МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ ИМЕНИ Д.А. ФУРМАНОВА»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА КИНЕШМА
ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Кинешма, ул. им. Ленина, д.42 Е-mail :schoolfurman @ mail. ru
www. Kineschmafurman.iv-edu.ruтел. ( факс) 49331 56664 тел.
Принята | «Утверждаю» |
на педагогическом совете | Директор лицея: Беляева Т.Л. |
Протокол № от | |
Программа
воспитания правовой культуры, профилактики правонарушений несовершеннолетних и злоупотреблений ПАВ «Гражданин XXI века»
Срок реализации: 5 лет

Разработала зам. директора по ВР – Румянцева Т.Н.
г. Кинешма, 2016 г.
Содержание:
1.Паспорт программы………………………..
2.Пояснительная записка………………………….
3.Цель, задачи программы………………………..
4.Принципы реализации программы……………….
5.Обеспечение реализации программы………………
6.Сроки и этапы реализации программы……………….
7.Механизм реализации программы……………………
8.Основные направления работы………………………..
9.Формы и методы работы……………………………….
10.Ожидаемые результаты……………………………….
11.План реализации программы………………………….
12.Перспективы развития профилактической программы………
13.Организация и контроль за выполнением программы………..
14.Оценка эффективности реализации программы……………
15.Список литературы………………………………….
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитания правовой культуры, профилактики правонарушений несовершеннолетних и злоупотреблений ПАВ «Гражданин XXI века» |
Основание для разработки Программы | Международная Конвенция ООН о правах ребёнка Конституция Российской Федерации Федеральный закон РФ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Указ Президента Российской Федерации «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» от 1 июня 2012 г. № 599 Концепция модернизации российского образования до 2020 г. ( в качестве основного результата обучения в общеобразовательном учреждении предусмотрено формирование личности молодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества) Программа воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях) Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 г. Устав МБОУ «Лицей им. Д.А.Фурманова» |
Разработчик программы | Творческая группа в составе членов Совета профилактики при участии родительской общественности |
Цель программы | Формирование гражданско-правовой культуры и воспитание физически и нравственно здоровой личности, способной к успешной адаптации и самореализации в социуме |
Задачи программы | обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних, обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности России. воспитывать у лицеистов уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам; способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям; совершенствовать систему профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ через -внедрение новых форм работы Совета профилактики, - совершенствование работы школьного Центра здоровья, - развитие сотрудничества с социумом, -развитие ученического самоуправления, -повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива лицея, -повышение психолого-педагогической грамотности родителей или законных представителей учащихся, -обеспечение социальной и психологической поддержки учащихся и родителей ( законных представителей) -создание благоприятного психо-эмоционального климата в лицее для творческого эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, совершенствовать организационно-методическую базу правового воспитания подростков девиантного поведения. |
Сроки и этапы реализации программы | Программа рассчитана на 5 лет Этап разработки программы июнь-август 2016 г. Этап реализации программы профилактической работы в рамках предлагаемой концепции: 2016-2017 г. 2017-2018 г. 2018-2019 г. 2019-2020 г. Аналитический этап и этап разработки новой программы: 2020-2021 г. |
Адресная аудитория | Учащиеся 1-11-ых классов |
Механизм реализации программы | Для решения поставленных задач используется сложившееся социально- педагогическое пространство МБОУ «Лицей им. Д.А. Фурманова». Исполнителями программы являются заместитель директора по ВР, психолог, члены Совета профилактики, члены школьного Центра здоровья, МО классных руководителей, МО учителей-предметников, руководители дополнительного образования. Администрация лицея осуществляет координацию деятельности всех структур лицея по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач, осуществляет контроль. Для работы могут привлекаться специалисты социальных и медицинских учреждений города, родительская общественность. Воспитательная работа строится с учётом возрастного критерия. |
Ожидаемые результаты | Совершенствование системы профилактической работы в лицее. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся. Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива лицея. Снижение факторов риска употребления ПАВ в детско-подростковой среде. Уменьшение числа «трудных» подростков в лицее. Формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов. Формирование привычки к здоровому жизненному стилю у лицеистов. Создание здоровой и безопасной среды в лицее. Конечными результатами являются: положительная динамика формирования правосознания учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся. |
Система организации контроля за исполнением программы | Отчёт о реализации программы составляется заместителем директора по ВР и представляется в Управление образования администрации г.о. Кинешма (ежегодно, в июне), на педагогическом совете лицея ежегодно, в августе),на Управляющем совете ( ежегодно, в июне). Промежуточный отчёт о реализации программы представляется в течение года на совещаниях при директоре, оперативных совещаниях (отдельные вопросы), на заседаниях общешкольного родительского комитета, на общешкольных родительских собраниях. |
Пояснительная записка
В начале 21 века в России идет процесс демократизации всех сторон жизни общества. Высшей ценностью государства становится человек, его права и свободы. Изменения, происходящие во всех сферах жизни, требуют адекватных изменений и в сфере образования. Национальная доктрина образования в Российской Федерации (на период до 2025 года) определяет в качестве одной из основных целей образования – «воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью…»
В связи с этим, в настоящее время все большее внимание уделяется проблемам правового воспитания детей, начинать которое необходимо с начальной школы, так как основы правосознания, как фундамент формирования личности, должны закладываться как можно раньше.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.
Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.
Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка. Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.
Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.
Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.
Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников в настоящее время в стране достаточно актуальна.
В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности детей школьного возраста стала одной из главных. Рост правонарушений и преступности в обществе, а, следовательно, и в среде школьников, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально-опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения, как учащихся, так и их родителей.
Противоправные деяния отчетливо проявляются и в детской и в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.
Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания школьников, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.
Таким образом, в школьном правовом воспитании необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.
Практическая направленность правового воспитания, формирования законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе учёбы школьники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способом защиты прав и свобод. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина.
Результаты ежегодного мониторинга позволяют нам говорить о достаточно благоприятном социальном фоне нашего учреждения. 35 % родителей школьников имеют высшее образование, 59%- средне- техническое и средне- специальное образование,62 % являются служащими, составляют творческую и техническую интеллигенцию государства. Анализ социального заказа родителей, предъявляемого к лицею, подтверждает, что 90% родителей нацеливают детей на получение качественного образования для достижения материального и духовного уровня жизни в будущем.
Родители совместно со школой заботятся о развитии детей. Мониторинг занятости учащихся показывает, что 53,6 % школьников занимается в учреждениях дополнительного образования, 48,7%- в школьных кружках и секциях.
ДШИ-65 чел.
ДХШ-53 чел.
СДЮШОР-36 чел.
СДЮЦ « Звёздный»-35 чел.
СК «Арена»-22 чел.
СК « Волжанин»-38 чел.
ЦВР-10 чел.
ЦРТДиЮ-8 чел.
Клуб « Октябрь»-12 чел.
Клуб « Электроконтакт»-3 чел.
Клуб рукопашного боя «Каскад»-1 чел.
Стрелковый клуб («РОСТО»)-1 чел.
Школа танцев «Феникс»-18 чел.
Театральная студия -4 чел.
ГДК- 6чел.
Спортивный комплекс «Фабрика №1»-3 чел.
Анализируя социальный фон, можно отметить факторы, негативно влияющие на воспитание учащихся.
Выяснено, что 25,3% детей проживают в неполных семьях, у 18 % учащихся один из родителей работает за пределами города и области. В таких семьях, как правило, наблюдается дисгармония отношений, дети испытывают недостаток внимания, что пагубно влияет на формирование их личности. Анализ предыдущего периода работы школы показал, что правонарушения совершаются учащимися именно из таких семей.
В « группу риска» попадают учащиеся вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей, соматических заболеваний, из-за отсутствия свойства толерантности у 25 % подростков. Определённые трудности создаёт средовая адаптация учащихся. Как известно, в лицее обучается только 29,7 % учащихся, проживающих в районе школы, 70,3% приезжают из отдалённых от школы районов.
Размещение учащихся лицея по микрорайонам города
Центр | 175чел. |
ДХЗ | 22 чел. |
Электроконтакт | 24 чел. |
Поликор | 32 чел. |
Чкаловский | 22 чел. |
Лесозавод | 5 чел. |
Автоагрегат | 13 чел. |
Красная ветка | 10 чел. |
Менделеева | 10 чел. |
Фабрика №1 | 4 чел. |
Фабрика № 2 | 8 чел. |
Сокольники | 153 чел. |
Томна | 38 чел. |
Залесье | 29 чел. |
другие | 43 чел. |
Эти факторы свидетельствуют о необходимости систематической, целенаправленной работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних и злоупотребления ПАВ. С целью совершенствования работы в данном направлении и разработана программа «Гражданин XXI века».
22
Цель программы
Формирование гражданско-правовой культуры и воспитание физически и нравственно здоровой личности, способной к успешной адаптации и самореализации в социуме.
Задачи программы
обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних,
обогащать кругозор детей знаниями о правах и обязанностях человека, правовых документах современности России.
воспитывать у лицеистов уважение к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам;
способствовать развитию, становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
совершенствовать систему профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ через -внедрение новых форм работы Совета профилактики, - совершенствование работы школьного Центра здоровья, - развитие сотрудничества с социумом, -развитие ученического самоуправления, -повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива лицея, -повышение психолого-педагогической грамотности родителей или законных представителей учащихся, -обеспечение социальной и психологической поддержки учащихся и родителей ( законных представителей) -создание благоприятного психо-эмоционального климата в лицее для творческого эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса,
Принципы реализации программы
Комплексность (согласованность взаимодействия образовательного учреждения, родителей, межведомственных структур);
Аксиологичность (формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально- эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения);
Последовательность (от идеи до реализации);
Многоаспектность (сочетание различных направлений целевой профилактической работы ,где ведущими аспектами являются воспитательный, социальный, образовательный, психологический аспект);
Дифференцированность (учёт возрастных особенностей учащихся и специфики работы с детьми группы риска );
Индивидуализация работы;
Преемственность ;
Законность (первоочередное внимание уделяется обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства);
Целостность (единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников реализации программы);
Партнёрство (консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций).
Обеспечение реализации программы
Для успешной реализации программы профилактики правонарушений и злоупотреблений ПАВ в лицее имеются все необходимые условия:
Наличие пакета утверждённых комплексно- целевых программ классных руководителей, программ дополнительного образования, способствующих духовно- нравственному воспитанию, профилактике правонарушений и злоупотребления ПАВ;
Создание банка методических материалов, позволяющих эффективно проводить работу по духовно- нравственному воспитанию, профилактике правонарушений и злоупотребления ПАВ;
Деятельность волонтёрского движения;
Взаимодействие с социумом: медико- психологическим центром «Преображение», ЦВР, ЦРТДиЮ, спортивными школами, ОДН, КДН, ТУСЗН, медицинскими учреждениями;
Достаточная материальная база образовательного учреждения, оснащение ИКТ;
Сотрудничество с областным Центром здоровья (через дистанционную связь);
Возможность информирования учащихся, родителей, педагогов через школьное печатное издание «Фурмановец-ньюс», школьный сайт, сотрудничество с газетой «Приволжская правда»;
Кадровое обеспечение: опытный состав классных руководителей, школьный психолог, педагоги, прошедшие курсовую подготовку по программе «Здоровье школьника», медицинский работник, специалисты из числа родительской общественности;
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 5 лет
№ | Содержание этапов | Срок реализации |
1. | Развитие нормативно-правовой базы и информационно-методическая деятельность в учреждении; использование контрольно-диагностических методик по выявлению уровня развития самосознания воспитанников по вопросу законопослушного поведения. | 2016-2017 гг. |
2. | Создание активно действующей системы правового воспитания, способствующей формированию законопослушного поведения воспитанников (активное включение обучающихся, родителей, педагогов, общественности, соответствующих социально-правовых организаций). | 2017-2020 гг. |
3. | Анализ и обобщение деятельности учреждения по реализации Программы; совершенствование содержания правового воспитания и системы формирования законопослушного поведения воспитанников. | 2020-2021 гг. |
Механизм реализации программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально- педагогическое пространство МБОУ «Лицей им. Д.А. Фурманова». Исполнителями программы являются заместитель директора по ВР, психолог, члены Совета профилактики, члены школьного Центра здоровья, МО классных руководителей, МО учителей-предметников, руководители дополнительного образования. Администрация лицея осуществляет координацию деятельности всех структур лицея по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач, осуществляет контроль. Для работы могут привлекаться специалисты социальных и медицинских учреждений города, родительская общественность. Воспитательная работа строится с учётом возрастного критерия.
Профилактическая программа лицея включает основных ее участников:
Администрация школы
Классный руководитель Учителя - предметники
Учащийся
Психолог Библиотека
Комиссия КДН, ПДН,
ГИБДД Социальные партнеры
Отдел образования
.
Основные направления работы
Работа по реализации программы проводится в следующих направлениях:
мониторинговая и диагностическая работа с учащимися и их семьями;
профилактическая работа с учащимися;
медико-психологическое просвещение классных руководителей и учителей предметников;
взаимодействие с родительской общественностью;
сотрудничество с межведомственными и общественными организациями;
индивидуальная работа с учащимися, состоящими на различных видах учета;
школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
Формы и методы работы
Для достижения положительного результата действия программы педагогический коллектив использует следующие технологии:
-личностно-ориентированные,
-групповые;
-коллективные;
- коррекционные;
-интегрированные;
-интерактивные.
Данные технологии реализуются в следующих формах работы:
-диспутах,
-лекциях,
-тренингах,
-семинарах,
-беседах,
-круглых столах,
-педагогических советах,
-конференциях,
-экскурсиях,
-играх,
-конкурсах,
-олимпиадах,
-соревнованиях,
-коллективных творческих делах.
Ожидаемые результаты
Реализация вышеизложенных целей, задач и принципов предполагает достижение следующих результатов:
Совершенствование системы профилактической работы в лицее.
Повышение психолого-педагогической грамотности родителей, учащихся;
Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива лицея;
Снижение факторов риска употребления ПАВ в детско-подростковой среде;
Уменьшение числа «трудных» подростков в лицее;
Формирование правового самосознания учащихся, родителей, педагогов;
Формирование привычки к здоровому жизненному стилю у лицеистов;
Создание здоровой и безопасной среды в лицее;
Положительная динамика формирования правосознания учащихся;
Повышение социальной активности и уровня социализации учащихся.
План реализации программы
Ключевые компоненты | Формы работы | Сроки | Ответственные |
Мониторинговая и диагностическая работа с учащимися |
1.Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу. | Изучение документов, личных дел, беседы с родителями, детьми. | Апрель-сентябрь | Зам. директора по УВР, психолог, классные руководители. |
2.Мониторинг социального фона и составление социального паспорта лицея. | Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование. | Сентябрь | Классные руководители, психолог, родители, зам. директора по ВР. |
3.Адаптация школьников 1,5,10-х классов | Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, анкетирование, наблюдение, учащихся к творческим делам класса, вовлечение учащихся в работу кружков, секций, формирование детского коллектива, проведение педсовета по адаптации | Сентябрь-ноябрь | Зам. директора по УВР, зам. директора по ВР, психолог, классные руководители, учителя- предметники. |
4.Изучение личности каждого ребёнка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы | Общешкольные и классные мероприятия, родительские собрания, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями, малые педсоветы. | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, психолог, классные руководители, Совет по профилактике. |
5.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности | Тестирование, анкетирование, наблюдение, беседы. | В течение учебного года | Психолог, классные руководители, Совет по профилактике. |
Профилактическая работа с учащимися |
1.Коррекционная работа с учащимися «группы риска» | Организация и контроль занятости учащихся в свободное от занятий время, во время каникул, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребёнка входе бесед, тренингов, участия в КТД. | В течение учебного года | Классные руководители, психолог, зам. директора по ВР. |
2.Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни | Классные часы, лекции, деловые игры, тренинги, встречи со специалистами, деятельность кружка «Школа здоровья», экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного зимнего и летнего отдыха, спортивные секции и соревнования, ориентация образовательной программы на формирование ценностей здорового образа жизни через предметы ОБЖ, биологии, химии, физической культуры. | В течение учебного года | Зам. директора по ВР, классные руководители, учителя- предметники, руководители кружков и секций. |
3.Профориентационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни. | Классные часы по профориентации, встречи со студентами вузов, людьми разных профессий, экскурсии на предприятия, круглые столы, проектная деятельность,кружки, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы. | В течение учебного года | Зам. директора поУВР, зам. директора по ВР, Классные руководители 9-11 классов, руководители кружков,учителя-предметники. |
4.Правовое воспитание учащихся | Декада правового воспитания, классные часы, Лекции,беседы с представителями межведомственных общественных организаций, круглые столы, ориентация образовательной программы на формирование правовой грамотности через предметы Право, обществознание, ОБЖ | В течение учебного года | Учителя права, обществознания, ОБЖ, представители ОДН,КДН,ГИБДД, классные руководители. |
5.Просветительская работа среди учащихся с целью формирования здорового образа жизни, профилактики правонарушений и злоупотребления ПАВ. | Деятельность кружка «Школа здоровья», «Фурмановец-ньюс», лекции, беседы медработников, специалистов межведомственных и общественных организаций в малых группах и индивидуальные. | В течение учебного года | Руководители кружков «Школа здоровья», «Фурмановец-ньюс», медработники, представители ОДН, КДН,УСЗН,ГИБДД, классные руководители. |
Медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и учителей –предметников. |
Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку. | Курсовая подготовка, семинары, малые педагогические советы, психолого-педагогические консилиумы, дистанционные курсы, лекции и консультации специалистов | В течение учебного года | Администрация школы при сотрудничестве с межведомственными государственными и общественными организациями. |
Работа с родительской общественностью |
1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке. | Анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские собрания, лектории, индивидуальные беседы. | Сентябрь (монито- ринг) В течение года (корректировка базы данных) | Классные руководители, зам. директора по ВР,Совет профилактики, психолог, школьный родительский комитет, инспектор ОДН,УСЗН. |
2.Работа с семьями , состоящими на школьном и городском учёте в банке данных в категории «Семьи с детьми, находящимися в социально-опасном положении» ( по индивидуальному плану) | Посещение на дому, индивидуальные беседы, организация встреч со специалистами межведомственных государственных и общественных организаций. | В течение учебного года | Классные руководители, зам. директора по ВР,Совет профилактики, психолог, школьный родительский комитет, инспектор ОДН,УСЗН. |
3.Оказание адресной помощи в случае возникновения проблем в воспитании детей | Беседы, консультации, организация встреч со специалистами | В течение учебного года | Классные руководители, зам. директора по ВР,Совет профилактики, психолог, школьный родительский комитет. |
4.Учебно-просветительская деятельность среди родителей | Лекции ,семинары, родительские собрания, лектории, беседы. | В течение учебного года | Межведомственные и общественные организации, психлог, зам. директора по ВР. |
Сотрудничество с межведомственными и общественными организациями |
1.Выявление «трудных» подростков, «неблагополучных» семей | Наблюдение, анкетирование, беседы. | Сентябрь (мониторинг) В течение года (корректировка базы данных) | Классные руководители, зам. директора по ВР, психолог, представители ОДН,КДН. |
2.Совместный патронаж «неблагополучных» семей, участие в рейдах по профилактике безнадзорности несовершеннолетних, работа школьного Совета профилактики, проведение Дней профилактики ,проведение встреч специалистов с учащимися лицея. | Патронаж, проведение рейдов, лекций, бесед. | В течение учебного года | Классные руководители, зам. директора по ВР,Совет профилактики, психолог, представители ОДН,КДН, члены дисциплинарной комиссии, Управляющего совета. |
3.Рейды по профилактике бродяжничества, безнадзорности несовершеннолетних, обследование жилищно-бытовых условий, оказание адресной материальной помощи «неблагополучным» семьям, содействие при получении льгот и гарантий. | Патронаж, проведение рейдов, индивидуальные консультации | В течение учебного года | Классные руководители, психолог, зам. директора по ВР, представители УСЗН, члены Совета профилактики, дисциплинарной комиссии Управляющего совета. |
4.Проведение совместных антинаркотических акций, выставок, мероприятий, деятельность в городском Совете старшеклассников | Акции, конкурсы, выставки, фестивали, семинары, тренинги. | В течение учебного года | Представители ЦРТДиЮ, психолог, зам.директора по ВР. |
5.Организация работы трудовых отрядов, проведение дней Здоровья | Дни здоровья, спортивные соревнования, игры, конкурсы, выставки. | В течение учебного года | Представители ЦВР, зам.директора по ВР,классные руководители. |
6.Всречи с инспекторами, совместные акции по ПДД. | Лекции, практикумы, конкурсы, беседы. | В течение учебного года | Сотрудники ГИБДД, зам.директора по ВР,классные руководители. |
7.Деятельность волонтёров «Школы здоровья» | Семинары, деловые игры, практикумы, тренинги | В течение учебного года | Психолог,зам. директора по ВР,руководитель кружка «Школа здоровья», классные руководители. |
8.Работа по пропаганде здорового образа жизни. | Работа спортивных секций, соревнования, дни здоровья, дни семейного отдыха. | В течение учебного года | Учитель физичесой культуры,классные руководители, зам.директора по ВР,спортивные школы. |
9.Проведение просветительской работы по профилактике злоупотребления ПАВ. | Беседы, лекции, деловые игры. | В течение учебного года | Сотрудники медицинских учреждений. |
10.Проведение просветительской работы по ПДД. | Просмотр спектаклей, фильмов, совместные акции | В течение учебного года | КРЦ «Пассаж», драм. театр им. А.Н. Островского,ТЮЗ им.В.Раскатова |
Работа аналитическом этапе и этапе разработки новой программы |
1.Проведение диагностических исследований на по данной проблеме | Анкетирование, тестирование, наблюдение | Сентябрь-ноябрь | Психолог, зам.директора по ВР,классные руководители. |
2.Подведение итогов профилактической работы педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме | Круглый стол, семинар, педсовет. | Декабрь-февраль | Администрация школы,психолог. |
3.Деятельность творческой группы по разработке новой программы по профилактике правонарушений и злоупотребления ПАВ. | Проектная деятельность | Март-июнь | Рабочая группа по разработке новой проограммы. |
Перспективы развития профилактической программы МБОУ «Лицей им. Д.А.Фурманова»
Воспитательная и профилактическая программа школы МБОУ «Лицей им. Д.А.Фурманова» находится в состоянии постоянного совершенствования. Её открытость свидетельствует о постоянной готовности ответить на любое событие в жизни образовательного учреждения, запросы, предъявляемые к системе образования государством и обществом. В связи с этим приоритетами работы школы будут:
По взаимодействию с учащимися:
- повышение социальной активности учащихся через интеграцию учебного и воспитательного процессов, широкое внедрение современных технологий в работу школы;
- создание единой информационной базы об учащихся и их семьях;
- учет профильной подготовки учащихся старших классов в профилактической работе школы;
- создание адаптивной воспитательной среды для разных категорий учащихся
- усиление взаимодействия с партнерами школы по профилактической и воспитательной работе.
По кадровому составу:
- эффективное использование городской системы повышения квалификации педагогических, административных кадров;
- повышение качества работы методического объединения классных руководителей в ходе обсуждения разных проблем в профилактической работе;
- отработка новых моделей здоровье сберегающих технологий;
- изучение, обобщение и внедрение методов работы опытных педагогов;
- унификация документооборота по воспитательной и профилактической работе школы на основе федеральных, городских законов и программ, областных методических рекомендаций.
По работе с родительской общественностью:
- систематическое проведение психолого-педагогического лектория для родителей учащихся школы с привлечением соответствующих специалистов в этой области;
- организация единого непрерывного педагогического взаимодействия родитель-ученик-учитель.
Организация и контроль выполнения программы
Координацию и контроль выполнения Программы осуществляет администрация лицея, которая:
-контролирует своевременность и качество выполнения плана реализации программы,
-вносит предложения по его коррекции,
-осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы,
-осуществляет тематический, текущий ,персональный и предупредительный контроль за деятельностью классных руководителей, руководителей кружков, учителей, учащихся.
Отчёт о реализации программы составляется заместителем директора по ВР и представляется в Управление образования администрации г.о. Кинешма (ежегодно, в июне), на педагогическом совете лицея ежегодно, в августе),на Управляющем совете ( ежегодно, в июне). Промежуточный отчёт о реализации программы представляется в течение года на совещаниях при директоре, оперативных совещаниях (отдельные вопросы), на заседаниях общешкольного родительского комитета, на общешкольных родительских собраниях.
Оценка эффективности реализации программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры
сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
-толерантность,
-уважение чести и достоинства других граждан,
-гражданственность,
-чувства эмпатии,
-активная жизненная позиция,
-нравственных качеств.
Количественные параметры
-повышение правовой и политической культуры,
-включенность каждого лицеиста в воспитательные ситуации,
-повышение доли занятости учащихся в кружках и секциях,
-снижение количества детей с дивиантным поведением;
-снижение факторов риска употребления ПАВ в детско-
подростковой среде;
-уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
правонарушениям, злоупотреблению ПАВ в подростковой среде,
-отсутствие учащихся, состоящих на учёте ОДН,КДН,
- отсутствие в лицее проблемы токсикомании, алкоголизма, курения.
Список литературы:
Ивлиева Л.Г. «Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников» - Аркти, 2006;
Летнева О.В. «Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий» -Учитель 2005;
Волкова Г.Ю. "Правовое образование и воспитание учащихся";
Карташова С.В., Бадиж Л.Ф. "Правовое воспитание учащихся (из опыта работы клуба "Юный правовед";
Дик Н.Ф. «Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов» - Феникс, 2007;
Корнилович В.А. Правовое воспитание подростков: Методические рекомендации по проведению классных часов - Барнаул, 2004:
Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодёжной среде// Методическое пособие. М.,2000
Школа без наркотиков.Книга для педагогов и родителей.Под ред. Л.М.Щипицыной и Е.И.Казаковой, СПб, «Детство-Пресс»,2001;
Г.А. Ромашкина «Система работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних в образовательных учреждениях», Волгоград, 2006;
http//school-sector.relarn.ru/prava –Программа «Права и дети в Интернете».
http://www.tvoyopravo.narod/ru - Сайт «Твое право».
http://www/ug.ru - Сайт учительской газеты.