ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Занимательный английский» имеет научно – познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации урочной деятельности обучающихся 5-х классов.
Место учебного курса в учебном плане.
Вариативная часть базисного учебного плана включает урочную деятельность учащихся, которая учитывает особенности, образовательные потребности и интересы обучающихся. Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Данная программа рассчитана на 34 часа из расчѐта 1 учебный час в неделю.
Одна из основных задач образования по стандартам третьего поколения – развитие способностей ребѐнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.
Цель программы «Занимательный английский»: создание условий для интеллектуального развития ребенка и формирования его коммуникативных и социальных навыков через игровую и учебную деятельность посредством английского языка; развитие эмоциональной сферы, воспитание нравственных качеств, развитие артистических способностей, творческого воображения и фантазии.
Задачи программы:
Обучающие
· познакомить детей c культурой стран изучаемого языка (музыка, история, театр, литература, традиции, праздники и т.д.);
· способствовать более раннему приобщению младших школьников к новому для них языковому миру и осознанию ими иностранного языка как инструмента познания мира и средства общения;
· познакомить с менталитетом других народов в сравнении с родной культурой;
· формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и иностранном языках;
· способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.
Развивающие
· развивать мотивацию к дальнейшему овладению английским языком и культурой;
· развивать учебные умения и формировать у учащихся рациональные приемы овладения иностранным языком;
· приобщить детей к новому социальному опыту за счет расширения спектра проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях;
· формировать у детей готовность к общению на иностранном языке;
· развивать технику речи, артикуляцию, интонации;
· развивать двигательные способности детей через драматизацию;
· познакомить с основами актерского мастерства и научить держаться на сцене;
Воспитательные
· совершенствовать умение представлять себя, свою страну, ее культуру средствами английского языка в условиях межкультурного общения.
· способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
· способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве с другими; коммуникабельность, уважение к себе и другим, личная и взаимная ответственность);
· прививать навыки самостоятельной работы по дальнейшему овладению иностранным языком и культурой;
· обеспечить связь школы с семьей через вовлечение родителей в процесс подготовки постановок.
Данная программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
· интегрирование личности обучающихся в мировую культуру;
· анализ прослушанного произведения на основе общих морально-нравственных понятий (о семейных ценностях, дружбе, должном и недопустимом);
· развитие стремления обучающихся вести здоровый образ жизни;
· формирование у обучающихся мотивации к изучению английского языка.
Метапредметные результаты
· развитие у обучающихся мышления, внимания, воображения, памяти, сценического мастерства;
· развитие у обучающихся мотивации к познанию и творчеству;
· актуализация интеллектуально-творческого потенциала личности обучающегося, его образовательной активности;
· развитие у школьников коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими;
· развитие у обучающихся навыка самооценки выполненной работы.
Предметные результаты
· формирование и развитие умений и навыков обучаемых во всех видах речевой деятельности и аспектах языка.
В коммуникативной сфере
Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:
говорении
· вести элементарный этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог побуждение к действию;
· уметь рассказывать о себе, семье, своих интересах.
аудировании
· понимать на слух речь учителя и одноклассников, основное содержание небольших доступных текстов в аудиозаписи, построенных на изученном материале;
· адекватное произношение и различие на слух всех звуков английского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;
· расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
· соблюдение особенностей интонации основных типов предложений;
· распознавание и употребление в речи изученных лексических единицх и грамматических конструкций (видо-временных форм глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов).
Социокультурная осведомлённость: знание основных норм речевого этикета (реплики-клише, наиболее распространенная оценочная лексика), приняты в стране изучаемого языка; роли владения иностранными языками в современном мире, особенности образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известные достопримечательности, выдающиеся люди и их вклад в мировую культуру); сходств и различий в традициях своей страны и стран изучаемого языка.
В познавательной сфере:
-умение сравнивать языковые явления родного и английского языков на уровне отдельных звуков, букв, словосочетаний, простых предложений;
-умение распознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке;
-умение действовать по образцу;
-умение пользоваться транскрипцией;
-умение осуществлять самонаблюдение и самооценку.
В ценностно-ориентационной сфере:
-представление об английском языке как средстве выражения мыслей, чувств, эмоций;
-приобщение к культурным ценностям другого народа.
В эстетической сфере:
-владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций;
-развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с образцами доступной детской литературы.
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Говорение:
- умение передавать основное содержание, основную мысль прочитанного/услышанного;
- умение выражать своѐ отношение;
- умение использовать новые лексические единицы и грамматические структуры в новых речевых ситуациях.
Аудирование:
- умение воспринимать на слух и понимать речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;
- умение воспринимать аутентичный текст на английском языке на слух;
- умение выполнять письменные упражнения в виде различных заданий и устные упражнения на формирование умений монологических высказываний и обсуждений после прослушивания текста.
Чтение:
- умение своевременно замечать и применять правила чтения тех или иных буквосочетаний, чтения гласных в открытом и закрытом слогах;
- умение соблюдать ударения и интонацию, характерные для английской речи, а так же обращать внимание на логические паузы в предложениях.
Письмо:
- умение писать новые слова и выражения по памяти (решение кроссвордов, головоломок, подстановка пропущенных букв, восстановление слова по транскрипции и т.д.);
- умение писать поздравления, личные письма с опорой на образец.
Формы проведения занятий.
Внеурочная деятельность по английскому языку традиционно основана на трѐх формах: индивидуальная, групповая и работа с учащимися с ВОЗ (выступления, спектакли, утренники и пр.). Ведущей формой организации занятий является индивидуальная работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, изобразительной и других видов деятельности.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс сопровождается современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, игровыми реквизитами. С помощью мультимедийных элементов занятие визуализируется,
вызывая положительные эмоции у обучающихся и создавая условия для успешной деятельности каждого ребенка.
Программа «Занимательный английский» предполагает следующие виды деятельности:
· игровая деятельность;
· чтение, литературно-художественная деятельность;
· изобразительная деятельность;
· проектная деятельность;
· постановка сценок,
· прослушивание песен и стихов;
· разучивание стихов;
· разучивание и исполнение песен.
Формы учета знаний, умений.
Способами определения результативности программы являются: игровые формы (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов), выполнения творческих заданий, их презентации, выставки работ.
Оценка достижения планируемых результатов.
С точки зрения современных подходов к оцениванию, оптимальным способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов обучающегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио учеников включаются выборки детских работ – формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.д.); материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеучебной (школьной и внешкольной) и досуговой деятельности.
Основным критерием оценки достижения планируемых результатов является способность обучающихся, в результате освоения программы, применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для социальной адаптации, достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Предметное содержание программы внеурочной деятельности «Занимательный английский» соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным особенностям школьников и включает следующие темы:
1. Введение в программу. Знакомство
Для чего нужно изучение английского языка. Знакомство. Монолог о себе. Проект
«My ID». Составление диалога в рамках смоделированной ситуации «Интервью со звездой». Правила этикета. Фразы приветствия и прощания. Хобби. Мои интересы. Время Present Simple.
2. Моя семья
Члены семьи. Проект «My family». Монолог о своей семье. Видео-сюжет «Семьи в Великобритании». Традиции английский семей. Английские дома. Монолог «Дом моей мечты». Время Present Continuous.
3. Еда
Основные приемы пищи. Видео-сюжеты о традиционных блюдах разных стран. Конструкция «have got». Ролевая игра «В магазине». Игра «Eatable-uneatable». Сказка «The sly fox». Рецепты. Процесс готовки. Проект «Our recipe-book».
4. Известные деятели Великобритании
Великобритания (общая информация). Уильям Шекспир. Видео-сюжет о писателе. Театр. Известные пьесы Шекспира: «Hamlet», «Macbeth», «Twelfth Night». Игра «Match facts with pictures».
5. Братья наши меньшие
Домашние животные. Монолог «My pet». Проект «My favorite animal». Дикие животные. Возможности животных. Игра «Find the animal». Модальный глагол «can/can’t».
6. Рождество
Рождественские традиции разных стран мира. Зимние забавы. Зимние виды спорта. Игра «Decorate the Christmas tree». Индивидуальный проект « We wish you a merry Christmas».
7. Погода
Времена года. Месяцы. Погодные явления. Проект «Season of my dream». Одежда для всех сезонов. Игра «Match clothes and season». Песня «Come rain and shine». Путешествия. Теплые страны. Летние виды спорта. Время Past Simple. Игра «Шерлок Холмс».
8. Друг по переписке
Средства общения в прошлом. Почта. Почтовые открытки. Проект «Send a postcard».
Время Past Continuous.
9. Мой распорядок дня
Часы. Время в сутках. Мое расписание. Ежедневная рутина. Видео-сюжет школы в Великобритании. Проект «My day».
10. Профессии
Разновидности профессий. Составление диалога «What’s the profession of your parents?». Проект «I want to be».
11. Каникулы День рождения. Подарки. Пикник. Летний отдых. Проект «My summer activities».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п\п | Тема (раздел) | Дата по плану | Дата по факту |
Введение в программу. Знакомство |
1 | Знакомство. Монолог о себе. Составление диалога в рамках смоделированной ситуации «Интервью со звездой». | | |
2 | Проект «My ID». Правила этикета. Фразы приветствия и прощания. Хобби. Мои интересы. Время Present Simple. | | |
| Моя семья | | |
3 | Видео-сюжет «Семьи в Великобритании». Традиции английский семей. | | |
4 | Английские дома. Монолог «Дом моей мечты». Время Present Continuous. | | |
5 | Члены семьи. Проект «My family». Монолог о своей семье. | | |
| Еда | | |
6 | Основные приемы пищи. Видео-сюжеты о традиционных блюдах разных стран. Конструкция «have got». | | |
7-8 | Ролевая игра «В магазине». Игра «Eatable-uneatable». Сказка «The sly fox». Рецепты. Процесс готовки. Проект «Our recipe-book». | | |
| Известные деятели Великобритании | | |
9 | Великобритания (общая информация). Уильям Шекспир. Видеосюжет о писателе. | | |
10 | Театр. Известные пьесы Шекспира: «Hamlet», «Macbeth», «Twelfth Night». Игра «Match facts with pictures». | | |
| Братья наши меньшие | | |
11 | Домашние животные. Монолог «My pet». | | |
12 | Проект «My favorite animal». Дикие животные. Возможности животных. | | |
13 | Игра «Find the animal». Модальный глагол «can/can’t». | | |
| Рождество | | |
14 | Рождественские традиции разных стран мира. Зимние забавы. | | |
15 | Зимние виды спорта. Игра «Decorate the Christmas tree». | | |
16 | Индивидуальный проект « We wish you a merry Christmas». | | |
| Погода | | |
17 | Времена года. Месяцы. Погодные явления. Песня «Come rain and shine». | | |
18 | Проект «Season of my dream». Одежда для всех сезонов. Игра «Match clothes and season». | | |
19 | Путешествия. Теплые страны. Летние виды спорта. | | |
20-21 | Время Past Simple. Игра «Шерлок Холмс». | | |
| Друг по переписке | | |
22 | Средства общения в прошлом. Почта. | | |
23 | Почтовые открытки. | | |
24 | Проект «Send a postcard». Время Past Continuous. | | |
| Мой распорядок дня | | |
25 | Часы. Время в сутках. | | |
26 | Мое расписание. Ежедневная рутина. | | |
27 | Видео-сюжет школы в Великобритании. Проект «My day». | | |
| Профессии | | |
28 | Разновидности профессий. | | |
29 | Составление диалога «What’s the profession of your parents?». | | |
30 | Монолог «Future professions». | | |
31 | Проект «Job of my dream». | | |
| Каникулы | | |
32 | День рождения. Подарки. | | |
33 | Пикник. Летний отдых. | | |
34 | Проект «My summer activities». | | |
| Итого: | | |