Цель программы: подготовка к олимпиадам различного уровня (школьным, муниципальным), участие в конференциях и творческих конкурсах; создание благоприятных условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Задачи программы:
Повышение познавательного интереса школьников к предмету;
Развитие творческой инициативы, исследовательской активности и интеллектуальных способностей учеников; Совершенствование форм работы по выявлению и развитию творческих способностей обучающихся; Приобщение обучающихся к творческим видам деятельности, способствующим развитию творческого мышления.
Сущность опыта:
Выявление и развитие творческих способностей учащихся и воспитание активной творческой личности на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования творческих способностей каждого, выявление и использование в учебной деятельности индивидуальных особенностей обучающихся.
Ожидаемые результаты:
Развитие творческих способностей, инициативы, толерантности и активности обучающихся.
Сформированность социально-ценностных отношений: расширение и углубление знаний о природе, об истории Родины.
Выявление и анализ творческой составляющей в процессе учебно-воспитательной деятельности на уроке русского языка и литературы
Пояснительная записка.
Русский язык и литература как учебный предмет является основой школьного филологического образования и считается одним из важнейших, так как способствует развитию мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности.
В современном мире человеку необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Именно в школе начинается процесс становления творческой личности. Снижение общей культуры обучающихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению, отсутствие нравственного ориентира свидетельствуют о необходимости разработки новых подходов в обучении и воспитании. С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Рост объёма информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников. С внедрением в процесс образования устного собеседования по русскому языку важнейшей составляющей процесса реализации личностно ориентированного обучения является речевое развитие школьников, осуществляемое на уроках русского языка и литературы через работу с текстом. Анализ текста с учащимися способствует
созданию на занятиях не только обучающей, но и развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка,
языковой интуиции, без чего невозможен процесс совершенствования речи и развитие творческих способностей. Важная задача уроков русского языка и литературы – повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст, что также способствует развитию творческих способностей обучающихся и в свою очередь ведёт к появлению нового творчества. Поэтому проблема развития творческих способностей учащихся является одной из наиболее актуальных.
Участники, сроки и условия реализации программы
Программа рассчитана на обучающихся 6,7, 8 классов на три года.
Этапы реализации программы I этап: проектный –2020-2021 г.
Цель: подготовка условий для создания программы. Задачи:
Изучить нормативную базу для реализации программы.
Разработать, обсудить и утвердить программу.
Разработать план работы.
Проанализировать материально-технические, педагогические, научно-методические условия реализации программы.
Выбрать эффективные формы работы и сотрудничества разных функциональных групп, осуществляющих реализацию программы.
Разработать основы мониторинга по главным направлениям программы.
этап: практический – 2021 г.-2022 г.
Цель: реализация программы. Задачи:
Реализовать содержание деятельности.
Развивать творческое мышление
Расширять и укреплять связи обучающихся и отношения с учреждениями дополнительного образования, культуры.
Вовлекать в систему воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.
Проводить мониторинг реализации программы.
Принимать участие в конкурсах, мероприятиях.
этап: аналитический – 2022-2023 г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
Обобщить результаты работы по программе.
Выявить и решить затруднения в реализации программы.
Провести мониторинг реализации программы, оценить эффективность работы программы.
Спроектировать план работы на следующий период.
Осуществить обратную связь на основе диагностических процедур.
Принципы осуществления деятельности
Принцип творческой индивидуальности: творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям детей и типу ведущей деятельности: результатом деятельности является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания.
Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху.
Направления деятельности
Научно-методическое.
Диагностическое.
Практическое.
Методическое обеспечение:
Наличие программы, плана работы.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
Педагогические условия:
Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации обучающихся.
Организация различных видов деятельности.
Добровольность включения детей в организацию творческих дел.
Создание ситуации успеха. (Поощрять умение находить, формулировать и первыми предлагать проблему. Поощрять творческие идеи и результаты творческой деятельности. Учить переживать радость творческого открытия, воспитывать потребность к творчеству).
Постоянная обратная связь.
Организация различных видов стимулирования.
Методы для развития творческих способностей обучающихся
Эвристический.
Метод проблемного обучения.
Модельный.
Метод проекта.
Исследовательский.
ИКТ.
Ведущая педагогическая идея:
использование средств развивающего обучения при формировании мыслительных и творческих способностей и познавательных потребностей учеников. Все это происходит в диалоге «учитель – ученик» на основе принципов сотрудничества, взаимного уважения и доверия, а также учения без принуждения, основанного на достижении успеха.
Методы и приемы работы с детьми:
-беседа по сообщённому факту (фактам);
анализ языковых фактов, явлений, процессов в истории русского литературного языка;
-решение лингвистических задач, отражающих историю языка;
-решение учебных задач в конкретных областях лингвистики с привлечением исторического материала;
-анализ художественных текстов с использованием знания фактов «жизни языка»;
-выполнение творческих работ исследовательского характера;
-задания, ориентирующие учащихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.
-выполнение заданий, ориентирующих учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Такая форма работы позволяет рассматривать те или иные лингвистические явления не однолинейно, не по шаблону, а под разными углами зрения, находить варианты решения одной и той же проблемы.
-выполнение заданий на сравнение, сопоставление явлений.
-выполнение заданий, содействующих формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.
Функции учителя:
Выявление одарённых детей.
Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного, муниципального и республиканского уровней. Создание банка данных материалов повышенного уровня сложности.
Задача учителя – увидеть одаренных, талантливых детей и помочь им реализоваться Методы
Формы выявления эффективности работы по программе:
Входная диагностика | Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе (беседа). Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности. Педагогическое наблюдение за поведением обучающихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение. Проведение мероприятий состязательного и презентационного характера: конкурс выразительного чтения, конкурс актерского мастерства, кто быстрее придумает продолжение текста по заданному началу, интеллектуальный марафон для выявления творчески способных обучающихся. |
Промежуточная диагностика | Беседы. Карты настроений. Конверты достижений. Вынесение проблемы, творческой идеи на общее обсуждение. Организация системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Промежуточная диагностика творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ). Осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей обучающихся и предупреждения снижения мотивации к обучению и творческому развитию. Выяснение пожеланий и предпочтений (беседа) |
Итоговая диагностика | Анкетирование (анкета «Обратная связь» для детей и родителей). Тестирование. Творческий отзыв. Карта настроения обучающихся. Беседа. |
Предполагаемые результаты деятельности по программе:
- развитие творческих способностей;
способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
осознание детьми высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому творческому коллективу единомышленников. Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.
Содержание программы
Научно-методическое направление:
Изучение литературы:
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
Подбор диагностических процедур.
Изучение педагогического опыта по теме.
Разработка методов, средств реализации программы.
Диагностическое направление:
Метод наблюдение: отслеживание уровней творческой деятельности: пассивно-подражательная деятельность; активно-подражательная - из нескольких образцов умение выбрать один; творческая деятельность – создание качественно нового.
Метод наблюдение: отслеживание познавательных задач (интегративной основы, способствующей развитию психических свойств личности, лежащих в основе развития творческих способностей – памяти, внимания, мышления, воображения; задачи от репродуктивных, направленных на актуализацию имеющихся знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, и к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон. Система познавательных задач, ведущая к формированию характеристик творческих способностей: беглости мысли (количество идей, возникающих за единицу времени); гибкости ума (способность переключаться с одной мысли на другую); оригинальности (способность находить решения, отличающиеся от общепринятых; любознательности (чувствительность к проблемам в окружающем мире); умения выдвигать и разрабатывать гипотезы).
Метод наблюдение: отслеживание уровней познавательной творческой активности (по Е.В.Коротаевой): Нулевой уровень. Учащимся не свойственны агрессия или демонстративный отказ от учебной деятельности. Как правило, они пассивны, с трудом включаются в творческую работу, ожидая привычного давления со стороны учителя. Относительно-активный уровень творческой активности. Для учащихся этого уровня
характерна заинтересованность только в определенной творческой ситуации, связанной с интересной темой (содержанием) урока или необычными приемами. Исполнительно-активный уровень. Ребят этой группы характеризует умение соподчинять эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия определенной учебной цели. Они достаточно осознают учебную задачу, с желанием включаются в творческую деятельность, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно сами. В эту группу входят и те, кто мыслит озарениями.
Творческий уровень. Ребята этого уровня умеют и любят работать творчески, без давления со стороны учителя. Удовлетворение получают не от достижения цели, а от самого процесса. Их активность не нуждается в стимулирующих приемах.
Система работы по выявлению творческих способностей обучающихся.
Система по выявлению творческих способностей обучающихся включает в себя следующие мероприятия:
диагностику уровня развития творческих способностей; педагогическое наблюдение за поведением учащихся во время урочных, внеурочных занятий, за коммуникативной, игровой и другими видами деятельности, психологическое наблюдение;
организацию системы мероприятий состязательного и презентационного характера в учебном процессе и во внеурочной деятельности;
промежуточную диагностику творческой активности каждого ученика (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ);
осуществление взаимодействия с родителями с целью выявления способностей учеников и предупреждения снижения мотивации к обучению и развитию
Диагностика уровня развития творческих способностей проводится, используя следующие методики:
Метод «Креативное поле» Д.Б.Богоявленской;
Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом;
Тесты Торренса;
Тесты Ровена и Венгера.
Практическое направление:
Конструирование специальных педагогических ситуаций, требующих и создающих условия для творческого решения.
Конструирование специальных познавательных задач, нестандартных проблемных вопросов, гипотез.
Развитие творческой активности учащихся в рамках предметов русский язык и литература (сознательное овладению богатством родного языка и высокий уровень развития речи), стимулирование развитие личности ученика, стремление к творчеству.
Побуждение учеников к творческой активности через целенаправленно организованное языковое наблюдение на уроках русского языка и литературы.
Литературное развитие школьников, осуществляемое в русле творчества. Сухомлинский: «Любовь к творчеству не может быть воспитана без творчества».
Создание атмосферы позитива и креативности на уроках русского языка и литературы.
Формирования личностного отношения к предмету и опыта творческой деятельности.
Система заданий, способствующих развитию творческих способностей на уроках русского языка (лингвистический эксперимент; письмо- послание; эвристическая задача, корректирование и редактирование текста, этимологические экскурсы, составление опорных сигналов, индивидуальная работа над ошибками, толкование языковых терминов, игра, опора на языковой текст).
Система творческих заданий на уроках литературы (иллюстрирование: графическое, словесное, музыкальное; рассказывание: рассказ от лица одного из героев, рассказ с изменением лица рассказчика, творческое продолжение, дополнение одной из частей произведения, изменение сюжета по типу: «А что было бы, если…», перенесение места действия в необычную обстановку, рассказывание по аналогии, чтение с опорой на жизненный опыт, изменение позиции героев; драматургия: чтение по ролям с опорой на интонацию, чтение по ролям с предварительным устным описанием героев, их поз, постановка «живых картин», инсценировка).
Проведение уроков развития речи (эссе, письмо, сочинение, изложение подробное, сжатое, выборочное изложение, изложение с творческим заданием, автобиография, заметка, свободный диктант, творческие диктанты).
Вовлечение обучающихся во внеурочную деятельность, в том числе, в деятельность непрофилирующих организаций (кружок, предметная неделя, конкурсы, мероприятия, вечера);
Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях (предметные олимпиады разного уровня, Международный конкурс «Русский медвежонок», «Пегас» и другие).
Организация проектно-исследовательской деятельности; подборка тем и разработка дидактических материалов для проведения исследовательской и проектной деятельности.
Просвещение родителей, передача информации по вопросам творческого развития обучающихся.
Организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мыслями, идеями, чувствами.
План мероприятий
№ п/п | Содержание работы | Цель | Сроки | Ответственный |
1. | Вводный контроль. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детском коллективе (беседа). Беседа с родителями. | Способствование успешной организации работы | Сентябрь | Учитель русского языка и литературы |
2 | Подбор диагностических процедур | Способствование успешной диагностике | Сентябрь | Учитель русского языка и литературы |
3. | Метод наблюдение: отслеживание уровней творческой деятельности | Развитие творческой самостоятельности обучающихся | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
4. | Диагностика уровня развития творческих способностей, познавательной творческой активности. /Методика определения оригинальности мышления по рисункам, по конструированию фраз, предложенная Гилфордом/ | Выявление уровня развития творческих способностей | Сентябрь Май | Учитель русского языка и литературы |
5. | Развитие творческой активности учащихся в рамках предметов русский язык и литература | Развитие творческой самостоятельности обучающихся | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
6. | Изучение педагогического опыта по теме. | Наработка методического ресурса для реализации программы | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
7. | Метод наблюдение: отслеживание уровней познавательной творческой активности | Выявление уровня развития творческих способностей | Сентябрь Май | Учитель русского языка и литературы |
8. | Участие обучающихся в мероприятиях, конкурсах творческого характера на уроке, в школе и других учреждениях | Развитие креативного мышления | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
9. | Организация проектно-исследовательской деятельности | Развитие творческой самостоятельности обучающихся | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
10. | Изучение научно-методической литературы по теме | Наработка методического ресурса для реализации программы | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
11. | Промежуточная диагностика творческой активности каждого обучающегося /Метод «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской/ Беседа с родителями Оценка «творческого продукта» | Выявление уровня развития творческих способностей, совершенствование методов работы Воспитание творческой личности | Январь | Учитель русского языка и литературы |
12 | Проведение коммуникативных тренингов для родителей и детей | Воспитание творческой личности | Сентябрь Май | Учитель русского языка и литературы |
13 | Выходная диагностика (итоговая) Тестирование. Творческий отзыв. | Воспитание творческой личности | Май | Учитель русского языка и литературы |
14 | Презентация творческого опыта | Воспитание творческой личности | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
15 | Обмен опытом | Воспитание творческой личности | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
16 | Опробирование творческого опыта | Воспитание творческой личности | В течение года | Учитель русского языка и литературы |
17 | Анкетирование «Обратная связь» Творческая рефлексия. | Педагогический анализ и самоанализ обучающихся уровня развития творческой личности | Май | Учитель русского языка и литературы |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев Н.Г., Юдин Э.Г. Исследование творчества в науке и обучение творчеству. М: Научное творчество, 1969.
Бернштейн С.М. Психология научного творчества. // «Вопросы психологии», № 3 1965 г.
Богоявленская. Психология творческих способностей. – М.: Академия, 2002 г.
Брумлинский А.В. Воображение и творчество. // Проблемы научного и технического
творчества. Материал к симпозиуму. – М., 1967.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся.- М: Педагогический поиск, 1999.
Воробьёв Г.Г. Школа будущего начинается сегодня. – М., 1991.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т.- М., 1983.
Грузенберг С.О. Гений и творчество, Л., 1924.
Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения.- М.: Народное образование, 2001.
Капица П.Л. Некоторые принципы творческого воспитания и образования современной молодёжи. – ВФ., 1971, №7
Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1963.
Лернер И.Я. Проблемное обучение, - М.: Знание, 1974.
Окунев А.А. Спасибо за урок, дети! / Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение,1988.
Основные концепции творчества и одаренности / под ред. Д.Б.Богоявленской. М: Молодая гвардия, 1997.
Пономарёв Я.А. Психология творчества и педагогика. – М.: Педагогика. 1976.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие.- Ярославль: Академия развития, 1997.
Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения в 3т. – М., 1979.
Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность».// Психологический журнал, 4 т., № 5, 1983, с. 38-46.
Шамардин В.Н. , Тамбовкина Т.И., Суслова Н.П. Школа: от конечного результата к творческому поиску. – М., 1991.