Программа «Волонтерское движение»
Цель программы «Волонтерское движение»: организация волонтерского движения в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Подготовительный этап:
разработать программу «Волонтерское движение»
разработать положение о волонтерском отряде.
База разработки и реализации программы «Волонтерское движение» ГКОУ «Новобрянская СКОШИ VIII вида»
На подготовительном этапе нами была разработана программа: «Волонтерское движение».
Пояснительная записка
Данная учебная программа составлена для обучения ребенка с ограниченными возможностями. В то же время данная учебная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения больного ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития и соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным возможностям больного ребенка. Учебный план составлен на основании Конституции РФ, ФЗ «Об образовании». Программа «Волонтёрское движение» является дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности. Поэтому изучение воспитательных возможностей волонтерского движения приобретает особую актуальность. Волонтерство - это институт воспитания Семейственности, Честности, Справедливости, Дружбы, Верности, Милосердия, Вдохновения, Ответственности, Созидательности, Терпимости, Трудолюбия, Умеренности, Добра.
Волонтерство - это то место, где в совместных делах ребята могут приобрести позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности. В Общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.
«Стратегия модернизации содержания общего образования» определят основную конечную цель образования - как приобретение учащимся определенного набора компетенций, владение которыми позволит выпускнику школы успешно социализироваться в будущей жизни и профессии. Компетенции, владение которыми позволит молодым людям брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,
регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических институтов.
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требует появления новых подходов и методов активизации подростков. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы. Волонтёрские или добровольнические организации - это свободные союзы людей, объединенных каким - либо общим, специальным интересом. Их деятельность связана с благотворительностью, милосердием.
Цель программы:
Развитие волонтерского движения в школе, организация занятости детей, для развития их самостоятельной, познавательной деятельности; профилактика вредных привычек; воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
продвигать идеи волонтерства.
сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтёров.
возрождение шефского движения.
пропагандировать здоровый образ жизни.
Содержание программы:
Цель: проявлять заботу и внимание к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации.
Цель: организация и участие в акциях по благоустройству микрорайона.
Цель: создать условия для гражданского становления и гражданской само-реализации, оказывать шефскую помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труда.
Цель: формирование у учащихся понимания значимости здоровья.
Цель: воспитывать уважительное отношение к семье, духовным корням.
По возрастному уровню программа «Волонтёрское движение» предназначена для детей среднего и старшего школьного возраста, в возрасте от 14 до 17 лет. Волонтеры объединения являются разными по возрасту и социальному статусу. Группы формируются из разновозрастных школьников.
Срок реализации программы «Волонтёрское движение» составляет 2 года обучения.
Формы и режим занятий: 2 раза в неделю,
Формы организации деятельности:
индивидуальная;
групповая;
работа по подгруппам.
Формы организации занятий: акции, анкетирование (тесты, опросы и т.д.), встречи с интересными людьми, выставки, игровые программы, конкурсы, лекции, походы, праздники, презентации, соревнования, турниры, фестивали, экскурсии, эстафеты, ярмарки и т.д.
Мониторинг реализации программы будет осуществляться через:
анкетирование всех участников программы;
выпуск стенгазет;
анализ результатов проведенных мероприятий.
Этапы реализации программы:
Программу условно можно разделить на три этапа:
1этап - начальный. Включает в себя формирование добровольческого объединения, комплектование групп, диагностику личности каждого участника, расстановку приоритетов деятельности каждого члена добровольческого объединения, распределение социальных ролей внутри объединения, первичное планирование деятельности во взаимодействии со структурой детского школьного самоуправления.
2 этап - основной. Погружение в разнообразную деятельность, направленную на достижение поставленной цели и решение педагогических задач с опосредованным использованием методов, форм, средств реализации программы. Подготовка и проведение мероприятий различных форм организации. Осуществление взаимодействия с различными структурами, привлечение обучающихся школы в социально - значимую деятельность различной направленности. Анализ и самоанализ проделанной работы.
3этап - заключительный. Подведение итогов проделанной работы за год. Выбор каждым членам добровольческого объединения приоритетного направления дальнейшей деятельности. Анализ и самоанализ личностного роста в ходе реализации данной программы. Планирование дальнейшей деятельности добровольческого объединения.
Нормативно - правовая база реализации программы:
Конституция РФ (ч.4; 5 ст. 13, ч. 2 ст. 19, ст. 30);
Всеобщая декларация прав человека (1948г.);
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Всеобщая Декларация Добровольцев (2001г.);
Гражданский кодекс РФ (ст. 117);
Семейный кодекс РФ;
Уголовный кодекс РФ;
Закон РФ «Об образовании»;
Закон РФ от 24.07.1998г. №124 — ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребёнка в РФ»;
благотворительных организациях»;
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Закон РФ от 19.05.1995г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
Закон РФ от 28.06.1995г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке
молодёжных и детских общественных объединений»;
злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» от 28.02.2000 г. № 6.
Основной:
реализация программы «Волонтерское движение»;
описание о проделанной работе.
Работа волонтерского отряда на 2015-2016 гг.
Задачи: поиск потенциальных волонтеров, проведение акций, мероприятий, тренингов, классных часов; |
Мероприятия | Цель | Задачи | Сроки | Средства | Ответственные |
Классный час «Я волонтер!», Возникновение и развитие волонтерского движения. | Привлечение волонтеров. | - повышение уровня знаний в сфере «Добровольчество», - повышение интереса, выявление и привлечение активной молодежи к общественной деятельности на добровольной основе; - знакомство с правами и обязанностями волонтера; | Сентябрь | Видео- и аудиоаппаратура, канцелярские принадлежности. | Воспитатель, социальный педагог. |
Задачи: сплочение волонтерского отряда, проведение акций, мероприятий, тренингов, классных часов; |
Игра «Круг знакомства», «Узнаем друг друга» посвященный знакомству и сплочению участников отряда | Знакомство участников друг с другом, сплочение отряда и построение эффективного командного взаимодействия Повышение заинтересованности подростков в посещении занятий, формирование чувства команды | - формирование и усиление общего командного духа; -развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач; - получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга; - осознание себя командой | Сентябрь | Канцелярские принадлежности, мультимедиа. | Социальный педагог, воспитатель. |
Задачи: развитие мотивации на милосердную деятельность; проведение акций, мероприятий, тренингов, классных часов; гуманистическое и патриотическое воспитание; |
Тренинг «Мир вокруг нас» | Приобщение к социальным проблемам и развитие альтруизма у участников отряда. | - формирование у учащихся системы морально-нравственных качеств. | Сентябрь | Средства мультимедиа, канцелярские принадлежности | Социальный педагог, воспитатель. |
Задачи: организация волонтерского движения; развитие навыков самоорганизации для решения социальных задач |
Создание актива отряда «Волонтерское движение» | Организация деятельности отряда. | - выявление лидеров отряда; - развитие навыков самоорганизации; - составить план работы отряда; - распределение обязанностей между участниками отряда. | Сентябрь | Канцелярские принадлежности. | Социальный педагог |
Задачи: поиск и решение социальных проблем: - организация досуга молодежи - гуманистическое и патриотическое воспитание; - проведение акций, мероприятий, классных часов; - развитие мотивации на милосердную деятельность. |
Беседы « Мы за здоровый образ жизни» | Пропаганда здорового образа жизни | - информировать о вреде табакокурения; - информировать о вреде злоупотреблении ПАФ; - информировать о вреде наркотиков; - привлечь к здоровому образу жизни. - профилактика социально - негативных явлений в подростковой среде. | В течение года | Средства мультимедиа, канцелярские принадлежности анкеты, памятки, регистрационные листы, ручки, буклеты, брошюры. | Социальный педагог, медицинская сестра, воспитатели. |
Концертная программа «Целую бабушкины руки» | Укрепление связи между поколениями | - формирование доброго, уважительного отношения к старшему поколению; - развитие артистичности, выразительности исполнения стихотворений; - создание позитивного праздничного настроения у аудитории | Октябрь | Шары, плакаты, фотографии, музыкальная аппаратура, костюмы для сценок | Актив волон-терского отряда, социальный педагог, музыкальный работник. |
Акция «Мы за чистое село» | - развитие системы трудовых осмысление необходимости трудовой деятельности, развитие потребности трудиться, овладение навыками профессионального труда. | -воспитание активной жизненной позиции и чувства долга; - расчистка и уборка территории. | В течение года | Уборочный инвентарь | Актив волонтерского отряда, воспитатель. |
Операция «Кормушка» | Привлечение учащихся к практической деятельности в области охраны природы и формирование любви к окружающему миру. | - изучение зимующих птиц нашего края, развивать познавательный интерес к жизни зимующих птиц; - воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях; - обучить технике изготовления кормушек. - изготовление и развешивание кормушек; - регулярная подкормка птиц и чистка кормушек от снега и мусора; | Октябрь | Пустые пластиковые бутылки, ножницы, металлическая проволока, корм для птиц. | Учителя технологии |
Акция «Любви достойны наши мамы» | - повышение социальной значимости праздника Дня матери. Привлечение внимания к многодетным матерям, женщинам-матерям, прошедшим войну. | - изучить историю и особенности праздника День матери. - в течение ноября организовать конкурс поделок, рисунков. | Ноябрь | мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура, фото и видео аппаратура. | Актив отряда, воспитатель. |
Задача: формирование мотивации на ЗОЖ, организация досуга молодежи; проведение акций, мероприятий, классных часов; развитие мотивации на милосердную деятельность. |
Акция «Меняем сигарету на конфету» | Доказать, что от одной конфеты можно получить больше удовольствия, чем от одной выкуренной сигареты. | информировать о вреде табакокурения - показать, что можно тратить деньги на что – то более интересное; - привлечь к здоровому образу жизни. | Ноябрь | Два килограмм конфет | Социальный педа-гог. |
Информационный уголок «История малой Родины: прошлое, настоящее и будущее» | Привитие патриотических чувств к Родине. | - формировать отношение к своей малой и большой Родине, Отечеству; - отношение гражданина - знакомство с истоками национальной культуры; создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание культурных традиции; -со своим государством. | Ноябрь | Стенд, фотографии знаменитых людей поселка. | Социальный педагог |
Акция «День борьбы со СПИДом» | Повышение уровня информированности по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, формирование поведенческих навыков и толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ-инфекцией. | Информировать обучающихся, о путях заражения, способах защиты, источниках получения информации по проблеме; Формированию толерантного отношения к ВИЧ - позитивным людям | Декабрь | Анкеты, памятки регистрационные листы, ручки, буклеты, брошюры по профилактике ВИЧ-инфекции. | Социальный педагог |
Акция «Мы разные, но мы вместе», посвященная Международному Дню Инвалидов. | проявлять заботу и внимание к людям, попавшим в трудные жизненные ситуации. | развитие коммуникабельных навыков, укрепляющих социальные связи. | Декабрь | Подарки, сделанные своими руками, флажки. | Социальный педагог |
Концертная программа «Новый год уже в дверях» | Провести познавательное и развлекательное новогоднее мероприятие | активизировать детей привлечь родителей к участию в празднике. - развитие артистичности выразительности исполнения стихотворений - создание позитивного праздничного настроения у аудитории | Декабрь | снежинки; призы; листки бумаги с; краски шапка, борода Деда Мороза (в 2-х экз.) | Актив отряда |
«Минута славы» музыкально – развлекательная программа | Провести познавательное и развлекательное мероприятие | - развитие артистичност, выразительности исполнения стихотворений - создание позитивного праздничного настроения у аудитории. | Январь. | Мультимедийный проектор и аудиоаппаратура | Социальный педагог, Актив волонтерского отряда |
Проведение подвижных игр на переменах с учащимися младших классов. | формирование потребности в здоровом образе жизни | повышение самооценки ребёнка через получение позитивной обратной связи и поддержки от группы. | Январь | | Актив отряда |
«День святого Валентина» | Провести познавательное и развлекательное мероприятие | - развитие артистичности выразительности исполнения стихотворений - создание позитивного праздничного настроения у аудитории. | Февраль | мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура, фото и видео аппаратура | Социальный педагог, Актив волонтерского отряда |
«Аты - баты шли солдаты» | Провести познавательное и развлекательное мероприятие | - создать условия для гражданского становления и гражданской самореализации | Февраль | мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура, фото и видео аппаратура | Социальный педагог, Актив волонтерского отряда |
Акция «Поздравительная открытка». | Формирование творческой активности детей | - организация совместной творческой деятельности ребят, - формирование коммуникативных навыков - создание открыток | Февраль - март | Канцелярские принадлежности | Актив отряда |
8марта | Провести познавательное и развлекательное мероприятие | - развитие артистичности выразительности исполнения стихотворений - создание позитивного праздничного настроения. | Март | мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура. | Актив отряда Социальный педагог |
Агитбригада «Ударим юмором по вредным привычкам» | Пропаганда здорового образа жизни | - приобщение детей к здоровому образу жизни; тренировка силы воли, физическое совершенствование; обучение конструктивным способом выхода из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков и с табакокурением. | Март | мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура. | Социальный педагог |
Акция «Чистый лес» | - привлечь внимание общественности к сохранению чистоты и порядка в лесу. | -уборка леса от мусора и прочих загрязнений бытовым мусором - приобщение к коллективному труду на благо своего родного края | Апрель | Мусорные пакеты, перчатки. | Администрация |
Акция «Чистая река» | - привлечь внимание общественности к сохранению чистоты реки. | -воспитание бережного отношения к природе; - приобщение к коллективному труду на благо своего родного края. | Апрель | Мусорные пакеты, перчатки. | Социальный педагог |
Агитбригада «Мы выбираем жизнь» | Дать понятие устойчивого здорового развития личности. | Объяснить, почему говорят, что из любой ситуации есть выход; объяснить, что табак и алкоголь - вещества, приносящие вред здоровью. | Апрель | мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура. | Социальный педагог |
Акция «Журавлик счастья» | - познакомить с историей «Японской девочки», - учится отстаивать свое мнение, убеждение, воспитывать чувство солидарности. | приготовить журавлики - счастья своими руками обсуждать и осмысливать значение происходящего, выстраивать перспективы своей жизни в тесной связи с жизнью и делами Отечества. | Апрель | Журавлик – оригами. | Социальный педагог |
Спартакиада «Мы и наше здоровье» | - помощь в организации общешкольных спортивных мероприятиях. - формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. | способствование отказу от вредных привычек учащихся; сформировать у учащихся потребность в здоровом образе жизни. способствовать укреплению здоровья детей; | Май | Аптечка, спортивный инвентарь. | Социальный педагог |
«Мы помним! Мы гордимся!». | - формировать патриотические чувства, гордость за Родину, представление о героизме на основе ознакомления с боевыми традициями нашего народа; воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. | - поздравить ветеранов ВОВ (стихи о войне) - приготовить подарки своими руками для ветеранов ВОВ - участие в параде посвященный «Дню победы» | Май | Подарки сделанные своими руками, флажки, шарики, цветы. | Социальный педагог |
Мероприятие, посвященное памяти воинам -интернационалистам Афганистана. | Воспитание молодёжи гражданами своей Родины, России, людей, знающих и уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края. | Выработка активной гражданской позиции; выработка умения обсуждать и осмысливать значение происходящего в стране, выстраивать перспективы своей жизни в тесной связи с жизнью и делами Отечества. | Май | мультимедийный проектор, музыкальная аппаратура, фото и видео аппаратура. | Социальный педагог |
Спортивное мероприятие «В здоровом теле - здоровый дух» | Формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни. | -сохранения и укрепления здоровья; воспитание ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, развитие здоровье сберегающих умений и навыков. | Май | Спортивный инвентарь: мячи, скакалки, кегли, игра « городки», обручи, канат. | Социальный педагог |
Праздник «Звени звонок прощальный» | Оказание помощи в организации и проведении праздника | - украшение зала, -проведение торжественной линейки | Май | Шарики, канцелярские товары, мультимедиа. | Актив отряда |
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны научиться:
владеть знаниями о ЗОЖ; формировать здоровые установки и навыки
ответственного поведения, снижающие вероятность приобщения к ПАВ,
курению, алкоголизму;
стремиться быть более ответственными, адаптированными к
формированию к здоровой, нравственной личности;
непростом мире,
Учащиеся должны уметь:
общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами
уважительного отношения;
участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой,
районом.
отстаивать свое мнение;
ставить перед собой цель и достигать ее;
разрешать конфликты мирным путем;
Учащиеся должны овладеть следующими навыками:
позитивного общения;
принятия решения;
решения проблем;
межличностных контактов;
умения постоять за себя и договориться с другими;
выхода из конфликтной ситуации.
Реализация программы проводится на базе ГКОУ «Новобрянская СКОШИ VIII вида». Мы считаем, что работа волонтерского отряда в образовательном учреждении развивается успешнее, и положительно влияет на формирование активной жизненной позиции и ведение здорового образа жизни умственно отсталых подростков. Программа и положение имеет практическую значимость, так как могут быть использованы руководителями волонтерских отрядов, волонтерами, социальными педагогами и педагогами в коррекционных школах. Программа и положение имеет практическую значимость, так как могут быть использованы руководителями волонтерских отрядов, волонтерами, социальными педагогами и педагогами в коррекционных школах.
Используемая литература
1. Акимова, Е. В. Педагогическое волонтерство в деятельности детско-молодежных объединений: автореф. Дис. канд. п. наук: /Акимова Елена Владимировна/ - Рязань, 2006. - 20 с.
2. Бодренкова Г.И. Добровольчество: / Г. И. Бодренкова / Социальная работа: 2006. №1. - 52 с.
3. Вандышева, Л. В. Формирование готовности будущих специалистов
по социальной работе к волонтерской деятельности: автореф. дис. ...
канд. пед. наук / Вандышева Людмила Владимировна / - Самара: 2006.- 108 с.
4. Волонтер и общество. Волонтер и власть: Науч.- практ. сб. / Под ред.
Л. Е. Никитиной; Общерос. обществ. организация «Дет. и молодеж.
соц. инициативы» ДИМСИ / - Москва: ACADEMIA, 2000.- 158 с.
5. Евсеева А.Н. Привлечение добровольцев к работе учреждений социального обслуживания / А. Н. Евсеева / Работник социальной службы. - 2004. - №1.- 250 с.
6. Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально - профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова / Беспризорник. - 2007. - №2. 205 с.
7. Карлина Р.П. Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение / Р.П. Карлина./ - Волгоград: Учитель, 2013.- 311 с.
8. Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. / Социальная работа. - 2006. - №2. - 250 с.
9. Моров А. В. Опыт привлечения студентов - волонтеров г. Йошкар-Олы к профилактике подростковой девиации в рамках международной программы / А. В. Моров / Вестник: 2006. - №2. - 235 с.
10. Соколова О. Д. Памятка для волонтеров / О. Д. Соколова /Вологда: Издательство центр ВИРО, 2006. - 125 с.
11. Перцовский А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А. Н. Перцовский / Работник социальной службы: 2004. - №5. - 120 с.
12. Предупреждение табакокурения у школьников: Методическое пособие для работников образовательных учреждений. / Под ред. Н. К. Смирнова./ - Москва: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.- 156 с.
13. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин / Социальная работа, 2003. №3. - 98 с.
14. Шульга Т. И. 2001г – Международный год добровольцев / Шульга Т. И. / Работник социальной службы, 2006. №6. - 107 с.
15. Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина / Вестник. - 2006. №7. - 96 с.
16. Циткилов П. Я. Информационно - методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов / Социальная работа. - Ростов на Дону: Феникс, 2007. №5. - 265с.
17. Волонтерство // Mama.ru: Сообщество родителей [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: // http://www.mama.ru/club/inomama/2453/92569/ (Дата обращения: 22. 08. 2016.)
18. Волонтерство: мода или потребность?/КРОМО «Равновесие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: /http://www.sirotinka.ru/ravnovesie/3804.html
(Дата обращения: 18. 08. 2016.)
19. Волонтерство: Перечни главных вопросов. Работа с добровольцами /
Перм. регион. правозащит. Центр - Перм. гражд. палата [Электрон-
ный ресурс]. Режим доступа: // http://www.prpc.ru/met_nko/060613_1.shtml (Дата обращения: 24. 08 2016.)
20. Декларация о правах инвалидов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml
(Дата обращения: 26. 09. 2016.)
21. Декларация о правах умственно отсталых лиц [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/retarded.shtml (Дата обращения: 28. 09. 2016.)
22. Доброволецъ: Делать добро проще, чем кажется [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dobrovolno.ru/ (Дата обращения: 10. 09.2016)
23. Егорова, А. Мойка, или Лучшее волонтерство в моей жизни/ Анна Егорова // Новая Газета 2007. 5 апр. № 24 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novayagazeta.ru/data/2007/24/23.html (Дата обращения: 15. 09. 2016.)
24. Интернет-ресурсы по тематике волонтерского движения [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.hokma.ru/db/links/volunt_rus.htm
(Дата обращения: 21. 09. 2016.)
25. Клуб волонтеров [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.club-volonterov.ru/ (Дата обращения: 23. 09. 2016.)
26. «Кто если не я»: Благотворительный фонд [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ktoeslineya.ru/ (Дата обращения: 25.09.2016. )
27. Новое или хорошо забытое старое? / Агентство добровольной помощи Сиб. Центра поддержки обществ. инициатив [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.prpc.ru/met_nko/voluent.shtml (Дата обращения: 27. 09. 2016.)
28. «О филантропии, меценатстве и волонтерстве»: Федеральный закон: Проект // Союз благотворительных организаций России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sbornet.ru/9/9_2/9_2_1_projectfil.htm
(Дата обращения: 28.09.2016.)
29. Образовательные программы Волонтерской службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edu.volonter.info/?cat=10 (Дата обращения: 28. 09. 2016.)
30. Привлечение добровольцев и работа с ними / Перм. регион. правозащит. центр - Перм. гражд. палата [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.prpc.ru/met_nko/attract.shtml (Дата обращения: 02. 10. 2016.)
31. С Днем Волонтера!! С Днем Волонтера!! / Междунар. волонтер. лагеря [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.workcamp.ru/news3.html (Дата обращения:03. 10. 2016.)