Программа
«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся
на уроках географии и во внеурочной деятельности»
Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит задача – способствовать развитию каждой личности.
Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности и направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности географии.
Цель:
- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса обучающихся как на уроках географии, так и во внеурочное время.
Задачи:
- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии;
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
- создать условия для развития креативности.
- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
- Содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Методы работы:
-анкетирование, опрос;
- собеседование;
- тестирование;
- анализ литературных источников;
- творческие работы;
- метод прогнозирования;
- метод исследования проблемы.
Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- занятия на элективном курсе;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции
Работа с одаренными детьми на уроках включает:
Дифференцированный и индивидуальный подход
Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность и др.)
Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в географической области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)
Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ.
Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
Внеклассная работа по предмету
Выставки творческих работ учащихся
Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
Участие в региональных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах
Активное участие в творческих проектах и конкурсах
Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса, школы
Содержание программы
Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.
Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработка широкого спектра заданий, позволяющего при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности: задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим; задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися; составление проектов; задания на прогнозирование ситуаций.
Внеклассная работа с обучающимися – ведение элективных курсов и создание временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.
Основной принцип работы – принцип «обогащения».
Ресурсное обеспечение программы: наличие учебной аудитории; библиотечный фонд – наличие литературы; ИКТ
1 этап – Подготовительный.
Задачи:
- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения географии.
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
2 этап – Основной.
Задачи:
- Создать условия для развития креативности.
- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
3 этап – Итоговый.
Заключительный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора школьниками творческой деятельности.
Заключение
повышение интереса со стороны обучающихся к предмету география;
творческий подход к изучению тем;
возрастание активности работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся разных возрастов;
развитие самостоятельного приобретения новых знаний обучающимися;
положительный элемент соревновательности между обучающимися;
при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.
Мероприятия по выполнению программы «Выявление и развитие способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»
№ | Мероприятия | сроки |
1 | Диагностика одаренных детей – методика оценки общей одаренности | В начале учебного года |
2 | Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей | В начале учебного года |
3 | Подготовка к школьному этапу всероссийской предметной олимпиады школьников по географии | Сентябрь |
4 | Проведение школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по географии | Октябрь |
5 | Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по географии, медицине | Октябрь |
6 | Организация индивидуальных и групповых консультаций для ОД по географии. | В течение года |
7 | Внедрение проблемно исследовательских, проектных методов обучения для развития у учащихся творческого и исследовательского мышление | В течение года |
8 | Участие учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах различного уровня | В течение года |
9 | Проведение мероприятий в рамках предметной недели | Ежегодно |
10 | Анализ результатов участия учащихся в предметных олимпиадах | Ежегодно |
11 | Корректировка работы с ОД на следующий учебный год, анализ результативности работы | Ежегодно |