СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания и социализации обучающихся начального и основного общего образования»




























Пояснительная записка

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования МКОУ Суторминская ОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования; Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Уставом МКОУ Суторминской ОШ.

Цель программы: создание педагогических условий для духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников.


Целью духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.


Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.

В области формирования личностной культуры:

  1. Усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России.

  2. Укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.

  3. Развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств.

  4. Развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам.

  5. Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

  6. Формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм.

  7. Формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора.

  8. Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

В области формирования социальной культуры:

  1. Формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации.

  2. Развитие патриотизма и гражданской солидарности.

  3. Развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования.

  4. Формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп.

  5. Формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе.

  6. Усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

  7. Формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры:

  1. Формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека.

  2. Укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.

  3. Усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.

  4. Знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно отражать нравственный портрет идеально воспитанного школьника:

  • любящий свой край и свою Родину;

  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

  • соблюдающий нормы и правила общения;

  • проявляющий уважение и терпимость к чужому мнению;

  • умеющий грамотно разрешать конфликты в общении;

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • честный и справедливый;

  • творящий и оберегающий красоту мира;

  • доброжелательный, обладающий коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Таким образом, цель программы воспитания и социализации обучающихся направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника первой ступени обучения:

  • ребенок, освоивший общеобразовательные программы по предметам учебного плана, то есть овладевший учебными умениями и навыками;

  • ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, город, Родину;

  • ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;

  • ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный, коммуникабельный.

Модель выпускника второй ступени обучения:

  • подросток, освоивший общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов;

  • подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;

  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

  • подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;

  • подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;

  • подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;

  • подросток, любящий свою семью.




Ценностные установки воспитания и социализации обучающихся

  • патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

  • человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

  • честь;

  • достоинство;

  • свобода (личная и национальная);

  • доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

  • семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

  • любовь (к близким, друзьям, школе и действия во благо их);

  • дружба;

  • здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

  • труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

  • наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

  • традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

  • искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

  • природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).


Основные направления воспитания и социализации обучающихся

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:


  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

  2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

  3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

  4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

  5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

  6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.





Содержание программы


  1. Гражданско - патриотическое направление


Модуль «Я - гражданин»


Цель: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи :

Получение знаний

  • о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;

  • о символах государства – Флаге, Гербе России, о государственных символах Смоленской области, города Смоленска , г. Сычевки;

  • об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;

  • о правах и обязанностях гражданина России;

  • о правах и обязанностях, регламентированных Уставом школы, Правилами поведения обучающихся ;

  • интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

  • ценностного отношения к своему национальному языку и культуре как государственному, языку межнационального общения;

  • о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

  • о национальных героях и важнейших событиях истории России, и ее народах;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, и своего края;

  • стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, малой Родины, своей страны;

  • любовь к образовательному учреждению, родному поселку, области, народу России;

  • уважение к защитникам Отечества;

  • умение отвечать за свои поступки;

  • негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей.

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство, гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • воспитание чувства патриотизма, сопричастности к героической истории Российского государства;

  • формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служению Отечеству и его вооруженной защите;

  • формирование гражданского отношения к Отечеству;

  • воспитание верности духовным традициям России;

  • развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

  • День народного единства;

  • Вхождение Крыма и Севастополя в состав РФ;

  • День Победы;

  • День освобождения Смоленщины;

  • Месячник гражданско-патриотического воспитания;

  • Уроки мужества;

  • Мероприятия, посвящённые Дню вывода Советских войск из Афганистана;

  • День космонавтики;

  • День России;

  • интеллектуальные игры;

  • участие в районных, областных и всероссийских конкурсах правовой, патриотической и краеведческой направленности.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • организация встреч обучающихся школы с родителями, выпускниками, служившими в армии;

  • посещение семей, в которых есть (или были) ветераны войны;

  • изучение семейных традиций;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • совместные проекты.




Пути реализации направления

Сотрудничество

с ДК



Включение воспитательных задач

в урочнуюдеятельность







КТД





Модуль

«Я – гражданин»

Работа школьной библиотеки




Сотрудничество с РВК, РОВД









Сотрудничество

с ДЮСШ





Шефство над обелиском
























  1. Духовно-нравственное направление


Модуль «Я – человек»

Цель: воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи :

1.Получение знаний

  • о базовых национальных российских ценностях;

  • различия хороших и плохих поступков;

  • о правилах поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах, на природе;

  • о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

  • правил этики, культуры речи.

2. Формирование и развитие:

  • уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательного отношения к сверстникам и младшим;

  • дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережного, гуманного отношения ко всему живому;

  • представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

  • отрицательного отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь, достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;

  • формирование гражданского отношения к себе;

  • воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности;

  • формирование потребности самообразования, самовоспитания своих морально-волевых качеств;

  • развитие самосовершенствования личности.

  • День Знаний;

  • День пожилого человека;

  • День Учителя;

  • День матери;

  • «Пасхальные дни милосердия»;

  • Благотворительная акция «Моя семья в Рождество»;

  • встречи с настоятелем Борисоглебского храма

  • «Новогодний праздник»;

  • Мероприятия ко Дню защитника Отечества;

  • праздничные мероприятия, посвященные 8 марта;

  • беседы с обучающимися по правилам поведения в общественных местах и т.д.;

  • проведение уроков по информационной безопасности;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.



Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические общешкольные родительские собрания;

  • организация субботников по благоустройству территории школы, деревни

  • организация и проведение совместных праздников:

- День Учителя;

- День Матери;

-День пожилого человека;

- «Рождество».

  • участие родителей в конкурсах:

- благотворительная акция «Пасхальные дни милосердия»;

  • изучение мотивов и потребностей родителей.

Пути реализации направления

КТД



Сотрудничество

с ДК



Включение воспитательных задач

в урочнуюдеятельность







Работа школьной библиотеки





Модуль

«Я – человек»



Сотрудничество

с сельской библиотекой



Сотрудничество с церковью







Сотрудничество

с Сычёвским ДДТ





Сотрудничество

с районным отделом культуры










3.Учебно-трудовое направление

Модуль «Я и труд»


Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи :

Получение знаний

  • о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

  • об основных профессиях;

  • ценностного отношения к учебе как виду творческой деятельности;

  • элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

  • навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

  • умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • умение соблюдать порядок на рабочем месте;

  • бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

  • отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.


Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • формирование у обучающихся осознания принадлежности к коллективу школы;

  • стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

  • воспитание сознательного отношения к учебе, труду;

  • развитие познавательной активности, участия в школьных мероприятиях;

  • формирование готовности щкольников к сознательному выбору профессии.

  • Вечер встречи с выпускниками;

  • организация субботников по уборке территории школы и деревни ;

  • профориентационные экскурсии на предприятия;

  • выставки декоративно-прикладного творчества;

  • конкурсные, познавательно- развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.

Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие родителей в школьных ярмарках;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • организация экскурсий на производственные предприятия с привлечением родителей;

  • совместные проекты с родителями;

  • организация встреч-бесед с родителями – людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами;

  • участие в коллективно-творческих делах по подготовке трудовых праздников.

Пути реализации направление

Включение воспитательных задач

в урочную деятельность

Субботники по благоустройству территории школы, деревни

Встречи с выпускниками школы

Профориентационная работа






КТД по трудовому воспитанию


Модуль

«Я и труд»





Сотрудничество с Сычёвским Центром занятости




Проектно-исследовательская работа













4.Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Модуль «Я и здоровье»


Цель: Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни, сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи :

Получение знаний

  • о здоровом образе жизни и опасностях, угрожающих здоровью людей;

  • овладение комплексами упражнений, разнообразными навыками двигательной активности, спортивных игр, а также понимание их смысла, значения для укрепления здоровья;

  • понимание устройства человеческого организма, способы сбережения здоровья;

  • влияние слова на физическое и психологическое состояние человека («слово может убить, слово может спасти»);

  • получение опыта укрепления и сбережения здоровья в процессе учебной работы;

  • осмысленное чередование умственной и физической активности в процессе учебы;

  • регулярность безопасных физических упражнений, игр на уроках физической культуры, на перемене;

  • опыт ограждения своего здоровья и здоровья близких людей от вредных факторов окружающей среды;

  • соблюдение правил личной гигиены, чистоты тела и одежды, корректная помощь в этом младшим, нуждающимся в помощи;

  • отказ от вредящих здоровью продуктов питания, стремление следовать экологически безопасным правилам в питании, ознакомление с ними своих близких;


Ценности: уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья обучающихся;

  • воспитание негативного отношения к вредным привычкам;

  • пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.


  • система профилактических мер по ПДД и ОБЖ;

  • участие в районной круглогодичной спартакиаде школьников;

  • спортивные мероприятия;

  • беседы сотрудников Сычёвской ЦРБ;

  • «День защиты детей»;

  • акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма;

  • мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы со СПИДом;

  • проведение диспансеризации;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.




Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • родительские собрания по профилактике табакокурения, наркомании, сквернословия, детского дорожно-транспортного травматизма;

  • беседы на тему:

- информационной безопасности и духовного здоровья детей;

- укрепления детско-родительских отношений, профилактики внутрисемейных конфликтов, создание безопасной и благоприятной обстановки в семье;

- безопасности детей в лесу, на водоемах и т.д.;

  • консультации психолога, логопеда, учителя физической культуры по вопросам здоровьесбережения обучающихся;

  • распространение буклетов для родителей по вопросам наркопрофилактики;

  • совместные праздники для детей и родителей.


Пути реализации направления


Включение воспитательных задач

в урочную деятельность

КТД по здоровому образу жизни






Сотрудничество Суторминской ЦРБ

Дни здоровья


Модуль

«Я и здоровье»



оздоровительный лагерь с дневным пребыванием

Работа

спортивных секций







Сотрудничество с ДЮСШ

Организация горячего питания







  1. Экологическое направление

Модуль «Я и природа»

Цель: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;

  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;

  • бережное отношение к растениям и животным.

Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.


Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой;

  • воспитание гуманистического отношения к людям;

  • формирование эстетического отношения обучающихся к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей;

  • воспитание экологической грамотности;

  • формирование экологического мировоззрения.

  • тематические классные часы, посвященные проблемам экологии;

  • участие в экологических акциях;

  • организация экскурсий;

  • экологические субботники;

  • организация и проведение походов;

  • участие в экологических конкурсах;

  • проведение экологической недели;

  • участие в конкурсах различного уровня по экологии;

  • благоустройство территории;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • тематические классные родительские собрания;

  • совместные проекты с родителями;

  • участие родителей в субботниках по благоустройству территории школы;

  • привлечение родителей для совместной работы во внеурочное время.


Пути реализации направления

Включение воспитательных задач

в урочную деятельность

Сотрудничество с Домом детского творчества, ДЮСШ, сельской библиотекой, СДК


Организация

и проведение походов

Проектно-исследовательская деятельность по экологии








Модуль

«Я и природа»



Участие в экологических конкурсах различных уровней

Работа школьной библиотеки






КТД по экологическому воспитанию

благоустройство территории школы







  1. Художественно – эстетическое направление


Модуль «Я и культура»


Цель: воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.


Задачи :

Получение знаний

  • о душевной и физической красоте человека;

  • формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

  • интерес к чтению, произведениям искусства, концертам, музыке;

  • интерес к занятиям художественным творчеством;

  • стремление к опрятному внешнему виду;

  • отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.


Основные направления работы

Воспитательные задачи

Ключевые дела

  • раскрытие духовных основ отечественной культуры;

  • воспитание у обучающихся чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов;

  • формирование понимания значимости искусства в жизни каждого гражданина;

  • формирование культуры общения, поведения, эстетического участия в мероприятиях.

  • выполнение творческих заданий по разным предметам;

  • посещение учреждений культуры;

  • КТД эстетической направленности;

  • участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества;

  • совместные мероприятия с библиотекой;

  • вовлечение обучающихся в детские объединения, секции, клубы по интересам.


Совместная педагогическая деятельность семьи и школы:

  • участие в коллективно-творческих делах;

  • совместные проекты;

  • привлечение родителей к подготовке и проведению праздников, мероприятий;

  • организация и проведение семейных встреч, конкурсов и викторин;

  • участие родителей в конкурсах, акциях, проводимых в школе;

  • участие в художественном оформлении классов, школы к праздникам, мероприятиям.


Пути реализации направления

Включение воспитательных задач в урочную деятельность

Выставки декоративно-прикладного творчества





Работа детских объединений



Работа школьной библиотеки


Модуль

«Я и культура»




Участие в творческих конкурсах различного уровня

КТД эстетической направленности








Организация и проведение экскурсий



Сотрудничество с сельским Домом культуры










Формы педагогического просвещения родителей

Родительский всеобуч: такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.

Практикум: форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.

Открытые уроки: цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.

Индивидуальные тематические консультации: обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.

Посещение семьи: индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.

Родительское собрание: форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

  • общешкольные родительские собрания проводятся не менее двух раз в год. Цель: знакомство с нормативно-правовыми документами о школе, основными направлениями, задачами, итогами работы;

  • классные родительские собрания проводятся 4 раза в год. Цель: обсуждение задач учебно-воспитательной работы класса, планирование воспитательной работы, определение путей тесного сотрудничества семьи и школы.



Планируемые результаты программы воспитания и социализации обучающихся

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать)гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие школьников достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, тендерном и других аспектах.


Таким образом, программа воспитания и социализации обучающихся направлена на создание модели выпускника школы.

Модель выпускника первого уровня обучения:

  • ребенок, освоивший общеобразовательные программы по ФГОС

  • ребенок, физически и духовно здоровый, добрый, уважительно относящийся к старшим и младшим, любящий природу, свой поселок, Родину;

  • ребенок, имеющий чувство ответственности за порученное дело, за свои поступки;

  • ребенок, умеющий жить в коллективе, бережливый, аккуратный, организованный, трудолюбивый, самостоятельный,коммуникабельный.

Модель выпускника второго уровня обучения:

  • подросток, освоивший программы ФГОС;

  • подросток, который приобрел необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, владеющий навыками коммуникации;

  • подросток с устойчивой потребностью в самореализации и самовоспитании;

  • подросток, знающий свои гражданские права и умеющий их реализовывать;

  • подросток, умеющий уважать свое и чужое достоинство;

  • подросток, обладающий запасом духовных и нравственных качеств, таких как: великодушие, порядочность, честность, милосердие, сострадание, готовность прийти на помощь другим людям;

  • подросток, любящий свою семью.


Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся


Методологический инструментарий мониторинга воспитания и социализации обучающихся предусматривает использование следующих методов:

Тестирование (метод тестов) – исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся путем анализа результатов и способов выполнения обучающимися ряда специально-разработанных заданий.

Опрос – получение информации, заключенной в словесных сообщениях обучающихся. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по формированию духовно-нравственной культуры и социализации обучающихся используются следующие виды опроса:

  • анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов учащихся на специально подготовленные вопросы анкеты;

  • интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведении разговора между исследователем и обучающимися по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования духовно-нравственного развития и социализации обучающихся. В ходе интервью исследователь не высказывает своего мнения и открыто не демонстрирует своей личной оценки ответов обучающихся или задаваемых вопросов, что создает благоприятную атмосферу общения и условия для получения более достоверных результатов;

  • беседа специфический метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между исследователем и обучающимися с целью получения сведений об особенностях формирования духовно-нравственной культуры и социализации обучающихся

  • наблюдение - метод визуального обследования.


Критериями эффективности реализации учебным учреждением воспитательной и развивающей программы является динамика основных показателей духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся:

  1. Динамика развития личностной, социальной, экологической, трудовой (профессиональной) и здоровьесберегающей культуры обучающихся.

  2. Динамика (характер изменения) социальной, психолого-педагогической и нравственной атмосферы в образовательном учреждении.

  3. Динамика детско-родительских отношений и степени включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.








Похожие файлы