СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе школы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания оздоровительного лагеря с дневным пребыванием на базе школы»





УТВЕРЖДЕНА

приказом директора МБОУ «ОШ №14 Г. СНЕЖНОЕ»

Пашкевич С.Г.








Программа воспитания оздоровительного лагеря с

дневным пребыванием

«Солнышко»

на базе МБОУ «ОШ № 14 г. Снежное»

СОДЕРЖАНИЕ




Пояснительная записка

4

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

8

1.1. Цель и задачи воспитания

8

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

9

1.3. Основные направления воспитания

11

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

13

Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14

2.1. Модуль «Будущее России»

14

2.2. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

15

2.3. Модуль «Отрядная работа»

16

2.4. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

18

2.5. Модуль «Самоуправление»

19

2.6. Модуль «Дополнительное образование»

20

2.7. Модуль «Здоровый образ жизни»

20

2.8. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

21

2.9. Модуль «Профилактика и безопасность»

23

2.10. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

24

2.11. Модуль «Работа с родителями»

24

2.12. Модуль «Экскурсии и походы»

25

2.13. Модуль «Профориентация»

26

2.14. Модуль «Детское медиа-пространство»

27

2.15. Модуль «Цифровая среда воспитания»

27

2.16. Модуль «Социальное партнерство»

28

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

30

3.1. Особенности организации воспитательной деятельности

30

3.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

32

Приложения

34



Пояснительная записка

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности. Здоровье - важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического, интеллектуального и эмоционального благополучия. В воспитательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы, методы должны быть направлены на воспитание у детей культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Состояние здоровья ребенка может стать причиной его отставания в интеллектуальном развитии. Негативные последствия этого как для него самого, так и для отношений, складывающихся между ним и членами семьи, так или иначе, отражаются на состоянии всего общества. Нынешнее состояние здоровья и уровень заболеваемости детей вызывают серьезные опасения. Так только 30 % детей поступивших в школу является практически здоровыми, а с возрастом и этот показатель уменьшается. В последнее время в условиях сложной экономической и социальной обстановки в обществе школа становится определяющей в плане возможностей ребенка адаптироваться к условиям и требованиям современной жизни.

Ну, где ещё школьник почувствует себя раскрепощённым, свободным, независимым как не в период летних каникул, на школьных площадках, в летних оздоровительных лагерях?!

Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного.

Важной для педагогики задачей представляется развитие в ребенке умения жить в постоянно развивающемся мире, предполагающем умение постоянно творчески изменять себя и воспринимать взрослый и детский мир как диалектическую систему. Человеческое мышление, способность к творчеству - величайший дар природы. Очень важно понимать, что даром этим природа отмечает каждого человека. Но очевидно и то, что свои дары она поровну не делит и кого-то награждает щедро, не скупясь, а кого-то обходит стороной. Именно поэтому, данная программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.

Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста.

Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки, умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Данная программа является комплексной, т.е. включает в себя два основных направления, заложенных в Образовательную программу школы:

духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

формирование здорового и безопасного образа жизни.

Основной состав лагеря - это обучающиеся в возрасте 7-11 лет. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастном отряде – 20 человек.

Цель: реализация всех возможностей школы для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого человека, обладающего ценностным отношением к своему здоровью, имеющего привычку к активному образу жизни и регулярным занятиям физической культурой, т.е. создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие.

Задачи:

- организовать систему оздоровительных мероприятий;

- способствовать укреплению навыков к здоровому образу жизни;

- раскрыть творческий потенциал детей;

- развить различные формы общения в разновозрастных группах;

- расширить через игровой сюжет двигательную активность ребёнка с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- организация среды, предоставляющей ребенку возможность

для самореализации на индивидуальном личностном потенциале;

- формирование у ребят навыков общения и толерантности;

-формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры;


- воспитывать гражданские и нравственные качества, развивать творческое мышление необходимое для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире.

Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ


Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.


    1. Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал

  • высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества,

закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуальнокогнитивной, эмоционально-оценочной,

деятельностно-практической составляющих развития личности;

  • усвоение ими знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

  • формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний и сформированных отношений на практике (опыта нравственных поступков, социально значимых дел).




Принципы реализуемой программы

Программа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей « Солнышко» на базе МБОУ «ОШ №14 Г. СНЕЖНОЕ» осуществляется на основе следующих духовно-нравственных принципов:


  • нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;


  • социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;


  • индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;


  • интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: внеурочную, внешкольную и общественно полезную;


  • социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.


Направление работы по формированию здорового и безопасного образа жизни строится с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:


  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;


  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей от первого к последнему году обучения;


  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;


  • особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.


Прогнозируемые результаты

Программа пришкольного лагеря основана на требованиях государственного образовательного стандарта, в котором сформулирована основная цель нравственного развития и воспитания личности школьника и заключается в становлении личностных характеристик ребенка, а именно:


  • умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;


  • владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах;


  • обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);


  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;


  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;


  • любящий свой край и свою Родину;


  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;


  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;

  • выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.


Этапы реализации программы

Подготовительный этап (май 2023)

Первый этап характеризуется тем, что за месяц до открытия пришкольного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

  • проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;

  • издание приказа по школе о проведении летней кампании;

  • разработка программы деятельности летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «ОШ №14 Г. СНЕЖНОЕ»;


  • подготовка методического материала для работников лагеря;


  • подбор кадров для работы в пришкольном лагере с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «ОШ №14 Г. СНЕЖНОЕ»;

  • разработка необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.п.).

Организационный этап (июнь 2023)

Второй этап короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.


Основной деятельностью этого этапа является:


  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;


  • запуск программы летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «ОШ №14 Г. СНЕЖНОЕ»;


  • формирование органов самоуправления;


  • знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;


  • проведение инструктажей.

Основной этап (июнь 2023)

Основной деятельностью третьего этапа является:


  • реализация основной идеи лагеря;


  • вовлечение детей в различные виды коллективно - творческих дел;


  • работа творческой мастерской.

Аналитический этап (конец июня 2023)


Основной идеей четвертого этапа является:


  • подведение итогов;


  • анализ предложений детей, родителей, педагогов, внесенных по итогам деятельности летнего оздоровительного лагеря, составление отчетности;


  • выработка перспектив деятельности на следующий год;


  • анализ степени реализации целей и задач деятельности лагеря.



Условия реализации программы

Нормативно-правовые условия

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)


  1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990)


3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»


  1. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»


5.Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»


6.Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»


7. Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования от 31 мая 2021 года


8. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р)

9. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474

«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»


10 . План основных мероприятий, проводимых в рамках

Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р)


  1. Государственная программа Российской Федерации

«Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642)


  1. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.)


13.Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»


14.Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.


15.Устав МБОУ «ОШ №14 Г. СНЕЖНОЕ»



16.Положение об оздоровительном лагере дневного пребывания


17.Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания


18.Инструкции по правилам безопасности


19.Приказы Отдела образования администрации города Снежное


20.Должностные инструкции работников лагеря



Материально - технические условия предусматривают:



спортивный зал;



школьная библиотека;



столовая;



игровая площадка;



спортивная площадка;



кабинеты;



художественные средства, игры настольные и др.;



канцелярские принадлежности;



компьютер с выходом в Интернет.






Кадровая обеспеченность





ФИО

Должность




1.

Бунериди С.О.


Начальник лагеря




2.




Учитель физической культуры Воспитатель


Замковой Н.Н.


3.





Деркачёва Ю.А.


Воспитатель




4.

Зима Л.А.

Воспитатель




5.

Лобачева Ю.М

Воспитатель




6.

Синявская Т.А.

Воспитатель




7.

Чайкина Н.И.

Воспитатель




8.

Чернакова Т.Н.

Воспитатель







Механизм реализации программы

Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:

Организационный модуль


Формы работы:

  • планирование;


  • подготовка и оформление лагеря;


  • подготовка материальной базы;


  • распределение обязанностей;


  • подготовка к сдаче комиссии;


  • организация питания в школьном оздоровительном лагере.


Физкультурно - оздоровительный модуль


Формы работы:

  • утренняя зарядка;


  • влажная уборка, проветривание;


  • беседы о вредных привычках;


  • организация питания воспитанников;


  • спортивные праздники;


  • конкурсы рисунков;


  • работа спортивной секции;


  • подвижные игры на свежем воздухе;


  • цикл мероприятий по ПДД, правилам пожарной безопасности, правилам жизнедеятельности в летний период.


Творческий модуль


Формы работы:


        • коллективно-творческая деятельность;



        • участие в общелагерных мероприятиях;


        • работа кружка «Творческая мастерская»;


        • конкурсы;


        • викторины;


        • спортивные мероприятия.









Патриотический модуль


Формы работы:


  • цикл экскурсий;


  • День памяти;


  • Конкурс плакатов.





Нравственно-экологический модуль


Формы работы:

  • экскурсии в природу;


  • экологические игры;


  • библиотечные часы;


  • викторины, конкурсы.






Организация жизни в пришкольном лагере

По продолжительности программа является краткосрочной, т.е. реализуется в течение одной лагерной смены. Смена оздоровительного лагеря рассчитана на 15 рабочих дней (с 01 июня по 23 июня). Суббота и воскресенье – выходные дни, 05 июня и 12 июня- также выходные дни.

  • течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом летнего лагеря проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников.



Содержание деятельности



Здоровье

Ежедневная зарядка


Веселые старты


Игры и эстафеты


Подвижные игры


Квест


Уроки безопасности: инструктажи по ТБ, ППБ, беседы по ЗОЖ ,просмотр мультфильмов.

«Спорт и мы»

Турнир по теннису

Викторина «Про спорт»




Викторина «Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты»



Знай и люби свой город

Экскурсии в музей


Конкурсы рисунков


Участие в празднике ко Дню защиты детей





Я- гражданин ДНР

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Конкурс декламации стихотворений на военную тематику


Конкурс рисунков и плакатов






Умники и умницы


Праздничная программа «Здравствуй, лето красное, веселое, прекрасное!»

Конкурс загадок


Презентация «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»

Квест «Сказки Пушкина»

Конкурс чтецов сказок Пушкина


Конкурс рисунков


Интеллектуальные игры

«Я, ты,он,она-вместе дружная семья»

Экология

Экологическая игра «Лесной Карнавал»

Презентация « Красная книга»

Выпуск экологической стенгазеты «Лесная аптека», листовок











Раздел II. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания.


ИНВАРИАНТНЫЕ МОДУЛИ (обязательные для всех детских лагерей)
    1. Модуль «Будущее России»

Направлен на формирование сопричастности к истории, географии РоссийскойФедерации, ее этнокультурному,

географическому разнообразию, формирование национальной идентичности.

Деятельность реализуется по направлениям:

-Дни единых действий, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам:


1 июня - День защиты детей;

6 июня - день русского языка;

9 июня - 350 лет со дня рождения Петра I;

12 июня - День России;

22 июня - День памяти и скорби; 27 июня -День молодежи;

8 июля - День семьи, любви и верности; 14 августа - День физкультурника;

22 августа - День государственного флага Российской Федерации;

27 августа - День российского кино.

-Участие во всероссийских мероприятиях и акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям.

-Проведение всероссийских и региональных мероприятий.

-Взаимодействие с общественными организациями Российской Федерации, региона.

-Формирование межкультурных компетенций.


    1. Модуль «Ключевые мероприятия детского лагеря»

Ключевые мероприятия – это главные традиционные мероприятия детского лагеря, в которых принимает участие большая часть детей.

Реализация воспитательного потенциала ключевых мероприятий детского лагеря предусматривает:

-Торжественное открытие и закрытие смены (программы);

-Тематические дни. Проведение тематических дней и мероприятий согласно перечню основных государственных и народных праздников, памятных дат.

-Торжественная церемония подъема Государственного флага Российской Федерации;

-тематические и спортивные праздники, творческие фестивали;

-мероприятия, направленные на поддержку семейного воспитания (в рамках мероприятий, посвященных Дню посещения родителей, организация творческого отчетного концерта для родителей и др.).


    1. Модуль «Отрядная работа»

Воспитатель организует групповую и индивидуальную работу с детьми вверенного ему временного детского коллектива – отряда.

Временный детский коллектив или отряд – это группа детей, объединенных в целях организации их жизнедеятельности в условиях детского лагеря.

Для эффективного использования воспитательного потенциала отрядной работы учитываются особенности временного детского

коллектива:

-Коллектив функционирует в течение короткого промежутка времени; максимальный период не превышает 45 дней.

-Автономность существования: влияние внешних факторов уменьшается, ослабляется влияние прежнего социума, например, класса, друзей. В то же время у коллектива появляется новое место жизнедеятельности.

-Коллективная деятельность. Участники коллектива вовлечены в совместную деятельность.

-Завершенность развития: полный цикл: от формирования до завершения функционирования.

Отрядная работа строится с учетом закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений) и логики развития лагерной смены.

Реализация воспитательного потенциала отрядной работы предусматривает:

-планирование и проведение отрядной деятельности;

-поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления им возможности обсуждения и принятия решений, создания благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;

-организацию интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел, позволяющих вовлекать в них детей с разными потребностями, давать им возможности для самореализации, устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них

значимым взрослым, задающим образцы поведения; вовлечение каждого ребенка в отрядные дела и общелагерные мероприятия в разных ролях: сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов и редакторов, ведущих, декораторов и т.д.;

    • формирование и сплочение отряда (временного детского коллектив) через игры, тренинги на сплочение и командообразование, огонек знакомства, визитки; сформировать дружный и сплоченный отряд поможет знание периодов развития временного детского коллектива – этапов развития межличностных отношений;

    • предъявление единых педагогических требований (ЕПТ) по выполнению режима и распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению, санитарно-гигиенических требований;

    • принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым они будут следовать в детском лагере, а также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут принадлежность именно к этому конкретному коллективу;

    • диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций, выявление лидеров, аутсайдеров через наблюдение, игры, анкеты;

    • аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации, мероприятия, анализ смены, результатов;

    • поддержка детских инициатив и детского самоуправления;

    • сбор отряда: хозяйственный сбор, организационный сбор, утренний информационный сбор отряда и др.;

    • огонек (отрядная «свеча»): огонек знакомства, огонек оргпериода, огонек – анализ дня, огонек прощания, тематический огонек. Специфическая форма общения детей и взрослых, представляющая собой коллективное обсуждение отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и складывающихся в отряде взаимоотношений. Огонек – это камерное общение, сугубо отрядная форма работы.

    1. Модуль «Коллективно-творческое дело (КТД)»

КТД как особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта) разработаны и названы так И.П. Ивановым. Основу данной методики составляет коллективная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа.

Это форма организации деятельности группы детей, направленная на взаимодействие коллектива, реализацию и развитие способностей ребенка, получение новых навыков и умений, при которой вожатые действуют как старшие помощники и наставники детей. КТД могут быть отрядными и общелагерными.

Различаются следующие виды КТД по направленности деятельности: трудовые, познавательные, художественные, экологические, досуговые, спортивные. Каждый вид коллективного творческого дела обогащает личность определенным видом общественного ценного опыта.


    1. Модуль «Самоуправление»

Реализация воспитательного потенциала системы детского самоуправления направлена на формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности, предполагает реализацию детской активности и направлена на развитие коммуникативной культуры детей, инициативности и ответственности, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержку творческой самореализации детей.

Самоуправление формируется с первых дней смены, то есть в организационный период.

На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного

отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела.

Постоянно действующие органы самоуправления является совет командиров.

Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культорг и др.), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

При формировании структуры отрядного самоуправления эффективным является применение метода чередования творческих поручений (ЧТП).

Самоуправление на уровне


лагеря:

отряда:

1. Высший орган – сбор (совет)

лагеря

Командир

2. Постоянный орган

самоуправления – совет командиров

Физорг

3. Временный орган самоуправления – совет дела, дежурный по отряду,

инициативная группа

Культорг



    1. Модуль «Дополнительное образование»

Дополнительное образование детей в детском лагере является одним из основных видов деятельности и реализуется через

деятельность кружковых объединений, секций, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.

В рамках шести направленностей: социально- гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования предполагает:

  • приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;

  • развитие и реализация познавательного интереса;

  • вовлечение детей в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся.



    1. Модуль «Здоровый образ жизни»

Модуль предполагает восстановление физического и психического здоровья в благоприятных природных и социокультурных условиях, освоение способов восстановления и укрепление здоровья, формирование ценностного отношения к собственному здоровью, способов его укрепления и т.п.

Основными составляющими здорового образа жизни являются: оптимальный уровень двигательной активности, рациональное питание, соблюдение режима дня, личная гигиена, соблюдение правил поведения, позволяющих избежать травм и других повреждений.

Система мероприятий в детском лагере, направленных на воспитание ответственного отношения у детей к своему здоровью и здоровью окружающих, включает:

  • физкультурно-спортивных мероприятия: зарядка,

спортивные соревнования, эстафеты, спортивные часы;

  • спортивно-оздоровительные события и мероприятия на свежем воздухе

  • просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

  • встречи с известными (интересными) людьми - общественными деятелями, деятелями спорта, культуры и искусства и др.


    1. Модуль «Организация предметно-эстетической среды»

Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда детского лагеря обогащает его внутренний мир, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала предметно-эстетической среды предусматривает:

    • тематическое оформление интерьера помещений детского лагеря (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и комнат для размещения детей;

    • озеленение территории детского лагеря, разбивка клумб, аллей, оборудование отрядных мест, спортивных и игровых площадок, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить территорию детского лагеря на зоны активного и тихого отдыха;

    • оформление отрядных уголков, позволяющее детям проявить свои фантазию и творческие способности. Отрядный уголок – форма отражения

жизнедеятельности отряда, постоянно действующая, информирующая и воспитывающая одновременно, вызывающая интерес и стимулирующая активность детей. В оформлении отрядного уголка принимает участие весь отряд, вожатый является организатором и идейным вдохновителем.

    • событийный дизайн – оформление пространства проведения событий (праздников, церемоний, творческих вечеров, выставок, КТД, отрядных дел и т.п.);

    • оформление образовательной, досуговой и спортивной инфраструктуры;

    • совместная с детьми разработка, создание и популяризация особой лагерной и отрядной символики (флаг, гимн, эмблема, логотип, элементы костюма и т.п.);

    • регулярная организация и проведение с детьми акций и проектов по благоустройству участков территории детского лагеря (например, высадка растений, закладка аллей, создание инсталляций и иного декоративного оформления отведенных для детских проектов мест);

    • акцентирование внимания детей посредством элементов предметноэстетической среды (стенды, плакаты, инсталляции) на важных для воспитания ценностях детского лагеря, его традициях, правилах;

    • звуковое пространство детском лагере – аудио сообщения (информация, музыка) позитивной духовно-нравственной, гражданско- патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна РФ;

    • «места новостей» – оформленные места, стенды в помещениях (холл первого этажа, рекреации), содержащие в доступной, привлекательной форме новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, поздравления, афиши и т.п.;

    • размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ детей, демонстрирующих их способности, знакомящих с работами друг друга, фотоотчетов об интересных событиях детском лагере.

    1. Модуль «Профилактика и безопасность»

Профилактика и безопасность – профилактика девиантного поведения, конфликтов, создание условий для успешного формирования и развития личностных ресурсов, способствующих преодолению различных трудных жизненных ситуаций и влияющих на повышение устойчивости к неблагоприятным факторам;

Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в детском лагере предусматривает:

    • физическую и психологическую безопасность ребенка в новых условиях;

    • специализированные проекты и смены;

    • целенаправленную работу всего педагогического коллектива по созданию в детском лагере эффективной профилактической среды обеспечения безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

    • разработку и реализацию разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, вовлечение в деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодежные, религиозные объединения, культы, субкультуры, безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, гражданская оборона, антитеррористическая, антиэкстремистская безопасность и т.д.;

    • организацию превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у обучающихся навыков саморефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;

    • поддержку инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности в детском лагере, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной

девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.).


    1. Модуль «Работа с вожатыми/воспитателями»

Главными субъектами успешной и качественной работы с детьми в детском лагере являются вожатые/воспитатели, а также они являются

важным участником системы детско-взрослой воспитывающей общности. От их компетентности, профессиональной готовности, увлеченности зависит, насколько дети смогут раскрыть свой потенциал, осознать себя

частью сообщества детского лагеря. Детский лагерь для ребенка

вожатого, раскрывается через вожатого. Все




числе через личность вожатого/воспитателя.



ВАРИАТИВНЫЕ МОДУЛИ
    1. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

    • родительские гостиные, на которых обсуждаются возрастных особенностей детей, формы и

способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;

    • родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности детского лагеря;

    • творческий отчетный концерт для родителей;

    • родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а

также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

    • работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

    • индивидуальное консультирование c целью

координации воспитательных усилий педагогов и родителей.



    1. Модуль «Экскурсии и походы»

Организация для детей экскурсий, походов и реализация их воспитательного потенциала.

Экскурсии, походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей организуются выходы в парк, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные экскурсии, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.

На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества.


    1. Модуль «Профориентация»

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию

профессиональных проб. Задача совместной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

      • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку ребенка к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

      • профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;

      • экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие ребятам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

      • организация на базе детского лагеря профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты в области профориентации и где ребята могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки;

      • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение

учебнотренировочных задач, участие в мастер классах, посещение открытых уроков.

    1. Модуль «Детское медиапространство»

Цель детского медиапространства (создание и распространение текстовой, аудио и видео информации) – развитие коммуникативной культуры, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей. Воспитательный потенциал детского медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

      • детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету, детское радио или телевидение) наиболее интересных моментов жизни детского лагеря;

      • детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа информационно-технической поддержки

мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение;

      • детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайт детского лагеря и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к детскому лагерю, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для лагеря вопросы;

      • участие детей в региональных или всероссийских конкурсах детских медиа.

    1. Модуль «Цифровая среда воспитания»

Цифровая среда воспитания – совокупность условий для реализации воспитательной деятельности с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств. Развитие цифровой среды воспитания особенно актуально в условиях сохранения рисков распространения COVID-19.

Цифровая среда воспитания предполагает следующее:

      • телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;

      • формирование культуры информационной

безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма;

      • онлайн-мероприятия в официальных группах детского лагеря в социальных сетях;

      • освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте детского лагеря.


    1. Модуль «Социальное партнерство»

Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта (ДДТ, ЦХР. ЭКБЦ, СЮТ, Дом Книги, Библиотека им. Пушкина А.С., ДКХ, ФОК, ТРК «Рояль», Дзержинская пожарная часть, театр кукол и др.), общественными объединениями, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

  • участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых дверей, государственные, региональные, тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);

  • проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

  • социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д. направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

Раздел III. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


    1. Особенности организации воспитательной деятельности

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

  • добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;

  • творческий характер деятельности;

  • многопрофильность;

  • отсутствие обязательной оценки результативности деятельности ребенка, официального статуса;

  • опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.

Основные характеристики уклада детского лагеря:

-детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием организуется в МБОУ школа №39 ежегодно. В основу организации закладываются здоровьесберегающие технологии, реализующиеся в игровой форме.

Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состо- яния здоровья;

  • оздоровительный лагерь с дневным пребыванием базируется в здании МБОУ школа №39. Школа расположена на центральном проспекте города. В шаговой доступности находится Дом книги, даматический и кукольный театры, Дворец культуры Химиков, Дворец детского творчества, станция юных техников, центр художественных ремесел, центральный стадион «Химик»;

  • лагерь сезонный с дневным пребыванием, оздоровительной (военно-патриотической) направленности;

  • социальные партнеры: МРОО «Братство Ветеранов 245 полка», ДДТ, ЦХР, СЮТ, ЭКБЦ, ФОК);

  • особенности детского лагеря заключаются в том, что, он организуется для работы с детьми из различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья;

  • кадровое обеспечение воспитательной деятельности: планированием, организацией, реализацией, обеспечением воспитательной деятельности; психолого-педагогического сопровождения обучающихся, занимаются педагоги МБОУ школа №39., Возможно привлечение к работе специалистов других организаций (образовательных, социальных, правоохранительных и др.).


    1. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

      • принцип гуманистической направленности

осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

      • принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;

      • принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса :

  1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену.

Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию.

  1. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством (выбираются вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу, описанную в соответствующих содержательных модулях).

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

      • социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;

      • педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Основным предметом анализа, организуемого в детском лагере воспитательного процесса является воспитательная работа.

Объектом анализа являются воспитательные мероприятия и результаты воспитательной работы.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

Список используемой литературы

  1. «Лазурный» - страна детства: Из опыта работы государственного областного санаторно-оздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н. Новгород: Изд-во ООО «Педагогические технологии», 2002.


  1. Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых организаций. М., 1996.


  1. Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования: приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр инновационных технологий, 2001


  1. Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. – Ярославль: Академия развития, 2003


  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.


  1. Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис-4: Учебно–практическое пособие для воспитателей и вожатых.- М.: Педагогическое общество России, 2003.


  1. И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва-Профиздат, 1973


  1. Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя.- М.: ТЦ сфера, 2004. - (Библиотека вожатого)


  1. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.


  1. Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря. Кипарис-10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.: Педагогическое сообщество России, 2005.


  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.

  1. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

  2. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.

  3. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.

  4. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детейподростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.

  5. Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.

  6. Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.






1