Программа внеурочных логопедических занятий кружка «Логопедические игры»
1. Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности «логопедические игры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и требованиями следующих нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 1012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 № 373, с последующими изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.11.2010 года № 1241);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008);
Санитарно-эпидемиологические правила «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29 декабря 2010 года № 189;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
Составлена в соответствии с инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» А. В. Ястребовой и Т. П. Бессоновой (Москва,1996). А также с опорой на методические системы работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, Е.В. Мазановой, свой опыт работы учителем-логопедом и изучения научно-методической литературы по этому вопросу.
Новизна и актуальность: внеурочная деятельность «логопедические игры» позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть“волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Логопедическим играм » должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. «Русский народ создал язык яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» - Л. Н. Толстой. Поэтому особое внимание на занятиях «Логопедических игр» обращается на задания, направленные на воспитательные возможности русского языка - воспитание у них чувства языка, этических норм речевого поведения.
Также занятия направленны на развитие устной и письменной речи учащихся. Кроме того, работа в кружке позволяет предупреждать появление устойчивых ошибок на письме и при чтении, а не «бороться» с ними по мере появления, таким образом, предлагаемая методика носит пропедевтический характер, а также корректировать уже имеющие ошибки.
Содержание и методы обучения «Логопедических игр» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Обращение к мнемотехнике – системе различных приёмов – облегчает запоминание и увеличивает объём памяти за счёт искусственных ассоциаций.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей. В этом случае на помощь приходят занятия внеурочной деятельности
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Необходимость разработанной мной внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель и задачи внеурочной деятельности.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку; показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку; сформировать личность, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями.
Задачи:
Обучающие:
Воспитывающие:
воспитание любви к великому русскому языку;
воспитание культуры обращения с книгой;
совершенствование у учащихся коммуникативной культуры.
Развивающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, смекалки, сообразительности, воли);
развитие творческого потенциала.
Образовательный процесс при реализации программы «Логопедические игры» осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. Программа курса «Логопедические игры» рассчитана на один год обучения - 34 часа в 5 классе, возраст детей 10 – 12 лет.
Особенности программы «Логопедические игры»
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от урока, учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
просмотры презентаций с рассказом педагога;
практические задания с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, словарей, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
В каждом занятии прослеживаются три части:
Основные методы и технологии
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим). Признаки гласных и согласных звуков. Буквы русского алфавита. Родственные слова. Антонимы, синонимы, омонимы, многозначные слова. Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Учащиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко-буквенный анализ слов. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах. Чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы. Обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я и мягким знаком. Переносить слово по слогам. Употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения. Писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных. Объединять слова в группы. Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. Составлять текст по вопросам учителя. Работать со словарями. Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады. Различать приставки и предлоги. Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова. Пересказать текст. Запоминать простые стихотворения.
Критерии и нормы оценки результатов освоения программы:
степень помощи, которую оказывает учитель обучающимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Материально-техническое обеспечение программы
В качестве дидактического обеспечения предлагаются следующие виды методической продукции:
1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
2. Волкова Л.С. Логопедия., М., 1995.
3. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - Москва, Просвещение, 1991.
4. Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных нарушением фонематического слуха», М, «Книголюб», 2005г. Часть 2, дифференциация согласных.
5. Ефименкова Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных нарушением фонематического слуха», М, «Книголюб», 2004г. Часть 1, дифференциация гласных.
6. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. – Ярославль, Академия развития, 2003.
7. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. – Ярославль, Академия развития, 2003.
8. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.
9. Козырева Л.М. Как образуются слова. – Ярославль, Академия развития, 2001.
10. Козырева Л.М. Слова-друзья и слова-неприятели. – Ярославль, Академия развития, 2001.
11. Козырева Л.М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. – Ярославль, Академия развития, 2001.
12. Козырева Л.М. Тайны твердых и мягких согласных. – Ярославль, Академия развития, 2003.
13. Козырева Л.М. Путешествие в страну падежей. – Ярославль, Академия развития, 2001.
14.Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. «Аквариум», Москва, 2012г
15. Мазанова Е.В. Формы и методы логопедической работы по коррекции дисграфии., М.: АНМЦ «Развитие и коррекция» ВОИ, 2001.
16. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии» конспекты занятий, М,Гном-пресс.
17. Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии» конспекты занятий, М,Гном-пресс
18. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997.
19.Чистякова О.В. Исправляем дисграфию. Санкт Петербург., «Литера» - 2015г.
20.Яворская О.Н. Занимательные задания логопеда для школьников Санкт Петербург «Каро» 2010г
21. Ястребова А. В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. Москва, «Аркти» 2016г.
Текущая проверка знаний осуществляется без оценки в баллах. Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.
За успешное обучение, участие в защите проекта, творческих конкурсах предусмотрено моральное стимулирование для учащихся: благодарственные письма, почетные грамоты, дипломы.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Кол-во часов | |
планируемая дата проведения | фактическая |
Раздел «Звуки и буквы» |
1. |
| Путешествие в страну гласных звуков. Знакомство с артикуляционным аппаратом. Артикуляционная гимнастика. Расскажи о звуке по плану-схеме. Чтение стихотворений про гласные. Разгадывание загадок. Чтение чистоговорок. Работа на карточках «Вставь пропущенные гласные».
|
1 |
|
|
2. | Хитрые гласные (гласные 1 и 2 ряда)
| Просмотр презентации «Гласные звуки и буквы». Стихи о гласных буквах Я, Е, Ё, И и согласной й. Игры «Скажи наоборот», «Исправь ошибки». Работа в тетрадях «Вставьте пропущенные буквы». Диктант только гласных букв из предложений.
|
1 |
|
|
3. | Согласные звуки и буквы | Способы образования согласных звуков. Работа с профилями. Определение места звука, его соседей. Определение количества звуков в слове. |
1 |
|
|
4. | Гласные и согласные звуки и буквы | Игры: бусы, составь слово по первым буквам картинок, нелепицы. |
1 |
|
|
5. | Работа над слоговым составом слов | Составь слова из слогов, добавь пропущенный слог, собери рассыпавшиеся слова. Задачи: ежи – и + е + вика = ягода Шарады. |
1-2 |
|
|
6. | Твердые и мягкие согласные: а -я, о – ё, у – ю, ё – ю, ы - и Гласные после шипящих | Решение ребусов, работа с деформированным текстом, тесты. Паутинки Исправь ошибки. |
6
3 |
|
|
7. | Буква ь как показатель мягкости | Назови ласково, филфорды Дифференциация слов с ь и без него.(угол – уголь, полка – полька) | 3
|
|
|
|
8. | Два разделительных брата
| Чтение стихотворений с ь и ъ. Упражнения, тесты на закрепление данной темы. Решение кроссвордов, ребусов |
3 |
|
|
9. | Сомнительный парный согласный | Стихотворение Н. Матвеевой «Путаница», «Весёлые буквы». Игра «Сомнительный согласный». Просмотр презентации «Парные согласные».
|
2 |
|
|
10. | Безударные гласные в корне слова. | Разгадывание кроссвордов и ребусов. Придумывание своего кроссворда, ребуса.
|
2 |
|
|
Раздел «Как делаются слова» -
|
-
| Части речи | Упражнения в словообразовании Прилагательных Глаголов |
4 |
|
|
-
| Слова - спорщики
| Сказка про антонимы. Просмотр презентации. Отгадывание загадок. Игра с мячом «Все наоборот». |
1 |
|
|
-
| Слова – друзья | Стихотворение про синонимы. Отгадывание загадок. Задание с перфокартой «Найди пару»
| 1
|
|
|
-
|
| Чтение стихотворений с многозначными словами. Угадывание слов по их значению.
|
1 |
|
|
-
| Слова – омонимы
| Разгадывание загадок, шарад, ребусов.
|
1 |
|
|
-
| Слова-омофоны
| Прослушивание стихов и работа по их содержанию. Игры со словами – двойниками. |
1 |
|
|
-
| Итоговое занятие | тесты |
1 |
|
|