СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа воспитательной работы "Азбука добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у младших школьников нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "Азбука добра"»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 ИМЕНИ С.И. ПОДГАЙНОВА г. КАЛИНИНСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Заместитель директора по УВР Директор школы

_____________________ ___________________

/З.С. Павлова/ /И.В. Миронов/

«___»________2019г. Приказ №___от ____08. 2019 г.

Программа воспитательной работы «Азбука добра» на 2019-2020 учебный год духовно-нравственное направление Программа адресована для работы с воспитанниками группы продлённого дня 1 «б» и 1 «в» классов Срок реализации программы 2 года



Рассмотрено на заседании ШМО Составитель: от августа 2019 г. Дунаева Е.А. Протокол № ___ от « » ___ 2019 г. воспитатель ГПД 1 ________/Голондарёва И.В./




Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука добра» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, на основе авторской программы» И.С. Хомякова, В.И. Петрова «Этика: азбука добра».

Курс «Азбука добра» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса школы, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».

Цели программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Основные задачи программы:

1) способствовать формированию навыков поведения в обществе и воспитанию чувств коллективизма;                               2) способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям;       3) формировать знания о базовых национальных ценностях, традициях народа, прививать любовь к своей Родине.            4) способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.


Актуальность программы:

Приобщение детей к духовным ценностям важно начинать с младшего школьного возраста, чтобы в будущем они могли стать достойными гражданами своей страны, что отвечает требованиям ФГОС НОО.

Общая характеристика курса

      Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов, так и во внеурочной деятельности школьников в форме воспитательной работы.

     Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.


     Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; развивающие нравственное сознание; активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную  сферу.

     Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой.

Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.

     Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально-образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Сроки реализации программы:  2 года (1–2 класс)  Программа воспитательной работы «Азбука добра» предполагает проведение внеурочных занятий в группе продлённого дня для учащихся 1 – 2 классов по 5 часов в неделю, 34 учебные недели, 170 часов в год.


В основу программы положены следующие воспитательные методы:


- вовлечение в общественную деятельность;

- сотрудничество;

- доверие;

- открытый диалог;

- свобода выбора;

- увлечение;

- коллективный анализ и оценка;

- контроль, самоконтроль и самооценка деятельности поведения;

- личный пример





Основные направления и содержание работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся


Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся опирается на основании базовых ценностей в логике реализации следующих направлений:

Направление 1: Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Задачи:

1. Способствовать установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержки.

2. Воспитывать уважительное и тактичное отношение к личности другого человека.

Ценности:

Справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение к старшим.


Направление 2: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека.

Задачи:

1. Дать элементарные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; дать начальные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов.

2. Прививать любовь к школе, к родному краю и к Отечеству.

Ценности:

Коммуникабельность, свобода личная, толерантность.


Направление 3: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Задачи:

1. Дать первоначальные представления о ведущей роли образования, труда и значения творчества в жизни человека и обществе.

2. Воспитывать уважение к труду и творчеству сверстников и старших.

Ценности:

Творчество и созидание, уважение к труду, бережливость и трудолюбие.





Направление 4: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Дать первоначальные сведения о здоровом образе жизни, возможностях человеческого организма.

2. Прививать интерес к занятиям физической культуры, спортом, активным образом жизни.

Ценности:

Стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое; уважение родителей, забота о младших и старших.


Направление 5: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

Задачи:

1. Развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе.

2. Прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающего нас миру.

Ценности:

Любовь к природе, забота об окружающем мире.


Направление 6: Воспитание ценностного отношения к прекрасному, к искусству, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Задачи:

1. Воспитывать любовь к искусству, развивать художественный вкус.

2. Прививать интерес к творчеству.

Ценности:

Духовный мир человека.


Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Азбука добра»

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности.)







Содержание курса

   Я и моя школа (понятие об основных правилах поведения в школе).

 - Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.  

- Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

- Поведение в столовой, правила поведения за столом.

 

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

- Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

- Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без  конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).  

- Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

 

О трудолюбии.  

- Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).  

 - Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки  учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

- Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).  

- Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

 

Культура внешнего вида.  

- Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

- Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

- Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.    


Школьный этикет.

- Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

- Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д.


Я и моя Родина.

- Формирование нравственного самосознания личности, осознание ценностей человеческой жизни. - Воспитание чувства уважения к старшему поколению. - - - Воспитание чувство любви и гордости к Родине. Получение первоначальных знаний о ней, о её достопримечательностях, о народных традициях.


Я и моя семья.

- Воспитание гордости за свою семью, уважение к старшим и младшим, приобщение к семейным традиционным праздникам.


Физкультура и спорт.

- Организация отдыха и досуга. - Знакомство с подвижными играми на воздухе. – Взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и спортивных соревнований.

- Развитие двигательных способностей учащихся.


Природа вокруг.

- Понятие о природе, красоте природы. – Наблюдение за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей.

- Чтение художественных произведений о животных и птицах, разгадывание загадок и кроссвордов связанных с окружающим миром.

- Наблюдение за поведением птиц на улице. Изготовление кормушек.

- Сезонные изменения деревьев в природе. Виды и особенности развития деревьев.



Мир искусства.

- Знакомство с русской народной культурой. – Развитие художественного интереса и таланта к искусству через тематические рисунки. Организация творческих выставок и фотовыставок.


Планируемые результаты освоения программы

 

  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД

  1. Обучающийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.

  1. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер  

     отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.

  1. С помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла,

    значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.

  1. Система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.

    Ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»)


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД

1. Обучающийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к  

    другим мнениям.

2. Обучающийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.

3. Обучающийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

4. Обучающийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

В результате освоения программы


      Обучающийся выучит:

 - правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой, улице, в общественных местах, правильную организацию работы на уроке, уметь  

   оценивать своё поведение;

 - основные требования к внешнему виду человека и уметь выполнять основные правила опрятности;

 - правила и слова вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых  поступках;

- основные правила общения, правила работы в группе.

Обучающийся получит возможность научиться:

 - применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;

 - применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

 - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;  

 - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;

 - работать в паре и в группе;

 - проявлять доброе, терпимое отношение к людям; уважение к родителям, близким;

 - культурно выражать свои эмоции в совместной работе;

 - ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике.  


















ПЕРЕЧЕНЬ

учебно-методического обеспечения

1. Учебное оборудование.

1.1. Парты.

1.2.Доска.

2. Мультимедийное оборудование

2.1. Компьютер.

2.2. Проектор.

2.3. Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.

4. Библиотечный фонд

4.1. Насонкина С.А. «Уроки  этикета», - Рязань, 2000

4.2. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов

педагогических учебных заведений. Воспитание 1 класс / Под редакцией

      профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004

4.3. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов

педагогических учебных заведений. Воспитание 2 класс / Под редакцией

     профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004

4.4. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов

педагогических учебных заведений. Воспитание 3 класс/  Под редакцией

профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004

4.5. Пособие для учителей начальных классов, воспитателей, студентов

педагогических учебных заведений. Воспитание 4 класс/  Под редакцией

профессора М.И. Осиповой. – Минск, 2004

4.6. Соловьева Т.А. Первоклассник: адаптация в новой социальной среде, Москва, «Вако»,         2008

4.7. Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно - практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» - ВИУГУЛ, 1996.

4.8 .Шемшурина А.И., Этическая грамматика, Ленинград,1991.

4.9. http://www.etikets.ru

4.10. http://www.viki.rdf.ru






Используемая литература


1.  Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).

2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011

3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва, 2010

4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010

5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009

6. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.












1 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема учебного занятия

Кол-во часов

Содержание деятельности


Воспитательная работа





Теоретическая часть занятия /форма организации деятельности

Практическая часть занятия /форма организации деятельности


Школьный этикет – 5 ч.







1.


Правила поведения в школе.

1

Правила поведения в школе.

Приход в школу без опозданий.

Формирование правил поведения в школе.

2.


Мы пришли на урок.

1

Правила поведения на уроке.

Правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Обсуждение предложенных ситу-аций. Формулирование правил поведения на уроке.

3.


Зачем нужны перемены?

1

Правила поведения  на перемене.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Обсуждение поставленного пе-ред уроком вопроса. Формулиро-вание правил поведения на пере-мене. Анализ поведения героев художественных произведений.

4.


Мы в школьной столовой.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Поведение в столовой, правила по-ведения за столом. Экскурсия в сто-ловую.

Знакомство  с работниками сто-ловой. Формулирование правил поведения в столовой.

5.


Культура принятия пищи.

1

Правила поведения  в столовой, культура поведения за столом.

Правила поведения за столом.

Закрепление правил поведения за столом, в столовой.

Правила общения – 10 ч.







6.


Зачем нужны вежливые слова?

1

Правила вежливости.

Вежливые слова. Практикум.

Чтение и обсуждение произведе-ния «Волшебное слово». Прос-мотр фрагментов из фильмов. Ролевая игра.

7.


Доброжелательность.

1

Волшебные слова.

Дидактические игры.

Чтение и обсуждение отрывков  книг.  

8.


Какие  бывают поступки?

1

Элементарные представления о добрых и недобрых поступках.

Знакомство с образом этих поступ-ков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи).

Конкурс добрых сюрпризов.      Разыгрывание сценок.    

9.


Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим.

Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения.

Анализ отрывков прочитанных произведений. Формулирование правил общения с товарищами.

10.


Я и мои товарищи.

1

Пути выхода из конфликтной си-туации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Практическое занятие. Формулирование  правил общения по телефону. Просмотр отрывков мультфильмов.

Воспитание уважения к окружающим.

11.


Общения со сверстниками в  играх.

1

Знакомство с коллективными играми.

Практическое знакомство с прави-лами коллективных игр, позволяю-щих играть дружно, без конфликтов

Конкурс рисунков.          Формулирование правил обще-ния с учителями, взрослыми. Разыгрывание сценок.

12.


Мой учитель.

1

Нравственное содержание ситуа-ции (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Установление добрых отношений с окружающими.

Чтение и обсуждение отрывков  книг. Экскурсия в библиотеку. Беседа с библиотекарем.

13.


Думай о других: сочувствие, как его выразить?

1

Проявление элементарного уваже-ния к окружающим (конкретные жизненные ситуации).

Установление добрых отношений с окружающими.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсужде-ние поставленного перед уроком вопроса.

14.


Моя семья.

1

Добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации)

Установление добрых отношений с окружающими.

Конкурс рисунков.  Дидактическая игра.

15.


Я среди людей.

1

Понятия этикета, этики, человека, общения.

Местоимения «я»,  «ты», «мы»,  «он», «они».

Формировать внимательное от-ношение к окружающим.

О трудолюбии – 5 ч.







16.


Что помогает учиться лучше (старатель-ность)?

1

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обя-занность школьника. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

Чтение и обсуждение отрывков детских книг.

17.


Как мы трудимся в школе.

1

(Начальные представления). Пути и способы преодоления лени, неу-мения трудиться (избавление от неорганизованности, недисципли-нированности).

Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня,  кор-ректировать его. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств

Воспитание прилежания и старательности в учении и труде.

18.


Мои обязанности в классе.

1

Виды труда детей в школе.

Оценивать свои действия и дейст-вия товарищей во время дежурств.

Воспитания уважения к труду старших, одноклассников.

19.


Как мы трудимся дома.

1

Виды труда детей дома (началь-ные представления).

Оценивать свои действия.

Наведение порядка в дневнике, портфеле, в кабинете.  

20.


Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои и  школьные

вещи).

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Бережное отношение к школьному и личному имуществу.

Воспитывать бережное отноше-ние к каждой вещи.

Культура внешнего вида – 5 ч.







21.


Основные правила Мойдодыра.

1

Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уваже-ния окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации. Оценивать внешний вид человека.

Подготовка и проведение празд-ника «В гостях у Мойдодыра».        

22.


Как я выгляжу.

1

Понятия «внешний вид» и «внутренний мир» человека.

Показать, что внешний вид зависит от отношения человека к себе и его характера. Внешний вид человека формирует отношение к нему окру-жающих.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным.

23.


Каждой вещи своё место.

1

Полезность вещей, их значение в жизни человека.

Правила применения различных вещей.

Просмотр  отрывков видеофиль-мов и их обсуждение. Развиваю-щие игры. Конкурс поделок нуж-ных вещей.

24.


Правила ухода за одеждой.

1

Полезные советы, как сохранить свою одежду.

Применение правил в жизни. Как гладить рубашку, футболку.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

25.


Язык красок.

1

Знакомство со значением цвета одежды, который расскажет о внутреннем мире человека.

Аппликация. Изготовление одежды.

Воспитывать желание всегда быть аккуратным, ухоженным.

Внешкольный этикет – 7 ч.







26.


Основные понятия этикета.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо».

Деловая игра и её правила.

Познакомить и изучить правила этикета в школе.

27.


Правила поведения на улице.

1

Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (на улице).

Деловая игра и её правила.

Практическое занятие. Формули-рование правил поведения на улице, в транспорте. Выход на улицу.

28.


Правила поведения  в транспорте.

1

Особенности вежливого поведе-ния в разных жизненных ситуаци-ях (в транспорте, во время прогу-лок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудоб-ства, неприятности, надо извини-ться.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

29.


Правила поведения в общественных местах.

1

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного челове-ка. Правила для говорящего.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Правила поведения на концерте, в музее, театре и кино.

30.


Правила поведения в общественных местах.

1

Правила поведения в обществен-ных местах (в магазине, библиоте-ке, театре и т.д.): не мешать дру-гим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обра-щение, просьбу. Правила для слу-шающего.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Основные правила вежливости в общении.

31.


Праздничный этикет.

1

Понятие «праздник». Праздник в школе и дома.

Ролевая игра «Правила этикета на празднике».

Основные правила вежливости в общении.

32.


«Спасибо» и «пожалуйста».

1

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением.

Здороваться первым; доброжелате-льно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спаси-бо» и «пожалуйста» и т.д.  Экскурсия в магазин. Общение с продавцами и покупателями.

Основные правила вежливости в общении.

Школьный этикет –  9 ч.







33.


Как я выгляжу. (Наблюдения).

1

Нравственные понятия «я», «вне-шний вид». Почему люди по вне-шнему виду отличаются друг от друга. Личная гигиена.

Обратить внимание детей  на важ-ность опрятного внешнего вида че-ловека. Каждый человек индивидуа-лен и неповторим.

Способствовать воспитанию ак-куратности, опрятности, береж-ливости – уважения человека к себе.

34.


Школьный этикет. (Круглый стол).

1

Понятия «одноклассник», «друг», «товарищ». Особенности их испо-льзования в общении между людь-ми.

Написать правила школьного этике-та. Оценка поступков ребят при об-щении.

Способствовать  развитию жела-ния употреблять правила школь-ного этикета в ежедневном обще-нии.

35.


Зачем быть вежливым. (Дискуссия).

1

Содержание понятий «вежли-вость», « этикет». Зачем нужны людям правила вежливости и эти-кета. Как человек формирует «личный» этикет.

Обыгрывание жизненных ситуаций. Основные правила вежливости в об-щении, в чём она должна проявля-ться. Вежливые и волшебные слова. Зачем они нужны.

Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим.

36-37.


Сказка о вежливости. (Обыгрывание жизненных ситуаций).

2

Красота героев сказок – их поступ-ки во имя добра и красоты.

Обыгрывание жизненных ситуаций. Показать, что жизнь в сказках отра-жается по-особому.

Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим.

38-39.


«Что мы умеем: делаем новогодние игрушки». (Выставка).

2

Показать, что работа должна быть в радость и удовольствие.

Оформление выставки в кабинете.

Способствовать воспитанию ува-жения к людям труда, желание создавать красоту вокруг себя.

40-41.


Добро и зло в сказках. (Конкурсная программа).

2

Дать понятия добра и зла, добрых и злых поступков. Показать, что добро всегда побеждает зло – это вековая мечта людей.

Сочинение сказки (ложь, выдумка, фантазия в сказках, преувеличение, преуменьшение).

Показать, что добрые отношения  люди создают в жизни сами.

Правила общения  - 5 ч.







42.


Твои поступки и твои родители. (Наблюдения).

1

Семья, родители, родные. Отноше-ние поколений в семье. Почему надо уважать старшее поколение?

Создать этикетку – положительный пример, ситуацию, отношения к ро-дителям.

Способствовать воспитанию мо-ральной ответственности к лю-дям старшего поколения.

43.


Обязанности ученика в школе и дома. (Дискуссия).

1

Обязанности ученика в школе и дома.

Дежурство по классу, обязанности дежурного.

Значение труда в жизни людей.

44-45.


«Правила поведения, отражённые в народ-ных сказках». (Проектная деятельность).

2

Чтение и обсуждение русской на-родной сказки «Лиса и Журавль».

Коллективный проект.

Желание проявлять вежливое от-ношение к окружающим.

46.


Чем богат человек. (Практикум).

1

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; доб-рые и вежливые отношения в се-мье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации)

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

О трудолюбии  -  5 ч.







47-48.


«История религиозного праздника» (по выбору)                       Презентация.

2

Понятия «праздник». Какие быва-ют праздники. Церковные празд-ники и традиции их проведения.

Рождество. Обычаи. Традиции. Правила поведения в храме.

Создать праздничное настроение, ощущение праздника.

49-50.


Ты и твоё здоровье (Круглый стол).

2

Понятия  «здоровье», «здоровый образ жизни».

Составление режима дня школьни-ка. Комплекс упражнений утренней зарядки.

Развитие желания ухаживать за телом, посещение спортивных кружков и секций.

51.


Праздничный этикет.

1

Дать понятия «праздник», особен-ности праздников в школе, в кол-лективе класса, в стране.

Обсудить правила поведения на празднике.

Показать, что умение владеть  настроением – это выражение  уважения к людям.

Культура внешнего вида – 7 ч.







52-53.


Наш класс.                                 (Стенгазета).

2

Устное сочинение «Наш класс», «Мой друзья».

Оформление стенгазеты, дневника наблюдений за погодой.

Желание содержать в чистоте классную комнату, дежурство по классу.

54.


Моя мама – самая лучшая.  (Стенгазета)                              

1

Устное  сочинение «Моя мама».

Чтение  и обсуждение произведения о маме. Портрет мамы.

Способствовать воспитанию ува-жительного ласкового отноше-ния к маме.

55-56.


День рождения. (Стенгазета)

2

Обсуждения разделов газеты. Работа в группах.

Оформления газеты.

Основные правила этикета в ка-фе. Что с чем едят.

57-58.


Учимся общаться. (Практикум)

2

Понятия «общение», «уважение», «вежливость», «тактичность». Правила общения по телефону. Правила общения при обмене мне-ниями.

Обмен мнениями на спортивных занятиях и экскурсиях.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

Внешкольный этикет – 8 ч.







59-60.


«Моя семья: традиции и праздники». Круглый стол.

2

Понятия «традиции», «праздни-ки». Семейные праздники.

Игра «Дарю подарок», сюжетно-ро-левая игра «Ты пришёл на празд-ник».

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

61.


«Герои ВОВ – жители нашего города». Оформление альбома.

1

Понятие «герой», «Родина», «пат-риотизм», любовь к Родине, под-виг во имя Родины, «малая Роди-на». Родина и твой дом.

Оформление альбома. Сообщение о родственниках учащихся, участни-ках ВОВ.

Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине, к окружающим.

62.


«Угощаем национальными блюдами» (кол-лективная работа  школьников и родителей). (Ярмарка)

1

Понятия «национальные блюда», их особенности. Блюда русской кухни.

Подготовка к школьной ярмарке, традиции ярмарки: скоморохи, за-зывала, коробейники…

Способствовать воспитанию лю-бви к родному краю, к родине.

63.


Сказка в нашей жизни. (Наблюдения)

1

Зачем людям нужны сказки. Отно-шение героев сказок к природе, к людям.

Сочиним сказку. Волшебство, чудо, правда в сказках.

Желание читать и рассказывать сказки.

64-65.


Праздничный этикет.

2

Праздник в школе и классе. Познакомить со школьными праздниками.

Сюжетно-ролевая игра.

Правила этикета на празднике.

66.


Готовимся к празднику.

1

Праздник «Прощание с первым классом».

Создание презентации «Вот какими  мы стали!»

Уважение к учителям, родителям

                       




Литература

1.  Хомякова И.С., Петрова В.И. Программа факультатива «Этика: азбука добра» для внеурочной деятельности младших школьников (1 - 4 классы).

2. Т.Н.Максимова «Классные часы 1 класс» (серия «Учебный год»), Москва «Вако», 2011

3. Т.А.Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 5 – 8 лет» (серия «Творческий центр») Москва, 2010

4. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина, Т.В. Киселёва «Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию:1-4 классы», Москва «Вако», 2010

5. Управителева Л.В. Классные часы по нравственному воспитанию в начальной школе.- Ярославль, Академия развития; Владимир: ВКТ, 2009

6. Пикулева Н.В. Слово на ладошке: О вежливости – с вами вместе.- М.: Новая школа, 1994.

     







2 КЛАСС

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во

 часов

Содержание деятельности


Воспитательная работа





Теоретическая часть занятия

Практическая часть занятия


Введение – 1 ч.







1.


Азбука этики. Основ-ные понятия этики.

1

Понятия «этика», «добро», «зло», «плохо», «хорошо». Изучить пра-вила этикета в школе.

Деловая игра и её правила.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

Школьный этикет – 9 ч.







2.


Взаимопомощь: учёба и труд.

1

Значение слов «взаимопомощь, «учёба». Учёба – труд учащихся.

Правила поведения на уроке, на перемене.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

3.


Школьное имущество надо беречь.

1

Значение слов «школьное имущес-тво». Бережное отношение к шко-льному имуществу.

Уход за цветами.

Бережное отношение к школьно-му имуществу - обязанности уча-щихся.

4-5.


Я – личность. Мои роли.

2

Понятия «личность», «индивидуа-льность». Назначение человека в жизни. Мои роли.

Деловая игра. Какие роли мы выпо-лняем в школе и дома.

Помочь детям посмотреть на се-бя со стороны и оценить поведе-ние в своих ролях.

6.


Устав - основной закон школы.

1

Понятия «закон», «Устав», «Устав школы», «права», «обязанности».

Права и обязанности ученика. Зачем они нужны.

Способствовать закреплению по-нятия «права», «обязанности учащихся в школе».

7-8.


Библиотека – храните-льница знаний.

2

Книга - твой вечный друг. Понятия «библиотека», «каталог»,  «хранительница знаний».

Составление правила бережного от-ношения к книге (просьба книги). Экскурсия в библиотеку.

Закрепить навыки работы с кни-гой.

9-10.


«История религиозного праздника» (по выбору) Презентация.

2

Религиозный праздник «Пасха». Традиции, обычаи.

Рисунки на тему «Светлый праздник Пасхи».

Любовь к традициям русского народа, родному краю.

Правила общения  -  6 ч.







11.


Школьное имущество надо беречь.

1

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Значение труда в жизни людей.

Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом дру-гих людей.

12-13.


Слово лечит, слово ра-нит.

2

Активное освоение в речевой и по-веденческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающи-ми.

Чтение  и обсуждение произведений В. Осеевой.

Воспитание желания употреб-лять в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их зна-чения в установлении добрых от-ношений с окружающими.

14-15.


Я и мои друзья (справе-дливость, коллекти-визм).

2

Понятия «друг», «товарищ», «при-ятель», «знакомый». Роль дружбы в жизни человека. Дружба в клас-се. Умеем ли мы дружить.

Обсудить понятие «настоящий друг». Чтение произведений о дру-жбе. Пути выхода из конфликтных ситуаций.

Взаимопомощь, дружба, товари-щество. Преодоление ссор, драк, признание своей вины.

16.


Верность слову.

1

Понятия «слово», «верность сло-ву», «честь». Верность слову как черта характера.

Чтение и обсуждение рассказа «Честное слово».

Показать, что верность своему слову – одно из достоинств чело-века. Доказать, что от верности данного  слова зависит отноше-ние окружающих людей.

О трудолюбии – 5 ч.







17.


Труд кормит, а лень портит.

1

Прилежание и старательность в учении и труде.Значение послови-цы. Значение слов «труд», «лень».

Подбор пословиц о труде, о лени.

Способствовать развитию ува-жения к труду, людям труда.

18-19.


Как организовать свой труд.

2

Мои  обязанности в школе и дома.  Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности).

Проводить хронометраж дня, анали-зировать свой распорядок дня, кор-ректировать его. Оценивать свои действия во время уроков, дежурств

Значение труда в жизни челове-ка. Профессии родителей, бабу-шек и дедушек. 

20-21.


О трудолюбии. (Дискуссия)

2

Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности).

Конкурс рисунков. Устное сочине-ние «Когда я вырасту…»

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва.

Культура внешнего вида – 7 ч.







22-23.


Уход за своими веща-ми.

2

Уход за личными вещами. Береж-ливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, соот-ветствие ситуации.

Способствовать воспитанию ак-куратности, бережного отноше-ния к одежде.

24.


Одежда будничная и праздничная.

1

Понятие «одежда», «одежда буд-ничная и праздничная».

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружаю-щих, собственного хорошего чувст-ва. Одежда для мальчиков и дево-чек. 

Способствовать воспитанию ак-куратности, бережного отноше-ния к одежде.

25-26.


Учимся общаться. Культура внешнего вида.

2

Культура внешнего вида как чис-тота, опрятность, аккуратность в человеке.

Деловая игра «Учимся культуре поведения».

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, со-ответствие ситуации.

27-28.


Мода и школьная оде-жда.

2

Дать понятия «мода», «одежда», «форма», как рождается мода. Мода и этикет.

Модная одежда и отношение ребят в классе. Оценивать внешний вид человека.

Одежда должна быть удобной, опрятной, «идти к лицу» и фигу-ре.

Внешкольный этикет – 6 ч.







29.


Этика в общественных  места.

1

Понятия «вежливость», «тактич-ность», «деликатность». Как я слу-шаю музыку. Правила поведения в музее, театре, на концерте.

Деловая игра «Ты в музее и в теат-ре». Изучить основные правила по-ведения в общественных местах.

Способствовать усовершенство-ванию основных правил этикета.

30.


Поведение в гостях.

1

Правила поведения в гостях.

Сюжетно-ролевая игра.


31.


Я пишу письмо.

1

Правила написания письма.

Написание письма (адресат, адресант).


32.


Поведение на природе.

1

Правила поведения на природе.

Отношение к животным и растениям.

Показать, что мы должны береж-но относиться к природе, её оби-тателям, бороться за охрану при-роды и окружающей среды. Об-щаясь с природой, охранять её здоровье.

33-34.


Мой день рождения.

2

Приглашение. Выбор подарка.

Правила поведения  на празднике. Оформление приглашения.


Школьный этикет –  10 ч.







35.


Азбука этики. Культура поведения и такт.  (Дискуссия)

1

Внешний вид человека. Внутрен-ний мир человека. Культура пове-дения. Такт.

Практическое занятие. Разыгрыва-ние сценок. Обсуждение поставлен-ного перед уроком вопроса.

Способствовать развитию предс-тавлений о культуре поведения, месте такта в культуре поведения

36.


Отношение к учителю, одноклассникам, окру-жающим.

1

Дать понятия «этикет в общест-венных местах», «этикет в столо-вой», «этикет на перемене» и т. д.

Сюжетно-ролевые игры: «Мы в школе», «Мы в столовой», «Мы  на перемене».

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике (настроение, чувства, уважение при выполнении этих правил).

37.


Забота о младших.

1

Доброе, терпимое отношение к  младшим; добрые и вежливые от-ношения (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомс-тво с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоле-ние ссор, драк, признание своей вины).

Практическое занятие. Разыгрыва-ние сценок. Обсуждение поставлен-ного перед уроком вопроса.


38.


Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконт-роль.

1

Дать понятия: поощрения, наказа-ния, прощения, порицания.

Работа над рассказом М.Зощенко «Бабушкин подарок».

Способствовать  воспитанию от-ветственности человека за свои поступки.

39-40.


Поступки человека и его характер.

2

Дать понятия «сильный характер», «слабый характер», вредные и нужные привычки, «поступок», роль поступков  в формировании характера.

Практическое занятие. Разыгрывание сценок. Обсуждение ситуации по группам. Избавление от вредных привычек и плохих черт характера.

Черты в общениях девочек и мальчиков.

41-42.


Культура общения.

2

Дать понятия «общение», «чувст-ва», «настроение», показать, что каждый человек индивидуален, но он живёт среди других людей, что внешний вид, отношение к другим людям, поведение в школе и дома зависит от них самих и выражает-ся в их общении с другими людь-ми.

Игра «Вежливо или невежливо».

Способствовать  развитию предс-тавлений о культуре общения, месте такта в культуре поведения

43-44.


Отзывчивость и доброта.

2

Понятие «доброта». Доброта и от-зывчивость в сказках и в жизни че-ловека. Что значит быть добрым человеком? Почему существует зло?

Разобрать диалоги о доброте и от-зывчивости из школьной жизни. Деловая игра «Отзывчивость и доб-рота – лучшие качества человека».

Способствовать закреплению практических форм общения между детьми.

Правила общения  - 5 ч.







45.


Культура общения. Игра «Город вежливос-ти».

1

Понятия «диалог», «речь», «спор», «рассказ».

Игра «Город вежливости».

Речевой этикет и манера поведе-ния.

46.


Вежливый ли я дома?

1

Ответственность за членов семьи.

Правила общения в семье.


47-48.


Приветствия и знаком-ства.

2

Дать понятия «приветствие», «зна-комство». Формы приветствия, приветствия у народов разных стран. Общение будет приятным только тогда, когда правила приве-тствия и знакомства выполняются доброжелательно.

Правила этикета при знакомстве. Составление диалогов приветствия при встрече.

Речевой этикет и манера поведе-ния.

49.


Верность слову.

1

Дал слово – держи…

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.

Раскрыть в доступной форме мысль, что речь является важней-шим средством общения.

О трудолюбии  -  5 ч.







50.


Культура физического и умственного труда.

1

Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры тру-да. Прилежание и старательность в учении и труде.

Прилежание и старательность в уче-нии и труде. Элементы культуры труда.

Значение труда в жизни людей.

51-52.


Золотые руки.

2

Пути и способы преодоления ле-ни, неумения трудиться (избавле-ние от неорганизованности, недис-циплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.

Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.

Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва.

53-54.


Герои труда.

2

Учение как основной труд и обя-занность школьника. Виды труда детей в школе и дома (начальные представления).

Прилежание и старательность в уче-нии и труде. Трудолюбие как глав-ная ценность человека.

Значение труда в жизни людей. Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурст-ва.

Культура внешнего вида – 7 ч.







55-56.


Что такое культура внешнего вида?

2

Культура внешнего вида как чис-

тота, опрятность, аккуратность в

человеке.

Портрет друга.

Модная одежда и отношения ре-бят в классе. Мода и этикет.

57.


Одежда и осанка.

1

Значение слова «осанка», осанка в жизни человека.

Правила посадки при письме.

Правила опрятности и их значе-ние для здоровья, уважения окру-жающих, собственного хорошего самочувствия.

58-59.


Вежливость и внешний вид.

2

Содержание понятий «вежли-вость», «этикет». Зачем нужны людям правила вежливости.

Практика. Основные правила вежливости в общении.


60-61.


Чувство, настроение, характер человека.

2

Человек должен владеть своими чувствами и своим настроением, стараться понимать чувства и нас-троение других.

Характер (положительный и отри-цательный) на примерах героев про-изведений для детей.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккурат-ность, опрятность, удобство, со-ответствие ситуации.

Внешкольный этикет – 7 ч.







62-63.


«Моя семья: традиции и праздники». (Круглый стол)

2

Дать понятия «семья», «родите-ли», «бабушка», «дедушка», «сёст-ры», «братья», «родословное дере-во». Правила общения в семье. Ответственность друг за друга.

Деловая игра «Отношения в семье».

Способствовать  развитию осоз-нанности, что семья – это люди, связанные чувством любви и от-ветственности друг за друга. Забота о родителях.

64.


Осваиваем правило «Так нельзя».

1

Дать понятия «природа», «здоро-вье», «экология», «охрана приро-ды».

Правила поведения в походе,  на отдыхе, на пляже.

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.

65.


Цветы в жизни челове-ка.

1

Роль цветов в жизни человека. Легенды о цветах.

Правила дарения цветов.

Любовь к прекрасному.

66-67.


«Мы любим свой го-род». (Презентация)

2

Ознакомление с памятными места-ми родного города (виртуальная экскурсия).

Заочное путешествие по родному городу. Моя улица, дом…

Любовь к родному краю.

68.


Обобщение изученного за год.

1

Повторение изученных правил поведения.

Занятие-путешествие в страну «Вежливость».

Усовершенствование знания пра-вил этикета и применение их на практике.