Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №3 имени Ленинского комсомола»
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете Протокол № 1 от ___ августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ директора школы _______________ Тюрина Г.Н. Приказ № ___ от ___ августа 2018 г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя школа №3
имени Ленинского комсомола»
Название программы – «Здоровейка»
Направленность программы – спортивно-оздоровительное направление
Возраст детей – 6-11 лет (1-4 класс)
Сроки реализации программы – 4 года
Составитель программы - Малыгина Наталья Николаевна
г. Гагарин
Пояснительная записка.
Программа по внеурочной деятельности «Здоровейка» государственным образовательным стандартов (утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»), Основной образовательной программой начального общего образования.
Цель программы:
формирование установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения;
развитие навыков самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья;
обучение способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
Формирование:
представлений о: факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
потребности безбоязненно обращаться к врачу по вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
Обучение:
осознанному выбору модели поведения, позволяющей сохранять и укреплять здоровье;
правилам личной гигиены, готовности самостоятельно поддерживать своё здоровье;
элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
упражнениям сохранения зрения
Воспитание:
положительных установок к ведению здорового образа жизни
полезных привычек, связанных со здоровым образом жизни
готовому продукту, своей работе над проектом.
Сроки реализации.
1 класс - 33 часа;
2 класс - 34 часа;
3 класс - 34 часа;
4 класс - 34 часа.
Всего объем часов, отпущенных на занятия, составляет 134 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 35 минут.
Формы и режим занятий.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Именно принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения, а именно все занятия по внеурочной деятельности проводятся после всех уроков основного расписания, продолжительность соответствует рекомендациям СанПиН, т. е. 35 минут.
Занятия проводятся в учебном кабинете, спортивном зале, актовом зале, школьной библиотеке, на стадионе.
Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям младшего школьника
Формы проведения занятия и виды деятельности | Тематика |
Игры | Мы весёлые ребята , быть здоровыми хотим , все болезни победим “Я б в спасатели пошел” «Остров здоровья» «Состояние экологии и её влияние на организм человека» |
Беседы | Полезные и вредные продукты Гигиена правильной осанки «Доброречие» Мой внешний вид –залог здоровья Как питались в стародавние времена и питание нашего времени Мода и школьные будни Как защититься от простуды и гриппа |
Тесты и анкетирование | Чему мы научились за год. «Правильно ли вы питаетесь?» Чему мы научились и чего достигли«Что мы знаем о здоровье» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» «Мои отношения к одноклассникам» «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни» |
Круглые столы | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» Мир моих увлечений |
Школьные конференции | В мире интересного |
Просмотр тематических видеофильмов | «Как сохранить и укрепить зрение» «Быстрое развитие памяти» «Человек» «Мышление и мы» Клещевой энцефалит Вредные и полезные растения. |
Экскурсии | «Сезонные изменения и как их принимает человек» «Природа – источник здоровья» «У природы нет плохой погоды» |
Дни здоровья, спортивные мероприятия | «Дальше, быстрее, выше» «Хочу остаться здоровым» «За здоровый образ жизни» |
Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок | В здоровом теле здоровый дух «Моё настроение» Вредные и полезные растения. Выставка рисунков «Какие чувства вызвала музыка» «Продукты для здоровья» «Мы за здоровый образ жизни» «Нет курению!» Выпуск плакатов «Продукты для здоровья» |
Решение ситуационных задач | Культура питания. Этикет. Лесная аптека на службе человека Вредные привычки |
Театрализованные представления, кукольный театр | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» Спектакль С. Преображенский «Капризка» Спектакль «Спеши делать добро» |
Участие в конкурсах «Разговор о правильном питании» | «Разговор о правильном питании» «Вкусные и полезные вкусности» «Хлеб всему голова» «Что даёт нам море» |
Подобная реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» соответствует возрастным особенностям обучающихся, способствует формированию личной культуры здоровья обучающихся через организацию здоровьесберегающих практик.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Первый уровень результатов: приобретение обучающимся знаний о ведении здорового образа жизни
Второй уровень результатов: осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Третий уровень результатов: умение передать полученные знания и умения другим
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка», предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения.
Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» обучающиеся должны знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
правила оказания первой помощи;
способы сохранения и укрепления здоровья;
основы развития познавательной сферы;
свои права и права других людей;
соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь:
составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
заботиться о своем здоровье;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
находить выход из стрессовых ситуаций;
отвечать за свои поступки;
отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
№ | Содержание раздела | Формы организации | Виды деятельности обучающихся |
-
| Раздел 1. Введение. «Вот мы и в школе». | Игры Беседы Тесты и анкетирование Круглые столы Школьные конференции Просмотр тематических видеофильмов Экскурсии Дни здоровья, спортивные мероприятия Конкурсы рисунков, плакатов, мини-сочинений, выпуск газет, листовок Решение ситуационных задач Театрализованные представления, кукольный театр Участие в конкурсах «Разговор о правильном питании» | Знают о группе упражнений для укрепления здоровья. Знают определение понятия «здоровье». Знают о микробах, и как от них избавиться. Что такое здоровый образ жизни? Понимают Факторы, укрепляющие здоровье. Знают о личной гигиене. Понимают значение утренней гимнастики для организма. Знают о физической активности, и как она положительно влияет на здоровье. |
-
| Раздел 2. Питание и здоровье. | Знают, что такое здоровая пища и как её приготовить. Знают о полезности разных продуктов. Знают о культуре питания. Знают элементарные правила этикета. Знают, что питание - необходимое условие для жизни человека. Анализируют питание в стародавние времена и питание нашего времени. Знают о рационе питания. Понимают об основах правильного питания. Умеют пользоваться гигиеническими навыками культуры поведения во время приема пищи. Понимают кулинарные традиции современности и прошлого. Знают об основных витаминах в продуктах питании; о необходимости разнообразного питания. Анализируют свойства полезных и не очень полезных для здоровья продуктов. Знают о пользе прогулок после еды, о режиме питания, о режиме употребления жидкости, о целебных источниках и минеральной воде. |
-
| Раздел 3. Моё здоровье в моих руках. | Знают, как труд влияет на здоровье. Знают о способах, как обезопасить свою жизнь. Знают о полезности и вредности сна, как сон влияет на иммунитет. Знают об алгоритме правильного закаливания в домашних условиях. Знают влияние окружающей среды на здоровье человека, о чередовании труда и отдыха, о профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата, направленного на формирование потребности в здоровом образе жизни. Формируются представления нравственные представления и убеждения. Знают, что входит в домашнюю аптечку. Знают о профилактике нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата. Знают, как можно избежать, искривление позвоночника. Знают, как правильно чередовать физические нагрузки, для укрепления костного аппарата и здоровья. |
-
| Раздел 4. Я в школе и дома. | Знают, как внешний вид человека характеризует его здоровье. Знают о гигиене правильной осанки. Знают о зарядке для глаз. Умеют дружно делать зарядку для глаз. Следят за здоровьем одноклассников. Знают о социально одобряемых нормах и правилах поведения обучающихся в образовательном учреждении. Понимают о гигиене одежды, о правилах хорошего тона. Формируются здоровые установки и навыки ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к вредным привычкам. Понимают вред приносимый вредными привычками организму человека. |
-
| Раздел 5. Чтоб забыть про докторов. | Знают и анализируют, какие продукту полезные, какие вредные. Укрепляют знание о здоровом образе жизни за счет формирования умений делать выбор "быть здоровым". Анализируют различные упражнения для укрепления костного аппарата. |
-
| Раздел 6. Я и моё ближайшее окружение. | Анализируют жизненный опыт. Развиваются познавательные процессы о вредных привычках. Знают об эмоциях. Знают как контролировать и поднимать настроение в школе и дома. Знают, что настроение, ориентировано на формирование позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, стимулирование к самовоспитанию. Знают о вредных привычках и их профилактике. Понимают, что хобби поднимает настроение, которое хорошо влияет на здоровье. |
-
| Раздел 7. «Вот и стали мы на год взрослей». | Знают о полезных и вредных растениях. Знают об опасностях, которые могут возникнуть внезапно на улице, на реке. Умеют оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему. Знают, что в лесу из подручных растений, корешков можно сделать лекарство. Знают чем и как можно отравиться. Умеют оказывать первую медицинскую помощь при отравлениях. Знают об опасностях в летний период времени. Умеют анализировать алгоритм путей выхода из трудной опасной ситуации |
Тематическое планирование.
1 класс (33 часа)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
| Дорога к доброму здоровью. Практическое занятие. | 1 |
| Здоровье в порядке-спасибо зарядке. Практическое занятие. | 1 |
| В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр». | 1 |
| Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр». | 1 |
| Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники». | 1 |
| Культура питания. Приглашаем к чаю. Практическое занятие. | 1 |
| Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться). | 1 |
| Практикум. Как и чем мы питаемся. | 1 |
| Красный, жёлтый, зелёный. Практическое занятие. | 1 |
| Соблюдаем мы режи, быть здоровыми хотим. Беседа. | 1 |
| Полезные и вредные продукты. Беседа. | 1 |
| Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк». | 1 |
| Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек». Практическое занятие. | 1 |
| Как обезопасить свою жизнь. Практическое занятие. | 1 |
| День здоровья. «Мы болезнь победим быть здоровыми хотим». Практическое занятие. | 1 |
| В здоровом теле здоровый дух. Практическое занятие. | 1 |
| Практикум. Мой внешний вид –залог здоровья. | 1 |
| Практикум. Зрение – это сила. | 1 |
| Осанка – это красиво. Практическое занятие. | 1 |
| Весёлые переменки. Практическое занятие. | 1 |
| Здоровье и домашние задания. | 1 |
| Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим. Практическое занятие. | 1 |
| “Хочу остаться здоровым”. | 1 |
| Вкусные и полезные вкусности. Практическое занятие. | 1 |
| День здоровья. «Как хорошо здоровым быть». Практическое занятие. | 1 |
| «Как сохранять и укреплять свое здоровье». Практическое занятие. | 1 |
| Моё настроение. Передай улыбку по кругу. Выставка рисунков «Моё настроение». | 1 |
| Практикум. Вредные и полезные привычки. | 1 |
| «Я б в спасатели пошел». Практическое занятие. | 1 |
| Опасности летом (просмотр видео фильма). | 1 |
| Первая доврачебная помощь. Практическое занятие. | 1 |
| Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка». | 1 |
| Чему мы научились за год. Практическое занятие. | 1 |
2 класс (34 часа)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
| Что мы знаем о ЗОЖ. Практическая работа. | 1 |
| По стране «Здоровейке». Практическая работа. | 1 |
| В гостях у Мойдодыра. Праздник. | 1 |
| Я хозяин своего здоровья. Практическая работа. | 1 |
| Практикум. Правильное питание – залог здоровья Меню из трех блюд на всю жизнь. | 1 |
| Культура питания. Этикет. Практическая работа. | 1 |
| Спектакль «Я выбираю кашу». | 1 |
| «Что даёт нам море». Беседа. | 1 |
| Светофор здорового питания. Практическая работа. | 1 |
| Практикум. Сон и его значение для здоровья человека. | 1 |
| Практикум. Закаливание в домашних условиях. | 1 |
| День здоровья «Будьте здоровы». | 1 |
| Иммунитет. Практическая работа. | 1 |
| Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. Практическая работа. | 1 |
| Спорт в жизни ребёнка. | 1 |
| Слагаемые здоровья. Практическая работа. | 1 |
| Практикум. Я и мои одноклассники. | 1 |
| Практикум. Почему устают глаза? | 1 |
| Гигиена позвоночника. Сколиоз. Практическая работа. | 1 |
| Шалости и травмы. Практическая работа. | 1 |
| «Я сажусь за уроки» Переутомление и утомление. | 1 |
| Умники и умницы. Практическая работа. | 1 |
| Час развития. С. Преображенский «Огородники». | 1 |
| Как защитить себя от болезни. (Выставка рисунков). Практическая работа. | 1 |
| День здоровья. «Самый здоровый класс». Практическая работа. | 1 |
| «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. Практическая работа. | 1 |
| Мир эмоций и чувств. | 1 |
| Вредные привычки. Практикум. | 1 |
| «Веснянка». Практическая работа. | 1 |
| В мире интерестного. Практическая работа. | 1 |
| Практикум. Я и опасность. | 1 |
| Чем и как можно отравиться. Кукольный спектакль А.Колобова «Красивые грибы». Практическая работа. | 1 |
| Первая помощь при отравлении. Практикум. | 1 |
| Наши успехи и достижения. Практическая работа. | 1 |
3 класс (34 часа)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
| «Здоровый образ жизни, что это?». Практическая работа. | 1 |
| Личная гигиена. Практическая работа. | 1 |
| В гостях у Мойдодыра. Беседа. | 1 |
| «Остров здоровья». Практическая работа. | 1 |
| Игра «Смак». | 1 |
| Правильное питание – залог физического и психологического здоровья. Практическая работа. | 1 |
| Вредные микробы. Практикум. | 1 |
| Практикум. Что такое здоровая пища и как её приготовить. | 1 |
| «Чудесный сундучок». Практическая работа. | 1 |
| Труд и здоровье. Практикум. | 1 |
| Наш мозг и его волшебные действия. Практикум. | 1 |
| День здоровья. «Хочу остаться здоровым». | 1 |
| Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья. Практическая работа. | 1 |
| Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”. Практическая работа. | 1 |
| Экскурсия «Природа – источник здоровья». | 1 |
| «Моё здоровье в моих руках». Практическая работа. | 1 |
| Мой внешний вид – залог здоровья. Практикум. | 1 |
| «Доброречие». Практикум. | 1 |
| Спектакль С. Преображнский «Капризка». Практическая работа. | 1 |
| Бесценный дар-зрение». Практическая работа. | 1 |
| Гигиена правильной осанки. Практикум. | 1 |
| «Спасатели, вперёд!». Практическая работ. | 1 |
| Шарль Перро «Красная шапочка». Драматизация. | 1 |
| Движение это жизнь. Практическая работа. | 1 |
| День здоровья. «Дальше, быстрее, выше». Практическая работа. | 1 |
| «Разговор о правильном питании» Вкусные и полезные вкусности. Практическая работа. | 1 |
| Мир моих увлечений. Беседа. | 1 |
| Вредные привычки и их профилактика. Практикум. | 1 |
| Добро лучше, чем зло, зависть, жадность. Кукольный спектакль. А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». | 1 |
| В мире интересного. Практическая работа. | 1 |
| Я и опасность. Беседа. Практикум. | 1 |
| Лесная аптека на службе человека. Практическая работа. | 1 |
| Игра «Не зная броду, не суйся в воду». | 1 |
| Чему мы научились и чего достигли. Практическая работа. | 1 |
4 класс (34 часа)
№ | Раздел, тема | Кол-во часов |
-
| «Здоровье и здоровый образ жизни». Практическая работа. | 1 |
-
| Правила личной гигиены. Практическая работа. | |
-
| Физическая активность и здоровье. Практикум. | |
-
| Как познать себя. Практическая работа. | |
-
| Питание необходимое условие для жизни человека. Практикум. | |
-
| Здоровая пища для всей семьи. Практическая работа. | |
-
| Как питались в стародавние времена и питание нашего времени. Экускурсия. | |
-
| Практикум. Секреты здорового питания. Рацион питания. | |
-
| «Богатырская силушка». Практическая работа. | |
-
| Домашняя аптечка. Практикум. | |
-
| «Мы за здоровый образ жизни». Практикум. | |
-
| Марафон «Сколько стоит твоё здоровье». | |
-
| «Береги зрение смолоду». Практическая работа. | |
-
| Как избежать искривления позвоночника. Практическая работа. | |
-
| Отдых для здоровья. Практикум. | |
-
| Умеем ли мы отвечать за своё здоровье. Практическая работа. | |
-
| «Мы здоровьем дорожим – соблюдая свой режим». Практикум. | |
-
| «Класс не улица ребята Практикум. И запомнить это надо!». | |
-
| Кукольный спектакль «Спеши делать добро». | |
-
| Что такое дружба? Как дружить в школе? Практическая работа. | |
-
| Мода и школьные будни. Практикум. | |
-
| Делу время, потехе час. Практическая работа. | |
-
| Чтоб болезней не бояться, надо спортом заниматься. Практикум. | |
-
| День здоровья. «За здоровый образ жизни». | |
-
| Кукольный спектакль Преображенский «Огородники». | |
-
| «Разговор о правильном питании». Практикум. | |
-
| Размышление о жизненном опыте. Практикум. | |
-
| Вредные привычки и их профилактика. Практикум. | |
-
| Школа и моё настроение. Практическая работа. | |
-
| В мире интересного. Час развития. | |
-
| Я и опасность. Практикум. | |
-
| Игра «Мой горизонт». Практическая работа. | |
-
| Гордо реет флаг здоровья. Практикум. | |
-
| «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни». Практическая работа. | |
Учебно-методическое обеспечение программы.
Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002. - 205 с.
Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в