Программа внеурочной деятельности
«Здоровейка»
для учащихся 1 класса
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровейка" составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СШ№4 им.Героя Советского Союза А.Б.Михайлова г.Вязьма Смоленской области.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Именно образовательное учреждение призвано вооружить ребенка индивидуальными способами ведения здорового образа жизни, нивелируя негативное воздействие социального окружения.
Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в многочисленных исследованиях ученых. Это подчеркивает необходимость формирования у обучающихся мотивации на ведение здорового образа жизни через организацию культурной здоровьесберегающей практики детей, через деятельные формы взаимодействия, в результате которых только и возможно становление здоровьесберегающей компетентности.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности.
Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:
формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Цель программы: формировать установки на ведение здорового образа жизни и коммуникативные навыки, такие как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении собственного здоровья, обучать способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи программы:
- Формирование представлений о факторах, оказывающих влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании и его режиме; полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха; двигательной активности; причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; влиянии эмоционального состояния на здоровье и общее благополучие;
навыков конструктивного общения;
-Создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития.
Возраст детей –9-10 лет (3 классы)
Срок реализации программы 1 год
Программа «Здоровейка» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 час в неделю во внеурочное время в объеме 33часа в год – 1 класс.
II. Учебно- тематический план
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Всего, час. | В том числе |
теория | практика |
I | Введение «Вот мы и в школе». | 4 | 1 | 3 |
II | Питание и здоровье | 5 | 2 | 3 |
III | Моё здоровье в моих руках | 7 | 2 | 5 |
IV | Я в школе и дома | 6 | 2 | 4 |
V | Чтоб забыть про докторов | 4 | 1 | 3 |
VI | Я и моё ближайшее окружение | 3 | 1 | 2 |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | 4 | 1 | 3 |
| Итого: | 33 | 10 | 23 |
III
. Содержание курса внеурочной деятельности «Вот мы и в школе» (4 ч.): личная гигиена, значение утренней гимнастики для организма;
«Питание и здоровье»(5ч.): основы правильного питания, гигиенические навыки культуры поведения во время приема пищи, кулинарные традиции современности и прошлого;
«Моё здоровье в моих руках»(7): влияние окружающей среды на здоровье человека, чередование труда и отдыха, профилактика нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата;
«Я в школе и дома»(6): социально одобряемые нормы и правила поведения обучающихся в образовательном учреждении, гигиена одежды, правила хорошего тона;
«Чтоб забыть про докторов»: закаливание организма;
«Я и моё ближайшее окружение»(3ч.): развитие познавательных процессов, значимые взрослые, вредные привычки, настроение в школе и дома;
«Вот и стали мы на год взрослей»(4ч.): первая доврачебная помощь в летний период, опасности летнего периода.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
IY. Планируемые результаты
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности «Здоровейка»
Критерии | Показатели | Инструментарий |
Личностные результаты: Готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества. ( базовая ценность- нравственный выбор) | Воспитательные результаты 1 уровня Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве Воспитательные результаты 2 уровня В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Воспитательные результаты 3 уровня нравственно-этический опыт взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, вести безопасный, здоровый образ жизни. | Методика"Лесенка" Анкета для первоклассников по оценке уровня школьной мотивации (Н. Лусканова) Детские исследовательские проекты. |
Воспитательный эффект | позитивная адекватная «Я – Концепция», Методика КТО Я? (модификация методики Куна) |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: - Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи . Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | Методика «Найди отличия» |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: |
| Регулятивные УУД: Ученик научится: - планировать последовательности шагов алгоритма для достижения цели; -понимать смысл инструкции учителя; осуществлять взаимный контроль; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности , оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы | Методика «Рисование по точкам» |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: |
| Коммуникативные УУД: Ученик научится: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Задания "Рукавички"(Г. А. Цукерман) |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: Следить за действиями других участников совместной деятельности; принимать другое мнение и позицию; строить понятные для партнера высказывания. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
Материально- - техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Список литературы (для учителя) |
1 | Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.) | |
2 | Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c. | |
3 | Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.. | |
4 | Патрикеев, А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. - 176с. - / Мозаика детского отдыха. | |
5 | Синягина, Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психологические установки и упражнения [Текст] / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Владос, 2003. – 112 с. | |
| Технические средства обучения. | |
1 | компьютер, | 1 |
2 | медиапроектор | 1 |
3 | экран | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и дисциплин | Дата |
I | Введение «Вот мы и в школе». | |
1 | Дорога к доброму здоровью | |
2 | Здоровье в порядке - спасибо зарядке | |
3 | В гостях у Мойдодыра. Кукольный спектакль К. Чуковский «Мойдодыр» | |
4 | Праздник чистоты «К нам приехал Мойдодыр» | |
II | Питание и здоровье | |
1 | Витаминная тарелка на каждый день. Конкурс рисунков «Витамины наши друзья и помощники» | |
2 | Культура питания Приглашаем к чаю | |
3 | Ю.Тувим «Овощи» (кукольный театр умеем ли мы правильно питаться) | |
4 | Как и чем мы питаемся | |
5 | Как и чем мы питаемся. Красный, жёлтый, зелёный | |
III | Моё здоровье в моих руках | |
1 | Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим | |
2 | Полезные и вредные продукты. | |
3 | Кукольный театр Стихотворение «Ручеёк» | |
4 | Экскурсия «Сезонные изменения и как их принимает человек» | |
5 | Как обезопасить свою жизнь | |
6 | День здоровья «Как победить болезнь?» | |
7 | В здоровом теле здоровый дух | |
IV | Я в школе и дома | |
1 | Мой внешний вид –залог здоровья | |
2 | Зрение – это сила | |
3 | Осанка – это красиво | |
4 | Весёлые переменки | |
5 | Здоровье и домашние задания | |
6 | Мы весёлые ребята, быть здоровыми хотим , все болезни победим | |
V | Чтоб забыть про докторов | |
1 | “Хочу остаться здоровым”. | |
2 | Вкусные и полезные вкусности | |
3 | День здоровья «Как хорошо здоровым быть» | |
4 | «Как сохранять и укреплять свое здоровье» | |
VI | Я и моё ближайшее окружение | |
1 | Моё настроение « Передай улыбку по кругу». Выставка рисунков «Моё настроение» | |
2 | Вредные и полезные привычки | |
3 | “Я б в спасатели пошел” | |
VII | «Вот и стали мы на год взрослей» | |
1 | Опасности летом (просмотр видео фильма) | |
2 | Первая доврачебная помощь | |
3 | Вредные и полезные растения. Кукольный театр: Русская народная сказка «Репка» | |
4 | Чему мы научились за год. | |
| Итого: | |