Пятницкий филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа с Чернава
Измалковского района Липецкой области»
Рабочая
программа воспитания
(для учащихся 1- 4классов)
Классный руководитель:
Савенкова И. В.
2022-2026
Оглавление
1. Пояснительная записка
2. Цель и задачи воспитания
2.1. Цель воспитания
2.2. Задачи воспитания
2.3. Направления воспитания
3. Виды, формы и содержание деятельности
3.1.Модуль «Классное руководство
3.2.Модуль «Школьный урок»
3.3.Модуль «Ключевые общешкольные дела»
3.4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
3.5. Модуль «Самоуправление»
3.6. Модуль «Работа с родителями»
3.7 Модуль «Профилактика и безопасность »
3.8. Модуль «Школьный музей»
3. 9. Модуль «Социальное партнерство»
3.10. Модуль «Профориентация»
3.11 Организация предметно-пространственной среды
4.Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
5. Рецензия на программу
1.Пояснительная записка
Рабочая программа воспитания для учащихся 1-4 классов разработана в соответствии с «Программой воспитания начального общего образования на 2022 – 2026 уч. годы» МБОУ СОШ с. Чернава Измалковского района.
Участники программы: коллектив учащихся, родители, классный руководитель, учителя предметники, педагог-библиотекарь, педагоги дополнительного образования, социальные партнёры.
Срок реализации - 2022 – 2026 г.
Этапы реализации:
1 этап - изучение классного коллектива;
2 этап - формирование, углубление и развитие творчества учащихся, переход в режим функционирования;
3 этап – обобщение опыта.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье – это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
2. Цель и задачи воспитания
2.1 Цель воспитания:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
2.2 Задачи воспитания обучающихся:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
2. 3 Направления воспитания:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.
Личностные результаты освоения обучающимися образовательных программ включают:
-осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;
-наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
-сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурно- исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.
3.Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности, формы организации работы и содержание воспитания и развития младших школьников представлены в модулях:
Модуль «Классное руководство»
Модуль «Школьный урок»
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
5. Модуль «Самоуправление»
6. Модуль «Работа с родителями»
7. Модуль «Профилактика и безопасность»
8. Модуль «Школьный музей»
9. Модуль «Социальное партнерство»
10. Модуль «Профориентация»
11. Организация предметно-пространственной среды
3.1. Модуль «Классное руководство»
Направления работы:
формирование классного коллектива как малой социальной группы через коллективную и индивидуальную работу;
обеспечение включенности учащихся в воспитательные мероприятия класса и школы на основе приоритетов Рабочей программы воспитания;
взаимодействие с родителями учащихся с учетом изучения индивидуальных особенностей ребенка;
привлечение к работе с классом библиотекаря, педагогов дополнительного образования для решения вопросов самореализации учащихся.
Формы организации деятельности:
- классные часы,
- коллективные мероприятия на уровне класса по плану работы классного руководителя,
- общешкольные традиционные мероприятия по Календарному плану воспитательной работы МБОУ СОШ с. Чернава,
- ученическое самоуправление,
- мониторинговые исследования личностных результатов младших школьников,
- индивидуальная работа с учащимися и родителями,
- родительские собрания,
- сотрудничество с коллегами для решения вопросов воспитания и социализации учащихся.
Виды мероприятий и событий:
| Работа с классом |
1. | Составление карты интересов учащихся и увлечений |
2. | Анализ занятости учащихся во внеурочной деятельности и в системе дополнительного образования |
3. | Мониторинговые исследования личностного развития учащихся (уровень мотивации, тревожности, степень социализации и др.) |
4. | Классные часы организационно-содержательного значения |
5. | Кинопросмотры коллективные и обсуждение поднятых проблем |
6. | Традиционные школьные мероприятия – Календарный план воспитательной работы для 1-4 классов |
7. | Мероприятия класса: утренники, игры, праздники, встречи, экскурсии, совместный досуг, социально значимые проекты, акции. |
8. | Организация самоуправления: назначение ответственных за определенные функции в коллективе, определение регламентов планирования, отчетности и анализа состояния дел в классном коллективе. |
| Индивидуальная работа с учащимися |
1. | Поддержка индивидуальных достижений учащихся в урочной и внеурочной деятельности и в разных сферах самореализации учащихся: публичная оценка, моральное стимулирование, выставка, информационный стенд. |
3. | Занятия с с детьми с ОВЗ, детьми «группы риска», детьми, попавшими в сложные ситуации. |
4. | Поддержка особо мотивированных учащихся в конкурсах, олимпиадах школы, сети Интернет. |
| Работа с родителями |
1. | Родительские собрания. |
2. | Выбор родительского комитета и организация его работы. |
3. | Родительская группа в социальных сетях, оперативная связь с родителями в режиме офлайн и онлайн. |
4. | Работа с информацией официального сайта Пятницкого филиала школы. |
7. | Подготовка Плана воспитательной работы в классе. |
3.2. Модуль «Школьный урок»
Направления работы:
подготовка уроков по всем учебным предметам с учетом воспитательного потенциала темы урока, содержательных компонентов, мотивации учащихся, психолого-педагогической поддержки (формирующая оценка, комфортная атмосфера взаимоотношений, разноуровневый подход, адресная помощь);
организация сотрудничества на уроке «ученик-ученик», «учитель-ученик», «групповая работа»;
отбор учебных текстов проблемно-нравственного характера, гражданско-патриотического направления, эмоционально-чувственного восприятия;
применение технологий проблемно-дискуссионного обучения, поисково-исследовательского и информационно-познавательного метода;
организация на уроке взаимооценки, взаимопомощи, наставничества.
Формы организации деятельности:
- учебные занятия урочной деятельности по всем учебным предметам,
- воспитательный потенциал патриотического и духовно-нравственного направления на уроках литературного чтения, окружающего мира, музыки, изобразительного искусства, ОРКСЭ,
- художественно-эстетическое направление на уроках музыки, изобразительного искусства, технологии,
- физическое воспитание и культура здорового образа жизни на уроках физической культуры и окружающего мира,
- уроки социального проектирования, мировоззренческого направления, этического характера в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
- уроки технологии и окружающего мира – воспитательный ресурс формирования семейных ценностей, бытовых жизненных отношений,
- уроки математики – потенциал формирования доверия и уважения к теориям и научным смыслам математического обоснования явлений окружающего мира,
- уроки русского языка – потенциал культурного языкового развития, воспитания уважения к главному национальному и многонациональному признаку – языку народа.
Виды мероприятий и событий:
1. | Регламенты урока, нормы поведения и формы комфортного общения |
2. | Формы сотрудничества на уроке в группе, в команде, в паре с учеником, в паре с учителем. |
3. | Система оценки количественная и качественная, оперативная обратная связь, положительная динамика индивидуальных достижений |
4. | Критериальная оценка проверочных работ как продукт совместной деятельности учителя и учащихся |
5. | Отбор текстов, учебных заданий с образцами героических поступков, проявления человеколюбия, сострадания, достоинства и чести |
6. | Дискуссии, вопросы, презентации, реальные сюжеты с постановкой нравственных проблем |
7. | Игры, сценические постановки на уроках познавательной активности, диалогового характера, смыслового рассуждения |
8. | Метод исследования на уроках математики и окружающего мира в реальных ситуациях и учебно-познавательных задачах |
9. | Уроки-экскурсии, библиотечные и музейные уроки, ролевые игры, урок-путешествие |
11. | Уроки мужества, уроки милосердия, уроки добра, уроки знаний, уроки мира как ресурс эмоционально-нравственного воспитания |
12. | Интеграция предметного содержания в целях усиления воспитательного значения исторических событий, художественных и музыкальных произведений |
3.3. Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Направления работы:
организация долгосрочных проектов с включением социальной среды и всех участников образовательных отношений;
проведение цикла традиционных мероприятий
участие в значительных событиях всероссийского уровня и международного значения;
участие в организованных детских движениях спортивного, экологического, патриотического направления;
проведение коллективных творческих дел и общешкольных праздников с торжественными ритуалами и символами, церемониями награждения, поощрения учащихся, родителей, учителей.
Формы организации деятельности:
- торжественные праздники, связанные с государственными датами общенародных событий историко-культурного значения: линейки, концерты, митинги, беседы, презентации, конференции;
- социальные проекты благотворительного, экологического, гражданского направления;
- трудовые десанты;
- детские праздничные утренники, спортивные соревнования и конкурсы;
- общешкольные линейки в честь событий, связанных с началом и окончанием учебного года, поздравлений с достижениями и победами учащихся.
Виды мероприятий и событий:
1. | Торжественные линейки «Первый звонок» и «Последний звонок» для учащихся начальных классов |
2. | Акции «Бессмертный полк», «Вахта памяти», «День защитника Отечества», «День неизвестного солдата», «День героев Отечества» |
3. | Праздничные даты «День Знаний», «День учителя» |
4. | Конкурсы рисунков, чтецов в рамках тематических праздников - «День матери», «День добрых дел» |
6. | Социально значимые проекты «Здоровое питание», Акция «Чистый класс», Акция «Покормите птиц зимой» |
7. | Уроки здоровья и день здоровья. Веселые старты. Месячник по ПДД «Внимание - дети!» |
3.4. Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Направления работы:
организация кружковой работы по разным направлениям деятельности учащихся;
разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности как компонента Содержательного раздела ООП начального общего образования;
подготовка интегративных курсов на основе метапредметного содержания литературного чтения и искусства (музыка и изобразительное искусство), окружающего мира и физической культуры, технологии и математики;
организация курсов краеведческого направления;
развитие разных направлений детской деятельности на основе интересов учащихся, самостоятельного выбора, инициативы в определении творческих дел;
разработка Плана внеурочной деятельности и расписания кружковой работы.
Формы организации деятельности:
- Курсы внеурочной деятельности в форме кружков, клубных студий, секций с определением объема часов, продолжительности и регламентов режима проведения в соответствии с расписанием;
- Проекты социального, патриотического и экологического направления, которые входят в Календарный план воспитательной работы школы;
- Детские объединения, команды, группы, организованные для олимпиадного движения, спортивных соревнований, конкурсов, фестивалей.
Виды мероприятий и событий:
| Д/О «КЛУБ,ОК» |
| Д/О «Барбарики» |
| Д/О «Овация» |
| Внеурочная деятельность «Разговоры о важном» |
| Внеурочная деятельность «Орлята России» |
| Внеурочная деятельность «Занимательный английский» |
| Внеурочная деятельность «Растим патриотов» |
| Внеурочная деятельность «ОФП» |
| Спортивная секция «Футбол» |
| «Робототехника» |
3.5. Модуль «Самоуправление»
Направления работы:
организация работы в классе по делегированию отдельных полномочий учащимся, определение поручений кратковременных;
создание временных групп и команд учащихся для выполнения работы по классу или по школе;
подготовка структуры органов самоуправления в классе;
проведение организационных мероприятий для формирования лидеров и исполнителей с чередованием данных поручений, обязанностей.
Формы организации деятельности:
- проведение линеек, организационных собраний, дискуссий;
- составление правил командной работы и выполнения поручений;
- подготовка коллективного планирования работы класса на четверть, на год, разработка сценариев мероприятий.
Виды мероприятий и событий:
1. | Классные часы по организационным вопросам классного коллектива. |
2. | Коллективные дела и распределение поручений: экскурсия, уборка школьного двора, подготовка праздников. |
3. | Классное собрание учащихся «Мои обязанности» |
4. | Общешкольные и классные линейки. |
6. | Трудовые десанты, социально значимые акции как коллективные дела |
3.6. Модуль «Работа с родителями»
Направления работы:
выбор родительского комитета в классе;
планирование работы с младшими школьниками на текущий учебный год с привлечением родителей;
организация совместной деятельности детско-взрослого характера в области гражданско-правового воспитания, спортивно-массовой оздоровительной работы, экологического движения, общественно-полезного труда;
введение активных форм родительского взаимодействия со школой (клубная работа, общественный контроль, открытые уроки);
мониторинговые исследования родительской общественности по проблемам семейного воспитания, уровня удовлетворенности работой школы;
ведение консультационной линии по индивидуальным запросам родителей.
Формы организации деятельности:
- проведение родительских собраний на уровне школы и класса в очном режиме и в дистанционном формате на площадках;
- оперативное взаимодействие с родителями в группе социальных сетей;
- работа родительских комитетов, команд как органов общественного управления;
- материал для родителей информационного и просвещенческого характера: памятки по обеспечению безопасности детей, организации питания, школьные правила для учащихся;
- активные мероприятия, события, проекты в начальной школе.
Виды мероприятий и событий:
1. | Торжественные школьные линейки «День Знаний», «Прощание с Азбукой», «Прощай, начальная школа!» |
2. | Праздники общероссийские: утренники, концерты, конкурсы, соревнования, игры. |
3. | Правовые десанты по безопасности жизни и здоровья младших школьников. |
4. | Тематические родительские собрания. |
5. | Заседания родительского комитета класса. |
6. | Родительский всеобуч, индивидуальные консультации для родителей |
7. | Мероприятия детско-взрослого сообщества: «Веселые старты», «Составление семейного древа», экскурсии, поездки, походы. |
3.7. Модуль «Профилактика и безопасность»
Содержание деятельности
В основе профилактической работы – формирование классного коллектива младших школьников. Беседы о правах и обязанностях учащихся, ответственность за проступки, вопросы школьной дисциплины, взаимоуважения реализуются классными руководителями, учителями.
В работу по обеспечению безопасного поведения в школе, дома, в общественных местах включаются родители учащихся. Регулярно проводятся инструктажи, размещаются памятки о противопожарной безопасности, о соблюдении правил дорожного движения, об угрозах терроризма. В каникулярные периоды обсуждаются правила поведения на воде, на льду, соблюдение требований к езде на велосипеде, роликах, самокате. Дважды в год проводятся плановые эвакуации, тренировки с целью формирования навыков поведения при пожаре и других форс-мажорных ситуациях.
Здоровое питание, профилактика коронавирусной инфекции, активный образ жизни, режим труда и отдыха, компьютерные игры, обращение с мобильными устройствами – эти темы обсуждаются в профилактическом формате в виде беседы, анализа реальной ситуации, деловой игры, тренинга, инструктажа.
Виды мероприятий и событий:
1. | Познавательные викторины по ПДД, о здоровом образе жизни «Азбука здоровья», «Всероссийский Интернет-урок» |
2. | Беседы, конкурсы, игровые программы, профилактические программы, классные часы. Встречи с интересными людьми: врачами, инспекторами ОПДН, уполномоченным по правам ребенка |
3. | Информационные стенды для ознакомления учащихся и родителей с правилами, нормами, требованиями безопасного поведения |
4. | Обследовать материально-бытовые условия учащихся из многодетных семей. Сбор информации о детях и семьях, стоящих на различных видах профилактического учета, формирование банка данных. Обследование материально-бытовых условий обучающихся из многодетных семей, «группы риска» |
5. | Вручение буклетов, памяток для детей и родителей по профилактике правонарушений |
3.8. Модуль «Школьный музей»
На базе МБОУ СОШ с. Чернава действует Школьный музей. Программа модуля «Школьный музей» предполагает создание в школе системы этнокультурного воспитания, главной ценностью которого является воспитание нравственно, гармонично развитой, культурной личности, гражданина и патриота.
Программа реализуется через духовно-нравственное и патриотическое воспитание, направленное на формирование общечеловеческих ценностей, а также на возрождение исторической памяти и преемственности.
Цели программы:
- Вовлечение детей в общественно полезную научно-исследовательскую деятельность по изучению, охране и популяризации историко-культурного и природного наследия родного края средствами краеведения и музейного дела.
- Развитие творческих способностей детей, формирование их гражданского сознания и патриотизма на основе краеведения и музееведения.
- Личностное развитие каждого ребенка.
Работа школьного музея возможна на разных уровнях взаимодействия.
Классный уровень:
Формы \ виды организации деятельности | Содержание деятельности |
Музейные уроки | Организация и проведение Музейных уроков |
Школьный урок | Подготовка и проведение междисциплинарных, интегрированных уроков, уроков в трансформированном пространстве. |
Классные часы | Подготовка и проведение классных часов на базе музея, либо с использование материалов музея |
3.9. Модуль «Социальное партнерство»
Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает:
- проведение на базе организаций-партнеров отдельных внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
- реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых обучающимися, педагогами с организациями-партнерами благотворительной, экологической, патриотической, трудовой и другой направленности, ориентированных на воспитание обучающихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное окружение.
. Модуль «Профориентация»
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы образовательной организации:
- профориентационные игры: квесты, расширяющие знания школьников о профессиях;
- экскурсии на предприятия (на почту, в магазин, в поликлинику, в/ч и т.д.), дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;
- беседы в классе с приглашением родителей разных профессий.
3.11 Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды предусматривает совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе:
оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в школу государственной символикой Российской Федерации,
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного флага Российской Федерации;
размещение карт России, портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной культуры народов России;
организацию звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданско-патриотической воспитательной направленности, исполнение гимна Российской Федерации
4. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников класса. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, диагностика «Уровень воспитанности».
Ожидаемые результаты
Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение;
Знание истории родного края, села;
Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
Развитие интеллектуальных умений, способствующих в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
Раскрытие собственной индивидуальности через:
- навыки группового взаимодействия;
- работу творческого коллектива;
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях;
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу воспитания, классного руководителя 3б класса МБОУ СОШ с. Чернава Савенковой Ирины Васильевны
Программа имеет чёткую логическую структуру, обоснована её актуальность и необходимость реализации, определена цель, конкретизированы задачи программы, обозначена её научно-концептуальная основа и понятийный аппарат. В содержательном блоке данной программы представлена характеристика основных направлений деятельности, цели и предполагаемые результаты по каждому направлению.
В программе выделены основные направления воспитания и развития учащихся: культура поведения, культура здорового образа жизни, культура общения, культура семьи и семейных ценностей, приобщение к миру прекрасного.
Данная программа ориентирована на формирование истинных ценностей личности: красоты поступков, мыслей, поведения, взгляда на окружающий мир, культуры внутренней и внешней, на утверждение ценностей семейных отношений, здорового образа жизни и поведения, соответствующего правовым нормам. Программа предполагает формирование личностно значимых ценностей, таких как творчество, успех, доверие, гражданское самосознание.
Программа учитывает возрастные особенности учащихся. Рассчитана на реализацию в течение 4 лет: с 1 по 4 класс.
Содержание программы связано с реальной жизнью участников, предполагает развитие их способностей и использование знаний, умений и навыков, которые будут получены при реализации программы, в дальнейшей жизни. Программа является актуальной для педагогов начального образования.
Рецензент: заведующий Пятницким филиалом, Чечёткина Н.В.