с. Первомайское Кашарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Первомайская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ Первомайской СОШ
Приказ №55 от «28» августа 2024г
__________________ Кладиева Г.В.
(подпись)
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Секреты здорового питания»
(курс)
2022-2023 учебный год
Уровень общего образования : начальное общее
Класс: 1/дополнительный/класс
Количество часов: 32 (1 час в неделю)
Педагог: Подгорнова Светлана Николаевна
Категория:высшая____
Направленность: : социальная
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Здоровое питание» 1/дополнительный/ класс разработана на основе Программы «Разговор о правильном питании», допущенной министерством образования Российской Федерации.
Разработка и внедрение курса в работу школ осуществляется по инициативе и при спонсорской поддержке компании "Нестле". Программа разработана в Институте возрастной физиологии под руководством академика М. М. Безруких. Авторами программы являются М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева.
Программа «Разговор о правильном питании» представляет собой систему учебных модулей со здоровьесберегающей направленностью, разработанную для детей. Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Цели: сформировать у детей представление о необходимости заботы о своем здоровье, о значении важности правильного питания, как составной части сохранения и укрепления здоровья; осознание ими личностной и социальной значимости здоровья, как жизненной ценности; формирование навыков здорового образа жизни.
2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
У учащегося будут сформированы умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на уроке;
высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
работать по предложенному учителем плану.
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков);
средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
ПРЕДМЕТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
Учащийся научится:
освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания;
преобразовывать и применять, а также систематизировать основополагающие элементы научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Учающиеся должны знать:
После 1-года обучающиеся должны уметь:
соблюдать режим дня
выполнять правила правильного питания;
выбирать в рацион питания полезные продукты
3.ФОРМЫ РАБОТЫ
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
выявить уровень знаний учащихся о математике и информатике;
выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно – следственные связи и закономерности;
формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в два этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
распределение работы между участниками;
умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
умение представить результаты работы, обосновать выбор решения.
4.Место учебного предмета в базисном учебном плане:
Учебный предмет «Секреты здорового питания» проводиться за счёт часов обязательной части.
В соответствии с календарным учебным графиком работы МБОУ Первомайской СОШ и расписанием уроков на 2024-2025 учебный год на реализацию программы отводиться 1 час в неделю, 34 учебных часов в год.
В связи с праздничными днями и перенесенными выходными днями (Постановление Правительства РФ от 28.08.2024г. №1314«О переносе выходных дней в 2024году») произошло уплотнение учебного материала. Недостаток учебного времени компенсирован путём интеграции тем курса. Программа будет пройдена за 32ч.
5.Содержание курса внеурочной деятельности:
Раздел 1. Разнообразие питания
Если хочешь быть здоров. Самые полезные продукты. Удивительные превращения пирожка. Экскурсия в продуктовый магазин.
На вкус и цвет товарищей нет. Где найти витамины весной? Где найти витамины зимой?
Раздел 2. Гигиена питания и приготовление пищи.
Что такое гигиена питания? Если хочется пить…(что такое жажда). Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Эти полезные салатики.
Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты. Режим питания.
Экскурсия в школьную столовую.
Раздел 3. Этикет.
Правила поведения в столовой. Как правильно вести себя за столом. Как правильно есть. Ждём гостей к столу. На вкус и цвет товарищей нет! Сервируем стол. Украшаем салаты.
Раздел 4. Рацион питания.
Блюда из зерна. Плох обед, если хлеба нет. Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкуснее. Лекарственные травы. Мёд. Витаминный погребок.
Календарно –тематическое планирование клуба «Начало мудрости»
№ | Наименование разделов и тем курса. | Всего часов | Дата |
План. | Факт |
1 | Вводное занятие | 1 | 6.09.2024 | |
2 | Если хочешь быть здоров | 1 | 13.09.2024 | |
3 | Если хочешь быть здоров | 1 | 20.09.2024 | |
4 | Самые полезные продукты | 1 | 27.09.2024 | |
5 | Самые полезные продукты. Экскурсия в продуктовый магазин. | 1 | 4.10.2024 | |
6 | Динамическая игра «Поезд». | 1 | 11.10.2024 | |
7 | Динамическая игра «Поезд». Тест «Самые полезные продукты» | 1 | 18.10.2024 | |
8 | Удивительные превращения пирожка | 1 | 25.10.2024 | |
9 | Удивительные превращения пирожка | 1 | 8.11.2024 | |
10 | Где найти витамины весной? | 1 | 15.11.2024 | |
11 | Где найти витамины зимой? | 1 | 22.11.2024 | |
12 | Что такое гигиена питания? | 1 | 29.11.2024 | |
13 | Если хочется пить…(что такое жажда) | 1 | 6.12.2024 | |
14 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. | 1 | 13.12.2024 | |
15 | Эти полезные салатики. | 1 | 20.12.2024 | |
16 | Эти полезные салатики. | 1 | 27.12.2024 | |
17 | Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты | 1 | 10.01.2025 | |
18 | Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты | 1 | 17.01.2025 | |
19 | Режим питания. | | 24.01.2025 | |
20 | Экскурсия в школьную столовую | 1 | 31.01.2025 | |
21 | Правила поведения в столовой. | 1 | 7.02.2025 | |
22 | Как правильно вести себя за столом | 1 | 21.02.2025 | |
23 | Как правильно есть. | 1 | 28.02.2025 | |
24 | На вкус и цвет товарищей нет! | | 7.03.2025 | |
25 | Ждём гостей к столу. | 1 | 14.03.2025 | |
26 | Сервируем стол. | 1 | 21.03.2025 | |
27 | Украшаем салаты. | 1 | 4.04.2025 | |
28 | Блюда из зерна. | 1 | 11.04.2025 | |
29 | Плох обед, если хлеба нет. | | 18.04.2025 | |
30 | Из чего варят кашу и как сделать кашу вкусной? | 1 | 25.04.2025 | |
31 | Витаминный погребок. | 1 | 16.05.2025 | |
32 | Лекарственные травы. Мёд. | 1 | 23.05.2025 | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
педагогического совета __________/ Кузнецова /О.Ю./
МБОУ Первомайской СОШ
№ 1от « 28» августа 2024 г.
__________ / Кладиева Г.В./
Лист внесения изменений в рабочую программу.
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Список литературы, рекомендованный педагогам для освоения данного вида деятельности.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с
Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» http://www.food.websib.ru/
.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
Список литературы, рекомендованный учащимся, для успешного освоения данной программы.
Безруких М.М. и др. Разговор о правильном питании: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 72 с
Верзилин Н. По следам Робинзона Л. 1974,254с
Верзилин. Н. Путешествие с комнатными растениями Л., 1974,254 с
Кондова С. Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М.,1990, 185.
Огуреева Г.Н. Краткий атлас – справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001с.