СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит задача – способствовать развитию каждой личности.

Просмотр содержимого документа
«Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»»

Программа


«Выявление и развитие творческих способностей обучающихся

на уроках географии и во внеурочной деятельности»


Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит задача – способствовать развитию каждой личности.

Программа по выявлению способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС – формирование всесторонне развитой личности и направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся, развитие интеллекта и творчества школьников. Программа по выявлению способностей обучающихся призвана помочь обратить внимание на школьников, обладающих способностями в определенных областях учебных дисциплин, в частности географии.


Цель:

- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса обучающихся как на уроках географии, так и во внеурочное время.


Задачи:

- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;

- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения биологии;

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.

- создать условия для развития креативности.

- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

- Содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.


Методы работы:

-анкетирование, опрос;

- собеседование;

- тестирование;

- анализ литературных источников;

- творческие работы;

- метод прогнозирования;

- метод исследования проблемы.


Формы работы с одаренными учащимися.
- творческие мастерские;
- групповые занятия с сильными учащимися;
- занятия на элективном курсе;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции


Работа с одаренными детьми на уроках включает:

  • Дифференцированный и индивидуальный подход

  • Использование современных образовательных технологий (проблемное обучение, деятельностный метод, проектная деятельность и др.)

  • Работа в режиме «консультант» (способные учащиеся в географической области курируют остальных, осуществляя взаимообучение и помощь учителю в учебном процессе)

  • Возможность выбора заданий повышенного уровня сложности в ходе выполнения контрольных, проверочных и самостоятельных работ.

  • Предложение учащимся индивидуальных домашних заданий творческого и поискового характера (приветствуется их собственная инициатива)

Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:

  • Внеклассная работа по предмету

  • Выставки творческих работ учащихся

  • Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах

  • Участие в региональных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах

  • Активное участие в творческих проектах и конкурсах

  • Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса, школы


Содержание программы


Диагностика обучающихся – методика оценки общей одаренности.

Работа со способными и одаренными детьми на уроках – разработка широкого спектра заданий, позволяющего при работе делать их выбор, исходя из конкретной учебной ситуации и учитывая особенности ребенка, уровень его знаний. Использование системы заданий повышенной сложности: задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим; задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися; составление проектов; задания на прогнозирование ситуаций.

Внеклассная работа с обучающимися – ведение элективных курсов и создание временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям) с учетом интересов учащихся.

Основной принцип работы – принцип «обогащения».


Ресурсное обеспечение программы: наличие учебной аудитории; библиотечный фонд – наличие литературы; ИКТ


1 этап – Подготовительный.

Задачи:

- определить уровень творческих способностей обучающихся до начала реализации проекта;

- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения географии.

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.


2 этап – Основной.

Задачи:

- Создать условия для развития креативности.

- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

3 этап – Итоговый.

Заключительный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора школьниками творческой деятельности.


Заключение

повышение интереса со стороны обучающихся к предмету география;

творческий подход к изучению тем;

возрастание активности работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся разных возрастов;

развитие самостоятельного приобретения новых знаний обучающимися;

положительный элемент соревновательности между обучающимися;

при систематическом использовании творческих методов обучения у детей вырабатывается личностный подход к получению индивидуального результата, умение отстаивать и защищать свою собственную точку зрения. Дети становятся коммуникабельными.


Мероприятия по выполнению программы «Выявление и развитие способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»


Мероприятия


сроки

1

Диагностика одаренных детей – методика оценки общей одаренности

В начале учебного года

2

Разработка плана работы и индивидуального плана работы с одаренными детьми, составление базы одаренных детей

В начале учебного года

3

Подготовка к школьному этапу всероссийской предметной олимпиады школьников по географии

Сентябрь

4

Проведение школьного этапа всероссийской предметной олимпиады школьников по географии

Октябрь

5

Создание банка нестандартных заданий, разработка тематики исследовательских работ по географии, медицине

Октябрь

6

Организация индивидуальных и групповых консультаций для ОД по географии.


В течение года

7

Внедрение проблемно исследовательских, проектных методов обучения для развития у учащихся творческого и исследовательского мышление

В течение года

8

Участие учащихся в предметных конкурсах, олимпиадах различного уровня

В течение года

9

Проведение мероприятий в рамках предметной недели

Ежегодно

10

Анализ результатов участия учащихся в предметных олимпиадах

Ежегодно

11

Корректировка работы с ОД на следующий учебный год, анализ результативности работы


Ежегодно