Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования МКОУ Суторминская ОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом МКОУ Суторминской ОШ.
Цель программы: создание педагогических условий для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников.
Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
Усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России.
Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.
Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.
Формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм.
Формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.
Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации.
Развитие патриотизма и гражданской солидарности.
Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования.
Формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп.
Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.
Усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
Формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека.
Укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.
Знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
соблюдающий нормы и правила общения;
проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;
умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
честный и справедливый;
творящий и оберегающий красоту мира;
доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника первой ступени обучения:
ребенок, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, то есть овладевший учебными умениями и навыками;
ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину;
ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;
ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.
Модель выпускника второй ступени обучения:
подросток, освоивший общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов;
подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
подросток, любящий свою семью.
Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);
честь;
достоинство;
свобода (личная и национальная);
доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);
дружба;
здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).
Основные направления воспитания и социализации обучающихся
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.
Содержание программы
Гражданско - патриотическое направление
Модуль «Я - гражданин»
Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Задачи :
Получение знаний
о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Смоленской области, города Смоленска , г. Сычевки;
об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
о правах и обязанностях гражданина России;
о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами поведения обучающихся ;
интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
ценностного отношения к своему национальному языку и культуре как государственному, языку межнационального общения;
о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;
интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края;
стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, малой Родины, своей страны;
любовь к образовательному учреждению, родному поселку, области, народу России;
уважение к защитникам Отечества;
умение отвечать за свои поступки;
негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства; формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите; формирование гражданского отношения к Отечеству; воспитание верности духовным традициям России; развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям. | День народного единства; Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ; День Победы; День освобождения Смоленщины; Месячник гражданско-патриотического воспитания; Уроки мужества; Мероприятия, посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана; День космонавтики; День России; интеллектуальные игры; участие в районных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
организация встреч обучающихся школы с родителями, выпускниками, служившими в армии;
посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;
изучение семейных традиций;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
совместные проекты.
Пути реализации направления
Сотрудничество
с ДК
Включение воспитательных задач
в урочнуюдеятельность
КТД
Модуль
«Я – гражданин»
Работа школьной библиотеки
Сотрудничество с РВК, РОВД
Сотрудничество
с ДЮСШ
Шефство над обелиском
Духовно-нравственное направление
Модуль «Я – человек»
Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Задачи :
1.Получение знаний
о базовых национальных российских ценностях;
различия хороших и плохих поступков;
о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;
о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;
правил этики, культуры речи.
2. Формирование и развитие:
уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;
дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
бережного, гуманного отношения ко всему живому;
представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
отрицательного отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
формирование духовно-нравственных ориентиров; формирование гражданского отношения к себе; воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности; формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств; развитие самосовершенствования личности. | День Знаний; День пожилого человека; День Учителя; День матери; «Пасхальные дни милосердия»; Благотворительная акция «Моя семья в Рождество»; встречи с настоятелем Борисоглебского храма «Новогодний праздник»; Мероприятия ко Дню защитника Отечества; праздничные мероприятия, посвященные 8 марта; беседы с обучающимися по правилам поведения в общественных местах и т.д.; проведение уроков по информационной безопасности; вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
тематические общешкольные родительские собрания;
организация субботников по благоустройству территории школы, деревни
организация и проведение совместных праздников:
- День Учителя;
- День Матери;
-День пожилого человека;
- «Рождество».
- благотворительная акция «Пасхальные дни милосердия»;
Пути реализации направления
КТД
Сотрудничество
с ДК
Включение воспитательных задач
в урочнуюдеятельность
Работа школьной библиотеки
Модуль
«Я – человек»
Сотрудничество
с сельской библиотекой
Сотрудничество с церковью
Сотрудничество
с Сычёвским ДДТ
Сотрудничество
с районным отделом культуры
3.Учебно-трудовое направление
Модуль «Я и труд»
Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Задачи :
Получение знаний
о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
об основных профессиях;
ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;
навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
формирование у обучающихся осознания принадлежности к коллективу школы; стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; воспитание сознательного отношения к учебе, труду; развитие познавательной активности, участия в школьных мероприятиях; формирование готовности щкольников к сознательному выбору профессии. | Вечер встречи с выпускниками; организация субботников по уборке территории школы и деревни ; профориентационные экскурсии на предприятия; выставки декоративно-прикладного творчества; конкурсные, познавательно- развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия; вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
участие родителей в школьных ярмарках;
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;
совместные проекты с родителями;
организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;
участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.
Пути реализации направление
Включение воспитательных задач
в урочную деятельность
Субботники по благоустройству территории школы, деревни
Встречи с выпускниками школы
Профориентационная работа
КТД по трудовому воспитанию
Модуль
«Я и труд»
Сотрудничество с Сычёвским Центром занятости
Проектно-исследовательская работа
4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Модуль «Я и здоровье»
Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
Задачи :
Получение знаний
о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;
овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;
понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;
влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);
получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;
осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;
регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;
опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;
соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;
отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;
Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся; воспитание негативного отношения к вредным привычкам; пропаганда физической культуры и здорового образа жизни. | система профилактических мер по ПДД и ОБЖ; участие в районной круглогодичной спартакиаде школьников; спортивные мероприятия; беседы сотрудников Сычёвской ЦРБ; «День защиты детей»; акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма; мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом; проведение диспансеризации; вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;
беседы на тему:
- информационной безопасности и духовного здоровья детей;
- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;
- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;
консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;
распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики;
совместные праздники для детей и родителей.
Пути реализации направления
Включение воспитательных задач
в урочную деятельность
КТД по здоровому образу жизни
Сотрудничество Суторминской ЦРБ
Дни здоровья
Модуль
«Я и здоровье»
оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
Работа
спортивных секций
Сотрудничество с ДЮСШ
Организация горячего питания
Экологическое направление
Модуль «Я и природа»
Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.
Задачи:
развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
элементарный опыт природоохранительной деятельности;
бережное отношение к растениям и животным.
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой; воспитание гуманистического отношения к людям; формирование эстетического отношения обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей; воспитание экологической грамотности; формирование экологического мировоззрения. | тематические классные часы, посвященные проблемам экологии; участие в экологических акциях; организация экскурсий; экологические субботники; организация и проведение походов; участие в экологических конкурсах; проведение экологической недели; участие в конкурсах различного уровня по экологии; благоустройство территории; вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
тематические классные родительские собрания;
совместные проекты с родителями;
участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;
привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.
Пути реализации направления
Включение воспитательных задач
в урочную деятельность
Сотрудничество с Домом детского творчества, ДЮСШ, сельской библиотекой, СДК
Организация
и проведение походов
Проектно-исследовательская деятельность по экологии
Модуль
«Я и природа»
Участие в экологических конкурсах различных уровней
Работа школьной библиотеки
КТД по экологическому воспитанию
благоустройство территории школы
Художественно – эстетическое направление
Модуль «Я и культура»
Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи :
Получение знаний
о душевной и физической красоте человека;
формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;
интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, музыке;
интерес к занятиям художественным творчеством;
стремление к опрятному внешнему виду;
отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Основные направления работы
Воспитательные задачи | Ключевые дела |
раскрытие духовных основ отечественной культуры; воспитание у обучающихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов; формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина; формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях. | выполнение творческих заданий по разным предметам; посещение учреждений культуры; КТД эстетической направленности; участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества; совместные мероприятия с библиотекой; вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам. |
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:
участие в коллективно-творческих делах;
совместные проекты;
привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;
организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;
участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;
участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.
Пути реализации направления
Включение воспитательных задач в урочную деятельность
Выставки декоративно-прикладного творчества
Работа детских объединений
Работа школьной библиотеки
Модуль
«Я и культура»
Участие в творческих конкурсах различного уровня
КТД эстетической направленности
Организация и проведение экскурсий
Сотрудничество с сельским Домом культуры
Формы педагогического просвещения родителей
Родительский всеобуч: такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.
Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
общешкольные родительские собрания проводятся не менее двух раз в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;
классные родительские собрания проводятся 4 раза в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы.
Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.
Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.
Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся направлена на создание модели выпускника школы.
Модель выпускника первого уровня обучения:
ребенок, освоивший общеобразовательные программы по ФГОС
ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, свой поселок, Родину;
ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;
ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный,коммуникабельный.
Модель выпускника второго уровня обучения:
подросток, освоивший программы ФГОС;
подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;
подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;
подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;
подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;
подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;
подросток, любящий свою семью.
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся
Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:
Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся путем анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально-разработанных заданий.
Опрос – получение информации, заключенной в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной культуры и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:
анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;
интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведении разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования духовно-нравственного развития и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создает благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;
беседа – специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях формирования духовно-нравственной культуры и социализации обучающихся
наблюдение - метод визуального обследования.
Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:
Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.
Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.
Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.