СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа взаимодействия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» с работодателями в рамках реализации проекта «Молодые профессионалы»

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процессы модернизации среднего профессионального образования требуют активного включения эффективных механизмов, обеспечивающих высокий уровень подготовки квалифицированных кадров.

Просмотр содержимого документа
«Программа взаимодействия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» с работодателями в рамках реализации проекта «Молодые профессионалы»»

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум»



Утверждаю

и. о. директора ГБПОУ РО «ЧМПТ»

____________Л. Н. Середюк

«____»____________2021 г.









ПРОГРАММА

взаимодействия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» с работодателями в рамках реализации проекта «Молодые профессионалы»

на 2021 – 2024 гг.


















с. Осиково

2021 г.

  1. Паспорт программы


Наименование программы

Программа взаимодействия государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» с работодателями в рамках реализации проекта «Молодые профессионалы»

Сроки реализации

2021 – 2024 г. г.

Основания для разработки программы

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании

в Российской Федерации».

- Областной закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;

- Областной закон Ростовской области от 12.05.2009 № 218-ЗС «О противодействии коррупции в Ростовской области»;

- приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 10.06. 2021 № 546 «Об утверждении региональной программы развития воспитания»;

- - приказ министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 15.12.2020 года № 1035 «Об утверждении Концепции вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования детей и профессиональных организаций, в том числе в обновлении образовательных программ в Ростовской области»;

- Устав ГБПОУ «ЧМПТ»;

- внутренние нормативно-правовые акты, локальные

нормативные акты.

Разработчики программы

Исполняющий обязанности заместителя директора по УВР

Яна Владимировна Бабушкина

Заместитель директора по УПР Александр Викторович Данцев

Исполнители программы

И. о. директора Л. Н. Середюк;

заместитель директора по УВР Я. В. Бабушкина;

заместитель директора по УПР А. В. Данцев;

методист Г. А. Седловская;

педагог – психолог С. Л. Кузьмичёва

работодатели и социальные партнеры

Цели программы

- Внедрение целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, а также разработка и реализация методологии наставничества в системе среднего профессионального образования.

- Разработка и внедрение механизма взаимодействия Техникума с социальными партнерами;

- Вовлечение социальных партнеров в обновление и разработку основных образовательных программ и программ развития техникума;

- Разработка и внедрение инструментов мотивации и механизмов вовлечения социальных партнеров к участию в управлении техникумом;

- Создание базы данных лучших практик вовлечения социальных партнеров в управление техникумом.

Основные задачи Программы

- Достижение качества образования, соответствующего программы требованиями ФГОС, через совершенствование форм, технологий,

учебно-методического обеспечения, обновление содержания и совершенствование методов обучения.

- Модернизация системы материально-технического обеспечения образовательного процесса.

- Разработка и внедрение комплекса мер по участию общественно-деловых объединений в управлении учреждением и оценке качества образования.

- Развитие механизмов эффективного взаимодействия учреждения с образовательными организациями, социальными партнерами в рамках осуществления образовательной, профориентационной и воспитательной деятельности, создание системы ранней профориентации и осознанного выбора профессии.

- Совершенствование единой информационной системы.

- Создание условий для активного вовлечения общественно-деловых объединений в образовательную деятельность.

Приоритетные направления реализации Программы

- создание благоприятной среды для развития обучающихся образовательных организаций;

- формирование эффективных механизмов управления образовательной организацией на принципах коллегиальности, обеспечение участия социальных партнеров в этом процессе, а также внедрение в образовательных организациях управленческих практик социальных партнеров.

Ожидаемые результаты

В результате выполнения Программы планируется получить следующие результаты:

- Разработаны и реализованы программы дополнительного профессионального образования по вопросам внедрения механизмов вовлечения общественно-деловых объединений, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий;

- Обновление содержания основных и дополнительных общеобразовательных программ, программ среднего профессионального образования, программ развития образовательных организаций;

- Проведены тематические мероприятия (фестивали, форумы, конференции), нацеленные на популяризацию практик вовлечения общественно-деловых объединений;

- Разработаны и «запущены» сайты, специализированные информационные ресурсы, социальные сети;

- Реализована профориентационная деятельность в образовательной организации, в том числе профессиональные и социальные пробы для обучающихся;

- проекты с участием социальных партнеров;

- Сформирована система поддержки внедрения механизмов вовлечения общественно-деловых объединений через интернет;

- Заключены соглашения с организациями-партнерами по внедрению механизмов вовлечения ОДО.



  1. Ведение

Процессы модернизации среднего профессионального образования требуют активного включения эффективных механизмов, обеспечивающих высокий уровень подготовки квалифицированных кадров.

Национальный проект «Образование» по направлениям стратегического развития, установленным Указом Президента России от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», предусматривает целью обеспечение глобальной конкурентоспособности, вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем, воспитание гармонично развитой личности на основе наших традиций, прежде всего – культурных традиций.

Исходя из этой цели майского указа Президента вытекают 10 задач, которые фактически легли в основу 10 федеральных проектов, один из которых направлен на модернизацию профессионального образования.

Проект «Молодые профессионалы», утвержденный проектным комитетом по национальному проекту «Образование» от 07.12.2018 г. №3, направлен на модернизацию профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ в 100% профессиональных образовательных организациях к 2024 году. Одними из целевых показателей проекта являются внедрение целевой модели вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении профессиональными образовательными организациями, а также разработка и реализация методологии наставничества в системе среднего профессионального образования.

Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) предусмотрено участие работодателей на всех этапах реализации образовательной программы, начиная от ее проектирования и заканчивая государственной итоговой аттестацией. Совершенствуются формы и методы образовательного процесса, внедряются современные образовательные технологии, апробированные в отечественной практике и за рубежом.

На сегодняшний день основными видами общественных органов управления в ГБПОУ РО «ЧМПТ» с участием организаций-работодателей являются Совет учреждения и попечительский совет, включение организаций-работодателей в состав которых дает возможность их прямого участия в управлении деятельностью образовательной организации.

Разработана Региональная модель вовлечения работодателей в управление ПОО, где обозначены основные функции представителей предприятий работодателей, которые на сегодняшний день, согласно Устава Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Чертковский многопрофильный техникум» (далее – ГБПОУ РО «ЧМПТ»), входят в тот или иной коллегиальный орган (рис. 1).

Для активизации и вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в управлении ГБПОУ РО «ЧМПТ», в том числе через представительство в коллегиальных органах управления ГБПОУ РО «ЧМПТ», предполагается расширить круг вопросов, управленческие решения по которым будут приниматься через процедуры рассмотрения на коллегиальных советах.

Региональный проект Ростовской области «Молодые профессионалы (повышение конкурентоспособности профессионального образования)», утвержденный постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 646 предусматривает, что к середине 2020 года в Ростовской области должна быть внедрена методология наставничества в систему среднего профессионального образования, в том числе посредством привлечения к этой деятельности специалистов-практиков.



РАСШИРЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОДО И РАБОТОДАТЕЛЕЙ В ОРГАНАХ УПРАВЛЕНИЯ ГБПОУ РО «ЧМПТ

КОЛЛЕГИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГБПОУ РО «ЧМПТ»



Совет ГБПОУ РО «ЧМПТ»

Попечительский Совет ГБПОУ РО «ЧМПТ»

Содержательно-процессуальный компонент







Формы участия



Рассмотрение программы развития ЧМПТ

Содействие привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития ЧМПТ



Расширение функций ОДО в управлении ЧМПТ

Развитие структуры, содержания и технологий реализации ОПОП;

Развитие системы независимой оценки качества подготовки выпускников;

Развитие партнерства в части развития материально-технической и учебно-методической базы;

Сопровождение профессионального роста выпускников и педагогических работников;

Развитие института наставничества;

Совершенствование системы профориентации, в т.ч. ранней профориентации.





Результативный компонент

Вопросы реализации ОПОП;

Вопросы обучения в рамках целевых договоров;

Вопросы выплат стимулирующего характера;

Содействие в развитии ресурсной базы;

Принятие решений по вопросам создания учебных мест на предприятиях;

Назначение мастеров-наставников из числа работников предприятий;

Вопросы организации производственной практики на базе предприятия;

Закрепляемость выпускников на рабочих местах, трудоустройство;

Вопросы стажировки





Участие в направлении развития ЧМПТ;

Согласование ОПОП;

Участие в демонстрационном экзамене;

Участие в независимой оценки деятельности ЧМПТ

Мониторинг образовательной деятельности





Формы участия



Осуществляет рассмотрение локальных нормативных актов

Заслушивает ежегодные отчеты директора

Определяет принципы распределения материальных затрат

Обсуждает основные образовательные программы

Принимает решение о распоряжении имуществом

Определение основных направлений ЧМПТ

Содействие совершенствованию материально-технической базы

Содействие организации и улучшения условий труда педагогических и других работников

Содействие организации конкурсов, соревнований и других массовых мероприятий

































Рис. 1.Модель вовлечения работодателей в управление ЧМПТ

Наиболее распространена в профессиональных образовательных организациях практика наставничества (работа с начинающими педагогами). Однако в современных динамичных условиях развивается и такая практика наставничества, которая охватывает не только начинающих педагогов, но и, в идеале, всех.

Интересен опыт организаций, в которых наставничество развернуто как широкая практика подготовки и развития кадров, которая охватывает школьников, студентов и педагогов образовательной организации.

Наставничество используется в обучении и развитии разных категорий сотрудников и с различными целями:

  • со старшеклассниками – для целей профориентации;

  • со студентами – для задач углубления профессионального образования

  • и подготовки к возможной будущей профессиональной специализации;

  • с новыми педагогами – для задач адаптации в профессиональной образовательной организации, ускоренного освоения норм и требований, вхождения в полноценный рабочий режим;

  • с руководителями – для задач подготовки к развитию управленческой карьеры, переходу на более высокие уровни управления.

Непрерывность технологии наставничества можно рассматривать как ступенчатый рост профессионального самоопределения личности (рис. 2).

Профориентация на профессию/специальность

Руководитель наставник




Руководитель производственной практики. Наставник на период адаптации на рабочем месте. Наставник на период становления молодого педагога

Молодой специалист

Молодой руководитель



Дополнительная профессиональная подготовка в ОО ДПО



Производственная практика под руководством наставника

Адаптация на рабочем месте под руководством наставника

Старшеклассник

Студент









Рис. 2 Непрерывная технология наставничества

Проект призван решать текущие затруднения молодых специалистов, обеспечить условия для их профессионального роста и поддержки на пути саморазвития, постепенного погружения в педагогическую среду.

Целью федерального проекта «Молодые профессионалы» является обеспечение к 2024 году глобальной конкурентоспособности российского образования, создание в Российской Федерации конкурентоспособной системы профессионального образования, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров в соответствии с современными стандартами, в том числе стандартами Worldskills Russia, и передовыми технологиями.

Внедрение эффективных механизмов взаимодействия с работодателями позволит создать новую модель конкурентоспособной региональной системы профессионального образования, обеспечивающей потребности региональной экономики в высококвалифицированных специалистах.


  1. Использование технологии наставничества в работе по профориентации, профессиональному становлению

в ГБПОУ РО «ЧМПТ»

В последнее время значимость эффективной профориентационной работы с молодежью возрастает в условиях стремительно меняющихся рынков труда, цифровизации экономики, модернизации и роботизации производств, новой индустриализации России. Сегодня выбор профессии в значительной мере находится в зависимости от факторов, не отражающих стратегические приоритеты и перспективы рынков труда, часто совершается поверхностно, определяется «случаем»: картинкой из СМИ или Интернет, ярким увиденным мероприятием и т.п. Профориентация часто подменяется образовательным маркетингом, не отвечает на вызовы времени и ведется без учета тех изменений в востребованности и содержании профессий, которые произойдут в ближайшие 5, 10, 15 лет.

Эффективное наставничество как общественная практика способно внести существенный вклад в решение названных проблем.

В нашем техникуме используются следующие формы профориентационной работы: презентации профессий, интерактивные экскурсии по учебно-производственным цехам, выставки работ обучающихся техникума, мастер-классы, профессиональные пробы.

Несомненно, профессиональные пробы являются важным моментом в профориентационной работе, так как способствуют осознанной самооценке человеком собственных профессиональных возможностей, обоснованному профессиональному выбору, позволяют на практике подтвердить профессиональную направленность личности, оценить ее трудовой потенциал. Однако эффективность профориентационных мероприятий возрастает, если они осуществляются в контексте взаимоотношений с «значимым взрослым», то есть наставником. Только «значимый взрослый» на деле становится посредником в выборе профессии и последующем ее освоении.

Таким образом, педагогический коллектив нашего техникума пришел к идее разработки и реализации проекта по использованию технологии наставничества в работе по профориентации и профессиональному становлению «От профессиональной пробы – к профессиональному выбору».

Цель проекта – способствовать более осознанному выбору профессиональной деятельности, профессиональной образовательной организации (для школьников); оказание помощи в профессиональном становлении, трудоустройстве (для обучающихся техникума); предоставление возможности попробовать себя в профессиональной деятельности под руководством наставника.

Нормативно-методические материалы для разработки проекта:

  • план профориентационных мероприятий;

  • программы профессиональных проб;

  • положение о наставничестве;

  • приказ о закреплении за педагогическими работниками школ (для организации профориентационной работы);

  • приказ о закреплении наставников за школьниками, проявившими интерес к профессии (из числа педагогов, студентов);

  • положение о разработке рекомендаций для построения профессиональной траектории;

  • образец договора о прохождении практики на предприятии под руководством наставника.

Мероприятия проекта:

  • презентации профессий в школах;

  • дни открытых дверей;

  • профтестирование;

  • профпробы (с привлечением обучающихся техникума);

  • мастер-классы (проводят обучающиеся совместно с местерами п/о);

  • диагностика педагогов и студентов на готовность к наставнической деятельности;

  • закрепление наставников за школьниками, проявившими интерес к профессии (из числа педагогов, студентов);

  • конкурсы профмастерства на уровне техникума, области, регионов (среди

  • студентов и школьников);

  • участие в чемпионатах WorldSkills, Abilympics;

  • разработка рекомендаций для построения профессиональной траектории;

  • заключение договоров, закрепление наставников за студентами, проходящими практику на производстве, из числа специалистов предприятия;

  • психологические тренинги, обучающие занятия для наставников;

  • анализ результатов деятельности наставников, мониторинг поступления в техникум обучающихся, проявивших интерес к профессии, трудоустройства студентов по профессии;

  • стимулирование педагогов и студентов, занимающихся наставничеством.

Целевые группы:

  • школьники и студенты;

  • сотрудники техникума;

  • сотрудники промышленных предприятий, занятые в профориентации и наставничестве;

  • сотрудники Центров занятости и иных учреждений, занятых в профориентации.

Работа по реализации данного проекта будет способствовать:

  • внедрению технологии наставничества посредством привлечения к этой деятельности педагогов, специалистов-практиков, работников предприятий и организаций, в том числе из реального сектора экономики, а также студентов старших курсов;

  • получению обучающимися необходимых знаний, более осознанному выбору профессии, а также на реальном примере специалистов-практиков формированию личных и профессиональных компетенций;

  • повышению процента обучающихся, педагогов, специалистов-практиков, студентов, вовлеченных в различные формы наставничества.

Наставничество – процесс двусторонний, длительный, трудоемкий, он

необходим сегодня в сфере среднего профессионального образования, в том числе для повышения эффективности работы по профориентации и профессиональному становлению студентов.

  1. Стратегическое партнерство как модель взаимодействия работодателей и ГБПОУ РО «ЧМПТ» для подготовки квалифицированных кадров (сделать последней главой)

Сотрудничество работодателей и образовательных организаций в сфере

профессионального образования представляет собой целую модель отношений, которая предусматривает условия, способствующие наиболее высоким достижениям в его практической деятельности.

Профессионально-образовательные организации находят дополнительные источники финансирования благодаря сотрудничеству с работодателями. Такое сотрудничество улучшает материально-техническую базу, повышает возможность трудоустройства выпускников после окончания образовательного учреждения.

Сами же работодатели в данной модели стратегического партнерства выступают «заказчиками» и получают не только доступ к резерву квалифицированных сотрудников, но и дополнительные возможности, касающиеся привлечения преподавателей и обучающихся к реализации своих бизнес-проектов (бизнес-идей). Сотрудничество такого рода считается преимущественным, с дальнейшими перспективами, так как каждый из партнеров достигает своих поставленных целей.

Стратегическое партнерство является приоритетным направлением и разновидностью сотрудничества между работодателем и образовательными учреждениями. Рассуждая на данную тему, приходим к выводу, что стратегическое партнерство обеспечивает решение основной задачи образовательной организации – подготовка специалистов (выпускников профессионально-образовательной организации), которая соответствует требованиям работодателей.

Рассмотрим основные формы стратегического партнерства.

1. Эндаумент-фонды – это целевые фонды, созданные для некоммерческих целей, сформированные в основном за счет добровольных взносов учредителей. В России такая форма партнерства слаборазвита и наименее популярна, чем в западных странах.

2. Общецелевая профессиональная подготовка обучающихся в профессионально-образовательных учреждениях. Данная форма рассчитана на предприятия (работодателей), которые принимают расходы за обучение студента по конкретной специальности на себя с условием обязательной отработки в организации после окончания профессионально-образовательной организации.

3. Организация практики студентов и подготовки выпускных квалификационных работ на базе предприятия.

Стратегическое партнерство образовательных организаций и работодателей связывает и еще одно, не менее важное звено – прохождение практики студентами на предприятии работодателей в последующем предполагает трудоустройство выпускников.

На сегодняшний день государство имеет большую заинтересованность в развитии стратегических партнерств и выступает главным регулятором между работодателем и профессиональной образовательной организацией. Можно назвать такое урегулирование «равновесием». «Равновесие» крайне необходимо для равного доступа всех категорий населения к образованию. За последние несколько лет государством разработаны и приняты в действие законодательные акты в поддержку стратегического партнерства.

На практике многие образовательные организации сталкиваются с многочисленными проблемами: работодатели неохотно соглашаются на совместное сотрудничество с профессионально-образовательными организациями, не принимают участие в преподавании специализированных дисциплин, отказывают в организации практики студентам. Во многих профессионально-образовательных организациях обучающимся приходится самостоятельно заниматься поиском предприятия для прохождения практики. Оформление студентов на практику в организацию вызывает ряд трудностей, поскольку трудовым законодательством напрямую этот процесс не регламентирован.

Подводя итоги, отмечаем, что подготовка востребованных, высококвалифицированных кадров требует наиболее эффективного участия работодателей в деятельности профессиональной образовательной организации, в том числе через привлечение их в органы управления.


Взаимодействие в рамках вовлечения общественно-деловых объединений и участия представителей работодателей в принятии решений по вопросам управления развитием общеобразовательной организации, в том числе в обновлении образовательных программ

ГБПОУ РО «ЧМПТ» является координатором при взаимодействии с общественно-деловыми объединениями и представителями работодателей. Исходя из планируемых изменений рекомендуется сформировать проектные группы, куда будут входить представители различных групп.

1. Программные документы развития и управления Техникума.

В силу стратегического значения данный вопрос требует привлечения представителей родителей, работодателей, общественных объединений, а также органов государственной власти и местного самоуправления.

Результатом взаимодействия Техникума и представителей работодателей, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления и родителей является:

- в части формирования программных документов развития - утверждение программы развития Техникума, в которой вопросы содействия научно-технологическому развитию Ростовской области, закрепления молодых людей в регионе отражены в целях, задачах, показателях, результатах деятельности, проектах, плане мероприятий, включая локальную нормативную базу и образовательные программы;

- в части управления Техникума - вокруг общеобразовательной организации сформировано экспертное сообщество, представители которого вошли в коллегиальный орган управления Техникума, при этом его деятельность осуществляется на основе современных управленческих технологий, включая методы мотивационного менеджмента и проектного управления.

2. Образовательный процесс, содержание и реализация образовательных программ

Результатом взаимодействия Техникума и представителей работодателей, общественных объединений в части образовательного процесса является обеспечение системы постоянного обновления и реализации образовательных программ с учетом современных достижений науки и технологий, отражающих задачи научно-технологического развития

Ростовской области, способствующих трудоустройству и закреплению молодых людей в регионе.