Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поломошенская средняя общеобразовательная школа» Новичихинского района Алтайского края
РАССМОТРЕНО: «УТВЕРЖДАЮ»:
На заседании МО классных руководителей Приказ №_____
Протокол заседания №__ От «___» августа 2020 года
_____________________ ___________________
А.А. Сташевская
От «___» августа 2020 года Фонакова Т.Н.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
общеинтеллектуального направления
«Шахматы»
для учащихся
1-4 классов
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: Стукалова Л.П.
Учитель истории и обществознания
Высшая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена на основе следующих нормативно - правовых документов и материалов:
Годовой календарный учебный график;
Учебный план ОУ;
3) План внеурочной деятельности образовательного учреждения;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт НОО;
5) Основная образовательная программа начального общего образования МКОУ «Поломошенская СОШ»;
6) Положение о рабочей программе по учебным предметам, учебным курсам и внеурочной деятельности по ФГОС
7) Методическое пособие: Шахматная школа, В. Барский, Методическое пособие для учителя. Библиотека РШФ, М 2016 г.
Программа составлена для учащихся 1 -4 классов МКОУ «Поломошенская средняя общеобразовательная школа».
Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Обоснование выбора используемой программы.
Программа для школьников «Шахматы» реализует обще-интеллектуальное направление внеурочной деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования на основе УМК В. Барского:
Шахматная школа, В. Барский, Методическое пособие для учителя. Библиотека РШФ, М 2016 г.
Шахматная школа, В. Барский, рабочая тетрадь для младших классов. Библиотека РШФ, М 2016 г.
Шахматная школа, В. Барский, учебник для младших классов. Библиотека РШФ, М 2016 г.
Ведение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности:
Шахматы в школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам, для старших школьников он усложняется. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Внеурочная деятельность «Шахматы» входит в вариативную часть учебного плана школы.
Цели программы:
Обучить правилам игры в шахматы.
Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом.
Научить ориентироваться на шахматной доске.
Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами.
Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
Сформировать умение записывать шахматную партию.
Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций, решение шахматных задач.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики
Методы: Объяснительно-иллюстративный, проблемно - поисковое, беседа, лекция, работа с учебником «Шахматная школа», (В. Барский, учебник для младших классов. Библиотека РШФ, М 2016 г)., рабочей тетрадью «Шахматная школа», (В. Барский, рабочая тетрадь для младших классов. Библиотека РШФ, М 2016 г), демонстрация презентаций.
Технологии:
личностно –ориентированное обучение, проблемно –диалоговое, дифференцированное.
Формы контроля: защита проектов, самооценка, участие в турнирах и конкурсах районного и краевого уровней.
Режим занятий:
Внеурочное занятие проводится во второй половине дня, 1 час в неделю(один раз в две недели), 17 часов в год в соответствии с графиком проведения занятий.
Продолжительность занятия внеурочной деятельностью составляет 40 мин.
Межпредметные связи: данная программа основана на интеграции таких предметов, как история, математика.
Объем программы:- 17 ч. в год.
Учебно-тематический план:
№п/п | тема | Количество часов | Содержание учебного предмета | Контрольно-оценочная деятельность (виды и формы) |
| |
1. | ШАХМАТНАЯ ДОСКА | 1 | Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Дидактические игры и задания «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.). «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски. «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски. | Прогресс каждого учащегося относительно его изначальных данных |
2. | ШАХМАТНЫЕ ФИГУРЫ | 4 | Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Дидактические игры и задания «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана. «Угадай-ка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура. «Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все шахматные фигуры, кроме «секретной», которая выбирается) заранее; вместо названия этой фигуры надо сказать: «Секрет». «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана. «Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.) «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте | закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки. |
3. | НАЧАЛЬНАЯ РАССТАНОВКА ФИГУР | 1 | Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило «ферзь любит свой цвет»; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Дидактические игры и задания «Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию. «Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении. «Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: «Ладья стоит в углу», и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать. | закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки. |
4. | ХОДЫ И ВЗЯТИЕ ФИГУР | 6 | Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение»,белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Дидактические игры и задания «Игра на уничтожение» — важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми). «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их. «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур. «Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур. «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника. «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не имеет победителя. «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем. «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры. «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее — побить незащищенную фигуру. «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем. «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли одну из своих фигур. «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с «заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника. | овладение техническими и тактическими приемам |
5. | ЦЕЛЬ ШАХМАТНОЙ ПАРТИИ | 3 | Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и ее правила. Дидактические игры и задания «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет. «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю. «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю. «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха. «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю. «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах. «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях. | закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки. |
6. | ИГРА ВСЕМИ ФИГУРАМИ ИЗ НАЧАЛЬНОГО ПОЛОЖЕНИЯ | 2 | Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Дидактические игры и задания «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами. | закрепление полученных теоретических знаний в ходе практической подготовки. |
| итого | 17 ч. | | |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Личностные результаты освоения программы курса.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные результаты освоения программы курса.
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
Предметные результаты освоения программы курса.
Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила. Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки, принципы игры в дебюте;
класс | К концу учебного года дети должны знать: | К концу учебного года дети должны уметь: |
1-4 | шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур; ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур. принципы игры в дебюте; основные тактические приемы; что означают термины: дебют, темп, оппозиция, ключевые поля. | ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; объявлять шах; ставить мат; записывать шахматную партию; матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей; проводить элементарные комбинации. решать элементарные задачи на мат в один ход. грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
1 | Методическое пособие для учителя «Шахматная школа» В. Барский Библиотека РШФ М.2016 –с175 | 1 |
2 | Учебник «Шахматная школа» В. Барский Библиотека РШФ М.2016 –с95 | 4 |
3 | Рабочая тетрадь «Шахматная школа» В. Барский Библиотека РШФ М.2016 –с47 | 4 |
2. Печатные пособия |
1 | Гринчик Н. Блокнот юного шахматиста СПб Питер, 2014-64с. | 1 |
3. Технические средства обучения, включая ИКТ |
1 | Мультимедиапроектор | 1 |
2 | Ноутбук | 3 |
3 | МФУ | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия |
1 | Диски: CD «Шахматные комбинации» для IV разряда ООО «Дайв»2012 | 1 |
5. Оборудование класса |
1 | Акустическая система | 1 |
2 | Набор деревянных шахмат | 1 |
3 | Набор пластиковых шахмат | 15 |
4 | Шахматные часы | 7 |
5 | Магнитная демонстрационная доска с набором шахматных фигур. | 1 |
6 | Экран | 1 |
6. Интернет-ресурсы |
1 | Платформа chess.com | 1 |
2 | сайт Федерации шахмат Алтайского края: http://www.chess22.ru/ | 1 |
3 | Шахматная программа «Динозавры учат шахматам». | 1 |
Календарно – тематическое планирование на 2020-2021 у/г 1-4 класс (17ч.)
Номер урока | Тема урока | Предметные результаты. | Учебно-практическое, лабораторное оборудование и технические средства на уроке | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Знакомство с шахматной доской . Шахматная доска | Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Горизонтальная линия. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
2 | Знакомство с шахматными фигурами | Белые и черные. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
3 | | |
4 | | |
5 | | |
6 | Начальное положение | Расстановка фигур перед шахматной партией. Правило: «Ферзь любит свой цвет», связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
7 | Знакомство с шахматной фигурой. Ладья. Ладья в игре. | Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух), «Ограничение подвижности». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
8 | Знакомство с шахматной фигурой. Слон. Слон в игре. Ладья против слона | Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Разноцветные и одноцветные слоны. Качество. Легкая и тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Термин «стоять под боем». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения), «Ограничение подвижности». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
9 | Знакомство с шахматной фигурой. Ферзь. Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона. | Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
10 | Знакомство с шахматной фигурой. Конь. Конь в игре. Конь против ферзя, ладьи слона | Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Дидактические задания и игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности». Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения), «Ограничение подвижности». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
11 | Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. | Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Один в поле воин». Дидактические задания и игры «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения), «Ограничение подвижности». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
12 | Знакомство с шахматной фигурой. Король. Король против других фигур. | Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Игра на уничтожение» (король против короля). Дидактические задания и игры «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки), «Ограничение подвижности». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
13 | Шах. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
14 | Мат. Ставим мат. | Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Дидактические задания «Мат или не мат», «Мат в один ход». Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
15 | Ничья, пат. Рокировка. | Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка». | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
16 | Шахматная партия. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснения о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода». Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
17 | Повторение программного материала. | Повторение программного материала – викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. | Ноутбук, шахматы, шахматные часы, рабочая тетрадь, учебник | | |
Лист внесения изменений.
Дата по журналу | № уроков | Содержание темы | Основание, № приказа | Контроль |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
15