | 1 | - | 1 |
34 | День Здоровья «Будем крепкими, здоровыми, счастливыми!» | 1 | - | 1 |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1 Я в школе и дома (6 ч) Социально одобряемые нормы и правила поведения учащихся в школе, в столовой, гигиена одежды, правила хорошего тона. Настроение в школе и дома. Умение строить диалог со сверстниками. Периоды изменения работоспособности. Режим дня. Субъективные и объективные признаки утомления. Активный и пассивный отдых. Сон как наиболее эффективный отдых. Умение распределять время между трудом и отдыхом.
Раздел 2 Питание и здоровье (4 ч) Секреты здоровой пищи, культура питания и этикет, полезные и вредные продукты, значение витаминов для организма человека, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи.
Раздел 3 Моё здоровье в моих руках (6 ч) Общее представление о психоактивных веществах. Почему люди их употребляют. Вред табачного дыма. Что такое алкоголь и чем опасное его употребление. Поведение с людьми употребляющими психоактивные вещества. Формирование устойчивых нравственных представлений и убеждений в отношении к своему здоровью, формирование здоровых установок и навыков поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Гигиена органов зрения, опорно-двигательного аппарата, факторы, приводящие к утомлению. Действие лекарств на организм.
Раздел 4 Чтоб забыть про докторов (4 ч) Закаливание организма, призыв к занятиям различных видов спорта, пропаганда здорового образа жизни.
Раздел 5 Я и моё окружение (7 ч) Развитие познавательных процессов, мир эмоций и чувств, умение управлять своими чувствами, настроением, формирование позитивного отношения к себе и окружающим, толерантность к товарищам, стимул к самовоспитанию, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности.
Радел 6 Вот и стали мы на год взрослей (7 ч) Правила для пешеходов, дорожные знаки, особенности перекрёстков, островков безопасности, правила для велосипедистов, наши успехи и достижения, диагностика. Основные ситуации-«ловушки», в которые обычно попадают дети: «закрытый обзор», «отвлечение внимания», «пустынная улица», «середина проезжей части» «родители с детьми». Сигналы регулирования дорожного движения.
5. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Здоровей-ка»
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма проведения занятия | Дата |
П | Ф |
Раздел 1 Я в школе и дома (6 ч) |
1 | Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим. | 1 | составление режима школьника | 6.09 | |
2 | Класс – не улица, ребята, и запомнить это надо. Безопасность в школе. | 1 | беседа | 13.09 | |
3 | Школа и моё настроение. | 1 | тренинг | 20.09 | |
4 | Что такое дружба? | 1 | дискуссия | 27.09 | |
5 | Делу – время, потехе – час. | 1 | беседа | 4.10 | |
6 | День Здоровья «Здоровье береги смолоду!» | 1 | спортивная эстафета | 11.10 | |
Раздел 2 Питание и здоровье (4 ч) |
7 | Здоровая пища для всей семьи. Секреты здорового питания. Рацион питания. | 1 | ролевая игра | 18.10 | |
8 | Богатырская силушка. Питательные вещества для роста и развития организма. | 1 | викторина | 25.10 | |
9 | Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. | 1 | беседа | 8.11 | |
10 | Культура питания и эмоциональное состояние. | 1 | беседа | 15.11 | |
Раздел 3 Моё здоровье в моих руках (6 ч) |
11 | Почему некоторые привычки называются вредными. | 1 | дискуссия | 22.11 | |
12 | Учусь говорить «Нет». | 1 | тренинг | 29.11 | |
13 | Нужные и ненужные тебе лекарства. Домашняя аптечка. | 1 | беседа | 6.12 | |
14 | Ослепительная улыбка. | 1 | викторина | 13.12 | |
15 | Плоскостопие. Что это? | 1 | беседа | 20.12 | |
16 | Компьютерная и телефонная мания. | 1 | тренинг | 27.12 | |
Раздел 4 Чтоб забыть про докторов (4 ч) |
17 | Час здоровья. «Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься!» | 1 | подвижные игры | 17.01 | |
18 | Мы за Здоровый Образ Жизни! | 1 | выпуск газеты | 24.01 | |
19 | Лесная аптека | 1 | беседа | 31.01 | |
20 | Что ты знаешь про свой организм? | 1 | викторина | 7.02 | |
Раздел 5 Я и моё ближайшее окружение (7 ч) |
21 | Учусь находить новых друзей и интересные занятия. | 1 | круглый стол | 14.02 | |
22 | Учусь взаимодействовать. Правила общения. | 1 | ролевая игра | 21.02 | |
23 | О чём говорят выразительные движения. | 1 | тренинг | 28.02 | |
24 | Мой характер. Учусь оценивать себя сам. | 1 | беседа | 6.03 | |
25 | Учусь сопротивляться давлению. | 1 | тренинг | 13.03 | |
26 | Я становлюсь увереннее. | 1 | тренинг | 20.03 | |
27 | Спеши делать добро. Сказка «Волшебная страна Пушистия». | 1 | просмотр презентации, обсуждение | 10.04 | |
Раздел 6 Вот и стали мы на год взрослей (7 ч) |
28 | Дорожные знаки. | 1 | викторина | 17.04 | |
29 | Пешеходная азбука. Перекрёсток. | 1 | беседа | 24.04 | |
30 | «Островок безопасности». Что это? | 1 | беседа | 24.04 | |
31 | Загадки «пустынной» улицы. Двор тоже улица. | 1 | конкурс рисунков | | |
32 | Двухколёсный друг. Правила для велосипедистов. | 1 | беседа | | |
33 | Умеете ли вы вести ЗОЖ? | 1 | тест | | |
34 | День Здоровья «Будем крепкими, здоровыми, счастливыми!» | 1 | спортивный праздник | | |
6. Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение
7. Предполагаемая результативность курса:
В результате изучения курса внеурочной деятельности обучающиеся получат возможность научиться:
соблюдать режим дня, правила личной гигиены и внешнего вида, правилам хорошего тона, соблюдать свои права и признавать взаимные обязательства в семье, быть опрятным, выполнять гигиенические процедуры, поддерживать в чистоте предметы своего ежедневного обихода;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, отвечать за свои поступки, чередовать труд и отдых, выполнять физические упражнения для развития физических навыков, правильно делать зарядку, следить за своим здоровьем;
различать “полезные” и “вредные” продукты, основным правилам культурного поведения во время приёма пищи;
соблюдать правильный режим питания, составлять меню из полезных продуктов для себя и своей семьи, отстаивать свою позицию в ситуации выбора полезности продуктов;
прислушиваться к работе своего организма, отличать состояние здоровья от состояния болезни, распознавать признаки своей усталости, профилактическим действиям против кариеса и плоскостопия, бороться с вредными привычками;
уметь избегать ситуации пассивного курения;
понимать, что алкоголизм и наркомании - трудноизлечимые заболевания, выработать формы поведения, когда рядом находится человек в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
выражать чувства пантомимикой и мимикой, выполнять простые упражнения для релаксации;
управлять своими эмоциями, чувствами, приёмам ауторелаксации, почувствовать себя уверенным, спокойным, самостоятельным, сопротивляться чужому давлению через отстаивание своей позиции, определять свою роль в группе и работать для достижения общей цели, различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти;
основным способам закаливания, познакомится с различными видами спорта;
применять способы закаливания, выполнять физические упражнения для сохранения и укрепления здоровья; сохранять и укреплять свое здоровье, пропагандировать ЗОЖ среди своих сверстников и взрослых;
называть и различать дорожные знаки, переходить перекрестки, соблюдать правила пешеходов на перекрёстках и на дворовых территориях;
классифицировать дорожные знаки, применять на практике правила безопасности при катании на роликах и велосипеде, пользоваться защитными приспособлениями, прогнозировать развитие ситуации на дороге, иметь навык наблюдения, навыки «сопротивления» волнению или спешке, навык «переключения на улицу», навык переключения на самоконтроль.