СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа воспитания создана для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы»

Пятницкий филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа с Чернава

Измалковского района Липецкой области»







Рабочая

программа воспитания



(для учащихся 1- 4классов)





Классный руководитель:

Савенкова И. В.



2022-2026



Оглавление

1. Пояснительная записка

2. Цель и задачи воспитания

2.1. Цель воспитания

2.2. Задачи воспитания

2.3. Направления воспитания

3. Виды, формы и содержание деятельности

3.1.Модуль «Классное руководство

3.2.Модуль «Школьный урок»

3.3.Модуль «Ключевые общешкольные дела»

3.4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

3.5. Модуль «Самоуправление»

3.6. Модуль «Работа с родителями»

3.7 Модуль «Профилактика и безопасность »

3.8. Модуль «Школьный музей»

3. 9. Модуль «Социальное партнерство»

3.10. Модуль «Профориентация»

3.11 Организация предметно-пространственной среды

4.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников

5. Рецензия на программу



1.Пояснительная записка


Рабочая программа воспитания для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с «Программой воспитания начального общего образования на 2022 – 2026 уч. годы» МБОУ СОШ с. Чернава Измалковского района.

Участники программы: коллектив учащихся, родители, классный руководитель, учителя предметники, педагог-библиотекарь, педагоги дополнительного образования, социальные партнёры.


Срок реализации - 2022 – 2026 г.


Этапы реализации:

1 этап - изучение классного коллектива;

2 этап - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования;

3 этап – обобщение опыта.


Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.






2. Цель и задачи воспитания

2.1 Цель воспитания:

развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.


2.2 Задачи воспитания обучающихся:

усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);

формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);

приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;

достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.


2. 3 Направления воспитания:

  • гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;

  • патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;

  • духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;

  • эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;

  • физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;

  • трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;

  • экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;

  • ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.


Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:

-осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

-наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.

Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно- исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.





3.Виды, формы и содержание деятельности

Виды деятельности, формы организации работы и содержание воспитания и развития младших школьников представлены в модулях:

  1. Модуль «Классное руководство»

  2. Модуль «Школьный урок»

  3. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

  4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

5. Модуль «Самоуправление»

6. Модуль «Работа с родителями»

7. Модуль «Профилактика и безопасность»

8. Модуль «Школьный музей»

9. Модуль «Социальное партнерство»

10. Модуль «Профориентация»

11. Организация предметно-пространственной среды


3.1. Модуль «Классное руководство»

Направления работы:

  1. формирование классного коллектива как малой социальной группы через коллективную и индивидуальную работу;

  2. обеспечение включенности учащихся в воспитательные мероприятия класса и школы на основе приоритетов Рабочей программы воспитания;

  3. взаимодействие с родителями учащихся с учетом изучения индивидуальных особенностей ребенка;

  4. привлечение к работе с классом библиотекаря, педагогов дополнительного образования для решения вопросов самореализации учащихся.


Формы организации деятельности:

- классные часы,

- коллективные мероприятия на уровне класса по плану работы классного руководителя,

- общешкольные традиционные мероприятия по Календарному плану воспитательной работы МБОУ СОШ с. Чернава,

- ученическое самоуправление,

- мониторинговые исследования личностных результатов младших школьников,

- индивидуальная работа с учащимися и родителями,

- родительские собрания,

- сотрудничество с коллегами для решения вопросов воспитания и социализации учащихся.


Виды мероприятий и событий:



Работа с классом

1.

Составление карты интересов учащихся и увлечений

2.

Анализ занятости учащихся во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования

3.

Мониторинговые исследования личностного развития учащихся (уровень мотивации, тревожности, степень социализации и др.)

4.

Классные часы организационно-содержательного значения

5.

Кинопросмотры коллективные и обсуждение поднятых проблем

6.

Традиционные школьные мероприятия – Календарный план воспитательной работы для 1-4 классов

7.

Мероприятия класса: утренники, игры, праздники, встречи, экскурсии, совместный досуг, социально значимые проекты, акции.

8.

Организация самоуправления: назначение ответственных за определенные функции в коллективе, определение регламентов планирования, отчетности и анализа состояния дел в классном коллективе.


Индивидуальная работа с учащимися

1.

Поддержка индивидуальных достижений учащихся в урочной и внеурочной деятельности и в разных сферах самореализации учащихся: публичная оценка, моральное стимулирование, выставка, информационный стенд.

3.

Занятия с с детьми с ОВЗ, детьми «группы риска», детьми, попавшими в сложные ситуации.

4.

Поддержка особо мотивированных учащихся в конкурсах, олимпиадах школы, сети Интернет.


Работа с родителями

1.

Родительские собрания.

2.

Выбор родительского комитета и организация его работы.

3.

Родительская группа в социальных сетях, оперативная связь с родителями в режиме офлайн и онлайн.

4.

Работа с информацией официального сайта Пятницкого филиала школы.

7.

Подготовка Плана воспитательной работы в классе.


3.2. Модуль «Школьный урок»

Направления работы:

  1. подготовка уроков по всем учебным предметам с учетом воспитательного потенциала темы урока, содержательных компонентов, мотивации учащихся, психолого-педагогической поддержки (формирующая оценка, комфортная атмосфера взаимоотношений, разноуровневый подход, адресная помощь);

  2. организация сотрудничества на уроке «ученик-ученик», «учитель-ученик», «групповая работа»;

  3. отбор учебных текстов проблемно-нравственного характера, гражданско-патриотического направления, эмоционально-чувственного восприятия;

  4. применение технологий проблемно-дискуссионного обучения, поисково-исследовательского и информационно-познавательного метода;

  5. организация на уроке взаимооценки, взаимопомощи, наставничества.


Формы организации деятельности:

- учебные занятия урочной деятельности по всем учебным предметам,

- воспитательный потенциал патриотического и духовно-нравственного направления на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, ОРКСЭ,

- художественно-эстетическое направление на уроках музыки, изобразительного искусства, технологии,

- физическое воспитание и культура здорового образа жизни на уроках физической культуры и окружающего мира,

- уроки социального проектирования, мировоззренческого направления, этического характера в рамках учебного предмета ОРКСЭ,

- уроки технологии и окружающего мира – воспитательный ресурс формирования семейных ценностей, бытовых жизненных отношений,

- уроки математики – потенциал формирования доверия и уважения к теориям и научным смыслам математического обоснования явлений окружающего мира,

- уроки русского языка – потенциал культурного языкового развития, воспитания уважения к главному национальному и многонациональному признаку – языку народа.


Виды мероприятий и событий:


1.

Регламенты урока, нормы поведения и формы комфортного общения

2.

Формы сотрудничества на уроке в группе, в команде, в паре с учеником, в паре с учителем.

3.

Система оценки количественная и качественная, оперативная обратная связь, положительная динамика индивидуальных достижений

4.

Критериальная оценка проверочных работ как продукт совместной деятельности учителя и учащихся

5.

Отбор текстов, учебных заданий с образцами героических поступков, проявления человеколюбия, сострадания, достоинства и чести

6.

Дискуссии, вопросы, презентации, реальные сюжеты с постановкой нравственных проблем

7.

Игры, сценические постановки на уроках познавательной активности, диалогового характера, смыслового рассуждения

8.

Метод исследования на уроках математики и окружающего мира в реальных ситуациях и учебно-познавательных задачах

9.

Уроки-экскурсии, библиотечные и музейные уроки, ролевые игры, урок-путешествие

11.

Уроки мужества, уроки милосердия, уроки добра, уроки знаний, уроки мира как ресурс эмоционально-нравственного воспитания

12.

Интеграция предметного содержания в целях усиления воспитательного значения исторических событий, художественных и музыкальных произведений


3.3. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Направления работы:

  1. организация долгосрочных проектов с включением социальной среды и всех участников образовательных отношений;

  2. проведение цикла традиционных мероприятий

  3. участие в значительных событиях всероссийского уровня и международного значения;

  4. участие в организованных детских движениях спортивного, экологического, патриотического направления;

  5. проведение коллективных творческих дел и общешкольных праздников с торжественными ритуалами и символами, церемониями награждения, поощрения учащихся, родителей, учителей.





Формы организации деятельности:

- торжественные праздники, связанные с государственными датами общенародных событий историко-культурного значения: линейки, концерты, митинги, беседы, презентации, конференции;

- социальные проекты благотворительного, экологического, гражданского направления;

- трудовые десанты;

- детские праздничные утренники, спортивные соревнования и конкурсы;

- общешкольные линейки в честь событий, связанных с началом и окончанием учебного года, поздравлений с достижениями и победами учащихся.

Виды мероприятий и событий:

1.

Торжественные линейки «Первый звонок» и «Последний звонок» для учащихся начальных классов

2.

Акции «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «День защитника Отечества», «День неизвестного солдата», «День героев Отечества»

3.

Праздничные даты «День Знаний», «День учителя»

4.

Конкурсы рисунков, чтецов в рамках тематических праздников - «День матери», «День добрых дел»

6.

Социально значимые проекты «Здоровое питание», Акция «Чистый класс», Акция «Покормите птиц зимой»

7.

Уроки здоровья и день здоровья. Веселые старты. Месячник по ПДД «Внимание - дети!»


3.4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Направления работы:

  1. организация кружковой работы по разным направлениям деятельности учащихся;

  2. разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности как компонента Содержательного раздела ООП начального общего образования;

  3. подготовка интегративных курсов на основе метапредметного содержания литературного чтения и искусства (музыка и изобразительное искусство), окружающего мира и физической культуры, технологии и математики;

  4. организация курсов краеведческого направления;

  5. развитие разных направлений детской деятельности на основе интересов учащихся, самостоятельного выбора, инициативы в определении творческих дел;

  6. разработка Плана внеурочной деятельности и расписания кружковой работы.

Формы организации деятельности:

- Курсы внеурочной деятельности в форме кружков, клубных студий, секций с определением объема часов, продолжительности и регламентов режима проведения в соответствии с расписанием;

- Проекты социального, патриотического и экологического направления, которые входят в Календарный план воспитательной работы школы;

- Детские объединения, команды, группы, организованные для олимпиадного движения, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей.

Виды мероприятий и событий:


Д/О «КЛУБ,ОК»

Д/О «Барбарики»

Д/О «Овация»

Внеурочная деятельность «Разговоры о важном»

Внеурочная деятельность «Орлята России»

Внеурочная деятельность «Занимательный английский»

Внеурочная деятельность «Растим патриотов»

Внеурочная деятельность «ОФП»

Спортивная секция «Футбол»

«Робототехника»


3.5. Модуль «Самоуправление»


Направления работы:

  1. организация работы в классе по делегированию отдельных полномочий учащимся, определение поручений кратковременных;

  2. создание временных групп и команд учащихся для выполнения работы по классу или по школе;

  3. подготовка структуры органов самоуправления в классе;

  4. проведение организационных мероприятий для формирования лидеров и исполнителей с чередованием данных поручений, обязанностей.


Формы организации деятельности:


- проведение линеек, организационных собраний, дискуссий;

- составление правил командной работы и выполнения поручений;

- подготовка коллективного планирования работы класса на четверть, на год, разработка сценариев мероприятий.


Виды мероприятий и событий:


1.

Классные часы по организационным вопросам классного коллектива.

2.

Коллективные дела и распределение поручений: экскурсия, уборка школьного двора, подготовка праздников.

3.

Классное собрание учащихся «Мои обязанности»

4.

Общешкольные и классные линейки.

6.

Трудовые десанты, социально значимые акции как коллективные дела


3.6. Модуль «Работа с родителями»


Направления работы:

  1. выбор родительского комитета в классе;

  2. планирование работы с младшими школьниками на текущий учебный год с привлечением родителей;

  3. организация совместной деятельности детско-взрослого характера в области гражданско-правового воспитания, спортивно-массовой оздоровительной работы, экологического движения, общественно-полезного труда;

  4. введение активных форм родительского взаимодействия со школой (клубная работа, общественный контроль, открытые уроки);

  5. мониторинговые исследования родительской общественности по проблемам семейного воспитания, уровня удовлетворенности работой школы;

  6. ведение консультационной линии по индивидуальным запросам родителей.


Формы организации деятельности:

- проведение родительских собраний на уровне школы и класса в очном режиме и в дистанционном формате на площадках;

- оперативное взаимодействие с родителями в группе социальных сетей;

- работа родительских комитетов, команд как органов общественного управления;

- материал для родителей информационного и просвещенческого характера: памятки по обеспечению безопасности детей, организации питания, школьные правила для учащихся;

- активные мероприятия, события, проекты в начальной школе.

Виды мероприятий и событий:


1.

Торжественные школьные линейки «День Знаний», «Прощание с Азбукой», «Прощай, начальная школа!»

2.

Праздники общероссийские: утренники, концерты, конкурсы, соревнования, игры.

3.

Правовые десанты по безопасности жизни и здоровья младших школьников.

4.

Тематические родительские собрания.

5.

Заседания родительского комитета класса.

6.

Родительский всеобуч, индивидуальные консультации для родителей

7.

Мероприятия детско-взрослого сообщества: «Веселые старты», «Составление семейного древа», экскурсии, поездки, походы.


3.7. Модуль «Профилактика и безопасность»

Содержание деятельности

В основе профилактической работы – формирование классного коллектива младших школьников. Беседы о правах и обязанностях учащихся, ответственность за проступки, вопросы школьной дисциплины, взаимоуважения реализуются классными руководителями, учителями.

В работу по обеспечению безопасного поведения в школе, дома, в общественных местах включаются родители учащихся. Регулярно проводятся инструктажи, размещаются памятки о противопожарной безопасности, о соблюдении правил дорожного движения, об угрозах терроризма. В каникулярные периоды обсуждаются правила поведения на воде, на льду, соблюдение требований к езде на велосипеде, роликах, самокате. Дважды в год проводятся плановые эвакуации, тренировки с целью формирования навыков поведения при пожаре и других форс-мажорных ситуациях.

Здоровое питание, профилактика коронавирусной инфекции, активный образ жизни, режим труда и отдыха, компьютерные игры, обращение с мобильными устройствами – эти темы обсуждаются в профилактическом формате в виде беседы, анализа реальной ситуации, деловой игры, тренинга, инструктажа.

Виды мероприятий и событий:

1.

Познавательные викторины по ПДД, о здоровом образе жизни «Азбука здоровья», «Всероссийский Интернет-урок»

2.

Беседы, конкурсы, игровые программы, профилактические программы, классные часы. Встречи с интересными людьми: врачами, инспекторами ОПДН, уполномоченным по правам ребенка

3.

Информационные стенды для ознакомления учащихся и родителей с правилами, нормами, требованиями безопасного поведения

4.

Обследовать материально-бытовые условия

учащихся из многодетных семей.

Сбор информации о детях и семьях, стоящих на различных видах профилактического учета, формирование банка данных. Обследование материально-бытовых условий обучающихся из многодетных семей, «группы риска»

5.

Вручение буклетов, памяток для детей и родителей по профилактике правонарушений


3.8. Модуль «Школьный музей»

На базе МБОУ СОШ с. Чернава действует Школьный музей. Программа модуля «Школьный музей» предполагает создание в школе системы этнокультурного воспитания, главной ценностью которого является воспитание нравственно, гармонично развитой, культурной личности, гражданина и патриота.

Программа реализуется через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на формирование общечеловеческих ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности. 

Цели программы:

- Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.

- Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.

- Личностное развитие каждого ребенка.

Работа школьного музея возможна на разных уровнях взаимодействия.



Классный уровень:

Формы \ виды организации деятельности

Содержание деятельности

Музейные уроки

Организация и проведение Музейных уроков

Школьный урок

Подготовка и проведение междисциплинарных, интегрированных уроков, уроков в трансформированном пространстве.

Классные часы

Подготовка и проведение классных часов на базе музея, либо с использование материалов музея


3.9. Модуль «Социальное партнерство»


Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:

- проведение на базе организаций-партнеров отдельных внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;

- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.

    1. . Модуль «Профориентация»


Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации:

- профориентационные игры: квесты, расширяющие знания школьников о профессиях;

- экскурсии на предприятия (на почту, в магазин, в поликлинику, в/ч и т.д.), дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;

- беседы в классе с приглашением родителей разных профессий.


3.11 Организация предметно-пространственной среды


Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:

  • оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной символикой Российской Федерации,

  • организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;

  • размещение карт России, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;

  • изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;

организацию звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации







4. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников


Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников класса. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».


Ожидаемые результаты


  1. Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение;

  2. Знание истории родного края, села;

  3. Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;

  4. Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;

  5. Развитие интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;

  6. Раскрытие собственной индивидуальности через:

        - навыки группового взаимодействия;

        - работу творческого коллектива;

  1. Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;

  2. Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.











  1. РЕЦЕНЗИЯ

на рабочую программу воспитания, классного руководителя 3б класса МБОУ СОШ с. Чернава Савенковой Ирины Васильевны

      Программа имеет чёткую логическую структуру, обоснована её актуальность и необходимость реализации, определена цель, конкретизированы задачи программы, обозначена её научно-концептуальная основа и понятийный аппарат. В содержательном блоке данной программы  представлена характеристика основных направлений деятельности, цели и предполагаемые результаты по каждому направлению.

В программе выделены основные направления воспитания и развития учащихся: культура поведения, культура здорового образа жизни, культура общения, культура семьи и семейных ценностей, приобщение к миру прекрасного.

Данная программа  ориентирована на формирование истинных ценностей личности: красоты поступков, мыслей, поведения, взгляда на окружающий мир, культуры внутренней и внешней, на утверждение ценностей семейных отношений, здорового образа жизни и поведения, соответствующего правовым нормам. Программа предполагает формирование личностно значимых ценностей, таких как творчество, успех, доверие, гражданское самосознание.

Программа учитывает возрастные особенности учащихся. Рассчитана на реализацию в течение 4 лет: с 1 по 4 класс.

Содержание программы связано с реальной жизнью участников, предполагает развитие их способностей и использование знаний, умений и навыков, которые будут получены при реализации программы, в дальнейшей жизни. Программа является актуальной для педагогов начального образования.


Рецензент: заведующий Пятницким филиалом, Чечёткина Н.В.