СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы «адаптация студентов, проживающих в общежитии»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии – это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка  активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии – это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка  активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии – это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка  активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии – это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка  активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы «адаптация студентов, проживающих в общежитии»»


Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

«Ярославский торгово-экономический колледж»


Утверждаю

Зам. директора по УВР

___________________________

___________________________Р.Е.Сякина






ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

«АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ,

ПРОЖИВАЮЩИХ В ОБЩЕЖИТИИ»







Разработала:

Спиридонова Елена Александровна





г. Ярославль



Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ярославской области

«Ярославский торгово-экономический колледж»





Программа воспитательной работы

«Адаптация студентов, проживающих в общежитии»

2019-2020 учебный год








Воспитатель:

Спиридонова Елена Александровна





г. Ярославль




Пояснительная записка


В общежитии ГПОУ ЯО «Ярославский торгово-экономический колледж» проживают студенты из сел района и ближайших городов, есть студенты – сироты и оставшиеся без попечения родителей. И адаптация первокурсников стоит первоначальной задачей для воспитателей общежития. В период адаптации студентов к условиям проживания в общежитии мы сталкиваемся с серьезными проблемами в личностном развитии и поведении обучающихся.

Среди наиболее острых можно обозначить следующие: заниженная или завышенная самооценка, конфликты со сверстниками, несформированность навыков самообслуживания, не умение находить компромиссное решение и неумение организовать свой досуг.

Первое время студенты переживают определенный кризис. Этому способствует смена коллектива, встреча с новыми требованиями, потеря привычного статуса в группе сверстников.

Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии – это сложный процесс приспособления к новым условиям, предпосылка активной деятельности и необходимое условие ее эффективности. В этом положительное значение адаптации для успешного функционирования индивида в той или иной социальной роли.

Период адаптации дает возможность осуществить проверку социальной зрелости студентов к вхождению в социум, а также спрогнозировать их дальнейшее продвижение и развитие

Воспитание, как функция современного образования, представляет собой систему содействия процессу самостоятельного развития качеств личности, требуемых обществом, способностей и готовности к высокой культуре социальной самореализации личности специалиста.

В этом отношении для системы воспитания обучающихся, проживающих в общежитии, приобретают особое значение следующие моменты методического характера:

  • умение опираться в воспитательном влиянии, как в учебном процессе, так и во внеурочное время на богатейшие возможности коллективной студенческой самоорганизации, спонтанной творческой активности студентов, направляя её в нужное русло с точки зрения конечных результатов и отдалённых последствий воспитательного воздействия, а не сиюминутного педагогического удовлетворения;

Общежитие колледжа – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.

Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.

Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого студента, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.


Цели и задачи программы

Цель: создание условий для успешной адаптации и гармоничного развития личности студентов, проживающих в общежитии.

Задачи:

  1. Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у студентов к условиям проживания в общежитии;

  2. Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;

  3. Создать орган самоуправления в коллективе студентов;

  4. Сократить случаи девиантного и делинквентного поведения;

  5. Привить трудовые навыки.


Диагностический инструментарий:

  • социометрия Морено (взаимоотношения со сверстниками),

  • анализ воспитательной работы (соблюдение правил проживания, количество обучающихся, посещающих кружки и секции),

  • наблюдение (соблюдение санитарно-гигиенических навыков).














Этапы реализации программы

Реализация программы предусматривает три этапа

Первый этап (сентябрь-октябрь) – адаптация в коллективе.

Основные задачи этапа

  1. Создание условий для формирования положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии;

  2. Ознакомление с нормами проживания и правилами поведения в общежитии

  3. Отработка навыков самообслуживания, культуры поведения и общения – организация самоуправления (совет общежития);

  4. Привитие навыков учебной и трудовой дисциплины за счет самоконтроля, контроля со стороны совета общежития, коллектива сотрудников общежития;

  5. Изучение контингента вновь прибывших ребят; выявление группы риска; выявление интересов, склонностей и потребностей проживающих.

  6. Планирование работы на год.


Ожидаемый результат

  1. успешная адаптация студентов к проживанию в новых условиях, сокращение случаев девиантного поведения;

  2. усвоение студентами норм и правил проживания в общежитии;

  3. усвоение студентами первичных навыков самообслуживания и самоконтроля;

  4. работа Совета общежития;

  5. сокращение случаев потери контингента за счет дезадаптации и девиантного поведения.


Второй этап (ноябрь-апрель) – развитие коллектива и микро-коллектив в комнате.

Основные задачи этапа

  1. Развитие деятельности органов самоуправления в общежитии (Совета общежития) за счет развития секторов совета, и вовлечение большего числа проживающих в его работу;

  2. Укрепление дисциплины; работа с группой риска; исключение случаев девиантного и делинквентного поведения за счет повышения у студентов уровня самоконтроля, ответственности за свое поведение;

  3. Вовлечение студентов, проживающих в общежитии, в кружки и дела по интересам;

  4. Дальнейшее развитие и закрепление навыков культуры поведения и быта; работа коллектива сотрудников и совета общежития по сохранению материально- технической базы общежития;

  5. Работа по выявлению случаев нарушения межличностных отношений (оказание морального и физического давления, конфликты).


Ожидаемый результат

  1. Сокращение количества проживающих, которые входят в «группу риска»;

  2. Исключение случаев потери контингента за счет девиантного поведения, дезадаптации и нарушения межличностных отношений;

  3. Сокращение случаев нарушения правил внутреннего распорядка общежития;

  4. Ремонт помещений и комнат силами студентов;

  5. Развитие работы групп по интересам, вовлечение большего числа проживающих в творческие дела общежития;

  6. Достижение соответствия эстетическим требованиям в оформлении комнат студентов и других помещений общежития.


Третий этап (май-июнь) – подготовка к завершению учебного года.

Основные задачи:

  1. Контроль над сохранностью материально-технической базы общежития.

  2. Подготовка комнат и других помещений общежития к началу следующего учебного года.

  3. Профилактика девиантного и делинквентного поведения за счет режимных требований и постоянного контроля со стороны органов самоуправления и коллектива сотрудников общежития;

  4. Организация выезда  студентов из общежития.


Ожидаемый результат:

  1. Готовность комнат и других помещений общежития к новому учебному году;

  2. Исключение случаев девиантного и делинквентного поведения;


Основные направления программы, обеспечение и ожидаемые результаты.

  1. Работа по изучению контингента;

  2. Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии;

  3. Работа со студентами, входящие в « группу риска»;

  4. Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений;

  5. Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля;

  6. Нравственно-эстетическое воспитание;

  7. Развитие студенческого самоуправления.




Работа по изучению контингента

Цель: изучение личности студентов, составление социального паспорта общежития.

  • Социальный педагог

  • Психолог

  • Воспитатели

  • Медицинский работник

  • Оформление индивидуальных карт


Индивидуальные собеседования с обучающимися и их родителями – сентябрь

  • Воспитатели

  • Классные руководители

  • Сбор аналитических данных


Анкетирование «Расскажи мне о себе» - сентябрь

  • Воспитатели

  • Составление психологического портрета


Работа психолога – сентябрь-октябрь

Педагог-психолог

  • Выявление группы риска, выявление увлечений, интересов и потребностей обучающихся, проживающих в общежитии







Работа по формированию положительного психологического микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии


Цель – создание положительного микроклимата в коллективе студентов, проживающих в общежитии.

Формирование состава комнат с учётом характеров, интересов и склонностей детей – сентябрь – воспитатели

Формирование благополучного психологического климата среди проживающих в одной комнате;

Недопустимость возникновение конфликтов, отсутствие случаев давления и неуважительного отношения друг к другу


Вечер знакомств «Давайте знакомиться!» – сентябрь – воспитатели

Знакомство студентов и воспитателей, создание благоприятного психологического климата


Индивидуальные беседы воспитателей со студентами по их проблемам, консультации психолога – в течение года – психолог, воспитатели

Исключение случаев потери контингента из-за неспособности адаптироваться к условиям проживания в общежитии.


Изучение межличностных отношений – сентябрь – воспитатели, классные руководители

Предупреждение конфликтных ситуаций


Вовлечение в кружки и секции – сентябрь – воспитатели

Занятость студентов





Работа со студентами, входящие в « группу риска»

Цель – снижение количества студентов «группы риска»

  • Воспитатели

  • Инспектор ПДН

Отсутствие случаев давления и вымогательства в общежитии


Профилактическая работа с медицинским работником – в течение года

Воспитатели

Медицинский работник

Привитие санитарно-гигиенических навыков


Профилактическая работа по исключению случаев правонарушений и преступлений

Цель – устранение причин и условий, совершению противоправных действий, предупреждение административных правонарушений и уголовных преступлений.

  • Воспитатели

  • Социальный педагог

  • Психолог

  • Заместитель директора по УВР

Ответственное отношение к имуществу, соблюдение распорядка дня.


Контроль за строгим соблюдением Правил внутреннего распорядка общежития – в течение года

Воспитатели

Заместитель директора по УВР

Отсутствие нарушений правил проживания


Регулярное проведение профилактических бесед с обучающимися, склонными к совершению правонарушений – в течение года

Воспитатели

Инспектор ПДН

Повышение уровня информированности


Общие собрания студентов – ежемесячно

Воспитатели

Члены Совета общежития

Предупреждение нарушения правил проживания


Развитие навыков самообслуживания и самоконтроля

Цель – обучение и привлечение к самообслуживанию, соблюдению санитарного состояния комнат и комнат общего пользования, соблюдение личной гигиены.

  • Воспитатели

  • Медицинский работник

Порядок и чистота в общежитии, улучшение внешнего вида обучающихся.


Проведение рейдов с целью контроля санитарного состояния комнат и мест общего пользования – ежедневно

Воспитатели

Санитарная комиссия

Соблюдение санитарного состояние комнат

Оформление тематических стендов пропагандирующих ЗОЖ – в течение года

Воспитатели

Редколлегия

Повышение уровня информированности

Проведение генеральной уборки и субботников – еженедельно

Воспитатели

Санитарная комиссия

Порядок и чистота в общежитии.


Работа, направленная на нравственно-эстетическое воспитание

Цель – Повышение эстетического уровня в поведении обучающихся, проявляющееся в культуре речи, в межличностных отношениях, в отношении к противоположному полу.

Повышение уровня информированности


Проведение бесед и круглых столов на различные темы – в течение года – воспитатели. Развитие коммуникативных способностей


Проведение игр, викторин, в течение года – воспитатели. Развитие коммуникативных способностей, воспитание культуры поведения


Работа с обучающимися по эстетическому оформлению комнат. Конкурс «Самая новогодняя комната» - декабрь – воспитатели, культмассовый сектор. Развитие эстетического вкуса.


Работа, направленная на развитие органов самоуправления

Цель – формирование и развитие организаторских и лидерских способностей студентов, развитие демократических форм управления, способствовать развитию самостоятельности и ответственности за порученное дело.

Выбор членов Совета общежития

Выборы старост блоков – сентябрь. Ответственное отношение к порядку в комнатах

Планирование работы Совета общежития – сентябрь

Воспитатели

Члены Совета общежития

Работа Совета общежития


Проведение заседание Совета – ежемесячно

Воспитатели

Члены Совета общежития

Подведение итогов работы за месяц, анализ и планирование работы на следующий месяц























Список использованной литературы


1. Адаптация и управление свойствами организма. Под ред. Сорокина А.П. , Стельникова Г.В., Вазина А.Н.-М.: «Медицина» , 2015.

2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. М.2014.

3. Лукьянченко Т.И. Практикум по психодиагностике. Г.-А, 2010.

4. Энциклопедия психологических тестов. Личность, мотивация, потребность. М.:ООО «издательство АСТ», 2016.

5. Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.. 2009

6. Алексеев С.А. Перевоспитание трудных подростков в условиях временного коллектива: Автореф. канд. дисс. - Л., 2005. - 18 с.

7. Башкатов И. П. Социально-психологические особенности развития криминогенных групп подростков // Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С. А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2013. - С. 15-26.

8. Психология и профилактика асоциального поведения несовершеннолетних / Под ред. С.А. Беличевой. - Тюмень: ТГУ, 2013.

9. Психология современного подростка / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика, 2007.

10. Хвостов А. Онтогенез морального сознания: от подростка до студенческой молодежи // Развитие личности. - 2009. - N1.

11. Чернова О.Л. Субъективные предпосылки общения учителей и подростков: Автореф. дисс...канд.психол.наук. - М., 2005.

12. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. - 2016. - N2.

13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии - 2009.- N6. - С. 54-58.