СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа выявления и развития творческих способностей младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по выявлению и развитию творческих и художественных способностей младших школьников по внеурочной деятельности " Бумажные фантазии"и " Моя малая родина".

Просмотр содержимого документа
«Программа выявления и развития творческих способностей младших школьников»

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская школа

Краснинского района Смоленской области







Утверждаю

Директор школы _________________

Горбатенкова Г. Е.



Программа

выявления и развития творческих способностей

детей младшего школьного возраста

« Бумажные фантазии»





на 2019 -2021 г.





Учитель: Склезнова Н.В.







Обоснование для разработки программы

Одним из средств активизации творческого потенциала личности в начальной школе является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел, игровая технология, бумажный конструктор, а также квилинг, объемная бумажная пластика и папье-маше, способствующие формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой.

Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой учащимся необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат.

Использование перечисленных выше технологий способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса младших школьников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению.

В ходе работы в перечисленных техниках ребенок учится внимательно слушать устные инструкции учителя, последовательно выполнять действия, контролировать с помощью внимания тонкие движения рук. Работа по изготовлению изделий улучшает пространственное воображение, глазомер, развивает умение мысленно оперировать объёмными предметами, знакомит на практике с основными геометрическими понятиями, учит аккуратности, последовательности, формирует терпение, смекалку.

Бумажное моделирование является эффективным средством воспитания младших школьников. Такие занятия в начальной школе формируют такие нравственные качества учащихся как коллективизм, умение сопереживать, готовность оказывать помощь одноклассникам, желание радовать окружающих результатами своего труда.

Работа в технике оригами социально ориентирована. Ведущими мотивами этого вида деятельности для младшего школьника является стремление к творческой самореализации, желание создать новое, оригинальное. Вместе с тем, изделия имеют ярко выраженное, утилитарное значение: это игрушки, подарки близким, бытовые принадлежности, макеты геометрических фигур, которые создаются детьми для того, чтобы использоваться на уроках математики, природоведения, чтения, иностранного языка. Таким образом, работа в данных техниках целенаправленна: мальчики и девочки видят конечный результат деятельности и стремятся решить поставленную задачу.

Эти виды деятельности занимают промежуточную позицию между учебой и игрой и отвечают условиями, обеспечивающим эффективность развития творческой активности младших школьников:

• делает возможным овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

• создает информационно обогащенную досугово-развивающую среду;

• обеспечивает совместную деятельность педагога и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;

• способствует активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

• оказывает благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.

Таким образом, работа в данных техниках является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.

Объект исследования – оригами, квилинг, папье-маше, объемная бумажная пластика как средство развития творческих способностей у младших школьников.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей учащихся младших классов данными средствами в условиях средней общеобразовательной школы.

Дидактическими принципами использования искусства оригами. квилинга, папье-маше, как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов являются:

- «знания - фундамент творчества». Творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний;

- целенаправленность обучения. Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно;

- тщательный отбор учебного материала для развития творчества;

- принцип многократности;

- фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

- постоянный контроль учителя за работой ученика.

Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования данных техник по работе с бумагой в учебно-воспитательном процессе показали:

- занятия по этим техникам углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;

- стимулирует поисковую деятельность;

- оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;

- способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;

Все это обусловило выбор направления моей программы.

Цель программы: - выявление и дальнейшее развитие индивидуальных особенностей детей, реализация их творческого потенциала в художественном творчестве

Задачи программы:

- творческое развитие обучающихся младших классов с помощью привлечения их к выполнению творческих работ из бумаги,

- содействие в развитии одаренности, расширении творческих эмоциональных контактов обучающихся со своими сверстниками,

-воспитание интереса и любви к созданию изделий своими руками,

-знакомство с различными техниками создания изделий из бумаги,

-поощрение обучающихся, участвующих в внеклассной и внешкольной деятельности,

Сроки и этапы реализации.

Программа рассчитана на два года 2019-2021г

Первый этап- выявление способностей обучающихся

На данном этапе выявляются учащиеся, обладающие способностями к изготовлению различных изделий из бумаги и интересами к их созданию. Создаются условия для творческого развития обучающихся.

Второй этап: развитие творческих способностей

Формирование у детей знаний, умений и навыков выполнения творческих работ, участие детей в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Планируемые результаты и эффективность реализации Программы.

Решение задач, поставленных программой, позволит:

- приобщить к художественному творчеству наибольшее количество детей,

-пробудить у ребенка инициативу и самостоятельность принимаемых решений,

-проявить у ребенка активную творческую деятельность: участие в различных конкурсах и творческих проектах.

Показатели эффективности реализации программы:

-количество учащихся, участвующих в мероприятиях по программе,

-выявление и поощрение наиболее достойных обучающихся,

-развитие личных достижений обучающихся













План мероприятий программы

год

Внутришкольный уровень

Внешкольный уровень

Название мероприятия

Дата проведения

Место проведения

2019-2020

+


Изготовление подарков для мам ко дню матери

Ноябрь

Школа

+


Школьный конкурс на лучшее украшение классной комнаты к Новому году

декабрь

школа


+

Районный конкурс детских творческих работ « Снежная вьюга»

декабрь

Район

П. Красный

+


Изготовление подарков – сувениров для мам 8 марта

Декабрь-март

школа

+


Изготовление стенгазеты к 8 Марта

( школьный конкурс стенгазет)

февраль

школа

+


Изготовление стенгазеты к 9 мая

апрель

школа

2020-2021

+


Изготовление подарков для мам ко дню матери

ноябрь

школа

+


Изготовление открыток для семьи к Новому году

декабрь

школа

+


Школьный конкурс на лучшее украшение классной комнаты ко Новому году

декабрь

школа


+

Районный конкурс детских творческих работ « Снежная вьюга»

декабрь

Район

П. Красный

+


Изготовление подарков – сувениров для мам к 8 марта

февраль

школа


+


Создание объемного панно к 9 мая « Смоленское сражение»

Апрель-май

школа









муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Глубокинская школа

Краснинского района Смоленской области



Утверждаю

Директор школы _________________

Горбатенкова Г. Е.







Программа

выявления и развития творческих способностей

детей младшего школьного возраста

«Моя малая родина»





на 2021 -2022 г.





Учитель: Склезнова Н.В.







Обоснование для разработки программы

У каждого человека есть большая родина- страна, в которой он родился и вырос, и малая родина- деревня, город, улица, где прошло его детство, где его родной дом, родители. Как мы порой мало знаем о том месте, где прошло наше детство.

Наша Смоленская область, Краснинский район и, непосредственно, наше Глубокинское сельское поселение очень богато историческими событиями, которые здесь проходили на протяжении нескольких веков. Поэтому есть чем нам гордиться, есть о чем рассказывать нашим детям.

Этому и способствует выбранный курс. На этом материале можно эффективно выявлять и развивать творческие способности младших школьников, воспитывать у них чувство гордости за свою страну и свой народ, свою малую родину.

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,

осознание целостности мира, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, здоровьесберегающего поведения., освоение основ экологической грамотности,

понимание особой роли Смоленщины в Истории России, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы, сформированность уважительного отношения к малой родине, ее культуре, истории, природе, народу.

овладение школьниками опытом самостоятельной, новой для них деятельности;

создание информационно обогащенной досугово-развивающей среды;

обеспечение совместной деятельности педагога и учащегося, детского воспитательного коллектива, родителей и детей;

активизации мыслительной и творческой учебной деятельности;

оказание благотворное влияние на психическое развитие личности младшего школьника.

Таким образом, работа по данной программе является эффективным средством развития творческих способностей младших школьников, формирующего устойчивый интерес младших школьников к учебной деятельности.

Объект исследования –выполнение творческих заданий по краеведению как средство развития творческих способностей у младших школьников.

Предмет исследования - процесс развития творческих способностей учащихся младших классов данными средствами в условиях средней общеобразовательной школы.

Дидактическими принципами программы , как средства развития творческих способностей учащихся начальных классов являются:

- «знания - фундамент творчества». Творческая деятельность не может выходить за пределы имеющихся у ученика знаний;

- целенаправленность обучения. Формирование новых знаний, умений и навыков должно проходить постепенно и целенаправленно;

- тщательный отбор учебного материала для развития творчества;

- принцип многократности;

- фронтальное приобщение школьников к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт;

- постоянный контроль учителя за работой ученика.

Результаты опытно-экспериментальной проверки педагогической целесообразности использования краеведения в учебно-воспитательном процессе показали:

- занятия по этим техникам углубляют знания учащихся младших классов об окружающем мире;

- стимулирует поисковую деятельность;

- оказывает положительное влияние на развитие кратковременной и оперативной памяти, развивает речь;

- способствует формированию пространственного мышления, развивает фантазию и воображение;

Все это обусловило выбор направления моей программы.

Цель программы: - выявление и дальнейшее развитие индивидуальных особенностей детей, реализация их творческого потенциала при выполнении заданий по краеведению

Задачи программы:

- творческое развитие обучающихся младших классов с помощью привлечения их к выполнению творческих работ по темам программы,

- содействие в развитии одаренности, расширении творческих эмоциональных контактов обучающихся со своими сверстниками,

-воспитание интереса и любви к своей малой родина, к созданию изделий своими руками,

-поощрение обучающихся, участвующих в внеклассной и внешкольной деятельности,

Сроки и этапы реализации.

Программа рассчитана на два года 2021-2022г

Первый этап- выявление способностей обучающихся

На данном этапе выявляются учащиеся, обладающие способностями, интересом к выполнению творческих заданий по изучению природы, культуры и истории родного края. Создаются условия для творческого развития обучающихся.

Второй этап: развитие творческих способностей

Формирование у детей знаний, умений и навыков выполнения творческих работ, участие детей в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах.

Планируемые результаты и эффективность реализации Программы.

Решение задач, поставленных программой, позволит:

- приобщить к творчеству наибольшее количество детей,

-пробудить у ребенка инициативу и самостоятельность принимаемых решений,

-проявить у ребенка активную творческую деятельность: участие в различных конкурсах и творческих проектах.

Показатели эффективности реализации программы:

-количество учащихся, участвующих в мероприятиях по программе,

-выявление и поощрение наиболее достойных обучающихся,

-развитие личных достижений обучающихся











План мероприятий программы

год

Внутришкольный уровень

Внешкольный уровень

Название мероприятия

Дата проведения

Место проведения

2021-22

внутришкольный


Изготовление герба Глубокинского поселения

октябрь

школа

внутришкольный


Изготовление моделей женской одежды Смоленской области.

Ноябрь 2021г.

школа


муниципальный

Районный конкурс детских творческих работ « Родина моя- Россия» . Литературная зарисовка.

Декабрь 2021г

П. Красный

внутришкольный


Конкурс рисунков « Каменное ожерелье России» . Смоленская крепостная стена.

январь

школа

внутришкольный


Квест « Солдатская служба»

Февраль

школа


муниципальный

Районный конкурс детских творческих работ « Родники культуры России». Рисунок, зарисовка

Март 2022г.

П. Красный

внутришкольный


Изготовление объемной композиции в технике модульное оригами « Смоленской сражение»

Апрель 2022г.

школа

внутришкольный


« Через тернии к звездам» О Ю. А. Гагарине

апрель

школа

внутришкольный


Литературно-музыкальная композиция « Этот день мы приближали как могли». Конкурс чтецов.

Май 2022г.

школа


Муниципальный

Участие в районных краеведческих чтениях « История Краснинской земли». Электронный фотоальбом с пояснениями.

Май 2022г

П. Красный



муниципальный

Районный конкурс творческих работ « Сохраним историческую память « Конкурс рисунков, презентаций.

Май 2022г.

П. Красный