СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка. Цель и задачи программы……………… 3 стр. 2. Приоритетные направления воспитательной работы и их характеристика… 6 стр. 3. План-сетка работы по направлениям……………………………. 9 стр. 4. Список обучающихся класса………………………………… 10 стр. 5. Психолого-педагогическая характеристика класса………… 11 стр. 6. Социальный паспорт класса ………………………… 12 стр. 7. Поручения………………………………… 13 стр. 8. Устав класса…………………………… 14 стр. 9. Индивидуальная работа с обучающимися………………………… 16 стр. 10. Работа с детьми «группы риска» класса…………………………… 17 стр. 11. Работа с детьми из социально неблагополучных семей………… 19 стр. 12. Система работы с родителями и родительским комитетом……… 21 стр. 13. Оценка результатов реализации программы …………………….... 27 стр. 14. Оценка системы работы классного руководителя………………… 31 стр. 15. Анализ воспитательной работы за 2017-2018 учебный год……… 36 стр. 16. Список используемой литературы…………………………………. 37 стр. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего -люди. Из них на первом месте -родители и педагоги. А. С. Макаренко ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств, вплоть до наркотиков, сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным. Законом «Об образовании» и в рамках российской образовательной реформы, целью которой является гуманизация образования, предусматривается не только создание нового поколения учебных пособий и учебников, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры, но и изменения , касающиеся приоритетов регионального содержания образования. В связи с этим в своей работе стараюсь четко определить цели и задачи обучения и воспитания. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений. Но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Это позволяет выделить основные результаты воспитания, выраженные в терминах ключевых воспитательных задач. Их содержание отражает основные направления развития личности: ♦ личностная культура ♦ семейная культура ♦ социальная культура. Личностная культура- это: ■ готовность и способность к пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению; ■ готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критически оценивать свои мысли и поступки; ■ способность к самостоятельным поступкам и действиям на основе морального выбора; ■ осознание ценности других людей, трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм. Семейная культура- это: ■ осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству; ■ понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого; ■ бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода. Социальная культура- это: ■ осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных духовных и нравственных ценностей; ■ вера в Россию, чувство личной ответственности за Отечество; ■ развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности. Цель моей программы следующая: путем сочетания различных методов и приемов воспитательной педагогической деятельности способствовать становлению личности каждого школьника как гражданина Российской Федерации , способствовать духовно-нравственному развитию личности через систему «школа-семья-социум», формировать нравственные категории у обучающихся через принятие обучающимися семейных традиций, ценностей.
Задачи программы: 1. Воспитание граждан с ориентацией на общечеловеческие ценности, понимание и поддержание нравственных устоев семьи. 2. Формирование у учащихся высокого патриотического сознания. 3. Воспитание чувства верности к своему Отечеству, вовлекать воспитуемых в использование историко - культурных традиций донского казачества и региональных особенностей Донского края. 4. Воспитывать интерес и уважение к культуре русского народа. 5. Предоставить учащимся возможность реализовать себя в различных видах деятельности, ориентированных на общечеловеческие ценности. Программа рассчитана на учащихся начального звена. Ожидаемые результаты: -активная жизненная позиция школьника; -приобщение к нравственным, духовным ценностям современного мира; -патриотическое и гражданское самосознание; -уважительное отношение к старшим, проявление заботы к младшим; -соблюдение народных традиций, любовь к казачьему фольклору и песням; -эмпатическое и толерантное отношение к окружающим; -представление о семье как о высшей ценности гражданского общества. При составлении плана воспитательной работы с классом планирую мероприятия в соответствии со следующими направлениями: Направление I. «Моя семья» Цель работы классного руководителя в этом направлении является максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя семья »: -Организация и совместное проведение досуга детей и родителей. - Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса- педагогов, родителей, детей. -Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с людьми. Формы работы с классным коллективом в направлении « Моя семья »: - тематические классные часы «История нашей семьи», «Военная летопись семьи», «Моя семья в воспоминаниях родных» и др. - Праздники семьи, спортивные состязания с участием бабушек и дедушек, мам и пап. - Праздники, посвященные датам календаря ( 8 марта, 1 сентября, День учителя, день Победы и др.) - Походы выходного дня, экскурсии. Направление II. «Моё Отечество». Цель работы классного руководителя в этом направлении является формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё Отечество» -Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. - Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. - Формирование гуманистического мировоззрения. Формы работы с классным коллективом в направлении «Моё Отечество»: - Тематические классные часы. - Встречи с представителями правоохранительных органов. - Посещение воинских частей. - Конкурсы, праздники по правовой тематике. Направление III. «Мой образ жизни» Цель работы классного руководителя в этом направлении является обучение учащихся пониманию смысла жизни, ценности своего существования и ценности существования других людей, передача учащимся знаний, умений и навыков социального общения людей (как позитивного, так и негативного) опыта поколений. Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой образ жизни»: -Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания. - Формировать у учащихся осознание необходимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем. -Знакомить учащихся с традициями и обычаями общения различных поколений. - Формировать у учащихся культуру общения в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик», «взрослый-ребенок». - Создавать в детском коллективе одинаковые условия для общения всех учащихся класса. Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой образ жизни»: - Тематические классные часы по нравственной тематике. - Дискуссии по нравственной тематике. - Интерактивные игры, тематические классные часы - Самопрезентация и самопредставление - Праздники, конкурсы, ролевые игры. - Изучение нравственного наследия мира. Направление IV. «Моё здоровье» Цель работы классного руководителя: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моё здоровье»: - Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья. - Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья. Формы работы с классным коллективом в направлении « Моё здоровье»: - спортивные конкурсы, соревнования внутри класса, спартакиады, олимпиады, -марафоны, турниры; - встречи с победителями спортивных соревнований, семейными династиями, активно занимающимися спортом; - дни здоровья; - предметные утренники, спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, устные журналы; - беседы и дискуссии по темам: «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены моей страны и мира», «История видов спорта», «Древние виды спорта» и др.; - психолого-педагогические консилиумы и тематические консультации по вопросам сохранения здоровья учащихся. Направление V. « Моя учёба» Цель работы классного руководителя в этом направлении является оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно. Задачи работы классного руководителя в направлении «Моя учёба»»: - Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития - Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии. - Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность. -Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость. Формы работы с классным коллективом в направлении «Моя учеба»: - внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников; - интеллектуальные марафоны внутри класса; - интеллектуальные бои; - школы интеллектуального развития. Направление VI. « Мой досуг» Цель работы классного руководителя в этом направлении является создание условий для проявления учащимися класса инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях. Задачи работы классного руководителя в направлении «Мой досуг»: -Создание условий для раннего проявления учащимися класса своих индивидуальных способностей во внеурочной деятельности. - Использование активных и нестандартных форм внеклассной деятельности учащихся, отвечающих их интересам и возможностям. - Развитие способностей адекватно оценивать свои и чужие достижения, радоваться своим успехам и огорчаться за чужие неудачи. Формы работы с классным коллективом в направлении «Мой досуг»: - празднование памятных дат в жизни учащихся; - празднование памятных дат календаря; -посещение музеев, выставок; -театрализованные представления.; - фестивали, презентации, дискотеки, танцевальные вечера План-сетка по направлениям Месяц | Направление «Моя семья» | Направление «Моё Отечество» | Направление «Мой образ жизни» | Направление «Моё здоровье» | Направление «Моя учеба» | Направление «Мой досуг» | Сентябрь | «Я, ты, он, она- вместе -целая страна!» | Кл. час «С чего начинается Родина» | Кл. час «Чтение - вот лучшее учение» | День здоровья | «Путешествие по рекам, странам, городам» | Праздник «Учебный день, которого нет в расписании» | Октябрь | Беседа «Дорогие мои старики» ( ко Дню пожилого человека) | Заочное путешествие «Чем богат наш край» | Кл. час «Правила поведения в школе» | Игры на свежем воздухе «Веселые старты» | Литературная гостиная | Конкурс поделок из природного материала | Ноябрь | Кл. час «Самые дорогие для нас слова : мама, Родина, мир» | «Живем в мире и согласии» | Путешествие в страну «Именинник» | «История возникновения Правил дорожного движения» | Игра «Слабое звено» | «Герои любимых мульт- фильмов | Декабрь | «Что означает моё имя?» | Беседа «Символы Российского государства» | Беседа «Спешите делать добро» | Игра-викторина «Почему важно не забывать о гигиене» | Конкурс веселых математиков» | Праздник- репортаж «Встреча Нового года в разных странах» | Январь | Беседа «Новый год в моей семье» | «Что значит быть счастливым в своей стране?» | Урок благотворительности «Кому нужна моя помощь?» | Зимние олимпийские игры | Час загадок и отгадок | Зимние праздники «Рождество. Святки. Крещение» | Февраль | «Папа, мама, я- спортивная семья» | Игровая программа «Служу России» | Беседа «Считаете ли вы себя культурным человеком» | «Знакомство с дорожными знаками» | Кл. час «Животные родного края» | День святого Валентина | Март | П | дготовка открыток для мам, бабушек, сестёр Кл. час «Весенние праздники и обряды на Руси» | Конкурс «Коса-девичья краса» | Игра –путешествие «Наше питание» | «Путешествие по сказкам» | Праздник девочек и мам | Апрель | Встреча с бабушками и мамами «Как трудно быт | мамой» «Человек- хозяин природы» | Экологическая беседа «Человек- хозяин природы» | Устный журнал «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» | Внеклассное занятие «На лесной поляне» | Кл. час «Мы весну встречаем» | Май | Организация с родителями похода по родным местам | Игра-викторина »Сохраним нашу Землю голубой и зеленой» | Познавательная программа «Скуку, лень из жизни вон» | «Правила перехода улиц и дорог» | Экскурсия «Ищем клад» | Игровая программа «Здравствуй, Лето!» |
Устав класса. 1. Мы и наша Родина. Мы любим нашу Родину и сделаем ее красивой Мы уважаем традиции своей страны и бережно относимся к истории. Мы заботимся о природе. Мы соблюдаем чистоту и порядок там, где находимся. Мы заботимся о своем здоровье и здоровье окружающих нас людей. 2. Мы и школа. Наш класс – структурное поздравление школы. Мы активные участники всех общественных дел. Наш адрес: кабинет № 3, самый красивый и уютный кабинет в школе. Наш девиз: относись к другим так, как хотел бы, чтобы отнеслись к тебе. 3. Только мы. Цель: воспитать в себе человека, чтобы созидать. Перспектива: жить так, чтобы тебя уважали. Правила нашей жизни: Мы - самые дружные. Мы работаем над собой, развиваем свои творческие способности. Мы трудимся, чтобы стало лучше вокруг. 4. Мы и наш классный руководитель. Нашим классным руководителем может быть не каждый учитель, а лишь тот, который нас хорошо знает, любит, понимает и верит в нас. 5. Мы и наши родители. Родители – наши помощники и друзья. Мы всегда вместе: Мы в школе – они переживают. Мы дома – они контролируют. Мы трудимся – они помогают советом и делом. Мы отдыхаем – они отдыхают и веселятся вместе с нами. Нельзя огорчать своих родителей! 6 . Мы и наши учителя. Уважаем всех учителей школы. Стараемся, чтоб учителям было интересно с нами работать. 7. Мы и наши младшие товарищи. Никогда не обидим наших младших друзей! Поможем и защитим!
Психолого-педагогическая характеристика класса Состав класса В классе обучается 11 человек, из них 6 мальчиков и 5 девочек. Большинство детей 2008 года рождения ( кроме Грицай М). Социальный паспорт класса выглядит следующим образом: 7 детей воспитывается в полных семьях, у 2 – родители-одиночки, 2 ребенка – опекаемые. Два ребенка проживают в многодетных семьях. Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. Из беседы с учителями-предметниками можно сделать вывод о том, что почти все учащиеся находятся в хороших отношениях с учителями. В целом большинство учащихся воспитываются в хороших семьях, но есть родители, которые не уделяют должного внимания своим детям. В целом у класса успеваемость средняя. Структура класса Старостой класса является Захаренкова Рита. Она старается поддерживать дисциплину в классе, ведет контроль над посещаемостью и успеваемостью, помогает классному руководителю в организации дежурства в классном кабинете. Учебный сектор класса помогает старосте в контроле над успеваемостью и своевременном исправлении неудовлетворительных отметок одноклассников. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все учащиеся в дружеских отношениях друг с другом. Мальчики и девочки дружат между собой. Особенности развития класса как группы Есть учащиеся, которые полны энергии, но имеются и пассивные ребята. Но большинство обладает средним уровнем активности. В силу своего возраста, у ребят отмечается быстрая смена интересов. Уровень сплоченности коллектива я проверила с помощью методика «Лесенка» и вывила, что класс является дружным, конечно бывают разные ситуации, но мы стараемся их разрешать. Каждый чувствует себя частью доброго, сильного, сплочённого целого классного коллектива. Следовательно, учащиеся связывают успех своей совместной деятельности, прежде всего с положительным отношением к учебе и с собственным стилем поведения и деятельности и в меньшей мере – с учебно-организационными умениями класса. К традициям класса можно отнести поздравление каждого учащегося с днем рождения, поздравление мальчиков и девочек с тематическими праздниками, а также поздравление учителей мелкими, но приятными подарками. Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. Учащиеся переживают удачи и неудачи своего класса. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе. Большинство учащихся занимаются в различных кружках, как в школе, так и за ее пределами. Используют полученные знания, умения и навыки на уроках, в разнообразных конкурсах и соревнованиях проводимых в школе. Работа с родителями Основная задача классного руководителя (общая с задачами родителей) — создать условия для свободного развития физических и духовных сил учеников, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями, защитить от всех неблагоприятных факторов, мешающих этому. Важнейшая направленность деятельности классного руководителя — это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что, воспитывая ученика, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями. Педагогу необходимо знать, какова сфера материального бытия ребенка, каков образ его жизни, каковы традиции и обычаи семьи. Здесь необходимо следующее: а) изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; б) психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед; в) организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей; г) защита интересов и прав ребенка в так называемых трудных семьях. Основные направления классного руководителя и родителей: Общение - это воздействие, обусловливающее самое максимальное развитие личности ребенка, это этическое воздействие на признанные ценности Человека. Успеху работы классного руководителя совместно с родителями способствуют три личностных образования: интерес к жизни, интерес к человеку, интерес к культуре. Решение проблемы общения приводит детей к пониманию общечеловеческих ценностей, когда они становятся нормой для учащихся. Высшая ценность -человеческая жизнь. Никто не имеет права посягать на нее. Интерес к жизни -это непременное условие работы с детьми, условие эффективности воспитания. Воспитание с этих позиций направлено на формирование способности быть счастливым, в основе которой - принятие жизни как дара природы. Понимание и восприятие человека как личности, имеющей право на понимание, способной самосовершенствоваться, обладающей индивидуальными ценностями (семья, близкие люди, увлечения). Культурные ценности мира, их значение в развитии и становлении человека, формирование понимания их необходимости и важности в жизни. Познавательная сфера жизни ребенка. Для решения этой проблемы нужно обратить внимание на: а) выработку совместно с семьей единой тактики в развитии учебных умений ученика, его познавательной активности, его будущего профессионального определения; б) осуществление мероприятий совместно с родителями, расширяющих кругозор и познавательные интересы ученика, стимулирующих любознательность, исследовательское мышление; в) проведение психолого-педагогических консилиумов, разрабатывающих программы коррекции общеучебных умений отдельных учащихся и всего класса на родительских собраниях; г) организацию классных часов совместно с родителями по совершенствованию у учащихся учебных умений и возможностей, саморазвитию. Таким образом, классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной концепции школы, педагогической позиции классного руководителя, о методике воспитания, о целях и задачах личностного развития школьников на данный период, о ходе духовного развития ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах » т. п.) и корректировка семейного воспитания — именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку, жизни и деятельности ребенка, обеспечивающие и коррекцию личности родителей. Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся: В практической работе с родителями учащихся используются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Формы работы с родителями: - родительские собрания; - индивидуальные консультации ; - посещение на дому; -тематические консультации; - родительские чтения; - проведение совместных праздников; - общешкольные родительские собрания Примерная тематика проведения классных родительских собраний 4 класс 1. Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка. 2. Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности. 3. Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников. 4. Итоги четырех лет обучения . Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка | Учебные способности ребенка. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности | Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьник | в Итоги четырех лет обучения |
Работа с детьми «группы риска» Особого внимания требуют к себе учащиеся, которых называют трудными. Ни один ребенок, который приходит в школу, не хочет быть в их числе. Трудными дети становятся, в первую очередь, в результате семейного воспитания. Плохие, враждебные взаимоотношения в семьях, разводы родителей, манипулирование детьми, перебрасывание ребенка из одной семейной ситуации в другую- все это приводит к тому, что ребенок становится трудным. При поиске причин появления трудностей в поведении ребенка я пытаюсь найти ответы на такие вопросы: - Какие особенности характера ребенка влияют на неадекватность его поведения? - Какие неблагоприятные внешние условия влияют на неадекватность поведения ученика? - Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть самостоятельно? - Какие неблагоприятные обстоятельства ребенок может преодолеть с помощью родителей? - Какую помощь может оказать общественность? - Какие педагогические ошибки недопустимы в воспитании ребенка? - Как исправить ошибки, которые уже допущены мной и семьей? Для ответов на эти вопросы использую следующие формы работы с детьми «группы риска»: посещение семей; индивидуальные беседы с детьми и родителями; педагогическая диагностика ( тестирование, анкетирование, наблюдение); привлечение к беседам социального педагога, участкового инспектора, администрацию школы; работа школьного Совета профилактики правонарушений; привлечение учащихся к посещению объединений дополнительного образования.
Количество учащихся группы «риска» | 2016-2017 год | 2017-2018 год | 2018-2019 год | Количество детей группы «риска» | 0 | 0 | | При составлении плана воспитательной работы на учебный год провожу анализ социального паспорта класса. Исходя из результатов, определяю направления работы с каждой семьёй. Число семей переселенцев _____0___чел. ( из стран ближнего зарубежья) В них детей_____0_чел. 12. Число семей, пострадавших от аварии на ЧАЭС __-___чел. 12.1. родители-ликвидаторы аварии ___-___чел. 12.2. дети, переселившиеся из зоны ЧАЭС ___-__чел. 13. Число родителей, принимавших участие в военных действиях в горячих точках планеты __-__чел. 14.Образовательный уровень родителей 14.1 . среднее образование 2 чел. 14.3. высшее 4 - чел. 14.2. среднее специальное 3 чел. 15. Количество компьютеров- 11 Оценка результатов реализации программы. Уровень воспитанности в классе Цель: Определить уровень воспитанности в классе. Стержневые качества личности: 1.трудолюбие 2.эрудиция 3.прилежание 4.отношение к природе 5.эстетические вкусы 6.нравственные качества 7.самовоспитание. Уровень воспитанности определяется бальной системе оценки: «1» - качество не проявляется. «2» - проявляется редко. «3» - качество проявляется почти всегда, но под воздействием учителя, родителей. «4» - качество проявляется почти всегда, но не стало потребностью учащихся, требуется контроль со стороны взрослых. «5» - качество проявляется всегда, иначе учащийся поступить не может. Карта воспитанности за 1 класс При оценке уровня воспитанности участвовало 23 человека. Оценка | Стержневые качества личности | Трудолю- бие | Эрудиция | Прилежа- ние | Эстетические вкусы | Нрав- ственные качества | Само- воспита-ние | «3» | 30% | 25% | 42% | 23% | 21% | 43% | «4» | 33% | 44% | 37% | 32% | 46% | 32% | «5» | 37% | 31% | 21% | 45 % | 33% | 25 % | Вывод: при рассмотрении карты воспитанности классного коллектива самыми высокими процентами ( 45% и 46% ) являются развитие эстетических вкусов и нравственные качества, остальные качества составляют от 30-42%. Самым низким показателем является самовоспитание(25%, 32%) Задача на следующий учебный год: учитывая возрастные особенности учащихся, спланировать воспитательную работу в классе на следующий год таким образом, чтобы повысить понимание каждым ребенком необходимости самостоятельной корректировки своего поведения, развивая в себе лучшие качества. Карта воспитанности за 4 класс При оценке уровня воспитанности участвовало 23 человека. Оценка | Стержневые качества личности | | Трудолю- бие | Эрудиция | Прилежа- ние | Эстетические вкусы | Нрав- ственные качества | Само- воспита-ние | «3» | 29% | 23% | 39% | 23% | 20% | 38% | «4» | 33,2% | 45% | 39% | 32% | 46% | 34% | «5» | 37,8% | 32% | 22% | 45 % | 34% | 28 % | | | | | | | | Вывод: При рассмотрении карты воспитанности классного коллектива самыми высокими процентами (45%и 46%) остаются эстетические вкусы и нравственные качества. Повысился процент такого качества, как самовоспитание ( с 28-34%), а также степень прилежания – с 22-39%. Задача на следующий учебный год: продолжить работу по воспитанию у учащихся умения критически оценивать своё поведение , ответственного отношения к самостоятельному выполнению домашнего задания и подготовке к урокам в целом.
Тест «Незаконченный тезис» ( методика «Свободный выбор») Цель: определить степень позитивного или негативного отношения к жизни. Ход проведения: учащиеся дописывают предложения в течение 1-2 минут. По ним определяется позитивное или негативное отношение к миру. 1. Я иду утром в школу………………………………………………………. 2. Хорошая жизнь- это……………………………………………………..… 3. Быть человеком- значит…………………………………………………… 4. Самое главное в жизни…………………………………………………….. 5. Нельзя прожить жизнь……………………………………………………… 6. Чтобы иметь друзей, надо………………………………………………….. 7. В хорошей школе…………………………………………………………… 8. Когда есть свободное время, я……………………………………………… 9. Музыка нужна, так как………………………………………………………. 10. Я не согласен с тем, что говорят, будто я……………………………………
Результаты анкетирования во 2 классе Позитивное отношение к жизни | Негативное отношение к жизни | 62% | 38% | Результаты анкетирования в 3 классе Позитивное отношение к жизни | Негативное отношение к жизни | 64% | 36% | Результаты анкетирования в 4 классе ( на начало года) Позитивное отношение к жизни | Негативное отношение к жизни | 78% | 22% | Вывод: результаты анкетирования за 3 года свидетельствуют о положительной динамике повышения позитивного отношения обучающихся к школе, одноклассникам, друзьям, к жизни в целом.
Оценка системы работы классного руководителя В качестве инновационного метода оценивания уровня обучения и воспитания , компетентностного подхода к этому процессу в течение уже 3 лет практикую введение портфолио ученика начальной школы. Портфолио- это способ фиксирования, накопления и оценивания педагогами, родителями и самим учеником результатов его духовно-нравственного развития. Портфолио- нечто большее, чем папка школьных и семейных работ, отчетов о выполнении каких-либо дел. И я вот как определяю основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах: ● создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; ● максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию, ● формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; ● приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»; ● формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач (по моему мнению ) необходимо сместить акцент, сделав основной упор в начальной школе не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Список используемой литературы 1.Воспитательная система класса: теория и практика \Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005. 2.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №2. М.,2007. 3.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №4. М.,2007. 4.Воспитание школьников \ научно-методический журнал №8. М.,2007. 5.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2007. 6.Классный руководитель \ научно-методический журнал №3. М.,2007. 7.Классный руководитель \ научно-методический журнал №8. М.,2007. 8.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2007. 9.Классный руководитель \ научно-методический журнал №2. М.,2008. 10.Классный руководитель \ научно-методический журнал №1. М.,2006. 11.Классный руководитель \ научно-методический журнал №7. М.,2006. 12.Классный руководитель \ научно-методический журнал №4. М.,2008. 13.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. 14.Отечество: гражданское и патриотическое воспитание \ Т.М.Кумицкая, О.Е.Жиренко.-М.:ВА |