Программа
воспитательной работы
«Планета добра»
по педагогическому руководству классным коллективом
Содержание
1. Пояснительная записка.
1. 1. Цели и задачи.
1.2. Принципы реализации программы
1.3. Сроки реализации.
1. 4. Направления реализации.
1. 5. Прогнозируемые результаты.
2. Содержание программы.
2. 1. – 1 класс.
2. 2. – 2 класс.
2. 3. – 3 класс.
2. 4. – 4 класс.
3. Мониторинг.
1. Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа по воспитательной работе в начальной школе представляет собой системную целенаправленную работу по воспитанию основных правил культурного поведения.
1. 1. Цели и задачи
Цель:
воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России
Задачи:
формировать основы морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
формировать основы нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
формировать способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно – оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
развивать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание другим людям;
развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
1. 2. Принципы реализации Программы
Содержание и организационные формы воспитательной работы классного руководителя соответствует основным принципам концепции воспитательной работы школы, которые ориентируют воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственной и физически здоровой личности.
Основные принципы реализации воспитательного процесса.
Педагог относится к учащимся как к ответственным субъектам собственного развития.
Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа – его корни. Воспитание – крона.
Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникально личности.
Общечеловеческие ценности, ценности и нормы национальной культуры, региональные традиции помогут учащемуся освоить социокультурный опыт и свободно определиться в социальном окружении.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной «я – концепции» личности учащегося.
Методы и формы
1) индивидуальные
2) групповые
3) массовые
урок-игра
урок-беседа
викторина
проектная деятельность
классные часы
экскурсии
ролевые игры
поисковая работа
беседы
конференции
встречи
1. 3. Срок реализации программы
В урочное и внеурочное время реализации программы достигается через развитие детского коллектива, проведение социально направленных дел, различного рода массовых мероприятий, конкурсов, экскурсий, оздоровительных акций.
Программа воспитательной работы рассчитана на 4 года, создана с учетом этапов развития воспитательной системы класса.
Участники, задействованные в реализации программы, постоянно совершенствуются сами и совершенствуют свою деятельность, находят новые формы и методы работы, побуждающие инициативу. Содержание программы изменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников, постоянное возрастающих запросов общества в образованных людях, модернизации российского образования и воспитания.
Возраст школьников, участвующих в реализации Программы – 7–10 лет (учащиеся 1–4-х классов).
1. 4. Направления реализации.
Основные вопросы воспитания будут реализованы через коллективные творческие дела, разнообразные по форме и содержанию, по следующим направлениям:
- патриотизм
- гражданственность
- семья и здоровье
- труд и творчество
- искусство и литература
- природ
1. 5. Прогнозируемые результаты.
1) Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
2) Знание истории города и края;
3) Ощущение себя равноправным членом коллектива класса;
4) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
5)Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
6) Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
7)Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
2. СОДЕРЖАНИЕ
2. 1. - 1 класс- «Давайте знакомиться!»
Цель: формирование классного коллектива, как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
Задачи:
1. Формировать дружный коллектив с активной жизненной позицией; усвоить умения и навыки познавательной и практической деятельности.
2. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
3. Создать условия для формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
4. Воспитывать у учащихся ответственность, самостоятельность, доброту.
2. 2. - 2 класс - «Учись дружить!»
Цель: создание здорового микроклимата в детском коллективе, формирование положительных межличностных отношений.
Задачи:
1. Продолжить формирование классного коллектива.
2. Воспитывать заинтересованное, ответственное отношение к труду и учёбе.
3. Воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
4. Формировать духовные качества и эстетические чувства.
2. 3. - 3 класс - «Учимся жить в коллективе»
Цель:
создание в классном коллективе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки, раскрытие творческой индивидуальности личности младшего школьника.
Задачи:
Продолжить работу по формированию коллектива класса, через активизацию деятельности каждого ребенка, сознательной дисциплины.
Воспитывать чувства ответственности и гордости за свою Родину.
Продолжить работу по воспитанию мотивации здорового образа жизни, бережного отношения к природе, чувства ответственности за нее.
4. Развивать способности, формировать эстетические потребности и вкусы, сознательную дисциплину.
2. 4. - 4 класс - «Вместе мы сила!»
Цель: создание условий для саморазвития личности.
Задачи:
1. Воспитывать патриотизм, любовь к Родине.
2. Способствовать выработке у детей личных взглядов и убеждений.
3. Воспитывать заинтересованное и ответственное отношение к труду, к учёбе.
4. Вовлекать детей во внеклассные мероприятия с целью профилактики правонарушений и безнадзорности.
5. Продолжить формирование коллектива.
6. Прививать навыки культурного поведения, сознательной дисциплины.
7. Развивать у детей творческие способности, формировать духовные качества, эстетические чувства.
3. Мониторинг.
С целью изучения эффективности воспитания проводится диагностика уровня воспитанности и анкетирование учащихся. В определении уровня воспитанности используется Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности младшего школьника по методике д.п.н. КГПУ М.И. Шиловой (диагностические таблицы УНВ отражают пять основных показателей нравственной воспитанности школьника: саморегуляция личности, отношение к обществу, активная жизненная позиция, отношение к родине, отношение к природе).Мониторинг проводится 1 раз в год (в конце учебного года)
Основные отношения показателей воспитанности | Признаки и уровни формирующихся качеств |
Отношение к обществу |
1.Патриотизм |
1. Отношение к родной природе | 3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 - любит и бережет природу; 1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 - природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну | 3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 - интересуется историческим прошлым; 1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 - не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами | 3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 - находит дела на службу малому Отечеству; 1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству |
4. Забота о своей школе | 3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других 2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 - в делах класса участвует при побуждении; 0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
Общий балл | |
Отношение к умственному труду
2.Любознательность | |
5. Познавательная активность | 3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное; 2 – сам много читает; 1 – читает при побуждении взрослых, учителей 0 – читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует |
6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | 3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим; 2 – стремится учиться как можно лучше 1 – учиться при наличии контроля; 0 – плохо учится даже при наличии контроля |
7. Саморазвитие | 3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей; 2 – есть любимое полезное увлечение; 1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя; 0 – во внеурочной деятельности не участвует. |
8. Организованность в учении | 3 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам; 2 – работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно 1- работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем; 0 – на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет |
Общий балл | |
Отношение к физическому труду
3. Трудолюбие. | |
9. Инициативность и творчество в труде | 3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд; 2 – находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом; 1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими; 0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет. |
10. Самостоятельность | 3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей; 2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен; 1 – трудится при наличии контроля; 0 – участия в труде не принимает |
11. Бережное отношение к результатам труда | 3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других; 2 – бережет личное и общественное имущество; 1 – требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу; 0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества. |
12. Осознание значимости труда | 3 – осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам; 2 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам; 1 – не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве; 0 – не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться. |
Общий балл | |
Отношение к людям
4. Доброта и отзывчивость | |
13. Уважительное отношение к старшим | 3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников; 2 - уважает старших; 1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве; 0 - не уважает старших, допускает грубость. |
14. Дружелюбное отношение к сверстникам | 3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость; 2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам; 1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших; 0 - груб и эгоистичен |
15. Милосердие | 3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других; 2 - сочувствует и помогает слабым, больным; 1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля 0 - неотзывчив, иногда жесток |
16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | 3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других 2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми; 1 - не всегда честен; 0 - нечестен |
Общий балл | |
Отношение к себе
5. Самодисциплина. | |
17. Развитая добрая воля | 3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников; 2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее; 1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других; 0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать. |
18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | 3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других; 2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других; 1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля; 0 - нормы и правила не соблюдает |
19. Организованность и пунктуальность | 3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других; 2 - своевременно и качественно выполняет свои дела; 1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле; 0 - начатые дела не выполняет |
20. Требовательность к себе | 3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках; 0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках. |
Общий балл | |
Средний балл | Общее кол-во баллов разделить на 20 |
Определяется средний балл сформированностипоказателей нравственной воспитанности школьника: 0-4 балла –низкий уровень воспитанности, 5-8- базовый уровень воспитанности; 9-12 – повышенный уровень воспитанности.
Образец карты сформированностипоказателей нравственной воспитанности класса
Список класса | 1.Патриотизм | 2.Любознатель-ность | 3. Трудолюбие | 4. Доброта и отзывчивость | 5. Самодисциплина. | Общий балл | Сред-ний балл |
Отношение к родной природе | Гордость за свою страну | Служение своими силами | Забота о своей школе | Познавательная активность | Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | Саморазвитие | Организованность в учении | Инициативность и творчество в труде | Самостоятельность | Бережное отношение к результатам труда | Осознание значимости труда | Уважительное отношение к старшим | Дружелюбное отношение к сверстникам | Милосердие | Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | Развитая добрая воля | Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | Организованность и пунктуальность | Организованность и пунктуальность | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сумма баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл по позиции | | | | | | | |
Карта сформированности показателей нравственной воспитанности ______класса в 20…- 20… уч.г.
Список класса | 1.Патриотизм | 2.Любознатель-ность | 3. Трудолюбие | 4. Доброта и отзывчивость | 5. Самодисциплина. | Общий балл (сумма баллов 20 столбцов) | Средний балл (предыдущую сумму разделить на 20) |
Отношение к родной природе | Гордость за свою страну | Служение своими силами | Забота о своей школе | Познавательная активность | Стремление реализовать свои интеллектуальные способности | Саморазвитие | Организованность в учении | Инициативность и творчество в труде | Самостоятельность | Бережное отношение к результатам труда | Осознание значимости труда | Уважительное отношение к старшим | Дружелюбное отношение к сверстникам | Милосердие | Честность в отношениях с товарищами и взрослыми | Развитая добрая воля | Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения | Организованность и пунктуальность | Организованность и пунктуальность |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сумма баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Средний балл по позиции | | | | | | | |
Определение среднего балла по позиции: сумму баллов каждого столбца разделить на 4
Вывод и постановка воспитательных задач на следующий уч. год.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________