Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
«Ярославский торгово-экономический колледж»
Утверждаю
Зам. директора по УВР
___________________________
___________________________Р.Е.Сякина
ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ,
ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ»
Разработала:
Спиридонова Елена Александровна
г. Ярославль
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
«Ярославский торгово-экономический колледж»
Программа воспитательной работы
«Адаптация студентов, проживающих в общежитии»
2019-2020 учебный год
Воспитатель:
Спиридонова Елена Александровна
г. Ярославль
Пояснительная записка
В общежитии ГПОУ ЯО «Ярославский торгово-экономический колледж» проживают студенты из сел района и ближайших городов, есть студенты – сироты и оставшиеся без попечения родителей. И адаптация первокурсников стоит первоначальной задачей для воспитателей общежития. В период адаптации студентов к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении обучающихся.
Среди наиболее острых можно обозначить следующие: заниженная или завышенная самооценка, конфликты со сверстниками, несформированность навыков самообслуживания, не умение находить компромиссное решение и неумение организовать свой досуг.
Первое время студенты переживают определенный кризис. Этому способствует смена коллектива, встреча с новыми требованиями, потеря привычного статуса в группе сверстников.
Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии – это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.
Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости студентов к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие
Воспитание, как функция современного образования, представляет собой систему содействия процессу самостоятельного развития качеств личности, требуемых обществом, способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста.
В этом отношении для системы воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, приобретают особое значение следующие моменты методического характера:
умение опираться в воспитательном влиянии, как в учебном процессе, так и во внеурочное время на богатейшие возможности коллективной студенческой самоорганизации, спонтанной творческой активности студентов, направляя её в нужное русло с точки зрения конечных результатов и отдалённых последствий воспитательного воздействия, а не сиюминутного педагогического удовлетворения;
Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого студента, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Цели и задачи программы
Цель: создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности студентов, проживающих в общежитии.
Задачи:
Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у студентов к условиям проживания в общежитии;
Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;
Создать орган самоуправления в коллективе студентов;
Сократить случаи девиантного и делинквентного поведения;
Привить трудовые навыки.
Диагностический инструментарий:
социометрия Морено (взаимоотношения со сверстниками),
анализ воспитательной работы (соблюдение правил проживания, количество обучающихся, посещающих кружки и секции),
наблюдение (соблюдение санитарно-гигиенических навыков).
Этапы реализации программы
Реализация программы предусматривает три этапа
Первый этап (сентябрь-октябрь) – адаптация в коллективе.
Основные задачи этапа
Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии;
Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии
Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения – организация самоуправления (совет общежития);
Привитие навыков учебной и трудовой дисциплины за счет самоконтроля, контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;
Изучение контингента вновь прибывших ребят; выявление группы риска; выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих.
Планирование работы на год.
Ожидаемый результат
успешная адаптация студентов к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;
усвоение студентами норм и правил проживания в общежитии;
усвоение студентами первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;
работа Совета общежития;
сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.
Второй этап (ноябрь-апрель) – развитие коллектива и микро-коллектив в комнате.
Основные задачи этапа
Развитие деятельности органов самоуправления в общежитии (Совета общежития) за счет развития секторов совета, и вовлечение большего числа проживающих в его работу;
Укрепление дисциплины; работа с группой риска; исключение случаев девиантного и делинквентного поведения за счет повышения у студентов уровня самоконтроля, ответственности за свое поведение;
Вовлечение студентов, проживающих в общежитии, в кружки и дела по интересам;
Дальнейшее развитие и закрепление навыков культуры поведения и быта; работа коллектива сотрудников и совета общежития по сохранению материально- технической базы общежития;
Работа по выявлению случаев нарушения межличностных отношений (оказание морального и физического давления, конфликты).
Ожидаемый результат
Сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;
Исключение случаев потери контингента за счет девиантного поведения, дезадаптации и нарушения межличностных отношений;
Сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;
Ремонт помещений и комнат силами студентов;
Развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития;
Достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат студентов и других помещений общежития.
Третий этап (май-июнь) – подготовка к завершению учебного года.
Основные задачи:
Контроль над сохранностью материально-технической базы общежития.
Подготовка комнат и других помещений общежития к началу следующего учебного года.
Профилактика девиантного и делинквентного поведения за счет режимных требований и постоянного контроля со стороны органов самоуправления и коллектива сотрудников общежития;
Организация выезда студентов из общежития.
Ожидаемый результат:
Готовность комнат и других помещений общежития к новому учебному году;
Исключение случаев девиантного и делинквентного поведения;
Основные направления программы, обеспечение и ожидаемые результаты.
Работа по изучению контингента;
Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии;
Работа со студентами, входящие в « группу риска»;
Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений;
Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля;
Нравственно-эстетическое воспитание;
Развитие студенческого самоуправления.
Работа по изучению контингента
Цель: изучение личности студентов, составление социального паспорта общежития.
Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями – сентябрь
Анкетирование «Расскажи мне о себе» - сентябрь
Работа психолога – сентябрь-октябрь
Педагог-психолог
Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии
Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии
Цель – создание положительного микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии.
Формирование состава комнат с учётом характеров, интересов и склонностей детей – сентябрь – воспитатели
Формирование благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате;
Недопустимость возникновение конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу
Вечер знакомств «Давайте знакомиться!» – сентябрь – воспитатели
Знакомство студентов и воспитателей, создание благоприятного психологического климата
Индивидуальные беседы воспитателей со студентами по их проблемам, консультации психолога – в течение года – психолог, воспитатели
Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии.
Изучение межличностных отношений – сентябрь – воспитатели, классные руководители
Предупреждение конфликтных ситуаций
Вовлечение в кружки и секции – сентябрь – воспитатели
Занятость студентов
Работа со студентами, входящие в « группу риска»
Цель – снижение количества студентов «группы риска»
Воспитатели
Инспектор ПДН
Отсутствие случаев давления и вымогательства в общежитии
Профилактическая работа с медицинским работником – в течение года
Воспитатели
Медицинский работник
Привитие санитарно-гигиенических навыков
Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений
Цель – устранение причин и условий, совершению противоправных действий, предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений.
Ответственное отношение к имуществу, соблюдение распорядка дня.
Контроль за строгим соблюдением Правил внутреннего распорядка общежития – в течение года
Воспитатели
Заместитель директора по УВР
Отсутствие нарушений правил проживания
Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений – в течение года
Воспитатели
Инспектор ПДН
Повышение уровня информированности
Общие собрания студентов – ежемесячно
Воспитатели
Члены Совета общежития
Предупреждение нарушения правил проживания
Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля
Цель – обучение и привлечение к самообслуживанию, соблюдению санитарного состояния комнат и комнат общего пользования, соблюдение личной гигиены.
Воспитатели
Медицинский работник
Порядок и чистота в общежитии, улучшение внешнего вида обучающихся.
Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования – ежедневно
Воспитатели
Санитарная комиссия
Соблюдение санитарного состояние комнат
Оформление тематических стендов пропагандирующих ЗОЖ – в течение года
Воспитатели
Редколлегия
Повышение уровня информированности
Проведение генеральной уборки и субботников – еженедельно
Воспитатели
Санитарная комиссия
Порядок и чистота в общежитии.
Работа, направленная на нравственно-эстетическое воспитание
Цель – Повышение эстетического уровня в поведении обучающихся, проявляющееся в культуре речи, в межличностных отношениях, в отношении к противоположному полу.
Повышение уровня информированности
Проведение бесед и круглых столов на различные темы – в течение года – воспитатели. Развитие коммуникативных способностей
Проведение игр, викторин, в течение года – воспитатели. Развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры поведения
Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. Конкурс «Самая новогодняя комната» - декабрь – воспитатели, культмассовый сектор. Развитие эстетического вкуса.
Работа, направленная на развитие органов самоуправления
Цель – формирование и развитие организаторских и лидерских способностей студентов, развитие демократических форм управления, способствовать развитию самостоятельности и ответственности за порученное дело.
Выбор членов Совета общежития
Выборы старост блоков – сентябрь. Ответственное отношение к порядку в комнатах
Планирование работы Совета общежития – сентябрь
Воспитатели
Члены Совета общежития
Работа Совета общежития
Проведение заседание Совета – ежемесячно
Воспитатели
Члены Совета общежития
Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц
Список использованной литературы
1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2015.
2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2014.
3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2010.
4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2016.
5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009
6. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 2005. - 18 с.
7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2013. - С. 15-26.
8. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2013.
9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.
10. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.
11. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М., 2005.
12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2016. - N2.
13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- N6. - С. 54-58.