СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитания школьного оздоровительного лагеря "Радуга"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа создана для школьного лагеря дневного преывания

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитания школьного оздоровительного лагеря "Радуга"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа а.Псауче-Дахе имени

Героя России О.М.Карданова»



«Принято»

на заседании педагогического совета

МБОУ «СОШ а.Псаучье-Дахе имени

Героя России О.М.Карданова

Протокол № 4 от 24.03. 2025 г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ

а.Псаучье-Дахе имени Героя

России О.М.Карданова»


А.М.Кубанова

Протокол № 66 от 25.03.2025 г





Программа воспитания школьного оздоровительного

лагеря «Радуга» при МБОУ «СОШ а.Псаучье-Дахе

имени Героя России О.М.Карданова»
















Автор составитель: Абдокова Р.Д.

учитель начальных классов
















2025 г



Раздел IIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

25

4.1. Особенности организации воспитательной деятельности

26

4.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

26

Приложения

2





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Примерная рабочая программа воспитания для организаций отдыха детей и их оздоровления (далее – Программа воспитания, Программа) подготовлена МБОУ «СОШ а.Псаучье-Дахе имени Героя России О.М.Карданова» на основе Указа Президента РФ от 7 мая 2024 г.№309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г и на перспективу до 2036 г.» федеральной программы воспитательной работы для организации отдыха детей и их оздоровления» в соответствии с нормативно-правовыми документами:

- Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

  • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990).

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

  • Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

  • Федеральным законом от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации».

- Приказы №№286,287 Министерства просвещения Российской
Федерации об утверждении ФГОС начального общего образования и ФГОС
основного общего образования от 31 мая 2021 года.

- Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29.05.2015 № 996-р).

  • Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

  • Указом Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

  • Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р).

  • Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 № 1642).

  • Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.).

Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к организациям отдыха детей и их оздоровления (далее – детский лагерь) относятся организации (независимо от их организационно-правовых форм) сезонного или круглогодичного действия, стационарного и (или) нестационарного типа, с круглосуточным или дневным пребыванием, оказывающие услуги по организации отдыха и оздоровления детей: организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия, лагеря, организованные образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с круглосуточным или дневным пребыванием), детские лагеря труда и отдыха, детские лагеря палаточного типа, детские специализированные (профильные) лагеря, детские лагеря различной тематической направленности.

Программа является методическим документом, определяющим комплекс основных характеристик воспитательной работы, осуществляемой в детском лагере, разрабатывается с учетом государственной политики в области образования и воспитания.

Программа создана с целью организации непрерывного воспитательного процесса, основывается на единстве и преемственности с общим и дополнительным образованием, соотносится с примерной рабочей программой воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы общего образования.

Программа предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Ценности Родины и природы лежат в основе патриотического направления воспитания.

Ценности человека, дружбы, семьи, сотрудничества лежат в основе духовно-нравственного и социального направлений воспитания.

Ценность знания лежит в основе познавательного направления воспитания.

Ценность здоровья лежит в основе направления физического воспитания.

Ценность труда лежит в основе трудового направления воспитания.

Ценности культуры и красоты лежат в основе эстетического направления воспитания.

«Ключевые смыслы» системы воспитания, с учетом которых должна реализовываться программа:

«Люблю Родину». Формирование у детей чувства патриотизма и готовности к защите интересов Отечества, осознание ими своей гражданской идентичности через чувства гордости за свою Родину и ответственности за будущее России, знание истории, недопустимость фальсификации исторических событий и искажения исторической правды, на основе развития программ воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания, развитие у подрастающего поколения уважения к таким символам государства, как герб, флаг, гимн Российской Федерации, к историческим символам и памятникам Отечества.

«Мы – одна команда». Особое внимание в формировании личности ребенка, основ его поведения и жизненных установок отводится социальному окружению, важной частью которого является детский коллектив. Детский коллектив предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации, позволяет сформировать

в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства.

Детский коллектив объединяет детей с разными интересами, потребностями и индивидуальными особенностями. Важно выстраивать работу и коллективные дела так, чтобы они были интересными и значимыми для каждого ребенка.

«Россия – страна возможностей». Ребенка воспитывает все, что его окружает. Окружающая среда формирует его взгляды, убеждения, привычки. Важно создавать воспитательную среду, доступную, интересную для ребенка. Создание благоприятной и разнообразной воспитательной среды
возможно через вовлечение детей в конкурсы, мероприятия и проекты детских общественных объединений, заинтересованных организаций (АНО «Россия–страна возможностей»,АНО «Большая Перемена»,

Общероссийское общественно-государственное движение детей и молодежи «Движение Первых», Российское общество «Знание», Российское историческое общество), где каждый ребенок может найти то, что ему по душе. Необходимо популяризировать все возможности и социально значимые проекты организаций.

Принимая участие в мероприятиях движений и организаций, школьники получают возможность активно участвовать в общественной жизни страны, формировать гражданскую позицию, основываясь на идеалах добра и справедливости, в том числе через систему личностного и социального роста.

Программа включает три раздела: целевой; содержательный; организационный.

Приложение: примерный календарный план воспитательной работы.


Раздел I. ЦЕННОСТНО-ЦЕЛЕВЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ

Нормативные ценностно-целевые основы воспитания детей в детском лагере определяются содержанием российских гражданских (базовых, общенациональных) норм и ценностей, основные из которых закреплены в Конституции Российской Федерации.

С учетом мировоззренческого, этнического, религиозного многообразия российского общества ценностно-целевые основы воспитания детей включают духовно-нравственные ценности культуры народов России, традиционных религий народов России в качестве вариативного компонента содержания воспитания, реализуемого на добровольной основе, в соответствии с мировоззренческими и культурными особенностями и потребностями родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей.

Воспитательная деятельность в детском лагере реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

1.1. Цель и задачи воспитания

Современный российский общенациональный воспитательный идеал – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере образования цель воспитания: создание условий для личностного развития, самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 2, п. 2).

Задачи воспитания определены с учетом интеллектуально-когнитивной, эмоционально-оценочной, деятельностно-практической составляющих развития личности:

- усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

1.2. Методологические основы и принципы воспитательной деятельности

Методологической основой Программы воспитания являются антропологический, культурно-исторический и системно-деятельностный подходы.

Воспитательная деятельность в детском лагере основывается на следующих принципах:

-принцип гуманистической направленности. Каждый ребенок имеет право на признание его как человеческой личности, уважение его достоинства, защиту его человеческих прав, свободное развитие;\

-принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;

-принцип культуросообразности. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;

-принцип следования нравственному примеру. Пример, как метод воспитания, позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию

-принцип безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;

-принцип совместной деятельности ребенка и взрослого.
Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;

-принцип инклюзивности. Организация воспитательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Данные принципы реализуются в укладе детского лагеря, включающем воспитывающие среды, общности, культурные практики, совместную деятельность и события.

Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и детского лагеря, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-эстетическую среду, деятельности и социокультурный контекст.

Воспитывающая среда – это особая форма организации

образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания. Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность.

Воспитывающие общности (сообщества) в детском лагере:

-детские (одновозрастные и разновозрастные отряды). Ключевым механизмом воспитания в детском лагере является временный детский коллектив. Чтобы эффективно использовать воспитательный потенциал временного детского коллектива, необходимо учитывать особенности и
закономерности развития временного детского коллектива.

-детско-взрослые. Основная цель – содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, наличие общих ценностей и смыслов у всех участников. Главная детско-взрослая общность в детском лагере – «Дети-Вожатый».


1.3. Основные направления воспитания

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы:

  • гражданское воспитание, формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в российском государстве и субъекту тысячелетней Российской государственности, знание и уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;

  • патриотическое воспитание – воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

- эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к
лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

- экологическое воспитание: формирование экологической
культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей
среде на основе российских традиционных духовных ценностей;

- трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую
деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в
продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, на
достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;

  • физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности: развитие физических способностей с учетом возможностей и состояния здоровья, формирование культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности;

  • познавательное направление воспитания: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию.

1.4. Основные традиции и уникальность воспитательной деятельности

Основные традиции воспитания в детском лагере являются:

-совместная деятельность детей и взрослых, как ведущий способ организации воспитательной деятельности;

-создание условий, при которых для каждого ребенка предполагается роль в совместных делах (от участника до организатора, лидера того или иного дела);

-создание условий для приобретения детьми нового социального опыта и освоения новых социальных ролей;


II. Целевой раздел программы воспитательной работы


2.1 Ценностные основы содержания воспитательной работы

Базовой основой содержания данной Программы являются традиционные духовно-нравственные ценности, к которым относятся нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые из поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России, а также укрепление института семьи, сохранение традиционных семейных ценностей.

Ценностно-целевые ориентиры воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления направлены на формирование у детей устойчивого чувства гражданской принадлежности, духовно-нравственной культуры и осознанного отношения к основным общечеловеческим и российским ценностям. Программа опирается на признанные в российском обществе ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации и отражающие традиции, культурное и историческое наследие нашей страны. К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной, гармонично развитой, социально ответственной личности, разделяющей традиционные российские духовно-нравственные ценности, принятые в российском обществе правила и нормы поведения, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного российского общества, готовой к созидательному труду и защите Родины.

Программа воспитательной работы в организации отдыха детей и их оздоровления разрабатывается с учетом возрастных и психологических особенностей участников, формирует у них патриотизм, социальную ответственность и уважение к многообразию культур народов России. Особое внимание уделяется развитию личностных качеств, способствующих успешной социализации, формирование экологического сознания и эстетического вкуса, развитие способностей к самовыражению в различных видах творчества и уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.

Достижение цели Программы и решение задач воспитательной работы осуществляется в рамках всех направлений деятельности организации отдыха детей и их оздоровления. Содержание, виды и формы воспитательной работы представлены в соответствующих блоках и модулях. Состав и содержание данных элементов определяется с учетом уклада организации отдыха детей и их оздоровления, а также реальной деятельности, имеющихся ресурсов и планов. К инвариантным (обязательным) блокам, содержание которых необходимо включать в Программу воспитательной работы каждой организации отдыха детей и их оздоровления относятся:

блок «Мир: наука, культура, мораль»;

блок «Россия: прошлое, настоящее, будущее»;

блок «Человек: здоровье, безопасность, семья, творчество, развитие».

2.1.1 БЛОК «МИР: НАУКА, КУЛЬТУРА, МОРАЛЬ»

Содержание данного блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общечеловеческих ценностях, равноправии и взаимном уважении народов, государств в мировом сообществе, невмешательстве во внутренние дела государств, сотрудничестве и дружбе между странами. В процессе становления человечество определило для себя три сферы постижения мира – Наука, Культура и Мораль, которые сопряжены в свою очередь с тремя философскими ценностно-смысловыми категориями – Истина, Красота и Добро. Именно поэтому в содержании данного блока учитываются такие категории как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые культуру и науку; знакомство с духовными ценностями человечества.

Деятельность блока «Мир: наука, культура, мораль» реализуется в следующих форматах:

литературные вечера, исторические игры, информационные часы на тему: «Жизнь замечательных людей», на которых ребятам задаются образцы нравственного поведения, через знакомство с историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героями-защитниками отечества. Задавая подобные примеры, вожатым и педагогам рекомендуется конкретизировать стремления, идеалы ребят, убеждать в целесообразности тех взглядов, поступков, которые стимулируют самовоспитание;

игровые форматы, направленные на знакомство с мировым и общероссийским культурным наследием в области искусства, литературы, музыки, изобразительного творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации. Знакомя ребят с историей человечества, с мировой культурой и наукой важно создать такие условия, при которых воспитанников будет окружать как можно больше положительных примеров, а упоминая отрицательные примеры, формировать негативное отношение к отрицательным действиям и поступкам.

тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира, позволяющие ребятам осознать важность уважения к разнообразию культур и народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества. Мероприятия, которые помогают понять, что мир является основой благополучия каждого человека и человечества в целом.

события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям, образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы детского интеллектуального досуга:

а) проведение интеллектуальных и познавательных игр;

б) организация конструкторской, исследовательской и проектной деятельности;

в) просмотр научно-популярных фильмов;

г) встречи с интересными людьми, дискуссионные клубы, дебаты, диспуты.

мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского и национальных языков, родного края, населенного пункта как культурного пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и нематериального наследия. Знакомство детей и подростков не только с красотой нашей планеты, но и в первую очередь, с историей своего населенного пункта, края, региона, страны;

тематические беседы и диалоги на тему духовно-нравственного воспитания. Проведение обсуждений на темы морали, духовных ценностей, честности, справедливости и милосердия. Формат: открытые беседы, где дети делятся своими мыслями и учатся слушать других.

2.1.2. БЛОК «РОССИЯ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ»

Содержание блока отражает комплекс мероприятий, который основан на общероссийских ценностях.

Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней историей, с общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью, с историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы, памятью предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

Предполагаемые форматы мероприятий:

церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации и исполнение Государственного гимна Российской Федерации;

торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации проводится в день открытия (закрытия) смены и в дни государственных праздников Российской Федерации;

Дни единых действий. Государственные праздники и события, Дни воинской славы России, памятные и юбилейные мероприятия регионального и федерального уровней, которые обязательно включаются в календарный план воспитательной работы и проводятся по единым федеральным методическим рекомендациям и материалам. Перечень дополняется и актуализируется ежегодно в соответствии с памятными датами, юбилеями общероссийского, регионального, местного значения, документами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, перечнями рекомендуемых воспитательных событий Министерства просвещения Российской Федерации, методическими рекомендациями исполнительных органов власти в сфере образования;

использование в работе материалов культурно-просветительского проекта «Цивилизационное наследие России» – важнейшего ресурса в воспитании подрастающего поколения, который включает в себя знания о родной природе, достижения культуры и искусства, изобретения и масштабные проекты, реализованные всей страной, это примеры сложных решений, которые принимались людьми в непростых обстоятельствах. Каждый ребенок должен понимать, что цивилизационное наследие России прежде всего – это подвиги и примеры ратного труда, судьбоносные исторические события, имена тех, кто прославлял Отечество, а также памятники культуры.

Второй комплекс мероприятий касается суверенитета и безопасности, защиты российского общества, народа России, и в первую очередь, памяти защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранения исторической правды.

Предполагаемые форматы мероприятий:

«Час Памяти», «Час Мужества». Через проведение тематических занятий необходимо показать ребятам важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности;

вовлечение ребят старших отрядов в просветительский проект «Без срока давности», который нацелен на патриотическое воспитание детей и подростков, направлен на формирование их приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям – любви к Родине, добру, милосердию, состраданию, взаимопомощи, чувству долга;

посещение мемориальных комплексов и памятных мест, посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.

Третий комплекс мероприятий направлен на служение российскому обществу и исторически сложившееся государственное единство, гражданство Российской Федерации и приверженность Российскому государству. Многообразие народов России, российского общества: народы, национальные общины, религии, культуры, языки – всё, что являются ценностью.

Реализация данных мероприятий возможна как самостоятельно, так и во взаимодействии с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение Первых».

С целью формирования у детей и подростков гражданского самосознания могут проводиться информационные часы и акции «Государственная символика России», «День флага», «Отец, отчизна, Отечество», «Защищать Родину – это почетный долг», «Дети на защите Отечества», «Герои моей семьи», «Бессмертный полк».

Четвертый комплекс мероприятий связан с русским языком - государственным языком Российской Федерации. Это язык межнационального общения, который является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.

Предполагаемые форматы мероприятий:

организация выставок книг, посвященных русскому языку, литературе и культуре, способствует погружению участников в мир словесного искусства. Каждая выставка раскрывает определенную тему, знакомит с произведениями классиков и современных авторов, отражает богатство и выразительность русского языка. Такие мероприятия вдохновляют на чтение, стимулируют интерес к языковому наследию и развивают вкус к литературе;

культурно-просветительские мероприятия, направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России. Эти события и мероприятия помогают детям и подросткам осознать значимость языка как ключевого элемента национальной идентичности, вдохновляют на изучение русского слова и пробуждают интерес к его сохранению и развитию;

«Сквозные проекты», включающие игры и акции, связанные с орфографией и пунктуацией. Эти проекты направлены на развитие языковой грамотности через увлекательные форматы. Сквозные игры, такие как: «Орфографический марафон» или «Пунктуационная дуэль», которые вовлекают участников в процесс изучения правил русского языка в игровой форме. Акции, например, «День грамотного письма» или «Пиши без ошибок», мотивируют детей и подростков применять знания на практике, делая грамотность неотъемлемой частью повседневной жизни. Такие проекты формируют устойчивые навыки письма и любви к родному языку;

конкурсы, посвященные русскому языку, которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий потенциал. Соревнования, такие как: «Знаток русского языка» или «Слоговая головоломка». Конкурсы сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями, вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова;

коллективно-творческие дела по мотивам русских народных сказок; литературные конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников; проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах, выраженных точным и красивым русским языком.

Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед будущими поколениями с бережливостью в использовании природных ресурсов.

Предполагаемые форматы мероприятий:

экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;

экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами, позволяющие изучать природные объекты в естественной среде, жизнеобеспечивающие взаимосвязь и взаимозависимость в целостной экосистеме;

беседы об особенностях родного края;

акции, демонстрирующие преимущества бережного отношение к природе, воде, электричеству, которые учат ребят минимизировать или ликвидировать вред, наносимый природе;

принятый свод экологических правил в отряде и в целом в лагере;

ведение дневника погоды (для детей младшего школьного возраста), обучение приемам определения температуры воздуха, облачности, типов облаков, направления ветра (при наличии метеорологической станции в лагере);

конкурс рисунков, плакатов, инсценировок на экологическую тематику;

встречи и беседы с экспертами в области экологии, охраны окружающей среды, учеными, эко-волонтерами в форматах «100 вопросов к взрослому» или «Классные встречи».

2.1.3. БЛОК «ЧЕЛОВЕК: ЗДОРОВЬЕ, БЕЗОПАСНОСТЬ, СЕМЬЯ, ТВОРЧЕСТВО, РАЗВИТИЕ»

Данный блок отражает комплекс мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни, личной и общественной безопасности и ориентирован на следующие ценности, закрепленные в Конституции:

жизнь, здоровье, охрана здоровья, право на медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду;

честь, доброе имя, достоинство личности, личная свобода, безопасность, неприкосновенность личности, жилища, личная тайна;

свобода слова, убеждений, творчества, совести, вероисповедания, языка, передвижения и выбора места проживания, охрана интеллектуальной собственности;

родители, любовь и уважение детьми своих родителей;

дети, любовь и забота родителей о детях. Создание условий для достойного воспитания детей в семье;

родной дом, традиционные семейные ценности, их сохранение и зашита, традиции своей семьи, рода, родственники;

защита государством семьи, материнства, отцовства и детства.

Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:

проведение физкультурно-оздоровительных, спортивных мероприятий: зарядка, спортивные игры и соревнования;

просветительские беседы, направленные на профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям физкультурой и спортом;

создание условий для физической и психологической безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления, профилактика буллинга в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое сопровождение воспитательного процесса в организации;

проведение целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию эффективной профилактической среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;

проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах, правилами поведения в общественных местах, правилами поведения при массовом скоплении людей и т.д.;

проведение тренировочной эвакуации при пожаре и на случай обнаружения взрывчатых веществ;

разработка и реализация разных форм профилактических воспитательных мероприятий: антиалкогольные, против курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения, противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической, антиэкстремистской безопасности и т.д.;

организация превентивной работы со сценариями социально одобряемого поведения, развитие у детей навыков рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому давлению;

поддержка инициатив детей, педагогов в сфере укрепления безопасности жизнедеятельности, профилактики правонарушений, девиаций, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению – познание (путешествия), испытание себя (походы, спорт), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная, искусство и др.);

мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы принадлежности к народу, Отечеству;

игры, проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в духовных и культурных традициях российского народа;

подготовка детей и подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности, различных игр, акций и мероприятий.




Раздел III. СОДЕРЖАНИЕ, ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Достижение цели и решение задач воспитания осуществляется в рамках всех направлений деятельности детского лагеря. Содержание, виды и формы воспитательной деятельности представлены в соответствующих модулях.

Реализация конкретных форм воспитательной работы воплощается в Календарном плане воспитательной работы (Приложение), утверждаемом ежегодно на предстоящий год (сезон) с учетом направлений воспитательной работы, установленных в настоящей Программе воспитания. 24.


Инвариантные общие содержательные модули

3.1. МОДУЛЬ «Спортивно-оздоровительная работа»

Спортивно-оздоровительная работа в организации отдыха детей и их оздоровления включает в себя:

-организацию оптимального режима дня;

-расчет двигательной активности;

-обеспечение рационального питания;

-физическое воспитание.

Физическое воспитание организуется через спортивно-оздоровительную деятельность, которая характеризуется направленностью на укрепление здоровья детей и создание представления о бережном к нему отношении, формирование потребности в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха.

Занятия физической культурой являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач, направленных на укрепление здоровья детей, пропаганду физической культуры и занятий спортом, как составляющих частей здорового образа жизни, воспитание морально-волевых качеств, повышение уровня физического развития.

Физическое воспитание представляет собой:

-физкультурно-оздоровительные занятия, которые проводятся с детьми по графику, максимально на открытых площадках;

-дополнительные общеразвивающие программы физкультурно-спортивной направленности, обеспечивающие систематические занятия спортом в условиях физкультурно-спортивных объединений;

-различные виды гимнастик, утренняя вариативная зарядка (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая, игровая);

-динамические паузы в организации образовательной деятельности и режимных моментов;

-спортивно-массовые мероприятия, предполагающие спартакиады, спортивные соревнования, праздники, викторины, конкурсы.

При любой возможности физкультурные занятия проводятся на свежем воздухе.

Оздоровительная деятельность предполагает организацию лечебно-профилактической работы, которая включает в себя следующие направления:

-мониторинг здоровья детей;

-лечебная работа: медицинский осмотр (въезд, выезд), амбулаторный прием, оказание неотложной медицинской помощи в условиях изолятора, продолжение лечения детей, находящихся на базисной терапии и прочее;

-организация медицинских консультаций профильными специалистами по показаниям;

-закаливающие процедуры, проведение закаливающих процедур (водные, воздушные и солнечные ванны) осуществляется под контролем медицинских работников, закаливание начинают после адаптации детей в оздоровительном учреждении, проводится систематически, постепенно увеличивая силу закаливающего фактора;

-оздоровительные процедуры;

-санитарно-гигиеническое просвещение детей включает в себя: проведение просветительских бесед и мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, организация работы объединения «Школа здоровья», просмотр мультипликационного сериала «Смешарики: Азбука здоровья» о здоровом образе жизни;

-другие направления: фитопрофилактика, витаминизация, кислородный коктейль, полоскание полости рта и горла минеральной водой, иная профилактическая работа, контроль питания, условий проживания, питьевого режима.

Физкультурно-оздоровительная работа строится во взаимодействии с медицинской службой, с учетом возраста детей и показателей здоровья.


3.2 МОДУЛЬ «Психолого-педагогическое сопровождение»

Психолого-педагогическое сопровождение представляет собой описание работы педагога-психолога (психологической службы лагеря), которая базируется на соблюдении следующих принципов:

-принцип индивидуального подхода к ребенку любого возраста на основе безоговорочного признания его уникальности и ценности;

-принцип конфиденциальности (в ситуациях передачи информации третьим лицам, информация должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов обратившегося);

-принцип компетентности (психолог несет ответственность за выбор методов);

-принцип этической и юридической правомочности (все действия должны соответствовать нормативным правовым документам, регламентирующим деятельность педагогов-психологов);

-принципы коллегиальности и диалогового взаимодействия обуславливают совместную деятельность субъектов психологического сопровождения в рамках единой системы ценностей на основе взаимного уважения и коллегиального обсуждения проблем, возникающих в ходе реализации программ;

-принцип системности предполагает, что психологическое сопровождение носит непрерывный характер и выстраивается как системная деятельность, в основе которой лежит опора на современные достижения в области социальных наук, взаимосвязь и взаимообусловленность отдельных компонентов;

-принцип рациональности лежит в основе использования форм и методов психологического взаимодействия и обуславливает необходимость их отбора с учетом оптимальной сложности, информативности и пользы для ребенка;

-принцип добровольности участия в психологических процедурах. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.

Данные принципы согласуются с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе.

Комплексная работа социально-психологической службы включает в себя взаимосвязанные направления работы: -диагностическое,коррекционно-развивающее,консультационно-просветительскую, профилактическую.

Формы сопровождения: консультирование; диагностика; коррекционно-развивающая работа; профилактика; просвещение; экспертиза.


3.3 МОДУЛЬ «Детское самоуправление»

Система детского самоуправления – формирование детско-взрослой общности, основанной на партнерстве детей и взрослых по организации совместной деятельности. Важным моментом в организации самоуправления является его структура, которая строится с учетом уклада организации отдыха детей и их оздоровления, тематической и игровой модели смены. Единой, унифицированной структуры, строго определенного перечня поручений быть не может. Необходимо определить какие органы целесообразно создать, чтобы охватить организацию всех сторон жизни в отряде, лагере, как их называть (советы, штабы, клубы и так далее), какие поручения возложить на них.

На уровне детского лагеря: самоуправление в детском лагере может складываться из деятельности временных и постоянных органов. К временным органам самоуправления относятся: деятельность дежурного отряда, работа творческих и инициативных групп, работа советов дела. Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя: совет отряда, совет командиров отрядов, деятельность клубов, штабов.

Высшим органом самоуправления является сбор (совет) лагеря, в ходе которого решаются основные вопросы жизнедеятельности лагеря, планируется работа, проходят выборы органов самоуправления, оценивается их работа.

На уровне отряда: через деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям членов отряда (командиров, физоргов, культоргов и других), представляющих интересы отряда в общих делах детского лагеря, при взаимодействии с администрацией детского лагеря.

Участие в самоуправлении на различных уровнях (отрядном и общелагерном) помогает ребенку проявить и развивать свою социальную активность и быть социально успешным.

Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей призвана способствовать формированию у детей ориентации на активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях.

Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности детей строится на принципах:

-публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа детей);

-соответствия артефактов и процедур награждения укладу организации отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике организации отдыха детей и их оздоровления;

-прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях, неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур);

-регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых и другое);

-сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать индивидуальную и коллективную активность детей, преодолевать межличностные противоречия между детьми, получившими и не получившими награды);

-дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).

Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления представляет собой набор педагогических средств, приемов, методов, обеспечивающих стимулирование индивидуального развития ребенка и коллективного роста отряда. В детском лагере такая система, как правило, связана с тематикой или игровой легендой конкретной смены, либо является частью воспитательной системы организации отдыха детей и их оздоровления с устоявшимися традициями и ритуалами (уклада) конкретной организации.

В программе необходимо предусмотреть, как отмечать индивидуальные заслуги ребёнка и коллективные достижения отрядов.

Поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции детей происходит на:

-организационном уровне и предполагает привлечение ребенка к участию в делах отряда и всего лагеря, включение в органы самоуправления, где ребенку предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера;

-социальном уровне представляет собой: вручение наград, дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях; объявление благодарности ребенку (родителям) за личные достижения; публичные поощрения отрядных и индивидуальных достижений, в том числе создание портфолио; размещение фотографий на почетном стенде лагеря или в официальных социальных сетях лагеря; ступени роста статуса ребенка;

-эмоциональном уровне как создание ситуации успеха ребенка, которая формирует позитивную мотивацию и реализуется через методы: соревнования, ведения индивидуальных и отрядных рейтингов, эмоционально-образного и общественно-оценочного признания.

Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции детей и социальной успешности могут быть изменены, а их состав расширен.


3.4 МОДУЛЬ «Инклюзивное пространство»

Инклюзивное пространство – это система структурных компонентов воспитательной системы, определяющих специфику содержания инклюзии, в которой в доступном для каждого участника формате реализуются воспитательные, образовательные и межличностные отношения, обеспечиваются возможности личностного и социального развития, социализации, саморазвития и самоизменения. Описание данного модуля наполняется конкретными материалами с учётом наличия детей с особыми образовательными потребностями.

В воспитательной работе с категориями детей, имеющих особые образовательные потребности: детей с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), из социально уязвимых групп (например, воспитанники детских домов, из семей мигрантов, билингвы и другие), одарённых, с отклоняющимся поведением, - создаются особые условия (описываются эти условия).

Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными потребностями являются:

-налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в организации отдыха детей и их оздоровления;

-формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со стороны всех участников воспитательного процесса;

-построение воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

При организации воспитания детей с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:

-формирование личности ребёнка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;

-создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов, организацией совместных форм работы вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов;

-личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности детей с особыми образовательными потребностями.


3.5 МОДУЛЬ «Профориентация»

Профориентация – это определение человеком своего места в профессиональном мире. Задача совместной профориентационной деятельности педагогических работников и детей – подготовить ребенка к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно-значимые проблемные ситуации, формирующие готовность ребенка к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности.

Воспитательная деятельность по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб. Она осуществляется через:

-профориентационные игры: симуляции, сюжетно-ролевые и деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания детей о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной детям профессиональной деятельности;

-экскурсии на предприятия и встречи с гостями: экспертами в области профориентации, представителями разных профессий, дающие детям начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

-организация профориентационных смен, в работе которых принимают участие эксперты из различных сфер производства, бизнеса, науки, и где дети могут глубже познакомиться с теми или иными профессиями, получить представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии, развивать в себе соответствующие навыки, расширить знания о рынке труда;

-участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных в сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах.


3.6 МОДУЛЬ «Социальная активность в Движении Первых»

Данный модуль содержит в себе описание взаимодействия с Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи «Движение первых» (Движение Первых). С целью формирования у детей представления о назначении Движения Первых, о его месте и роли в достижении приоритетных национальных целей Российской Федерации и своем личном вкладе в социально значимую деятельность предусмотрены включение в Программу воспитательной работы следующих форматов:

-тематический День Первых – эффективно построенная система воспитательных событий, обеспечивающая, с одной стороны, просвещение и всестороннее развитие участников через их включение в различные виды полезной и интересной деятельности, с другой – формирование и расширение представлений о Движении Первых, стимулирование активного участия в деятельности Движения Первых;

-профильный отряд Движения Первых – постоянно действующий орган детского самоуправления из числа активных участников Движения Первых. Его деятельность строится на разработке и реализации детских инициатив, популяризирующих полезную деятельность и возможности в Движении Первых;

-классные встречи с успешными активистами Движения Первых – открытый диалог «путь к успеху», мотивационная встреча «равный-равному» способствует формированию активной жизненной позиции и уверенности в себе у участников смены на примере успеха ровесника;

-региональные смены для детей младшего школьного возраста – «Орлята России», для детей среднего школьного возраста – «Время Первых», для детей старшего школьного возраста – «Университетские смены». Не менее одной смены в каждом регионе. Отбор участников на региональные профильные смены осуществляется через сайт будьвдвижении.рф. Каждый формат реализуется по единой, утвержденной программе Движения Первых.

Воспитательный потенциал данного модуля реализуется в рамках следующих возможных мероприятий и форм воспитательной работы:

-волонтерские образовательные мастер-классы. Проведение занятий и встреч для знакомства детей с принципами, направлениями волонтерства и его историей;

-участие в акциях по благоустройству территории, посадке деревьев, уборке природных зон, что помогает детям внести вклад в сохранение окружающей среды и экологическое благополучие;

-социальные акции «Помощь ближнему». Проведение мероприятий по сбору вещей, игрушек, книг для детских домов и малообеспеченных семей, что способствует развитию у детей чувств сопричастности и социальной ответственности;

-организация мероприятий для младших отрядов. Старшие дети помогают в организации игр, представлений и праздников для младших, что развивает навыки заботы о других и лидерские качества;

-организация акций по защите животных, таких как сбор корма для приютов, изготовление кормушек для птиц, что развивает чувство ответственности и доброты;

-обучение первой помощи. Тренинги по оказанию первой помощи помогают детям научиться заботиться о других и быть полезными в экстренных ситуациях;

-участие в благоустройстве мемориалов и памятных мест, изучение исторического значения этих объектов, что укрепляет патриотизм и чувство уважения к культурному наследию;

-медиа-волонтерство. Ведение блога, создание фото- и видеоконтента о волонтерских инициативах лагеря, что позволяет детям развивать навыки коммуникации и медиа-творчества;

-тематические вечера и кинопоказы о добровольчестве и социальной активности. Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и её роли в жизни общества. Эти мероприятия способствуют формированию позитивного отношения к волонтерству и проявлению социальной активности у детей и подростков.

Вариативные содержательные модули

3.7. МОДУЛЬ «Экскурсии и походы»

Экскурсия в детском лагере – это коллективное посещение достопримечательностей, музеев, памятных мест с культурно-просветительскими или иными целями за пределами организации отдыха детей и их оздоровления. Поход в детском лагере – это групповое путешествие с различными целями (спортивный, учебный, рекреационный, исследовательский, краеведческий, волонтерский) по заранее определенному маршруту (линейный, кольцевой, радиальный, комбинированный) и по выбранному виду (пеший, водный, горный, лыжный), который организуется для участников смены.

Экскурсии и походы помогают ребятам расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей их социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных ситуациях. С этой целью для детей и подростков организуются туристские походы, экологические тропы, тематические экскурсии: профориентационные, экскурсии по памятным местам и местам боевой славы, в музей, картинную галерею, технопарк и др.

На экскурсиях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у детей самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков безопасного поведения в природной среде, самообслуживающего труда, обучения рациональному использованию своего времени, сил и имущества.

В зависимости от возраста детей выбирается тематика, форма, продолжительность, оценка результативности экскурсии и похода.

Для описания работы по данному модулю целесообразно указать партнерские организации, а также раскрыть механизм подготовки и проведения экскурсии или похода.


3.8 МОДУЛЬ «Кружки и секции»

Дополнительное образование детей в организации отдыха детей и их оздоровления является одним из основных видов деятельности и реализуется через:

-программы профильных (специализированных, тематических) смен;

-деятельность кружковых объединений, секций, клубов по интересам, студий, дополняющих программы смен в условиях детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала дополнительного образования в рамках шести направленностей: социально-гуманитарная; художественная; естественнонаучная; техническая; туристско-краеведческая; физкультурно-спортивная, предполагает:

-приобретение новых знаний, умений, навыков в привлекательной, отличной от учебной деятельности, форме;

-развитие и реализация познавательного интереса, мотивации личностного развития ребенка в области познания, творчества, информационных технологий, искусства, спорта и т.д.;

-расширение спектра возможностей для удовлетворения разнообразных интересов и потребностей детей и их семей в сфере отдыха и оздоровления детей, создавая непрерывность дополнительного образования;

-организацию занятий в детских объединениях как сверстников, так и разновозрастных детей и подростков, которые создают «условия социальной ситуации развития»;

-вовлечение детей в интересную и полезную деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

-формирование и развитие творческих способностей детей и подростков.

Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующих самореализации и культурной адаптации.


3.9 МОДУЛЬ «Цифровая и медиа-среда»

Цифровая и медиа-среда воспитания – это совокупность условий для реализации воспитательной работы с применением дистанционных технологий, электронных информационных ресурсов, цифрового контента и технологических средств.

Цифровая среда воспитания предполагает ряд следующих мероприятий:

-телемосты, онлайн-встречи, видеоконференции и т.п.;

-занятия направленные на формирование культуры информационной безопасности, информационной грамотности, противодействие распространению идеологии терроризма, профилактики травли в сети;

-онлайн-мероприятия в официальных группах организации в социальных сетях;

-освещение деятельности детского лагеря в официальных группах в социальных сетях и на официальном сайте организации.

Совокупность сайта, официальных групп в социальных сетях создают единое медиапространство организации отдыха детей и их оздоровления, в котором значительная часть контента может быть подготовлена непосредственно детьми под руководством взрослых.

Цель медиапространства организации по созданию и распространению текстовой, фото, аудио и видео информации – развитие коммуникативной культуры формирования навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации детей.

Воспитательный потенциал медиапространства реализуется в рамках следующих видов и форм воспитательной работы:

-детский редакционный совет и консультирующих их взрослых, целью которого является освещение (через детскую газету (стенгазету), детское радио или телевидение, телеграмм-канал) наиболее интересных моментов жизни своего отряда или детского лагеря;

-детский медиацентр – созданная из заинтересованных добровольцев группа детей при поддержке взрослых, информационно-технической поддержки мероприятий, осуществляющая видеосъемку и мультимедийное сопровождение деятельности организации;

-детская интернет-группа, принимающая участие в поддержке интернет-сайта организации и соответствующей группы в социальных сетях с целью освещения деятельности детского лагеря в информационном пространстве, привлечения внимания общественности, информационного продвижения ценностей детского лагеря и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, педагогическими работниками и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для жизнедеятельности организации вопросы;

-детская медиа-студия, в рамках которой создаются фотографии, ролики, клипы, осуществляется монтаж познавательных, документальных, анимационных, художественных фильмов, с акцентом на этическое, эстетическое, экологическое, патриотическое просвещение аудитории;

-участие детей в региональных или всероссийских конкурсах с детскими творческими медиа продуктами.

Целесообразно показать схему взаимодействия всех форм деятельности и осветить примеры результативности (количественные и качественные, количество постов, участие и результаты конкурсов и фестивалей).

Механизмом реализации информационного обеспечения является информирование возможных участников воспитательного процесса об организации отдыха и оздоровления детей через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» и средства массовой информации.

Все участники воспитательного процесса должны иметь возможность получать необходимую информацию об организации отдыха детей и их оздоровления.

В данном разделе указываются материалы по формированию информационного поля, интенсификации механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и гражданами, а также повышению эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах повышения качества услуг по организации отдыха и оздоровления детей, в том числе ссылки на официальный сайт организации отдыха детей и их оздоровления и страниц в социальных сетях.

Сайт должен соответствовать актуальным требованиям по вопросам размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о деятельности организации отдыха детей и их оздоровления, в том числе об условиях, созданных для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Страница в социальной сети должна пройти верификацию в установленном порядке.



3.10 МОДУЛЬ «Проектная деятельность»

Проектная деятельность – это процесс достижения нового результата в рамках установленного времени с учетом определенных ресурсов и его фиксация в какой-либо внешне выраженной форме. Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления чаще всего реализуется в формах: конкурс детских проектов; проектный образовательный интенсив; профильная смена.

Целью вовлечения детей в проектную деятельность в условиях организации отдыха детей и их оздоровления является - формирование активной гражданской позиции у детей и подростков в развивающемся пространстве современной науки и технологий.

Задачи:

-формирование у детей интереса к решению социальных (и иных) проблем через проектную деятельность;

-развитие у участников смены 4К компетенций: креативность, коммуникация, умение работать в команде, критическое мышление;

-самоактуализация личностного потенциала участника программы.

В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно добывают необходимую информацию, генерируют идеи, выдвигают гипотезы, анализируют, обобщают проработанные материалы, учатся обосновывать и доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая тем самым свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.

Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в коллективном взаимодействии, обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и продуктивного взаимодействия.


3.11 Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности:

На групповом уровне:

-родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары,
круглые столы с приглашением специалистов;

-родительские дни (дни посещения родителей), во время которых родители могут посещать детский лагерь для получения представления о деятельности детского лагеря;

-творческий отчетный концерт для родителей;

-родительские форумы при интернет-сайте детского лагеря, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогов.

На индивидуальном уровне:

-работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций;

-индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей.

2.12 Модуль «Социальное партнерство»

Взаимодействие с другими образовательными организациями, организациями культуры и спорта, общественными объединениями, традиционными религиозными организациями народов России (православие, ислам, буддизм, иудаизм), разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания, ценности и традиции уклада детского лагеря.

Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

-участие представителей организаций-партнеров, в том числе в соответствии с договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (выставки, встречи, тематические дни, дни открытых
дверей, государственные, региональные,тематические праздники, торжественные мероприятия и т.п.);

-проведение на базе организаций-партнеров экскурсий, встреч, акций воспитательной направленности при соблюдении требований законодательства Российской Федерации;

-социальные проекты, совместно разрабатываемые и реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и т.д.направленности, ориентированные на воспитание детей, преобразование окружающего
социума, позитивное воздействие на социальное окружение.


Раздел IIII. ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

4.1 Особенности организации воспитательной деятельности

Программа воспитания реализуется посредством формирования социокультурного воспитательного пространства при соблюдении условий создания уклада, отражающего готовность всех участников образовательных отношений руководствоваться едиными принципами и регулярно

воспроизводить наиболее ценные воспитательно значимые виды совместной деятельности.

Детский лагерь – особое образовательное учреждение, в котором создаются условия для обеспечения воспитывающей, эмоционально-привлекательной деятельности детей, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности. Кратковременный характер пребывания, новое социальное окружение, разрыв прежних связей, позитивная окраска совместной деятельности со сверстниками, постоянное (круглосуточное) сопровождение взрослых и др. позволяют создать оптимальные условия для осуществления воспитательной деятельности и актуализации самовоспитания.

Воспитательный потенциал детского лагеря обладает рядом преимуществ по сравнению с другими образовательными организациями:

- добровольность в выборе деятельности и формы ее реализации в детском демократическом сообществе, активность и самостоятельность ребенка в выборе содержания и результативности деятельности;

  • творческий характер деятельности;

  • многопрофильность;

- отсутствие обязательной оценки результативности деятельности
ребенка, официального статуса;

- опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества с
детьми и взрослыми; опыт жизнедеятельности и общения в коллективах
высокого уровня развития, где наиболее успешно проходит самоактуализация личности.

Воспитательный потенциал детского лагеря позволяет осуществлять воспитание через изменение, конструирование особой среды проживания в условиях временного детского объединения – социальной микросреды, в которой протекает жизнедеятельность детей в условиях детского лагеря.

Основные характеристики уклада детского лагеря

- основные вехи истории детского лагеря, включенность в историко- культурный контекст территории, «миссия» детского лагеря в самосознании ее педагогического коллектива;

- местоположение и социокультурное окружение(местное, региональное), историко-культурная, этническая, конфессиональная специфика населения местности, региона;

- организационно-правовая форма, направленность детского лагеря, образовательных программ (смен), режим деятельности (сезонного или круглогодичного действия, круглосуточное или дневное пребывание);

  • наличие социальных партнеров;

  • особенности детского лагеря, определяющие «уникальность» лагеря;

-наличие существенных проблемных зон, дефицитов, препятствий в воспитательной деятельности и решения этих проблем;

  • кадровое обеспечение воспитательной деятельности.

4.2. Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания

Основным методом анализа воспитательного процесса в детском лагере является самоанализ воспитательной работы, который проводится каждую смену с целью выявления основных проблем и последующего их решения, совершенствования воспитательной работы в детском лагере.

Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в детском лагере, являются:

- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания,
ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми и взрослыми;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательнойдеятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого
планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов,
форм и содержания их совместной с детьми деятельности.

Основные направления анализа воспитательного процесса

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития детей.

Критерием, на основе которого должен осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития детей в отряде за смену, но в условиях краткосрочности лагерной смены сложно сделать глубокие выводы и замерить динамику. Поэтому результаты воспитания представлены в виде целевых ориентиров:

-усвоение знаний, норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

- формирование и развитие позитивных личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

- приобретение социально значимых знаний, формирование отношения к традиционным базовым российским ценностям.

Важную роль играет аналитическая работа с детьми, которая помогает им оценить и понять приобретенный в лагере опыт, зафиксировать изменения, наметить дальнейшие планы по саморазвитию. Это можно делать с помощью разных методик. Главный инструмент – педагогическое наблюдение. Очень важно фиксировать личностные изменения, в том числе в педагогическом дневнике.

2. Состояние организуемой в детском лагере совместной деятельности детей и взрослых.

Показателем эффективности воспитательной работы является наличие в детском лагере интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с качеством

Методы анализа, которые могут использоваться детским лагерем при проведении самоанализа организуемой воспитательной работы:

- социологические: опрос участников образовательных отношений, экспертный анализ, фокус-группа, анализ документов и контекстный анализ;

- педагогические: тестирование, собеседование, педагогическое наблюдение, игровые методы, аналитическая работа с детьми, метод самооценки.

Итогом самоанализа организуемой в детском лагере воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.










Календарный план воспитательной работы школьного оздоровительного лагеря «Радуга» МБОУ «СОШ а. Псаучье-Дахе имени Героя России О.М.Карданова»(2025г)

Период смены:02.06-02.07

Календарный план воспитательной работы детского лагеря составлен с целью конкретизации форм, видов воспитательной деятельности и организации единого пространства воспитательной работы детского лагеря.

План разделен на модули, которые отражают направления воспитательной работы детского лагеря в соответствии с Программой воспитания и определяет уровни проведения мероприятий.


2025 год в России Годом защитника Отечества и 80-летию Победы в Великой Отечественной войне (Указ Президента Российской Федерации №28 от 16.01.2025 г )


п/п

Наименование мероприятия

Сроки

Уровень проведения




Всероссийский/

региональный

Детский лагерь

Отряды

Модуль «Спортивно-оздоровительная работа»

1.

Игры на свежем воздухе

ежедневно


+

+

2

Утренняя зарядка

ежедневно


+

+

3

Цикл профилактически бесед «Здоровый образ жизни»

ежедневно


+

+

4

Мини-футбол

В течение смены


+

+

5

Встреча с врачом «Вредным привычкам –нет!»

09.06.25г


+

+

6

Презентация «Знаменитые спортсмены КЧР»

23.06.25г


+

+

7

Товарищеские матчы по волейболу и пионерболу

В течение смены


+

+

8

Командная игра «Физкульт-УРА!»

19.06.25г


+

+

Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение»

1

Тематический день «Детство – Я и ТЫ!»

02.06.25г


+

+

2

Развивающее занятие «Что такое хорошо и что такое плохо»

03.06.25г


+

+

3

Почта доверия «Рука в руке»

05.06.25г


+


4

Консультации, индивидуальные беседы

В течение смены


+

+

5

«Расскажи историю»

коррекционно-развивающая игра

16.06.25г


+


6

Релаксационное занятие «Звуки природы»

01.07.25г

+

+

+

7

Рисунок «Я и лагерь»

02.06.25г


+

+


Модуль «Детское самоуправление»

1

Планирование и проведение отрядной деятельности

В течение смены



+

+

2

Формирование самоуправления в отрядах. Выборы органов самоуправления

В начале смены



+

+

Модуль «Инклюзивное пространство»

1

Толерантность как принцип взаимодействия между людьми

21.06.25г


+

+

2

Формирование инклюзивной культуры «Включи меня»

17.06.25г


+


3

«Протянем руку добра»

28.06.25г



+

4

«Мир, доступный каждому»-конкурс плакатов

25.06.25г



+

5

«Кино без барьеров»-просмотр фильмов

В течение смены


+

+

Модуль «Профориентаия»

1

«Я и мои возможности.»

-академия творчества

В течение смены



+

+


2

«Сотвори своё будущее» профориентационный квест

В течение смены



+

3

«Калейдоскоп профессий»-мультсериал

В течение смены


+

+

4

Библиотекарь. Экскурсия в библиотеку

16.06.25г



+

Модуль «Социальная активность в Движении Первых»

1

Открытый диалог «Путь к успеху» встреча с активистами Движения Первых

В течение смены



+

+

2

Церемония поднятия флага

ежедневно

+

+

+

3

Просмотр фильмов и обсуждения, посвященные волонтерской деятельности и её роли в жизни общества.

В течение смены


+

+

4

Беседы «Разговоры о важном»

В течение смены


+

+

+

5

Просветительский проект «Без срока давности»

В течение смены

+

+

+

6

Содружество Орлят России

В течение смены

+

+

+

7

Цивилизованное наследие России. Движение Первых

30.06.25г


+


8

Интеллектуальная программа «Дети, движение, дружба, дело»

17.06.25г


+

+

9

Участие в акции «Помощь ближнему»

В течение года

+

+

+

10

День памяти и скорби

21.06.25г

+

+

+

11

Праздник «Русь, Россия, Родина моя…»

11.06.25г

+

+

+

Модуль «Экскурсии и походы»

1

Онлайн-экскурсии по родному краю

18.06.25г


+

+

2

Онлайн-экскурсия в дендропарк «Кладовая природы»

25.06.25г



+

3

Онлайн-экскурсия «Музеи мира»

23.06.25г



+

Модуль «Кружки и секции»

1

Посещение кружков и секций.

Работа театрального кружка.

Хоровой кружок

В течении смены


+

+

2

Деятельность творческих объединений : «Фантазёры», «Ловкие, быстрые, смелые»

В течение года


+

+

Модуль «Цифровая и медиа-среда»

1

Создание детского медиацентра

В начале смены


+

+

2

Работа детской медиа-студии

В течение смены


+

+

3

Участие в региональных и всероссийских конкурсах с детскими медиа продуктами

В течение смены

+



Модуль «Проектная деятельность»

1

«Ты тоже родился в России»-проектная работа

10.06.25г


+

+

2

«Поклонимся великим тем годам»-проектная работа

23.06.25г


+

+

3

Краткосрочный проект по сказкам А.С.Пушкина «Там чудеса, там леший бродит»

05.06.25г


+


Модуль «Работа с родителями»

1

Родительское собрание «Организация деятельности в лагере

20.05.25г




2

Индивидуальные консультации

В течение смены


+


Модуль «Социальное партнерство»

1

Участие представителей организаций-партнеров в проведении отдельных мероприятий

10.06.25г


+

+

2

Проведение мероприятий совместно с библиотекарем

28.06.25г


+

+