Программа воспитательной работы
Ступень обучения (класс) начальное общее , 1 - 4 класс
Срок реализации - 4 года; на период с 2017 по 2021 год
Паспорт программы
Наименование программы | Программа воспитательной деятельности в начальной школе |
Основание для разработки программы | Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания учащихся школы |
Заказчик | |
Разработчик программы | учитель начальных классов |
Цели программы | Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности. |
Задачи программы | Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей; для поддержания стабильного здоровья обучающихся. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков. Развивать умение общаться и сотрудничать. Развивать эмоциональную и волевую сферы. |
Сроки реализации | 2017 – 2021 гг. |
Основные направления воспитательной системы | Интеллектуальное воспитание, гражданско-патриотическое, нравственное и духовное воспитание, воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности, воспитание семейных ценностей, экологическое воспитание, здоровьесберегающее воспитание, социокультурное и медиакультурное воспитание, культуроведческое и эстетическое воспитание, правовое воспитание и культура безопасности, формирование коммуникативной культуры. |
Участники реализации | Учащиеся 1 - 4 классов |
Контингент | Младшие школьники 6-10 лет |
Дополнительные сведения | Система воспитательной работы апробируется и реализуется на учащихся начальной школы. |
Ожидаемые результаты | Творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. |
Организация контроля за ходом исполнения | Ежегодный анализ воспитательной системы работы Ежегодный срез уровня развития воспитанности учащихся класса. |
Постановка проблемы и актуальность программы
Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство. Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Младший школьный возраст – это период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в этот период ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива; начинает интересоваться общественными явлениями и разбираться в мотивах поведения и нравственных оценках людей. Он начинает задумываться над своим «я», испытывает всплеск творческой активности.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.
1 класс - Выявление потенциальных возможностей школьников.
2 класс - Формирование нравственных понятий и привычек.
3 класс - Накопление опыта нравственного поведения.
4 класс - Самоанализ поведения, интересов, склонностей, профориентация.
Цель данной программы - создание благоприятных социально - психологических условий для разностороннего развития личности.
Задачи:
- Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления;
- Воспитание сознательной дисциплины, нравственных качеств учащихся через вовлечение в общую работу;
- Формирование у воспитанников общественной активности, самостоятельности, инициативы и творчества через активное участие в общественной жизни и труде на общую пользу;
- Выявление индивидуально - психологических и творческих способностей;
- Приобщение к здоровому образу жизни;
- Развитие эстетического вкуса, повышение культуры общения, культуры поведения.
- Приобщение воспитанников к региональной, национальной и мировой культуре.
- Воспитание потребности в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.
1 класс успешная адаптация к школьной жизни; эмоциональная устойчивость обучающихся; создание предпосылок для формирования классного коллектива; активное участие родителей в жизни класса, школы. | 2 класс устойчивые положительные результаты обучения; активное участие детей в жизни класса, школы; негативное отношение к вредным привычкам; создание органов классного самоуправления. |
3 класс проявление интеллектуальных способностей; знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города; умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия; ощущение ответственности за совершаемые поступки. | 4 класс овладение методами самовоспитания, самоконтроля; проявление самостоятельной творческой активности; умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности; обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы; мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность. |
Формы и методы работы
Классные часы
Беседы
Игровые тренинги
Праздники
КТД
Игровые и конкурсные программы
Викторины, познавательные игры
Поощрение
Убеждение (самоубеждение)
Внушение (самовнушение)
Метод самореализации
Требование
Метод воспитывающих ситуаций
Метод соревнования
Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.
Программа предусматривает широкий выбор видов и форм деятельности младших школьников, конкретизируя результаты каждого года воспитания.
Пользуясь данной программой, классные руководители найдут немало возможностей для того, чтобы вести целенаправленную и активную работу со всеми учащимися класса. Они помогут учащимся раскрыть свои способности, задатки, свою индивидуальность.
Система отслеживания результатов включает в себя разнообразные приемы и методики:
педагогический мониторинг, использование методов специальной диагностики;
тестирование;
микроисследования.
Программа реализации концепции воспитательной деятельности.
Направление | Цель | Пути реализации | Предполагаемый результат |
Интеллектуальное воспитание | 1. Развивать познавательную активность и учебные навыки учащихся 2. Формировать положительное отношение к учебе, знаниям, науке, 3. Развивать индивидуальные, особенности учащихся | -внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; -интеллектуальные марафоны; -конкурсы научно-исследовательских работ; -предметные олимпиады. - индивидуальные занятия с детьми - экскурсии, | Развитие способностей личности ученика; самостоятельное мышление; |
Гражданско-патриотическое | 1.Прививать чувства справедливости, любви к семье, школе, городу, краю, Родине. 2. Развивать гражданско-патриотические и нравственные качества учащихся; скромность, личную порядочность. 3. Воспитывать и развивать первоначальные представления о правилах поведения в школе, дома, на улице, в населенном пункте, на природе 4.Формировать. отрицательное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. 5. Создавать атмосферу дружбы, взаимопонимания и сотрудничества. | - День защитников Отечества, - мероприятия, посвященные Дню Победы, Дню России, дню Конституции и др., - тематические конкурсы детского рисунка -Неделя пожилого человека, -тематические классные часы по нравственной тематике; -читательские конференции; - цикл бесед «Уроки нравственности»; -праздники, конкурсы; -экскурсии, поездки; | -Формирование гражданско-нравственной позиции. -Развитое чувство собственного достоинства, самодисциплина. -Осознание учащимися судьбы Отечества, его прошлому, настоящему и будущему. -Настоящий гражданин любит и бережет природу, |
Нравственное и духовное воспитание | 1. Воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; – формирование традиционного миропонимания и мировоззрения, познание окружающего мира во всем его многообразии, сложности, противоречивости и неоднозначности; – осознание ценности человеческой жизни и уникальности каждого человека, воспитание бережного отношения к собственной жизни. | - уроки, - конкурсы детских творческих работ, - праздники народного календаря, - участие в смотрах и конкурсах. | -Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, -нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; -уважительное отношение к традиционным религиям; -неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность |
Воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности | 1.Первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; 2.Уважение к труду и творчеству старших и сверстников; 3.Элементарные представления об основных профессиях; 4.Ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; 5.Первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; 6.Умение соблюдать порядок на рабочем месте; 7.Бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам. | - экскурсии, - узнают о профессиях своих родителей, бабушек и дедушек, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных» - получают первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (в ходе сюжетно-ролевых экономических игр, посредством создания игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведения внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы и т.д.) - приобретают начальный опыт участия в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования (занятие народными промыслами, природоохранительная деятельность, трудовые акции, как в учебное, так и в каникулярное время); -приобретают умения и навыки самообслуживания в школе и дома. | -ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; -ценностное и творческое отношение к учебному труду; -элементарные представления о различных профессиях; -первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми; -осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; -первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; -потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности; -мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. |
Воспитание семейных ценностей | формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений. | -программы и проекты, направленные на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (например, в рамках деятельности школьных клубов «мам и пап», «бабушек и дедушек», в рамках проведения дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.); | сформированные у обучающихся ценностные представления о семье, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни; - сформированные знания в сфере этики и психологии семейных отношений. |
Экологическое воспитание | 1.Развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; 2.Ценностное отношение к природе и всем формам жизни; 3.Элементарный опыт природоохранительной деятельности; 4.Бережное отношение к растениям и животным. | -тематические классные часы по экологической тематике; -читательские конференции; - цикл бесед «Уроки экологии»; -праздники, конкурсы; -экскурсии, поездки; | Правильное использование учащимися экологических знаний в процессе деятельности. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. |
Здоровьесберегающее воспитание | 1.Ценностное отношение к своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; 2.Понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; 3.Знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающе-го режима дня; 4.Интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях; 5.Первоначальные представления об оздоровительном влиянии природы на человека; 6.Первоначальные представления о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека; 7.Отрицательное отношение к невыполнению правил личной гигиены и санитарии, уклонению от занятий физкультурой. | -приобретение познаний о здоровье, здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма, об основных условиях и способах укрепления здоровья (в ходе уроков физической культуры, бесед, просмотра учебных фильмов, в системе внеклассных мероприятий, включая встречи с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью); -участие в беседах о значении занятий физическими упражнениями, активного образа жизни, спорта, прогулок на природе для укрепления своего здоровья; -получение навыков следить за чистотой и опрятностью своей одежды, за чистотой своего тела, рационально пользоваться оздоровляющим влиянием природных факторов (солнца, чистого воздуха, чистой воды), экологически грамотного питания (здоровьесберегающими формами досуговой деятельности в процессе бесед, просмотра учебных фильмов, игровых программ); -получение знаний о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека (в рамках бесед с педагогами, родителями). | -ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; -элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; -первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; -первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; -знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. |
Социокультурное и медиакультурное воспитание | - формирование у обучающихся общеобразовательных учреждений представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», - формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; - формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; - формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; - формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. | Выставка рисунков «Мой край родной, как ты многообразен» Экологическое мероприятие Устный журнал, рубрика в школьной газете «Вежливость и доброта» Диспут Урок добра Турпоход | - развитые индивидуальные творческие способности; - развитое представление о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта |
Культуроведческое и эстетическое воспитание | -формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры; -формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта; -формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей; -формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры; - формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей; -формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя. | уроки - конкурсы детских творческих работ, - праздники народного календаря, - участие в смотрах и конкурсах. | Формирование эстетические качеств, способствующих успешной адаптации в жизни |
Правовое воспитание и культура безопасности | -формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры; - развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур. | -организация участия обучающихся в социальных проектах - Организация участия обучающихся в мероприятиях гражданско-правовой направленности (акциях, конкурсах, фестивалях) - Проведение тематических классных часов по охране жизни и здоровья учащихся | -развитые навыки безопасности в школе, в быту, на отдыхе; - сформированная у обучающихся правовая культура, культура уважения к правам человека и свободе личности, сформированная электоральная культура; |
Формирование коммуникативной культуры. | -формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию; - формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку; - формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения; - формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире | -Участие в краевых и районных олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. | - сформированное у обучающихся ответственное отношение к слову как к поступку; - сформированное у обучающихся ценностного представления о родном языке, его особенностях и месте в мире |
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:
психолого - педагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
участие в управлении учебно-воспитательным процессом.
Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого - педагогическое просвещение родителей | родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации |
тренинги |
конференции |
родительские собрания |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса |
родительское общественное патрулирование |
шефская помощь |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Модель выпускника начальной школы.
Личностные качества:
У выпускника будут сформированы:
· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
· широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
· ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
· способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
· основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
· ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
· знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,
· развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
· эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
· установка на здоровый образ жизни;
· основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегаюшего поведения;
· чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Регулятивные качества:
Выпускник научится:
· принимать и сохранять учебную задачу;
· учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
· учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
· различать способ и результат действия;
· вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные качества:
Выпускник научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
· осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
· сообщения в устной и письменной форме;
· ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
· осуществлять синтез как составление целого из частей;
· проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;
· устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
· строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
· осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные качества:
Выпускник научится:
· адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
· учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
· формулировать собственное мнение и позицию;
· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
· задавать вопросы.
План воспитательной работы на 2017-2018 учебный год.
Цели и задачи воспитательной работы на 2017-2018 учебный год.
- Создание оптимальных условий для развития каждого школьника на основе его индивидуальных психологических особенностей и здоровья
-Воспитание человека гуманного, сочетающего в себе любовь к людям, ко всему живому; милосердие, способность к сопереживанию.
-Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
-Воспитание ответственного отношения к учебной деятельности
-Подготовка к здоровому образу жизни, счастливой
семейной жизни.
Интеллектуальное воспитание
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Беседа «Поведение в общественных местах». | сентябрь | | |
Интерактивное занятие «Рябинкины именины» в Ясной Поляне | сентябрь | | |
Практическое занятие «Учебная книга – наш друг» | октябрь | | |
«Путешествие в библиотечную страну» | октябрь | | |
"Осеннины" - конкурсно - игровая программа | октябрь | | |
Викторина – игра «Мои любимые уроки | ноябрь | | |
Игра «Что означает моё имя?» | декабрь | | |
Мероприятия, посвященные 195-летию со дня рождения русского поэта Николая Алексеевича Некрасова | декабрь | | |
Игра-исследование «Во саду ли, в огороде» | февраль | | |
Неделя математики в рамках Дня российской науки | февраль | | |
Час загадок и отгадок | март | | |
Конкурс на самого активного читателя | март | | |
Предметно-тематический праздник «5+5» | Апрель | | |
Праздник «Букварь, прощай!» | апрель | | |
Принять участие в неделе детской книги | апрель | | |
День любимой книги | апрель | | |
Предметная неделя окружающего мира | апрель | | |
Час общения "У истоков славянской письменности" | май | | |
Гражданско-патриотическое
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Всероссийский открытый урок "Урок безопасности" | сентябрь | | |
Единый классный час по теме: "Тула: через прошлое в будущее" | сентябрь | | |
Линейка "Памяти жертв Бесланской трагедии". | сентябрь | | |
Беседа "П.П. Белоусов - основатель Тульского парка" | сентябрь | | |
Единый классный час, посвященный празднованию Дня оружейника | сентябрь | | |
Принять участие в акции добрых дел "Нам жизнь дана на добрые дела", изготовление открыток ко Дню пожилого человека | октябрь | | |
Информационный классный час «Россия, родина, единство» | ноябрь | | |
Час интересных сообщений "Мы разные, но мы вместе" | ноябрь | | |
Единый классный час "Память, которой не будет конца" | ноябрь | | |
Экскурсии в Музеи Боевой Славы строения 1 и 2 | ноябрь | | |
Тематический классный час «Героями не рождаются. Героями становятся»; Линейка «Слава тебе, победитель – солдат!». | декабрь | | |
Беседа по теме «Герои России» | январь | . | |
Беседа «О солдатах и генералах» | февраль | | |
Урок мужества «23 февраля -День Защитника Отечества». | февраль | | |
Мультимедийный классный час «2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве» (1945) | февраль | | |
Принять участие в смотре строя и песни | февраль | | |
Путешествие по календарю «Праздники для всей страны» | апрель | . | |
Бесед ко дню космонавтики: «Первый полет» | апрель | | |
Единый классный час "Нам дороги эти забывать нельзя" | май | . | |
Конкурс рисунков "Дети рисуют Победу" | май | | |
Принять участие в тематической линейке ко Дню Победы "Чтим, храним и помним свято ..." | май | | |
Нравственное и духовное воспитание
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
День Знаний: "И снова звонок нас зовет на урок!" - торжественная линейка, посвященная Дню Знаний | сентябрь | | |
Классный час «Внешний вид человека» | октябрь | | |
Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» | октябрь | | |
Принять участие в праздничном концерте «Спасибо тебе, учитель!» | октябрь | | |
Концертный зал филармонии. Музыкальный спектакль «Дом вверх тормашками» | октябрь | | |
Учебная игра «Что такое правила хорошего тона | ноябрь | | |
Беседа «Дорогие мои старики» (ко Дню пожилого человека) | ноябрь | | |
Час общения: "Что такое хорошо..." | ноябрь | | |
Концертный зал филармонии. Музыкальный спектакль «По-щучьему велению» | ноябрь | | |
КТД «Кино – волшебная страна» в рамках Года кино и Международного Дня кино. | декабрь | | |
Сказки про зиму. Выставка книг и рисунков. | декабрь | | |
Беседа «Волшебные слова» | январь | | |
Час общения. Зимние праздники. | январь | | |
«Рыцарский турнир» спортивно-игровой праздник к 23 февраля | февраль | | |
Единый день антикоррупционных мероприятий под девизом: "Мы за честную жизнь!" | февраль | | |
Праздник зимних забав «Масленица» | февраль | | |
Конкурс рисунков «Весенние зарисовки» | март | | |
Принять участие в праздничном концерте ко Дню 8 марта | март | | |
Концертный зал филармонии. Музыкальный спектакль «Праздник непослушания» | март | | |
Беседа «О поступках плохих и хороших» | апрель | | |
Концертный зал филармонии. Музыкальный спектакль «Чудесные превращения щелкунчика» | апрель | | |
Принять участие в празднике Последнего звонка | май | | |
Воспитание положительного отношения к труду и творческой деятельности
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Учить детей следить за порядком в классе, его чистотой | В теч.года | | |
Ознакомить с правилами ухода за комнатными растениями, учить соблюдать их. | В теч.года | | |
Воспитывать уважение к труду тех. персонала, работников столовой, членов семьи. | В теч.года | | |
Принимать участие в дежурстве по классу. | В теч.года | | |
Учить соблюдать правила работы на уроках технологии. | В теч.года | | |
Оказать посильную помощь в уборке осеннего урожая родителям, бабушкам и дедушкам. | сентябрь | | |
Организовывать генеральные уборки класса | В теч.года | | |
Принять участие в выставке рисунков и поделок «Золотая осень» | октябрь | . | |
Принять участие в рейде школы «Самый лучший уголок класса» | октябрь | | |
Принять участие в выставке рисунков и поделок «Осенние причуды» | октябрь | | |
Беседа на тему «Мои обязанности в семье» | ноябрь | . | |
Конкурс поделок и открыток " Все для тебя, моя милая мама" | ноябрь | | |
Выставка «По делам награда». | декабрь | | |
Изготовление елочных игрушек, рисование новогодних плакатов. | декабрь | | |
Работа в мастерской Деда Мороза. | декабрь | | |
Конкурс "Новогодний теремок" на лучшее украшение классной комнаты | декабрь | | |
Изготовление открыток для пап и дедушек празднику 23 февраля. | февраль | | |
Конкурс поделок ко дню 8 марта «Подарок маме своими руками» | март | | |
Час общения: "Мы труд воспеваем и славим работу" | март | | |
Операция «Книжная мастерская». | апрель | | |
Конкурс рисунков «Ракета, на старт!» | апрель | | |
Акция «Школа - наш дом, и мы хозяева в нем» | май | | |
Конкурс рисунков «Нам этот мир завещано беречь» | май | | |
Конкурс детского рисунка «Салют, победа!». | май | | |
Воспитание семейных ценностей
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Классный час «Мой дом – наведу порядок в нем» | октябрь | | |
Классный час «Лучше мамы нет на свете» | ноябрь | | |
Классный час «Моя семья» | ноябрь | | |
Беседа «Моя семья и общество» | декабрь | | |
Беседа «Новый год в моей семье» | декабрь | | |
«Мои родные» выставка рисунков | январь | | |
Тематический классный час: «История моей семьи» | январь | | |
Час общения «Замечательный отец» | февраль | | |
Викторина «О наших бабушках, мамах, сестрах» | март | | |
Выставка «Семья вместе – душа на месте» (пословицы и поговорки в рисунках) | март | | |
Игры разных народов «Я, ты, он, она- вместе-целая страна!» | апрель | | |
Международный день семьи.(15 мая) Конкурс фотографий "Наша дружная семья". | май | | |
Час общения "Семья - это то, что с тобою всегда!" | май | | |
Экологическое воспитание
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Экскурсия «Вот и осень пришла» | сентябрь | | |
Озеленение и оформление классов | сентябрь | | |
Прогулка с пользой «В природе должно быть чисто и красиво» | сентябрь | | |
Выставка рисунков, посвященная Всемирному дню животных - 4 октября | октябрь | | |
Классный час «Природа и человек» | октябрь | | |
Экологический час "Все, все на свете, на свете нужны! И мошки не меньше нужны, чем слоны!"; | октябрь | | |
Экскурсия в школьный зооуголок | октябрь | | |
Интерактивное занятие в Ясной Поляне, посвященное году экологии. | октябрь | | |
Беседа «Как спасти природу?» | ноябрь | | |
Классный час «Наши друзья животные» | ноябрь | | |
Акция «Птичья столовая» | декабрь | | |
Виртуальные экскурсии по заповедникам мира | январь | | |
КТД "Битва хоров", посвященное старту Года экологии. | январь | | |
Принять участие в конкурсе плакатов и рисунков «Транспорт будущего» | февраль | | |
Час общения "Ее величество вода" | март | | |
Час общения «Сохраним мир вокруг нас» | апрель | | |
Конкурс рисунков и экологических плакатов | апрель | | |
Праздник «Всемирный день птиц» | апрель | | |
Внеклассное занятие «На лесной поляне» | май | | |
Классный час «Экологические проблемы. Пути их решения» | май | | |
Здоровьесберегающее воспитание
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Тематическая беседа "Здоровье и вредные привычки" | сентябрь | | |
Регулярно проводить на уроках физкультминутки | В теч.года | | |
Систематически следить за осанкой детей за партой, за столом в столовой. | В теч.года | | |
Учить дежурных готовить класс к уроку: влажная обработка доски, проветривание. | В теч.года | | |
Приучать детей использовать в школе сменную обувь | В теч.года | | |
Принять участие в уроке Здоровья «Твой распорядок дня» | октябрь | | |
Информационный час с мед. работником «Для чего нужна гигиена?» | ноябрь | | |
Час общения: "О полезных и вредных привычках" | ноябрь | | |
Час общения: "Вредные привычки и развивающийся организм" | ноябрь | | |
Игра –путешествие «Наше питание» | декабрь | | |
Час общения: "Азбука Мойдодыра" | декабрь | | |
Спортивный праздник для детей и родителей «Зимние забавы» | декабрь | | |
Беседа «Посеешь привычку – пожнешь характер» | февраль | | |
Беседа «Мы-пассажиры!» | март | | |
Беседа "Здоровый человек - здоровая нация", посвященная Всемирному Дню борьбы с туберкулезом (24 марта). | март | | |
Единый классный час: "Заповеди здорового человека" | апрель | | |
Соревнования "Веселые старты | апрель | | |
Игра «Наши верные друзья. Светофор и его сигналы» | май | | |
Спортивный час «Старые добрые игры» | май | | |
Социокультурное и медиакультурное воспитание
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Принять участие в общешкольной линейке «Правила поведения учащихся в школе» | сентябрь | | |
День солидарности в борьбе с терроризмом. Классный час по теме: «Терроризм – чем он опасен?» | сентябрь | | |
12 сентября – день памяти жертв фашизма. Тематический классный час «Будем помнить!» | сентябрь | | |
Беседы «Можно ли купить дружбу?» | октябрь | | |
День книги, посвященный Международному дню школьных библиотек (22 октября) | октябрь | | |
Праздник "Посвящение в первоклассники" | октябрь | | |
Праздник для мам и бабушек "Сказ от сердца и души о том, как мамы хороши"; (День матери России) | ноябрь | | |
Беседа «Уважение– норма жизни», посвященные международному дню толерантности – 16 ноября | ноябрь | | |
Участие в Международной акции "16 дней против насилия" | ноябрь | | |
Классный час «Если добрый ты» | декабрь | | |
Кл. час «Ежели вы вежливы…» | декабрь | | |
Конкурс "Самый классный класс" | декабрь | | |
Беседа «Слово огорчает, веселит, утешает» | январь | | |
Час общения: "Что такое справедливость и сочувствие" | январь | | |
Дни дружбы в школе. Тематическая беседа по теме: «Я и мои друзья»» | февраль | | |
Беседа по теме: «Правила, порядок поведения и действия учащихся при угрозе осуществления террористического акта» | март | | |
Профилактика суицида среди обучающихся (беседа "Правила счастливого человека") | апрель | | |
Мероприятия в рамках комплексной межведомственной профилактической акции "Антинаркотический месячник "Вместе против наркотиков" | апрель | | |
Акция «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» | май | | |
Культуроведческое и эстетическое воспитание
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Классный час «Мы школьниками стали» (правила поведения) | сентябрь | | |
Классный час «Правила общения» | сентябрь | | |
Принять участие в проведении акции «Будь в форме». | сентябрь | | |
КТД: "Я умею, я могу! Я - талантлив!" | сентябрь | | |
Выставка рисунков «Осенние мотивы» | сентябрь | | |
Праздник «Осень, Осень, в гости просим!» | октябрь | | |
Принять участие в книжной выставке «Не ленись учиться – все в жизни пригодится». | ноябрь | | |
Виртуальные экскурсии «Музеи России» | ноябрь | | |
Акция «В школу без опозданий» | декабрь | | |
Оформление классных комнат к празднику | декабрь | | |
Классный час «Новый год – история праздника» | декабрь | | |
Праздники в усадьбе Ясная Поляна: «Новогодние приключения» | декабрь | | |
Новогодний праздник "Веселый праздник - Новый год" | декабрь | | |
Беседа на тему: «Береги школьную форму» | январь | | |
Динамический классный час: «Движение и музыка» | январь | | |
Принять участие в рейде по проверке внешнего вида учащихся. | Январь февраль | | |
Выставка книг и рисунков: «Сказки мира» | февраль | | |
Прощание с русской зимой. Праздник "Масленица". | февраль | | |
Выездной концерт филармонии | февраль | | |
Принять участие в выставке рисунков: «Весна, весна и все ей радо» | март | | |
Литературно-музыкальный вечер «Для милых и красивых» | март | | |
Принять участие в рейде по проверке внешнего вида учащихся. | март апрель | | |
Неделя добра. Беседа «Спешите делать добро» Помощь в уборке территории | апрель | | |
Экологический десант «Территория школы территория чистоты» | апрель | | |
Путешествие по стране вежливости. | апрель | | |
Выставка фотоальбомов "Наш классный альбом" | май | | |
Правовое воспитание и культура безопасности
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Всероссийский открытый урок «Урок безопасности». Разработка маршрутных листов "Дом-школа-дом" | сентябрь | | |
Просмотр видеофильмов по профилактике ДДТТ и ПБ. | сентябрь | | |
Урок безопасного дорожного движения «Я иду в школу» | сентябрь | | |
Проведение пятиминуток по ПДД, ТБ и профилактике травматизма | сентябрь | | |
Классный час «Знакомство с правилами школьной жизни» | сентябрь | | |
Всероссийский тематический урок в День гражданской обороны (4 октября); | октябрь | | |
Классный час «Поведение в экстремальных ситуациях» | октябрь | | |
Просмотр фильма "Трудовые будни работников МЧС" | октябрь | | |
Классный час «Правила поведения в случае проявления теракта, возникновений ситуаций природного и техногенного характера" | октябрь | | |
Конкурс «Муравей Вопросик и правила дорожного движения» | октябрь | | |
Проведение инструктажей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения в различных ЧС», «Правила поведения при угрозе и совершении террористических актов», «Правила безопасности на водных объектах в осенне-зимний период» | октябрь | | |
Урок по пожарной безопасности «Огонь – друг и враг» | ноябрь | | |
Уроки правовых знаний: "Без прав нет обязанностей" | ноябрь | | |
Урок безопасного дорожного движения «Осторожно! Скользкая дорога» | ноябрь | | |
Урок безопасного дорожного движения «Осторожно, гололед» | декабрь | | |
День прав человека 10 декабря. Беседа «Как не стать жертвой преступления». | декабрь | | |
Единый урок правовой грамотности «Конституция РФ – высшая ценность страны», посвященный Дню Конституции РФ | декабрь | | |
Правила ТБ при проведении новогодних елок. | декабрь | | |
Физкультурный досуг «Эстафета зеленого огонька» | январь | | |
Беседа с учащимися о правилах поведения на водоемах в зимний период. | январь | | |
Беседа «Безопасность в доме | январь | | |
Беседа «Железная дорога – зона повышенной опасности | январь | | |
Провести беседу « Правила личной безопасности» | февраль | | |
Консультационный час «Уроки первой помощи» | февраль | | |
Выставка рисунков «Мир безопасных дорог» | март | | |
Беседа «Каникулы без травм» - профилактика дорожно – транспортного травматизма. | март | | |
Книжная выставка «Дорожная страничка» | март | | |
Единый классный час "Правила поведения у водоемов во время таяния льда". | март | | |
Единый классный час "Летом в лесу. Пожарная безопасность". | апрель | | |
Проведение инструктажей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения в различных ЧС», «Правила поведения при угрозе и совершении террористических актов», «Правила безопасности на водных объектах в летний период период» | май | | |
Формирование коммуникативной культуры
Тема мероприятия | Дата | Ответственные | Примечание |
Классный час «Я - ученик» | сентябрь | | |
Классный час «Правила вежливого общения» | сентябрь | | |
Игра «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!» | сентябрь | | |
Оформление доски «Наши школьные дела» | октябрь | | |
Классный час по теме: «Способы передачи информации. История и современность» (26 ноября Всемирный день информации) | ноябрь | | |
Классный час «Учимся общаться» | декабрь | | |
Классный час «Ну, а дружба начинается с улыбки!» | январь | | |
«Навыки общения» - классный час | февраль | | |
Беседа «Как помириться с другом» | март | | |
Классный час «Вербальное и невербальное общение» | апрель | | |
Работа с родителями
Тема собрания | Дата | Ответственные | Примечание |
Классное родительское собрание «Давайте играть» Установочное родительское собрание. Знакомство с планом работы школы и Правилами внутреннего распорядка учащихся. | сентябрь | . | |
Индивидуальные беседы с родителями о постановке на учет в социальной защите в целях предоставления бесплатного питания детям. | сентябрь | | |
Консультация для родителей «Жестокость – воспитание или наказание?». | сентябрь | | |
Индивидуальные консультации с родителями | сентябрь | | |
Консультация для родителей «Учёт возрастных и психологических особенностей младших школьников в их воспитании» | октябрь | | |
Составление памятки для родителей «Как относиться к трудностям ребенка» | октябрь | | |
Опрос родителей о доп. занятиях ребёнка в кружках и секциях | октябрь | | |
Индивидуальные консультации с родителями | октябрь | | |
Консультация для родителей «Типичные ошибки родителей в воспитании детей» | ноябрь | | |
Классное родительское собрание «Развитие личности младшего школьника» | ноябрь | | |
Индивидуальные консультации с родителями | ноябрь | | |
Консультация для родителей «Ребёнок – мишень» | декабрь | | |
Индивидуальные консультации с родителями | декабрь | | |
Консультация для родителей «Особенности развития чувства ответственности и сопереживания» | январь | | |
Классное родительское собрание «Моделирование воспитательной системы в классе» | январь | | |
Индивидуальные консультации с родителями | январь | | |
Консультация для родителей «О ценности игрового и речевого общения с ребёнком в семье» | февраль | | |
Индивидуальные консультации с родителями | февраль | | |
Консультация для родителей «Роль семьи в предупреждении и профилактике негативных явлений» | март | | |
Индивидуальные консультации с родителями | март | | |
Классное родительское собрание «Как помочь ребёнку стать внимательным» | март | | |
Родительский советник: «Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе» | апрель | | |
Индивидуальные консультации с родителями | апрель | | |
Консультация для родителей «Необходимость семейных традиций в детско-родительский отношениях» | апрель | | |
Индивидуальные консультации с родителями | май | | |
Консультация для родителей «Возможность воспитания трудом в современной школе» | май | | |
Классное родительское собрание «Организация летнего отдыха детей» | май | | |
План работы родительского комитета.
№ п/п | Мероприятия | Сроки |
1. 1 | - Выборы председателя Родительского комитета класса - Распределение обязанностей среди членов Родительского комитета класса - Утверждение плана работы на текущий год | до 30 сентября текущего года |
2. 2 | Создание банка данных родительских ресурсов | сентябрь-октябрь |
3. 3 | Оказание помощи в подготовке и проведении классных дел | по плану работы классного руководителя |
4. 4 | Выработка решений по организации действий и выделении добровольных финансовых пожертвований, направленных на проведение праздников и покупку подарков детям. | по мере необходимости |
5. 5 | Организация совместных дел детей и родителей | По плану работы классного руководителя |
6. 6 | Заседания Родительского комитета класса | по мере необходимости |