СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа вокальной студии "Маэстро"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана для вокальной студии "Маэстро" на 2019 - 2020г. и творческая рабта детей.

Просмотр содержимого документа
«Программа вокальной студии "Маэстро"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 17»

городского округа Балашиха

Московской области



«УТВЕРЖДАЮ»


Директор МБОУ «Школа № 17»

___________ /Е. В. Ухова/

Приказ от __________ 2019г. №____










Программа

«Искусство эстрадного вокала»


Составитель : Онуфрийчук А.А.

Руководитель вокальной ст.






г. Балашиха. 2019 год


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка 3

  2. Учебный (тематический) план 1 года обучения 20

  3. Содержание учебного (тематического) плана 1 года обучения 21

  4. Учебный (тематический) план 2 года обучения 22

  5. Содержание учебного (тематического) плана 2 года обучения 23

  6. Формы аттестации и оценочные материалы 18

  7. Организационно-педагогические условия реализации программы 15

  8. Список литературы 26

9. Приложения









Пояснительная записка



    Что такое вокальное искусство сегодня? В этом смысле характерно высказывание нашего выдающегося соотечественника Сергея Яковлевича Лемешева: «Выйдет на сцену человек, и думаешь: ах, какой чудный голос! Но вот он спел два-три романса, и становится скучно! Почему? Да потому, что нет в нем внутреннего света, сам человек неинтересен, неталантлив, а только Бог вложил ему голос. А бывает наоборот: голос у артиста вроде бы и посредственный, но вот он что-то такое произнес по-особому, по-своему, и знакомый романс вдруг засверкал, заискрился новыми интонациями. Такого певца слушаешь с удовольствием, потому что ему есть что сказать. Это главное».

    Изучая биографии знаменитых певцов, можно заметить, что многие из них соприкоснулись с вокальным искусством уже в раннем детстве. Некоторые росли в семьях профессиональных певцов, их детство проходило в театре и естественно то, что они начинали петь в раннем возрасте и совершенствовались дальше под руководством родителей. Родители других просто были любителями пения, музыка органично вплеталась в их жизнь - и это передавалось детям, которые получали свой первый певческий опыт, подражая родителям, подпевая им.

    Раннее музыкальное образование детей всегда благотворно влияло на их психику и культурный уровень. В частности, пение - одно из самых доступных и понятных для ребенка видов музыкального искусства, те музыкальные впечатления, которые получит ребенок на своих первых занятиях, могут остаться с ним на всю жизнь. Поэтому надо, чтобы они были яркими, запоминающимися, радостными и, что немаловажно, правильными по содержанию. Конечно, все дети обладают разными музыкальными способностями, а также разными голосовыми и психофизиологическими данными. В зависимости от этого, обучение пению может быть коллективным - хор, и индивидуальным - занятия сольным пением.

Издавна самым массовым и любимым искусством было пение. Песня – ценное средство нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и литературного текста. В последнее десятилетие особенно популярно - эстрадное искусство.

 Вокал происходит от итальянского слова «воче» - голос.  Понятие эстрадного вокала связывают с легкой и доступной к пониманию музыкой. Это эстрадное пение, которое сочетает в себе множество песенных направлений, а именно: поп, рок, соул, R&B, рэп, хип хоп и другие направления эстрадной музыки.

Первый этап любого урока вокала, в том числе и эстрадного,- это постановка дыхания и постановка голоса.

 На следующем этапе в работу добавляется микрофон и пение под минус или живое сопровождение.

 В программе обучения запись песен на диски для того, чтобы дети могли услышать себя со стороны, а также иметь результаты своих стараний.

 Эстрадный вокал обычно по своему звучанию определяют как нечто среднее между академическим (или классическим) вокалом и народным вокалом. Главное же отличие эстрадного вокала от академического и народного состоит в целях и задачах вокалиста. Детское вокальное развитие начинается с постановки дикции и дыхания, поскольку слова являются одной из значимых составляющих хорошей песни.

Дело в том, что академические и народные певцы всегда работают в рамках определенного канона или регламентированного звучания и для них отклоняться от нормы не принято. Задача эстрадного пения заключается  в поиске своего оригинального звука, своей собственной характерной, легко узнаваемой манеры поведения, а также сценического образа. Следовательно, основной особенностью . Поэтому у меня сложилась система, где    на сенсорной основе,  на базе единства эмоционального и  слухового компонентов,  развиваются музыкальные способности: способность переживания, различения, сопоставления и воспроизведения ладо - высотных  соотношений и музыкального ритма. В процессе этой деятельности создаются маленькие шоу - номера, яркие, непосредственные по исполнению. Ребенок приобретает муз эстрадного вокала являются поиск и формирование своего неповторимого, уникального голоса вокалиста.

Во время уроков вокала голос постепенно приобретает свой естественный, индивидуальный тембр звучания, становится ярче, смягчается.

Запись голоса - это неотъемлемая часть работы над ошибками, совершенствование исполнительского и вокального мастерства. Весь процесс занятий подчинен только творческим интересам результатов и найти свою оригинальную манеру пения, необходимо овладеть достаточно широким диапазоном певческих  приемов.

 Так, к примеру, в эстрадном вокале, в отличие от народного и классического, имеет важное значение внятная дикция. Поэтому первым этапом вокального развития детей является постановка дикции и дыхания.

Также особенность эстрадного вокала заключается в том, что в эстрадных песнях гораздо чаще можно встретить сложные для техники фразы, которые требуют от исполнителя быстрой смены дыхания.

 Главный этап обучения эстрадному вокалу - овладение вокальным дыханием и развитием голоса, а это специальные упражнения, на основе которых выстраивается голос ребенка.

Для более старших детей, во время обучения вокалу используют следующие приемы:

Расщепление . Прием пения в процессе обучения вокалу, при котором к чистому звуку примешивается определенная доля другого звука, нередко представляющего из себя немузыкальный звук, то есть шум.

Драйв. Один из важнейших в арсенале рок-вокалистов - прием расщепления "драйв" (его подвиды: гроулинг, рев, хриплый голос, дэт-вокал и т.д.).


.

 Дальше мы разучиваем популярные и любимые песни из кинофильмов, мультфильмов, эстрадные песни поп, рок и других направлений.

 Только после усвоения основных принципов пения, мы подключаем микрофон. Если ребенок научился петь сильным ярким голосом, пение в микрофон только облегчит процесс пения.

 Эстрадный репертуар пользуется большой популярностью у публики. Концертное выступление - важный этап обучения эстрадному вокалу.

Умение красиво петь - это радость и удовольствие!

Однако, не так много специалистов в данной области и недостаточно программ по обучению эстрадному вокалу детей. Мало методической литературы по данной теме. В методических пособиях по обучению детей  пению, содержатся рекомендации по развитию звуковысотного слуха, а вопросу дыхания не уделяется должного внимания. Я  считаю, что это неверно, так как без правильной организации дыхания процесс обучения значительно тормозится. Поэтому в  своей программе обучения  уделяю особое внимание этому процессу.

Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. На какой стадии своего развития ни был бы ребенок, он эмоционально откликается на выразительные интонации, музыку, содержащую в себе выражение чувств.  Одним из важных условий работы с детьми  для является создание творческой, радостной атмосферы. Работая  с эмоциональным подъемом, включая детей в игровые сюжетные занятия, я всегда получаю живой отклик и раскрепощенное эмоциональное пение. Невозможно исполнять эстрадную песню и не сопровождать ее движением, мимикой, пластикой, сценический опыт, который с радостью представляет для зрителей на концертах.

Опыт убеждает в том, что к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности, можно найти соответствующий подход, нисколько не отрывая его от естественной для его возраста «игровой фазы». Подбираем репертуар для каждого ребенка индивидуально, учитывая тот или иной тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, физиологического устройство певческого аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса.

, чтобы получилось осмысленное, осознанное самовыражение, где есть и манера, и характер, и чувства ребенка в раскрытии образа. Многие дети, придя в вокальную студию не обладая яркими музыкальными способностями, добились эмоциональной свободы на сцене, раскрыли актерские способности и стали победителями во Всероссийских и Международных конкурсах.

Голос – это богатство и дар божий. И задача сохранить его, развить, оградить от психических перегрузок, стрессов и неудач, а  процесс обучения сделать радостным и трепетным.

  Целостное описание опыта

    

 Образовательная  методическая работа решает следующие задачи:

1.Создание оптимальных условий для развития музыкальных способностей детей.

2.Организация образовательной среды для проявления инициативы, творчества, артистизма и самостоятельности  детей.

3.Поддержание и развитие устойчивого интереса ребенка к эстрадному творчеству.

4.Обучение ребенка передаче зрителям своего понимания красоты, добра, радости с помощью вокала, пластики, эмоциональной выразительности.

5.Адаптация и психологическая поддержка детей.

6.Развитие коммуникативных навыков личности, создание комфортных условий для творческой работы..

Соединяя в единое целое творчество вокалиста, танцора, актера, музыканта, подчиняя их индивидуальное творчество общей задаче, программа позволяет создавать шоу номера, музыкальные мини-спектакли.

Индивидуально для каждого ребенка подбираю репертуар, потому что становление творческой личности ребенка нельзя представить вне его развития и не учитывать его индивидуальных особенностей. Для каждого ученика мне приходится подбирать индивидуально упражнения, учитывая его собственный тип дыхания, способ звукоизвлечения в выработке певческого тона, опираясь на возраст, пол, физиологическое устройство певческого аппарата и многое другое, что способствует формированию голоса. Это означает, что единой методики для всех детей не существует. И, конечно, справедливо утверждение знаменитого итальянского педагога Генриха Панофки, что « нужно было бы написать столько методик, сколько учеников». И не случайно свою книгу он назвал «Искусство пения», а не «Методика». Педагогу, помимо обязательных знаний по вопросам вокала, необходимы наблюдательность, интуиция.

 

  Работа на первом уровне программы строится на развивающих  методиках. Для раскрытия способностей ребенка создаются ситуации, в которых эти способности проявляются и используются в творческом становлении личности. Развивающая методика предусматривает индивидуальный подход. Любой успех ребенка в освоении программы рассматривается как победа. Именно благодаря такому подходу, развивающая методика не ставит конкретных сроков достижения результатов. Ребенок  испытывает потребность в игре, именно в ней формируются его эстетические потребности. Она знакома ему и близка, в ней он чувствует себя спокойно и комфортно. Игра необходима ему для выхода избыточной энергии, для реализации инстинкта подражания, для тренировки навыков, необходимых в серьезных делах.

Обучение пению проводится по плану на основе общепедагогических принципов, то есть, основных положений дидактики.

 Принцип воспитывающего обучения.

В процессе обучения детей пению одновременно у них воспитываются любовь к прекрасному в жизни и искусстве, развиваются внимание, воображение, мышление, память. Организуются посещения концертов, музыкальных гостиных, спектаклей, просмотр видео, прослушивание лучших образцов песенного творчества советского периода и современных исполнителей. Очень тщательно подбираю репертуар, который бы отвечал возрасту певца и его духовно-нравственному обогащению, вызывал эмоциональный отклик.


 Принцип доступности.

Песенный репертуар выбирается для каждого ребёнка индивидуально. В понятный, доступной форме, именно для него. Предпочтение отдаются музыкальным произведениям, которые имеют свою драматургию, содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям, близкие их жизненному опыту и выраженные простыми, ясными средствами. В создании того или иного образа участвуют интонация, мимика, пластика. Детям свойственно обостренное чувство выразительности интонации, тембровой окраски звучания, тактильная чувствительность, подвижность мимики, непосредственная выразительность движений. Эти качества открывают широкие возможности для дальнейшего пробуждения у детей сенсорных способностей через освоение особенностей природных и художественных явлений – звука, формы, движения, возможностей слова и речи. Детям нравятся такие упражнения, когда они действуют от имени персонажа. Различные творческие задания ставят детей перед необходимостью самостоятельно комбинировать, импровизировать, помогают детям «войти» в воображаемую ситуацию, вызвать соответствующие чувства. Знакомство с каждым жестом или танцевальным движением начинается с сообщения его значения. Интонированное произнесение слова или фразы, соответствующих этому значению, сопровождаются эмоционально-выразительным исполнением движения.

  Работа строится на строгом соблюдении правил работы с детским голосом:

1.Начинаем петь с трех-пяти звуков в примерной зоне звучания голосового аппарата. Диапазон голоса вверх и вниз расширяю постепенно, без торопливости. Внимательно слушаю, как звучит голос ребенка, нет ли напряжения при повторении и утомления голосового аппарата (это звуки ми 1- ля 1). Диапазон в этой возрастной категории – ре 1 – до

2.При пении используется мягкая атака (смыкание связок происходит одновременно с возникновением звука).

3.Особое внимание уделяю выравниванию гласных, их округленного звучания. Звук должен быть ровным, легким, полетным, без напряжения и форсирования. В ансамбле добиваюсь выработке чистого унисона.

4.Вся вокальная работа ведется в негромкой динамике.

5.Перед началом работы точно формулирую задачу.

6.Работу над песенкой начинаю с проговаривания текста, сопровождая его простукиванием, притопыванием и другими ритмическими движениями. Эти движения помогают выявить слоговую структуру слова.

7.Для развития силы голоса применяю упражнения на контрастах: спеть тихо и громко, грустно – весело, мрачно – ласково, спокойно – сердито и т.д.

Большое внимание уделяю работе над дыханием. Использую игровые приемы на выработку экономного, ровного выдоха. Непевческое (жизненное) дыхание у детей обычно совпадает с певческим. Правильная певческая установка готовит детей к серьезной, активной работе. Независимо от того, поют ли дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным, ненапряженным. При этом  плечи несколько опущены, а подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата.

Искусство пения – говорили старые мастера – искусство вдоха и выдоха. "В настоящее время можно с полной очевидностью утверждать, что не столь важным является тип вдоха, сколько организация выдоха" (Л.Б.Дмитриев "Основы вокальной методики"). Спокойный, не судорожный, но вместе с тем достаточно активный вдох с последующей мгновенной задержкой обеспечивает необходимые условия для дальнейшего экономного, длительного выдоха, а значит и для напевного, льющегося звука. Такое пение называется пением "на опоре". Мгновенная задержка воздуха при вздохе сомкнет связки, преградит путь выдыхаемому воздуху, заставит мускулы дыхательного аппарата принять активное положение с последующим постепенном их расслаблением. Одновременно произойдет сужение входа в гортань, что поможет созданию высокого качественного звука, его "опоре". Красивый, полный звук получается только при правильной координации всех систем, участвующих в голосообразовании в процессе самого пения. Это лишний раз убеждает меня в том, что упражнения на дыхание без пения не достигают цели в выработке певческого дыхания, и в то же время подтверждает мнение многих педагогов, что лучшей школой в выработке рефлекторного певческого дыхания является сама музыка, сама песня.

Особенно это правильно в отношении детей. Здесь хочется сослаться на исследование Л.Б.Дмитриева, который пишет: "…в пении напрасно стараться целиком подчинить дыхание своей воле. Следует всегда помнить о том, что в дыхании наряду с произвольными мышцами имеются регулировочные механизмы, действующие рефлекторно и независимо от нашей воли".

 Конечно, очень важно, чтобы творческий процесс был сознательным, целенаправленным. Но добиваться управления певческим процессом можно по-разному. Прививая навык дыхания, я не акцентирую внимание детей на физиологических моментах. И все же использую и специальные дыхательные  упражнения без пения для укрепления косых мышц, пресса. При исполнении даже небольшой попевки добиваюсь такого исполнения отдельной фразы, при котором достаточно ясно и определенно звучит каждая нота. Важным критерием проверки правильного дыхания служит качество звука. Прерывистый, вялый звук – показатель плохого дыхания. Таким же критерием оценки дыхания служат и мышечные ощущения ребенка. Если ребенок при вдохе поднимает плечи, значит, в работу включаются мышцы, связанные с гортанью, а это ведет к крикливому, напряженному пению. Таким образом, у детей процесс дыхания всегда будет контролироваться качеством самого звука и мышечными ощущениями, и регулироваться требованиями музыкальной фразировки.

Умелое использование дыхания для достижения определенной выразительности пения связано с применением того или иного вида певческой атаки, так как именно она определяет характер работы голосовых связок.  Ограниченная сила звука детского голоса как бы сама требует мягкой атаки. Именно  при ней связки смыкаются неплотно и непосредственно в момент начала звукообразования, что обеспечивает спокойный мягкий звук средней силы. А такой характер звукообразования способствует получению наилучших качеств тона, определяющих тембр.

Однако, у детей, имеющих склонность к вялости, инертности, часто мягкая атака приводит к значительной утечке воздуха при пении и плохому звукообразованию. Поэтому именно у таких детей необходимо активизировать весь процесс голосообразования, используя твердую атаку. При этом виде атаки голосовая щель смыкается достаточно плотно еще до начала звукообразования и затем с силой прорывается потоком выдыхаемого воздуха. Твердая атака обеспечит интенсивную работу голосового аппарата, а мгновенность начала звука помогает точности интонирования.

Если у ребенка имеется  "зажатость" голоса, напряженный, громкий звук, связанный с чрезмерно активным смыканием голосовых связок, то для исправления этого недостатка надо применять мягкую и даже  придыхательную атаку. При последней, когда связки смыкаются неполно, происходит слишком интенсивный выдох, что приводит иногда к неопределенной интонации и даже "подъездам", т.е. неточным переходам со звука на звук. Обычно этот вид атаки применяется эпизодически.

Как известно, в вокально-педагогической литературе встречались различные точки зрения на певческое дыхание. Так, например, некоторые педагоги отдавали предпочтение какому-либо одному, наиболее удобному, по их мнению, типу дыхания – ключичному, грудному, брюшному и т.п. Однако, последними научными данными установлено, что изолированных типов дыхания нет и что дети и взрослые пользуются при пении смешанным дыханием, иногда с преобладанием то грудного, то брюшного типа. Важно отметить, что в смешанном дыхании участвуют в той или иной мере все отделы дыхательного аппарата и что певческое дыхание вырабатывается только в процессе самого пения.

 Принцип постепенности, последовательности и систематичности.

Заключается в том, что в начале года детям даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходя от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придает им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара и дети не получают систематических знаний и навыков по пению.

Для детей, к первой степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без пунктирного ритма.

Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом. Однако такие песни доступны и полезны для музыкального, вокального и общего развития детей.

По мере развития детского голоса даю песни в более высоких тональностях и обращаю внимание на выразительное их исполнение.

 Принцип наглядности

В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство, или «щупальца» (по выражению И. М. Сеченова), дополняют, усиливают слуховое восприятие.

Так, сочетание слухового и зрительного восприятия возможно в том случае, когда во время пения  я показываю высоту звуков, поднимая руку вверх на высоких звуках и опуская ее вниз на низких.

Если ребенок передвигает по ступенькам небольшой лесенки фигурку  какого-нибудь животного и одновременно поет соответствующее звукоподражание («га», «мяу», «кря» и т. п.) или если он поднимает свою руку вверх при пении высокого звука, то у него кроме органов слуха и зрения участвует еще мышечное чувство.    

  При освоении пения стаккато, объясняю детям, что петь надо отрывисто, что на письме над нотами ставят точки, предлагаю показать точку – «капельку», как будто стряхнуть воду с мокрых рук. Дети прекрасно осваивают этот прием.

 Долго и протяжно петь один звук  детям очень сложно. Поэтому при освоении кантилены я рассказываю детям о том, что звуки бывают длинные и короткие. Поэтому, используя прием зрительного контроля, предлагаю детям «рисовать» звук. А карандаш будет двигаться по бумаге столько, сколько будет звучать нота.

Объясняя детям, что легато – это такое пение, когда все звуки сливаются и плавно переходят один в другой, предлагаю ласково «погладить» руками и спеть всю цепочку звуков на одном движении руки.

Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом. Наглядность в обучении пению повышает интерес детей к занятиям, способствует развитию сознательности, легкости и прочности усвоения песен.









Актуальность, педагогическая целесообразность

Сегодня общество особо остро нуждается в восстановлении духовных и интеллектуальных ценностей, поэтому и возрождение кадетского образования становится ответом на «социальный заказ».

Поскольку кадетское образование помимо образовательных предметов предусматривает дополнительное изучение дисциплин кадетского компонента, одной из составляющих которого является занятие вокалом, то из стен этой образовательной организации выходит не только интеллектуально и физически развитый, нравственно воспитанный, но и культурно образованный человек. Без всех этих составляющих невозможно представить формирование полноценной личности.

Обучение по данной Программе способствует воспитанию патриотического мировоззрения, развитию внутренних качеств обучающихся, его социализации в обществе; способствует культурному развитию кадет; подготавливает обучающихся к активной, полноценной и продуктивной жизни в современном российском обществе.

Поскольку основой хорошего пения является правильное певческое дыхание, то упражнения на дыхание, являющиеся обязательной частью занятий вокалом, улучшают деятельность мозга, обменные процессы, кровообращение, т.е. являются хорошим жизненным тонусом для детского организма. Развитие слуха и памяти на занятиях вокалом помогают решению проблем в учебе. Речевой тренинг воспитывает у обучающихся культуру речи. Участие ребенка в коллективных проектах развивает в нем коммуникативные навыки, облегчающие процесс адаптации в обществе. Реализация творческих амбиций в коллективе формирует в ребенке качества, помогающие достигать успешности не только в творчестве. Публичные выступления формируют у обучающихся психологическую стойкость, а социально значимая деятельность воспитанников коллектива помогает сформировать активную гражданскую позицию и чувство ответственности за личный и коллективный результаты.



Особенности Программы

При составлении данной программы были проанализированы и обобщены следующие аналогичные программы: программа «Студия эстрадного вокала МегаСаунд», автор Солдатова Е.В. ГБПОУ «Воробьевы горы», Центр «Черёмушки», г. Москва; программа вокальной студии «Соловушка», художественный руководитель Жданова Р.А., ЦХО МГДД(Ю)Т, г. Москва; программа «Эстрадный вокал», педагог Мартынова Е.В., ГОУ ДМШ № 36 им. В.В. Стасова, г. Москва.

Характерными особенностями данной программы являются:

  • возможность обучения не только в одновозрастных, но и в разновозрастных группах;

  • так как вопросы гражданского патриотического воспитания кадет являются приоритетными, то и в репертуаре вокального коллектива преобладают песни патриотической направленности.

Цель

Цель Программы: раскрытие творческого потенциала ребенка, способствующего его личностному развитию, удовлетворению его индивидуальных потребностей в художественно-эстетическом развитии и воспитании через обучение искусству эстрадного вокала.

Задачи

Обучающие:

  • обучение навыкам координации музыкального слуха (чистота интонирования), навыкам исполнительского мастерства;

  • обучение навыкам правильного певческого дыхания;

  • обучение навыкам певческой артикуляции;

  • обучение навыкам ансамблевого пения;

  • обучение навыкам выразительности исполнения и сценического мастерства.

Развивающие:

  • развитие познавательной активности, способствующей самопознанию и саморазвитию;

  • развитие музыкальной памяти и слуха, чувства ритма;

  • развитие музыкального мышления и навыков импровизации;

  • развитие коммуникабельности: общительности, выдержки, социальной мобильности.

Воспитательные:

  • воспитание высокой исполнительской и слушательской культуры;

  • воспитание ответственности за личные и коллективные успехи; умения работать в коллективе;

  • воспитание активной гражданской позиции;

  • воспитание качеств личности, необходимых для достижения успешности: целеустремленности, настойчивости, трудолюбия, инициативности, решительности, организованности.

Категория обучающихся

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Искусство эстрадного вокала» предназначена для обучающихся в возрасте от 10 до 18 лет Зачисление на обучение по программе осуществляется по желанию ребенка по заявлению его родителей (законных представителей) без предъявления требований к начальному уровню знаний. Группы обучающихся формируются как одновозрастные, так и разновозрастные. По решению педагога дополнительного образования обучающиеся базового уровня, имеющие способности выше среднего, могут быть досрочно переведены в группы углубленного уровня обучения.

Основанием для перевода обучающихся студии на более высокий уровень образовательной программы являются высокие баллы, полученные на ежегодной творческой аттестации.

Срок реализации Программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Искусство эстрадного вокала» рассчитана на 1 год обучения.

Форма и режим занятий

Основная форма организации образовательной деятельности – групповая. Количество детей в одной группе первого года обучения – 15 человек; 2-ого и 3-его года обучения – 10-12 человек.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу и 1 раз в неделю по 2 часа; продолжительность одного занятия составляет 45 минут; между спаренными занятиями предусмотрен перерыв 10 минут.

Планируемые результаты

К концу первого года обучения, обучающиеся будут знать:

  • строение артикуляционного аппарата;

  • отличие вокальной речи от разговорной;

  • основы певческого дыхания;

  • особенности и возможности певческого голоса;

  • основы музыкальной грамоты;

  • К концу первого года обучения, обучающиеся будут понимать:

  • слова педагога «петь легко, мягко, нежно…»;

  • элементарные дирижерские жесты педагога: внимание, вдох, начало и окончание звукоизвлечения.

К концу года обучения, обучающиеся будут уметь:

  • правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

  • петь короткие фразы на одном дыхании;

  • в подвижных песнях делать быстрый вдох;

  • петь легким звуком, без напряжения;

  • определять сильную и слабую доли в музыкальном произведении;

  • воспроизводить ритмический рисунок;

  • точно исполнять основную тему и ансамблевые партии;

  • правильно исполнять музыкальные фразы;

  • координировать «голос-движение»;

  • работать с микрофоном, звукоусиливающей аппаратурой.

К концу года обучения, обучающиеся получат опыт:

  • публичных выступлений;

  • К концу года обучения, у обучающихся будет сформировано:

  • ценностное отношение к работе в коллективе (способность работать в команде, умение общаться, дискутировать, защищать свою точку зрения, умение организовать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками и др.);

  • умение работать творчески;

  • умение разумно планировать и организовывать свою деятельность, свободное время с целью собственного развития.

К концу второго года обучения, обучающиеся будут знать:

  • жанры вокальной музыки;

  • типы дыхания;

  • особенности многоголосного пения;

  • основные виды мелизмов;

  • особенности артикуляции при пении на русском и иностранных языках.



  • -место дикции в исполнительской деятельности;

  • -ритмические особенности вокальных эстрадных и джазовых произведений (синкопированный ритм, перенос акцентов);

  • -процесс правильного дыхания при пении (дыхание на «legato»,

«staccato», «non legato»).

К концу года обучения, обучающиеся будут уметь:

  • петь чисто и слаженно в унисон;

  • петь чисто и держать свою партию в двухголосном и трехголосном исполнении;

  • петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

  • проводить режиссерский разбор песни;

  • исполнять вокальные произведения выразительно и осмысленно;

  • работать в сценическом образе;

  • давать критическую оценку своему исполнению.

  • работы в звукозаписывающей студии;

  • К концу второго года обучения у обучающиеся будут сформированы:

  • навыки элементарного гармонического мышления (двух- и трёхголосного фрагментарного исполнения мелодических построений); записи в студии и работы с диктофоном;

  • навыки ритмической пульсации на самые мелкие длительности музыкального произведения;

  • навыки работы в команде;

  • ценностное отношение к личному вкладу и личной ответственности в коллективный результат;

  • ценностное отношение к наследию песенной культуры;

  • способность и умения подчинить свои действия поставленным целям; мобилизовать свои возможности для борьбы с трудностями;

  • умение и способность адаптироваться в обществе, занимать активную жизненную позицию.




ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






п/п

Дата по плану

Дата по факту

Тема.

Развиваемые способности.


1

01.09-04.09


Приобретение навыков техники вокала, работа над правильным диафрагменным дыханием


2

07.09-11.09


Работа над артикуляционным аппаратом


3

14.09-18.09


Работа над дикцией


4

21.09-25.09


Работа над правильным звукоизвлечением


5

28.09-01.10


Работа над унисонным пением


6

05.10-09.10


Работа над правильным, чистым интонированием


7

12.10-16.10


Подбор индивидуального репертуара


8

19.10-23.10


Подбор коллективного репертуара


9

26.10-30.10


Работа с микрофонным пением


10

09.11-13.11


Подготовка к конкурсам и фестивалям


11

16.11-20.11



Работа над правильным интонированием


12

23.11-27.11


Развитие гармонического слуха


13

30.11-04.12


Постановка голоса


14

07.12-11.12


Работа над опорой звука



15

14.12-18.12


Чувство опоры звука


16

21.12-25.12


Работа с резонаторами


17

11.01-15.01


Работа над вокальной маской



18

18.01-22.01


Работа над речевой позицией голоса


19

25.01-29.01


Вокальный зевок


20

01.02-05.02


Регистры голосов


21

08.02-12.02


Работа над стилем исполнения


22

15.02-19.02


Понятие Вибрато


23

24.02-26.02


Работа над манерой исполнения



24

29.02-04.03


Работа над артистической смелостью


25

10.03-11.03


Работа над умением брать быстрый вдох в подвижных песнях



26

14.03-18.03


Работа над вокальным Кантилено


27

28.03-01.04


Работа над вокальным Стаккато, Легато, Нон Легато


28

04.04-08.04


Работа над умением преодолевать мышечные зажимы в голосе



29

11.04-15.04


Работа над пением под фонограмму в группе и соло


30

18.04-22.04


Работа над умением полноценно исполнять мелкие длительности в песнях быстрого темпа


31

25.04-29.04


Работа над трудными буквосочетаниями


32

04.05-06.05


Работа над сложными текстами


33

10.05-13.05


Работа над постановкой вокально-хореографической композиции






Репертуар

  1. «Подари улыбку миру» гр. Непоседы

  2. «Балаганчик» гр. Волшебный микрофон

  3. «Если город танцует» гр. Непоседы

  4. «Не отнимайте солнце у детей» гр. Непоседы

  5. «Микс» хиты 80-х гг. («Тhe Best»; «I Will Survive»; «Winus»; «Sunny»)

  6. «Россия Матушка» из репертуара Жасмин

  7. «Пора в путь дорогу» гр. Даки

  8. «Московские окна» композитор Хренников Т.Н.

  9. «Весна» гр. Непоседы

  10. «Не ходи со мною рядом» из репертуара Евгения Осина

  11. «Господа, с Днем Учителя, Вас»

  12. «Спи, мое, Солнышко» из репертуара Ирины Дубцовой

  13. «Так будьте счастливы» из репертуара гр. Самоцветы

  14. «Родительский дом» композитор Александра Пахмутова

  15. «Ау моей любви» из репертуара Алсу

  16. «Микс» хиты 70-х гг.(«Кто тебе сказал»-Самоцветы; «Вот увидишь»-Лейся песня; «Люди встречаются»-Синяя птица)

  17. «Помолимся за родителей» из репертуара Сосо Павлиашвили

  18. «Живи» из репертуара Ирины Дубцовой









СПИСОК УЧЕБНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. В. Н. Шацкая «Детский голос». М., "Педагогика", 1970.


 2.В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж», Санкт-Петербург, 1997.


 3. М. Бахуташвили «Сборник упражнений и вокализов для постановки певческого голоса». "Музыка", Ленинградское отделение, 1978.


 4.В. Багадуров «Вокальное воспитание детей», М., 1980.


 5.О. Апраксина «Методика музыкального воспитания». М.,1984.


 6.М. Добрынина «Об условиях и некоторых принципах воспитания чистой интонации у певцов. Вопросы   физиологии пения и вокальная методика» Вып.,15 М., 1969.


 7. Б. Теплов «Психология музыкальных способностей», М. 1947.


 8.Л. Дмитриев «Основа вокальной методики»,  М. ,2000.


 9.В. Морозов «Вокальный слух и голос», М., 1965.


10.Н.Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка». М., Просвещение, 1968


11. А.Карягина «Джазовый вокал», М., изд. «Планета музыки» ,2008


12. М. Погорелова «Программа «Эстрадный вокал», 2004.


13.«Программа по эстрадному вокалу для учащихся музыкальных школ и школ искусств» М.2007


14.Л.Макуорт «Самоучитель по пению», М.,2009


15. И.Исаева «Эстрадное пение», М.,2006


16.Seth Riggs «Пойте как звёзды»  США и Канады, 2000


17. Кузьгов Р.Ж. Образовательная программа по эстрадному вокалу. Студия эстрадного вокала ДДК «Салем».


  1. Струве Г.А. Методика хорового пения


19 Свешников А.В. Мастерство хорового искусства















28